Тема: Роль воспитания в развитии личности

«БРЯНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ИНЖЕНЕРНО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра инженерной психологии, педагогии и права

Тема: Роль воспитания в развитии личности

Контрольная работа №2

по дисциплине:

«Психология и педагогика»

Вариант №

Автор работы:

Д.Н. Лощихина

(подпись)

Группа:

ФК-304

Номер зачетной книжки

10 – 2.249

Дата регистрации:

«___» ________

(подпись)

Допуск к защите:

«___» ________

Г.В. Рубина

(подпись)

Дата защиты:

«___» ________

Оценка:

Преподаватель:

Г.В. Рубина

(подпись)

Брянск 2013

Содержание 2

Введение 3

Роль воспитания в развитии личности 4

1 Понятие о развитии 4

2 Понятие воспитания 6

3 Роль воспитания в развитии личности 12

Заключение 17

Список литературы 18

Введение

Воспитание ‒ это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания.

Воспитание в развитии личности выступает важным фактором наряду с наследственностью и средой. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов, именно это на мой взгляд объясняет актуальность выбранной темы. [4, с. 238]

Воспитание не может изменить унаследованных физических данных, врожденный тип нервной деятельности, изменить состояние географической, социальной, домашней или других сред.

Но воспитание может оказать формирующее влияние на развитие путем специальной тренировки и упражнений (спортивные достижения, укрепление здоровья, совершенствование процессов возбуждения и торможения, то есть. гибкости и подвижности нервных процессов), внести определяющий корректив в устойчивость природных наследственных особенностей. [2, с. 98]

Целью контрольной работы состоит в том, чтобы рассмотреть воспитание как основной фактор в формировании личности.

Для достижения поставленной задачи реферата:

– проанализировать сущность понятия — развитие личности;

– изучить понятие, сущность и функции воспитания;

– понять как воспитание влияет на формирование личности.

Роль воспитания в развитии личности

1 Понятие о развитии

Развитие человека – это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. [4, с. 237]

Развитие представляет собой процесс физического, умственного и нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств. Развитие человека как процесс физического, умственного и нравственного созревания, по существу, означает превращение ребенка, биологического индивида, обладающего задатками человека как представителя биологического рода, в человека как личность, члена человеческого общества. [5, с. 516]

Развитие человека не может быть сведено лишь к количественному изменению унаследованных и заложенных в нем от рождения признаков. Развитие – это прежде всего качественные изменения в организме и психике человека. Эти изменения происходят в условиях определенной домашней и социальной среды, воздействия окружающих его людей.

В процессе развития человек вовлекается в различные виды деятельности, проявляя внутренне присущую ему активность в игре, труде, учении. Эта деятельность обогащает его жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми также способствует его развитию, приобретению опыта социальных контактов. [2, с. 96]

Движущими силами развития человека являются противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами и возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного вида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей. [5, с. 516]

Внешние факторы формирования личности, проявляясь через сильное биологическое начало, обеспечивают развитие, совершенствование.

В процессе развития человека и установления многочисленных контактов и происходит формирование его личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность. [2, с. 96]

В условиях особо благоприятной социальной среды, ведущую роль может играть воспитание.

Социальные и биологические факторы развития и формирования человека не два параллельных и независимых друг от друга, а напротив воздействуя на развитие человека, они вступают между собой в разные взаимоотношения, причем соотношение их само зависит от многих внешних и внутренних обстоятельств.

Таким образом, когда говорят о развитии, предполагают изменение биологического (организм), психического (индивидуальность) и социального (личность) в человеке. В педагогике под развитием понимается развитие индивидуальности и развитие организма. А развитие социальных качеств (личностных свойств) под воздействием других людей называется воспитанием. [4, с. 237]

2 Понятие воспитания

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс, приводящий к развитию личностных качеств и личности в целом.

Воспитание относится к социальным факторам развития личности. Достижения современной науки свидетельствуют о том, что только в социальной среде происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. [4, с. 238]

Понятие «воспитание» – одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и узком смысле.

