Содержание
- Введение
- 1. Группа как объект социально-психологического анализа
- 2. Групповая структура
- 3. Коллектив как высшая форма развития
- 4. Социально-психологические характеристики коллектива
- Заключение
- Список литературы
- Введение
- Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.
- Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2 — 3 до 20 — 30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом.
Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах.
- Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Эта общность может обнаруживаться по разным характеристикам — от чисто внешних (например, территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких внутренних (например, члены одной семьи).
Мера психологической общности определяет сплоченность группы — одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.
- Цель данной работы — рассмотреть психологию социальных групп и коллективов.
- Задачи данной работы:
- — рассмотреть группу как объект социально-психологического анализа;
- — исследовать групповую структуру;
- — изучить коллектив как высшую форму развития группы;
- — проанализировать социально-психологические характеристики коллектива.
- В работе использовались следующие основные методы: сбор информации, ее направленное преобразование; теоретический анализ и интерпретация литературы по теме исследования; конкретизация, аналогия, сравнение и синтез полученной информации; обобщение.
- 1. Группа как объект социально-психологического анализа
- Каждый из нас значительную часть своего времени проводит в различных группах — дома, на работе или в учебном заведении, в гостях, на занятиях спортивной секции, среди дорожных попутчиков в купе железнодорожного вагона и т.д. Люди в группах ведут семейную жизнь, воспитывают детей, трудятся и отдыхают. При этом они вступают в определенные контакты с другими людьми, так или иначе взаимодействуют с ними — помогают друг другу или, наоборот, конкурируют.
2 стр., 743 слов
Морально-психологическая атмосфера в обществе
... эти идеи никак не влияли бы на исполнение воинского долга. Морально-психологическая атмосфера в обществе Стереотипы поведения лояльного бюргера в Третьем рейхе включали в свой состав ... rchterlich»)[24] После вступления Красной Армии на немецкую территорию настроения в немецком обществе, в особенности на территориях, оккупированных советскими войсками, заметно изменились, поскольку Проповеди ненависти ...
Порой люди в группе переживают одни и те же психические состояния, и это определенным образом влияет на их деятельность.
- Различного рода группы издавна являются объектом социально-психологического анализа. Однако следует отметить, что далеко не всякую совокупность индивидов можно называть группой в строгом смысле этого термина. Так, несколько человек, столпившихся на улице и наблюдающих за последствиями какого-либо дорожно-транспортного происшествия, представляют собой не группу, а агрегацию — соединение людей, случайно оказавшихся здесь в данный момент. Эти люди не имеют общей цели, между ними нет взаимодействия, через минуту-другую они разойдутся навсегда и ничто не будет их соединять. Однако если эти люди начнут предпринимать совместные действия, чтобы помочь пострадавшим при аварии, то тогда данное соединение лиц станет на короткое время группой. Таким образом, для того чтобы какая-либо совокупность индивидов считалась группой в социально-психологическом смысле, необходимо, как в драматургических произведениях классицизма, прежде всего наличие трех единств — места, времени и действия
- Наряду с малыми группами в качестве объектов социально-психологического анализа могут выступать также совокупности индивидов, насчитывающие от нескольких десятков до нескольких миллионов человек.
Это группы большие (или дистантные), к которым относят этнические общности, профессиональные объединения, политические партии, различные крупные по своей численности организации.
- Можно выделить следующие характерные особенности больших групп. Это установление контакта между различными индивидами в основном с помощью средств массовой коммуникации, отсутствие единой территории (члены таких групп могут жить в различных регионах одной или нескольких стран; наличие структурной сложности группы, которая включает в свой состав множество других — организованных и неорганизованных, формальных и неформальных — групп).
- В большой группе, в отличие от малой, невозможно непосредственное взаимодействие всех ее членов. Не всегда у членов больших групп наблюдается и чувство единства (например, у представителей одного и того же социального класса).
Итак, самым общим образом социальную группу можно определить как совокупность индивидов, выделенных в одно социальное целое на основе каких-либо признаков.
- Социальные психологи основное внимание уделяют группам малым. Это объясняется тем, что значительная часть нашей социальной жизни происходит именно в малых, а не в больших группах. Кроме того, малые группы являются более простыми объектами для исследования (в том числе экспериментирования), чем большие группы.
