Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ярославский государственный технический университет»
Кафедра «Физики»
Факультет дополнительного
Профессионального образования
Контрольная работа
выполнена с оценкой _______
___________Школьников Е.НШкольников Е.НЕ.Н. Школьников
«___» ____________2012
Место и роль США в
современной массовой культуре
Отчет выполнил:
Студент гр. ДСИТ-27
Тюшин Сергей Сергеевич
_____________________________
«___» __________2012
Ярославль
2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………………3
Театр………………………………………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………………………….
Образование……………………………………………………………………………………..
Праздники……………………………………………………………………………………….
Семья…………………………………………………………………………………………….
Литература……………………………………………………………………………………….
Философия……………………………………………………………………………………….
Музыка……………………………………………………………………………………………
Архитектура ………………………………………………………………………………………
СМИ……………………………………………………………………………………………….
Телевидение ………………………………………………………………………………………
Агентства новостей……………………………………………………………………………….
Место США в современной культуре……………………………………………………………
Роль США в современной массовой культуре………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………………………….
Введение
На рубеже XIX —XX вв. на первое место по уровню экономического развития выдвинулись США, и центр мирового экономического развития переместился из Европы в Америку. США стали производить промышленной продукции больше всех и быстрее всех. Успехи экономического развития этой страны были обусловлены рядом социально-экономических, исторических, природно-географических факторов. Важнейшее значение в социально-экономическом плане имел радикальный характер буржуазно-демократической революции 1861—1865 гг., а также широкое использование достижений второй научно-технической революции, давшей миру новые средства связи, электричество, автомобиль и самолет, поточную (конвейерную) систему производства и многое другое. Экономический и технический взлет страны стал существенным фактором всестороннего развития в XX в. не только материальной, но и духовной культуры США, по уровню которой это страна занимает ведущие позиции в мире. Главной особенностью процесса развития культуры США так же, как и европейских стран, видимо, следует признать взаимное пересечение старого и нового, развитие тенденций, охраняющих прошлое, и новаторских тенденций, отрицающих прошлое. А поэтому общество задает вопросы, для чего существует искусство, что оно может, что оно собой значит. Но однозначного ответа нет, да и само искусство и культура бесконечно выдвигают новые стили и формы.
Содержание социальной среды развития личности в современных социально-культурных ...
... современного социального, демократического, светского, правового государства - обеспечению социального, экономического, научно - технического прогресса и тем самым улучшению жизни народа и каждого человека, всестороннему развитию ... оно должно представлять индивидам на его территории социальные услуги ( образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, заботу об условиях труда и отдыха и т.д.), ...
Культура США
Театр
Американский театр вступил в XX столетие, имея сравнительно небогатую историю собственной сценической культуры. Его окончательное становление произошло в нынешнем веке. Развитию национального театра во многом препятствовала существовавшая в стране сильная пуританская традиция.
Первые десятилетия XX века стали временем становления американской драматургии, намного отстававшей в своем развитии от европейской. Это обстоятельство предопределило бурный расцвет американского театра в последующие годы.
В отличие от Европы, в которой до появления новой драмы литература развивалась гораздо быстрее, чем драматургия, в американской культуре имело место резкое расхождение театрального искусства и литературы.
В конце XIX столетия в театрах США господствовала коммерческая система, воротилами сценического искусства были дельцы-антрепренеры, ориентировавшиеся на традиционные вкусы зрителей и не позволявшие ставить на сцене ничего нового. Все театральные деятели, будь то актеры или авторы драматургических произведений, а также все театральные критики находились в зависимости от богатых бизнесменов, правивших бал в сценическом искусстве
Коммерческая система способствовала тому, что в начале XX столетия театральное искусство Соединенных Штатов Америки оказалось в глубоком кризисе, его отставание от мирового составляло приблизительно 50 лет.
Таким образом, поворот в театральном искусстве Соединенных Штатов от романтического мелодраматизма к реалиям современной действительности в сложившихся к началу XX столетия условиях был невозможен.
Лишь появление в середине 1910-х годов малых театров позволило приступить к реконструкции устаревшего театрального искусства США. На сценах малых театров начали ставить новые драматургические пьесы, появился свой зрительский круг.
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются основы культуры поведения. Он осваивает правила поведения в ... видит: не сложил одежду перед сном - она помялась, стала некрасивой. В основном освоение правил происходит в ходе приучения, ... видит, что полотенце было сухим, а когда вытерли руки, оно стало мокрым; мыло было большим, а после употребления уменьшилось. Если взрослый ...
Главной темой многих пьес оставалась все та же трагедия «маленького человека» в современном обществе, на первое место выходила и тема народа, творца истории («Уличная сценка» (1929) и «Мы, народ» Э. Райса.
Первые годы XX столетия стали временем появления в американском театральном искусстве своеобразного жанра – мюзикла. До этого наиболее распространенной формой музыкального спектакля были музыкальные ревю («Зигфельд Фоллиз» Флоренца Зигфельда), представлявшие собой развлекательные сценические действия, далекие от жизненных проблем.
