Виды конфликтов и способы выхода из них

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..2

1. Общие определения конфликтов………………………………………………………..5

2. Практичное использование конфликтов………………………………………………12

3. Способы выхода из конфликтов…………………………………………………………16

Выводы…………………………………….…………………………………………………..17

Список литературы ………………………….………………………………………………18

Введение

Давно известный факт, что проблема конфликтных ситуаций существовала и существует и по сегодняшний день. Проблемой решения конфликтов, а так же конфликтных ситуаций сегодня интересуются уже не только психологи и социологи, но и такие лица как политики, руководители компаний, педагоги — люди, которые максимально связаны с управлениями массами и хотят знать, как не допускать конфликтов среди своих подчиненных. Так же простые обыватели, которым интересно, как действовать в условиях простых бытовых конфликтов.

Конечно, в этом есть и немного печальная часть вопроса. Такой бурный, нарастающий интерес к конфликтным ситуациям появился неспроста. Все дело в том, что в современном социальном обществе то и дело возникает какое-либо напряжение, за которым непременно следует конфликт, пути, решения которого обязательно нужно искать.

Как оказалось, мы являемся практически не подготовленными к вопросам по решению конфликтных ситуаций. Ориентация на развитие общество в виде «бесконфликтного» делала проблематику конфликтов почти неперспективной. И это непременно привело не только к ее фактическому исключению и выбытию из областей любого научного исследования, но и к тому, что в обществе просто не сформировались главные защитные механизмы борьбы с конфликтами и решениями конфликтных ситуаций. Сейчас можно наблюдать полноценную нехватку специалистов по преодолению конфликтов, например, в том же рабочем коллективе, а некомпетентные усилия решения конфликтов явным образом лишь усугубляет ситуацию. Разумеется, сейчас мы активно пытаемся копировать попытки решения социальных путей у зарубежных конфликтологов, но стоит обратить внимание на но, что такие попытки копирования мало эффективны, по причине того, что наше социальное общество просто напросто имеет другие социальные проблемы.

В какой-то степени это противоречивая ситуация — осознание необходимости научного

16 стр., 7708 слов

Особенности разрешения конфликтно-педагогических ситуаций студентами

... с попытками из разрешения на фоне проявления эмоций. Следует различать понятия "конфликт" и "конфликтная ситуация", разница между ними очень существенна. Конфликтная ситуация ... ситуаций конфликтного содержания, что предусматривает решение следующих конкретных задач: изучение литературы по межличностному взаимодействию в конфликтных ситуациях; подбор педагогических ситуаций конфликтного ...

осмысления и практической работы с конфликтами и неготовность к ней — явным образом как нельзя лучше касается и самих психологов. И самое главное, что проблема конфликтов является основной для науки психологии. Довольно часто в теоретических подходах, психологические конфликты, их содержание и характер становятся главной моделей личности, объясняющее все поведение человека. Конфликты, кризисы и противоречия, которые наблюдаются в каждом человеке время от времени, как раз и являются источниками личности, структурируют ее и определяют конструктивный или деструктивный жизненный сценарий каждого.

Но и не меньшую роль конфликты и противоречия, о которых говорилось выше, играют и в социальной жизни человека. В его межличностных отношения, межгрупповом взаимодействии, а так же в интерперсональных отношениях. Следовательно проблема конфликтов всегда проходила и будет проходить через разные слои не только психологического но и социального знания.

Не имеет смысла говорить еще и о практическом интересе который связано с работой над конфликтами. Вся без исключения практическая психология, с ее множественными, разнообразными современными формами работы так или иначе связана с проблемами

психологических трудностей человека, в том числе переживаемых и в виде

конфликтов.

Но, даже не смотря на всю значимость проблемы конфликтов для психологии мы до сих пор не имеем должных исследования и работ посвященных ей. В какой-то мере это стало следствием уже отмечавшегося недостаточного внимания науки к «негативной» проблематике. Однако, пожалуй, именно фундаментальность проблемы конфликта более всего затрудняет попытки ее освещения. В психологии уже можно наблюдать некоторое количество работ, которые, все же, освещают проблему конфликтов и активно рассматривают ее. В частности такие работы появляться и в отечественной науке. Однако, сами проблемы конфликтов оказались, своего роди, разделены между разными сферами психологии, социальной психологии личности и общей психологией. Необходимость описания полного и «объеденного» изучения конфликтов всегда требовалась в психологии, именно ей мы с вами и займемся опираясь на литературу, максимально затрагивающих эту тему и авторов изучивших ее именно с той стороны, с которой это необходимо.

1. Общие определения конфликтов.

