Аспекты психологической подготовки в спортивном туризме

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

И ЕЕ РОЛЬ В СПОРТИВНОМ ТУРИЗМЕ………………………………………………………7

1.1. Общая характеристика спортивного туризма………………………………………..…..7

1.2. Особенности туристской подготовки спортсменов……………………………………..10

1.3. Социально-психологические проблемы спортивного туризма…………………………18

ГЛАВА II. АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

В СПОРТИВНОМ ТУРИЗМЕ………………………………………………………………………21

2.1. Понятие психологического климата туристской группы………………………………..21

2.2. Основные направления и проблемы психологической

подготовки и обучения людей………………………………………………………………………………..25

2.3. Психологическая тактика руководства туристской группой……………………………34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….………..40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………….41

ВВЕДЕНИЕ

Спортивный туризм, пожалуй, можно смело назвать самым экстремальным видом туризма. Спортивный туризм имеет несколько разновидностей — лыжный туризм, водный туризм, горный туризм и представляет собой проведение спортивных путешествий на определенном маршруте.

Спортивный туризм не является спортом в чистом виде. При путешествии в определенные районы туристы могут ознакомиться с культурой народов, насладиться местной природой. И, конечно же, спортивный туризм позволяет человеку понять и осмыслить себя, испытать свои силы в экстремальных условиях, проверить силу духа.

Однако спортивный туризм — это не только экстремальный туризм. Сюда же можно отнести различные аквапарки, аэроклубы, парапланы, парашюты, гольф — клубы, ипподромы, картинг, пейнтбол, танцевальные школы и даже обычный бег. Самое главное — не переборщить со спортивным туризмом, слушаться во всем тренера, не терять голову иначе вместо удовольствия вы получите, в лучшем случае, мышечную боль, а в худшем — окажитесь на больничной койке.

Одной из важных целей туризма, как спорта, вида деятельности является формирование здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение. Принимая во внимание, что дети и молодежь будущее поколение страны, в современных экономических условиях не должны терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду городов перед туристским движением сегодня стоят первоочередные задачи:

11 стр., 5149 слов

24.Условия труда

... находит выраже­ние в показателе тяжести труда. Под влиянием конкретных условий труда формируются три качественно определенных основных функциональных состояния организма: нормальное, пограничное ... функционального состояния. Ко второй категории тяжести относятся работы, вы­полняемые в условиях, не превышающих предельно допустимых значений производственных факторов, установленных действую­щими ...

-вернуть молодому поколению прекрасный мир спортивного туризма и развивать его;

-эффективно обучить жизненным навыкам выживания человека в природной и городской среде обитания;

Новые экономические отношения, происходящие в стране обострили проблемы психологической подготовки в спортивном туризме, потребовали изменений в процессе деятельности основной материальной и организационной базы массового туризма.

Данная работа посвящена теоретическому анализу психологических проблем спортивного туризма и поиску путей их решения средствами активного психологического обучения участников и руководителей туристских путешествий.

Спортивный туризм — является содержательным способом досуга и эффективным средством воспитания личности, альтернативой таким деструктивным тенденциям в жизни молодежи, как алкоголизация, наркотизация, вовлечение в тоталитарные секты. Он также дает возможность компенсировать неблагоприятное влияние экологии города на здоровье детей. Туристское путешествие, совершаемое автономной группой в естественной природной среде, связано с преодолением целого ряда трудностей и экстремальных факторов. Такие условия создают благоприятную основу для раскрытия положительных качеств участников, не реализуемых в повседневной жизни, для формирования активной жизненной позиции, для стимулирования процессов самоактуализации личности. «Всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется».

Ответственность в этих естественных условиях проявляется гораздо более очевидно, чем в нормальных фоновых городских обстоятельствах. С другой стороны, эти же условия предъявляют высокие требования к исходному уровню подготовленности, являются испытанием на прочность для участников и группы в целом. Причем, ошибки или некомпетентность как руководителя, так и рядовых членов группы могут привести к несчастным случаям, конфликтам, тяжелым личным переживаниям и другим негативным последствиям. Итак, сочетание в детском туризме факторов преодоления трудностей, факторов, связанных с взаимодействием участников туристской группы, а также факторов, определяемых основными проблемами подросткового и юношеского возраста, обуславливает необходимость разработки программы социально — психологической подготовки для туристов — школьников. Все это позволяет нам говорить об актуальности избранной темы исследования.

Актуальность исследования выражается также в необходимости научной систематизации имеющихся подходов к психологическому обучению людей, созданных в рамках различных теоретических школ и направлений, для нужд определенных профессиональных, возрастных групп, для решения задач конкретных видов деятельности. Названная проблема актуальна не только для научной теории, но и для практической социальной психологии, так как наличие упорядоченной картины технологического инструментария коммуникативной подготовки создает базу для разработки новых адресных программ и курсов социально-психологического обучения взрослых и детей, содержательно и методически ориентированных на определенные контингента обучающихся.

