ВВЕДЕНИЕ…………………..………………………………………………. 4
1. Воля как механизм произвольного управления деятельностью челове-ка….. 5
Выводы по первой главе…………………………………………………………… 9
2. Характеристика волевых качеств лично-сти………….………………………… 10
Выводы по второй гла-ве…………………………………………………………… 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………..………………………..….………….……………… 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИ-СОК……………………………………………… 24
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема воли занимает одно из центральных мест в спортивной деятельности человека, а волевая подготовка — одна из существенных обязательных сторон обучения и воспитания спортсмена.
По проблеме воли посвящен ряд научных и методических работ из-вестных психологов (П.А.Рудик, 1967; Е.В.Шорохова, 1974; В.И.Селиванов, 1975, 1982; Е.П.Ильин, 2000 и др.).
Воля обнаруживает одну из важнейших функций—функцию контроля, регулирования поведения. Волевая сфера постоянно стимулирует активность человека.
В научно-методической литературе наблюдается противоборство между психологами по проблеме воли. Одни отстаивают ту точку зрения, что воля — это не только реальное, но и вполне самостоятельное психическое явление, другие — что в реальности никакой воли нет и что это понятие — лишь конструкт, термин, обозначающий довольно разнородные явления (Е.П.Ильин, 2000 и др.).
Таким образом, проблема развития воли и волевых качеств в наше время наиболее актуальной и требует дальнейшего разрешения и проведения специальных исследований.
Цель исследования заключалась в изучении структуры волевых ка-честв личности.
Задачи исследования.
1. Изучить состояние проблемы волевых проявлений спортсменов в процессе формирования спортивного мастерства спортсменов.
2. Исследовать структуру волевых качеств личности в спорте.
Методы исследования. Анализ научной и методической литерату-ры.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка используемой литературы, насчитывающего 34 источника литературы. Материалы исследования включают 1 таблицу. Работа изложена на 26 листах компьютерной верстки.
1. ВОЛЯ КАК МЕХАНИЗМ ПРОИЗВОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА
Проблема воли занимает одно из центральных мест в спортивной деятельности человека, а волевая подготовка — одна из существенных обязательных сторон обучения и воспитания.
Однако несмотря на многочисленные исследования эта проблема недостаточно изучена
... анализ различий между враждебностью и агрессией. Однако несмотря на многочисленные исследования эта проблема недостаточно изучена. Так же высок профессиональный интерес психологов и конфликтологов ... целенаправленное деструктивное и наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее ...
Воля — высший уровень психической саморегуляции поведения и спортивной деятельности. Она является разновидностью произвольной саморегуляции и потому оставляет за собой ее основные признаки: сознательность, целенаправленность, планируемость, предвидимость. В то же время, будучи особым видом психической саморегуляции, В. имеет свою специфику — она осуществляется в затрудненных условиях, когда спортсмену не хватает знаний для решения двигательной задачи, соответствующих навыков и умений, мешают неблагоприятные переживания, т.е. ему противодействуют не только внутренние, но и внешние сопротивления. В подобных условиях создается диалектическое противоречие между намерениями спортсмена и реальными его возможностями, для разрешения которого проявляется дополнительная, собственно волевая активность. Психологическим механизмом В. является сознательная самостимуляция — система самовоздействий личности, большей частью вербального характера, направляемых, с одной стороны, на управление своим внутренним миром — восприятиями, представлениями, мыслями, чувствами и т. д., с другой — своими движениями, действиями и поступками во внешней среде.
Основным физиологическим механизмом волевых действий является вторая сигнальная система. «Человек прежде всего воспринимает действи-тельность через первую сигнальную систему, затем он становится хозяином действительности — через вторую сигнальную систему (слово, речь…)». В волевых действиях человек сознает как сами действия, так и условия, в которых ему приходится действовать, а это возможно лишь с помощью речи. «Непроизвольное можно сделать произвольным, но достигается это при помощи второй сигнальной системы» (В.М.Мельников ,1985).
Воля тесно связана с другими психическими процессами. К чему бы человек ни стремился, на что бы ни была направлена его воля, он может достигнуть поставленной цели, только совершая определенное движение. Вместе с тем волевой акт может выразиться и в удержании от выполнения тех или иных движений. Воля—своеобразный пусковой и тормозной механизм, и волевое регулирование поведения человека—это сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели и сдерживание их.
Таким образом, воля обнаруживает одну из важнейших функций—функцию контроля, регулирования поведения. Волевая сфера постоянно стимулирует активность человека (В.М.Мельников, 1985).
Волевое действие состоит из принятия решения и его реализации. Принятое решение реализуется в разных психологических условиях, начиная от таких, в которых достаточно принять решение, а действие после этого осуществляется как бы само» собой, и кончая такими, в которых реализации волевого поведения препятствует сильное противодействие, что порождает необходимость в специальных усилиях для его преодоления и осуществления намеченной цели. Проявления воли именно в таких условиях типичны в большинстве случаев для трениро-вочной и соревновательной деятельности. Воля тесно связана с характером человека, и, согласно распространенной точке зрения, характер является такой же основой волевых процессов, как интеллект — мыслительн……….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...
... «метафизических» и этических проблем существования человека. Второй значительный этап развития психологии связан с именем французского философа Рене Декарта (1569-1650). Декарт считается ... очень далеко до подлинной истории своей культуры; в условиях быстро обновляющейся жизни современного общества совершенствование профессионального образования любого ...
