Тема №7. Понятие о психологической задаче и психологической помощи

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема №1. Психолог на рынке профессиональных услуг

Психология как профессия. Понятие о житейской, научной, прикладной и практической психологии. Прикладная психология и психологическая практика как отрасли психологии и виды профессиональной деятельности. Мифические представления о психологе в современном российском обществе и его реальное предназначение на рынке профессиональных услуг. Психолог-практик и психолог-исследователь. Основные профессиональные проблемы практического психолога и секреты психологической помощи. Рейтинг психологических специальностей в Нижегородском регионе. Профессиональное сообщество психологов Нижнего Новгорода.

Тема №2. Профессиональная этика психолога

Понятие о профессиональной этике. Этические и моральные принципы психологической практики и психологических исследований. Проблема ответственности профессионального психолога.

 

Тема №3. Модель профессиональной деятельности психолога

Понятие о профессиональной деятельности и профессионализме. Ведущие составляющие профессионализма: профессиональные способности, профессиональное сознание и самосознание, профессиональное мышление. Личность профессионала. Сравнительный анализ профессиональных способностей, профессиональных знаний и профессиональных умений. Этапы развития профессионализма: этап профессионального обучения; этап адаптации человека к профессии; этап самоактуализации человека в профессии. Психолог – специалист по проведению исследований и психолог – специалист по практической работе; особенности их деятельности и различия в стратегии ее осуществления. Профессионализм психолога-исследователя. Практический психолог как профессионал, ведущие компоненты профессиональной компетентности в области практической психологии. Уровень квалификации профессиональной деятельности практического психолога, качества работы квалифицированного психолога. Особенности социальной и профессиональной позиции практического психолога.

Тема № 4. Учебно-профессиональная подготовка психологов в высших учебных заведениях

Особенности высшего психологического образования (на примере НФ МГЭИ).

Требования государственного стандарта и квалификационная характеристика специальности «Психология». Дисциплины учебного курса. Специализации факультета психологии. Научно-исследовательская работа студентов (студенческие кружки, научные и научно-практические конференции, дипломные работы).

Структура института. Факультет психологии и кафедра психологии; характер их деятельности. Культура поведения студентов в высшем учебном заведении.

21 стр., 10221 слов

Психология деятельности адвоката в уголовном и гражданском судопроизводстве

... отметить у адвокатов? Прежде всего, это коммуникабельность. Повседневная деятельность адвоката протекает в общении: встречи с клиентами, ... воздействия на окружающих его людей. Средствами воздействия в психологии традиционно считаются: убеждение, принуждение, вознаграждение, угроза, обещание, ... успеха не добиться. Адвокат должен быть точным психологом, т.к. ему необходимо выстроить защиту человека, а ...

Тема №5. Психологическая информация, возможные способы ее получения и передачи

Понятие о психологической информации. Ведущие компоненты информации о человеке. Особенности психологической информации и ее важнейшие свойства. Критерии достоверности знаний о человеке, основные способы получения психологических знаний. Характер профессионального преподнесения психологической информации в работе практического психолога. Речь профессионального психолога. Возможности использования образных сообщений для передачи определенной психологической информации.

Тема №6. Социальный заказ на работу психолога

Понятие о социальном заказе на профессиональную деятельность психолога-практика и психолога-исследователя, пути его формирования. Ориентированность работы психолога, ее связь с социальным заказом. Позиции заказчика, клиента и пользователя психологической информацией. Характер и особенности взаимодействия с ними практического психолога.

 

Тема №7. Понятие о психологической задаче и психологической помощи

Основные типы задач взаимодействия клиента с практическим психологом. Специфика психологической задачи. Способы фиксации психологической задачи для клиента. Сущность, содержание и формы психологической помощи, основные направления (виды) профессиональной деятельности практического психолога. Практическое обеспечение процесса психологической помощи.

Тема №15. Сферы приложения профессиональных услуг современного психолога

Место и роль психолога в образовательном пространстве. Цели, задачи и средства психологической службы образования. Принципы работы практического психолога в системе образования. Специфика психологической службы в лечебных учреждениях. Психолог в армии: типичные проблемы армейской службы и основные функции войсковых психологов. Сущность работы политического психолога. Деятельность специалиста семейной психологической службы. Характер психологических услуг на производстве. Профессиональная деятельность психолога в сфере управления. Практика психологической помощи в правоохранительной системе. Психологическая служба в сфере рекламной деятельности и СМИ. Психолог – преподаватель психологии. Технология лекционной работы. Особенности работы психолога в государственных и коммерческих организациях.

Тема №16. Взаимодействие психолога с представителями смежных профессий

Характер отношений психолога и педагога (воспитателя, учителя, преподавателя).

Возможности и пути взаимодействия психолога и врача. Специфика совместной деятельности психолога и социального работника. Сотрудничество психолога и представителей юридических специальностей. Проблемы формирования профессиональной команды из различных специалистов (психолог, психотерапевт, врач, юрист, социальный работник, педагог).

Сущность работы профессиональной команды.

3 стр., 1083 слов

Профессиограмма педагога-психолога. Содержание профессиональной деятельности

... и другие психологи, ценят в своих коллегах профессиональную компетентность, умение разбираться в конкретных психологических противоречиях жизненной ситуации пациента, предлагать и корректно внедрять рекомендации по организации помощи нуждающимся ученикам. ...

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Житейская, научная, прикладная и практическая психология. Характер отношений между ними.

2. Специфика прикладной психологии и психологической практики как отраслей психологии и видов профессиональной деятельности. Основной круг задач в сфере прикладных психологических исследований и психологической практики.

3. Мифические представления о психологе в современном российском обществе и его реальное предназначение на рынке профессиональных услуг.

4. Проблема ответственности психолога-исследователя и психолога-практика. Этические и моральные принципы деятельности психолога-профессионала. Характер соотношения этичности и эффективности средств профессионального психолога.

