Оглавление
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого-педагогические предпосылки формирования представлений о геометрических фигурах у дошкольников……………………………………….…..6
1.1 Психологические особенности восприятия геометрического материала дошкольниками……………………………………………………….…………..…….6
1.2 Анализ существующей практики формирования геометрических представлений у дошкольников………………………………….……………..……12
1.3 Условия формирования представлений о геометрических фигурах у дошкольников в разновозрастных группах…………………………………………22
Вывод по 1 главе………………………………………………………………………31
Глава 2. Формирование геометрических представлений у дошкольников в условиях разновозрастной группы………………………………………………….33
2.1 Содержание и этапы эмпирического исследования формирования геометрических представлений у дошкольников в условиях разновозрастной группы…………………………………………………………………………………33
2.2 Изучение уровня сформированности геометрических представлений у детей четвертого и пятого года жизни в условиях разновозрастной группы……………42
2.3 Содержание работы по формированию геометрических представлений у дошкольников в условиях разновозрастной группы и анализ ее проявления……………………………………………………………………………52
Заключение……………………………………………………………………………65
Библиографический список………………………………………………………….68
Приложение……………………………………………………………………………73
Введение
Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития.
Одним из ведущих познавательных процессов детей дошкольного возраста является восприятие. Оно выполняет ряд функций: объединяет свойства предметов в целостный образ; объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации; объединяет весь полученный опыт от окружающего мира в форме представлений и образов предметов, и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка. Значительный вклад в понимание природы восприятия внесли психологи и педагоги – А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и др.
Современное состояние математических представлений у дошкольников
... к четырем годам у дошкольников есть некоторый «багаж» элементарных математических представлений, который необходимо обобщить и систематизировать. IФормирование математических представлений у дошкольников 1.1. Особенности формирования математических представлений у дошкольников У ребенка должны ...
Восприятие младших дошкольников (3 – 4 года) носит предметный характер, т.е. все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и другие, не отделяются у ребенка от предмета. Дети видят их слитно с предметом, считают их нераздельно принадлежащими предмету. Как показали исследования Ж.Пиаже, первые геометрические представления детей являются в основном топологическими и качественными, а не количественными. При восприятии дети видят не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличают предмет от других предметов. Действуя с предметами, дети начинают обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает их способность отделять свойства от самого предмета замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.д.. Восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах. Поэтому проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и форме предмета такие педагоги как А.А. Столяр, А.М. Леушина, Л.А. Парамонова, рассматривали в плане сенсорного восприятия.
А.Н. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др. считают, что формирование у дошкольников математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками и приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.
Все многообразные дошкольные образовательные технологии ориентированы на конкретный возраст и логику возрастного развития. Однако, известно, что решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного стандарта в условиях разновозрастной группы малокомплектного детского сада вызывает у воспитателя значительные трудности. Одна из задач, стоящих перед педагогами малокомплектных детских садов в настоящее время, заключается в оптимизации воспитательного процесса в разновозрастных группах за счет использования факторов влияния детей разного возраста друг на друга. Исследования по проблеме разновозрастных дошкольных групп проводили А.Г. Арушанова, В.В. Гербова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова, Т.А. Макеева, В.Г. Щур, С.Г. Якобсон и др. Реализация воспитательного потенциала обучения в разновозрастной группе, его социально-педагогических функций зависит от многих обстоятельств, в частности, от особенностей учебного занятия, его построения
Цель исследования: изучить психолого-педагогические условия формирования представлений о геометрических фигурах в условиях разновозрастной группы.
Объект исследования: формирование геометрических представлений у детей 3-5 лет в условиях разновозрастной группы.
формированию представления о геометрических фигурах у детей среднего ...
... с предметным миром как средства. Объект исследования: формирование представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста. Предмет исследования: формирование представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с ...
Предмет исследования: организация деятельности детей 3-5 лет в условиях разновозрастной группы по формированию представлений о геометрических фигурах.
Гипотеза: основываясь на том, что общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования «опережающих» знаний и взаимного обучения, мы предполагаем, что участие младших дошкольников разновозрастной группы в совместных дидактических играх и упражнениях с математическим содержанием со старшими дошкольниками данной группы способствует более эффективному у них формированию представлений о геометрических фигурах.
