Стресс и его виды

Контрольная работа

по ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Вариант 25

Студент:

Факультет:

Специальность:

Курс:

Форма обучения:

Личное дело №:

Проверил:

преподаватель

Ярославль 2010

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Понятие «стресс» и его виды 3
  2. Способы предупреждения и управления стрессом 8
  3. Аффект. Стресс. Фрустрация. Депрессия 15
  4. Список литературы 23

1. ПОНЯТИЕ «СТРЕСС» И ЕГО ВИДЫ

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (англ. fight-or-flight response)

Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»).

Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.

Впервые физиологический стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин «стресс» он начал использовать позднее. Это состояние характеризуется ослаблением, нарушением функций.

«Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования». Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса. [5, c. 63]

Еще в 1920е годы, во время обучения в Пражском университете, Селье обратил внимание на то, что начало проявления любой инфекции одинаково (температура, слабость, потеря аппетита).

В этом в общем-то известном факте он разглядел особое свойство — универсальность, неспецифичность ответа на всякое повреждение. Экспериментами на крысах было показано, что они дают одинаковую реакцию как на отравление, так и на жару или холод. Другими исследователями было обнаружена сходная реакция у людей, получивших обширные ожоги.

При стрессе, наряду с элементами адаптации к сильным раздражителям, имеются элементы напряжения и даже повреждения. Именно универсальность сопровождающей стресс «триады изменений» — уменьшение тимуса, увеличение коры надпочечников и появление кровоизлияний и даже язв в слизистой желудочно-кишечного тракта — позволила Г. Селье высказать гипотезу об общем адаптационном синдроме (ОАС), получившим впоследствии название «стресс». Работа была опубликована в 1936 году в журнале «Nature». Многолетние исследования Г. Селье и его сотрудников и последователей во всем мире подтверждают, что стресс является неспецифической основой многих заболеваний.

Селье выделил 3 стадии общего адаптационного синдрома:

  • реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей — возможности эти ограничены)
  • стадия сопротивляемости
  • стадия истощения

Для каждой стадии описаны характерные изменения в нервно-эндокринном функционировании [6, c. 73].

Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье пишет:

«Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования». С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

Позже Селье ввёл дополнительно понятие «положительный стресс» (Эустресс), а «отрицательный стресс» обозначил как дистресс.

Эустресс — понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс — негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. [9]

От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

В современной культуре под стрессом понимается вовсе не физиологическая реакция организма на внешние факторы. В связи с этим возникло понятие психологический стресс, которое является компилятивным собранием симптомов и состояний, которые в быту называют стрессом.

Среди неспециалистов появилась тенденция отождествлять стресс просто с нервным напряжением (отчасти в этом повинен термин, означающий «напряжение» в переводе с английского).

Стресс — это не просто душевное волнение или нервное напряжение. В первую очередь, стресс — это универсальная физиологическая реакция на достаточно сильные воздействия, имеющая описанные симптомы и фазы (от активации физиологического аппарата до истощения).

Сегодня понятие стресса можно отнести к одной из базовых научных категорий, которая стала предметом изучения целого комплекса дисциплин: биологии и медицины, физиологии и психологии, наук об управлении, демографии, юриспруденции и даже политологии. В самом общем виде его можно определить как естественную приспособительную реакцию живого организма на любое событие, происходящее и в окружающей среде.

Сегодня доказано, что само по себе состояние стресса — не болезнь. Если бы не было стресса, жизнь превратилась бы в абсолютное равновесие, замерла бы. Именно стресс поддерживает активность систем организма на уровне нормы. Стресс может быть вызван как серьезной опасностью, так и творческой удачей. Без некоторого уровня стресса никакая активная деятельность невозможна, и полная свобода от стресса, по утверждению Селье, равнозначна смерти. Таким образом, стресс может быть не только вреден, но и полезен организму. Вот почему через 40 лет после открытия стресса основатель его теории Ганс Селье пишет книгу “Стресс без дистресса” как раз о том, как поддерживать правильный уровень стресса.