В 1920-е годы в Нью-Йорке работало сразу 14 театров ревю, наиболее популярными постановками в которых были пьесы Ф. Зигфельда. Впитав лучшее из английских и французских образцов, он сумел гармонично соединить это с лучшими традициями американского искусства «министрел-шоу» и бурлеска, результатом стало появление целостного художественного жанра. Одним из наиболее значительных новшеств Зигфельда стало введение в действие «герлз» (нечто, напоминающее кордебалет).
Музыкальное ревю стало прекрасной сказкой для взрослых, роскошной, наполненной танцами, песнями и шутками, с участием красивых девушек.
Окончательного слияния трех важнейших составляющих мюзикла удалось добиться лишь в «Оклахоме» (1942)
Литература
Первые литературные произведения создавались в английских колониях в Северной Америке с начала XVII в. Черты национального своеобразия складывающейся американской литературы выступили в творчестве просветителей эпохи Войны за независимость 1775-1783 гг. Процесс формирования национальной литературы завершается в первой половине XIX в. Важнейшую роль в нем сыграли писатели романтики. Подъем демократических настроений накануне и в период Гражданской войны 1861-1865 гг. способствовал укреплению реалистических тенденций в литературе США. Вершиной реализма XIX в. явилось творчество Марка Твена (настоящее имя С.Клеменс), отразившего действительность своего времени во всем ее многообразии.
В 1910-е годы происходит зарождение модернизма. Поэты Э.Паунд, Т.С.Элиот, прозаик Г.Стайн провозгласили разрыв с Америкой, считая ее страной, где торжествует буржуазный утилитаризм и нет почвы для истинной культуры. Новейшая поэзия проникнута протестом против механизации чувств человека, превращаемого в «единицу статистики».
В прозе 70-80-х годов преобладает тема духовной пустоты и засилья псевдокультуры, побуждающих героя к бунту, нередко разрушительного характера.
Музыкальная культура
Работа тема маленького человека в творчестве н. В. Гоголя
... права, против основ существующего порядка. Цель данной работы - исследовать тему «маленького человека» в творчестве Гоголя материале повести Гоголя «Шинель». В соответствии с целью определяются и ... в русской литературе своеобразной галереи образов «маленьких людей». В 1833 году появляется «Медный всадник» Пушкина, в котором «маленький человек» с трагической судьбой выражает робкий протест против ...
Музыкальная культура США отличается богатством традиций, жанров и стилей, развитой сетью специальных институтов, организующих и направляющих музыкальную жизнь страны.
Среди важнейших тенденций, характеризующих музыкальную культуру США наших дней,- усиление признаков региональной самобытности наряду с умножающимся числом общенациональных явлений. Сегодня можно говорить о специфике музыкальной культуры ряда регионов страны, среди которых особенно выделяется Запад, прежде всего Калифорния.
КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США XX века
Конец XIX-XX век является одним из сложнейших периодов в развитии мировой культуры. Это время отмечено мировыми войнами, социальными катаклизмами, национальными конфликтами; это период научно-технического прогресса, начала атомной, космической эры человеческой цивилизации. Все это определило многогранность и противоречивость социокультурных процессов, обусловило поиски новых художественных систем, методов, течении.
При всем разнообразии явлений культуры конца XIX-XX веке можно выделить две основные тенденции художественного развития: это реализм и нереалистические направления, получившие название модернизма (фр. moderne — новейший, современный) или авангарда. Это противостояние нашло свое воплощение в различных видах искусства.
Философские идеи А. Шопенгауэра, И. Гартмана, Ф. Ницше, А. Бергсона легли в основу различных направлений искусства XX века, связанных с отходом от реализма и объединяемых в понятие модернизма.
Первым художественным течением этого плана был фовизм (от фр. fauve — дикий), его представители получили название «диких». В 1905 году па выставке в Париже А. Матисс, А. Дерен, А. Марке и другие экспонировали свои картины, поразившие резким противопоставлением цветов и упрощенностью форм.
Анри Матисс (1869-1954) — живописец яркого колористического и декоративного дарования, начал как реалист, прошел через увлечение импрессионизмом, но в поисках повышенной интенсивности чистого и звучного цвета пришел к упрощенности форм, в которых почти нет объема. Композиция строится на контрасте цветов, ритмичности линий рисунка, крупных цветовых плоскостей. Условность формы и пространства ведет к орнаментальному характеру полотен (натюрморт «Красные рыбы», «Семейный портрет», панно «Танец», «Музыка» и другие).
В этом же направлении развивалось творчество пейзажиста А. Марке (1875-1947), впоследствии ставшего одним из наиболее последовательных реалистов в европейском пейзаже первой половины XX века.
Почти одновременно с фовизмом возникает кубизм — направление, связанное с именами художников Пабло Пикассо (1881- 1973), Жоржа Брака (1882-1963) и поэта Гийома Аполлинера (1880-1918).
Иконопись Древнего Пскова XIII-XVI веков
... В силу этого древнейшие памятники псковской живописи были сравнительно далеки от византийских канонов. "Богоматерь Одигитрия" XIII века напоминает искусство, возникшее в бурной атмосфере варяжских набегов. ... развития псковской живописи. И тем не менее, несомненно, что в XIV-XV веках псковская земля знала великий расцвет живописного искусства. Своеобразие псковского искусства находится в ...