1. Басов, М.Я. Воля как предмет функциональной психологии / М. Я. Басов. – С-П.б., 1992.
2. Брихцин, М. Воля и волевые качества / М. Брихцин// Психология личности в социалистическом обществе. – М.: Наука, 1989. — 324 с.
3. Веккер, Л.М. К постановке проблемы воли / Л. М. Веккер // Вопросы психологии. 1957. — № 2.
4. Выгодский, Л.С. Собр. Соч / Л. С. Выгодский. Т. 3,5, — М., 1983.
5. Гоноболин, Ф.Н. Психология. Учебное пособие / Ф. Н. Гонноболин. – М., 1973. -254 с.
6. Джамгаров, Т.Т., Воспитание волевых качеств – решительности и смелости у советских воинов средствами физической подготовки: Афтореф. Дис. канд. – Л., 1954
7. Ильин, Е.П. Психология воли. – С-П.б, Москва, Харьков, Минск: Питер. – 2000. — 288 с.
8. Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания: (фак-торы, влияющие на эффективность спортивной деятельности).
Учеб. Пособ. для студентов пед. ин-тов по спец № 2114 «Физ. воспитание». – М.: Просвещение, 1983.
9. Калин, В.К. На путях построения теории воли // Психологиче-ский журнал. – 1989. — № 2.
10. Корнилов, К.Н. Воля и ее воспитание. – М., 1957. — 239 с.
11. Лалаян, А.А. Психологическая подготовка спортсмена к соревнованию. — Психология, учебник для ИФК/ Под ред. П.А. Рудика. – М.: Физкультура и спорт, 1974, с 459-480
12. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека М.: – Просве-щение, 1964. – 344 с.
13. Мельников, В.М. Психология: Учебн. для ин-ов физ. культ. /Под ред. В.М.Мельникова. — М.: Физкультура и спорт, 1987. – 367 с.
14. Некрасов, В.П., Худадов Н.А., Пиккенхайн Л, Фрестер Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 176 с.
15. Никандров, В.В. Систематизация волевых свойств человека. – Вестник СПб. – 1995. — № 3.
16. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. – М., 1985. – 459 с.
17. Платонов, К.К., Голубев Г.Г. Психология. Учебник. – М.,1973.-324 с.
18. Практические занятия по психологии: Пособие для ин-ов физич. культ. / Под общ. ред. А.Ц.Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 160 с.
19. Психология физического воспитания и спорта. Учебное пособие для ИФК/Под ред. Т.Т. Джамгарова и А.Ц. Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 143 с.
20. Пуни, А.Ц. Волевая подготовка в спорте. Методическое письмо. – М.: Физкультура и спорт, 1969. – 25 с.
21. Пуни, А.Ц. О диагностики психической готовности к соревнова-нию // Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям. – М.: Физкультура и спорт, 1968. -С. 8-14.
22. Пуни А.Ц. Проблема произвольной (психической) регуляции двигательной деятельности в спорте // Теория и практика физической культуры. – 1966. — № 1. – С. 25-28.
23. Пуни, А.Ц. Некоторые итоги изучения вопросов волевой подго-товки спортсмена / Психологическая подготовка спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 125 с.
24. Рапохин ,Н.П. Исследование эмоционально-волевой устойчи-вости в условиях значимой деятельности // Психологический журнал. – 1981. — № 5.
Психология Воли 2
... “Воспитание воли в процессе производственного обучения М 1966 3) Левитов Н.Д. “Психология характера” 1969г 4)Макаренко А.С. “Воля мужество ... целенаправленность” собрание в 7 томах 5) Селиванов В.И. “Воля и ... 1)Высшей формой человеческой активности является волевое поведение. Воля – регулирующая функция мозга в сознаний, выраженная в ...
25. Рудик, П.А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена. // Проблема психологии спорта. – М., 1962. – 129 с.
26. Рудик, П.А. Психология. Учебник для техникумов физкультуры. – М.: Физкультура и спорт, 1967. — 211 с.
27. Селиванов, В.И. Актуальные вопросы психологии воли // Во-просы психологии личности. – Рязань, 1975, вып. 2. – С. 4-26.
28. Селиванов, В.И. Дискуссионные вопросы психологии воли // Психологический журнал, 1982 т. 3, № 4. — С. 14-25.
29. Смирнов, Б.Н. Воля // Психология. Учебник для техникумов физической культуры. – М., 1984. – 224 с.
30. Смирнов, Б.Н. К вопросу о психологических механизмах воли // Категории, принципы и методы психологии: Тезисы к VI Всесоюзному съезд у общества психологов СССР. – М., 1983. – С. 25-27.
31. Смирнов, Б.Н. Психологический анализ развития волевых ка-честв / Практические занятия по психологии. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 221 с.
32. Шорохова, Е.В. Психологический аспект проблемы личности. Теоретические проблемы психологии личности. – М.: Наука, 1974. — 343 с.
33. Щербаков, А.И. Волевые процессы и свойства личности. – Л.: ЛГУ, 1963. – 96 с.
34. Щербаков, Е.П. Теория воли и оперативная оценка волевых ка-честв спортсмена. — Омск: ОГИФК, 1986. — 259 с.