Кризис отрочества

Федеральное агентство по науке и культуре Р. Ф. ТГПУ им Л.Н. Толстого Сообщение по возрастной психологии Взаимоотношение подростков с родителями. Выполнила студентка группы 2 В ФРФ Федина М.С. ТУЛА — 2005 Стадию развития человека от 11 до 14 лет в психологии традиционно называют подростковым, а также переходным трудным критическим возрастом. Этот возраст исследовали многие видные психологи существует обширная литература посвященная психологии подростка.Наиболее характерной чертой подростка является противоречивость поведения.

Это проявляется в том, что чрезмерная активность подростков может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнение в себе эгоизм чередуется с альтруизмом, интенсивное общение сменяется замкнутостью, живая любознательность переходит в умственное равнодушие, страсть к чтению в пренебрежение к нему и т.п. С.Холл, которому принадлежит открытие подросткового возраста и психологии и который впервые описал психологические особенности подросткового периода, ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития.

Он связал кризисные, негативные явления подросткового возраста с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. С.Холл исходил из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте.Вместе с тем в психологии признано, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития.

На первый план выдвигаются социокультурные детерминанты психического развития, что составляет основное содержание культурных теорий подросткового возраста. В культурно-духовном контексте подростковый возраст рассматривал Э Шпрангер. Содержание подросткового возраста, по Э. Шпрангеру, составляет врастание человека в культуру, в дух данной эпохи.Э. Шпрангер описал три типа врастания подростка во взрослую жизнь, в культуру.

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, переживается подростком как второе рождение, в итоге которого возникает новое Я. Второй тип — плавный медленный постепенный рост когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.Третий тип представляет собой такой процесс развития при котором подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы.

11 стр., 5389 слов

25. Основные тенденции развития в подростковом возрасте. Подростковый ...

... и достоинства. Для этого возраста характерно желание быть похожим на кого-то, т. е. создание устойчивых идеалов. Для подростков, только вступивших в подростковый период, важными критериями в ... не как трансляция научных знаний и их воспроизводство, а как развитие познавательных способностей, основных психических новообразований. Центральным звеном учебной деятельности является усвоение ...

Он характерен для подростков с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины Культурно-историческая традиция в изучении особенностей и закономерностей развития в подростковом возрасте была продолжена Л.С. Выготским. Он рассматривал проблему интересов подростков называя ее ключом ко всей проблеме психического развития в этом возрасте так как здесь происходит разрушение и отмирание старых интересов, и возникновение новых.Л.С. Выготский описал несколько основных групп интересов подростка, которые он назвал доминантами.

Это эгоцентрическая доминанта — интерес подростка к собственной личности доминанта дали — установка подростка на обширные большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние доминанта усилия — тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые проявляются в упрямстве, борьбе против взрослых, протесте и других негативных проявлениях доминанта романтики — стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

Существенные изменения происходят в этом возрасте в развитии воображения на передний план выходят фантазии, мечты. Д.Б. Эльконин полагал, что развитие в подростковом возрасте проходит под знаком его взросления, определяется появляющимся у подростков чувством взрослости и тенденции к взрослости.Чувство взрослости как отношение подростка к самому себе уже как к взрослому проявляется в возникновении у него настойчивого желания, чтобы окружающие относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому.

За этим скрываются более частные потребности уважения, доверия и такта, признания человеческого достоинства и права на определенную самостоятельность. Важным показателем чувства взрослости является наличие у подростков собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание, несмотря на несогласие взрослых или сверстников.Неудовлетворение этих потребностей взрослыми приводит к различным формам протеста непослушанию, грубости, упрямству, противопоставлению себя взрослым, конфликтами с ними. Тенденция к взрослости — стремление быть, казаться и считаться взрослыми обнаруживается в отношениях с взрослыми и сверстниками, в копировании разных сторон поведения и внешнего облика старших. Для подростков важно признание окружающими того, что они уже не маленькие.