Стрессы можно подразделить на:

  • эмоционально положительные и эмоционально отрицательные;
  • кратковременные и долгосрочные или, другими словами, острые и хронические;
  • физиологические и психологические. Последние, в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные

Стрессы бывают эмоционально отрицательные и эмоционально положительные. Такие радостные события, как свадьба или выигрыш любимой команды, тоже, по сути, факторы стресса, вызывающие бурю эмоций и выброс адреналина. В случае эмоционально положительного стресса стрессовая ситуация непродолжительна и вы ее контролируете, обычно в этих случаях опасаться нечего: ваш организм сможет быстро отдохнуть и восстановиться после взрыва активности всех систем. Известны, правда, факты, когда сильные положительные эмоции у людей со слабым здоровьем приводили к серьезным последствиям, вплоть до инсультов и инфарктов, но это все-таки случаи уникальные и мы их обсуждать не станем. Говоря «борьба со стрессом», «последствия стресса», будем иметь в виду эмоционально отрицательный тип стресса. [2, c. 114]

Различают кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стрессы. Они по-разному отражаются на здоровье. Долговременный несет более тяжелые последствия.

Для острого стресса характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса — шок. В жизни каждого человека были шокирующие ситуации.

Шок, острый стресс почти всегда переходят в стресс хронический, долговременный. Шоковая ситуация прошла, вы вроде бы оправились от потрясения, но воспоминания о пережитом возвращаются снова и снова.

Долговременный стресс не обязательно является следствием острого, он часто возникает из-за малозначительных, казалось бы, факторов, но постоянно действующих и многочисленных (например, неудовлетворенность работой, напряженые отношения с коллегами и родственниками и т.п.).

Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (боль, холод, жара, голод, жажда, физические перегрузки и т.п.)

Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: обман, обида, угроза, опасность, информационная перегрузка и т.п. [7, c. 72]

Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности человека (преступления, аварии, войны, тяжелые болезни и т.п.), его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (потеря работы, семейные проблемы и т.п.).

Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения. Очень часты информационные стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления.

Факторы, вызывающие стресс, — стрессоры, различны, но они пускают в ход одинаковую в сущности биологическую реакцию стресса. Различие между стрессором и стрессом было, вероятно, первым важным шагом в анализе этого биологического явления, которое мы все слишком хорошо знаем по собственному опыту.

Стресс вызывают все серьезные события жизни: свадьба и развод, рождение ребенка и смерть прабабушки, переезд и смена работы… Вносят свой вклад и мелочи, которым, казалось, можно не придавать особого значения: поспорили с коллегой, проиграла любимая команда, автобусную остановку перенесли дальше от дома…

Жители крупных городов сталкиваются со стрессовыми ситуациями особенно часто. Причины — интенсивный, напряженный ритм жизни, большое количество окружающих людей, многие из которых находятся в плохом настроении, зачастую — более ответственная и нервная, чем у сельских жителей, работа.

Воздействие одной и той же стрессовой ситуации на разных людей может быть совершенно различным. Одного обокрали — он с горя запил, другого обокрали — он заработал в два раза больше! Одного человека небольшая ссора с коллегой может привести к длительной депрессии, а другому выволочка от начальника — что комариный укус. Что станет шоком для конкретного человека, зависит исключительно от него самого, его мировоззрения, его убеждений, его системы ценностей, силы его характера, его психологической устойчивости.

2. СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ.

Приведем некоторые, наиболее часто встречающиеся ошибочные представления относительно стресса. После каждого ошибочного утверждения другое, поправляющее его утверждение.

1. «Связанные со стрессом симптомы и психопатические заболевания не могут причинить мне реального вреда, поскольку все они существуют только в моем воображении».

Это широко распространенное убеждение ложное, как стресс оказывает влияние не только на психику, но и на весь организм. Психосоматическое заболевание развивающееся в результате стресса, является реальным заболеванием, которое может представить серьезную опасность для Вашего здоровья, как, например, гипертоническая болезнь и язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.

2. «Только слабые люди страдают от стресса».

В наибольшей степени подвержены действию чрезмерного стресса сверхзагруженные люди с очень высоким уровнем притязаний, своего рода «наркоманы от работы».