5. Профессиональная деятельность и профессионализм как интегральная характеристика субъекта профессиональной деятельности. Значимые компоненты профессионализма: профессиональные способности, профессиональное сознание и самосознание, профессиональное мышление.

6. Процесс становления субъекта профессиональной деятельности. Основные этапы развития профессионализма.

7. Специфика учебно-профессиональной подготовки психолога в высших учебных заведениях. Важнейшие требования к процессу образования и развития психолога как будущего профессионала. Проблема дилетантизма в психологии.

8. Сфера деятельности психолога-исследователя. Характер профессиональной компетентности специалиста, проводящего психологические исследования.

9. Сфера деятельности психолога-практика. Особенности профессиональной компетентности специалиста в области практической психологии.

10. Условия продуктивной деятельности психолога-профессионала. Качества работы квалифицированного психолога.

11. Специфика социальной и профессиональной позиции практического психолога в отличии от других «помогающих» специалистов (врач, педагог, юрист, социальный работник, священник).

12. Психологическая информация как основа оказания профессиональной психологической помощи. Основные способы получения психологических знаний о человеке. Значимые аспекты грамотного преподнесения психологической информации.

13. Характер речи профессионального психолога. Возможности использования образных сообщений для передачи психологической информации.

14. Социальный заказ на работу психолога, его связь с профессиональной деятельностью специалиста-практика и специалиста-прикладника.

15. Потребители психологических услуг: позиции заказчика, клиента и пользователя психологической информацией. Особенности взаимодействия с ними практического психолога.

16. Основные типы задач взаимодействия клиента с практическим психологом (социальные, нравственные, этические, психологические).

Способы фиксации содержания психологической задачи для клиента.

17. Понятие о психологической помощи населению. Ведущие направления профессиональной деятельности практического психолога. Краткая характеристика видов и форм психологической помощи. Практическое обеспечение процесса оказания психологической помощи.

18. Роль психологических знаний и обобщенной теории в работе психолога. Проблема дифференциации психологических знаний о человеке как блага и зла.

19. Научные категории, отражающие значимые аспекты психологической реальности (образ, действие, мотивация, индивид, личность, индивидуальность).

3 стр., 1286 слов

Влияние психологической совместимости на эффективность работы организации

... имеют большого значения для успешной работы, уступая профессиональным навыкам. Тем не менее, психологи утверждают: чем дольше сотрудники работают вместе, тем важнее психологический комфорт и их личностная ... Мунипова, Т. 1-6. - М.: Мир, 1991-1992. 35. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М.: Наука, 1982. – 184 с. 36. Шакуров Р.Х. Социально-психологические ...

20. Краткая характеристика основных теоретических подходов к оказанию психологической помощи (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология).

21. Сущность и значение психологического просвещения. Формы и направления этой работы. пути формирования потребности в психологических знаниях у населения.

22. Сущность и значение психологической профилактики. Способы ее осуществления.

23. Специфика психодиагностики. Проблема получения психологической информации о клиенте в работе психодиагноста. Процесс использования психодиагностических данных при оказании психологической помощи.

24. Специфика психокоррекции. Взаимосвязь психодиагностической и психокоррекционной работы. Пути и средства психокоррекции, критерии ее эффективности.

25. Сущность психологического консультирования. Важнейшие аспекты организации деятельности психолога-консультанта.

26. Краткая характеристика беседы как основного метода консультативной работы. Проблема ее построения в ситуации консультирования.

27. Основные принципы организации и осуществления психологического консультирования в гуманистической парадигме. Условия фасилитирующей психологической атмосферы по карлу Роджерсу.

28. Сущность и значение конгруэнтности, безусловного принятия и эмпатического понимания. Правила беседы по способу активного слушания.

29. Характер деятельности психотерапевта. Своеобразие психотерапевтической помощи и условия ее эффективности. Виды психотерапии.

30. Возможности реконструкции личности клиента в процессе психотерапии. «Психотерапевтический миф» и его функции в процессе оказания психологической помощи.

31. Место и роль психолога в системе образования. Характер приложения его профессиональных услуг и содержание деятельности.

32. Особенности работы психолога в лечебных учреждениях. Цели и задачи психологической помощи.

33. Основные направления деятельности семейной психологической службы.

34. Сущность и содержание психологической работы на предприятиях и в сфере управления.

35. Практика психологической помощи в правоохранительной системе. Специфика функций армейского психолога.

36. Характер психологических услуг в сфере рекламы и СМИ.

37. Основные направления работы политического психолога.

38. Содержание деятельности преподавателя психологии. Технология лекционной работы.

39. Проблемы взаимодействия психолога с представителями смежных профессий. Предмет сотрудничества и специфика профессиональных контактов психолога с педагогами, юристами, медицинскими и социальными работниками.

 

СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Психолог: Введение в профессию: учеб

Основная литература:

Психолог: Введение в профессию: учеб. пособие./Под ред. Е.А. Климова.- 2-е изд. : 10 экз. рек. УМО. — М. : Академия, 2008. — 208

Карандашев В.Н.

Психология : введение в профессию. : 4 экз. / В.Н. Карандашев. — М. : Смысл, 2000. — 288с.

«Карандашев В.Н.

Психология введение в профессию. : 1 экз. / В.Н. Карандашев. — М. : Смысл, 2000. — 288с.

Карандашев В.Н.

Психология. Введение в профессию.- 4-е изд.,перераб. и доп. : 1 экз. Рек. МО. / В.Н. Карандашев. — М. : Академия, 2008. — С. 512.

6 стр., 2540 слов

Основные функции управленческой деятельности психологические ...

... деятельности: психологические особенности, функции управления. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Управленческая деятельность – принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Управленческая деятельность менеджера ... и обсуждением различных предложений. Также к психологическим особенностям в управленческой деятельности относят следующие функции: - познавательную: изучение ...

