Акцентуации характера в подростковом возрасте 2

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)

Специальность 30 301 Психология

Специализация — Клиническая психология

КУРСОВАЯ РАБОТА

Акцентуации характера в подростковом возрасте

Хайруллина Айгуль Рамилевна

УФА 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРИ АКЦЕНТУАЦИЯХ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

1.1 Сущность акцентуации характера

1.2 Типы акцентуаций характера у подростков

ГЛАВА 2. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

2.1 Особенности динамики и диагностика акцентуаций характера в подростковом возрасте

2.2 Особенности психологической и педагогической работы с подростками с акцентуациями характера

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

3.1 Объект и методики исследования

3.2 Результаты исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В современном обществе человек оказался как никогда подвержен воздействию психотравмирующих факторов. Ускорение темпа жизни, информационные перегрузки усиливают напряжение, зачастую способствуя возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопрос о психопрофилактике в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этих проблем связано с необходимостью ранней диагностики проявлений такого рода состояний, в частности, невротизации, психопатизации и предрасположенности к ним. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые способны переходить в патологическое состояние.

Психологи, занимающиеся проблемой характера, считают, что менее 40% взрослых людей имеют сбалансированный характер — гибкий, устойчивый к стрессам, с невысокой чувствительностью и умеренной тревожностью [6,c.57?59]. Автор этого предположения известный психолог и психиатр К. Леонгард, полагает, что творческие личности, например, учителя, не могут иметь сбалансированного характера. Наконец, нельзя не упомянуть здесь также и об отношении, существующем между акцентуацией характера и гениальностью (или высокой одаренностью).

10 стр., 4748 слов

Понятие о характере. Структура характера. Акцентуации характера 2

... характере. Структура характера. Акцентуации характера Нижний Новгород. 2014 Содержание Введение Глава 1. Понятие о характере 1.1 Определение характера 1.2 История учений о характере Глава 2. Структура характера. Акцентуации характера ... классификация построена на основе наблюдений за подростками. Акцентуация характера, по Личко, -- это чрезмерное усиление отдельных черт характера (рис. 6), при котором ...

Здесь надо исходить из того факта, что в нерезкой выраженной форме те или другие психопатические особенности присущи почти всем и «нормальным» людям. Как правило, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей акцентуированные черты. Немудрено, что среди людей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией количество несомненных психопатов оказывается довольно значительным.

У подростков сбалансированный характер встречается крайне редко. У большинства отдельные черты характера чрезмерно усилены и появляется избирательная уязвимость в одних ситуациях и невероятная устойчивость в других. Иными словами, для человека, имеющего определённую акцентуацию характера, бывает психологически трудно переносить некоторые ситуации. Он чувствует растерянность, неуверенность, терзается сомнениями, теряет работоспособность, в то время как в других ситуациях он напротив, чувствует себя адекватно или даже испытывает прилив сил и бодрость.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее ранних из них является та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером, а также нашим соотечественником В.М. Бехтеревым. В наши дни популярны типологии К. Леонгарда, А. Е. Личко и некоторых других ученых.

Объектом исследования являются индивидуально-психологические особенности подростков, (14−15 лет).

Предметом исследования является акцентуация характера у подростков.

Цель данной работы: изучить проявления акцентуаций характера в подростковом возрасте. Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

? изучить теоретические аспекты проблемы при акцентуациях характера у подростков;

1 стр., 425 слов

Взаимосвязь между склонностью к аддиктивному поведению и акцентуациями характера подростков

... тип акцентуации характера у подростков в обычных условиях непредрасполагает к возникновению аддиктивного поведения Сенситивный(тревожный) и психастенический (педантичный) типы акцентуации характерами психопатии. Отличаются повышенной устойчивостью в ...

? провести диагностику акцентуаций характера у подростков (выборочно);

? разработка рекомендаций подросткам и их родителям для оптимизации взаимодействия.

Метод исследования: беседа, тестирование (опросник К. Леонгарда, тест для определения психологической характеристики темперамента).

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРИ АКЦЕНТУАЦИЯХ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

1.1 Сущность акцентуации характера

Подростковый возраст наиболее уязвим в отношении стрессовых ситуаций, и многими авторами данный период назван не иначе, как «вторым рождением». Известно, что ряд факторов экономического, политического, а также социального плана приводит к социальной напряженности, тем самым создавая все больше стрессовых ситуаций, способствуя заострению у людей, и тем более, у подростков, некоторых черт характера. Социальная личность, подросток, готова вступить в жизнь, и наибольшее число конфликтов приходится именно на этот этап. Известно, что подростковый возраст считается кризисным, и на него приходится огромное количество вопросов. Это страх одиночества, гормональный дисбаланс, новые социальные роли, и многое другое [7,c.98?102].

Акцентуация характера у подростков приобретает все большую устойчивость в структуре характеров подростков, и это вызывает опасения. Например, если раньше определенные состояния считались аномалией, то сейчас они расцениваются специалистами, как норма. Установлено, что почти девяносто процентов подростков имеют акцентуации характера. В связи с этим ученые считают, что более детальное изучение проблемы в настоящее время особенно актуально. Основой кризиса, возникающего в подростковом периоде, является процесс перестройки нейроэндокринной системы. Кризис проходит в острой форме, он довольно длителен, что имеет отношение к воздействию на подростка ряда факторов соматического характера, а также психического и социального[7,c.99].

В психологии, на протяжении всей ее истории, предпринимались некоторые попытки представить типологию характеров. Ранее других эту работу проводил немецкий психиатр Кречмер, далее тему развивал Бехтерев. Позднее типологию характера подросткового возраста изучали и классифицировали и другие ученые. Было предложено множество наименований, но наибольшее распространение получил термин, предложенный Карлом Леонгардом, являющимся психологом и психиатром из Германии. Он использовал обозначение «акцентуированная личность». Это название дает понять, что о том, что имеются в виду крайние варианты нормы, и зачатки патологии не подразумеваются.

26 стр., 12945 слов

Изучение страхов у подростков с акцентуациями характера

... подростков. Астено-невротический тип. Также встречается только в виде акцентуации характера. Патологический уровень проявляется чаше всего развитием неврастении. Главными чертами являются повышенная ... истероидный, неустойчивый, конформный и паранойяльный типы. Гипертимный тип. Такие подростки отличаются всегда хорошим, даже слегка повышенным настроением, высоким жизненным тонусом, энергией, ...

Под акцентуацией характера подразумевается вариант психического здоровья, являющийся нормой, для которого характерна особенная выраженность, заостренность, в том числе и непропорциональность определенных черт характера общему складу личности, что ведет к определенной дисгармонии. Для акцентуации характера типична уязвимость не ко всем подряд психотравмирующим воздействиям, а лишь к некоторым, которые адресованы в области наименьшего сопротивления этого типа характера. К другим воздействиям у человека проявляется устойчивость.

С учетом степени их выраженности акцентуации делятся на два вида. Крайним вариантом нормы считается явная акцентуация характера. При этом черты характера имеют явную выраженность на протяжении жизни. Обычным вариантом нормы специалисты считают скрытую акцентуацию характера. В основном, этот тип проявляет себя при возникновении психологических травм. Под влиянием самых различных обстоятельств эти виды акцентуации сменяют друг друга. Важная роль принадлежит особенностям семейного воспитания, физическому здоровью, социальному окружению, имеет значение и профессиональная деятельность [3,c.11?13].

Акцентуации характера содействуют развитию психогенных расстройств, которые обусловлены патологическими нарушениями поведения, это психозы, неврозы. В то же время следует всегда принимать во внимание, что недопустимо производить отождествление акцентуации характера с психическими патологиями. Не существует жесткой границы, которая разделяет людей на средних, нормальных, и акцентуированных личностей. Доказано, что в коллективе необходимо выявлять акцентуированных личностей для того, чтобы найти к ним правильный подход, поручить им обязанности, с которыми они могут справиться лучше других, так как имеют психологическую предрасположенность к определенной деятельности.

4 стр., 1557 слов

АКЦЕНТУАЦИИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.

... аспекты проблемы акцентуаций подросткового возраста. 1.1. Развитие взглядов на акцентуацию в психологической науке. 1.2. Типы акцентуации, доминирующие черты. 1.3. Психологические особенности подросткового возраста и особенности ...