От Сезанна кубисты взяли тенденцию к схематизации предметов, но они пошли далее — к разложению изображения предмета на плоскости и комбинированию этими плоскостями. Цвет сознательно изгонялся из живописи, поражавшей аскетизмом палитры. Кубизм оказал значительное влияние на развитие мировой живописи.
П. Пикассо отдал дань увлечению кубизмом («Три женщины», «Портрет Воллара» и другие), но его сложная, напряженная творческая жизнь, проникнутая бесконечными исканиями, не укладывается в схему какого-либо одного метода или направления. Уже в ранний период творчества («голубой» — 1901-1904 годы и «розовый» — 1905-1906 годы) проявляется сила его психологического проникновения в человеческие характеры, судьбы, гуманизм, особая чуткость. Герои его картин — странствующие актеры, акробаты, люди одинокие и обездоленные («Старый нищий с мальчиком», «Девочка на шаре», «Любительницы абсента» и другие).
Уже здесь художник обращался к повышенной выразительности форм, к экспрессивности. В дальнейшем ощущение дисгармоничности мира приводит П. Пикассо к усилению приемов деформации в живописи.
Поразительна многогранность творчества Пикассо. Это и иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия — рисунки, воскрешающие светлый гуманизм античности, реалистические портреты и натюрморты, выполненные в неповторимой индивидуальной манере; это и графические работы, раскрывающие темы всемирного зла, мрачной силы, воплощенной в образах минотавра и других чудовищ; это и панно «Герника» (1937) — глубоко трагическое произведение, обличающее фашизм, решенное в стилистике кубизма. Многие работы Пикассо полны света, восхищения красотой человека («Мать и дитя», «Танец с бандерильями», портреты и другие).
С глубоким уважением отзываясь о своих великих предшественниках, Инкассо изобразил мир, увиденный глазами человека XX века.
В 1909 году в Италии зарождается новое модернистское направление — футуризм (лат. futurum — будущее).
У его истоков стоял поэт Т. Маринетти (1876-1944), опубликовавший первый манифест футуристов. В группу вошли художники У. Боччони (1882-1916), К. Карра (1881-1966), Дж. Северини (1883-1966) и другие. В манифесте содержался призыв воспевать красоту скорости и агрессивность движения, свойственные XX веку, но в то же время разрушать библиотеки, музеи, академии «всех сортов».
Итальянский футуризм всегда подчеркивал свою антидемократическую направленность. В «Политической программе футуризма» (1913) утверждались идеи милитаризма и национального превосходства. В области художественного творчества низлагались все традиционные принципы, отвергались реалистические формы, даже кубизму ставился в упрек «чрезмерный реализм», футуристы надеялись воссоздать в искусстве физические явления природы — звук, скорость, электричество и т. д. Они утверждали, что только их творчество может воспроизвести пульс современной жизни (Боччони «Эластичность», «Смех», Карра «Портрет Маринетти», Северини «Голубая танцовщица» и другие).
Жизнь и творчество Сальвадора Дали
... «Золотой век». К 1929 году сюрреализм стал спорным, для многих неприемлемым течением в живописи. Личная жизнь Сальвадора Дали до 1929 ... французского surrealisme - буквально сверхреализм) - модернистское направление в искусстве, появившееся после первой мировой войны во Франции, в 20- ... уже никто не мог усомниться в гениальности великого художника. Его картины окупали за огромные деньги поклонники и ...
И кубизм, и футуризм прервали свое развитие в связи с Первой мировой войной, хотя отдельные явления этих течений получили дальнейшее распространение. В России футуризм нашел воплощение в поэзии Д. Бурлюка, В. Маяковского, В. Хлебникова, А. Крученых, имевшей характер эпатирования окружающего общества, отказа от классических традиций.
Своеобразием отличалось творчество художников, объединенных идеями экспрессионизма, зародившегося в Германии. Инициатором течения явился Э. Л. Кирхнер (1880-1938), в группу вошли К. Шмидт-Ротлуф (1884-1970), М. Пехштейн (1881-1955), О. Мюллер (1874-1930) и другие. Это же направление развивалось в театральном и особенно киноискусстве. Выступив и против импрессионизма, и против салонного искусства, эти художники искали жесткие, порой дисгармоничные цвета, пронзительное освещение, стремясь донести свое нервное напряжение, передать сильнейшие человеческие чувства (темы — безработица, убогие кабаки, люди «дна» и т. п.).
Экспрессионисты добивались глубокой психологической выразительности.
Мировая война разъединила художников, по не устранила экспрессионизма. Появились новые его сторонники: бельгиец К. Пермере (1886-1952) и Ф. Ван ден Берге (1883-1939), Ж. Крюгер (1894-1941) в Люксембурге и другие. Заметно влияние экспрессионизма и на современных художников. В этом плане работает, например, шведский скульптор Б. Нистрем (скульптура «… теперь темнеет моя дорога», посвященная поэту Д. Андерсону, и другие).
Приемы экспрессионизма позволяют раскрыть тему трагедийных ситуаций современной жизни.
Действительность XX века, уровень технического прогресса давали двоякое представление о мире материальном н нематериальном. Материя, пространство, время, космос, волны, колебания, вибрации, рентгеновские лучи, впоследствии лазерное излучение, атомная энергия и т. д. — все это не поддавалось чувственному восприятию мира, предметы казались лишь обманчивой видимостью. И родилось искусство, отразившее это новое мироощущение.