- Еще одной важной характеристикой группы является ее сплоченность. Группы могут сильно различаться по степени своей сплоченности. Члены групп с высоким уровнем сплоченности в большей степени стремятся сохранять это качество по сравнению с теми людьми, чьи группы не отличаются особой сплоченностью. Высокий уровень сплоченности группы позволяет ей оказывать более значительное влияние на своих членов.
- Любую группу можно рассматривать как определенный социальный организм со свойственной ему жизнедеятельностью, имеющей в одних случаях прогрессивный, в других — регрессивный характер. Та или иная группа в рамках своего существования проходит различные фазы или стадии, которые также являются предметом исследования. Если иметь в виду прогрессивное функционирование группы, то на высшей стадии своего развития она, по мнению отечественных психологов, характеризуется как коллектив.
- В соответствии с традицией, сложившейся в отечественной социальной психологии, термин «коллектив» употребляется в двояком смысле. Во-первых, как малая группа с высоким уровнем развития, цели которой подчинены целям данного общества. Во-вторых (в более широком смысле), как большая официальным образом организованная группа (типичный пример — предприятие), цели которой также служат общественному благу.
- Следующий уровень — номинальная группа, которая характеризуется официальным присвоением ей какого-либо общего имени, названия (например, пятый отряд), приписыванием извне определенных целей, видов и условий деятельности и т.п.
- Если члены группы примут эти регламентации, то она в своем развитии «поднимется еще на одну ступеньку» — становится группой-ассоциацией. Здесь начинается единая жизнедеятельность группы, закладываются основы коллективообразования, начинает формироваться ее структура.
- При благоприятных условиях такая группа постепенно трансформируется в группу-кооперацию, которая отличается эффективной организационной структурой, высоким уровнем внутри группового сотрудничества. Взаимоотношения в такой группе носят, прежде всего, деловой характер, что подчинено достижению ее официальных целей.
- Следующая ступень развития — группа-автономия, характеризуемая высоким единством ее членов и в сфере деловых, и в сфере эмоциональных отношений. Именно на этом уровне, считает Л.И. Уманский, члены группы начинают идентифицировать себя с ней («моя» группа в отличие от «их» труппы, «мы» в отличие от «они» — другие группы).
- Группа-автономия в ходе своей жизнедеятельности может уйти в сторону от движения к коллективу и превратиться в группу-корпорацию. Так бывает в случаях гиперавтономизации, когда обособление приводит к замкнутости группы, ее направленности на узкогрупповые цели, противопоставлению себя другим группам.
- Исследования различных характеристик групп (преимущественно малых) представлены в западной социальной психологии весьма широко. В частности, выделяются следующие параметры групп, каждый из которых может быть подвергнут определенным измерениям:
- 1. Размер группы.
- 2. Сплоченность или степень, в которой группа функционирует как целое.
- 3. Гомогенность (однородность) членов группы по таким характеристикам, как возраст, пол и образование.
- 4. Гибкость групповой деятельности с точки зрения неформальных, а не установленных процедур.
- 5. Стабильность группы относительно значительных изменений за определенный период времени.
- 6. Проницаемость или готовность группы к принятию новых членов.
- 7. Поляризация группы, исходя из ее ориентации и функционирования в направлении к единой цели.
- 8. Автономия членов группы относительно ее функционирования независимо от других групп..
- 9. Близость членов группы относительно знакомства с деталями жизни друг друга.
- 10. Контроль или степень, в которой группа регулирует поведение индивидов в то время, когда они функционируют как члены группы.
- 11. Участие членов группы в затратах времени и сил на групповую деятельность.
- 12. Важность группы для ее членов.
- 13. «Гедонический тон», исходя из степени общего чувства удовлетворения или неудовлетворения, которое сопровождает групповое членство.
- 14. Позиция членов группы относительно распределения их статусов в иерархии.
- 15. Зависимость членов группы от данной группы
- Эмпирические исследования американских психологов, направленные на изучение различных групп, осуществляются уже в течение нескольких десятков лет с учетом данных параметров. В частности, обнаружено, что индивиды, описывающие одни и те же группы (от небольшого комитета до большого университета), проявляют тенденцию давать сходные оценки по этим параметрам для своих групп. Правда, порой фиксировались заметные различия этих оценок в некоторых типах групп. Во всяком случае, считается, что использование указанных параметров является надежной основой для характеристики той или иной группы.