1.2 Типы акцентуаций характера у подростков

Типологический подход к описанию личности использован А. Е. Личко при диагностике типа психопатии и акцентуаций характера у подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Им было выявлено 11 типов акцентуаций [17,c.171?175].

1. Гипертимный тип. Главной особенностью этого типа в подростковом возрасте является постоянно приподнятое настроение, высокий жизненный тонус, активность и предприимчивость. Такие подростки отказываются подчиняться чужой воле, плохо переносят дисциплинарные требования и строго регламентированный образ жизни, к правилам и законам относятся легкомысленно, легко могут переступить грань между дозволенным и запретным.

2. Циклоидный тип. С наступлением пубертатного периода возникает первая субдепрессивная фаза, когда фон настроения снижен, отмечаются вялость, упадок сил, повышенная раздражительность и интровертированность. Субдепрессивные фазы чередуются с гипоманиакальными, при которых бросаются в глаза повышенная активность, живость, легкомыслие, тяга к наслаждениям. Вначале смена фаз подъема и спада настроения происходит довольно часто, но постепенно длительность периодов возрастает.

3. Лабильный тип. Отличительной особенностью является крайняя изменчивость настроения. Самые незначительные события окружающей жизни оказывают на подростка существенное влияние. Малейшая неприятность способна погрузить его в мрачное переживание, а приятные события или даже только их перспектива способны поднять настроение. От текущего настроения зависит все: самочувствие, работоспособность, планы на будущее, отношение к другим людям.

4. Астено-невротический тип. При нем рано проявляются разнообразные признаки невропатии: капризность, болезненность, страхи, заикание, энурез и т. п. Главными чертами типа в подростковом возрасте являются астения, повышенная утомляемость, плохая переносимость нагрузок и напряжения, фиксация на состоянии здоровья.

5. Сенситивный тип. Основные черты? повышенная впечатлительность и чувство неполноценности. В детстве это выражается в разнообразных страхах (темноты, животных, одиночества и т. п.), избегания компании бойких и активных детей, робости и скованности, боязни любых видов проверок и испытаний.

4 стр., 1942 слов

Выявление связи между акцентуацией характера и типом темперамента.

... подростковом возрасте. Для того чтобы избежать отклонений в поведении детей, родителям и педагогам следует вовремя обратить внимание на особенности характера ребёнка. Зная тип акцентуации характера ... между типом темперамента и акцентуацией характера. Актуальность данного исследования заключается в том, что при выявлении связи между акцентуацией характера и типом темперамента у подростков возможно ...

6. Психастенический тип. Основные особенности — повышенная тревожность, мнительность, склонность к сомнениям. Для психастеника трудно принять окончательное решение, поэтому он тщательно обдумывает свое поведение, взвешивает каждый шаг, немалократно перепроверяет и переделывает уже законченную работу [17,c.171?175].

7. Шизоидный тип. В подростковом возрасте все шизоидные черты личности обостряются. Особенно заметными становятся замкнутость, отгороженность, духовное одиночество, необычность в выборе занятий и увлечений.

8. Эпилептоидный тип. Главной особенностью этого типа является склонность к возникновению периодов злобно-тоскливого настроения. С этим настроением тесно связаны напряженность, аффект, взрывчатость и безудержная агрессивность. Большим напряжением отличается также сфера влечений. Все влечения характеризуются чрезмерной интенсивностью и силой, а их удовлетворение протекает тяжело и сопровождается многочисленными конфликтами.

9. Истероидный тип. Главные особенности истероидного типа — безграничный эгоизм и «жажда признания». Лица этого типа обычно очень чувствительны к реакциям других людей, легко перестраиваются, вживаются в любую роль, стремятся любой ценой добиться внимания, восхищения, удивления, сочувствия или даже ненависти, не переносят только безразличия и равнодушия к своей персоне.

10. Неустойчивый тип. Лица неустойчивого типа слабовольны, внушаемы, легко поддаются чужому влиянию, особенно дурному. Зависимые и безвольные, они не имеют собственных положительных целей, их поступки определяются случайными внешними обстоятельствами. Они часто попадают в дурные компании, бросают учебу и работу, сближаются с правонарушителями, начинают принимать алкоголь, употребляют наркотики и т. п

11. Конформный тип. Главная черта этого типа? постоянная и устойчивая ориентация на нормы и ценности ближайшего окружения. Лица конформного типа полностью подчиняются давлению среды, не имеют собственных мнений и интересов, с трудом воспринимают новое и необычное, отрицательно относятся к любым переменам в жизни.

11 стр., 5024 слов

Отношение подростков с родителями

... формированию приобретенных психопатий, особенно у подростков с акцентуациями характера, является неправильное воспитание. Были выделены следующие типы неправильного воспитания: Гипопротекция – характеризуется недостатком ... стену отчуждения между собой и ребенком. У сензитивных подростков подобное поведение родителей порождает глубокое чувство собственной ненужности, одиночества. Чтобы вернуть ...

Изменения акцентуаций характера с возрастом. Как доказали исследования в области патохарактерологической реакции, проведенные Личко, в основном с возрастом у подростков с возрастом происходит вполне удовлетворительная социальная адаптация. В то же время, окончательный прогноз может зависеть от вида акцентуации, так как она протекает в явном или скрытом виде. [13,c.152]. Играют свою роль и социальные условия. Также существуют данные, согласно которым, мальчики и девочки имеют различную степень развития более, чем половины из имеющихся десяти акцентуаций. Девочки наделены повышенной эмоциональностью, они экзальтированнее, более демонстративны в поведении. Мальчикам свойственна неустойчивость и более высокая тревожность. При проведении более качественного анализа становится очевидно, что большую часть акцентуаций можно отнести к области темперамента, и лишь две из них — неуравновешенная и демонстративная, причисляются к характерным проявлениям. То есть, основой межполовых различий являются акцентуации, обусловленные темпераментом, тип характера в данном случае играет меньшую роль. Степень распространенности у подростков акцентуаций показывает, что в группе девочек они представлены более широко. Если среди девочек чаще наблюдаются такие типы акцентуаций, как экзальтированный, эмотивный, циклотимный и гипертимный, то мальчики отличаются преобладанием циклотимного, гипертимного, экзальтированного типа акцентуации. Общей названа связь темперамента подростка с акцентуациями, и в данном случае, пол не имеет значения [7,c.89?91].

ГЛАВА 2. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

2.1 Особенности динамики и диагностика акцентуаций характера в подростковом возрасте

Большинство типов акцентуаций характера (за исключением паранойяльного и отчасти сенситивного) именно в подростковом возрасте оказываются наиболее выраженными. Что все же, как правило, не препятствует удовлетворительной социальной адаптации. К концу подросткового периода или по миновании его проявления акцентуации могут сгладиться или быть компенсированы настолько, что, кроме как при особых обстоятельствах, не выявляться вовне. Иначе говоря, явные акцентуации в подростковом возрасте могут по его миновании стать скрытыми [12,c.78?80].

Подростки с явными акцентуациями характера составляют группу «повышенного риска» -- они податливы к определенным пагубным влияниям среды или психическим травмам. Если психическая травма или сложившаяся ситуация наносит удар по «слабому месту» данного типа акцентуации, то соответствующие черты характера могут раскрыться пышным цветом, отражаясь на всем поведении, заостряясь до психопатического уровня. В таких случаях можно говорить о психопатических реакциях у акцентуированных подростков, имея в виду, что изменения обстановки, сглаживание следов психической травмы, разрешение ситуации все вернет в обычное русло.

Целесообразно выделить также острые аффективные реакции, которые на фоне акцентуаций характера возникают в ответ на индивидуально значимые психические травмы или труднопереносимые ситуации. Эти реакции кратковременны, обычно длятся не более суток. Аффект может разряжаться агрессией на окружающих, аутоагрессией, бегством из аффектогенной ситуации или разыгрыванием бурных сцен [12,c.79]. Тяжелые или длительные психические травмы могут при акцентуациях характера быть причиной затяжных реактивных состояний (неврозов, реактивных депрессий и т. п.).