В 1910 году русский художник В. Кандинский (1816-1944) создал свои «Композиции», которые дали начало новому направлению в мировой живописи, получившему название абстракционизм (беспредметное искусство).
Его композиции явились символами субъективного внутреннего состояния, сохранившими связь с эстетикой психологического «настроения», характерной для декадентства конца XIX века.
Представители этого нового беспредметного искусства считали, что нельзя себя связывать рамками оптического опыта, который дает лишь иллюзии. Художник, утверждали они, должен заглянуть за внешнюю оболочку мира и показать его суть, его внутреннюю природу.
Кандинский, испытав влияние Сезанна, символистов (знаменательны его мысли о символике цвета в трактате «О духовном в искусстве»), видел в живописи возможность воплотить бессознательное, интуитивное, голос «внутреннего диктата». Рано уехав из России, Кандинский прожил большую часть своей жизни в Германии, во Франции, оказав огромное влияние на современную культуру.
Сальвадор Дали и сюрреализм 3
... Дадаизм или искусство - это дерзкое, эпатирующее "антитворчество", возникшее в обстановке ужаса и разочарования художников перед ... но через разрушение. 1.3. Основные идеи направления Одним из первых шагов сюрреализма было ... в художественных композициях. Напрмер, выставка живописи и графики дадаистов в Париже ... выводов сюрреализма и фрейдизма. 2. Сальвадор Дали – король сюрреализма. Одним из наиболее ...
Знаменательно, что русский православный философ о. Павел Флоренский привлекает художественное творчество и теоретические положения В. Кандинского для раскрытия своих мыслей о духовности в искусстве; в абстрактной живописи он видит поиски наиболее идеального, надмирного, абсолютного. Цель искусства, считает П. Флоренский, — «преодоление чувственной видимости, натуралистической коры случайного» и обращение к общезначимому, устойчивому и неизменному. Он говорит о самоценном значении чистой живописи, ее духовной направленности, что смыкается с мыслями В. Кандинского, изложенными в трактате «О духовном в искусстве».
Вслед за Кандинским к беспредметной живописи приходят художники и теоретики из разных стран: К. Малевич, Пит Мондриан, супруги Делоне, Глез, Метценже, Боччони, Дуусбург, Клее и другие. Заметную роль в распространении абстракционизма играл творческий центр в Германии Баухауз, где преподавали Кандинский, Клее и другие лидеры движения.
В 30-е годы XX века абстрактное искусство находит последователей в США. В годы Второй мировой войны эти тенденции укрепляются в связи с тем, что многие деятели культуры, спасаясь от фашизма, эмигрируют в США, Это — Пит Мондриан, Ханс Рихтер и другие, в этот период здесь живет и Марк Шагал. Формируется группа американских абстрактных экспрессионистов: Дж. Поллок, А. Горки, В. де Куинг, М. Ротко, их последователь в Европе А. Вольф. В своих работах они используют не только краски, но и другие материалы для создания наибольшей рельефности.
Центральной фигурой американской абстрактной живописи является Джексон Поллок (1912- 1956).
Утверждая, что важен не результат, а процесс творчества, он превратил живопись в мистический процесс. Его метод получил название «дриппинг» или «драйпинг» (беспорядочное разбрасывание красок из банки при помощи кистей).
Во Франции параллелью этому способу письма явился ташизм (живопись пятнами).
Французский абстракционист Ж. Матье давал своим картинам исторические названия: «Битва при Бувине», «Капетинги повсюду» и т. п. Англичане назвали подобный прием в изобразительном искусстве «живописью действия».
В 60-е годы в США возникают течения модернизма под названием «поп-арт» (популярное искусство) и «оп-арт» (оптическое искусство).
«Поп-арт» явился своеобразной реакцией на абстракционизм. Беспредметному искусству он противопоставил грубый мир вполне реальных вещей. Художники этого направления считают, что каждый предмет может стать произведением искусства. Соединенные в особые комбинации вещи приобретают новые качества. Подобные работы были представлены на выставке «Новый реализм» (галерея С. Джениса, затем Музей современного искусства Гуггенхейма, 1962).
В 1964 году состоялась крупнейшая международная выставка в Венеции — Биеннале, где были представлены экспонаты «поп-арта» (различные вещи в случайных соединениях); авторы — Дж. Чемберлен, К. Ольденбург, Дж. Дайн и другие. Крупнейший мастер «поп-арта» — Роберт Раушенберг (ранняя работа «Картина времени»: к закрашенному красками холсту прикреплены часы и т. п.).
Психологические операции Вооруженных сил США в войнах и конфликтах XX века
... китайских добровольцев американским пропагандистам достичь не удалось. Вместе с тем в искусстве ведения пропаганды американские специалисты достигли определенного прогресса. В частности, неплохие результаты были ... действия войск, снизить потери военнослужащих и мирного населения. Локальные войны и вооруженные конфликты второй половины XX века, а их насчитывают более 300, происходили на различных ...
С 1963 года он освоил метод шелкографии как способ перевода на холст различных фотографий, афиш, репродукций, которые комбинируются с кусками масляной живописи и различными предметами (композиции «Обстановка», «Исследователь»).