Дополнительная литература:

1. Абрамова Г.С., Юдчиц А.Ю. Психология в медицине. М. 1988.

2. Агаева Е.Л., Брофман В.В., Лаврентьева Т.В., Дьяченко О.М. и др. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. Руководство для практического психолога / Под общ. ред. Л.А.Венгера. М. 1992.

3. Атватер И. Я вас слушаю. М. 1988.

4. Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. №2.

5. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. М. 1995.

6. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М. 1996.

7. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психологической теории // Московский психотерапевтический журнал. 1992. №1.

8. Гаврилова Т.П. Психологическое знание в арсенале средств практического психолога // Психологическая наука и образование. 1998. №2.

9. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.П., Козлова Е.Н. Феномены конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. №4.

10. Грецов А.Г., Ангервакс А.Е. Почему наши проблемные подростки редко обращаются за помощью к психологам // Наш проблемный подросток: понять и договориться / Под ред. Л.А.Регуш. СПб. 2001.

11. Гримак Л.П. Общение с собой. М. 1991.

12. Дубровина И.В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства // Психологическая наука и образование. 1998. №2.

13. Забродин Ю.М. Проблемы разработки практической психологии (о научных основах психологической службы) // Психологический журнал. 1980. Т.1. №2.

14. Зазыкин В.К. Психология в рекламе. М. 1992.

15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. 2000.

16. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л. 1984.

17. Казанцева Т.А., Олейник Ю.Н. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов // Психологический журнал. 2002. Том 23. №6. С. 51-59.

18. Капустин С.А. Границы возможностей психологического консультирования // Вопросы психологии. 1993. №5.

19. Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина А.М. Искусство исцеления души. СПб. 2001.

20. Лабутова И.В., Бондаренко О.Р. Открытие Карла Роджерса в пространстве русской художественной литературы. Психологический практикум. Нижний Новгород. 1996.

21. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М. 1994.

22. Макшанов С.И. Психология тренинга. СПб. 1997.

23. Ниренберг Дж., Калеро Г. Читать человека как книгу. М. 1990.

24. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М. 1993.

25. Огинский М.М., Розин М.В. Мифы психотерапии и их функции // Вопросы психологии. 1991. №4.

26. Орлов А.Б. Карл Роджерс и современный гуманизм // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1990. №2.

27. Орлов А.Б. Склонность и профессия. М. 1981.

28. Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. 1993. №4.

29. Пахальян В.Э. Психопрофилактика в образовании // Вопросы психологии. 2002. №1.

2 стр., 558 слов

Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов. Вопросы по теме занятия

... ЛИЧНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ 1) социальная среда 2) наследственность 3) активность человека, как субъекта деятельности 4) чувство неполноценности, порождаемое телесными или психическими дефектами 5. В ТЕОРИИ К.ЮНГА, ... персона 3) самость 4) тень   Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов. 1. Проанализируйте отрывок и определите автора. «Сверх-Я, Я и Оно – вот три ...

30. Пахальян В.Э. Каким должен или может быть психолог, работающий в системе образования? // Вопросы психологии. 2002. №6.

31. Поваренков Ю.П. Психология профессионального становления личности. Курск. 1991.

32. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. СПб. 2000. (Этические принципы и правила работы психолога. С. 545-552.)

33. Практикум по социально-психологическому тренингу. СПб. 1997.

34. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. М. 1998.

35. Профессиональный кодекс этики для психологов // Вопросы психологии. 1990. №6.

36. Психолог в армии (круглый стол) // Психологический журнал. 1997. №1.

37. Психолог в детском дошкольном учреждении. М. 1996.

38. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М.К.Тутушкиной. СПб. 1999.

39. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М. 1991.

40. Психология XXI века: пророчества и прогнозы // Вопросы психологии. 2000. №1. №2.

41. Романенко О.К. Групповая терапия заикающихся // Журнал практического психолога. 1996. №5.

42. Рудестам К. Групповая психотерапия. М. 1993.

43. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг. Ярославль. 2002.

44. Сент-Экзюпери А. Маленький принц. М. 1991.

45. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М. 1997.

46. Степанова М.А. Профессия: практический психолог // Вопросы психологии. 2001. №5.

47. Страхов В.И. Педагог и психолог: некоторые аспекты общения // Детский психолог. Выпуск 12. 1996.

48. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. 1990.

49. Этические принципы скандинавских психологов // Вопросы психологии. 1989. №1.

50. Я работаю психологом / Под ред. И.В.Дубровиной. М. 1998.

ТЕСТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ ДЛЯ САМОАТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ (выполняется студентами самостоятельно для проверки своих знаний)

Вариант 1

1) Термин «профессия» восходит к корневым значениям слов (латинского, французского языков) с примерно таким переводом:

a) говорить публично, объявлять, заявлять;

b) ремонтировать, исправлять;

c) производить, выпускать.

2) Профессиональная направленность личности — это:

a) качество личности, в котором отражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы и субъективное отношение к профессиональной стороне деятельности;

b) действие конкретных побуждений, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией;

c) проектирование трудового жизненного пути.

3) Описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, а также требований, которые она предъявляет к человеку, — это:

a) нормативные документы;

b) квалификационные требования;

c) модель специалиста.

4) Совокупность изменяющихся под влиянием воспитания и обучения индивидуально-психологических качеств личности, обеспечивающих успешность обучения деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней, составляет:

a) профессиональные задатки;

b) профессиональные способности;

c) профессиональный талант.