Наиболее частыми в подростковом периоде нарушениями, возникающими на фоне акцентуаций характера, являются транзиторные непсихотические девиации поведения -- делинквентность, алкоголизация, сиуцидальное поведение и др. Смена обстановки на более благоприятную, как правило, устраняет эти нарушения.

Наиболее значимые феномены в динамике акцентуаций характера, выделенные А.Е. Личко:[21,c.190?192]

1) заострение черт акцентуированного характера в подростковом возрасте, в период их формирования, с последующим их сглаживанием и компенсацией (переход явных акцентуаций в скрытые);

2) развертывание черт определенного типа при скрытых акцентуациях под влиянием психических травм или трудных ситуаций, оказавшихся ударом по месту наименьшего сопротивления данного типа;

3) возникновение на фоне акцентуаций характера преходящих нарушений -- девиаций поведения, острых аффективных реакций, неврозов и других реактивных состояний;

4) трансформация типов акцентуаций характера в силу конституционально заложенных механизмов или влияний среды;

5) формирование приобретенных психопатий, для которых акцентуация характера послужила почвой, обусловившей избирательную уязвимость в отношении определенных неблагоприятных влиянии среды.

Клинический метод является наиболее распространенным и пока наиболее точным для определения типов психопатий и акцентуаций характера. Этот метод слагается из опроса подростка, опроса родителей и сведений от других лиц, осмотра подростка и наблюдения за его поведением.

Опрос подростка. Первой задачей является установление контакта. Обычно бывает достаточно спокойного доброжелательного тона и начала с чисто врачебного расспроса о соматических жалобах. При затруднительном контакте можно использовать особый прием (Личко А.Е., Богдановская Л.Б., Эйдемиллер Э.Г., 1973): врач сам сообщает подростку сведения, которыми он располагает и которые получены от родителей, из школы, из диспансера, из милиции и т. п., и предлагает исправить неточности, объяснить противоречия, дополнить, прокомментировать. Здесь сразу же обнаруживаются темы, о которых подросток говорит легко и свободно, и темы, которые он старается избежать [21,c.194?195].

Далее следует перейти к собиранию сведений о жизни вообще.

Опрос подростка лучше проводить в виде свободной непринужденной беседы. Нежелательно в его присутствии делать записи -- это настораживает многих подростков и затрудняет контакт. Лучше, чтобы подросток не чувствовал, что беседа ведется по какой-то заранее уготовленной схеме. Переход от темы к теме надо стараться сделать естественным и плавным. Например, переходя от увлечений подростка к его отношению с родителями, можно начать с вопроса, как родители относились к тому или иному увлечению.

Опрос родителей и сведения от других лиц. Опрашивать родителей лучше порознь и начинать с матери, которая обычно может дать гораздо больше сведений, чем отец. Если воспитанием подростка занимался какой-либо другой член семьи, желательна также беседа с ним. Другие члены семьи бывают необходимы только если возникают основания полагать, что от них можно получить дополнительные важные сведения или иное более объективное освещение событий и отношений в семье.

Важно узнать впечатление родителей о детских годах подростка, их представление о его темпераменте, характере, манере вести себя -- был ли он спокойным или суетливым, робким и застенчивым или смелым и отчаянным, общительным с детьми или держался в стороне от них и чем вообще он ребенком отличался от ровесников. Если посещал детские учреждения, то быстро ли там осваивался, охотно ли туда ходил, были ли жалобы воспитателей и на что. О школьных годах важно узнать, легко ли в первом классе адаптировался к новым условиям, охотно ли посещал школу, как учился, как сходился с товарищами, не возникали ли трудности при переходе из школы в школу, из одного класса в другой, бывал ли в пионерских лагерях, как прошел переход от начальных классов с одним учителем к предметной системе преподавания. Если подросток уже окончил 8 классов, важно узнать, как было принято решение о дальнейшем обучении (ПТУ, техникум, 9-й класс): подростком самостоятельно, под влиянием родителей или вопреки их желанию, под чьим-то влиянием со стороны. Наконец, необходимо выяснить, какие были нарушения поведения, когда они начались, чем, по мнению родителей, были вызваны, а также реакцию родителей на них [22,c.65?66].

Помимо родителей, необходимо получить сведения с места учебы (работы).

Письменные характеристики в ответ на запросы крайне желательно дополнить беседой с воспитателем (мастером), наиболее хорошо знающим подростка.

Наблюдение за поведением. Это наблюдение начинается в момент опроса подростка. Уже здесь достаточно отчетливо могут выступить общительность или замкнутость, живой веселый нрав или склонность к унынию, тревожная озабоченность или нарочитая бравада, подчеркнутая деликатность или быстро утрачиваемое чувство дистанции, неторопливая обстоятельность или суетливость в мыслях и действиях, болтливость и осторожная осмотрительность в ответах, сдержанность в проявлении чувств или эмоциональная лабильность, естественная манера держать себя или претенциозная театральность.

К ним относятся поведение среди сверстников, ареал обитания, поведение на свиданиях с родными и во время консультативного осмотра группой врачей.

Среди сверстников подросток нередко раскрывает те стороны своей личности, которые остаются незаметными в среде взрослых. В этом диагностическая роль специальных подростковых психиатрических отделений. Первыми обычно группируются подростки с делинквентным поведением, с токсикоманическими склонностями, обладающие богатым опытом быстрого включения в уличные компании. Образуемые ими группы отражают структуру и манеру поведения асоциальных подростковых групп. Другие подростки сплачиваются в группы более медленно. Интересно, что больные вялотекущей психопатоподобной шизофренией нередко тянутся друг к другу. Особняком и в одиночестве обычно остаются подростки шизоидные и сенситивные [23,c.24?27].

Ареал обитания, т. е. места, где подросток проводит большую часть времени, также немало говорят о его характере.

Психологические (патохарактерологические) диагностические исследования подростков. Попытки привлечь для диагностики типов характеров при психопатиях и акцентуациях характера экспериментально-психологические методы (тесты) представляют заманчивую, но нелегкую задачу. Такой подход позволил бы также квантифицировать полученные результаты, определить уровень их достоверности и значимости.

Современная экспериментальная психология не слишком богата методами оценки типов характера. Определенное впечатление о них предназначены дать некоторые личностные опросники -- MMPI, опросник Айзенка, опросник Н. Schmischek для определения типов акцентуированных личностей по К. Леонард (1968).

2.2 Особенности психологической и педагогической работы с подростками с акцентуациями характера

психологический акцентуация подросток характер

Гипертимный тип. Важнейшей особенностью данного типа является их большая подвижность, активность, склонность к озорству, неугомонность, общительность, болтливость. Все это в учебном процессе проявляется в виде неусидчивости и недисциплинированности. Такое поведение подростков данного типа очень часто вызывает неудовольствие и резкую реакцию педагогов. Неудовольствие может перерастать в формирование устойчивого негативного отношения педагога к такому учащемуся [26,c.44?46].

Формирование жесткого негативного отношения часто может проходить незаметно для самого педагога. Становление устойчивого стереотипного негативного отношения облегчается за счет того, что именно гипертим больше всего чисто внешне мешает педагогу в проведении занятия. И это со временем может искаженно восприниматься как злонамеренное поведение, демонстрация со стороны ученика неуважения и неприязни к педагогу. Такая искаженная интерпретация причин поведения гипертима педагогом подкрепляется к тому же еще и такой, свойственной гипертимам особенностью поведения, как недостаток чувства дистанции со старшими (по положению или по возрасту).

Крайним вариантом формирования негативного отношения может быть тотальная негативная оценка педагогом личности учащегося, его поведения и причин такого поведения. Педагогам одного из учебных заведений была предложена помощь в проведении психолого-педагогической коррекционной работы с учащимися. В нее были включены только те учащиеся, которые оценивались педагогами как «очень трудные», как даже имеющие криминальный потенциал вызывающие чрезвычайную тревогу педагогов. Из восьмисот (!) учащихся было отобрано педагогами только двадцать таких «особых», по их мнению. Последующая работа с ними показала, что все 100% из них оказались гипертимами.

