Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Виды насилия……………………………………………………………4
2. Последствия насилия…………………………………………………..10
3. Направления психологической помощи пострадавшим от насилия…..16
Заключение……………………………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………………..21
Введение
Насильственные процессы протекают в социальной системе на разных уровнях. В зависимости от уровня социальных систем субъектами насилия выступают различные по своему качеству субъекты социального процесса, для которых характерно использование различных способов разрешения конфликта в целях установления социального баланса. Застойная экстремальность жизни ведет к нарастанию пограничных ситуаций и психопатических реакций и состояний, жестокости и агрессивности по отношению к более слабым. Это отражается в усилении масштаба внутрисемейного насилия, брутальных преступлений против женщин и детей.
Одной из стратегических целей социальной реформы в Республике Беларусь является переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи. Приоритетной задачей является формирование системы государственных мер по предотвращению насилия в семье, социальной реабилитации пострадавших от всех форм насилия.
Актуальность темы насилия как проблема психологической работы обусловлена следующими обстоятельствами во-первых, возрастающим интересом к личности как члену общества; во-вторых, повышенной потребностью «семей риска» в социальной поддержке и помощи, поскольку в семьях такого типа возникает насилие, направленное в первую очередь на более слабых (женщин, детей, пожилых людей) её членов, которые являются уязвимыми, и требует к себе большего внимания, заботы и ухода.
Проблематика психологии насилия представляет собой обширную область, наиболее интенсивно разрабатывающуюся в мировой психологии последнюю четверть века (см. Д.Левинсон, Дж.Кобрин, Д.Финкелхор, Д.Иваниек, К.Брон, Р.Лэнг, А.Миллер, и др.).
В отечественной психологической науке данная проблематика сравнительно молода (см. Сафронова Т.Я., Соколова Е.Т., Цимбал Е.И. и др.).
До настоящего времени не существует единого видения данной области в психологии, не сложился полноценный терминологический и концептуальный аппарат (Каган В.Е., и др.; отечественные справочные издания по психологии).
Насилие как социально-психологический феномен
... др. Объект работы: Насилие как социально-психологический феномен. Предмет: Жертвы насилия как объекты социальной работы. Цель работы: Рассмотреть жертв насилия как объекты социальной работы. Задачи: 1. ... управлять его поведением и чувствами, в результате чего подвергшийся насилию человек может получить психологические, социальные, экономические, сексуальные или физические вред, ущерб или травму. ...
2. Виды насилия
К настоящему времени в психологии сложилась эмпирическая типология форм насилия, которую составляют:
— физическое насилие — преднамеренное манипулирование телом человека (ребенка или взрослого) как объектом, приводящее к нанесению физических повреждений различной степени тяжести; к физическому насилию относятся не только побои, но и ограничения в еде и сне, вовлечение в употребление алкоголя и наркотиков и т.п.;
— сексуальное насилие — преднамеренное манипулирование телом человека (ребенка или взрослого) как сексуальным объектом, приводящее к вовлечению в сексуальные действия с целью получения сексуального удовлетворения или какой-либо иной выгоды; к сексуальному насилию относится не только сексуальное совращение, но и вовлечение в проституцию, порнобизнес и т.п.;
— психологическое насилие (поведенческое, интеллектуальное, эмоциональное и проч.) — преднамеренное манипулирование человеком (ребенком или взрослым) как объектом, игнорирование его субъектных характеристик (свободы, достоинства, прав и т.п.), разрушающее отношения привязанности между людьми, или, напротив, фиксирующее эти отношения и приводящее к различным деформациям и нарушениям психического (поведенческого, интеллектуального, эмоционального, волевого, коммуникативного, личностного) развития [6].
Соотношение трех данных форм насилия таково: по своему объему понятие «сексуальное насилие» меньше чем понятие «физическое насилие», а понятие «физическое насилие» — меньше чем понятие «психологическое насилие». Иначе говоря, между данными понятиями существуют отношения по типу включения. Вместе с тем, рассмотрение генеза данных форм насилия показывает, что психологическое насилие является «почвой» и «ядром» насилия, его исходной формой, на основе которой возникают физическое и сексуальное насилие [12].
Спектр психологического насилия включает:
— активный аспект психологического насилия — психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, чрезмерная критика, ложь, изоляция, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей и т.п.);
— пассивный аспект психологического насилия — психологические эффекты (утрата доверия с себе и миру, диффузная самоидентичность, полезависимый когнитивный стиль, внешний локус контроля, беспокойство, тревожность, нарушения сна и аппетита, депрессия, агрессивность, уступчивость, угодливость, коммуникативная некомпетентность, низкая самооценка, склоннсть к уединению, суицидальные наклонности, задержки физического и психического развития, личностная психопатология различной этиологии — наркотические зависимости, булимия, анорексия, нарциссические, мазохистские, множественные, пограничные и прочие личностные расстройства, амбулаторная шизофрения, соматические и психосоматические заболевания — язва желудка, аллергии, избыточный вес, нервные тики и т.п.; опыт психологического насилия в семье в некоторых случаях приводит к ранней интериоризации паттерна отношений «насильник — жертва», к его фиксации на физиологическом уровне с последующей трансформацией ряда базовых потребностей, оформляющейся впоследствии в таких эксквизитных психических и поведенческих расстройствах как садомазохизм и серийные убийства;
О понятии социально-психологическая модель семейных отношений
... присущи, какие взаимоотношения существуют в семье. О понятии социально-психологическая модель семейных отношений. Социально-психологическая модель семейных отношений отражает типологизацию семей, структуру, формы, стили ... в отношении мужа предоставлены следующие средства защиты: * Если муж грозит применить насилие или действительно прибегнуть к таковому, или, в случае грубого нарушения мужем ...