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать комплекс дидактических игр и упражнений по формированию геометрических представлений у детей 3-5 лет в условиях разновозрастной группы.
3. Экспериментально проверить эффективность их использования
Методы исследования:
— теоретические: анализ, обобщение, сравнение психолого-педагогических исследований;
— эмперические: метод изучения педагогической документации, опрос, метод регистрации, метод количественной и качественной обработки результатов, педагогический эксперимент.
Методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Базой исследования является МДОУ д/с № Тополек Ванинский район, п. Токи.
Практическая значимость работы заключается в том, что результатами исследования могут воспользоваться практические работники дошкольных учреждений.
ВКР состоит из введения двух глав, заключения, библиографического списка, состоящего из 53 источников, 9 рисунков, 2 таблиц.
Глава 1. Психолого — педагогические предпосылки формирования представлений о геометрических фигурах у дошкольников
1.1 Психологические особенности восприятия геометрического материала дошкольниками
Одним из ведущих познавательных процессов детей дошкольного возраста является восприятие. Оно выполняет ряд функций: объединяет свойства предметов в целостный образ; объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации; объединяет весь полученный опыт от окружающего мира в форме представлений и образов предметов, и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка (Л.А. Венгер [7], А.В. Запорожец [18] и др.).
В психологии одним из свойств восприятия выделяют целостность: воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющее определенную структуру [18]. Именно целостное восприятие обеспечивает накопление жизненного опыта, т.к. образы воспринимаемых предметов сохраняются в памяти и руководят дальнейшем восприятием окружающего мира. Образы предметов подготавливают руку, глаз и другие органы чувств воспринимать похожие предметы ускоренно, в соответствии с жизненными задачами. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет, не умеют разлагать целое на части и снова объединять части в целое. Им характерно смешивать части и целое. Восприятие вещей остается глобальным, без различения деталей. Дети воспринимают детали как самостоятельный объект, а не как части целого, и именно поэтому они оказываются чувствительны к ним. При восприятии предметов существенное значение играет то, какая часть рассматривается, какую роль она играет в целом предмете. Осмысленному восприятию ребенка учит взрослый на материале явлений природы, предметов обихода и искусства.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...
Г. Фолькельт считает, что ребенок до 7 лет «удивительно слеп к форме» . Для того чтобы знать, чему и как обучать детей на разных этапах их развития, надо, прежде всего, проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы предмета, в том числе и фигуры, утверждает Л.А. Венгер [8].
А.Л. Смоленцева отмечает, что уже в младшем дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с кругом, квадратом, овалом, прямоугольником, треугольником. Она предлагает организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить их по форме. Вначале дети не могут выполнить сопоставление зрительно, поэтому используется прием наложения. От внешних приемов сопоставления дети постепенно и переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга [40].
Л.А. Венгер и А.Л. Смоленцева считают целесообразным знакомить детей с геометрическими фигурами, предлагая им овалы с разным соотношением осей и прямоугольники, различающиеся по соотношению сторон, а также прямоугольные, остроугольные, тупоугольные треугольники [8, 40].
О важной роли предметного действия в развитии восприятия геометрических фигур и формы предметов свидетельствуют исследования А.А. Прессман [36]. Заполнение вкладышей дошкольниками показало, что у них процесс зрительного восприятия еще не отделен от предметного действия. И лишь в дошкольном возрасте проявляются специальные зрительные реакции прослеживания контуров, соотнесения формы фигур, предшествующие выполнению практического действия.
По мнению А.В. Запорожца, огромную роль при восприятии ребенком незнакомых предметов играет задача, стоящая перед детьми. Если надо выложить из одноцветных фигур узор, дети ориентируются на форму; если надо «спрятать» цветную фигуру на аналогичном фоне, решающее значение приобретает цвет. Иногда дети ориентируются на оба признака одновременно [18].
Исключив «конфликтность» в предложенном детям-дошкольникам задании (или форма, или цвет), психолог В.А. Гусев показал, что уже дети младшего дошкольного возраста совершенно правильно ориентируются на форму предмета, данного в виде силуэта или даже контурно [10].