Неудовлетворенность подростков отношениями взрослых выражается в обидах и всевозможных формах протеста, начиная от грубости, непослушания и кончая противопоставлением себя взрослым.

С формированием чувства взрослости как образования сознания критического проявления в этот период жизни Т.В.Драгунова и Д.Б.Эльконин. Чувство взрослости выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний, аффективных реакций.Специфическая социальная активность подростка заключается в особой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.

3 стр., 1137 слов

Возрастные особенности восприятия тела у подростков (взрослых)

... и желаний, объединенных вокруг внутреннего мира» .................................... Заключение Подростки принадлежат к группе, которую социологи называют маргинальной, то ... как переходный период от детства к взрослости. Эриксон считает, что главной задачей индивидуального развития ... 1991. 25. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994. 26. Тхостов ...

Осознание себя человеком, уже перешагнувшим границы детства, определяет переориентацию подростка с одних норм и ценностей на другие с детских на взрослые. Существовавший в детстве тип отношений с взрослыми становится для него неприемлемым, не соответствующим его представлению об уровне собственной зрелости.Права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и расширение самостоятельности, т. е. на известное равноправие с взрослыми, и старается добиться признания ими этого. На основе анализа психологических исследований и в соответствии с нашими представлениями о кризисе развития можно наметить следующую объяснительную схему кризиса отрочества.

Сущность кризиса развития составляет противоречие внутри индивида, внутри его представления о себе, в его самосознании.Формирование нового уровня самосознания основано на возникновении и развитии теоретического мышления в процессе учебной деятельности.

Теоретическое мышление позволяет подростку овладеть вновь содержанием, формирует новый тип познавательных интересов приводит к возникновению внутренней рефлексии обращенность на внутренние основания своих действий и поступков создает предпосылку для изменения отношений подростка с окружающей действительностью.У подростков отсутствует ощущение подлинной, полноценной взрослости.

Открытие своего внутреннего мира, осознание себя, своего Я уже произошло, но они еще не знают, что из себя представляет это Я. Подросток не может еще осмыслить себя, понять себя, свое место и предназначение в мире. Отсюда утверждение себя, проверка своих физических и социальных возможностей, поиск себя. Этот поиск принимает зачастую раздраженно-капризные формы, вносит конфликты в отношения подростков и взрослых.Эмоционально-психологическая дистанция между подростками и родителями увеличивается подростки демонстрируют потребность в обособлении, автономии от взрослых. Но обособление от родителей не означает отказ от ценностей и норм их жизнедеятельности, эмоциональный разрыв с ними. Стремление к независимости означает потребность иметь собственные суждения, самостоятельно определять свое поведение.

Исследователи отмечают весьма контрастную картину достижения самостоятельности мальчиками и девочками.Желание освободиться от эмоциональной зависимости от родителей меньше выражено у девочек, чем у мальчиков.

В целом для девочек в этом возрасте характерны согласие с родительскими требованиями, озабоченность поддержанием эмоциональных отношений с семьей, склонность к воспроизводству образа жизни семьи, определение своих жизненных идеалов на основе родительских представление.Мальчики представляются более решительно противостоящими своей семье, в большинстве своем они склонны следовать внешним по отношению к своей семье моделям поведения и социальной жизни.

16 стр., 7987 слов

Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие ...

... Влияние детско-родительских отношений на психическое развитие личности дошкольника 3.3 Психологические нарушения под влиянием детско-родительских отношений Заключение Библиографический список использованной литературы Введение В условиях современного общества взрослые, не осознают, ...

Они определяют свое будущее в терминах саморегуляции через те действия, которые предстоит осуществить. Группа сверстников используется мальчиком как средство поддержки его попыток достичь независимости порвать с семейными правилами и достичь свободы для девочки же группа сверстников служит в основном для проявления эмоциональных межличностных отношений.Утверждение своей индивидуальности на данном этапе развития субьектности выступает одновременно и как утверждение личностного способа бытия.

Ведь их утверждение происходит в системе реальных связей и отношений с другими, когда подросток должен отстоять свое мнение, свой взгляд, определить свою позицию в сообществе.