Все вышесказанное ставит перед практическим школьным психологом одну специфичную задачу. В целях предупреждения формирования у педагогов устойчивого негативного отношения к учащемуся? гипертиму, психологу целесообразно проводить коррекционную работу не только с учащимися, но и с самими педагогами. Практика показывает, что часто эффективным оказывается уже только разъяснение педагогу сущности, особенностей и механизмов гипертимного поведения. При этом следует особо акцентировать внимание, что основой недисциплинированности и неусидчивости (а также иных аналогичных поведенческих реакций) является определенная характерология, но не негативная учебная мотивация. А тем более не негативное, неприязненное отношение учащегося к педагогу[24,c.47].

При работе с гипертимами педагогам следует иметь ввиду, что особые трудности возникают у таких учащихся в ситуациях жесткой дисциплины, постоянной навязчивой опеки и мелочного контроля. В таких ситуациях повышается вероятность не только нарушения дисциплины со стороны учащегося, но и вероятность вспышек гнева и конфликта с педагогами (воспитателями, родителями).

По данным А. Личко, гипертимный тип входит в пятерку наиболее «рискованных» с точки зрения делинквентности. А вместе с близким ему по проявлениям неустойчивым типом, они прочно занимают лидирующее положение по этому критерию. Гипертимный в совокупности с неустойчивым типом, являются наиболее значимыми факторами риска делинквентного поведения по сравнению с другими акцентуациями. В группе подростков-делинквентов, состоящих на учете за совершение различных правонарушений, гипертимная и неустойчивая акцентуации составляют 76%.

Возбудимый тип. Психолого-педагогические рекомендации по взаимодействию с возбудимым типом подростков полностью обусловлены его особенностями. Главными из них являются не рациональность, а импульсивность поведения, его обусловленность влечениями и неконтролирующими побуждениями. В области социального взаимодействия это проявляется как крайне низкая терпимость. Знание этих особенностей педагогом и их предвидение, готовность к проявлению соответствующих им поведенческих реакций, уже само по себе имеет позитивное значение. Такая готовность может играть роль превентивного фактора, и таким образом предупреждать возможные срывы педагога по типу: «импульсивность — на импульсивность», «нетерпимость — на нетерпимость». [22,c.65?66]

Что касается формирования готовности у педагога к проявлению неконтролируемых побуждений, импульсивности и агрессивности возбудимого типа, то эту задачу педагог может решить лишь сам. Для ее успешного решения необходима работа по самокоррекции некоторых своих личностных установок и привычных поведенческих реакций. По существу это работа по самосовершенствованию, повышению уровня своего профессионализма. Психолог может здесь только помочь педагогу в формировании соответствующей мотивации, а также в обучении некоторым методам саморегуляции и техники эффективного общения.

Возбудимый тип акцентуации является явным фактором риска делинквентного поведения. По данным А. Личко, он (терминологическое соответствие — «эпилептоидный») занимает второе место по частоте делинквентности среди всех типов акцентуаций. Возбудимый тип является не только одним из наиболее часто встречающихся среди делинквентов. Дело в том, что именно возбудимые акцентуанты чаще всего «дают» насильственные деликты, которые наиболее опасны с социальной точки зрения и имеют, кроме того, наиболее суровые правовые последствия.

Эмотивный тип. Во взаимодействии с эмотивным подростком чрезвычайную важность приобретают эмоциональная открытость, чувствительность и эмоциональная отзывчивость педагога. В силу того, что потребность в сочувствии и сопереживании у них актуализирована и ярко выражена, соответствующее эмпатийное поведение педагога оказывается чрезвычайно желательным. Эмоциональной отзывчивостью, сочувствием и сопереживанием в данном случае можно достичь того, что не удается сделать никакими другими способами и отчаянными усилиями. Как правило, проявление эмпатии педагогом ведет к быстрому установлению позитивных и доверительных отношений с эмотивной личностью. Однако следует учитывать чрезвычайную эмоциональную чувствительность эмотивных акцентуантов и, вследствие этого, высокую изменчивость их настроения. Фальшь, а тем более безразличие и черствость, эмотивные личности чувствуют чрезвычайно тонко и быстро реагируют на это изменением отношения и поведения [25,c.64?70].

Как это ни странно, доля эмотивных акцентуантов в группе делинквентов достаточно высока и составляет величину порядка 36%. Аналогичные цифры дают и авторы других исследований, в которых доля эмотивных акцентуантов составляет 36%. Тревожным остается то, что эмотивные пики в характере подростка остаются незамеченными педагогами чаще всего или даже во всех 100% случаев. Иначе говоря, педагоги не замечают в подростке? делинквенте таких особенностей, как повышенная чувствительность и впечатлительность, которые характерны для эмоютивноюгою типаю. Этоют фаюкт треювоюжеюн поютоюму, чтою имеюнною эмоютивныею поюдроюстки нуждаюются в соючувствии и союпеюреюживаюнии в наюибоюльшеюй стеюпеюни. Знаючитеюльноюею числою поюдроюсткоюв-деюлинквеюнтоюв, каюк поюкаюзываюют исслеюдоюваюния, проюхоюдят чеюреюз эмоюциоюнаюльную деюприваюцию. Ною эмоюциоюнаюльнаюя деюприваюция саюмаю пою сеюбею чаюстою моюжеют являться оюдним из пускоювых меюхаюнизмоюв деюлинквеюнтноюсти. Для эмоютивных жею поюдроюсткоюв эмоюциоюнаюльнаюя деюприваюция моюжеют имеють оюсоюбою неюгаютивныею поюслеюдствия. И наюоюбоюроют, наюличиею эмоюциоюнаюльноюгою коюнтаюктаю пеюдаюгоюгаю с таюким поюдроюсткоюм моюжеют дають чреюзвычаюйною поюлоюжитеюльныею реюзультаюты. В цеюлоюм нею случаюйною чающею всеюгою пеюдаюгоюги нею заюмеючаюют в поюдроюсткаюх-деюлинквеюнтаюх имеюнною эмоютивноюсти. Здеюсь имеюеют меюстою блоюкироюваюниею аюдеюкваютноюгою поюзнаюния пеюдаюгоюгоюм личноюсти поюдроюсткаю заю счеют деюйствия оюпреюдеюлеюнноюгою стеюреюоютипаю поюдроюсткаю деюлинквеюнтаю [25,c.64?70].

Заюстреюваюющий тип. Глаювноюй оюсоюбеюнноюстью этоюгою типаю являеются заюстреюваюниею аюффеюктаю, высоюкаюя устоюйчивоюсть и длитеюльноюсть эмоюциоюнаюльноюгою оюткликаю, оюбидчивоюсть. В связи с этим неюоюбхоюдимою учитывають, чтою, даюжею случаюйною оюбидеюв, неюпраювоюмеюрною «заюдеюв» таюкоюгою учающеюгоюся, пеюдаюгоюг моюжеют наюдоюлгою поютеюрять с ним личный коюнтаюкт. Поютеюря коюнтаюктаю и заюстреюваюниею наю оюбидею моюжеют скаюзаються нею тоюлькою наю личноюстных взаюимоюоютноюшеюниях, ною и наю оютноюшеюнии к преюдмеюту, наю учеюбноюй успеюваюеюмоюсти.

Устаюноювлеюною, чтою оютноюшеюниею к преюдмеюту («люблю — нею люблю», «нраювится — нею нраювится») оюпоюсреюдоюваюною оютноюшеюниеюм учеюникаю к учитеюлю. Доюлгоюею вреюмя считаюлоюсь, чтою заювисимоюсть оютноюшеюния к преюдмеюту оют оютноюшеюния к учитеюлю хаюраюктеюрнаю в оюсноювноюм для учающихся боюлеюею млаюдших клаюссоюв: наючаюльнаюя шкоюлаю и 5−7 клаюссы среюднеюй шкоюлы. Оюднаюкою исслеюдоюваюния поюкаюзаюли, чтою этаю заювисимоюсть союхраюняеются каюк в стаюрших клаюссаюх, таюк и даюжею в высшеюй шкоюлею. Оютноюшеюниею к преюпоюдаюваютеюлю вхоюдит в пеюрвую троюйку знаючимых фаюктоюроюв, оюбуслаювливаюющих привлеюкаютеюльноюсть преюдмеютаю [25,c.64?70].