Вызывая страстные споры, «поп-арт», тем не менее, нашел своих последователен, получил свое официальное признание и проник в выставочные залы Франции, Италии, Германии, Австрии, Швейцарии, даже Королевской Академии в Лондоне.
«Оп-арт» противопоставил себя «поп-арту». Это направление пошло по пути новой абстракции, создавая своп особый мир, особую среду и формы. Создатели «оп-арта» отказались от холстов и красок. Первостепенное значение в их конструкциях из дерева, стекла и металла имеют эффекты цвета и света (они создаются при помощи линз, зеркал, вращающихся механизмов и т. д.).
Это мелькание лучей образует подобие орнаментов и представляет эффектное зрелище. Выставки «оп-арта» известны начиная с 1965 года: «Чуткий глаз», «Колористический динамизм», «11 вибраций», «Импульс» и другие. Достижения «оп-арта» были использованы в промышленности и прикладном искусстве (мебель, ткани, посуда, одежда).
В 20-е годы формируется новое направление авангардистского искусства — сюрреализм. Название позаимствовано у Аполлинера и означает «надреализм», хотя есть и иные толкования: «суперреализм», «сверхреализм». Основателем группы художников и литераторов явился писатель и теоретик искусства А. Бретон, к нему присоединились Ж. Арп, М. Эрнст, Л. Арагон, П. Элюар и другие. Они были уверены в том, что бессознательное и неразумное начало олицетворяют собой высшую истину, которая и должна быть воплощена в искусстве.
На это направление оказала воздействие философия А. Бергсона, его мысли об интуитивном озарении. Но особое значение для сюрреалистов имела теория психоанализа австрийского врача и философа 3. Фрейда, содержащая обоснование подсознательных факторов психики, являющихся стимулом творческой деятельности художника.
Сюрреализм, считает А. Бретон, основывается на вере в высшую реальность определенных форм ассоциаций, во всесилие сновидений, в свободную игру мышления (три «Манифеста сюрреализма» с 1924 по 1930 год).
Видный представитель раннего сюрреализма Макс Эрнст (1881-1976) первый попытался придать различным мистическим элементам видимость реального существования. Это направление проявило себя в живописи, скульптуре, литературе, театре, киноискусстве различных стран: Франции, Германии, Испании, Бельгии, Англии, США, Латинской Америки и др. Сюрреализм стал логическим продолжением дадаизма (от фр. dada — деревянная лошадка, в переносном смысле — детский лепет), его парадоксальности.
Концентрированное выражение особенностей художественного языка сюрреализма содержится в творчестве испанского художника Сальвадора Дали (1904-1989).
Дарование Дали было многогранно: живописец, театральный художник, автор киносценариев, постановщик фильмов, дизайнер и т. д. Он не переставал поражать воображение зрителей парадоксальностью образного восприятия, неисчерпаемой фантазией. Сверхоригинальный художник, Дали в то же время постоянно вел диалог с классиками, в его работах — своеобразные цитаты нз Рафаэля, Вермеера, Микеланджело, которые он трансформировал в своих композиционных решениях («Загадочные элементы в пейзаже», «Испания», «Трансформация Кранаха» и т. д.).
Лингвистические направления XIX века: психологическое направление
... книге Кодухова В.И. «Общее языкознание». Ассоциативная психология – одно и основных направлений психологии XVII – XIX веков. Понятия «ассоциация представлений» и «апперцепция» введены Локком и Лейбницем. На ... «языкового существования»; она ставит целью изучение языка в соединении с деятельностью человека, что предполагает исследование языкового акта и устной речи. Поскольку язык понимается как ...
Его работы требуют более глубокого и сложного отношения: «Атомная Леда», «Лицо войны», «Геополитик, наблюдающий рождение нового человека», «Искушение св. Антония» и другие.
Одна из самых глубоких картин Дали — «Предчувствие Гражданской войны» (1936 г.).
Два огромных существа, напоминающие деформированные, сросшиеся части человеческого тела, сцеплены между собой в жуткой схватке. Искажено болью и страданием лицо одного из них. Они вызывают чувство отвращения, являются контрастными по отношению к прекрасно написанному реалистическому пейзажу: миниатюрные изображения старинных городков на фоне невысокой горной гряды. Картина символизирует антивоенную идею, звучит как призыв к человеческому разуму, как суровое предупреждение. Сам Дали так писал о картине: «Это не просто монстры-призраки испанской Гражданской войны, а войны (…) как таковой».
Знаменательны картины, в которых Дали обращался к образу Христа: «Христос Валенсийский», «Гиперкубическое распятие», «Тайная вечеря» и особенно «Христос св. Иоанна». Распятый на кресте Христос распростерт над миром. Он летит над неким космическим пейзажем. Наклонный крест отгораживает нас от мрачной бездны, заполняющей верхнюю часть холста. Распятый Христос как бы удерживает эту всепоглощающую тьму своей жертвенностью. Впервые в мировом искусстве художник пренебрег каноном, определяющим композицию Распятия.
Творческое наследие Дали огромно; его идеи, образы, художественный метод далеко неоднозначны и достаточно противоречивы, как и личность самого художника, которая будет удивлять и волновать, раздражать и восхищать многие поколения. Сальвадор Дали и его творчество — существенная составная часть духовного наследия XX века.