- 2. Групповая структура
- Любая группа имеет ту или иную структуру — определенную совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами. Особенности этих взаимосвязей обусловливают всю жизнедеятельность группы, включая продуктивность и удовлетворенность ее членов. Какие же факторы влияют на структуру различных групп?
- Прежде всего, следует назвать цели группы. Возьмем, например, экипаж самолета. Для того чтобы самолет долетел до пункта назначения, необходимо, чтобы каждый из членов экипажа вступал в контакты с каждым из остальных его членов. Таким образом, в соответствии с целью группы возникает необходимость тесной интеграции действий всех ее членов. Еще один пример: бригада монтажников собирает какую-либо опытную конструкцию, что требует согласованных усилий всех ее членов. Хотя каждый должен выполнять свои функции, его работа невозможна в изоляции от других членов бригады. Все это само по себе способствует сплочению группы.
- Наоборот, в группах другого типа, когда для достижения общих целей используется только сумма индивидуальных действий каждого из ее членов, характер взаимосвязей выглядит иным образом. Так, в каком-либо административном отделе служащие могут нести специфические обязанности, при выполнении которых они друг от друга не зависят и согласовывают свою деятельность только с руководителем отдела. Для достижения общих целей обмен информацией между рядовыми членами группы в данном случае не является необходимым (хотя, конечно, наличие неформальных товарищеских контактов может благотворно влиять на деятельность этой группы).
- Отметим роль такого фактора, как степень автономности группы. Например, все функциональные взаимосвязи между членами бригады поточного производства заранее четко определены. Рабочие не могут внести изменения в существующую структуру этих связей без согласования с руководством. Степень автономности такой группы незначительна. Наоборот, члены киносъемочной группы, степень автономности которой высока, обычно сами определяют характер внутригрупповых взаимосвязей. Поэтому структура такой группы отличается большей гибкостью
- К числу существенных факторов, влияющих на структуру группы, относится также однородность социально-демографических, социальных и психологических особенностей ее членов. Высокая степень однородности группы по таким признакам, как пол, возраст, образование, уровень квалификации и наличие на этой основе общности интересов, потребностей, ценностных ориентации и т.д., является хорошей основой для возникновения тесных связей между ее членами. Разнородная по указанным признакам группа обычно распадается на несколько неформальных групп, каждая из которых сравнительно однородна по своему составу.
- Структура группы с высокой степенью чувства «мы» характеризуется более тесными взаимосвязями ее членов по сравнению со структурой группы, не отличающейся таким единством. В последнем случае контакты ограничены и носят преимущественно официальный характер. Неформальные связи при этом менее значительны и не объединяют всех членов данной группы.
- Как показывают исследования, степень сплоченности группы зависит от того, насколько принадлежность к ней удовлетворяет потребности ее членов. Факторами, привязывающими человека к группе, могут быть интересная работа, сознание ее общественной важности, престиж группы, наличие в ней друзей и т.д.
- Отметим, наконец, что структура группы зависит также от ее величины. Наблюдения показывают, что связи между членами групп, состоящих из 5 — 10 человек, обычно прочнее, нежели в больших по численности. Структура небольших групп чаще складывается под влиянием неформальных взаимоотношений. Здесь в случае необходимости легче организовать взаимозаменяемость, чередование функций между ее членами. С другой стороны, вряд ли возможны постоянные неформальные контакты всех членов группы, состоящей из 30 — 40 человек и более. Внутри такой группы чаще всего возникает несколько неофициальных подгрупп. Таким образом, структура группы в целом по мере ее увеличения все в большей степени будет характеризоваться формальными взаимосвязями
- На основе многолетних эмпирических исследований А.В. Петровский разработал модель многоуровневой структуры межличностных отношений в высокоразвитой группе. Эта модель является составной частью его стратометрической концепции, которая «рассматривает сущностные для коллектива межличностные отношения как опосредствованные содержанием групповой деятельности». В данной многоуровневой структуре выделяется несколько страт (слоев), имеющих различные психологические характеристики.
