Ощущение и восприятие. Проблема личности в психологии. Задатки и способности

Классификация и виды ощущений и восприятий

Ощущение — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. В психологии ощущения считаются первой стадией ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается с воздействия внешней (окружающей) среды на рецепторы сенсорного органа (то есть органа ощущения) и затем ведёт к перцепции, или восприятию (распознаванию).

Классификация ощущений:

по расположению рецепторов:

экстероцептивные — Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу зкстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

интероцептивные — сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводит до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Оно ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.

проприоцептивные — обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и имеют формы особых нервных телец (тельца Паччини).

Возбуждения, возникающие в этих тельцах, отражают ощущения, происходящие при растяжении мышц и изменении положения суставов. В современной физиологии и психофизиологии роль проприорицепции как афферентной основы движений у животных была подробно изучена А. А. Орбели, П. К. Анохиным, а у человека — Н. А. Бернштейном. Описываемая группа ощущений включает специфический вид чувствительности, называемый ощущением равновесия, или статическим ощущением. Их периферические рецепторы расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

по ведущему анализатору:

сенсорные ощущения — это способность воспринимать следующие типы стимулов: атмосферное давление, химическое вещество, влажность, механическое напряжение, повреждение тканей, осматрическое давление, положение тела, температура, электромагнитное излучение и т.д.

11 стр., 5233 слов

Решение практических психологических задач Ощущение

№ 1 Каков физиологический механизм описанного ниже явления? Как это явление называется? У испытуемых, которым было дано задание смотреть на белый экран, установленный в темной комнате, измерялся порог ночного зрения. Во время опыта экспериментатор давал инструкцию: «Внимание! Смотрите с максимальным напряжением!». Оказалось, что после такой инструкции чувствительность ночного зрения повышалась. № ...

по взаимодействию рецепторов с раздражителями:

контактные — воспринимает такие стимулы как вкус, тактильные ощущения, боль, вибрационные ощущения и т.д.

дистанционные — включает в себя зрение, слух и обоняние.

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы в форме целостных образов.

Мы воспринимаем игровые действия футболистов, которые в борьбе за мяч осуществляют задуманную ими тактическую комбинацию. Альпинист воспринимает предметы и пространственные отношения между ними, когда смотрит на открывшуюся его взору горную долину, видит находящиеся вблизи деревья и скалы, текущую несколько дальше горную речку и далекие остроконечные пики гор на горизонте. Студент воспринимает речь преподавателя, читающего лекцию. Спортсмен воспринимает свои движения, когда совершает прыжок в высоту, отбивает мяч или напрягает свои силы, чтобы первым прийти к финишу.

Эти примеры показывают, что в процессе восприятия мы получаем образы воспринимаемых вещей и явлений окружающего мира. Образы восприятия отличаются следующими особенностями:

объективация, вынесение образа вовне. Воспринимая какой-нибудь предмет (дерево, книгу и т. д.), мы осознаем его не как наше субъективное психическое переживание, а как объективный, вне нас существующий предмет.

целостность. Восприятие всегда имеет целостный характер: в получаемых в процессе восприятия конкретных образах предметов внешние явления отражаются в их целостности, в органической совокупности их свойств и качеств.

Образ восприятия не механическая сумма частей или элементов, из которых состоит воспринимаемый предмет, а образ самого объекта во всей его целостности. С самого начала, с первого момента восприятия мы имеем дело сразу же, мгновенно с образом целостной вещи, а не создаем его путем суммирования элементов. Наоборот, расчленение образа на элементы — вторичный процесс, дополняющий целостное восприятие и идущий вслед за ним. Сперва мы видим дом, а затем уже различаем этажи и другие части строения. Сперва мы слышим мелодию во всей ее целостности, а затем уже выделяем составляющие ее аккорды и музыкальные тоны.

6 стр., 2617 слов

Восприятие личности, сущность и значение

... . Сложный и активный характер воспринимающей деятельности человека определяет ряд особенностей его, в одинаковой степени относящихся ко всем его формам. Итак, восприятие - это наглядно-образное ... , формирование рабочих групп и т.п. 1. Восприятие личности .1 Механизмы взаимопонимания в процессе общения Восприятие человека человеком - понятие, использующееся в социальной психологии для обозначения ...