Один из выдающихся деятелей культуры XX века — французский архитектор Ле Корбюзье (Шарль Эдуард Жаннере, 1887- 1965), являвшийся главой конструктивизма. Он стремился ответить на реальные запросы жизни, учитывая возможности современной техники. Его идеалы — простота и ясность геометрических объемов железобетонных конструкций (диорама «Современный город на 3 миллиона жителей», 1922 г., план реконструкции центра Парижа — «План Вуазен», 1925 г.; проект «Лучезарного города», 1930 г. и другие).
В последний период деятельности Ле Корбюзье создал экспериментальный 17-этажный жилой дом в Марселе (1947-1952 гг.), в котором стремился решить проблему «идеального дома», частично осуществив проект «Лучезарного города». К поздним работам Ле Корбюзье относится здание Секретариата Чандигархе (Индия, 1958 г.).
Видную роль в развитии современной архитектуры сыграла деятельность центра Баухауз (Германия) во главе с В. Гропиусом. На первый план выдвигались инженерно-технические принципы, вт. ч. ясно выраженный каркас здания.
Развитие американского города определила чикагская школа: небоскребы с нависающими стенами. Облик Нью-Йорка, например, представляет резкий контраст между небоскребами (конторское здание «Эмпайр Стэйт Билдинг» в 102 этажа, высотой 407 м и Рокфеллер-центр в 72 этажа, высотой в 384 м) и множеством других различных по масштабам зданий. Американский архитектор Райт разрабатывает так называемый «стиль прерий», где отрицает небоскребы, уплотненность застройки и стремится к связи с природой (коттеджи, окруженные садами, например, «Дом над водопадом» в Бир-Ране, 1936 г.).
Конструктивные возможности железобетона стремится использовать П. Нерви (малый дворец спорта в Риме, 1956-1957 гг.) и другие.
Культурология — Стр 2
Наряду с развитием авангардистских тенденций в XX веке плодотворно работают художники-реалисты. Как художественный метод реализм находит воплощение в различных видах искусства Европы и Америки, прежде всего в живописи, литературе, театре.
Так, в США в 1908 г. художники-реалисты объединились в группу «Восьмерка»: Г. Генри, Д. Слоун, Д. Лаке и другие. Они ставили задачу показать жизнь большого города с изнанки (прозвище группы «Школа мусорного ящика»).
Из мастерской Г. Генри вышли прославленные живописцы: Д. Беллоуз, автор многочисленных картин на темы современности, Р. Кент и другие.
Р. Кент (1882-1971) свое творчество посвятил народам Гренландии, Аляски, могучей природе Атлантики. Художник изображает суровую, не тронутую цивилизацией природу. Четкий географический рисунок, контрасты освещения, кристаллические формы передают напряженную жизнь природы. Отважные жители Севера воплощают идеал свободного человека, смело вступающего в борьбу с суровой природой.
Наряду с различными школами модернизма реализм приобретает все более широкое распространение. Эти тенденции проявились в скульптуре. Э. А. Бурдель (1861-1929) — художник напряженных чувств с высокими помыслами. Его работы: статуя «Стреляющий Геракл», Аполлон, конная статуя генерала Альвеара, портрет Бетховена и другие. А. Майоль (1861-1944) обратился к античной скульптуре, преклоняясь перед благородной естественной красотой человека: «Помона», памятник Сезанну, аллегорическая статуя «Иль-де-Франс» и другие. Ш. Деспио (1874-1946) известен как мастер скульптурного портрета.
Своеобразно направление в современном американском искусстве, названное риджнонализмом; суть его заключается в обращении к местной американской тематике, к «почве», противопоставление европейскому искусству. Возглавили это направление художники Т. X. Бентон, Г. Вуд, С. Кэрри. Их общая программа «Америка прежде всего». Однако каждый из них обладает своеобразной творческой манерой.
Т. X. Бентон (1889) — разносторонний художник. Он обращался к монументальной живописи, жанру портрета, книжной графике. Прославился фресками: росписи Повой школы социальных исследований (1931 г.), Музея Американского искусства Уитни (1932 г.), Университета штата Индиана (1933 г.), капитолия штата Миссури в Джеферсон-сити (1936 г.).
Эти фрески отражают события истории Америки, сцены народной жизни и т. п. В 1940 году Бентон иллюстрировал роман Дж. Стейнбека «Гроздья гнева».
Г. Вуд (1892-1942) обратился к теме единения человека с природой («Женщина с цветком» и другие).
Известны его портреты, выдающийся из них — «Американская готика» (1930 г.).
Это парный портрет фермера и его жены, отмеченный чертами психологической выразительности .
Тема творчества С. Кэрри (1897-1946) — сельские мотивы, сцены жизни фермеров, история Америки.
Среди лучших американских художников-реалистов следует назвать семью Уайетов: основатель — Н. К. Уайет, прославившийся как книжный иллюстратор, его сын — Эндрю Уайет, живописец, известный и в Европе (пометный член нескольких европейских академий), внук — современный художник Джеймс Уайет, работающий в манере традиционного реализма. Особенной любовью пользуются картины Эндрю Уайета, изображающие мир простых вещей, природу его края. Самая известная — «Мир Кристины»: молодая женщина среди прекрасной природы, человек, находящийся в единстве с окружающим миром. Основное содержание творчества Уайетов глубоко гуманистично.