18 стр., 8594 слов

Этика и психология — ответы на госы

... Этика имеет тесную связь с науками о человеке - психологией, культурологией, педагогикой, историей). Уже первые античные философы (Пифагор, Сократ, ... 3.Существует ли, по Вашему мнению, нравственный прогресс? Обоснуйте свой ответ. 37 Тема 9. Сущность, специфика и функции морали. 40 ... 3.Ответственен ли человек за свой моральный облик? Обоснуйте свой ответ. 59 Тема 16. Мораль и политика. 61 1.Активная ...

5) Процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах называется:

a) профессиональной специализацией;

b) профессиональной адаптацией;

c) профессиональным самоопределением.

6) На каком этапе образования большинство психологов избирает для себя одну из специализаций:

a) в средней школе;

b) на младших курсах вуза;

c) на старших курсах вуза.

7) Качества, необходимые в каких-либо определенных видах деятельности: память на ароматы для кулинара, звуковысотный слух для музыканта, способность мысленно представлять пространственный предмет, «вертеть» его в уме — для конструктора и т.п., называются:

a) навыки, опыт, выучка;

b) моральные качества;

c) частные, специальные способности.

8) В какой из ситуаций психологу-профконсультанту сложнее всего работать с учащимися:

a) проводить консультацию со школьниками, у которых наблюдается расхождение между интересами и способностями;

b) с категорией школьников, у которых отсутствуют интересы, кто пассивен и привык перекладывать свои проблемы на плечи других людей;

c) с учащимися, у которых выражены интересы и способности к разным областям деятельности, что ставит перед ними проблему самоограничения.

9) Индивидуальный стиль деятельности — это:

a) система приемов и способов осуществления деятельности, которую субъект постепенно вырабатывает с учетом своих стойких личных качеств;

b) обусловленная типологическими особенностями система навыков, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности;

c) совокупность общих и индивидуальных умений, позволяющих максимально использовать ценные качества человека и компенсировать (возмещать, сглаживать) его недостатки.

10) Профессиональная пригодность — это:

a) вероятностная характеристика, отражающая возможности человека к овладению какой-либо профессиональной деятельностью;

b) технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физиологическим возможностям человека;

c) совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии.

11) Социальный заказ на работу практического психолога ориентирован на те группы населения, которые:

a) являются психически больными людьми;

b) обладают высокой культурной продуктивностью и способны нести ответственность за свою индивидуальность;

c) являются психически здоровыми людьми.

12) Главный принцип работы практического психолога:

a) «не повреди»;

b) «изменись сам»;

c) «не лезь не в свое дело».

13) Суть профессиональной деятельности практического психолога:

a) выдать как можно больше советов клиенту;

b) не решать за клиента его проблему, а решать ее вместе с клиентом;

c) манипулировать сознанием клиента..

14) Квалифицированный психолог:

11 стр., 5138 слов

Групповая психокоррекционная работа психолога с клиентами

... психолога с клиентами. Объектом является групповая психокоррекционная работа психолога с клиентами. Предмет: условия, определяющие эффективность групповой психокоррекционной работы психолога в работе с клиентами. ... психотерапия); деятельность, направленная на ... психологии. Если за работу по оказанию индивидуальной психокоррекционной помощи берется некомпе­тентный человек, он способен нанести клиенту ...

a) нуждается во взаимодействии и сотрудничестве с коллегами;

b) самодостаточен и в сотрудничестве не нуждается;

c) обладает высоким уровнем компетентности и игнорирует мнение коллег.

15) Зачем психологу сильный и твердый характер?

a) чтобы подавить волю клиента;

b) чтобы быть убедительным и не пойти на поводу у клиента;

c) чтобы пользоваться авторитетом у коллег.

16) Понятие и принятие своих ограничений в деятельности характеризует психолога как:

a) квалифицированного;

b) неквалифицированного;

c) опытного.

17) Цель психологической помощи, оказываемой психологом:

a) продемонстрировать свою исключительность как носителя профессии;

b) установить новые возможности клиента;

c) убедить в правильности советов психолога.

18) Безоценочное отношение психолога к клиенту это:

a) стремление психолога избегать прямого оценивания действий и личности клиента;

b) не оценивать внешний вид клиента;

c) не оценивать финансовые возможности клиента.

19) Конфиденциальность в работе психолога означает:

a) неразглашение или передача третьим лицам данных о клиенте и результатах консультирования;

b) применение в работе только апробированных методик;

c) поддержание психолога на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений.

20) Какое качество личности является определяющим для работы психолога:

a) эмоциональность;

b) эмпатия;

c) волевой характер.

Вариант 2

1. Основателем научной психологии считается
А) З.Фрейд;

Б) Д. Карнеги; В) В. Вундт; Г) Л. С. Выготский; Д) Дж. Уотсон.

2. В результате обучения в нашем вузе вы получите квалификацию:
А) практического психолога;

Б) психолога, преподавателя психологии; В) клинического психолога; Г) психоаналитика.

3. В состав психологического сообщества не входят:
А) парапсихологи;

Б) психологи-консультанты; В) психологи-педагоги; Г) психологи-ученые.

4. К видам психологических знаний относятся знания, полученные из:
А) житейской психологии;

Б) научной психологии;

В) практической психологии;

Г) все ответы верны.

5. К этическим принципам психологов относятся:
А) принцип «здесь и теперь»;

Б) принцип детерминизма;

В) принцип единства сознания и деятельности;

Г) принцип компетентности.

6. Соблюдение принципа неразглашения в работе психолога
А) должно быть абсолютным и неизменным;

Б) может быть в определенной мере ограничено морально-этической позицией самого

психолога;

В) определяется начальством;

Г) определено Гражданским Кодексом РФ.

7. Способность к поиску и обобщению новых знаний особенно важны для:
А) психолога-ученого;

Б) психолога-практика;

В) преподавателя психологии.

8. Профессиональная подготовка психолога не включает изучение
А) математических дисциплин (высшая математика, информатика…);
Б) естественно-научных дисциплин ( физика, химия…);

В) отдельных разделов анатомии и физиологии человека; Г) общепрофессиональных дисциплин.