Прежде чем разбираться в особенностях конфликтов и конфликтных ситуациях, для начала следует понять, что же то, собственно, вообще такое — конфликт? Если мы обратимся к психологическому словарю [1], то там мы увидим следующее определение:

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т. п. Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъект возможного конфликта и его объект. Однако, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный и далее может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный стабилизирующий или неконструктивный.

14 стр., 6557 слов

Психология ФЕПО -14 2011-12

... человека и животных» (1863). «Отец» экспериментальной психологии. Десятитомная «Психологии народов» (1900—1920). Как исследователь психологии народов предлагал изучить поведение, инстинкты и реакции ... группы (Уманский) – группа-кооперация; группа-автономия. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА – командообразование, конфликты. ГРУППОВОЕ ВЛИЯНИЕ. Типы (Дойг, Джерард) - нормативное; информационное. ГРУППОВОЙ ФАВОРИТИЗМ – ...

В качестве субъекта взаимодействия в конфликт может вступать как отдельное лицо (внутриличностный конфликт), так и два или несколько лиц (межличностный конфликт).

В зависимости от конфликтной ситуации выделяются межгрупповые, межорганизационные конфликты , классовые конфликты, межгосударственные конфликты. В особую группу выделяются межнациональные конфликты.

Конструктивным конфликт может быть лишь тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения. Р. Блейк и Дж. Моутон [12] выделяют: соперничество (противоборство), сопровождающееся открытой борьбой за свои интересы; сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон; компромисс — урегулирование разногласий через взаимные уступки; избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем; приспособление — тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами. Обобщенное выражение этих стратегий поведения характеризуется как корпоративность и напористость.

Таким образом, мы видим, что конфликт, это не что иное, как обычная противоположность взглядов двух или более людей, которая, в свою очередь, ведет к их столкновению, часто иногда даже переходящему в из словесного, в физическое. И развитие того конфликта можно наблюдать постепенно, своего рода по несколькими ступенями. Обратимся все к тому же психологическому словарю [1], где далее максимально ясно описываются этапы конфликта.

Развитие конфликта обычно идет в следующей последовательности:

а) постепенное усиление участников конфликта за счет введения более активных……..

Список литературы:

1. Качалов < > В.А «Мир Психологии» [Электронный ресурс] / — Электронные данные — psychology.net.ru. — Москва 1999-2014.

2. Н.В. Гришина «Психология конфликта». 2-е изд. [Текст] / — Питер, СПб: 2008

3. А.В. Козлова < avtor-aleksandra-kozlova/>. «Конфликт: участвовать или создавать < avtor-aleksandra-kozlova/48492-konflikt-uchastvovat-ili-sozdavat-aleksandra-kozlova.html>». [Текст] / — Эксмо. Москва. 2009

4. М. Герзон «Лидерство через конфликт». [Текст] / — «Манн, Иванов и Фербер» Москва, 2008

5. А. Г. Здравомыслов «Социология конфликта». [Текст] / — М. Аспект-Пресс. — Москва 1996. .

6. Анцупов А.Я. Шипилов А. И. < book/social_psychology/conflict_a/_%C0%ED%F6%F3%EF%EE%E2%20%C0.%DF.,%20%CA%EE%ED%F4%EB%E8%EA%F2%EE%EB%EE%E3%E8%FF.pdf> «Конфликтология: Учебник для вузов». [Текст] / — М.: ЮНИТИ, Москва. 2000.

7. С. Чейз. «Типология конфликтов». [Текст] / — СПб-Печать, СПб: 1986.

8. Р. Дарендорф. «Современный социальный конфликт». [Текст] / — М. Аспект-Пресс.. Москва, 2002

9. Г. Зиммель «Конфликтология» [Текст] / — Питер, СПб: 1992.

26 стр., 12513 слов

Психология социального конфликта

... ;                  20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Список использованнконфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже ... вообще устранить его. В связи с этим, под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения, путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или ...

10. Ж. Нюттен «Психоанализ и индивидуальность». [Текст] / — Transl. — N. Y.: Sheed & Ward, 1953.

11. К. Томас «Стили поведения в конфликте < index.php/mnu-glavnoe/psihologia/281-k-tomas-stili-povedeniya-v-konflikte>». [Текст] / — Leuven : Leuven University Press, 1985.

12. Р. Блейк, Дж. Моутон [Текст] / Научно-исследовательские работы/ Harvard Journal of Asiatic Studies 1950

13. К. Боулдинг «Теория конфликта». [Электронный ресурс] / — neomiss.ru

14. Штракс «Эмоции и воля в структуре убеждений личности». М. Аспект-Пресс. Москва., 1992

15. В.Р. Веснин «Менеджмент» (учебник, 3-е изд., переработанное и дополненное), [Текст] / — изд. «Проспект», Москва. 2007 год