Национальным своеобразием отличается и живописная школа искусства Мексики, которой присуща многовековая традиция — отражение своей истории в монументальных произведениях искусства. В XX веке сформировалось художественное направление, получившее название «мексиканский мурализм». Его характерные черты: новаторский дух и строгое следование традиции. Это художники Диего Ривера, Хосе Клименте Ороско, Давид Альфаро Сикейрос. Ими созданы фрески, отразившие историю и современную жизнь мексиканского народа («Земля плодоносящая»,
«Кошмар войны н мечта о мире» — Д. Ривера, «Новая демократия», «На службе наций» — Д. А. Сикейрос и другие).
Романтический пафос, образы борцов, использование элементов древней мексиканской орнаментики и наивного фольклора, восходящего к культуре древнейших народов (майя, ацтеков) — черты этого искусства, проникнутого широко понятной идеей человечности. Знаменательно и то, что этими выдающимися мастерами решена проблема связи живописи и архитектуры, вводятся приемы фотомонтажа. В технике настенной живописи применяются новые материалы.
В европейском изобразительном искусстве после Второй мировой войны важное место занимает направление неореализма, представители которого обратились к жизни народа, простого человека, к характеристике его внутреннего и внешнего мира. Группу неореалистов Франции возглавил А. Фужерон, мастер-рационалист, отразивший социальные потрясения XX века («Париж 1943 года», «Слава Андре Улье», «Страна шахт», «18 марта 1871 года» и другие).
Неореализм нашел воплощение в творчестве Б. Таслицкого, графика и карикатуриста Ж. Эйфеля. В Италии, где неореализм отразился и в киноискусстве (Феллини, Виторио де Сика, Антониони, Пазолини и другие), в живописи это направление возглавил Ренато Гуттузо, художник- мыслитель, политический деятель, борец против фашизма. Темы его произведений — это контрасты эпохи, история родной страны, образы патриотов, погибающих во имя родины, жизнь простых людей Италии (графическая серия «С нами Бог», «Рокко у патефона», серия картин «Человек в толпе» и другие).
Реализм Гуттузо обогащен достижениями постимпрессионизма, модернизма.
Реалистический метод находит свое развитие и в скульптуре: итальянский мастер Дж. Манцу («Голова Инге», «Танцовщицы», «Кардинал» и другие), скульпторы Скандинавии и Финляндии, например, В. Аалтонен (портретная галерея современников) и другие. Следует отметить и творчество датского графика-карикатуриста Херлуфа Бидструпа, запечатлевшего в острой комической форме черты эпохи.
Литературная жизнь Европы и Америки в конце Х1Х-ХХ веке представлена крупнейшими именами, также воплощавшими различные идейно-эстетические позиции.
В 90-е годы XIX века начинает свое развитие новейшая европейская литература. На рубеже веков во французской литературе возникают символизм (А. Рембо, П. Верлен, С. Малларме), натурализм (Э. Золя), в полемике с этими направлениями развивается реализм. Из писателей этого периода наиболее значительным является Эмиль Золя (1840-1902), выдвинувший теорию «экспериментального романа». Унаследовал реалистические традиции и Ги де Мопассан (1850-1893), находившийся в преддверии XX столетия в состоянии напряженных поисков новых средств художественной выразительности.
Крупнейшим представителем французской реалистической литературы XX века явились А. Франс (1844-1944), автор сатирических и гротескных романов «Остров пингвинов», «Восстание ангелов» и других, и Р. Роллан (1866-1944), создатель эпопеи «Жан-Кристоф», повести «Кола-Брюньон», продолжившей традиции Рабле. На позициях критического реализма стоял Р. Мартен дю Гар (роман «Семья Тибо»), Ф. Мориак («Клубок змей») и другие.
После Второй мировой войны французская проза, анализируя социальные конфликты эпохи, обращается к жизни различных классов общества: М. Дрюон «Сильные мира сего», Э. Вален «Семья Резо» и другие. Реалистические и натуралистические традиции переплетаются в творчестве Франсуазы Саган.
Идеи экзистенциализма, постановка нравственных проблем находят воплощение в творчестве А. Камю (повесть «Посторонний», роман «Чума»), в «новом романе» Натали Саррот («Золотые плоды»).
Возникает «театр абсурда» (лат. absurdus — нелепый), питающийся идеями А. Камю, Ж. П. Сартра. Это и пьесы Э. Ионеско «Лысая певица», С. Беккета «В ожидании Годо» и другие. Заметный вклад в культуру Франции внесли Р. Мерль, обличитель фашизма и войны («Смерть — мое ремесло»), Луи Арагон (поэт, издатель, романист) и многие другие.
Линия европейского романа развертывается на рубеже веков и в английской литературе, где она представлена реалистическими произведениями Дж. Голсуорси (трилогия «Сага о Форсайтах»), У. С. Моэма («Бремя страстей человеческих»), Э. М. Форстера («Поездка в Индию») и других. Создателем жанра социально- фантастического романа новейшего времени явился Герберт Уэллс (1866-1946), автор широко известных романов: «Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров» и других. Параллельно с фантастическими он создаст и социально-бытовые романы («Колесо фортуны», «История мистера Поля»).