3. «Я не несу ответственности за стресс в своей жизни. Стресс в наше время неизбежен — мы все его жертвы».

В действительности мы стали ответственны за большую часть стрессов нашей жизни. Это следует из того факта, что стресс является результатом не столько того, что с нами происходит, сколько того, как мы на это реагируем. Такой стресс часто является нашим бессознательным выбором.

4. «Я всегда знаю, когда я испытываю чрезмерный стресс».

Фактически, чем сильнее стресс, испытываемый нами, тем менее чувствительны мы к его симптомам — пока стресс не достигает такой силы, при которой его симптомы уже нельзя игнорировать.

5. «Распознать источники чрезмерного стресса легко».

Это утверждение верно только наполовину. Многие люди, могут легко распознать причину стрессов путем осознания стрессовых симптомов и быстрого обнаружения внешних причин. У некоторых людей признаки стресса не развиваются до тех пор, пока не исчезнет стрессор. В таких ситуациях стрессовые симптомы проявляются в форме психического или физического истощения. [9]

Большинство людей считают стресс пыткой, которую хотелось бы избегать. И это самое большое препятствие на пути к овладению методами управления стрессом. Как можно управлять стрессом, с чем не хочешь сталкиваться? Тем более что избежать стресса невозможно.

Основоположник учения о стрессе Ганс Селье говорил, что стресса не бывает только у мертвых. Пока мы живем, к чему-то стремимся, чего-то достигаем – мы будем испытывать стресс. Он – вкус и аромат жизни. Стрессом нужно управлять – призывал этот выдающийся ученый, приводя методы управления стрессом.

Путь к овладению методами управления стрессом начинается с намерения стать таким управленцем. Прожить день, не растеряв сконцентрированную в себе энергию, – вот задача, которая превращает жизнь в увлекательную игру. Обычная реакция человека на дискомфортную ситуацию: «ну когда же это кончится?», «я так больше не могу!», «глаза бы мои тебя не видели!» и т.п. Позиция же того, кто готов нарабатывать неуязвимость – это движение навстречу, азарт борьбы: «интересно, какую ситуацию мне подкинет сегодняшний день для проверки моих возможностей?» Многие исследования показывают, что человек позитивно реагирует на стресс только в том случае, если он способен отнестись к стрессовым событиям как к вызову, вознаграждающему усилия.

Говоря о методах управления стрессом, полезно думать о позитивных моментах, которые можно извлечь из большинства стрессовых ситуаций. Когда человеку удается реализовать эту способность на практике, он преодолевает самое большое препятствие на пути к обретению устойчивости к стрессу. Умение преобразовывать негатив в позитив является своего рода кульминацией методов управления стрессом. Научившись контролировать неприятные ситуации, в которые неожиданно попадаем, мы превращаем их в волнующий и ценный жизненный опыт, автоматически считая, что именно она позволяет нам демонстрировать свои лучшие качества и делает нашу жизнь более результативной и полноценной.

Таким образом, выбор заключается в следующем: позволить событиям одержать верх или будете самому контролировать их и, соответственно, суметь принимать стресс как возможность, которую можно эффективно использовать. Такая корректировка отношения к стрессам является первым принципом, лежащим в основе методов управления стрессом.[10]

Второй принцип, методов управления стрессом, заключается в осознании самой природы стресса. По определению, данному Гансом Селье, стресс есть древняя, сформировавшаяся в ходе эволюции, реакция организма в ответ на экстремальные, несущие угрозу, воздействия. Ключевым словом здесь является «реакция». То есть, это не то, что происходит, а то, как мы реагируем на происходящее.

На одну и ту же ситуацию разные люди могут реагировать по-разному. Следовательно, разовьется стресс или нет, зависит только от самого человека. Поэтому, один из методов управления стрессом – это управление собой в стрессе.

Третий принцип состоит в следующем: чтобы иметь возможность управлять собой, важно решиться взять ответственность на себя за все, что с тобой происходит. А это значит, отказаться от приятной возможности обвинять в сложившейся ситуации внешние обстоятельства, и выйти из образа достойной сострадания жертвы. Существует множество, на первый взгляд, разумных объяснений того, почему жизнь складывается не так, как нам бы хотелось.