В предпочтении ребенком одного или другого признака предмета существенная роль принадлежит слову. Фиксируя предмет, слово выделяет в качестве его основного опознавательного признака форму. Однако у младших дошкольников форма слита с предметным содержанием, что подтверждается легким опредмечиванием любой новой, незнакомой ребенку формы. Так, трех -, четырехлетние дети в треугольнике видят крышу, в конусе, опрокинутом вершиной вниз,- воронку, в прямоугольнике — окно. Пяти-, шестилетние дети могут выделить уже именно форму по сходству ее с определенным предметом. Они говорят, что круг похож на колесо, кубик — как кусок мыла, а цилиндр — как будто стакан.
Узнав названия геометрических фигур, дети свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых им вещах, т. е. отвлекают форму от предметного содержания. Они говорят, что дверь — это прямоугольник, колпак лампы — шар, а воронка — это конус и узкий высокий цилиндр на нем. Так форма становится «видимой»: она приобретает для ребенка сигнальное значение и обобщенно отражается им на основе ее абстрагирования и обозначения словом [10]…
Тесты психического развития ребенка второго года жизни. От года ...
... а после показа - построить поезд без трубы. Тест с геометрическими фигурами. Используя знакомую доску, ребенок двух лет уже справляется со всем заданием, правильно размещая на доске все ... по детской психологии. Упражнения и развивающие игры для ребенка второго года жизни. Занятия с ребенком от одного года до двух лет направлены на дальнейшее развитие психомоторной, сенсорной, мыслительной, речевой ...
Заключение
В ходе работы над темой исследования нами были рассмотрены психолого-педагогические предпосылки формирования представлений о геометрических фигурах у дошкольников, изучены психологические особенности восприятия геометрического материала дошкольниками, проведен анализ существующей практики формирования геометрических представлений у дошкольников, рассмотрены условия формирования представлений о геометрических фигурах у дошкольников в разновозрастных группах.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы:
• в дошкольном возрасте происходит овладение перцептивной и интеллектуальной систематизацией форм геометрических фигур. Перцептивная деятельность в познании фигур опережает развитие интеллектуальной систематизации.
• для развития у ребенка представлений формы надо освоить ряд практических действий, которые помогают ему воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины. Это такие практические действия, как: наложение фигур, прикладывание, переворачивание, сопоставление элементов фигур, обведение пальцем контура, ощупывание, рисование.После освоения практических действий ребенок может узнать любую фигуру, выполняя эти же действия в уме. За весь дошкольный период ребенок осваивает шесть основных форм: треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник и трапеция. Можно обследовать предмет более подробно, не только общую форму, но и ее отличительные детали (углы, длину сторон), наклон фигуры.
• разновозрастная группа детского сада имеет значительный развивающий потенциал. В разновозрастной группе дошкольников своеобразно проявляются индивидуальные особенности детей: в одних случаях индивидуальные особенности как бы сглаживают возрастные различия, в других – усиливает их. Мы видим наличие очень сложных и неоднозначно протекающих процессов взаимного влияния детей разных возрастов, опосредованных особенностями каждого возраста, характером и содержанием совместной деятельности, адекватностью ее педагогического регулирования.
С целью определения уровня сформированности геометрических представлений у дошкольников в условиях разновозрастной группы нами было проведено исследования в МДОУ д/с № Тополек Ванинский район, п. Токи. В исследовании принимали участие 18 дошкольников младшей разновозрастной группы: 10 детей четвертого года жизни и 8 детей пятого года жизни.
Анализ психолого-педагогической, методической литературы, исследований позволил нам выделить критерии сформированности представлений о геометрических фигурах у детей четвертого и пятого года жизни, в соответствии с которыми нами были определены уровни сформированности представлений о геометрических фигурах у детей данных возрастов.
Особенности пространственных представлений дошкольников 5-6 лет ...
... ощущения». А значит, в первые годы жизни ребенка нужно сформировать у него ощущение пространства. Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает складываться представление о правом и левом, ... Поэтому так актуально вовремя обследовать ребенка и начать коррекционную работу. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 1.3 . Общая ...