9. Профессия «психолог» появилась в:

А) 17 веке; Б) 18 веке; В) 19 веке; Г) 20 веке.

29 стр., 14133 слов

Ответы на билеты по психологии развития

... близнецов систематически обучался речи. Специфика методов изучения личности ребенка в возрастной психологии. Психическая деятельность всегда получает свое объективное выражение в тех или иных действиях, ... важно изучать психическую жизнь в процессе деятельности человека, исследуя его поступки, поведение, общение и др. В отечественной психологии выделяются четыре группы методов. При использовании ...

10. Научная психология не занимается:

А) вопросами одаренности;

Б) очищением кармы;

В) изучением явлений массового сознания;

Г) ничем из перечисленного.

11. Основными видами деятельности психолога являются:
А) психодиагностика;

Б) психологическое просвещение; В) коррекционная развивающая деятельность; Г) психологическое консультирование; Д) все ответы верны.

12. Психологу торгового предприятия приходится решать следующую проблему:

А) разработка машин, а также автоматических систем управления производственными

процессами;

Б) изучение экономической культуры социальной среды;

В) психологическое обеспечение рекламы.

13. Работа с конкретным запросом, идущим от отдельного клиента, группы или
организации, включает

А) психодиагностическую работу; Б) психопрофилактическую работу; В) психологическое консультирование; Г) все ответы верны.

14. Установление способности обвиняемых, потерпевших и свидетелей адекватно
воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные
показания в компетенции:

А) судебно-психологической экспертизы; Б) криминальной психологии; В) пенитенциарной психологии.

15. К деятельности спортивного психолога относится:
А) психодиагностика;

Б) психологическая подготовка;

В) ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

16. Психологическая помощь по преодолению недостатков психического развития
называется:

А) психоанализ; Б) психокоррекция; В) психопатология; Г) психодиагностика.

17. Основной функцией психолога в фирме является:
А) активное участие в профориентационной работе;

Б) коррекция неадекватных реакций и форм поведения;

В) исследование личностных качеств работников, которые могут быть предпосылками к

совершению действий в ущерб организации.

18. Знания, выраженные в пословицах и поговорках, в традициях, знаниях, которые
передаются из уст в уста называются:

А) житейской психологией; Б) психологией в искусстве; В) научной психологией; Г) парапсихологией.

19. К деятельности клинического психолога относятся:
А) психотерапия;

Б) диагностика нарушений психических функций;

В) психологическая реабилитация психически больных;

Г) все ответы верны.

20. Психическое развитие продолжается:
А) от рождения до смерти;

Б) от рождения до старости;

В) от появления речи до зрелого возраста;

Г) от рождения до окончания юношеского возраста.

 

 

Вариант 3

1. Профессия «психолог» появилась в:

А) 17 веке; Б) 18 веке; В) 19 веке; Г) 20 веке.

2. К видам психологических знаний относятся знания, полученные из:
А) житейской психологии;

Б) научной психологии;

В) практической психологии;

Г) все ответы верны.

3. К этическим принципам психологов относятся:
А) принцип «здесь и теперь»;

Б) принцип детерминизма;

В) принцип единства сознания и деятельности;

Г) принцип компетентности.

4. Способность к поиску и обобщению новых знаний особенно важны для:
А) психолога-ученого;

Б) психолога-практика;

В) преподавателя психологии.

5. Основными видами деятельности психолога являются:
А) психодиагностика;

Б) психологическое просвещение;

В) коррекционная развивающая деятельность;

Г) психологическое консультирование;

Д) все ответы верны.

6. Психологу торгового предприятия приходится решать следующую проблему:

А) разработка машин, а также автоматических систем управления производственными

процессами;

Б) изучение экономической культуры социальной среды;

В) психологическое обеспечение рекламы.

7. Работа с конкретным запросом, идущим от отдельного клиента, группы или
организации, включает

А) психодиагностическую работу; Б) психопрофилактическую работу; В) психологическое консультирование; Г) все ответы верны.

8. Основной функцией психолога в фирме является:
А) активное участие в профориентационной работе;

Б) коррекция неадекватных реакций и форм поведения;

В) исследование личностных качеств работников, которые могут быть предпосылками к

совершению действий в ущерб организации.

9. Установление способности обвиняемых, потерпевших и свидетелей адекватно
воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные
показания в компетенции:

А) судебно-психологической экспертизы; Б) криминальной психологии; В) пенитенциарной психологии.

10. К деятельности спортивного психолога относится:
А) психодиагностика;

Б) психологическая подготовка;

В) ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

11. В состав психологического сообщества не входят:
А) парапсихологи;

Б) психологи-консультанты; В) психологи-педагоги; Г) психологи-ученые.

12. Психологическая помощь по преодолению недостатков психического развития
называется:

А) психоанализ; Б) психокоррекция; В) психопатология; Г) психодиагностика.

13. Соблюдение принципа неразглашения в работе психолога
А) должно быть абсолютным и неизменным;

Б) может быть в определенной мере ограничено морально-этической позицией самого

психолога;

В) определяется начальством;

Г) определено Гражданским Кодексом РФ.

14. Научная психология не занимается:

А) вопросами одаренности;

Б) очищением кармы;

В) изучением явлений массового сознания;

Г) ничем из перечисленного.

15. Знания, выраженные в пословицах и поговорках, в традициях, знаниях, которые
передаются из уст в уста называются:

А) житейской психологией; Б) психологией в искусстве; В) научной психологией; Г) парапсихологией.

16. Основателем научной психологии считается
А) 3. Фрейд;

Б) Д. Карнеги; В) В. Вундт; Г) Л. С. Выготский; Д) Дж. Уотсон.

17. К деятельности клинического психолога относятся:
А) психотерапия;

Б) диагностика нарушений психических функций;

В) психологическая реабилитация психически больных;

Г) все ответы верны.

18. Психическое развитие продолжается:
А) от рождения до смерти;

Б) от рождения до старости;

В) от появления речи до зрелого возраста;

Г) от рождения до окончания юношеского возраста.

19. В результате обучения в нашем вузе вы получите квалификацию:
А) практического психолога;

Б) психолога, преподавателя психологии; В) клинического психолога; Г) психоаналитика.

20. Профессиональная подготовка психолога не включает изучение
А) математических дисциплин (высшая математика, информатика…);
Б) естественно-научных дисциплин ( физика, химия…);

В) отдельных разделов анатомии и физиологии человека; Г) общепрофессиональных дисциплин.

 

Вариант 4

1. Важнейшим условием эффективной работы профессионального психолога является:

А) богатый жизненный опыт;

Б) умение давать четкие конкретные советы;

В) ориентация на нормы и ценности человека, обратившегося за помощью;

Г) обращение к своему личному опыту или опыту других людей.

 

2. К возможному высказыванию квалифицированного психолога относится:

А) «Я обязательно помогу вам изменить себя»;

Б) «Со мной тоже такое бывало, но потом это пройдет, вот увидите»;

В) «Никогда больше так о себе не думайте»;

Г) «Возможно не поздно начать все сначала»;

Д) «Ваши чувства должны измениться».

 

3. Выделите наиболее значимое качество профессионального психолога:

А) высокий интеллект;

Б) постоянство привычек;

В) эмоциональность;

Г) трудолюбие;

Д) артистичность;

Е) сопереживание;

Ж) красноречие;

З) умение убеждать.

 

4. Определите, какое из высказываний несет психологическую информацию:

А) «У него красивые зеленые глаза»;

Б) «Она каждый раз выглядит по-разному»;

В) «Сегодня он съел на обед две порции салата»;

Г) «Ей очень идет новый замшевый костюм».

 

5. Обозначьте наиболее важную и эффективную роль профессионального психолога:

А) инициатор самоисследования;

Б) терпеливый слушатель;

В) советник;

Г) посредник;

Д) специалист по внушению;

Е) умный аналитик.

 

Вариант 5

1. Среди приведенных высказываний клиента найдите формулировку психологической задачи:

А) «У меня ничего не получается, я чувствую себя не таким, как все люди»;

Б) «Я хочу, чтобы вы помогли мне разобраться в моих чувствах»;

В) «Объясните моей жене ее ошибки в воспитании ребенка»;

Г) «Боюсь, что мой друг не совсем нормальный»;

Д) «Это просто невыносимо, когда дети отказываются уважать старших».

 

2. Важнейшим условием проведения качественной психодиагностики выступает:

А) наличие в арсенале средств психодиагноста универсальных методик;

Б) умение формулировать вопросы;

В) способность осуществлять выбор адекватных цели психодиагностики диагностических средств.

 

3. Эффективность психокоррекции определяется:

А) силой воздействия на клиента;

Б) разнообразием осуществляемых коррекционных мероприятий;

В) степенью соответствия психокоррекции возрастным и индивидуальным особенностям клиента;

Г) продолжительность проводимой работы.

 

4. Определите, какое из представленных высказываний психолога свидетельствует о позиции взаимодействия на равных консультанта и клиента:

А) «Если вы действительно хотите изменить ситуацию, вам следует прислушаться к мнению профессионала»;

Б) «Не нужно падать духом. Пожалуйста, не плачьте… Хорошо, я покажу вам, как можно все исправить»;

В) «Могу предложить вам несколько вариантов, но выбирать будете вы сами».

 

5. Существенным признаком активного слушания является:

А) использование развернутых ответов;

Б) отражательный характер высказываний слушателя;

В) оптимистичный настрой психолога;

Г) конфиденциальность.

Вариант 7

1. Девиз профессионального психолога:

А) «Чужую беду руками разведу» (русская пословица);

Б) «Не будь слишком сладким – как бы тебя не съели; не будь слишком горьким – как бы тебя не выплюнули» (восточная мудрость);

В) «Если ты дашь человеку рыбу, ты накормишь его только один раз. Если ты научишь его ловить рыбу, он всегда сможет себя прокормить» (восточная мудрость);

Г) «Торчащий гвоздь необходимо забить» (японская пословица);

Д) «Сначала учись, потом учи» (восточная мудрость);

Е) все ответы верны;

Ж) все ответы неверны.

 

2. Профессиональное сознание психолога отличается:

А) гуманным отношением к людям;

Б) нравственной ответственностью в принятии профессиональных решений;

В) высокой степенью рефлексивности;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

 

3. Ответственность психолога предполагает:

А) гарантию позитивных изменений человека;

Б) обеспечение личностного благополучия клиента в процессе оказания психологической помощи;

В) обязательную реализацию предложенных рекомендаций;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

 

4. Ведущие качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога:

А) грамотная оценка действий, мыслей и переживаний клиента;

Б) четкие ограничения своей профессиональной деятельности;

В) отгороженность от собственных чувств;

Г) способность к внушению;

Д) все ответы верны;

Е) все ответы неверны.

