Стрессоустойчивость в управленческой деятельности

Ключевые термины по теме

Таблица

Термин

Значение

Управление как социальный феномен

Фундаментальное свойство социальной системы, которое возникло и развивается в историческом процессе. От него в значительной степени зависит социальное будущее и качество жизни, так как именно управление обеспечивает социальной систем сохранение качественного состава, динамичное равновесие с окружающей средой, поддержание режима деятельности и реализацию его программ и целей

Субъект социального управления

Человек, коллектив, социальные общности, все общество в целом, наделенные сознанием и способные правильно познать природный и социальный мир, законы его развития, и на основе этого познания — способные воспроизводить и изменять этот реальный мир, творить вторую, «очеловеченную» природу по законам природы и общества

Объект социального управления

Отдельные люди, семья, коллективы, социальные группы, классы, этнические и национальные общины людей, государство, человечество в целом, на которые направлено влияние субъекта управления

Управленческая деятельность

Деятельность, направленная на сохранение структуры, устойчивости и на поддержание определенного режима функционирования, жизни, гармоничного развития

Потребности

Напряженное состояние неудовлетворенности чем-то индивида, состояние дискомфорта, угрожающее устойчивому существованию и развитию человека и побуждающее его к активным действиям, направленным на ликвидацию дискомфорта

Интерес

Важность, реальная причина социальных действий, событий и свершений, вызываемых побудительными мотивами, помыслами, идеями участвующих в этих действиях индивидов, коллективов, социальных групп, классов, наций и других общностей людей

Мотив управленческой деятельности

Побудительная причина выбора определенного управленческого действия. Зависит от уровня индивидуальных и общественных потребностей и интересов

Цель управленческой деятельности

Представляемое и желаемое будущее событие или состояние объекта управления

Составьте таблицу «Преимущества и недостатки авторитарного и либерального стиля управления»

Таблица

Авторитарный стиль

Либеральный стиль

Преимущества

1. Успешности при выполнении повседневных обычных работ, не требующих творческого подхода и новизны, где основные силы направлены на количественные показатели

2. Обеспечение четкости управления, что позволяет быстрее принимать решения

3. Обеспечение в малых организациях быстрой реакции на изменение условий внешней среды

1. Позволяет решать нестандартные задачи, требующие творческого подхода

2. Идеи, выдвинутые подчиненными, ложатся в основу решений руководителя, таким образом, сотрудники остаются удовлетворенными, а ответственность руководителя подкрепляется их моральной поддержкой

3. В коллективе создается благоприятный социально-психологический климат, что позволяет эффективно использовать психологические механизмы мотивации подчиненных

4. Руководитель свободен от принятия малозначащих, не принципиальных вопросов деятельности организации

5. Заботливое отношение со стороны руководителя позволяет сочетать требовательность с готовностью прийти на помощь подчиненным

6. Цели и задачи деятельности организации доступны и понятны подчиненным

Недостатки

1. Подавление инициативы и творческого потенциала подчиненных

2. Высокая степень зависимости подчиненных от постоянной воли руководителя

3. Слабая мотивация и отсутствие действенных стимулов труда;

4. Неудовлетворенность исполнителей своим трудом, так как их мнение и опыт игнорируется

5. Создание неблагоприятного социально-психологического климата коллектива

1. Невысокий уровень требовательности может привести к низкому качеству выполнения заданий

2. Существует возможность неформальных лидеров присвоить функции руководителя себе и пользоваться большим влиянием на членов коллектива

3. Большая зависимость эффективно работы коллектива от стремлений членов данного коллектива

Напишите предложения по повышению стрессоустойчивости у менеджеров

Стресс — состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

В управленческой деятельности стресс может быть вызван различными причинами:

ь Необходимостью принимать ответственные решения;

ь Физические или психологические перегрузки;

ь Несоответствующие условия работы;

ь Рутинный характер работы;

ь Отсутствие удовлетворенности работой, карьерным ростом;

ь Негативный социально-психологический климат коллектива и трудовые конфликты.