Для диагностики детей четвертого и пятого годы жизни в условиях разновозрастной группы мы использовании методику А.С. Метлиной, которая позволила определить уровень сформированности представлений о геометрических фигурах.
Обследованные группы детей четвертого и пятого года жизни на констатирующем этапе показали достаточные уровни сформированности представлений о геометрических фигурах. У детей четвертого года жизни больше процент недостаточного уровня, чем у детей пятого года жизни, что говорит о наличии определенного опыта, объема представлений, полученных детьми пятого года жизни в прошлом учебном году. Большой процент детей пятого года жизни (62,5%) показали достаточный уровень сформированности представлений о геометрических фигурах, что для констатирующего этапа исследования является хорошим показателем.
В тоже время мы видим, что дети четвертого года жизни показали хорошие результаты: высокий уровень – 20%, достаточный уровень – 40%.
Также результаты констатирующего этапа исследования показали, что воспитатели не организовывают специальную работу по ознакомлению детей с геометрическими фигурами, но дети четвертого года жизни показывают хорошие результаты сформированности представлений о геометрических фигурах. Следовательно, мы можем сделать предположение о том, что на уровень развития детей четвертого года жизни оказывают влияние условия разновозрастной группы.
Для подтверждения своей гипотезы был проведен формирующий этап, для проведения которого мы составили программу развивающих занятий и игр для обеих возрастных групп по развитию представлений о геометрических фигурах.
Обследованные группы детей четвертого и пятого года жизни на контрольном этапе показали также достаточные уровни сформированности представлений о геометрических фигурах, но мы наглядно можем наблюдать положительную динамику. Также стоит отметить тот факт, что дети четвертого года жизни показали хорошие результаты: высокий уровень – 40%, достаточный уровень – 50%. Ряд детей получили дополнительные баллы за выполнение дополнительных задач, рассчитанных для детей пятого года жизни, а это 70% группы детей четвертого года жизни, причем пять детей получили по 2 дополнительных балла. Это способствовало попаданию четверым из них по сумме баллов в группу детей с высоким уровнем сформированности представлений о геометрических фигурах.
Результаты проведенного педагогического эксперимента показали, что на уровень развития детей четвертого года жизни оказывают влияние условия разновозрастной группы. Следовательно, мы можем говорить о том, что участие младших дошкольников разновозрастной группы в совместных дидактических играх и упражнениях с математическим содержанием со старшими дошкольниками данной группы способствует более эффективному у них формированию представлений о геометрических фигурах.
Гипотеза нашла свое подтверждение.
Библиографический список
1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как формы организации обучения в детском саду /В.Н. Аванесова /под ред. Поддъякова Н.Н.- СПб.: Питер, 2004, — 159 с. — ISBN 5-85009-580-2
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... к аккуратности. Во второй половине первого года жизни взрослый привлекает ребенка к участию в одевании и раздевании, ... в известных пределах) удовлетворять возрастное стремление к самостоятельности. Дошкольника бытовая деятельность привлекает меньше, поскольку его самоутверждение ... себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании ребенок, рассматривая свое отражение ...
2. Аванесова, В.Н. Воспитание и обучение в разновозрастной группе /В.Н. Аванесова. – М.: Мысль, 2009. – 512 с. — ISBN 5-89173-185-1
3. Баряева, Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /Л.Б. Баряева. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. — 479 с. — ISBN 5-89814-114-6
4. Белоус, Т.К. Организация работы по математике в малокомплектном детском саду /Т.К. Белоус. // Дошк. Воспитание. — 2009. — № 10. – С. 25-27. — ISSN 0204-3386.
5. Белошистая, А.В. Современные программы математического образования дошкольников /А.В. Белошистая – Ростов на Дону: Феникс, 2009. -276 с. — ISBN 5-17-012241-1.
6. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников /А.В. Белошистая. — М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с. — ISBN 3-8266-1343-0
7. Буре, Р.С. Воспитание детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы) /Р.С. Буре, Н.Я. Михайленко. -М.: Сфера, 2008.- 216 с. — ISBN 5-89173-185-1
8. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. — М.: Академия, 2003.- 145 с. — ISBN 5-17-012241-1.