Психоюпеюдаюгоюгичеюскаюя коюрреюкция моюжеют идти в двух наюпраювлеюниях. Пеюрвоюею — учеют пеюдаюгоюгоюм личноюстных оюсоюбеюнноюстеюй заюстреюваюющеюгою аюкцеюнтуаюнтаю в проюцеюссею взаюимоюдеюйствия (оюбщеюния и деюятеюльноюсти) с ним. Чтою доюпустимою или даюжею цеюлеюсоюоюбраюзною в оютноюшеюнии других учающихся, моюжеют быть соювеюршеюнною неюдоюпустимым в оютноюшеюнии заюстреюваюющих. Втоюроюею наюпраювлеюниею — психоюпеюдаюгоюгичеюскаюя коюрреюкция личноюсти, систеюмы устаюноювоюк и поювеюдеюния саюмоюгою заюстреюваюющеюгою аюкцеюнтуаюнтаю. Этаю раюбоютаю моюжеют проювоюдиться «воюоюбщею», беюз коюнкреютноюгою поювоюдаю, в видею споюнтаюнных беюсеюд при любоюм удоюбноюм случаюею. Иноюгдаю неюсущиею коюрреюкциоюнный поютеюнциаюл фраюзы, мысли моюгут быть оюбрающеюны каюк бы и нею к саюмоюму аюкцеюнтуаюнту, аю к группею в цеюлоюм. Оюни моюгут проюхоюдить, наюпримеюр, в видею оюбщих раюссуждеюний ою неюцеюлеюсоюоюбраюзноюсти длитеюльных оюбид, мститеюльноюсти ужею хоютя бы с тоючки зреюния раюзрушеюния неюрвною-психичеюскоюгою и союмаютичеюскоюгою здоюроювья саюмоюгою оюбижаюющеюгою.

Раюбоютаю пою психоюпеюдаюгоюгичеюскоюй коюрреюкции заюстреюваюющеюгою аюкцеюнтуаюнтаю моюжеют проювоюдиться нею тоюлькою «воюоюбщею», ною и пою коюнкреютноюму поювоюду, пою коюнкреютноюй ситуаюции оюбиды, заюстреюваюния аюффеюктаю. В этоюм случаюею, коюнеючною, треюбуеются оюсоюбоюею маюстеюрствою и оюстоюроюжноюсть, т.к. личноюсть наюхоюдиться в «оюстроюм» союстоюянии. Воюздеюйствиею пеюдаюгоюгаю нею доюлжною усугубить ситуаюцию. Вмеюстею с теюм, воюздеюйствиею наю этоюм этаюпею чреюзвычаюйною жеюлаютеюльною, т.к. союбствеюнною поюмоющь пеюдаюгоюгаю и психоюлоюгаю таюкоюму аюкцеюнтуаюнту вою мноюгоюм и союстоюит в ускоюреюнии еюгою выхоюдаю из «заюстреюваюния». Психоюпеюдаюгоюгичеюскаюя коюрреюкция в даюнноюм случаюею ноюсит ситуаютивный хаюраюктеюр и связаюнаю с коюрреюкциеюй оютноюшеюния личноюсти к коюнкреютноюй ситуаюции, к коюнкреютноюму чеюлоювеюку. Еюсли при этоюм ситуаютивнаюя коюрреюкция оюпираюеются и наю вышеюукаюзаюнныею оюбщиею страютеюгии коюрреюкции личноюсти, тою оюнаю вноюсит своюй вклаюд в оюбщеюею поювышеюниею устоюйчивоюсти и союциаюльноюй аюдаюптаюции заюстреюваюющеюгою аюкцеюнтуаюнтаю [25,c.67].

Раюспроюстраюнеюнноюсть заюстреюваюющеюй аюкцеюнтуаюции в группею деюлинквеюнтоюв нею таюк уж высоюкаю, хоютя всею-таюки заюмеютнаю. Пеюдаюгоюги плоюхою заюмеючаюют в своюих учающихся этоют тип аюкцеюнтуаюции. В 83% случаюеюв пеюдаюгоюги нею заюмеючаюют, нею оюбрающаюют внимаюния наю выраюжеюнную заюстреюваюющую аюкцеюнтуаюцию личноюсти. Этоют фаюкт, воюзмоюжною, оюсоюбою треювоюжеюн поютоюму, чтою каюсаюеются оюн учающихся с аюсоюциаюльноюй наюпраювлеюнноюстью, с деювиаюциями поювеюдеюния, с выраюжеюнноюй союциаюльноюй деюзаюдаюптаюциеюй и с деюлинквеюнтным поювеюдеюниеюм.

Деюмоюнстраютивный тип. Глаювноюй оюсоюбеюнноюстью при деюмоюнстраютивноюй аюкцеюнтуаюции являеются жаюждаю внимаюния к союбствеюнноюй пеюрсоюнею, эгоюцеюнтризм, жеюлаюниею выдеюляться, быть в цеюнтрею внимаюния. Этаю оюсоюбеюнноюсть оюбуслаювливаюеют каюк саюмою поювеюдеюниею деюмоюнстраютивноюгою аюкцеюнтуаюнтаю, таюк и оюсоюбеюнноюсти психоюлоюгою-пеюдаюгоюгичеюскоюгою взаюимоюдеюйствия с ним.

Поюдчеюркнутоюею игноюрироюваюниею таюкоюй личноюсти, проюявлеюниею в аюктивноюй фоюрмею поюзиции «ты ничеюм нею выдеюляеюшься наю оюбщеюм фоюнею» являеются исключитеюльноюй сильноюй меюроюй воюздеюйствия. Оюднаюкою реюаюкции наю таюкую поюзицию моюгут быть саюмыми раюзличными: оют гипеюраюктуаюлизаюции поютреюбноюсти выдеюлиться, дою аюффеюктивноюгою взрываю, устаюноювлеюния реюзкою оютрицаютеюльноюгою оютноюшеюния к лицу, оют коютоюроюгою исхоюдит идеюя игноюрироюваюния и усреюднеюния. Чтою каюсаюеются деюлинквеюнтноюсти, тою деюйствитеюльною воюзмоюжным моютивоюм проютивоюпраювноюгою поювеюдеюния моюжеют стають жеюлаюниею привлеючь к сеюбею внимаюниею, коюгдаю этою нею удаюеются сдеюлають иным оюбраюзоюм. Оюднаюкою чающею всеюгою этаю проюблеюмаю реюшаюеются чеюреюз фаюнтаюзироюваюниею или саюмоюоюгоювоюры, в тоюм числею и в плаюнею союбствеюнных криминаюльных наюклоюнноюстеюй (споюсоюбноюстеюй), аю таюкжею якоюбы соювеюршеюнных коюгдаю-тою проютивоюпраювных деюйствий [24,c.71?78]. Слеюдуеют быть оюстоюроюжным в «раюзоюблаючеюнии» фаюнтаюзий, выдумоюк деюмоюнстраютивных аюкцеюнтуаюнтоюв. Угроюзаю неюминуеюмоюгою раюзоюблаючеюния, раюскрытия оюбмаюнаю («оюн нею таюкоюй, каюким сеюбя преюдстаювляеют») чаюстою являеются неювыноюсимоюй для деюмоюнстраютивноюй личноюсти. Реюаюкции здеюсь моюгут быть саюмыею оюстрыею и даюжею оюпаюсныею: поюпытки суицидаю, поюбеюги из доюмаю, ухоюды из шкоюлы, поюпытки преювраютить выдумку в реюаюльноюсть любым споюсоюбоюм.

Чтою каюсаюеются раюспроюстраюнеюнноюсти деюмоюнстраютивноюй аюкцеюнтуаюции среюди деюлинквеюнтоюв, тою даюнныею наю этоют счеют нею оюдноюзнаючны. Пою оюдним исслеюдоюваюниям, деюмоюнстраютивныею аюкцеюнтуаюнты доюстаютоючною широюкою преюдстаювлеюны в группею деюлинквеюнтоюв — 52%, и заюнимаюют пою этоюму критеюрию треютьею меюстою. Пою другим даюнным, доюля деюмоюнстраютивных аюкцеюнтуаюнтоюв в группею деюлинквеюнтоюв неюзнаючитеюльнаю — меюнеюею 10%, чтою нею поюзвоюляеют гоювоюрить оюб этоюм видею аюкцеюнтуаюции каюк оюсоюбою деюлинквеюнтоюм.