Часто людям приходится выслушивать жалобы, что чьи-то дела идут не очень хорошо. Накопились проблемы, масса забот, мало денег, много обязанностей, и катастрофически не хватает времени. Его не любят в семье, забыли друзья, не выносит начальник… Коварство таких рассуждений в том, что жалующийся увязывает качество своей жизни с тем, на что, практически, не может повлиять, как бы подписываясь под невозможностью изменить собственную жизнь. Отказываясь от ответственности, такие люди теряют возможность влиять на что-либо, от чего сами в результате страдают.

Всякая научно-практическая разработка за изложением принципов, на которых она строится, предполагает описание методов, технологий и приемов их реализации. Итак, все разнообразие методов управления стрессом традиционно может быть разделено на два больших класса: эмоционально-ориентированные и проблемно-ориентированные методы.

Основная идея первых заключается в том, что если нельзя контролировать стресс, то можно научиться контролировать свою реакцию на него. Умение регулировать свое психо-эмоциональное состояние является способом обрести контроль над собственными эмоциональными и физиологическими реакциями.

Бороться со стрессами можно воздействуя как на психику (душа), так и на физиологию (тело).

Сначала — о воздействии на тело.

1. Двигательная активность

Физические упражнения помогают сердцу и лёгким лучше справляться со своей работой. Питательные вещества и кислород легче проникают в различные части организма. Отработанные продукты легче выводятся. Система ферментов лучше сбалансирована, следовательно, мышцы могут быть расслаблены более полно. Организм лучше восстанавливается во время сна. Повышается выносливость. Словом весь организм значительно укрепляется. Кроме того, под воздействием физической нагрузки значительная часть эмоций просто «сгорает».

2. Выброс эмоций

Если Вы чувствуете, что у Вас внутри накопилось достаточно острое напряжение, то можно выплеснуть его вместе со слезами. Если есть люди, с которыми можно поделиться своими переживаниями, то хорошо поговорить с ними. Наконец, психологи иногда рекомендуют выплёскивать свои эмоции на бумагу. Необходимо просто написать всё, что Вас тревожит, а затем эту бумагу выбросить. Говорят, что когда человек излагает свои переживания, он ещё немного взвинчивается, однако через некоторое время наступает успокоение.

Шок — естественная анестезия эмоциональной системы человека. Когда боль слишком велика, Ваша психика временно «отключается». Человек может чувствовать такое оцепенение, что будет себя вести так, будто ничего не произошло.

Взрыв эмоций. Здесь эмоции могут прорываться в судорожных рыданиях, в тихих слезах или глубоких вздохах, когда до сознания доходит известие о тяжёлой утрате.

Гнев. В какой-то момент Вы можете почувствовать гнев. Гнев из-за несправедливости Вашей утраты. Даже гнев на того или то, что утратили.

Недомогание. Не удивляйтесь, если физическое недомогание последует за пережитой утратой. Ваш организм может ответить временным расстройством.

Испуг. Когда Вы будете переживать горе Вам не всегда удастся чувствовать себя по старому. В таком случае человек может паниковать и даже думать, что потерял рассудок. К счастью, напряжение, вызвавшее испуг постепенно ослабевает.

Чувство вины. Во время переживания Вы можете обвинить себя в том, что утрата произошла из-за Вас. Ощущение вины иногда кажется более сносным, чем отсутствие виновного или какого-то объяснения.

Депрессия и одиночество. Вы можете заметить, что избегаете тех, кто Вас не понимает. Чувство отчуждённости, душевная боль и удручённость могут перерасти в депрессию.

Трудности восстановительного периода. Вы можете сопротивляться своему освобождению от привязанности к прошлому. Память о прошлом может задержать Ваше возвращение к обычной жизни.

Надежда. Наперекор всем неприятностям надежда, каким-то образом, всегда проявляется вновь и начинает расти.

Восстановление. Вы восстанавливаете свою жизнь, используя новые силы, обретённые в процессе переживания горя. Прошлое отступает перед настоящим.

