СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования ценностных ориентаций у младших школьников в процессе обучения 6
1.1 Понятие ценностных ориентаций 6
1.2 Особенности системы ценностных ориентаций младших школьников 11
1.3 Методы формирования ценностных ориентаций у младших школьников 14
Выводы по первой главе 18
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование по формированию ценностных ориентаций у младших школьников в процессе обучения 19
2.1 Задача и методика опытно-экспериментальной работы 19
2.2 Анализ результатов исследования 21
Выводы по второй главе 29
Заключение 30
Библиографический список 32
Приложения 34
Введение
Гармоничное личностное развитие детей и подростков является одним из основных факторов экономического, социально-политического и культурного прогресса страны. В современной России в связи с изменившейся социально-экономической ситуацией в условиях деформации нравственных идеалов, снижения престижа знаний, распространения асоциальных явлений (наркомания, алкоголизм, преступность и т.д.) особенно возрастает значение образования и воспитания молодого поколения, овладения ценностями культуры во всем многообразии ее содержания. Связь между ними и жизнедеятельностью человека осуществляется через его ценностные ориентации. Ценностные ориентации это сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общее отношение к миру и к себе, своему поведению и поступкам.
Проблема ценностных ориентаций современного человека лежит на стыке различных отраслей знания – философии, социологии, психологии, педагогики, культурологи и пр. В психологии она рассматривалась зарубежными (А. Маслоу, Г. Олпорт, М. Рокич, В. Франкл, З. Фрейд, Э. Фромм, М. Шварц, Э. Шостром, Э. Шпрангер и др.) и отечественными ав-торами (И.С. Артюхова, Л.И. Божович, С.С. Бубнова, Л.Г. Здравомыслов, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, А.С. Шаров, В.А. Ядов и др.).
Наиболее благоприятным возрастным периодом для формирования ценностных ориентаций личности является младший школьный возраст. Дети в этом возрасте особенно восприимчивы к усвоению социальных ценностей, принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, присваивают способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе. Между тем, наряду с очевидными достиже-ниями в теории и практике изучения ценностных ориентаций личности, про-блема формирования ценностных ориентаций у младших школьников остается до конца не изученной, поскольку представления о ценностях детей и подростков, накопленные отечественной психологией советского периода, не соответствуют современной действительности.
Роль семьи в воспитании школьников младших классов 3
... по частям не воспитывается. Содержанием воспитания является формирование социально-ценностных отношений к себе, миру и людям в ... теоретического обоснования роли семьи в вoспитании младших школьников; определение модели семейного воспитания: практика использования,теоретические ... человека, с целью формирования определенных установок и понятий, принципов и ценностных ориентации, которые в свою ...
Переоценка ценностей, изменение их иерархической системы, утвер-ждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании требуют такого конструирования учебно-воспитательного процесса в школе, которое бы способствовало самореализации личности в окружающем ее ми-ре. С учетом особенностей младшего школьного возраста формирование ценностных ориентаций в начальной школе должно осуществляться как самоценная ступень личностного развития. Однако конкретные методы формирования ценностей у младших школьников в процессе обучения нуждаются в разработке и апробации.
Таким образом, несмотря на существование значительного числа работ, посвященных исследованию психологии детей младшего школьного возраста, проблема ценностных ориентаций младшего школьника и их формирования в процессе обучения далека от разрешения, что подтверждает актуальность ее изучения. Стремление внести вклад в решение этой проблемы определяет практическую значимость данного исследования.
Актуальность и значимость темы и недостаточная ее разработанность в психологии обусловили выбор темы исследования: «Формирование ценностных ориентаций у младших школьников в процессе обучения».
Объект исследования – ценностные ориентации младших школьников.
Предмет исследования – формирование ценностных ориентаций млад-ших школьников в процессе обучения.
Цель исследования: выявить средства формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе обучения.
Гипотеза исследования основана на предположении, что формирование ценностных ориентаций у учащихся младших классов общеобразовательных учреждений будет более эффективным, если в процессе обучения основное внимание уделяется духовно-нравственным ценностям.
Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по про-блеме ценностных ориентаций и их особенностей у младших школьников.
2. Изучить состояние проблемы формирования ценностных ориента-ций младших школьников в процессе обучения.
3. Провести исследование ценностных ориентаций у младших школьников (констатирующий эксперимент).
4. Исследовать возможности и методы формирования ценностных ори-ентаций младших школьников в процессе обучения и на основе этого разработать соответствующую коррекционно-развивающую программу (формирующий эксперимент).
5. Провести исследование изменений ценностных ориентаций у млад-ших школьников, принимавших участие в коррекционно-развивающей про-грамме, и сделать вывод об эффективности данной программы.
Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе ...
... с работой, проводимой с семьями учащихся. на ценностные ориентации личности младших школьников. Объект исследования — процесс формирования ценностных ориентаций младших школьников. Предмет исследования — ценностные ориентации младших школьников. В качестве гипотезы выдвигаем следующее предположение: образовательный процесс в сочетании с работой, проводимой с ...
В процессе работы применялись следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические – беседа, наблюдения, тестирование, психолого-педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности;
3) методы математико-статистического анализа —
База проведения исследования: МОУ СОШ № 9 г. Челябинска.