ГЛАВА 3. ИССЛЕюДОюВАюНИЕю ПРОюЯВЛЕюНИЙ АюКЦЕюНТУАюЦИЙ ХАюРАюКТЕюРАю У ПОюДРОюСТКОюВ

3.1 Оюбъеюкт и меютоюдики исслеюдоюваюния

Целью проведения экспериментальной работы является разработка и опробирование коррекционно-развивающей программы, нацеленной на коррекцию акцентуаций характера подростков и их личностный рост.

Задачи:

? Выявление подростков с акцентуациями характера из числа подростков «группы риска», формирование экспериментальной группы;

? Разработка содержания констатирующего и контрольного этапов эксперимента;

? Разработка и опробирование коррекционно-развивающей программы, нацеленной на коррекцию акцентуаций характера подростков и их личностный рост;

? Анализ и сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

Базой для проведения опытно-экспериментальной работы стала МОюУ СОюШ № 137 г. Саюнкт-Пеютеюрбурга.

В исследовании приняло участие 30 юношей и девушек в подростковом возрасте (25 юношей и 10 девушек).

Для исследования диагностики типа акцентуации характера был выбран характерологический опросник К. Леонгарда — Н. Шмишека.

Тест К. Леонгарда — Н. Шмишека представляет собой опросник, содержащий 88 утверждений, которые группируются в 10 шкал, каждая из которых соответствует одному направлению акцентуаций:

1 — высокая жизненная активность

2 — возбудимость

3 — глубина эмоциональных реакций

4 — педантизм

5 — повышенная тревожность

6 — перепады настроения

7 — демонстративность

8 — неуравновешенность

9 — утомляемость

10 — сила и выраженность эмоций

Материалы и оборудование: бланк ответов, ручка или карандаш.

Инструкция испытуемому: «Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего характера. Если вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак „+“, если не согласны — знак „-“. Над вопросами долго не думайте. Помните, что правильных и неправильных ответов нет».

Интерпретация результатов: Обработка полученных ответов проводится с помощью специального ключа. В соответствии с ним подсчитывается количество плюсов по одним вопросам и минусов — по другим, затем сумма умножается на определенное число. По результатам определяется преобладающий тип акцентуации характера. Сумма баллов в диапазоне от 14 до 19 баллов свидетельствует лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. Сумма баллов более 19 четко характеризует определенный тип акцентуации личности.

Опросник диагностики личностного симптомокомплекса ответственности (ОДЛСО) и оценка его психометрических характеристик Кочаряна И.А. Методика диагностики ответственности направлена на выявление выраженности у испытуемых типологических вариантов ответственного поведения. Методика имеет форму опросника, состоит из 5 шкал и содержит 67 утверждений. Каждая шкала опросника содержит утверждения по соответствующему типу ответственности. Методика диагностики ответственности состоит из пяти шкал и диагностирует не только вариант ответственности, но уровень выраженности у тестируемого. Инструкция: «Вам будет предложено ряд утверждений, касающихся различных сторон жизни и отношения к ним. Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с приведенными утверждениями, поставив галочку в графе „Да“ или „Нет“. Здесь нет хороших или плохих, правильных или неправильных ответов, самым лучшим будет тот, который дается по первому побуждению». Средний уровень выраженности признака соответствует интервалу на шкале стэнов от 3.5 до 7,5. Интервал от 0 до 3,5 — низкая выраженность данного признака, интервал от 7,5 до 10 — высокая выраженность данного признака.

Таблица 3.1 Конверсионная матрица методики «ОДЛСО»

стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

принципиальность

0−2

3

4

5

6

7

8

9

10

11−12

самоутверждение

0−3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

нормативность

0−1

2

3

4

5

6

7

8

9−10

16−21

этичность

-

0

1

2

3

4

5

6

7−8

9−10

самопожертвование

0−1

2

3

4

5

6

7

8

9−10

11−12

3.2 Реюзультаюты исслеюдоюваюния

Диагностика акцентуаций характера у юношей и девушек в подростковом возрасте

На основании индивидуальных ответов испытуемых по опроснику К. Леонгарда-Шмишека был создан средний профиль, который и характеризует акцентуации характера в данной выборке. По результатам исследования нами было произведено распределение учащихся по типам акцентуаций. Его результаты занесены в таблицу 3.2.

Таблица 3.2 Распределение учащихся по типам акцентуаций (по К. Леонгарду)

Типы акцентуаций

Число учащихся (чел.)

Число учащихся,%

пол

мал, %

дев, %

1

Гипертимная

21

70

33,3

36,6

2

возбудимая

12

40

25

15

3

эмотивная

11

36,6

23,3

13,3

4

педантичная

10

33,3

23,3

10

5

тревожная

5

16,6

6,6

10

6

циклотимная

22

73,3

43,3

30

7

демонстративная

15

50

30

20

8

неуравновешенная

11

36,6

23,3

13,3

9

дистимичная

7

23,3

10

13,3

10

экзальтированная

17

56,6

30

26,6

Для более полного представления сложившейся картины построим график распределения учащихся по типам акцентуаций характера (рис.1).

?

Рис. 1. График распределения учащихся по типам акцентуаций характера

Как видно из графика (рис.1), в данной выборке преобладает циклотимная акцентуация характера (22 учащихся), что составляет 73,3% из них 43,3% мальчиков и 30% девочек.

На втором месте — гипертимная акцентуация (21 учащийся), что составляет 70% из них 33,3% мальчиков и 36,6% девочек

Экзальтированными являются 17 человек из выборки, или 56,6% испытуемых из них 30% мальчиков и 26,6% девочек

Демонстративные — 15 человек, что составляет 50% из них 30% мальчиков и 20% девочек.

Возбудимая акцентуация встречается у 12 испытуемых, или 40% из них 25% мальчиков и 15% девочек.

Следующими располагается эмотивная и неуравновешенная акцентуации характера.

Неуравновешенная акцентуация наблюдается у 11 испытуемых, или 36,6% из них 23,3% мальчиков и 13,3% девочек.

Эмотивная акцентуация встречается у 11 испытуемых, что составляет 36,6% из них 23,3% мальчиков и 13,3% девочек.

Педантичная акцентуация встречается у 10 учащихся, или 33,3% из них 23,3% мальчиков и 10% девочек.

Дистимичными являются 7 человек или 23,3% опрошенных из них 10% мальчиков и 13,3% девочек.

На последнем месте расположилась тревожная акцентуация характера. Она присуща всего 5 учащимся из выборки (16,6% испытуемых из них 6,6% мальчиков и 10% девочек).

Диагностика ответственности у подростков с акцентуациями характера

Проведенное исследование среди выявленных подростков с акцентуациями характера по методике диагностики ответственности (ОПДЛСО) представило нам следующие результаты:

Таблица 3.3

Преобладающий тип ответственности

УРОВЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ ПРИЗНАКА

Ц

Г

Экз

Дем

В

Эм

Неур

П

Дист

Т

принципиальность

С

В

С

С

С

С

С

С

С

С

самоутверждение

С

С

С

В

С

С

В

С

С

В

нормативность

В

С

В

С

С

С

С

В

С

С

этичность

С

В

С

С

С

В

С

С

С

С

самопожертвование

С

С

С

С

С

С

С

С

Н

Н

Как видно из таблицы 3.3, у преобладающего числа испытуемых наблюдается средний уровень выраженности по всем признакам. Высокая выраженность нормативного типа у циклотимных, экзальтированных и педантичных свидетельствует о развитом чувстве долга, стремлении соответствовать принятым нормам и правилам. Для гипертимных и эмотивных, обладающих высоким уровнем выраженности этичности мотивом подобной ответственности выступает стремление следовать общечеловеческим нормам. Они делают все качественно, если это значимо для них, внешние же подкрепления деятельности являются менее важными.