Симптомы стресса можно свести в 4 основные группы:

1) Физиологические:

ь Ухудшение самочувствия;

ь Тремор конечностей

ь Тики;

ь Нарушение координации

ь Чувство скованности

ь Сухость во рту

ь Боли живота, головы

ь Диарея, запор, колики

ь Повышенная утомляемость

ь Нарушения сна, дыхания, сердцебиения

ь Снижение или повышение аппетита

ь Высыпания на коже

ь Головокружение

ь Тошнота

2) Интеллектуальные:

ь Ослабление внимания

ь Ухудшение концентрации внимания

ь Повышенная отвлекаемость

ь Потеря инициативы

ь Нарушение логики суждений, спутанное мышление

3) Эмоциональные:

ь Раздражительность

ь Подозрительность

ь Неудовлетворенность жизнью, работой

ь Снижение самооценки

ь Подверженность приступам гнева

4) Поведенческие:

ь Нарушение речи

ь Не ухоженность

ь Низкая продуктивность

ь Более интенсивное курение и употребление алкоголя

К методам борьбы со стрессом можно отнести:

ь усиление или повышение стрессоустойчивости личности;

ь изменение и регулирование эмоциональных реакций на события и ответные действия;

ь часть дня или недели поводить так, как хочется;

ь говорить окружающим, близким и любимым теплые слова не реже 1 раза в день;

ь 2 — 3 раза в неделю давать организму физическую нагрузку;

ь стараться выпивать в день 1 — 1,5 литров воды;

ь по меньшей ере 1 раз в неделю заниматься тем, что считается «вредным»: немного нарушать диету, распорядок дня и т.д.;

ь не тратьте зря свое время и жизнь. Ограничьте ненужные письма, телефонные звонки, беседы;

ь ведите дневник, записывайте в него события дня и планы на грядущий;

ь в негативном психическом состоянии занимайтесь физической работой;

ь съедайте хотя бы по 1 банану в день;

ь обращайтесь при необходимости за помощью — не тяните все на себе;

ь определите свои биоритмы и оптимально используйте их;

ь почаще испытывайте положительные эмоции, улыбайтесь;

ь при необходимости обращайтесь к врачам-специалистам;

ь осваивайте специальные методики по повышению стрессоустойчивости (нейролингвистическое программирование, самогипноз, аутотренинг) и релаксации (йога, дыхательные методики, рейки, массаж, музыка);

ь ставьте перед собой четкие цели;

ь оценивайте свои возможности реалистично и не взваливайте на себя всю работу;

ь наслаждайтесь успехом, пусть и краткосрочным;

ь анализируйте ситуацию, вызывающую стресс, конфликт, приводящие к угнетенному состоянию;

ь старайтесь вести здоровый образ жизни (избегайте вредных привычек, курения, алкоголя), занимайтесь физкультурой, плаванием, закаливанием.

Составьте структуру человеческих потребностей по степени их важности для управленческой деятельности

1 место — потребности в питании, одежде, отдыхе, то есть потребности, которые необходимо удовлетворить для поддержания организма в жизнеспособном состоянии. Работодателю необходимо понять, что подчиненные нуждаются в отдыхе, возможности перекусить в процессе работы. Зарплата должна способствовать удовлетворению низших потребностей.

2 место — желание иметь спокойную, размеренную работу с наименьшим количеством стрессовых ситуаций; стабильность работы, рабочего места; гарантия пенсионного обеспечения, медицинской помощи.

3 место — потребность в том, чтобы быть принятым коллективом, при этом иметь в работе возможность проявить свои рабочие, профессиональные качества; потребность быть услышанным руководителем и коллегами; желание быть в составе трудового коллектива;

4 место — желание быть признанным коллективом и руководством. Потребность в использовании своей свободы, личного мнения. Потребность в самовыражении и признании заслуг. Стремление к лидерству

управление стресс менеджер потребность

Размещено на