 

5. Методы профессионально психолога…:

А) универсальны для всех отраслей;

Б) зависят от определенных психологических теорий;

В) должны быть неизменны во времени или под влиянием культуры, в которой применяются;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

 

6. Психологическая информация, полученная в практической психологии, характеризуется:

А) высокой степенью обобщенности;

Б) конкретизацией научных знаний;

В) соответствием установкам значимых людей;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

 

7. Грамотное сообщение психологической информации предполагает:

А) безоценочный характер;

Б) доступность изложения;

В) сочетание прямых и косвенных способов сообщения;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

 

8. Решение психологической задачи предполагает:

А) описание образа мыслей клиента;

Б) готовность к принятию новой психологической информации;

В) фиксацию потребностей клиента;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

 

9. Психологическое консультирование – это…:

А) форма общения клиента и психолога;

Б) своеобразная исповедальная практика;

В) процесс, способствующий личностному росту клиента и психолога;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

 

10. Признаки успешной консультативной беседы:

А) консультант позволяет клиенту самому принимать важные решения;

Б) психолог приводит примеры из своего личного опыта;

В) консультант старается прервать слишком затянувшееся высказывание клиента;

Г) психолог обеспечивает принятие клиентом критериев правильной жизни;

Д) все ответы верны;

Е) все ответы неверны.

 

11. Согласно гуманистическому подходу Карла Роджерса личностный рост клиента возможен при условии:

А) отсутствия отрицательных чувств клиента;

Б) неизменности установок психолога;

В) разработки специальной процедуры корректировки целей клиента;

Г) абсолютного доверия психолога к клиенту;

Д) все ответы верны;

Е) все ответы неверны.

 

12. Школьный психолог…:

А) представляет интересы ребенка в системе образования;

Б) занимается диагностикой и коррекцией неуспеваемости;

В) помогает разрешению внутришкольных конфликтов;

Г) способствует интеллектуальному и личностному росту учащихся;

Д) все ответы верны;

Е) все ответы неверны.

КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

Житейская психология – конкретные знания о людях, полученные, накопленные и используемые человеком в повседневной жизни в ходе исторического развития для оказания воздействия на определенных людей.

Обыденная психология – разновидность житейских знаний; обобщенные знания о людях, полученные в относительно замкнутой группе людей, проверенные на истинность жизнью этой группы, входящие в систему ее ценностей как регулятор внутригрупповых и межгрупповых отношений.

Произведение искусства – источник психологических знаний, отражающий в образной форме типичные особенности внутреннего мира (психологии) человека.

Парапсихология – тип эзотерических знаний, касающихся мира психических явлений, доступный только для особого круга посвященных (избранных).

Научная (академическая) психология – обобщенное, закономерное знание о людях, полученное группой людей – ученых, проверивших это знание на достоверность с помощью специальных методов.

Практическая (прикладная) психология – направление научной психологии, предметом которого является индивидуальность, неповторимость человека в конкретных обстоятельствах его жизни, а целью – оказание психологической помощи конкретному человеку на основе обобщенного научного знания.

Наука– сфера человеческой деятельности, основная функция которой – выработка знаний о мире, их систематизация, построение на их основе образа мира (научная картина мира) и способов взаимодействия с ним (научно обоснованная практика).

Психология – наука о закономерностях функционирования и развития психики как особой формы жизнедеятельности.

Объект науки – та сторона реальности, на изучение которой данная наука направлена.

Предмет науки – то, какими сторонами представлен в науке изучаемый объект; часть объекта, изучаемая конкретной наукой.

Теории– попытки целостного представления относительно закономерностей и существенных свойств определенных областей действительности, возникающие на базе гипотез (предположения относительно этих связей и свойств).

Законы– открытые устойчивые связи между явлениями, формулировка которых позволяет описать, объяснить и предсказать явления объективной действительности.

Методы исследования – обоснованные нормированные способы организации научно-исследовательской деятельности; научно обоснованные специальные способы и приемы получения достоверного знания.

Понятийно-категориальный аппарат – формы выделения, получения, фиксации и передачи научного знания; система терминов, используемых конкретной наукой (язык науки).

Научное исследование – основной механизм развития научного знания.

Структура научного исследования:

● методологическая часть (формулировка и обоснование проблемы, анализ основных понятий, указание цели и задач, определение объекта и предмета исследования, формулировка гипотез);

● методическая часть (определение обследуемой совокупности, подбор методов сбора и

обработки информации);

● эмпирическая часть (собственно проведение исследования, обработка, анализ и интерпретация полученных данных, формулировка выводов, разработка практических рекомендаций на основе полученных результатов).

Проблема– познавательное противоречие, вызванное невозможностью объяснить данные в рамках имеющихся представлений, формулируемое в виде вопроса; состояние «знания о незнании» определенных сторон, количественных и качественных изменений, тенденций развития, причин и других характеристик какого-либо социально-психологического явления или процесса.

Рабочая концепция исследования (РКИ) – основные теоретические положения, понятия, опираясь на которые строится логика и выбирается стратегия эмпирического исследования; логический анализ и структурирование основных понятий, фигурирующих в определении предмета исследования, предполагающий точное, всестороннее объяснение их содержания.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, все то, на что направлен процесс познания исследователя.

Предмет исследования – это наиболее значимые (с практической и теоретической позиций) стороны объекта, которые выпукло отражают противоречия, изучаемые исследователем.

Цель исследования – это желаемый конечный теоретико-познавательный или прикладной результат, на достижение которого направлена исследовательская деятельность.

Задачи исследования – пути (ступени) достижения цели исследования, которые задают логику и последовательность выполнения работы.

Гипотеза – главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике; научное предположение, выдвигаемое в рамках исходной теории для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.

Выборка (выборочная совокупность) – группа испытуемых, представляющих определенную популяцию и отобранных для исследования по ряду критериев, отражающих структуру изучаемого явления; общность людей, выступающих носителями той или иной психологической проблемы.

Метод – основной принцип и способ организации деятельности; обоснованный нормативный способ сбора, обработки и анализа данных.

Методика– форма реализации метода, совокупность приемов, операций, их последовательность и взаимосвязь, а также формализованные правила сбора, обработки и анализа данных; выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры.

Представление данных – оформление данных в письменной и наглядной форме (таблицы, рисунки, графики), способствующее более полному, целостному восприятию результатов исследования.

Обработка данных – приведение первичной информации в соответствующий вид, ее

обобщение для дальнейшего количественного и качественного анализа и интерпретации.