Основу классификации восприятий, как впрочем, и ощущений, составляют различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии основную роль, можно выделить зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Классификация восприятия:

в зависимости от сложности, развернутости, персептивной деятельности:

стимульные (одноактные);

сукцессивные (поэтапные, последовательные).

по форме существования отражаемой в восприятии материи:

пространственное;

временное;

восприятие движения;

по степени направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте:

непроизвольное;

произвольное;

Психологическая структура личности современного специалиста

Проблема личности в психологии — проблема необъятная, охватывающая огромное поле исследований. Отчасти в силу растяжимости понятия «личность», отчасти из-за того, что такие слова как «личность», «характер», «темперамент», «способности», «потребности», «смысл» и многие другие входят не только в систему научных понятий психологии личности, но и в наш повседневный язык, вокруг проблемы личности ведется очень много споров и дискуссий: ведь почти каждый в какой-то степени считает себя специалистом по проблеме личности.

Итак, личность — это понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность. В свою очередь индивидуальность есть своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей. А индивид — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

Рассмотрим структуру личности современного специалиста. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

4 стр., 1689 слов

Деятельность и личность

Деятельность и личность База ЗНАНИЙ Личность, деятельность, активность, поведение, поступок, феномен, интериоризация, экстериоризации, основные виды деятельности: игра, учеба, работа, общение; типы деятельности, репродуктивная деятельность, продуктивная (по алгоритму) деятельность, творческая деятельность, действие, организацийнопсихологична структура деятельности: субъект, цель, мотив, процесс, ...

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация — это соответственно переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки — убеждения и отношения людей.

Согласно концепции И.Я. Лернера, структура содержания образования представляет собой аналог социального опыта и помимо знаний и навыков включает в себя опыт творческой деятельности и опыт эмоциональной жизни, причем дидактика категориально вычленяет специфический элемент содержания образования — «социальный опыт». Человек, подготовленный обществом к реализации функциональной цели, становится его дочерней системой — личностью, для формирования которой в человека необходимо «заложить» перспективные программы развития всех параметров главной цели личности и одновременно перспективные программы развития природы и общества. Иначе говоря, образование является главным социогенетическим механизмом. «Усиление социогенетической функции образования как главного механизма воспроизводства общественного интеллекта сопровождается становлением новой образовательно-педагогической формации образовательного общества».

Можно выделить следующие основные признаки современного работника, имеющие важное значение для организации:

готовность развивать сотрудничество;

умение убедительно представлять свои идеи в устной и письменной формах, эффективно работать в команде, сочетать самостоятельность с готовностью помогать лидеру в достижении организационных целей;

проявление инициативности, технической компетентности;

предприимчивость, активность, другие интеллектуальные способности.

Среди требований, предъявляемых современным производством к специалистам, на первый план можно поставить фундаментализацию их знаний, которая позволит эффективно решать задачи развития стратегических направлений НТП. К сожалению, господствовавшие в прошлом технократическое и узкопрофильное массовое «образование ради документа об образовании» и приоритет показателей привели к насыщению народного хозяйства специалистами, не подготовленными к практической реализации достижений НТП и ориентированными на решение в основном сиюминутных задач. В результате этой и ряда других причин разрыв в техническом развитии экономики Беларуси и промышленно развитых стран из года в год увеличивался. Поэтому проблема фундаментализации знаний специалистов стоит для России особенно остро.

2 стр., 678 слов

Обращение миссионерского отдела Челябинской епархии о деятельности оккультных организаций в сфере образования

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 454084, г. Челябинск, ул. Кыштымская, 34 тел.: (351) 727-10-50 | e-mail: eparhia74@mail.ru № 62 «12» декабря 2016 г. Пресс-РЕЛИЗ Миссионерский отдел Челябинской епархии обратил внимание на опасную тенденцию в сфере образования     Миссионерский отдел нашей епархии откликнулся на проникновение магических и оккультных практик в систему ...

Следующим важнейшим требованием, предъявляемым к кадрам специалистов, является постоянная готовность к самообучению и пополнению знаний, поскольку в условиях внедрения прогрессивных технологий полученные ранее знания быстро устаревают, снижая уровень профессиональной компетентности работника. Специалист современного производства должен обладать способностью к инновациям, которая включает техническое творчество, поиск оригинальных решений, умение определять время и условия замены техники и технологии на более совершенные.