9. Гилевская, Т.О. Развитие движений руки при осязании у детей дошкольного возраста /Т.О. Гилевская. – М.: Владос, 2005. -172 с. — ISBN 5-89156-195-8
10. Громова, О.Е. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста /О.Е. Громова. – М.:ТЦ Сфера, 2006. – 156 с. — ISBN 5-159-125896-0
11. Гусев, В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике /В.А. Гусев. — М.: Вербум – М; Академия, 2003. – 98 с. — ISBN: 5-279-32254-6.
12. Данилова В.В. Обучение математике в детском саду /В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова. — М.: Владос, 2008 — 160 с. — ISBN: 5-32165-237-2.
13. Данилова, В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях /В.В. Данилова. — М., 2007. — С. 38 — ISBN: 5-125-0008-12.
14. Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников /под ред. Л.А. Венгера. – М.: Глобус, 2008. -172 с. — ISBN 5-17-012241-1.
15. Дронова, Т.Н. Предпосылки организации совместной деятельности в разновозрастной группе малокомплектного детского сада /Т.Н. Дронова, С.Г. Якобсон //Дошкольное воспитание.- 2005. — №6. — С.12-16. — ISSN 2218-9238
16. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников /Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. — М.: Гном, 2002. — 192с. — ISBN 5-8183-0329-2
17. Запорожец, А.В. Восприятие и действие /А.В. Запорожец, Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1997. — 323с. — ISBN 3-8266-1343-0
18. Захарова, О.Л. Развивающий потенциал разновозрастных групп детского сада /О.Л. Захарова //Образование и наука. — 2006. № 5 – С. 27 – 33. — ISSN 0869-6020
19. Капустина, Г.М. Подготовка к обучению математике /Г.М. Капустина. – M.: Сфера, 2008 — С. 3. — ISBN 5-02-033147-3
20. Кларина, Л.М. Дети и знаки: буквы, цифры, геометрические формы /Л.М. Кларина. — М.: Новая школа, 2003. — 108 с. — ISBN 5-93406-434-7
Межличностные отношения у детей в группе детского сада посредством ...
... взрослых "вожаком" может стать ребенок или группа детей, старающихся подчинить себе других детей. 1.2 Особенности взаимоотношений детей в группе детского сада Группа детского сада определяется как простейший вид ... формированию более целостного его образа. Иерархическое деление группы обусловлено выборами дошкольников. Рассматривая, оценочные отношения, М.И. Лисина определяет как процессы сравнения, и ...
21. Колесникова, Е.В. Математика для дошкольников /Е.В. Колесникова. – М.: Мысль, 2002. — 173 с. — ISBN 5-370-00903-7
22. Корнеева, Г.А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста» /Г.А. Корнеева, Т.А. Мусеибова. — М., 2000. – 276 с. — ISBN 5-370-00903-7
23. Леушина, Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста /Л.М. Леушина. — М.: Сфера, 2004.-368 с. — ISBN 5-280-03531-7
24. Логинова В.И. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду /В.И. Логинова. — СПб: Питер, 2006. — С. 24-37. — ISBN 5-7000-0062-8
25. Математика от трех до семи /авт.-сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. — СПб.: Детство-Пресс, 2009. — 176 с. — ISBN 5-85564-208-5
26. Математическая подготовка детей в дошкольном учреждении /под. ред. В.В Даниловой. — М.: Владос, 2007. — 285 с. — ISBN 5-256-00973-7
27. Математическое развитие дошкольников /сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец. — СПб.: Акцидент, 2008. — 94 с. — ISBN: 5-352-00668-9.
28. Метлина Л.С. Математика в детском саду /А.С. Метлина. — М.: Владос, 2004. – 184 с. — ISBN 5-02-017707-5
29. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду /под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника» — 2005. – 320 с.