Сопротивление естественному ходу развития чувства горя чревато отрицательными последствиями. Если попытаться проигнорировать весь цикл выздоровления, отказываясь признавать свои страдания, то можно только усугубить своё расстройство. Когда мы пытаемся скрывать чувства и притуплять боль, мы лишь задерживаем процесс выздоровления. Рана может загноиться и напомнить о себе с большей силой, возможно даже через несколько лет.

Любая из стадий переживания горя может «выбить Вас из седла»: постоянная паника, частые заболевания, не проходящая депрессия. Иногда человек даже не подозревает, что источником этого является не разрешившееся естественным путём горе.

3. Питание

Необходимо есть больше овощей и фруктов, качественных круп и меньше животных продуктов. Кофе лучше заменить чаем. Чай, если это необходимо, хорошо тонизирует, кофе же может слишком сильно возбуждать.

Поскольку отрицательные эмоции ослабляют организм, то совершенно логично было бы предположить, что положительные эмоции его укрепляют. Так оно и есть. (Установлено, например, что 1 праздничный день способствует укреплению иммунитета на 2 дня.) Поэтому нужно больше смеяться, и вообще, больше радоваться жизни.

4. Водные процедуры. Можно использовать горячие или тёплые ванну и душ, можно с утра, а можно на ночь. Можно попробовать закаливающие процедуры. Всем полезен контрастный душ; 1 минута — тёплая вода, 15 секунд — холодная и так от 5 до 10 повторов.

6. Сон. Организм восстанавливается тем полнее, чем сильнее он расслаблен. Лучше всего расслабляется он во сне, а значит необходимо хорошо высыпаться.

Однако для обретения полного душевного удовлетворения, перечисленных советов может оказаться недостаточно. Поэтому рассмотрим ещё несколько способов, с помощью которых можно существенно повлиять на своё душевное состояние.

Итак, чтобы избавиться от стресса необходимо:

1. Менять то, что Вы можете изменить, и принимать как судьбу то, чего пока изменить невозможно. Помните: нам в этом мире никто ничего не должен! И, Бог никогда не закрывает одной двери, не открыв другой!

2. Вырабатывать положительное отношение ко всему происходящему. В любом даже весьма негативном событии находить выгоду для себя.

3. Научиться жить сегодняшним днём и получать удовольствие от каждого дня.

4. Никогда не обижаться на судьбу. Помнить, что могло быть гораздо хуже!

5. Избегать неприятных людей. Если приходится общаться с людьми невыносимыми, то радуйтесь, что Вы не такой как они.

6. Повысить самооценку и меньше беспокоиться о том, что о Вас думают другие.

7. Побольше общаться с интересными людьми, овладевать навыками общения.

8. Переоценить свои ценности, если необходимо.

9. Организовывать свой быт так, чтобы не тратить время понапрасну.

10. Планировать свою жизнь.

3. АФФЕКТ, СТРЕСС, ФРУСТРАЦИЯ, ДЕПРЕССИЯ

Аффект – это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль.

Возникает в неожиданных стрессовых ситуациях как «аварийный» способ реагирования. Для аффекта характерно сужение сознания на породившие его обстоятельства и навязанные им действия. [9]

Виды аффекта

Следует иметь ввиду, что существует несколько видов аффектов. Основными двумя выделяют патологический и физиологический аффект.

Патологический аффект — кратковременное, сверхинтенсивное переживание, достигающее такой степени, при которой наступает полное помрачение сознания и парализация воли. Патологический аффект — такой вид аффекта, который полностью исключает вменяемость, а следовательно и уголовную ответственность за совершенное деяния.

Физиологический аффект — такое эмоциональное состояние лица, при котором оно является вменяемым, однако его сознание существенно ограничено. В отличие от патологического аффекта, при физиологическом аффекте лицо сознает свои действия, может ими управлять, либо имеет возможность сознавать свои действия. Именно поэтому лицо, совершившее преступление в состоянии физиологического аффекта подлежит уголовной ответственности.

