Способности и одаренность в младшем дошкольном возрасте

Содержание

Введение………………………………………………………….………..….. 3

1. Способности в младшем дошкольном возрасте ………………….…… 4

2. Одаренность в младшем дошкольном возрасте …….…………………… 10

3. Развитие способностей и одаренности в младшем дошкольном возрасте……………………………………………………………………….. 15

Заключение………………………………………………………………………………………….. 19

Список использованных источников ……………………………………….. 20

Введение

Способности наряду с памятью и вниманием относятся к особо сложным и неоднозначно решаемым разными авторами проблемам. Проблема способностей и одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный уровень подготовки педагогов для работы с младшими дошкольниками, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление способного или одаренного младшего дошкольника рассматривается как отклонение от нормы или негативизм.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Многие психологические принципы развития творчества у детей младшего дошкольного возраста сформулировали Н. Лейтес, Н.Н. Поддьяков, Д.Н.Узнадзе, А.В.Запорожец, А.Матюшкин.

Целью работы является изучение особенностей и условий появления, развития и раскрытия таких сторон психики младших дошкольников как способность и одаренность.

Задачами данной работы являются:

1) изучение состояния теоретической разработанности проблемы определения понятий «способности», «одаренность»;

2) дать общую характеристику способностей младших дошкольников, описать уровни и развитие специальных способностей, взаимосвязь способностей и возраста;

5 стр., 2042 слов

Использование пальчиковой гимнастики, как средство развития мелкой ...

... средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. На 2 этапе формирующем: проводился констатирующий эксперимент и опытно-экспериментальная работа по решению вопроса целесообразности использования индивидуальных занятий, ...

3) изучить общее понятие одаренности, особенности одаренности в младшем дошкольном возрасте и ее виды, влияние социальной среды на одаренность;

4) рассмотреть условия развития способностей и одаренности в младшем дошкольном возрасте.

Объектом исследования является психологическое понятие таких явлений как способности, одаренность.

Предметом исследования являются особенности, условия появления, развития, раскрытия таких сторон психики младшего дошкольника как способности и одаренность.

1. Способности в младшем дошкольном возрасте

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладевании деятельностью, так и к высоким показателям труда.

При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические способности) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми. Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности [7, с. 214].

Конкретное психологическое содержание понятия «способности» до сих пор остается дискуссионным. Предельно широко способности понимались в так называемой психологии способностей, разрабатывавшейся Христианом Вольфом. В русле его концепции говорилось о способности мыслить, воспринимать и так далее. В результате само понятие «способности» утратило конкретный психологический смысл.

Новый, практически важный аспект проблемы способностей открыл Ф. Гальтон, положивший начало измерениям психофизиологических различий людей. Смело для своего времени, но наивно с современных позиций он пытался оценить интеллект (умственные способности) человека путем измерения простых сенсорных порогов.

Линия Ф. Гальтона и его ученика К. Пирсона была продолжена в конце XIX в. с помощью тестирования. Наибольший размах оно получило в США в связи с необходимостью быстрого комплектования воинских контингентов для вступления в Первую мировую войну. Было предложено несколько обобщающих теорий (Спирмена, Терстона и др.), взаимно противоречащих друг другу. В российской психологии установилось наиболее приемлемое понимание природы способностей, разработанное главным образом Б. М. Тепловым. Оно сводится к тому, что способности человека — это его индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешности деятельности, общения или рефлексии, то есть всех основных форм психической активности, но не являющиеся при этом ни знаниями, ни умениями, ни навыками.

Таким образом, способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней [18, с. 16].

Каждая способность имеет свою структуру, где можно различить опорные и ведущие свойства. Например, опорным свойством способности к изобразительному искусству будет высокая природная чувствительность зрительного анализатора, развивающаяся в процессе деятельности: чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма.

К опорным свойствам относятся также сенсомоторные качества руки художника, и наконец высокоразвитая образная память.

К ведущим свойствам относятся свойства художественного воображения. Благодаря им улавливается существенное и характерное в явлениях жизни, производится обобщение и типизация, создается оригинальная композиция. В качестве необходимого фона этой способности выступает определенная эмоциональная настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... навы­ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования ... пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­ ...

Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящейся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

Нельзя метафизически, рассматривать эти уровни. Во-первых, следует иметь ввиду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она вообще немыслима. Во-вторых, указанные уровни развития способностей не есть что-то данное и неизменное, застывшее. В процессе овладевания знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способности. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем только по мере приобретения опыта, проявляли творчество [3, с. 117].

Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначается терминами талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающие новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы. Талантливый человек также вносит свое, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способов исследования.

Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и гениальности возникают при всестороннем развитии личности. Например, Леонардо да Винчи, Гете, Ломоносов являются образцами многосторонности развития и гениальности в творческой деятельности.

Кроме уровней, следует выделить уровни способностей по их направленности, или специализации. В этом плане обычно различают общие и специальные способности.

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладевании знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие, как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в как……..

Список использованных источников

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Техт] / Б.Г.Ананьев. — СПб.: Питер, 2001. — 288с.

2. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст] / А.Г. Асмолов. — М.: Смысл. 2007. -523с.

3. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа [Текст] / А.Г. Асмолов. — М.: ИЦ «Академия», 2002.- 367 с.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... общего развития и воспитания ребенка, со становлением его личности. Способность к творчеству - это то, что всегда было определяющим в самом феномене человека. Деятельность, ... возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к проблеме развития творческих способностей человека, разработанные зарубежными и отечественными философами (Ж.-П. Сартр, С.Кьеркегор, ...

4. Карпинский, К.В. Психология жизненного пути личности [Текст]: Учеб. пособие / К.В.Карпинский. — Гродно: ГрГУ, 2002. — 167 с.

5. Кондратьев, М. Ю., Ильин, В. А. Азбука социального психолога-практика [Текст] — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.

6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] /А.Н Леонтьев — М.: Академия, 2004. — 121 с.

7. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: Учеб. пособ. / Маклаков А. Г. — СПб.: Питер, 2007. -592 с.

8. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А. Маслоу — СПб.: Евразия, 2002. — 432 с.

9. Маслоу, А. Мотивация и личность. 3-е изд. [Текст] / А. Маслоу. — СПб.: Питер, 2010. — 352 с.

10. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности [Текст] / В.С. Мерлин — М.: МПСИ, 2005. -544 с.

11. Морозова, И.В. Самореализуется ли личность сегодня? [Текст] / И.В. Морозова. Прикладная психология. — М., 2000. — №2. — 95 с.

12. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. — М.: «Академия», 2003. — 456 с.

13. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учебник для студентов ВУЗов. Кн.1 Общие основы психологии / Р.С. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2006. -573 с.

14. Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р. X. и Гарбера Е. И. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 560 с.

15. Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого; Предисл. В.М. Слуцкого. — М.: Прогресс, 1991. — 376 с.

16. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст] / В.А.Петровский. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.

17. Психологическая диагностика: Учебное пособие. / Под редакцией М. К. Акимовой — СПб.: Питер, 2005. — 304 с.

18. Петере, В. А. Шпаргалка по психологии и педагогике: учеб. пособие / В. А. Петере.-М.: ТК Велби, 2005. — 48 с.

19. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Роджерс — М.: Прогресс, 1998. — 480 с.

20. Рубинштейн, С.Л. — Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2004. — 720 с.