- Центральное звено групповой структуры (А) составляет сама предметная деятельность группы, ее содержательная характеристика. В качестве эмпирических показателей, которые могли бы быть использованы для оценки предметной деятельности, предлагаются следующие:
- 1) оценка выполнения основной общественной функции — участия в общественном разделении труда;
- 2) оценка соответствия группы социальным нормам;
- 3) оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможность для развития.
- Следующая за описанным выше слоем страта Б фиксирует отношение каждого члена группы к выполняемой групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивацию этой деятельности, ее социальный смысл для каждого участника
- В страте В представлены межличностные отношения, опосредствованные содержанием совместной деятельности — ее целями, задачами, ходом выполнения, принятыми в группе принципами, идеями, ценностными ориентациями. Деятельностное опосредствование, как отмечает автор этой модели, — принцип существования и понимания феноменов данной страты.
- Последний, поверхностный слой групповой структуры включает в себя связи, по отношению к которым ни цели деятельности группы, ни значимые для нее ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора. К показателям этого слоя относятся, например, данные социометрических тестов, показатели сенсомоторной и психофизиологической совместимости. Подчеркивается, что содержание групповой деятельности на этих связях почти не сказывается.
- Итак, основная идея автора этой концепции А.В. Петровского состоит в том, что структуру социальной группы (малой) и процессы, в ней происходящие, следует рассматривать исходя из совместной деятельности, объединяющей ее членов. Именно благодаря такой деятельности возможно достижение группой высокого уровня своего развития. Модель А.В. Петровского позволяет по-новому подходить к сбору и интерпретации эмпирических данных при выявлении различных сторон групповой активности.
- контакт индивид группа
- 3. Коллектив как высшая форма развития группы
- В социологической, психологической и педагогической литературе коллективом зачастую называют любую организованную группу: группу дошкольников в детском саду, школьный класс, группу правонарушителей в исправительно-трудовой колонии, производственную бригаду, в том числе и только что сформированную, личный состав воинской части и т. д.
- Такое обиходное использование термина «коллектив» правомерно лишь до известной степени. Некоторые из перечисленных групп могут стать коллективами, если будут отвечать определенным требованиям, относящимся к особенностям их деятельности и способам включения в общественную практику; некоторые из групп к числу коллективов в собственном смысле этого слова отнесены быть не могут. Впервые мысль о коллективе как особой форме организации людей социалистического общества нашла свое теоретическое и практическое воплощение в трудах Н.К. Крупской и А.С. Макаренко. Вопрос о принципиальном отличии характера взаимоотношений, на которых строится работа в коллективе, от других видов групповой деятельности был ими поставлен в 30-х годах. Дальнейшее развитие идей Н.К. Крупской и А.С. Макаренко в работах советских педагогов и психологов привело к расширению и углублению представлений о специфике коллектива в социалистическом обществе.
- Коллектив — это высшая ступень групповой организации, один из видов (но важнейший) группы. Само собой очевидно (и практика жизни это подтверждает), что любая малая группа с момента образования проходит ряд стадий в развитии.
- Каждая из стадий (выше была сделана попытка их назвать и описать) имеет соответствующий уровень групповой активности, определенную ступень внутригрупповой интеграции, организационного единства, систему коммуникаций и связи между членами, структуру распределения авторитета и власти. На каждой из стадий отмечается постепенное усложнение и изменение характера межличностных отношений. Напомним, что А.С. Макаренко определяет коллектив (в его терминологии «первичный коллектив») как целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива и связанных между собой отношениями ответственной зависимости.
- В работах А. С. Макаренко не раз отмечалось, что отличительная черта коллектива — объединение людей на задачах деятельности, явно полезной для общества. Таким образом, общественно полезная деятельность — одно из непременных условий создания, развития и становления коллективов.
- Формирующее влияние коллектива во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного и общественного рождается в коллективной общественно полезной деятельности.
- В процессе учебной, трудовой и общественно полезной деятельности в школьном коллективе формируется мировоззрение учащихся, воспитываются такие ценные для советского человека качества личности, как коммунистическое отношение к труду, чувство ответственности за порученное дело, умение исходить из общих интересов, общественная и трудовая активность, желание помочь товарищам, умение подчиняться требованиям коллектива.