— интерактивный аспект психологического насилия — психологические взаимодействия (доминантность, аффективность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, непринятие со стороны насильников и субординированность, бесчувственность, ригидность, безответственность, неуверенность, беспомощность, самоуничижение со стороны жертв насилия) [6].
Отдельного внимания заслуживает феномен сексуального насилия.
Сексуальное насилие — понятие, отягченное эмоциями, мифами и разночтениями. Поскольку его определяют как половой акт, прежде всего оно подразумевает проявление насилия, гнева и власти, а также физического воздействия на личность. Существует много определений изнасилования, но, как правило, в большинстве сводов законов оно трактуется как введение полового члена во влагалище без обоюдного согласия. Жертвой сексуального насилия может быть человек любого возраста и пола [5]. Понятие изнасилования, как принуждения к сексуальной близости против желания, включает в себя целый спектр случаев: от ситуаций, когда незнакомец внезапно нападает на жертву, используя оружие или угрожая им, нанося физические повреждения, до ситуации, когда насильник и жертва были знакомы, и может быть даже имели сексуальные контакты прежде. Ситуации второго типа составляют, вопреки распространенному мнению, большую, хотя и почти всегда скрытую от посторонних глаз, часть этих преступлений [11]. Пострадавшие от насилия знакомых чаще сталкиваются с негативным отношением окружающих, испытывают чувства вины и стыда за то, что не сумели предвидеть опасность, их чаще обвиняют в ненадежном поведении. Изнасилование знакомым считают менее травмирующим, хотя, напротив, состояние жертвы усугубляется фактом злоупотребления ее доверием. В то время как очень небольшой процент женщин-жертв заявляет о совершенном изнасиловании, оценить количество мужчин, подвергшихся сексуальному насилию, еще сложнее. В отличие от расхожего мнения, эти случаи не ограничиваются средой гомосексуалистов, заключенных или изнасилованиями детей. Невозможность рассказать о случившемся усугубляет психологические последствия насилия. Неоднозначное отношение к жертве изнасилования, осложненных многочисленными культурными установками, можно считать особенностью данного вида стрессора.
Выделяют три теоретические версии объяснения изнасилования: феминистская, теория социального научения и эволюционная [5].
Феминистскую теорию можно считать наиболее распространенной. Данный подход рассматривает изнасилование, как результат глубоко укоренившихся традиций, в кото……..
Список литературы
1. Бойченко Л.Д. Гендерное насилие: причины и следствия / Л.Д. Бойченко ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. Образования Петрозавод. гос. ун-т, Карел. центр гендер. исслед. — Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2005. — 197 с.
2. Виктимность и сексуальное насилие : [сб. ст.] / Перм. центр соц.-психол. адапт. и терапии «Доверие» ; [сост. Л. Кочкаева]. — Пермь : Звезда, 2001. — 86 с.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... Л. Берковец и др.). Так, З. Фрейд связывает становление агрессивного поведения ребенка со стадиями сексуального развития (Фрейд, 1989). Представитель теории инстинктов К. Лоренц (1994), как ... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной координации. ...
3. Дерягин Г.Б. Психосоциальные особенности жертв полового насилия [Электронный ресурс] // Материалы науч.-практ. конф. «Сексуальная культура и здоровье нации». — Архангельск, 12.05.2002 ; То же [Электронный ресурс]. — URL: conf_library/25/2/224 (18.02.2012).
4. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / И. Г. Малкина-Пых. — М. : Эксмо, 2010. — 928 с. — Из содерж.: Гл. 5. Насилие над женщинами. — С. 477-569
5. Невярович Н.Е. Процессуальная психотерапия женщин — жертв сексуального насилия / Н.Е. Невярович ; Высш. шк. приватизации и предпринимательства. — СПб. : СЗТУ, 2004. — 135 с. Шифр РНБ : 2004-3/26187.
6. Орлов А.Б. Психологическое насилие в семье определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи // Психолог в детском саду. 2000, № 2-3. — С. 182-187.
7. Сексуальное насилие: теории, подходы и методы исследования / Ю. И. Пиголкин [и др.]. — М. : Мед. информ. агентство (МИА), 2008. — 454 с.
8. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителем и ребёнком и формирование аномалий личности. // Семья и формирование личности. / Под ред. В.В. Столина. М., МГУ, 1981.С. 15-21.
9. Соонетс Р. и др. Недостойное обращение с детьми. Тарту АО Атлекс, 2000.
10. Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия (учебное пособие) М. РБФ HAH // Серия «Работа с детьми группы риска». Выпуск 11. 2007.
11. Цымбал Е.И. Правовая защита детей от насилия и пренебрежение их основными нуждами // Вестник психосоциальной и коррекционно -реабилитационной работы. 1995. № 2 — С. 67-85.
12. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Лебединский В.В. и др. М., 1990.
13. Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. — СПб.: Речь, 2002.
18. Ходырева Н. Причины физического насилия: сущность рода или дисбаланс власти? // О мужественности: Сборник статей. Сост. С. Ушакин. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — С. 161-185.