Содержание
Введение 3
1. Игра как средство развития и психологической коррекции 4
2. Виды, формы и принципы применения игротерапия как метода психокоррекции 9
3. Средства игротерапии и условия ее проведения 16
Заключение 19
Литература 20
Введение
В связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди населения задачи развития и укрепления психического здоровья сегодня чрезвычайно актуальны, что требует соответствующих профилактических и психокоррекционных мер. Время диктует новые требования к использованию психокоррекционных методов, направленных на укрепление здоровья человека, раскрытие его творческого потенциала, обучение навыкам самостоятельного разрешения сложных жизненных ситуаций. Обогащение практической психологии таким методом, как игротерапия, является перспективным направлением психологической коррекции.
Привлекательность игротерапии как метода психокоррекционной работы заключается в том, что это универсальный способ работы с психологическими проблемами как детей, так и взрослы. Игра активизирует ресурсы, потенциал личности. Процесс самовыражения через игру напрямую связан с укреплением психического здоровья чело-века и может рассматриваться как значимый психокоррекционный фактор. Вместе с тем, психокоррекционный потенциал игр при всей его очевидности используется практической психологией недостаточно. Практическая значимость метода игротерапии и недостаточная научная изученность его возможностей определяют актуальность настоящего исследования и выбор его темы: «Психокоррекция игрой».
Цель работы – изучить проблему психокоррекции игрой.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме психологической коррекции, ее видов и методов.
2. Изучить игру как средство психологической коррекции.
3. Рассмотреть основные виды игр и дать их характеристику.
Методы исследования: для реализации поставленных задач использовался теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме психокоррекции игрой.
1. Игра как средство развития и психологической коррекции
Особенности психологической работы по коррекции эмоционального ...
... детские тренинги); психологическая работа в контексте семьи (совместная работа ребенка и родителей). Педагог-психолог работает в направлениях: индивидуальное психологическое консультирование; психологическая коррекция детских личностных ... социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности; сохранение ...
Психокоррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Это вид профессиональной деятельности психолога по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются. Человека, обратившегося к психологу, называют клиентом. Клиент – это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен разрешить их и нуждается в посторонней по-мощи. Объектом коррекции могут выступать личность, семья или группа.
Основными направлениями психокоррекционных целей являются оп-тимизация социальной ситуации развития; развитие различных видов дея-тельности; формирование возрастно-психологических новообразований; исправление неадаптивных форм поведения.
Общую цель психокоррекции можно конкретизировать в ряде задач:
1) овладение психологическими знаниями;
2) коррекция и развитие системы отношений личности;
3) коррекция, формирование и развити…….
Литература
1. Большой психологический словарь [текст] / Под общей ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М. : Прайм-Еврознак, 2007. – 672 с.
2. Бондаренко, Е. А. Дидактические игры для детей от года до трех лет [текст] / А.К. Бондаренко. – М.: АСТ, 2003.
3. Васильева, Н. В. Творческие проявления у детей раннего возраста в игре [текст] / Н.В. Васильева // Мой кроха и Я. – 1997. – № 2. – С. 37-41.
4. Выготский, Л. С. Психология развития человека [текст] / Л.С. Выгот-ский. – М. : Смысл, Эксмо, 2005. – 1136 с.
5. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами до трёх лет : популярное пособие для родителей и педагогов [текст] / Т.В. Галанова. – Ярославль : Академия развития, 1998. – 420 с.
6. Гринченко, И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекцион-ной работе [текст] : учебно-методическое пособие / И.С. Гринченко. – М. : ЦГЛ, 2002. – 80 с.
7. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [текст] / Под ред. Е.И. Рудиной, М.И. Поповой. – М. : Просвещение, 1992. – 392 с.
8. Ермакова, И. А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких [текст] : пособие для родителей и педагогов / И.А. Ермакова. – Санкт-Петербург : Издательский Дом «Литера», 2006. – 496 с.
9. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка [текст] / О.А. Карабанова. – М. : Речь, 2003. – 336 с.
10. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии [текст] / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
Игра в работе педагога-психолога: "Мы едем, едем, едем"
... с участниками театр – экспромт. 5-10 минут Игра “ах, театр” Время игры: 1,5 часа Возможности игры: игра разработана для детей в возрасте 9 – 14 лет. Проводится ... личности. Цель: формирование и сплочение детского коллектива через игровое взаимодействие. Задачи игры: развивать внутригрупповые отношения; развивать навыки коллективного взаимодействия, общения; учить принимать ответственность ...
11. Коломенских, Я. Л. Детская психология [текст] / Я.Л. Коломенских, Е.А. Панько. – Минск : Изд-во «Университетское», 1988. – 223 с.
12. Куприянова, Н. Б., Федосеева, Т. Н. Игры и занятия с детьми до трех лет [текст] : пособие для родителей и педагогов / Н.Б. Куприянова, Т.Н. Федосеева. – М. : Медицина, 1990. – 246 с.
13. Лидак Л.В. Специфика общения в сюжетно-ролевых играх // Психоло-гия дошкольника : Хрестоматия [текст] / Сост. Г.А. Урунтаева – М. : Академия, 1997. – 516 с.
14. Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия : искусство отношений [текст] / Г.Л. Лэндрет. – М. : Институт практической психологии, 1998. – 230 с.
15. Менжерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [текст] / Д.В. Менже-рицкая. – М. : Просвещение, 1982. – 298 с.
16. Никонова, О. В. Своеобразие дидактических игр и их педагогический потенциал [текст] / О.В. Никонова // Дошкольное воспитание. – 1986. – № 4. – С. 13-19.
17. Осипова, А. А. Общая психокоррекция [текст] : учебное пособие / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2002. – 510 с.
18. Осипова, А. А. Введение в практическую психокоррекцию [текст] : учебное пособие / А.А. Осипова. – М. : Академия, 2000. – 538 с.
19. Программа обучения, воспитания и развития ребенка в детском саду [текст] / Под ред. М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 1-12.
20. Развивающие игры с малышами до трех лет [текст] : пособие для родителей и педагогов / Составила Т. В. Галанова. – Ярославль : Академия развития: Академия, Академия холдинг, 2000. – 410 с.
21. Шеффер, Ч. Игровая семейная психотерапия [Текст] : учебное пособие / Ч. Шеффер. – СПб. : Питер, 2000. – 384 с.
22. Экслайн, В. Игровая терапия [текст] / В. Экслайн. – М. : Апрель-Пресс, 2007. – 416 с.
23. Эльконин, Д. Б. Психология игры [текст] / Д.Б. Эльконин. – М. : Вла-дос, 2001. – 360 с.