- Коллективизм — это чувство глубокой солидарности с коллективом, осознание себя частью коллектива, готовность ставить общие интересы выше личных. Социалистические общественные отношения, морально-политическое единство советского общества, единение народа с Коммунистической партией порождают подлинно коллективистические отношения между людьми. Воспитание коллективизма в школьном коллективе достигается различными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным участием школьников в воспитательных, культурно-массовых, спортивных мероприятиях; постановкой перед учащимися перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении; шефской работой комсомольцев с пионерами, пионеров с октябрятами; активизацией работы пионерской и комсомольской организаций. Все это и должно формировать у учащихся коллективистические навыки и убеждения
- 4. Социально-психологические характеристики коллектива
- Коллектив изучают философы, социологи, юристы, педагоги, экономисты. Предметом исследования психологов выступают социально-психологические феномены взаимоотношений и взаимодействий членов коллектива: сплоченность коллектива, совместимость входящих в него личностей, психологический климат, восприятие коллектива его членами, самочувствие и самоуважение личности в коллективе, ее перспективы в связи с перспективами самого коллектива и др. Психологические особенности функционирования различных типов коллективов (учебных, производственных, военных, спортивных и т. д.) зависят от характера деятельности и места, которое коллектив занимает среди других коллективов.
- Коллектив как особый вид групп обнаруживает такие особенности, которые другие виды групп не имеют. Эти отличия достаточно полно описаны в педагогической литературе, где были выделены взаимопомощь и выручка, доброжелательность критики, стремление к сопереживанию явлений и событий, настойчивость при достижении целей и другие качества. Однако далеко не все указанные свойства коллектива оказалось возможным изучить в эксперименте и получить их достаточно точные качественные и количественные характеристики. Между тем именно эта задача возникает в связи с необходимостью осуществлять дифференциальную диагностику групп и коллективов, т. е. с помощью психологических методов отвечать на вопрос, к какому виду групп относится данная общность, что от нее можно ожидать, на какие ее качества ориентироваться
- Только исходя из представления об опосредствованном характере межличностных взаимоотношений внутри коллективов, можно понять специфические социально-психологические особенности коллектива и исследовать качественно и количественно его существенно важные параметры.
- В последние годы все чаще и чаще становятся особенно заметными те трудности, с которыми сталкиваются психологи, пытаясь понять, что же в конце концов составляет сущность процессов взаимодействия и общения внутри групп.
- Интеракционистское (от interaction — взаимодействие) направление американской социальной психологии, положив в основу анализа малых групп исследование взаимодействий и коммуникативных актов и сведя тем самым важнейшие характеристики группового развития к зависимости от содержания, частоты, продолжительности взаимодействий, оказалось в затруднительном положении, пытаясь дать качественный анализ причин и мотивации «выборов» и «предпочтений». Интеракционизм оставлял открытым вопрос, чем же принципиально отличаются группы одна от другой, кроме как характером и особенностями протекания процессов взаимодействия. Интеракционизм, наконец, прошел мимо изучения группы как общности, объединенной деятельностью, детерминированной социально значимыми целями и ценностями.
- Нельзя не отметить, что в самой американской социальной психологии за последние пять лет возник довольно заметный скепсис по отношению к возможностям групповой динамики, при этом сами американские психологи подчеркивают неадекватность методологии целям и задачам социально-психологического эксперимента. Многие исследователи порой упускают из виду то обстоятельство, что лабораторный эксперимент в социальной психологии значительно суживает возможность широкой интерпретации полученных данных, ограничивает сферу их применения в естественных условиях. «Большинство проведенных нами экспериментов, — подчеркивает М. Аргайл, — были лабораторными экспериментами, использовались в основном искусственные группы, имитирующие естественное поведение».
- Можно выделить три рода методологических ошибок, которые следовало устранить для дальнейшей успешной работы в области психологии коллектива.
- Во-первых, коллектив для большинства советских исследователей открывался лишь со стороны своих социальных определений. Говоря о «коллективе», психолог подчеркивал в основном общественную целенаправленность деятельности изучаемых групп, тогда как, по существу, упускалось особое их социально-психологическое качество, которое как раз и образует внутреннюю сторону жизни и функционирования этих групп. Термин коллектив как бы «выталкивался» из множества социально-психологических категорий, так как не имел своего специального референта среди прочих социально-психологических явлений и становился фактически ненужным, лишним термином, который использовался лишь для обогащения и расширения (при интерпретации конкретного экспериментального материала) синонимического ряда, относящегося к понятию «малая группа».