9 стр., 4074 слов

Тренинг как один из видов активного социально-психологического обучения

... подготовки ведущего (тренера). Высококвалифицированный тренер должен иметь психологическое, педагогическое или специализированное образование в области проведения тренингов; он должен пройти курс обучения ... группы отличается рядом специфических принципов, большое внимание которым уделяется в психологической литературе. Вот перечень основных: · Принцип активности · Принцип исследовательской ...

Объект исследования — аспекты психологической подготовки в спортивно-оздоровительном туризме. Предмет исследования — процесс обучения и психологической подготовки спортивного туризма.

Гипотеза исследования: активное групповое психологическое обучение, оказывает позитивное влияние на когнитивные, эмоциональные и поведенческие характеристики личности, как субъекта общения, на сферу ее отношений и ценностных ориентации. Изменения в системе психологически значимых качеств могут проявиться не только в динамике абсолютных показателей, но и в преобразовании структурных взаимосвязей исследуемых признаков, а также отразиться на характере групповых процессов.

Цель исследования — рассмотреть содержание и методику психологической подготовки и обучения специалистов спортивно-оздоровительного туризма.

В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены следующие задачи: провести теоретический анализ психологических проблем спортивного туризма для определения содержательных приоритетов и стратегии коммуникативной подготовки туристов.

Провести теоретический анализ понятия психологической компетентности, опираясь на исторический подход и сравнительное изучение современных научных моделей. На его основе выработать концептуальную модель социально- психологической компетентности.

Рассмотреть имеющиеся подходы, методы и процедуры социально- психологической подготовки, составить их классификацию.

Выявить наиболее значимые и доступные для измерения индикаторы психологической компетентности, определить методы их изучения.

Выявить влияние обучения на сферы коммуникативных способностей, умений и навыков, отношений личности. Рассмотреть воздействие обучения на структурные взаимосвязи исследуемых признаков. Исследовать динамику компонентов групповой сплоченности в процессе обучения.

Методы исследования включают в себя: анализ литературы по проблеме исследования; материалов содержащих данные о педагогических, методических и психологических основах в процессе психологической подготовки в спортивном туризме;

Методологической основой исследования являются общетеоретические положения по единству теории и практики, влиянию социально-экономических условий на развитие системы подготовки профессиональных кадров в туризме, совокупность естественнонаучных и педагогических взглядов на исследуемую проблему.

В работе использованы фундаментальные исследования по вопросам профессионального образования в туризме (Квартальнов В.А., Зорин И.В., Дрогов И.А., Штюрмер Ю.А., Васильев Н.В., Гаиопольский В.И., Волков Н.Н., Банковский Ю.В., Бабенко М.Г., Логинов Л.М., Крайман Н.М.).

19 стр., 9206 слов

Объект исследования: социально-психологические особенности подростков, ...

... Задачи, решение которых необходимо для достижения поставленной цели: Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по проблеме исследования. Изучить уровень агрессивности подростков, воспитывающихся в детском доме. ... вне семьи, имеют свои психологические особенности, отличающие их от детей из семьи, как это отражено в целом ряде исследований И.В. Дубровиной, B.C. Мухиной, ...

По общетеоретическим и практическим вопросам психологии. (Апенянский А.И., Линчевский Э.В., Петровский А.Б., Рубинштейн С.Л., Ярошевский М.Г.).

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы. Основной материал работы изложен на страницах, список литературы включает наименования.

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

И ЕЕ РОЛЬ В СПОРТИВНОМ ТУРИЗМЕ

1.1. Общая характеристика спортивного туризма

Спортивный туризм занимает несколько особое положение среди прочих видов спорта, так как в спортивном путешествии отсутствует фактор непосредственной состязательности, соревновательности.

В спортивном походе, путешествии, туристская группа, как правило, автономно проходит маршрут, преодолевая ряд препятствий, а также решая текущие проблемы жизнеобеспечения. В отличие от других видов путешествий, являющихся, по преимуществу, средством отдыха для их участников (от международного туризма до плановых походов), спортивный поход — это, прежде всего, труд.

В современной спортивной классификации, принятой в России, спортивные путешествия распределены по шести основным категориям сложности.

С ростом категории сложности похода возрастают:

— степень автономности, изолированности группы (она проявляется в удаленности от населенных пунктов, невозможности рассчитывать на чью-либо помощь);

— трудность и количество препятствий, которые необходимо преодолеть;

— сложность комплекса объективных условий (высокогорье, суровость полярной зимы и т.д.);

— продолжительность путешествия;

— объем и интенсивность физической нагрузки.