Для реализации технологических нововведений также требуются специалисты широкого профиля, способные одновременно выполнять функции конструктора, технолога, организатора производства, экономиста, владеющего знанием научной организации труда, основами планирования и экономики производства, принципами управления предприятием. Например, инженеру, входящему в группы создателей или эксплуатационников новой техники, недостаточно быть просто инженером-механиком, инженером-технологом, инженером-электронщиком или еще более узким специалистом, например, инженером-настройщиком, инженером-метрологом. Он должен знать несколько смежных дисциплин и быть гибким в своих подходах к решению производственных задач.

Задатки и способности. Профессиональные способности. Формирование способностей в трудовой деятельности

Человек не рождается на свет, имея уже какие-нибудь определенные способности. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы, мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками.

2 стр., 755 слов

112.Гетерохронность развития человека в биологическом

Гетерохронность развития человека в биологическом, психологическом и социальном планах. Человек биологически, психологически и социально развивается крайне неравномерно (или гетерохронно). Это характерная закономерность растущего организма. Так, в физиологическом развитии, если одна система организма, которая, например, является предпосылкой для воспитания быстроты движений, развивается раньше, ...

Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора — для изобразительных способностей).

Но задатки — только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.

Не следует думать, что каждой способности соответствует особый задаток. Всякий задаток многозначен, на его основе могут выработаться разные способности в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.

Способности — свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).

Профессиональные способности — это совокупность (структура) достаточно стойких, хотя, конечно, и изменяющихся под влиянием воспитания, индивидуально-психологических качеств личности человека, которая на основе компенсации одних свойств личности другими определяет успешность обучения определенной трудовой деятельности, выполнения ее и совершествования в ней.

Теплов Б.М.: 3 основных признака способностей:

индивидуально-психологические особенности;

определяющие успешность выполнения деятельности;

несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Маничев С.А. определил иные признаки способностей:

склонность к какой-либо деятельности, мотивация;

темп обучения каким-либо ЗУН;

наличие границ способности;

нестандартность результатов;

мера общественного признания;

помехоустойчивость;

уровень обобщенности, перенос.

Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) плюс закрепление.

Эмпирические признаки способностей:

уровень продуктивной деятельности;

скорость научения;

индивидуальный характер выполнения действий (оригинальность);

2 стр., 597 слов

Воля — способность человека к саморегуляции, заключающаяся в умении выбирать значимые цели и направлять физические и психические усилия на их достижения.

Произвольная деятельность человека. Воля. Человек способен к саморегуляции и контролем над своим поведением. Эмоциональная и волевая сферы обычно противопоставляются друг другу. Волевое поведение и волевое мышление всегда сознательно. Осознанная рефлексия над своим мышлением. Чем старше человек, тем сильней волевой контроль. Дети вплоть до юношеского возраста подвластны эмоциям. Психически ...

раннее проявление высоких результатов (не всегда);

помехоустойчивость, склонность к деятельности.

Рубинштейн С.Л. утверждает: способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня. Способности человека — внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.

Виды способностей: общие — связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности (креативность, например); специальные — связаны с условиями отдельной деятельности.

Факторы, влияющие на развитие способностей:

исходная предпосылка — врожденные задатки;

время выявления;

развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес;

всестороннее развитие интересов и способностей;

соперничество и сотрудничество.

Условия развития профессиональных способностей:

необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций;

наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.);

в каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:

простая деятельность — снижение интересов;

очень сложная деятельность — снижение темпа, мотивации.

Список используемых источников

ощущение восприятие личность способность задаток

Зеер Э.Ф. Психология личностно — ориентированного профессионального образования. — Екатеринбург, 2000.

Идеи И.Д Кондратьева и динамика общества на рубеже третьего тысячелетия — М., 1995.

Лернер И.Я. Дидактическая модель учебного процесса //Учительская газета. — 1996.- №24.

Мехонцева Д.М. Самоуправление и управление: Вопросы общей теории систем. -Красноярск, 1991.

Селезнева Н.А. Общая структура требований к современному человеку с высшим образованием как структура качества его образования и развития и основа предметной области оценки качества //Квалиметрия человека и образования: методология и практика. — М., 1994.

Размещено на