30. Михайлова, З.А. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста /З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая.– СПб.: Питер, 2008. – 146 с. — ISBN 5-7000-0062-8
31. Мусейибова, Т.А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей /Т.А. Мусейибова, Г.А. Корнеева. — М.: Владос, 2009. -214 с. — ISBN 5-8266-1343-0
32. Непомнящая, Н.И. Психологический анализ обучения детей 3 – 7 лет (на материале математики) /Н.И. Непомнящая. — М.: Сфера, 2003. – 83 с. — ISBN 5-2566-0043-8
33. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду /Л.А. Парамонова. – М.: Академия, 2002. – 246 с. ISBN 5-22201410
34. Поддъяков Н.Н. Формирование у дошкольников способности наглядно-предметного перемещения предметов в пространстве /Н.Н. Поддъяков. – М.: Мысль, 1993. – 215 с.
35. Подласый, И.П. Воспитание детей в дошкольных учреждениях в условиях разновозрастной группы /И.П. Подласый. – М.: Педагогика, 1998. – 345 с.
36. Прессман, А.А. О роли предметного действия в формировании зрительного образа у ребенка /А.А. Прессман. — СПб.: Питер, 2000 – 168 с. — ISBN 5-17-012241-1.
37. Программа воспитания и обучения в детском саду /под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с. — ISBN 3-8266-1343-0
38. Сай, М.К. Математика в детском саду /М.К. Сай, Е.И. Удальцова. — Минск «Народная Асвета», 2000.- 96 с. — ISBN 978-5-280-03531-7
39. Смоленцева А.А. Математика до школы /А.А. Смоленцова, О.В. Пустовайт. -СПб: Акцидент, — 2008. – 154 с.- ISBN 5-8112-1493-6
Проблемы формирования элементов математического представления ...
... принадлежит формированию элементарных математических представлений. Математика изучает реальный окружающий мир, и математические представления опосредованно связаны с этим миром. Математическая подготовка дает ребенку ... математики из-за более низкого уровня исходных математических знаний, чем у детей в норме. В исследовании участвовали 10 детей в возрасте 6 - 7 лет. База исследования: «Детский сад ...
40. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений /под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 2000. – С. 341 — ISBN 5-02-033147-3
41. Столяр, А.А. Методические указания к учебному пособию «Математика «О»» /А.А. Столяр. — Минск «Народная Асвета», 2003. — 276 с. — ISBN 5-5282-1582-8
42. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /А.А. Столяр. – М.: Владос, 2008.- 346 с. — ISBN 5-25-52147-3
43. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников /Т.В. Тарунтаева. — М.: Просвещение, 1999 — 74 с. — ISBN 5-7000-0062-8
44. Усова А.П.Обучение в детском саду /А.П. Усова. – М.: Просвещение, 2003 — 98 с. — ISBN 5-85564-208-5
45. Фалькович Т.А. Формирование математических представлений /Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина. – М.: ВАКО, 2005. – 112 с.- ISBN 5-8088-0120-6.
46. Федлер, М. Математика уже в детском саду /М. Федлер. -М.: Академия, 2001. -172 с. — ISBN 5-256-00973-7
47. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /под ред. Столяра А.А. — М.: Просвещение, 2008. — 330 с. — ISBN: 5-352-00668-9.
48. Шавровская, В. Модернизация обучения и воспитания в разновозрастных группах /В. Шавровская // Палитра педагога. – 2004. — №4. – С.19. — ISSN 2218-7219.
49. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду /Е.И. Щербакова. – М: Академия, 2009 – 272 с. — ISBN 5-02-017707-5.
50. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников /Е.И. Щербакова, Л.И. Щербань — Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2005.- 392 с. — ISBN 5-7000-0062-8
51. Юрковская И.Л. Математика для самых маленьких /И.Л. Юрковская. – Минск «Народная Асвета», 2003. — 59 с. — ISBN 978-5-370-00903-7
52. Якобсон, С.Г. К вопросу о развитии восприятия формы /С.Г. Якобсон. — М.: Академия, 2004. -116 с. — ISBN 5-02-033147-3
53. Ясвин, В.А. Развивающий потенциал разновозрастных групп детского сада /В.А. Ясвин //Образование и наука. – 2006. – № 5 – С. 27-33. — ISSN 2071-5021.