— степень риска и вероятность разного рода «нештатных», нестандартных ситуаций с угрозой для жизни и здоровья участников.

Правила проведения туристских походов на территории России предусматривают необходимость для участников и руководителей последовательного набора туристского опыта: от простых путешествий к сложным, что дает возможность обеспечить достаточную технико-тактическую подготовленность. Однако, как показывает практика, наличие технического опыта у туриста, подтверждаемое специальными справками или разрядными документами, мало говорит о том, каким партнером является данный человек в общении, взаимодействии. Вместе с тем этот фактор играет не меньшую роль в спортивном походе, а зачастую выходит на первый план. Так, анализ мотивов, называемых участниками спортивных походов в качестве основных для занятий этим видом спорта (по данным интервью, бесед со спортсменами, осуществленным автором и почерпнутым из литературных источников), показывает, что возможность оказаться в обстановке теплых, товарищеских отношений является одним из ведущих мотивов наряду с возможностью самоутверждения в преодолении трудностей. Поэтому спортивный результат, выражаемый в успешном прохождении маршрута, для большинства туристов может обесцениться или, наоборот, возрасти по своей субъективной значимости в зависимости от качества общения и взаимодействия, реализованного в туристской группе.

Многолетнее изучение автором результатов разбора несчастных случаев, аварийных ситуаций в спортивных походах (по данным дисциплинарных комиссий МКК различного ранга по СПб, по публикациям в журналах «Турист», «Мир путешествий», в альманахе «Ветер странствий» и других изданиях) позволяет говорить о том, что в абсолютном большинстве случаев негативные социально-психологические факторы либо сами приводили к созданию аварийной ситуации, либо вызывали неэффективное поведение группы и отдельных участников в возникшей ситуации. Приведенные данные свидетельствуют о необходимости исследования и решения социально-психологических проблем, связанных со спортивными походами.

8 стр., 3846 слов

1. Цель, задачи, средства, методы и основные принципы спортивной подготовки

Целью спортивной подготовки является дости­жение максимально возможного для данного инди­видуума уровня технико-тактической, физической ... сил с помощью средств физического воспитания (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охота, физкультурно-спортивные развлечения). Тер­мин рекреация(от лат.recreatio)означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных ...

Все сказанное выше справедливо и для детского спортивного туризма. Действующие правила проведения путешествий определяют следующий минимальный возрастной ценз для участия в спортивных походах:

I категория сложности — 13 лет, II к.ел. — 15 лет, III к.сл. — 16 лет, IV к.сл. — 17 лет, V к.сл. — 18 лет.

Таким образом, для школьников доступны походы I-IV категорий сложности, в зависимости от их спортивного опыта и возраста. Поэтому социально-психологические проблемы спортивного туризма в целом, в том числе и путешествий высших категорий сложности (начиная с IV к.сл.), актуальны и для детского спортивного туризма. Вместе с тем, специфика детского туристского коллектива по сравнению с взрослой туристской группой, определяет и возможность наличия дополнительных социально-психологических проблем, что также требует отдельного анализа.

Обращаясь к данной выше характеристике спортивного туризма, мы видим, что по своим параметрам он близок:

к командно-игровым видам спорта, как групповая взаимосвязанная деятельность, в которой динамично сочетаются процессы индивидуальных и групповых действий, усилий;

к профессиональной деятельности в условиях длительной групповой изоляции (участники полярных, морских экспедиций, коллективы метеостанций, экипажи космических кораблей и т.д.);

к профессиональной и спортивной деятельности с большим элементом риска, опасности для жизни и связанного с ними психологического стресса (летчики, пожарные, водители, операторы энергосистем и пр.);

к типам деятельности, связанным с достаточно- интенсивными и длительными физическими и нервно- психическими нагрузками (профессии тяжелого физического труда, спортсмены-стайеры, раллисты и др.).

1.2. Особенности туристской подготовки спортсменов

Рассмотрим содержание туристской подготовки на основе выделения основных ее видов.

Общетуристская подготовка — формирование знаний, умений и навыков по следующим основным разделам:

— охрана окружающей среды и общественно полезная работа в туристских походах;

— содержание, организация и проведение туристских слетов и соревнований;

— система подготовки кадров в спортивном туризме;

— социально-экономические, организационные, программно-нормативные и научно-методические основы развития спортивного туризма;

— типология, история и география туризма;

— современное состояние и перспективы развития туризма;

— краеведение и другие, общие для всех видов туризма разделы.

В общетуристской подготовке преобладает теоретическая подготовка по всем указанным разделам. Она направлена в основном на формирование знаний туристов. Отдельные ее разделы, связанные с охраной окружающей среды, краеведением, проведением туристских слетов и соревнований, предполагают формирование умений и навыков туристов в конкретных условиях. Такие разделы общетуристской подготовки требуют практических занятий в аудиториях или природных условиях. Количество часов теоретических и практических занятий и распределение их по периодам подготовки зависят в основном от уровня квалификации занимающихся и частично от вида туризма. Малые объемы общетуристской подготовки новичков по ряду разделов частично компенсируются в процессе многолетней подготовки, повышая интеллектуальный потенциал занимающихся спортивным туризмом.

17 стр., 8048 слов

Здоровый образ жизни. Механизмы интегративной деятельности ЦНС. ...

... рефлекторная и гуморальная регуляция физиологических функций. Понятие о саморегуляции……………………………………………11 Спортивная подготовка и ее разделы: психическая, физическая, техническая, тактическая…………………………………………….22 Библиографический список ... своего поведения с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей. Пути формирования здорового образа жизни вытекают из по­нимания его функциональной ...

Специальная туристская подготовка — формирование специфических для каждого вида туризма ЗУН, по следующим основным разделам:

организация спортивного туристского похода (организационная подготовка);

топография туризма (топографическая подготовка);

техника спортивного туризма (техническая подготовка);

тактика спортивного туризма (тактическая подготовка);

психология спортивного туризма (психологическая подготовка);

Основу специальной туристской подготовки составляет формирование практических умений и навыков по указанным разделам подготовки со значительным акцентом на вид туризма. В специальной туристской подготовке теория и практика взаимосвязаны. В обозначенных разделах подготовки есть вопросы общие и специфические для каждого вида спортивного туризма. В процессе формирования знаний, умений и навыков по специальной туристской подготовке вначале рассматриваются самые простые общие вопросы и далее специфические для каждого вида туризма.

Организ……..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аппенянский А.И., Физическая тренировка в туризме. М.: Дрофа, 1989.

2. Бардин К.В. Азбука туризма, М.: Союз, 1981.

3. Берман А.Е. Юный турист, М.: ФиС, 1977.

4. Васильев И.В. В помощь организаторам и инструкторам туризма, 2 изд. М.: ФиС, 1973.

5. Веретенников Е.И., Дрогов И.А. Общественный туристский актив, М., 1990.

6. Востоков И.Е. Квалификация пешеходных маршрутов, М.: Советский спорт, 1990.

7. Ганопольский В. И. Организация и подготовка спортивных туристских походов.- М.: ФиС, 1986.

8. Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В. Г. Туризм и спортивное ориентирование, Учебник для институтов и техникумов физической культуры, М.: Проспект, 1987.

9. Гранильщиков Ю.В. Семейный туризм, М.: Гардарики, 1983.

10. Дрогов И.А. , Константинов Ю.С. , Маслов Г.А. Принципы подхода к содержанию государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Туризм и краеведение» // Актуальные проблемы туризма 99: Ежегодный сборник трудов Российской международной академии туризма — М.: ФиС., 2000г.

11. Дьяконова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения. — М.: Дельта, 1985.

12. Зорин И.В. Теоретические основы формирования содержания профессионального туристского образования : Автореф. докт. дис. М.: Вагриус, 2001. — 34 с.

13. Калошина Н.В. Спортивный туризм : Учеб. пос. — М.: Советский спорт, 1998. — 144 с.

2 стр., 973 слов

«Психологическая подготовка персонала». коммерческая организация ...

... изучению такого актуального для организационной психологии вопроса, как психологическая подготовка персонала организации. Как известно, одной из основных причин высокой текучести кадров, ... теоретическое изучение и практическая разработка проблемы психологической подготовки персонала позволит повысить эффективность труда персонала организаций. Это определило выбор темы производственной практики ...

14. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме : современный опыт управления: Монография /РМАТ. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 496 с.

15. Квартальнов В.А., Сенин B.C. Организация туристско-экскурсионного обслуживания. — М.: Дельта, 1987.

16. Кудинов Б.Ф. Из истории развития туризма. — М.: Советский спорт, 1986.

17. Лесгафт П.Ф. Собр. пед. соч. — М. : ФиС. 1952, т. 2, с. 317-318.

18. Линчевский Э. Психологический климат туристской группы, М.: Гардарики, 1981.

19. Остапец-Свешников А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе . — М.: Педагогика, 1985.

20. Петровский А.В. Психологическая подготовка к туристскому походу . — СПб.: Питер, 2005г.

21. Петунин О.В. Формирование профессионального мастерства учителя физкультуры . — М.: Просвещение, 1980. -112 с.

22. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов.- М.: ФиС, 1987.

23. Федякин А.А. Теоретико-методические основы оздоровительного туризма : Докт. дис. Майкоп, 2001. — 317 с.

24. Шальков Ю.Л. Здоровье туриста. М.: Физкультура и здоровье, 1987.

25. Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста, 3 изд., М.: Москва, 1985.

26. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные, М.: Советский спорт, 1983.