Математическая обработка – оперирование со значениями признака, полученными у

испытуемых в психологическом исследовании, выявление связей и отношений между параметрами.

Анализ и интерпретация данных – научное объяснение полученных результатов исследования в соответствии с теорией, целью, задачами и гипотезами исследования.

Выводы – утверждения, выражающие в краткой форме основные содержательные итоги исследования; отражение в тезисной форме нового знания, полученного исследователем.

Рекомендации – предложения или указания по применению полученных результатов в практической деятельности для решения определенного круга психологических проблем.

Профессия – необходимая для общества и ограниченная (разделение труда) область применения, приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность существования и развития; группа родственных специальностей.

Существуют смежные понятия: «специальность», «квалификация», «должность». Их следует отличать от понятия «профессия»..

Специальность – разновидности областей труда, видов занятий в рамках (пределах) одной профессии.

Квалификация – уровень подготовленности и степень освоения профессиональных знаний, умений и навыков; степень подготовленности к какому-либо виду труда.

Должность – служебное место с определенными обязанностями и кругом действий, возложенных на определенного человека и безусловных для исполнения.

Социальный заказ – осознанная потребность общества в соответствующем виде профессиональной деятельности, а также в специалистах определенного профиля.

Профессия «психолог» появилась в ХХ веке. Процесс формирования профессии психолога имеет свою специфику в разных странах и разных сферах социальной жизни. Академическая психология, связанная с научной и педагогической деятельностью, сформировалась и обрела общественный статус раньше практической психологии.

Работа практического психолога ориентирована на те группы населения, которые не являются психически больными людьми, а относятся к категории психически нормальных, способных потенциально к проявлению ответственности за свою индивидуальность.

Среди обращающихся к психологу как специалисту можно выделить определенные позиции людей: клиент, заказчик, пользователь

Клиент – человек (взрослый или ребенок), который сообщает психологическую информацию, т. е. передает психологу знание о себе или о других людях, предполагая или реально указывая на свою роль в происхождении этого знания и считая себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации.

Заказчик– человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе, своей организации или других людях); человек, сообщающий психологическую информацию, не видя своей роли и не считая себя ответственным за ее происхождение.

Пользователь – человек, которому сообщают содержание психологической информации и ее назначение, а также критерии оценки содержания этой информации с точки зрения заказчика на нее.

Особенности взаимоотношений психолога и заказчика/клиента устанавливаются исходя

из трех возможных позиций психолога-практика: учителя, консультанта, эксперта

Заказчик/клиент – руководитель организации или частное лицо, обратившиеся к психологу за консультацией психологического характера, ознакомленные с принципами и правилами работы психолога и согласные с ними.

Психолог-учитель – позиция по отношению к заказчику/клиенту, предполагающая передачу специальных знаний, необходимых для эффективной организации его деятельности, до начала ее осуществления.

Психолог-консультант – позиция по отношению к заказчику/клиенту, предполагающая предоставление знаний и опыта в необходимых на данный момент объемах и формах в процессе непосредственной деятельности клиента.

Психолог-эксперт – позиция по отношению к заказчику/клиенту, предполагающая проведение психологической экспертизы, т. е. оценки с профессиональной психологической точки зрения, какого-либо решения, события, проекта и пр. после завершения клиентом некоторой работы.

Психологическое просвещение – вид деятельности психолога, основными задачами которого являются распространение психологических знаний и повышение психологической культуры населения, формирование потребности в психологических знаниях и желания использовать их в жизни и практической деятельности.

Психологическая профилактика – работа по предупреждению социальной дезадаптации и отклоняющегося поведения, снижению нервно-психической заболеваемости среди населения.

Психодиагностика– наука и практика, связанная с разработкой разнообразных методов распознавания индивидуально-психологических особенностей человека/группы людей и постановкой с помощью этих методов психологического диагноза; деятельность психолога, направленная на количественную (измерение) и качественную (анализ) оценку психических функций и психологических особенностей человека.

Психологическое консультирование – вид деятельности практического психолога, целью которой является обеспечение человека необходимой психологической информацией и создание условий – в результате общения с психологом – для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах жизни; беседа, построенная определенным образом, в процессе которой оказывается психологическая помощь клиенту.

Коррекционная работа – целенаправленное, длительное, глубокое воздействие психолога на определенные психические функции, качества или формы поведения личности, направленное на преодоление отклонения, приведение показателей в соответствие с возрастной или иной нормой.

Развивающая работа – вид деятельности практического психолога, направленной на дальнейшее развитие качеств, способностей, умений человека.

Психологическая реабилитация – проведение комплекса мероприятий, направленных на восстановление здоровья, трудоспособности, личного и социального статуса, социальных связей личности с ограниченными физическими и психическими возможностями, возникшими в результате заболевания или травмы.

Этика – совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной группы.

Профессиональная этика психолога – реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью.

Принцип ненанесения ущерба: процесс и результат деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека; ответственность за результаты и последствия их внедрения в жизнедеятельность клиентом.

Принцип профессиональной компетентности: осознание психологом пределов своей компетентности, решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, владеет практическими методами работы, наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или иных воздействий.

Принцип объективности: недопущение предвзятого отношения к клиенту (испытуемому) и осуществления действий психологического характера (выбора методов работы, обработки и интерпретации результатов, формулирования выводов), противоречащих научным данным.

Принцип уважения клиента: проявление честности в общении с клиентом, формирование и поддержание у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом, построение взаимоотношений «на равных», избегание оценочных высказываний и прямых советов клиенту.

Принцип конфиденциальности: неразглашение вне согласованных условий информации, полученной психологом в процессе работы с клиентом на основе доверительных отношений, чтобы не скомпрометировать клиента, заказчика, психолога и психологическую науку в целом.