- Таким образом, субъективно для исследователя рассмотрение коллективов в их собственном психологическом контексте не выступало в должной мере в качестве особой задачи социальной психологии.
- Во-вторых, по существу, упускался из вида несомненный факт, что методик исследования малых групп в американской социальной психологии, как это и должно быть в любой области знаний, неразрывно связаны с определенным пониманием предмета исследования. Между тем в основе методов лежала механистическая по сути своей трактовка взаимоотношений в любой малой труппе. При этом цели, задачи группы если и признавались, то реально в эксперименте не учитывались. В конечном счете в социально-психологическое исследование оказывался заложенным известный принцип «стимул — реакция», замыкающий исследователя в круг бихевиористских схем и конструкций.
- Наконец, в-третьих, заметное стремление во имя «чистоты» эксперимента отказаться от обращения к содержательной стороне деятельности группы и работать по преимуществу с незначимым материалом, со случайными общностями, имеющими характер диффузных групп, вообще предельно формализовать исследование вело к мистифицированию его результатов и невозможности экстраполирования полученных в нем выводов на реальные группы, объединенные общими и значимыми целями и ценностями.
- История науки знает немало случаев, когда вполне понятные попытки изучить проблему в неосложненном виде, доступном дальнейшим математическим преобразованиям, нередко приводят к утрате в процессе исследования того качества, на которое оно и было направлено в исходном замысле. В области социальной психологии это представляется особо опасным. Например, ценное, вне всяких сомнений, стремление к комплексному изучению (как системы) такого сложного объекта, каким является коллектив, нередко приводит в результате подобного «системного» исследования к плоскому представлению о нем как о группе механически взаимодействующих лиц Стремление крайне упростить постановку задачи, чтобы избежать излишних математических трудностей, стремление построить математическую модель какого бы то ни было коллектива вряд ли могло послужить исходным пунктом и для построения других, более соответствующих предмету рассмотрения моделей, тем более если исследование будет обращено к собственным признакам коллектива, а не к каким-нибудь абстрактно-коммуникативным параметрам передачи информации в человеческой общности.
- Заключение
- Таким образом, подведем итоги по данной работе:
- 1) Группа — это самостоятельный субъект деятельности, который может быть рассмотрен с точки зрения своих свойств, процессов и структур. Проблема группы как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения — одна из центральных в социальной психологии.
- Интерес к группе обусловлен рядом принципиальных моментов. С одной стороны, личность, ее самосознание, принятые ею ценности и нормы, система представлений о мире формируются в процессе включения человека на протяжении его жизни в деятельность самых различных групп. Его психологический склад, личностное содержание формируются на пересечении различных групповых влияний. Следовательно, невозможно понять человека, исследовать процесс его развития, не обращаясь к анализу тех групп, членом которых он является.
- 2) Достижение уровня коллектива является трудной задачей для любой группы, так как не каждая группа может подняться на этот уровень и долго удерживаться на нем. Коллектив — это организованная группа, в которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для группы, в целом и для каждого ее члена в отдельности, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.
- 3) Разработка основ теории коллектива как высшей и качественно особой формы человеческих отношений, складывающихся и развивающихся в социалистическом обществе, труженики которого составляют единую историческую общность, — одна из важнейших задач советской социальной психологии.
- Список литературы
- 1. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность [Текст] / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. — М.: Мысль, 2009. — 207 с.
- 2. Донцов А.И. Психология коллектива [Текст] / А.И. Донцов. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. — 311 с.
- 3. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства [Текст] / А.Г. Ковалев. — М., Политиздат, 2005. — 263 с.
- 4. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии [Текст] / Е.С. Кузьмин. — Л., 2007. — 294 с.
- 5. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. [Текст] / А.В. Петровский, В.В. Шпилинский. — М., «Просвещение», 2008. — 454 с.
- 6. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций [Текст] / Е.В. Руденский. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2007. — 287 с.
- Размещено на