Воспитание в широком смысле – это общественное явление, воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией; представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. [6, с. 212]

Воспитание в узком смысле – это специально организованная, целенаправленная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой; систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям. [6, с. 212]

Воспитанию присущи такие функции:

– диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;

– организация учебно-воспитательной деятельности детей;

– использование положительных факторов в развитии качеств

личности;

– содержания воспитания, средств и условий социальной среды;

– воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний;

– формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил в научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и других сферах деятельности. [1, с. 74]

Среди ученых и мыслителей существует 2 точки зрения по вопросу воспитания:

– воспитание ускоряет развитие личности;

– воспитание замедляет развитие личности;

Сторонники 1 позиции считают, что спонтанно проходящие процессы развития личности не достаточны и необходимо с помощью интенсивных педагогических влияний их ускорять. [6, с. 211]

Сторонники 2 позиции выступают за оберегание детства ребенка, а не за искусственное ускорение его развития, то есть они стоят на том, что необходимо дать возможность созреть задатка ребенка, определяющих его индивидуальность. [6, с. 211]

Ведущим фактором влияния воспитания на личность является его целенаправленный характер, он систематичен и осуществляется на большом культурном материале.

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает специально организованная воспитательная работа, которая осуществляется в образовательных учреждениях, подготовленными людьми – педагогами. [3, с. 147]

Как указывал Л.С. Выготский, «учитель с научной точки зрения — только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником». Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. [6, с. 214]

Наиболее обобщенная классификация включает в себя:

1. По содержанию различают следующие виды воспитания:

– умственное воспитание — ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя; [1, с. 78]

– нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества, в его основе лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества;

– трудовое воспитание — охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования, это развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деятельности;

– физическое воспитание — заключается в правильном физическом развитии, тренировке двигательных навыков и вестибулярного аппарата, выполнении различных процедур закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направлено на повышение работоспособности человека. [6, с. 215]

2. В зависимости от различных направлений воспитательной работы выделяют:

– гражданское воспитание – направлено на формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и Отечеству;

– политическое воспитание — процесс формирования политического сознательного человека, формирование идейных убеждений и мировоззренческих позиций человека;

– эстетическое воспитание — это развитие эстетического отношения к

действительности, предполагающего наличие у человека способности воспринимать прекрасное; [1, с. 79]

– правовое воспитание — предполагает знание человеком своих прав и обязанностей, а также ответственности за их несоблюдение;

– экологическое воспитание — это воспитание, которое основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле;

– экономическое воспитание — это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своего дома, производства, страны.

3. По институциональному признаку воспитание бывает:

– семейное — составная часть социализации человека, результаты ее определяются уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями, ценностными установками, стилем жизни и прочим;

– школьное – его главная цель способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности;

– Свободное воспитание — рассматривает воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем;

– религиозное — целенаправленное и планомерное взращивание верующих посредством внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и принципам определенной конфессии (вероисповедания).

[6, с. 216]

4. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают воспитание:

– авторитарное — характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия;

– демократическое — ххарактеризуется распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов;

– либеральное — характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом воспитания и обучения;

– свободное — характеризуется «равнодушием» (чаще неосознанным) со стороны педагога в отношении развития, динамики учебных достижений, уровня воспитанности подопечных.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества. [4, с. 241]

Формирование человека как личности требует от самого общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

Такая практика немыслима без опоры на психологическое и педагогическое знание закономерностей развития ребенка, поскольку без нее существует опасность возникновения манипулятивного воздействия на процесс формирования личности. [3, с. 148]

С точки зрения методологии различают следующие подходы к воспитанию:

– аксиологический (Гершунский) — свойственен гуманистической педагогике, так как человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития;

– системный – сущность подхода заключается в системном видении педагогических явлений и процессов, происходящих в школе, то есть видеть в педагогических явлениях разные компоненты, устанавливать между ними связи, оценивать результаты их взаимодействия, устанавливать связи с другими внешними системами;

– культурологический (дистервег — о культуросообразности – принимают во внимание условия места и времени, в которых родился или живет человек, всю современную культуру, культуру страны);

– антропологический (комплексное знание различных наук о человеке);

– личностно-целостный подход — этот подход связан с устремлением педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъективных качеств;

– гуманистический (гуманизация воспитательной системы с учетом признания приоритетных ценностей личности учителя и ученика, гармонизация их интересов и взаимоотношений).

[1, с. 75]

3 Роль воспитания в развитии личности

Воспитание предполагает целенаправленную деятельность общества по управлению процессом развития человека через включение его в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Для осуществления такой деятельности общество использует все имеющиеся в его распоряжении средства – искусство, литературу, массовые средства распространения информации, учреждения культуры, учебные заведения, общественные организации. [5, с. 520]

Воспитание рассматривает свой объект одновременно в качестве своего субъекта. Это означает, что целенаправленное влияние на детей предполагает их активную позицию.

Воспитание выступает как этическое регулирование основных отношений в обществе; оно должно способствовать реализации человеком себя, достижению идеала, который культивируется обществом. Воспитание исходит из качеств общественной морали, и эти качества получает индивид в процессе воспитания. В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования человека. [2, с. 100]

Воспитание предполагает вооружение человека определенной суммой общественно-необходимых знаний, умений и навыков, подготовку его к жизни и труду в обществе, к соблюдению норм и правил поведения в этом обществе, общению с людьми, взаимодействию с его социальными институтами. Иными словами, воспитание должно обеспечивать такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Это не исключает формирования индивидуальных черт и качеств личности, развитие которых обусловлено как индивидуальными задатками человека, так и теми условиями, которые может предоставить ему общество для развития этих задатков. [5, с. 520]

Воспитание — это очень важный фактор, оказывающий большое влияние на развитие и формирование личности человека.

Важнейшие закономерности и факторы развития и формирования личности можно рассматривать как внешние и внутренние.

К внешним относятся совокупное влияние вышеназванных сред и воспитания. [1, с. 78]

К внутренним факторам – природные потребности и влечения, потребности в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности и специфические социальные потребности – духовные, творческие потребности, нравственно–ценностные, потребности в самосовершенствовании, интересы, убеждения, чувства и переживания и так далее, возникающие под воздействием среды и воспитания. В результате комплексного взаимодействия этих факторов происходит развитие и формирование личности. [2, с. 101]

В процессе развития сложно найти период равномерного влияния всех факторов. Как правило, наблюдается поочередное или групповое их преобладание

Внешние факторы формирования личности, проявляясь через сильное биологическое начало (имеем в виду и изначальную духовную субстанцию), обеспечивают развитие, совершенствование. Не всегда в достаточной степени биологическое в человеке подчиняется внешним факторам развития. Видимо, некоторый генетический атавизм имеет место в биологическом развитии. [5, с. 521]

Педагогическая практика знает немало примеров, когда великолепные условия жизни и воспитания не давали положительных результатов, или, с другой стороны, в тяжелейших семейных, социальных, бытовых условиях, в условиях голода и лишений (годы войн), но при правильной организации воспитательной работы, создании воспитательной среды достигались высокие позитивные результаты развития и формирования личности. [6, с. 215]

Педагогический опыт А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили показывает, что в первую очередь формирует личность система отношений, складывающаяся у личности со средой и окружающими ее людьми, создаваемая родителями и педагогами, взрослыми. [6, с. 215]

Воспитание может рассматриваться и как составная часть влияния социальной среды на человека, но оно является вместе с тем одним из факторов внешнего воздействия на развитие человека и формирование его личности. Отличительной особенностью воспитания является, кроме его целенаправленности, и то, что оно осуществляется лицами, специально уполномоченными обществом для выполнения этой его социальной функции. [2, с. 102]

Развитие ребенка происходит в условиях многообразных отношений положительного и отрицательного характера. Система педагогически обоснованных воспитательных отношений формирует характер личности, ценностные ориентации, идеалы, представления, мировоззрение, чувственно-эмоциональную сферу. Однако не всегда ребенок удовлетворен правильно организованной системой отношений.

Системой отношений для него не актуализируется в жизненно необходимую. Формируя многообразие отношений к реальности, она иногда не учитывает внутреннее “Я” индивидуальности, психическое развитие и условия физического развития, скрытую внутреннюю позицию воспитуемого. [5, с. 523]

Высокий результат развития и формирования достигается, если воспитательная система в лице педагога обеспечивает тонкое психолого-педагогическое влияние в контексте единомыслия с ребенком, обеспечивает гармонию складывающихся многообразных отношений, уводит его в мир духовной деятельности и ценностей, инициирует его духовную энергию, обеспечивает развитие мотивов и потребностей. [5, с. 524]

Но, в то же время, анализируя закономерности воспитания как общепланетарного явления, хотелось бы отметить и то, что осознанное отношение к своему совершенствованию и предназначению на Земле — это, пожалуй, основное объективное условие продолжения и сохранения жизни. И в этом смысле воспитание — явление, взращенное и сохраненное в генетическом коде человечества.

Важным фактором в развитии выступает личность самого ученика (или человека вообще) как саморегулирующей, самодвижущей, саморазвивающейся, самовоспитывающейся персоны. [3, с. 273]

Активность личности человека видится в двух аспектах: чисто физическая и психическая. [1, с. 76]

Эти два вида активности могут в отдельном человеке проявляться во множестве комбинаций: высокая физическая активность и низкая психическая; высокая психическая и низкая физическая; средняя активность и физическая и психологическая; низкая активность и физическая и психологическая и ому подобное.

Функция воспитания в данном случае будет сводиться к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития.

Во многом – человек творец самого себя. При том, что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя.

Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоятельств, и значение его по отношению к влиянию среды и наследственности бывает неодинаковым. [2, с. 104]

Результатом процесса воспитания должно стать эффективная социальная адаптации человека, а также его способность в определенной мере противостоять обществу, жизненным ситуациям, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению.

Иными словами, в ходе воспитания необходимо помочь человеку определить равновесие между идентификацией с обществом и обособлением в нем.

Адаптированный в обществе человек, не способный противостоять ему (конформист), является жертвой социализации. [5, с. 525]

Человек, не адаптированный в обществе, также является ее жертвой (правонарушитель, девиант).

Гармонизация отношений человека и его окружения, смягчение неизбежных противоречий между ними является одной из важных задач процесса воспитания.

Поэтому воспитание начинает принимать иной смысл: не навязывание, не передача социального опыта, а управление социализацией, гармонизация отношений, организация свободного времени. [1, с. 78]

Заключение

Воспитание — это важный фактор, оказывающий большое влияние на развитие и формирование личности человека.

Развитие личности – это прежде всего качественные изменения в организме и психике человека.

Ведущим фактором влияния воспитания на личность является его целенаправленный характер, он систематичен и осуществляется на большом культурном материале.

Воспитание может рассматриваться и как составная часть влияния социальной среды на человека, но оно является вместе с тем одним из факторов внешнего воздействия на развитие человека и формирование его личности.

В результате проделанной работы можно сделать вывод, что результатом процесса воспитания должно стать эффективная социальная адаптации человека и поэтому смысл воспитание состоит в управлении социализацией, гармонизация отношений, организация свободного времени.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 365 с

2. Бэрон Р. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. – СПб.: Питер, 2009. – 272 с.

3. Григорович Л.А. Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2007. – 408 с.

4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2006. – 624 с.

5. Крысько В.Г. Психология и педагогика: учебник для вузов. – М.: Омега – Л, 2009. – 336 с..

6. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / Под ред. А.А.Радугина. – М.: Ин-та Психотерапии, 2008. – 336 с.

18