Начальная стадия аффекта. В одних случаях аффект наступает внезапно, в виде какой-то вспышки или взрыва, и быстро достигает предельной интенсивности. В других случаях наблюдается постепенное нарастание интенсивности эмоционального переживания: внимание привлекается к вызвавшим эмоцию объектам или обстоятельствам и постепенно все более и более сосредоточивается на них, нарастает возбуждение в одних и соответственно торможение в других центрах коры, подкорковые центры все более и более активизируются и сами начинают оказывать сильное влияние на корковые процессы, в результате чего человек теряет самообладание и, наконец, полностью отдается охватившему его сильному чувству.

Центральная стадия, когда аффект развивается до своего кульминационного пункта. Эта стадия характеризуется резкими изменениями и даже нарушениями нормальной деятельности всего организма. Процессы возбуждения, особенно в подкорковых центрах, достигают своей высшей силы, глубокое торможение охватывает важнейшие центры коры, функции которых угнетаются, в связи с чем распадаются высшие нервные процессы, связанные с приобретенными в течение жизненного опыта и воспитания социальными и моральными установками личности, нарушаются механизмы второй сигнальной системы и соответственно расстраивается деятельность мышления и речи, снижается способность произвольного внимания, человек в значительной степени теряет контроль за своими действиями, наблюдается расстройство малых ручных движений, играющих большую роль в процессе труда. Усиливается деятельность желез внутренней секреции и автономной нервной системы, нарушается ритм дыхания, которое становится сильным и прерывистым, кровообращение то усиливается, то ослабляется, что сказывается в резких и внезапных переходах от покраснения к побледнению лица, и, наоборот, повышается температура тела, человек потеет, резкие нарушения наблюдаются в деятельности органов пищеварения и т. д. Эта стадия в развитии аффекта иногда имеет характер не одной кульминационной, а нескольких вершин: период бурного течения аффекта сменяется периодом его затухания, после чего аффективные проявления вновь усиливаются, и т. д.

Заключительная стадия, во время которой внешние и внутренние проявления аффекта более или менее быстро затухают. Иногда после сильных, «разрушающих» аффектов жизнедеятельность организма падает ниже нормы: огромная трата нервных сил сменяется их упадком, человек чувствует себя усталым, «разбитым», у него наблюдается апатия, безразличное отношение к окружающему, сонливость.

Любые чувства могут значительно усиливаться в своей интенсивности и доходить до стадии аффекта. Обычно в условиях общественной жизни и деятельности людям приходится сдерживать резкие и сильные проявления эмоций и не доводить их до аффективных состояний, особенно если они являются социально отрицательными и приводят к нарушению требований общественного быта и морали. Однако это не значит, что необходимо сдерживать все и всякие аффективные проявления. Если аффекты вызываются событиями и обстоятельствами большого общественного значения (энтузиазм при одержании победы в важной области труда, восторг при восприятии величественных картин природы, совершенных произведении искусства, волнение при наблюдении опасной борьбы человека с природой и его героических поступков), их положительное значение для полноценного развития человеческой личности огромно.

Положительные аффективные проявления даже менее значительной интенсивности, часто наблюдаемые в жизни людей, следует считать необходимыми и полезными для развития и нормальной жизнедеятельности человека. Открытое и искреннее сильное выражение положительных чувств облагораживает человека, раскрывает лучшие стороны его личности, содействует здоровой жизнедеятельности его организма. Наоборот, подавление положительных аффектов, постоянное сдерживание их внешнего проявления оказывает очень вредное влияние, как на развитие характера человека, так и на нормальное течение органических процессов. Здесь необходимо отметить положительную роль физической культуры, спорта, особенно игр, которые доставляют многочисленные естественные возможности для разнообразных по качеству и силе эмоциональных проявлений аффективного характера.

Стресс — состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии.

Фрустрация — эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд.