«Энциклопедией модернизма» назвали роман Дж. Джойса (1882-1941) «Улисс», который положил начало литературе «потока сознания», отражающей тончайшие нюансы духовной жизни героев. Эту же эстетическую позицию занимали Д. Ричардсон, В. Вулф, Д. Г. Лоренс. Социальную жизнь страны отразили тяготевшие к реализму писатели так называемого «потерянного поколения»: Р. Олдингтон (1892-1962) — романы «Смерть героя», «Все люди-враги», А. Кронин (1896-1981) — «Звезды смотрят вниз», «Цитадель» и другие, Д. Пристли (1894-1984) — романы «Добрые товарищи», «Волшебники» и другие.
Традиция развития романа продолжается и после Второй мировой войны. В антиутопиях Дж. Оруэлла (1903-1950) — сатиры «Ферма зверей», «1984» и других — нашел выражение пессимистический взгляд писателя на социалистическое общество, ужас перед возможной победой тоталитаризма. Мотивами экзистенциализма проникнуты романы Айрис Мердок (1919-1999) «Под сетью», «Колокол», «Черный принц» и другие. Эти произведения исполнены напряженных творческих исканий, веры в силы человека, способного противостоять хаосу жизни. Крупнейшим романистом XX века является Грэм Грин (1904-1991): «Тихий американец», «Комедианты», «Почетный консул» и другие. Социальная критика здесь сочетается с глубоким психологизмом. Развивая традиции европейской романистики, создает серию романов «Чужие и братья» Ч. П. Сноу (1905-1980).
Политические темы раскрываются в романах Дж. Олдриджа (р. 1918) «Дипломат», «Горы и оружие», «Морской орел» и других.
Современный английский роман отличается тематическим многообразием: антиколониальная тема (Д. Стюарт, Н. Льюис), научная фантастика (А. Кларк, Дж. Уиндем), философские темы (К. Уилсон), социально-политические в гротескных романах и повестях М. Спарк и других, детективные (Агата Кристи, Дж. Ле Карре и другие).
Замечательные образцы романа дала литература США. На рубеже XIX-XX веков — творчество Марка Твена (1835-1910), Джека Лондона (1876-1916) и других. Одна из вершин американского критического реализма XX века — творчество Теодора Драйзера (1871-1945).
Его романы отразили социальные конфликты времени, трагедию человека в мире зла, глубокие гуманистические идеи. Вершиной творчества Драйзера является роман «Американская трагедия», выдающееся произведение критического реализма.
Глубокий психологизм и реализм отличают творчество Эрнеста Хемингуэя (1899-1961).
В своих произведениях он воплотил гуманистические идеи, раскрыл драматизм исторического процесса, выразил веру в человека и его активный гуманизм. Известные писатели США: Дж. Сэлинджер, Дж. Апдайк, Дж. Болдуин, Дж. Чивер, К. Воннегут, Р. Брэдбери и другие.
Изобразительное искусство
Искусство США сравнительно молодое, оно сформировалось вместе с американским государством, наследуя культуру бывших колоний европейских стран.
Победа в Войне за независимость открыла важный этап в искусстве. Мощными факторами в формировании искусства США были становление нации, общий подъем национального самосознания и широкое распространение демократических идей. В годы второй мировой войны происходит перелом в художественной культуре США. Одно за другим возникают все новые модернистские течения. В 60-х и 70-х годах в США, а затем и в других странах распространилось множество течений, вышедших в основном из поп-арта и объединенных нигилистическим отношением к традициям мировой культуры.
Традиции американского реализма во второй половине века преданно поддерживали Р.Кент, Р.Сойер, А.Рефрежье, создавшие полные гражданского пафоса композиции, призывающие к борьбе за мир и социальную справедливость.
Архитектура
Развитие профессиональной архитектуры в американских колониях началось с середины XVII в. под влиянием английского неоклассицизма. Американская архитектура сложилась как особое явление по отношению к архитектуре Старого Света. В ее основе лежали рациональные приемы строительства, характерные для периода активного освоения необжитых территорий. Деревянный каркас построек новых поселенцев был превращен Д.Тэйлором в практичную легкую дощатую систему так называемого «воздушного каркаса».
Стремление художественно осмыслить новый тип здания, его каркасную структуру, основанную на едином модуле, и вертикальность очертаний породило в начале 80-х годов XIX в. «чикагскую школу» американской архитектуры, Л.Г.Салливен стал ее идеологом.
Специфический характер американских городов сформировался в 30-е годы XX в.- сверхплотная застройка внутренней зоны, над которой господствуют «кусты» небоскребов делового центра, сочетается с низкой плотностью пригородов. Празднование 200-летия независимости США (1976) дало стимул к обширным работам по реставрации исторических памятников. Такая деятельность оказалась экономически выгодной и развивалась в 80-е годы.
Заключение
Список литературы
2. Аненков Культурология. – М.. 2001г. 3. Федулов А.М. Культура США XX века. – М., 1995г. 4. Черенков М.Б. Философские и религиозные воззрения США 20 века. – М., 1999г. 5. Шуринов В.С. Культура США 20 века. – М., 2000г. 6. Яковлев И.А. Мир культуры. – М., 1997г.