Выборку исследования составили 20 учащихся 2А класса.
Практическая значимость работы состоит в разработке: методических материалов и рекомендаций в помощь учителю по организации учебной дея-тельности младших школьников с целью формирования их ценностных ориентаций; системы психолого-педагогической коррекции процесса форми-рования ценностных ориентаций в процессе обучения.
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования ценност-ных ориентаций у младших школьников в процессе обучения
1.1 Понятие ценностных ориентаций
Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценно-стей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [11 С. 23]. Это способ дифференциации объектов действительности по их значимости. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, на других людей, отношение к себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». В наиболее общем смысле под ценностными ориентациями личности понимают ее направленность на те или иные ценности [18, С. 7].
Понятие «ценность», в свою очередь, понимается как:
общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности;
произведения материальной и духовной культуры, предстающие в объективированной форме;
социальные ценности, которые, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей [15, С. 442].
Ценности охватывают жизнь человека и человечества в целом во всех их проявлениях и сторонах, в том числе познавательную сферу человека, его поведение и эмоционально-чувственную сферу. Осознавая собственные цен-ностные ориентации, свое место в мире, человек размышляет над смыслом и целью своей жизнедеятельности. Общечеловеческие ценности …..
Библиографический список
1. Алексеева, В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности [Текст] / В. Г. Алексеева // Психологический жур-нал. – 1984. – т. 5. – № 5. – С. 63-70.
2. Ананьев, Б. Г. Избранные труды [Текст] : сборник научных трудов в 2-х т., Т. I / Б. Г. Ананьев. – М. : Педагогика, 1980. – 232 с.
3. Андрианов М.А. Философия для детей, или культурно-нравственное образование в начальной школе и в семье // Начальная школа: плюс минус. – 2002, № 6. – 75 с.
4. Анурин, В. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей [Текст] / В. Ф. Анурин // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства. – Горький, 1982. – С. 116-129.
Ценностная ориентация. Ценностные ориентации студентов. Их влияние ...
... ценностных ориентаций можно отметить схожие положения: - понятия «ценностные ориентации» и «личностные ценности» рассматриваются как тождественные; - в основном ценностные ориентации анализируются через мотивационно-потребностный и смысловой компонент изучения личности; - большинство авторов рассматривают формирование ценностных ориентаций ...
5. Баранец, Н. А. Формирование ценностных ориентаций младшего школьника в современной информационной среде [Текст] / Н.А. Баранец // Начальная школа плюс до и после. – 2008, № 7. – С. 11-16.
6. Будинайте, Г. Л. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта [Текст] / Г. Л. Будинайте, Т.В. Корнилова // Вопросы психологии. – 1993. – т. 14. – № 5. – С. 99-105.
7. Здравомыслов, А. Г. Потребности, интересы, ценности [Текст] : учебно-методическое пособие / А. Г. Здравомыслов. – М., 1986. – 222 c.
8. Киселев, Г. С. Смысл и ценности нового века [Текст] / Г. С. Киселев // Вопросы философии. – 2006. – № 4. – С. 12.
9. Коваленко Ж.В., Губанова Е.Н. Урок нравственности // Начальная школа, №6, 2002. – 80 с.
10. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] : монография / А. Н. Леонтьев. – М., 1975. – 304 с.
11. Леонтьев, Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и группо-вом сознании : виды, детерминанты и изменения во времени [Текст] / Д. А. Леонтьев // Психологическое обозрение. – 1998. – № 1. – С. 13-25.
12. Ломов, Б. Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений [Текст] / Б. Ф. Ломов // Психология личности в социалистическом обществе. – М. : Просвещение, 1989. – С. 6-23.
13. Макеева, С. Г. Становление духовно-нравственных ориентаций младших школьников [Текст] / С. Г. Макеева // Тезисы доклада на международной конференции «Христианство и образование». – М., 2000. – С. 82-83.
14. Маслоу, А. Самоактуализация [Текст] / А. Маслоу // Психология лично-сти : Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М. : Педагогика, 1982. – С. 108-118.
15. Психология. Словарь [Текст] / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Изд. 2-е. – М., 1990. – 494 с.
16. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] : учебное посо-бие / С. Л. Рубинштейн. – М., 1976. – 416 с.
17. Современная западная социология [Текст] : словарь / Под ред. Ю. Н. Давидова, М. С. Ковалевой, А. Ф. Филиппова. – М. : Политиздат, 1990. – 432 с.
18. Тугаринов, В. П. Теория ценностей [Текст] : монография / В. П. Тугари-нов. – Л. : Изд-во ЛГУ им. Жданова, 1978. – 124 с.
19. Филимонова А.А., Коротюк Л.В., Грезина З.С. К вопросу о начальном литературном образовании и духовно-нравственном воспитании // На-чальная школа. 2002, № 6. – 22 с.
20. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] : моногра-фия / Э. Фромм. – М., 1994. – 447 с.
21. Шпрангер, Э. Два вида психологии [Текст] / Э. Шпрангер // История психологии (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса) : Тексты. – Изд. 2-е / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М., 1992. – 364 с.