Фрустрация возникает в ситуации, которая воспринимается личностью как неотвратимая угроза достижению значимой для неё цели, реализации той или иной её потребности. Сила фрустрации зависит как от степени значимости блокируемого действия, так и от близости его к намеченной цели. Реакцией на состояние фрустрации могут быть следующие основные типы “замещающих” действий: “уход” от реальной ситуации в область фантазий, грёз, мечтаний, т. е. переход к действию в своеобразном “магическом” мире; возникновение внутренней тенденции к агрессивности, которая либо задерживается, проступая в виде раздражительности, либо открыто прорывается в виде гнева; общий “регресс” поведения, т. е. переход к более лёгким и примитивным способам действия, частая смена занятий и др. [5, c. 57]

В качестве последствия фрустрации нередко наблюдается остаточная неуверенность в себе, а также фиксация применявшихся в ситуации фрустрации способов действия. Часто фрустрация бывает одним из источников неврозов.

После фрустрации бороться с ней поздно. Борьба с фрустрацией должна быть превентивной. Прежде всего, необходимо сделать человека неспособным оказываться в состоянии фрустрации (сделать человека возможным преодолевать состояние фрустрации).

В случае необходимости — провести тренинг следующих его возможностей.

  • Умение обесценивать свои, даже значимые, потребности. Подобно тому, как это сделала Лиса в басне Эзопа «Лиса и виноград».
  • Умение критически оценивать свои шансы на успех — не страдает ли он их переоценкой.
  • Гибкости воли и принимаемых решений. Умение отказываться от намеченного при неблагоприятных обстоятельствах.

С другой стороны, необходимо следить за тем, чтобы своими непоследовательными действиями не фрустрировать своих сотрудников. Показателен следующий пример:

Рабочий три года подряд уходил в отпуск в зимний период. И вот, с ТК РФ в руках, он убеждает мастера, что ему положен отпуск летом. Мастер соглашается. Вывешивается предварительный график отпусков. Рабочий удовлетворен — в этом графике он идет в отпуск в июле. С гордостью оповещает всех своих знакомых, покупает путевку на отдых в Крыму всей семьей. Тем более что у жены его, учительницы, отпуск всегда летом. Однако, за месяц до ухода в отпуск, вывешивается окончательный график отпусков, составленный уже начальником цеха, у которого есть свои понятия, кому когда идти в отпуск. В этом графике отпуску рабочего в еще относительно теплом октябре. Рабочий пишет заявление на увольнение и ломает свой дорогостоящий станок. С мастером, который попытался его успокоить, завязывается драка, в результате которой мастер оказывается в больнице. Так психологически безграмотными действиями начальник цеха поставил под угрозу работу участка, лишил участок станка, мастера и высококвалифицированного рабочего.

Еще очень важный момент. Необходимо чувствовать фрустрированность человека и быть достаточно дипломатичным, чтобы не оказаться тем случайным объектом, на котором он разрядит свою безадресную энергию фрустрации.

Депрессия — состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности.

Депрессия — тяжелое заболевание, которое ежегодно поражает миллионы людей, вызывая у них сильное эмоциональное расстройство. Эта болезнь способна уменьшить, а то и лишить человека трудоспособности, препятствует нормальной семейной жизни и работе, увеличивает риск физического недомогания и иногда приводит к самоубийству.

Однако депрессия поддается лечению. К сожалению, большинство людей, страдающих депрессией, не получают никакого лечения вследствие ряда причин. Некоторые, очевидно, воздерживаются от лечения, надеясь, что рано или поздно все пройдёт само собой. Другие считают депрессию слабостью, изъяном собственного характера или признаком неудачника; они полагают, что должны выйти из кризиса самостоятельно. А кому-то вообще невдомек, что депрессию можно лечить. Депрессия не является признаком слабости, это болезнь, с которой трудно справиться в одиночку, но которая, к счастью, преодолима. [10]

Одно из наиболее тяжелых проявлений депрессии связано с чувством беспомощности, присущим большинству людей, страдающих этой болезнью. Иногда человека преследует ощущение, что он словно попал в ловушку глубокого отчаяния. Одолевает безнадежность. Обеспокоенные самочувствием друзья стараются подбодрить: «Все будет хорошо… Не нужно видеть все в черном свете…» В подавляющем большинстве случаев одних ободряющих слов мало для улучшения состояния.

