Способности и одаренность в младшем дошкольном возрасте

Содержание

Введение… 3

1. Способности в младшем дошкольном возрасте … 4

2. Одаренность в младшем дошкольном возрасте … 10

3. Развитие способностей и одаренности в младшем дошкольном возрасте… 15

Заключение… 19

Список использованных источников … 20

Введение

Способности наряду с памятью и вниманием относятся к особо сложным и неоднозначно решаемым разными авторами проблемам. Проблема способностей и одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный уровень подготовки педагогов для работы с младшими дошкольниками, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление способного или одаренного младшего дошкольника рассматривается как отклонение от нормы или негативизм.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Многие психологические принципы развития творчества у детей младшего дошкольного возраста сформулировали Н. Лейтес, Н.Н. Поддьяков, Д.Н.Узнадзе, А.В.Запорожец, А.Матюшкин.

Целью работы является изучение особенностей и условий появления, развития и раскрытия таких сторон психики младших дошкольников как способность и одаренность.

Задачами данной работы являются:

1) изучение состояния теоретической разработанности проблемы определения понятий «способности», «одаренность»;

2) дать общую характеристику способностей младших дошкольников, описать уровни и развитие специальных способностей, взаимосвязь способностей и возраста;

3) изучить общее понятие одаренности, особенности одаренности в младшем дошкольном возрасте и ее виды, влияние социальной среды на одаренность;

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов и становлением само­сознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в ... соперни­чеством несовместимы. Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду с ...

4) рассмотреть условия развития способностей и одаренности в младшем дошкольном возрасте.

Объектом исследования является психологическое понятие таких явлений как способности, одаренность.

Предметом исследования являются особенности, условия появления, развития, раскрытия таких сторон психики младшего дошкольника как способности и одаренность.

1. Способности в младшем дошкольном возрасте

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладевании деятельностью, так и к высоким показателям труда.

При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические способности) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми. Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности [7, с. 214].

Конкретное психологическое содержание понятия «способности» до сих пор остается дискуссионным. Предельно широко способности понимались в так называемой психологии способностей, разрабатывавшейся Христианом Вольфом. В русле его концепции говорилось о способности мыслить, воспринимать и так далее. В результате само понятие «способности» утратило конкретный психологический смысл.

Новый, практически важный аспект проблемы способностей открыл Ф. Гальтон, положивший начало измерениям психофизиологических различий людей. Смело для своего времени, но наивно с современных позиций он пытался оценить интеллект (умственные способности) человека путем измерения простых сенсорных порогов.

Линия Ф. Гальтона и его ученика К. Пирсона была продолжена в конце XIX в. с помощью тестирования. Наибольший размах оно получило в США в связи с необходимостью быстрого комплектования воинских контингентов для вступления в Первую мировую войну. Было предложено несколько обобщающих теорий (Спирмена, Терстона и др.), взаимно противоречащих друг другу. В российской психологии установилось наиболее приемлемое понимание природы способностей, разработанное главным образом Б. М. Тепловым. Оно сводится к тому, что способности человека — это его индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешности деятельности, общения или рефлексии, то есть всех основных форм психической активности, но не являющиеся при этом ни знаниями, ни умениями, ни навыками.

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

... Научно-практическая конференция Молодых ученых ПСИХОЛОГИЯ ХХI ВЕКА Психологическое сопровождение деятельности человека Конференция посвящена пятилетию психологической службы факультета психологии ЛГУ имени ... . 4. Психологическое сопровождение обучающихся в вузе. 5. Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной ...

Таким образом, способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней [18, с. 16].

Каждая способность имеет свою структуру, где можно различить опорные и ведущие свойства. Например, опорным свойством способности к изобразительному искусству будет высокая природная чувствительность зрительного анализатора, развивающаяся в процессе деятельности: чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма.

К опорным свойствам относятся также сенсомоторные качества руки художника, и наконец высокоразвитая образная память.

К ведущим свойствам относятся свойства художественного воображения. Благодаря им улавливается существенное и характерное в явлениях жизни, производится обобщение и типизация, создается оригинальная композиция. В качестве необходимого фона этой способности выступает определенная эмоциональная настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению.

Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящейся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

Нельзя метафизически, рассматривать эти уровни. Во-первых, следует иметь ввиду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она вообще немыслима. Во-вторых, указанные уровни развития способностей не есть что-то данное и неизменное, застывшее. В процессе овладевания знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способности. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем только по мере приобретения опыта, проявляли творчество [3, с. 117].

7 стр., 3160 слов

Формирование и развитие личности

... развития личности рассматривается как формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая психология трактуют формирование и развитие личности как становление "Я" человека, ... планирования процесса труда, анализа производственных ситуаций. Невостребованные интеллектуальные способности постепенно угасают. Однако интеллект работников, занятых теми видами ...

Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначается терминами талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающие новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы. Талантливый человек также вносит свое, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способов исследования.

Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и гениальности возникают при всестороннем развитии личности. Например, Леонардо да Винчи, Гете, Ломоносов являются образцами многосторонности развития и гениальности в творческой деятельности.

Кроме уровней, следует выделить уровни способностей по их направленности, или специализации. В этом плане обычно различают общие и специальные способности.

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладевании знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие, как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в как…

Список использованных источников

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Техт] / Б.Г.Ананьев. — СПб.: Питер, 2001. — 288с.

2. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст] / А.Г. Асмолов. — М.: Смысл. 2007. -523с.

3. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа [Текст] / А.Г. Асмолов. — М.: ИЦ «Академия», 2002.- 367 с.

6 стр., 2786 слов

Волевая сфера личности и развитие воли

... сколько на преодоление самого себя. сфера развитие воля личность 1. Волевая сфера личности Воля – психический процесс сознательной и ... С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005. – 720с. 7. Столяренко, Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 592с ... использованных источников 1. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 583с. – (серия «Учебник ...

4. Карпинский, К.В. Психология жизненного пути личности [Текст]: Учеб. пособие / К.В.Карпинский. — Гродно: ГрГУ, 2002. — 167 с.

5. Кондратьев, М. Ю., Ильин, В. А. Азбука социального психолога-практика [Текст] - М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.

6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] /А.Н Леонтьев — М.: Академия, 2004. — 121 с.

7. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: Учеб. пособ. / Маклаков А. Г. — СПб.: Питер, 2007. -592 с.

8. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А. Маслоу — СПб.: Евразия, 2002. — 432 с.

9. Маслоу, А. Мотивация и личность. 3-е изд. [Текст] / А. Маслоу. — СПб.: Питер, 2010. — 352 с.

10. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности [Текст] / В.С. Мерлин — М.: МПСИ, 2005. -544 с.

11. Морозова, И.В. Самореализуется ли личность сегодня? [Текст] / И.В. Морозова. Прикладная психология. — М., 2000. — № 2. — 95 с.

12. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. — М.: «Академия», 2003. — 456 с.

13. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учебник для студентов ВУЗов. Кн.1 Общие основы психологии / Р.С. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2006. -573 с.

14. Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р. X. и Гарбера Е. И. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 560 с.

15. Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В.М. Слуцкого; Предисл. В.М. Слуцкого. — М.: Прогресс, 1991. — 376 с.

16. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст] / В.А.Петровский. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.

17. Психологическая диагностика: Учебное пособие. / Под редакцией М. К. Акимовой — СПб.: Питер, 2005. — 304 с.

18. Петере, В. А. Шпаргалка по психологии и педагогике: учеб. пособие / В. А. Петере.-М.: ТК Велби, 2005. — 48 с.

19. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Роджерс — М.: Прогресс, 1998. — 480 с.

12 стр., 5711 слов

Психология заочная форма

... психологии: учебник / Т.Д. Марцинковская. - 8-еизд., испр. и доп. - М.: Академия, 2008. - 544 с. 32.Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу ... Рассел; пер. с англ. Н. Макарова. - 2-еизд. - СПб.: Питер, 2002. - 171 с. 41.Рехардт, Э. Ключевые проблемы психоанализа: избр ... .: Флинта, 2009. - 131 с. 23.История психологии [10-30-егг. Период открытого кризиса]: тексты: хрестоматия / под общ. ред. П.Я. ...

20. Рубинштейн, С.Л. — Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2004. — 720 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector