Развитие интеллектуальной активности старших дошкольников в процессе их подготовки к школе

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………………с. 2

1. Интеллектуальная готовность детей старшего дошкольного возраста как результат предшкольной подготовки…………………………………………………….с.3

1.1. Понятие интеллекта и интеллектуальной готовности

к школьному обучению…………………………………………………………………………с.3

1.2. Интеллектуальная готовность к школьному обучению…………………….. с. 5

2.Развитие интеллектуальной активности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………………с.11

2.1. Основа интеллектуальной активности старших дошкольников……….с.11 2.2. Математическая деятельность — мощное средство интеллектуального развития дошкольника……………………………………………………………………….. с.14

3. Заключение………………………………………………………………………………………. с.19

Список литературы……………………………………………………………………………… с.20

12 стр., 5799 слов

Интеллектуальная готовность детей 6-7 лет к школьному обучению

... посвященной готовности ребенка к школе, в особенности интеллектуальной готовности. 2. Провести практическую работу по методикам, изучающим интеллектуальную готовность к обучению в школе детей 6 ... особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению. 2. Характеристика компонентов готовности ребенка к школе ...

Введение

Интеллектуальное развитие дошкольников — многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Интеллектуальное развитие старших дошкольников определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к

ведущей в младшем школьном возрасте деятельности — учебной. Важное

значение при этом будет иметь развитие интеллектуальных способностей и

формирование соответствующих умений у детей.

Одним из важных направлений дошкольного образования на современном этапе выступает обеспечение интеллектуального развития каждого ребёнка как основы формирования активной творческой личности.

Активность ребёнка дошкольного возраста, особенно интеллектуальная, рассматривается в качестве главного условия не только освоения им разных видов деятельности, но и выхода за пределы взаимодействия с окружающим миром. Интеллектуальная активность старшего дошкольника проявляется в оптимальности отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью

усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в повседневной жизни.

Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты. В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе. В комплексе психолого-педагогической готовности к школе выделяют три компонента: интеллектуальную готовность, личностную готовность и волевую.

Особый значение в этой структуре имеет интеллектуальная готовность дошкольников к школьному обучению, поиск наиболее эффективных средств формирования которой в образовательном процессе дошкольного учреждения обладает непреходящей актуальностью. На сегодняшний день одним из перспективных средств такого формирования выступают игры с правилами, возможности которых в практике детского сада реализуются далеко не полностью.

1. Интеллектуальная готовность детей старшего дошкольного возраста как результат предшкольной подготовки

1.1. Понятие интеллекта и интеллектуальной готовности

12 стр., 5884 слов

Оценка готовности детей к школьному обучению

... школьной зрелости Керна-Йирасека, который позволяет получить представление об уровне произвольности психической деятельности, степени зрелости зрительно-моторной координации и интеллекта. .Проблема психологической готовности к обучению ... , что является непременным условием перехода к предметному обучению. Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребенка, достаточно ...

к школьному обучению

С поступлением в школу ребенок приступает к систематическому изучению наук. Это требует определенного уровня познавательного развития. Ребенок должен быть способен встать на точку зрения, отличную от его собственной, должен уметь различать в предмете его отдельные стороны. Все это объединяется в понятии интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению [6, С.124. ] .

Но прежде чем определить, что представляет собой интеллектуальная готовность к школьному обучению, необходимо остановиться на понятии интеллекта.

В зарубежной и отечественной психологической литературе существует множество определений интеллекта и теорий его развития. Так Ч. Спирмен рассматривает интеллект как общую «умственную энергию», уровень которой определяет успешность выполнения любых тестов. Дж. Гилфорд выдвинул теорию мультифакторной структуры интеллекта, выделив три группы факторов: умственные операции, особенности материала, используемого в тестах, и полученный интеллектуальный продукт [14,С.7-9.].

В последние годы интеллектуальное развитие детей в контексте обучения разные авторы считают наиболее целесообразным анализировать с использованием двух взаимосвязанных подходов: структурно-интегративного (М. А. Холодная, Н. И. Чуприкова), позволяющего получить данные об уровне дифференциации познавательных структур как носителей интеллекта, и образовательного в отношении обучаемости как восприимчивости к обучению и самостоятельному открытию новых знаний (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, Н. А. Менчинская, З. И. Калмыкова и др.).

Кроме того, проблема интеллекта включается в контекст личностного развития ребенка. Выделяется общее фундаментальное основание: умение принимать и самостоятельно осмысливать новое, способность к изменению, самодвижению [11, С.12.].

Все эти направления исследования интеллекта в современной психологической науке напрямую связаны с понятием интеллектуальной готовности к школьному обучению, которая выступает определенным этапом на пути формирования зрелого интеллекта. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки сенсомоторную координацию [9, С.34-36. ].

7 стр., 3367 слов

Интеллектуальное развитие, как фактор успеваемости младших школьников

... интеллектуального развития детей младшего школьного возраста 1.1. Изучение интеллекта в современной психологии 7 1.2.Развитие детей в младшем школьном ... обучения направлена на развитие у детей интеллектуальных способностей, желаний и умений учиться, навыков делового сотрудничества со сверстниками. В младшем школьном возрасте у ребёнка происходит интенсивное развитие интеллекта. Природа интеллекта ...

Интеллектуальная готовность к школьному обучению рассматривается современной педагогической наукой как соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, который обеспечивает переход к учебной деятельности (способность проникать в сущность предметов и явлений, овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация; в процессе учебной деятельности уметь устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия) [18, С.12-16].

1.2. Интеллектуальная готовность к школьному обучению.

Рассматривая показатели интеллектуальной готовности к школьному обучению, современные исследователи основываются на целостности мыслительного процесса, единстве образного и вербального компонентов мышления.

Образный компонент — это способность воспринимать многообразные свойства, признаки предмета; зрительная память на образной основе; способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении); развитие мыслительных операций аналогии, сравнения, синтеза; эвристичность мышления.

Вербальный компонент — это способн……..

Список литературы:

1. Бардина Р. И., Булычева А. И., Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В., Холмовская В. В. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста (от 5-ти до 6-ти лет).

— М, 1996. — 113с. .

2. Богоявленская, Д. Б. Умственные способности как компонент интеллектуальной активности: в кн.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Д. Б. Богоявленская, И. А. Петухова. — М. : Просвещение, 1979. — С. 155-161.

3.. Безруких М. М. «Портрет» будущего первоклассника // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 2. — С.12-18.

4. Белошистая А.В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. — 352 с.].

5 стр., 2149 слов

Формирование первичных представлений о числе у детей дошкольного и младшего школьного возраста (вопрос преемственности)

... “Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста”. – М.: Просвещение 1989 г. 9. Власова ... Предмет – формирование элементарных математических представлений детей дошкольного и младшего школьного возраста. Цель исследования – изучив ... обучения детей 3-7 лет (на материале математики)”. – М.: Педагогика 1983 г. 42. Носова Е.А. “Предлогическая подготовка детей дошкольного ...

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 2004. — 140с.

6. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 240с.

7. Венгер Л. А. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе // Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (Из опыта работы) / Под ред. М. А. Васильевой. — М.: Просвещение, 1986. — 112с.

8. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1997. — 130с.

9.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — СПб.: СОЮЗ, 1997. — 224с

10. Давидов В.В. Виды общения в обучении. — М.: Прсвещение, 2005. — 65с.

11. Дневник воспитателя: Развитие детей дошкольного возраста / под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лавернтьевой. — М. 1996. — 54с.

12.Педагогика: Учеб.пособие для студентов пед.вузов и пед.колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Пед. об.-во России, 2004. — 640с.

13.Предшкольное образование : модели и реальность : учеб. пособие / М.Ю. Стожарова. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 221 с. — (Высшее образование)

14.Ращикулина Е. Интеллектуальная готовность к школьному обучению: методологические ориентиры // Дошкольное воспитание. — 2004.- № 12.-С.7-9

15. Ремнева Н.А., Стожарова М.Ю. Влияние математической деятельности на формирование познавательных процессов старших дошкольников // NB: Педагогика и просвещение. — 2012. — № 1. — С.68-78. DOI: 10.7256/2306-4188.2012.1.211. URL: pp/article_211.html

16. Семаго Е.О. Психология ребёнка. — М.: Школа — Пресс, 2005. — 104с.

17. Смолер, Е. И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е. И. Смолер. — Мозырь :Белый Ветер, 2014. — 103, [1] с.

23 стр., 11420 слов

Процесс коррекции моторной сферы у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией

... литературы по проблеме выявления особенностей моторной сферы у детей дошкольного возраста со стёртой. Обзор литературы позволил уточнить ... Бадалян. - М.: Просвещение, 1987. - 317 с. .Безруких, М. М. Возрастная физиология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М ... . - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 448 с. Правдина, О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов ...

18.Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск, 1997. — 234с.

19.Справочник дошкольного психолога. под. ред. Г.А.Широкова Ростов-на-Дону, Феникс, 2007

20. Шевердина Н.А. Сушинскас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек./ Серия Психологический практикум. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 288 с.

21.Формирование готовности детей к обучению в школе Студенческое научное общество < sno/> — статья