У разных людей депрессия проявляется по-разному. Вот некоторые из наиболее распространенных симптомов:

  • грусть, безразличие, низкая мотивация или ее отсутствие, усталость;
  • нарушение сна;
  • нарушение аппетита;
  • апатия, потеря вкуса к жизни;
  • повышенная чувствительность к критике или пренебрежению;
  • обостренное чувство обиды;
  • низкая самооценка, неуверенность в себе, чувство неадекватности;
  • раздражительность, чувство разочарования и безысходности;
  • чувство безнадежности и/или беспомощности;
  • мысли о смерти или самоубийстве, попытки самоубийства».

Есть несколько распространенных стресс-факторов, которые могут привести к депрессии.

Межличностные Потери. Наиболее частая причина депрессии, по всей вероятности, связана с потерей близкого человека. Смерть родственника, разрыв между супругами, развод разлука с детьми, ссора с другом или любимым человеком — такие неприятности часто случаются в нашей жизни. Переехав к новому месту работу, люди часто расстаются с друзьями; иногда конфликты разрушают отношения между родственниками и друзьями. Все это болезненные потери, они обычно приносят горе и страдание. Однако большинство из нас с этими проблемами справляется. И все же 10-15% людей, перенесших такие потери, заболевают депрессией.

Экзистенциальные Потери. «Денис К. только что услышал, что его сослуживец умер от инфаркта во время игры в теннис. Покойному было всего 48 лет. Денис представил себе, что такое несчастье случилось с ним самим. Сама мысль об этом поразила его. «Чужое несчастье заставило меня задуматься о собственной жизни. Я спросил себя: счастлив ли я? Имеет ли смысл моя жизнь?» Становясь свидетелями драматических событий, мы не так уж редко задумываемся над трудными вопросами: о жизни и смерти, об удовлетворении жизнью. Очень может быть, что так называемый «кризис середины жизни» является своего рода депрессией, вызванной такими экзистенциальными вопросами.

Одной из главных экзистенциальных проблем является разочарование или потеря мечты. Большинство из нас имеют надежды и мечты. Часто то, чем мы занимаемся, наши отношения с близкими людьми далеки от того, что нам хотелось бы. Бывает, человек изо всех сил старается сохранить надежду, несмотря на жизненные разочарования. «Например, жена не спешит разорвать несчастный брак с мужем, который издевается над ней — вдруг в один прекрасный день супруг переменится? Однако время идет, все остается по-старому. Теперь уже ей ясно, что мужу никогда не изменится, и она порицает себя за то, что «была такой наивной и глупой». Она не была наивной — она жила надеждой. Надежда — это опора, которая помогает людям пережить болезненное трудное время. Но надежда может и ослеплять людей. Она способна притупить страдания, однако в какой-то момент мыльный пузырь иллюзий лопается, и чувство глубокого разочарования может вызвать депрессию. Такая причина депрессии реальна и сильна, но ее часто недооценивают. Друзья могут сказать: «Не понимаю, почему ты та расстроена. Ты знала многие годы, что он из себя представляет». Страдающей женщине такие замечания облегчения не принесут. Не важно, сколько лет она терпела издевательства мужа, когда иллюзия надежды исчезла, женщина впала в депрессию.

Субъективно человек испытывает, прежде всего, тяжелые, мучительные эмоции и переживания — подавленность, тоску, отчаяние. Характерны мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные, тяжелые события, происшедшие в жизни человека или его близких. Чувство вины за события прошлого и ощущение беспомощности перед жизненными трудностями сочетаются с чувством бесперспективности. В состоянии депрессии характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость; это приводит к резкому падению продуктивности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. — 2-е изд., стер. — М.: Смысл: Academia, 2006
  2. Бодров В. А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2004.
  3. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. — Санкт-Петербург, 2003.
  4. Котова И.Б. Общая психология: учеб. пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. — М.: Дашков и К; Ростов н/Д: Академцентр, 2009.
  5. Куртиков Н.А. Психология и социология управления.- М.: Книжный мир, 2005.
  6. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПБ, 2003.
  7. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л.:ЛГУ, 1960.
  8. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья. – М.,2001.
  9. http://comp-doctor.ru/stress/stress_vid.php
  10. http://flogiston.ru/library/frustration