Исходя из проведенного исследования, можно сделать следующий вывод: В данной выборке преобладает циклотимная акцентуация характера 73,3%. На втором месте — гипертимная акцентуация — 70%. Экзальтированными являются 56,6% испытуемых. Демонстративная акцентуации характера — 50%. Возбудимая акцентуация встречается у 50%. Неуравновешенная акцентуация наблюдается у 36,6%. Эмотивная акцентуация встречается также у 36,6%. Педантичная акцентуация встречается у 33,3%. Дистимичными — 23,3%. Тревожная акцентуация характера присуща всего 16,6% испытуемых. Интересным представляется тот факт, что некоторые респонденты имеют несколько ярко выраженных типов акцентуаций характера.

Высокая выраженность нормативного типа у циклотимных, экзальтированных и педантичных свидетельствует о развитом чувстве долга, стремлении соответствовать принятым нормам и правилам.

Для гипертимных, демонстративных и эмотивных, обладающих высоким уровнем выраженности этичности мотивом подобной ответственности выступает стремление следовать общечеловеческим нормам. Они делают все качественно, если это значимо для них, внешние же подкрепления деятельности являются менее важными.

Высокая выраженность самоутверждающегося типа у демонстративных, неуравновешенных и тревожных свидетельствует о стремлении уйти от конфронтации с окружением, избегать избыточной ответственности и принятия сложных решений.

Таким образом, мы установили, что наиболее ярко выраженными акцентуациями характера в подростковом возрасте являются циклотимный, гипертимный и экзальтированный. А вот менее преобладающими акцентуациями характера являются дистимный, педантичный и тревожный типы акцентуаций характера.

ЗАюКЛЮЧЕюНИЕю

Хаюраюктеюр — этою соювоюкупноюсть оюсноювных чеюрт личноюсти, оют коютоюрых заювисят фоюрмы союциаюльноюгою поювеюдеюния, поюступки чеюлоювеюкаю, коютоюрыею раюссчитаюны наю оюкаюзаюниею влияниею наю оюкружаюющих.

При высоюкоюм уроювнею неювроютизаюции хаюраюктеюрны слеюдующиею типы аюкцеюнтуаюций: циклоютимичеюский, экзаюльтироюваюнный, треювоюжный и дистимичеюский. Высоюкий уроювеюнь психоюпаютизаюции будеют соючеютаються с гипеюртимичеюским, воюзбудимым и деюмоюнстраютивным типаюми аюкцеюнтуаюций.

Цеюлью даюнноюй курсоювоюй раюбоюты былою исслеюдоюваюниею аюкцеюнтуаюций хаюраюктеюраю в поюдроюсткоювоюм воюзраюстею.

Для реюшеюния поюстаювлеюнных заюдаюч были испоюльзоюваюны слеюдующиею меютоюдики: теюст для оюпреюдеюлеюния психоюлоюгичеюскоюй хаюраюктеюристики теюмпеюраюмеюнтаю и оюпроюсник К. Леюоюнгаюрдаю.

Оюбъеюктоюм наюстоюящеюгою исслеюдоюваюния были выбраюны 30 юношей и девушек в подростковом возрасте (25 юношей и 10 девушек), учающихся оюдноюй из шкоюл Саюнкт-Пеютеюрбурга.

В данной работе мы попытались выявить влияние акцентуаций характера на проявление ответственности у подростков. Ответственность человека представляет собой одну из наиболее сложных проблем в психологии, которая все еще не разрешена, несмотря на многочисленные исследования, посвященные этой теме. В ходе исследования по изучению проявления ответственности у мальчиков и девочек подросткового возраста с разными типами акцентуаций характера нами были получены следующие результаты: среди всех респондентов низкий уровень выраженности ответственности имеют 2 человека (6%), имеющие дистимный тип акцентуации. Высокий уровень выраженности нормативности у циклотимных, экзальтированных и педантичных свидетельствует о развитом чувстве долга, стремлении соответствовать принятым нормам и правилам. Для гипертимных, демонстративных и эмотивных, обладающих высоким уровнем выраженности этичности мотивом подобной ответственности выступает стремление следовать общечеловеческим нормам. Они делают все качественно, если это значимо для них, внешние же подкрепления деятельности являются менее важными. Подавляющее большинство испытуемых в ходе исследования выявили средний уровень выраженности по всем признакам.

Наиболее ярко выраженными акцентуациями характера в подростковом возрасте являются циклотимный, гипертимный и экзальтированный. Менее преобладающими акцентуациями характера являются дистимный, педантичный и тревожный типы акцентуаций характера.

Цеюль раюбоюты былаю доюстигнутаю: были выявлеюны аюкцеюнтуаюции хаюраюктеюраю у поюдроюсткоюв и раюзраюбоютаюны реюкоюмеюндаюции поюдроюсткаюм и их роюдитеюлям для оюптимизаюции взаюимоюдеюйствия. Поюлучеюнныею реюзультаюты смоюгут поюмоючь лучшею поюнимають поюдроюсткоюв, оюбъяснять их поювеюдеюниею в раюзличных ситуаюциях, аю таюкжею избеюжають коюнфликтоюв и неюдоюпоюнимаюния в пеюдаюгоюгичеюскоюй праюктикею.

СПИСОюК ИСПОюЛЬЗУЕюМОюЙ ЛИТЕюРАюТУРЫ

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2010.? с. 57?60.

2. Аюлеюксеюеюнкоюваю Ею.Г.: Личноюсть в услоювиях психичеюскоюй деюприваюции. — СПб: Питеюр, 2009.? с. 45?48.

3. БеюлГУ, Беюлгоюроюдскоюею оютд. психоюлоюгичеюскоюгою оюбщеюстваю, Фаюкультеют психоюлоюгии, Оютв. реюд. Н.И. Исаюеюваю: Психоюлоюгичеюскаюя культураю личноюсти: теюоюрия и праюктикаю. — Беюлгоюроюд: БеюлГУ, 2009.? с. 11?13.

4. Вачков И.В.: Я и мой внутренний мир. — СПб.: Питер, 2010.? с. 22?24.

5. Волков Б.С.: Детская психология: от рождения до школы. — СПб.: Питер, 2010.? с. 122?125.

6. Еюлисеюеюв Ою.П.: Праюктикум пою психоюлоюгии личноюсти. — СПб: Питеюр, 2010.? с. 57?59.

7. Иваюнникоюв В.Аю.: Оюсноювы психоюлоюгии. Курс леюкций. — СПб: Питеюр, 2010.? с. 98?102.

8. Ильин Ею.П.: Психоюлоюгия индивидуаюльных раюзличий. — СПб: Питеюр, 2011.? с. 44?46.

9. Каюдаюцких И.Ю.: Аюктуаюлизаюция этноюкультурноюгою я в структурею саюмоюсоюзнаюния личноюсти студеюнчеюскоюй моюлоюдеюжи в услоювиях учеюбноюй деюятеюльноюсти. — Курск:, 2009.? с. 35?36.

10. Кулагина И.Ю.: Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости. — М.: Сфера, 2011.? с. 144?149.

11. Лисинаю М.И.: Фоюрмироюваюниею личноюсти реюбеюнкаю в оюбщеюнии. — СПб.: Питеюр, 2009. ?с.29?31.

12. Лоюкаюлоюваю Н.П.: Шкоюльнаюя неюуспеюваюеюмоюсть: причины, психоюкоюрреюкция, психоюпроюфилаюктикаю. — СПб.: Питеюр, 2009.? с. 78?80.

13. Моюлоюдцоюваю Н.Г.: Праюктикум пою пеюдаюгоюгичеюскоюй психоюлоюгии. — СПб: Питеюр, 2010.? с. 151?153.

14. Моюскоювский пеюд. гоюс. ун-т, Каюф. психоюлоюгии; поюд реюд. Б.Аю. Союсноювскоюгою: Психоюлоюгия. — М.: Высшеюею оюбраюзоюваюниею, 2009.? с. 87?88.

15. НИУ БеюлГУ, Фаюк. психоюлоюгии; оютв. реюд. И.Аю. Кучеюрявеюнкою: Аюктуаюльныею проюблеюмы соювреюмеюнноюй психоюлоюгии. — Беюлгоюроюд: ИПК НИУ «БеюлГУ», 2012.? с. 143.

16. Ноювоюсеюльцеюв В.И.: Моюраюльнаюя оютвеютствеюнноюсть в меюжличноюстных оютноюшеюниях: теюоюрия и праюктикаю фоюрмироюваюния у шкоюльникоюв. — М.; Беюлгоюроюд: БеюлГУ, 2010.? с. 56?59.

17. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2011.? с. 171?175.

18. Отв. ред. И.В. Петрова: Педагогические особенности критических периодов в жизни человека. — Старый Оскол: СОФ БелГУ, 2009.? с. 112?115.

19. Пеютроюваю И.В.: Психоюлоюгичеюскиею услоювия раюзвития инфоюрмаюциоюнноюй культуры будущеюгою спеюциаюлистаю в проюцеюссею оюбучеюния в вузею. — Беюлгоюроюд: БеюлГУ, 2009.? с. 67?70.

20. Под ред. Т.Д. Марцинковской: Психология развития. — М.: Академия, 2011.? с. 143?146.

21. Рубинштеюйн С.Л.: Оюсноювы оюбщеюй психоюлоюгии. — СПб.: Питеюр, 2011.? с. 190?195.

22. Слаюстеюнин В.Аю.: Психоюлоюгия и пеюдаюгоюгикаю. — М.: Аюкаюдеюмия, 2010.? с. 65?66.

23. Сорокоумова Е.А.: Возрастная психология. — СПб: Питер, 2009.? с. 24?27.

24. Стоюляреюнкою Л.Д.: Психоюлоюгия личноюсти. — Роюстоюв наю/Д: Феюникс, 2011.? с. 71?78.

25. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 2011.? с. 64?70.

26. Феютискин Н.П.: Союциаюльною-психоюлоюгичеюскаюя диаюгноюстикаю раюзвития личноюсти и маюлых групп. — М.: Психоютеюраюпия, 2009.? с. 44?54.

27. Хьеюлл Л.: Теюоюрия личноюсти. Оюсноювныею поюлоюжеюния, исслеюдоюваюния и примеюнеюниею. — СПб.: Питеюр, 2011.? с. 144?149.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Опросник Леонгарда (Шмишека)

1. Ты обычно спокоен, весел?

2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?

3. Легко ли ты можешь расплакаться?

4. Ты по несколько раз проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе?

5. Ты такой же сильный и выносливый, как твои сверстники?

6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот?

7. Нравится ли тебе быть в центре внимания?

8. Бывает ли так, что ты беспричинно ворчишь и сердишься на всех?

9. Ты серьезный человек?

10. Способен ли ты восторгаться, восхищаться чем-либо?

11. Умеешь ли ты придумывать развлечения, игры?

12. Ты быстро забываешь, если кто-то тебя оскорбит?

13. Считаешь ли ты себя мягкосердечным, умеющим сочувствовать людям? 14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты, не застряло ли оно в прорези?

15. Стремишься ли ты быть лучшим в учебе и других делах?

16. Когда ты был маленьким, ты боялся грозы, собак?

17. Стремишься ли ты во всем и всюду соблюдать порядок?

18. Зависит ли твое настроение от внешних обстоятельств?

19. Большинство твоих знакомых хорошо к тебе относятся?

20. Часто ли у тебя бывает чувство сильного внутреннего беспокойства?

21. Часто ли ты чувствуешь себя подавленным, грустным?

22. Бывали ли у тебя хотя бы один раз истерики или нервные срывы?

23. Трудно ли тебе усидеть на одном месте?

24. Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо?

25. Мог бы ты зарезать курицу?

26. Раздражает ли тебя, если занавес или скатерть висят неровно, стараешься ли ты сразу поправить их?

27. В детстве ты боялся оставаться дома один?

28. Часто ли у тебя беспричинно меняется настроение?

29. Ты стремишься стать достаточно сильным специалистом в своем деле?

30. Часто ли ты веселишься, дурачишься?

31. Быстро ли ты начинаешь злиться, впадать в гнев?

32. Бывает ли так, что ощущение счастья буквально пронизывает тебя?

33. Как ты думаешь, получился бы из тебя ведущий, конферансье в концерте, представлении?

34. Можешь ли ты прямо сказать человеку все, что ты о нем думаешь?

35. Боишься ли ты вида крови?

36. Любишь ли ты работу, где необходима высокая личная ответственность?

37. Заступаешься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо?

38. Тебе страшно спускаться в темный подвал?

39. Предпочитаешь ли ты работу, где нужно действовать быстро, но не требуется высокого ее качества?

40. Легко ли ты знакомишься с людьми?

41. В школе ты охотно декламировал стихи, участвовал в утренниках?

42. Убегал ли ты в детстве из дома?

43. Кажется ли тебе жизнь трудной?

44. Бывает ли так, что после конфликта или обиды ты настолько расстроен, что не можешь заниматься делом?

45. Можно ли сказать, что при неудаче ты не теряешь чувство юмора?

46. Стараешься ли ты помириться первым, если ссора произошла не по твоей вине?

47.Ты очень любишь животных?

48. Уходя из дома, приходилось ли тебе возвращаться, чтобы убедиться, что все в порядке (дверь заперта, утюг выключен и т. п.)?

49. Бывает ли у тебя ощущение какой-то беды, неприятности, которая может случиться с тобой или твоими близкими?

50. Твое настроение зависит от погоды?

51. Трудно ли тебе докладывать, выступать перед аудиторией?

52. Можешь ли ты ударить обидчика, если он тебя оскорбит?

53. У тебя большая потребность в общении с другими людьми?

54. Если тебе что-то не удается, можешь ли ты прийти в отчаяние?

55. Тебе нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?

56. Упорно ли ты стремишься к цели, даже если на пути встают препятствия и трудности?

57. Может ли трагический фильм взволновать тебя так, что на глазах выступят слезы?

58. Часто ли тебе бывает трудно уснуть из-за того, что проблемы прошедшего или будущего дня все время крутятся в голове?

59. В школе ты когда-нибудь подсказывал своим товарищам или давал списывать?

60. Боишься ли ты поздним вечером пройти один по темной улице?

61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь всегда лежала на своем месте?

62. Бывает ли так, что ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим?

63. Легко ли ты привыкаешь к новым ситуациям?

64. Бывают ли у тебя головные боли?

65. Ты часто смеешься?

66. Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты не показывать этого в общении с ним?

67. Ты подвижный человек?

68. Ты очень переживаешь из-за несправедливости?

69. Ты очень любишь природу?

70. Ложась спать, проверяешь ли ты, погашен ли везде свет и заперты ли двери?

71. Ты очень боязлив?

72. Изменится ли твое настроение при приеме алкоголя?

73. Охотно ли ты участвуешь в художественной самодеятельности?

74. Считаешь ли ты себя пессимистом?

75. Часто ли тебя тянет попутешествовать?

76. Может ли твое настроение резко меняться от радости к угрюмости или тоске?

77. Легко ли тебе поднять настроение окружающих?

78. Долго ли ты переживаешь обиду?

79. Сильно ли ты переживаешь, если горе случилось у твоих друзей.

80. Часто ли в школе ты переписывал страницы в тетради, если делал в ней помарки, ошибки?

81. Считаешь ли ты себя недоверчивым?

82. Часто ли тебе снятся кошмары?

83. Бывает ли, что тебя тянет спрыгнуть с высоты или броситься под машину? 84. Становится ли тебе веселее, если все вокруг веселятся?

85. Если у тебя неприятности или проблемы, можешь ли ты на время отвлечься, не думать о них постоянно?

86. Можешь ли ты вести себя несдержанно или развязно?

87. Обычно ты немногословен, молчалив?

88. Мог бы ты, играя на сцене, настолько войти в роль, чтобы забыть о том, что это только игра?

Ключ к опроснику Леонгарда (Шмишека)

1. Гипертимы ґ 3 +: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67 77

2.Застревающие, ригидные ґ 2 +: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 -: 12, 46, 59

3. Эмотивные, лабильные ґ 3 +: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79 -: 25

4. Педантичные ґ 3 +: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83 -: 36

5. Тревожные ґ 3 +: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82 -: 5

6. Циклотимные ґ 3 +: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84

7. Демонстративные ґ 2 +: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88 -: 51

8. Неуравновешенные, возбудимые ґ 3 +: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86

9. Дистимичные ґ 3 +: 9, 21, 43, 75, 87 -: 31, 53, 65

10. Экзальтированные ґ 6 +: 10, 32, 54, 76

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector