Метод наблюдения. Субьективность данных наблюдения, Наблюдение и цели исследования, Схема наблюдения.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики, психологии и социальных технологий

Контрольная работа: Метод наблюдения

Выполнила: студентка группы

ЗСБ 030300-31 К

Сарапульцева К.В

Проверил: Сидоров К.Р

Ижевск 2014

Содержание

Введение

Общее представление о методе наблюдения

Субьективность данных наблюдения

Наблюдение и цели исследования

Схема наблюдения

Список использованой литературы

Введение

Метод наблюдения-Это старейший метод психологической диагностики. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым везде, где не разработаны или не известны стандартизированные процедуры. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия со стороны наблюдаемых и кооперирования с ними.

Наблюдение — это метод, которым пользуются все люди. Однако научное наблюдение и наблюдение, которым пользуется большинство людей в повседневной жизни, имеют ряд существенных различий. Научное наблюдение характеризуется систематичностью и проводится на основе определенного плана с целью получения объективной картины. Следовательно, научное наблюдение требует специальной подготовки, в ходе которой приобретаются специальные знания и содействующие объективности психологической интерпретации качества.[4]

Многие исследователи выделяют наблюдение как метод общепсихологического (а шире общенаучного) значения наблюдение в отличие от других методов этой категории(беседы, опроста и т.д) не только возможно в любых исследованиях и обстоятельствах, но и неизбежно. Даже если в качестве основного применяется какой-либо другой эмпирический метод, наблюдение обязательно его сопровождает, входит неотъемлемой частью в его процедуру. Пожалуй, только изучение документов может обходиться без непосредственного наблюдения за обьектом исследования. Хотя косвенно исследователь т здесь использует данные наблюдения- только других людей, в том числе за самими собой(в дневниках, переписке, автобиографиях и т.п) Таким образом , в основе «всеобщности» наблюдения лежит неотьемлемость восприятия при использовании любых исследовательских приемов

1

Общее представление о методе наблюдения

Самое краткое определение наблюдения: организованное восприятие. Встречается и другое,не менее краткое, определение: «спланированное восприятие» .

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со ... педагогической психологии — основной, наиболее распространенный эмпирический метод изучения человека — наблюдение. Под наблюдением понимается целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое ...

Более развернуто: наблюдение – это целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие психическихявлений с целью их изучения в определенных условиях.

Из последнего определения следуют главные требования, предъявляемые научному психологическому наблюдению. Это: наличие цели, организованность процесса наблюдения и регистрация получаемых данных.

К этому нужно добавить требования полноты и адекватности фиксируемого материала изучаемым явлениям.

Наличие осознанной цели создает соответствующую установку на объект и предмет наблюдения. Наблюдатель уже знает, что он должен заметить в той или иной ситуации. Именно на этих фактах и явлениях он сосредоточивает свое внимание, подмечая их даже в тех случаях,когда они не явны, малозаметны, замаскированы другими событиями. Целенаправленность наблюдения обусловливает его избирательный характер, выделяя главное, существенное для исследователя в складывающихся ситуациях.

В этой процедуре в первую очередь предусмотрен порядок, последовательность действий. Но этот порядок может изменяться в зависимости от складывающихся обстоятельств, поскольку определена иерархия значимости возможных событий. Организация наблюдения сводит к минимуму вероятность пропуска существенного (особенно при неожиданных поворотах событий) и повышает вероятность обнаружения малозаметных фактов. Как научный метод наблюдение, естественно, включает в себя и момент фиксации данных.

Не имея четко зарегистрированных данных наблюдения, невозможно в дальнейшем получить никаких научных результатов и продвинуться в познании. Фиксации подлежат не только факты наблюдаемой психической деятельности объекта изучения, но и объективные и субъективные условия, сопутствующие обстоятельства и феномены и даже возникающие по ходу

2

наблюдения соображения и гипотезы исследователя. Наблюдения, в котором

ведутся соответствующие записи, собираются протоколы разовых наблюдений, выполненные рисунки, фотографии и прочий иллюстративный материал.

Но специфика наблюдения состоит в том, что оно в психологии имеет двеформы: внутреннее и внешнее наблюдение. Первое именуется обычно самонаблюдением,а второе – объективным наблюдением. При самонаблюдении объектом изучения является сам наблюдатель, при объективном наблюдении – другие люди или животные. Отсюда появляется испецифика в предмете наблюдения. Самонаблюдение предполагает непосредственное созерцание психических явлений, представленных в собственном субъективном пространстве наблюдателя…

6 стр., 2544 слов

Презентация на тему: Экологическая психология 3

Экологическая психология Елена Алексеевна Стерлигова Введение в экологическую психологию 1.Становление и развитие экологической психологии 2.Объект и предмет экологической психологии 3.Темы экопсихологических исследований Становления и развития экологической психологии Задание 1. Составьте и заполните таблицу «Становление и развитие экологической психологии» по следующим разделам: •Год или ...

11

наблюдения. Если это не всегда возможно, то следует хотя бы зафиксировать существенные моменты, а подробности — сразу же после окончания наблюдений.

При исследующем наблюдении способ записи существенно отличается от рассмотренного выше. Если в поисковом наблюдении список признаков, единиц поведения открыт и туда могут добавляться все новые и новые признаки, то в исследующем наблюдении часто уже заранее перечислены категории, в которых будет осуществляться запись единиц наблюдения. Добавлять в эту систему что-то новое нельзя.

В этом случае наиболее распространенными способами записи на-блюдения является запись в символах (пиктограммы, ) и стандартный протокол, который имеет вид таблицы. Здесь уже не предусматривается содержательного описания единиц поведения, а сразу эти единицы подводятся под ту или иную категорию и фиксируются в протоколе наблюдения.

При наблюдении можно пользоваться как качественным описанием событий, так и количественным. Анализ результатов также может быть качественным и количественным. Для того чтобы в какой-то мере уменьшить субъективизм наблюдателя при описании и обработке результатов, широко используется психологическое шкалирование. Обычно используются 3-10-балльные шкалы. Такие шкалы называются числовыми.

Примеры.

1. Активность 0 12 34 5.

2. Какой интерес проявляет ребенок во время занятий?

• совсем не проявляет (1 балл);• едва проявляет (2 балла);

• проявляет какой-то интерес (3 балла);• проявляет> интерес (4 балла);

• проявляет щучий интерес (5 баллов).

Другой вариант представляют шкалы прилагательных, которые вы-ражают либо интенсивность, либо частоту исследуемого признака, например:

5 стр., 2121 слов

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Е.Ф. Рыбалко АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ Все усиливающийся интерес к онтогенетическим проблемам обусловлен тем, что практически значимыми становятся такие задачи, как научное обоснование профотбора и профессиональной ориентации и переориентации на разных возрастных ступенях, включая пожилой возраст, обучение не только детей, но и взрослых, переобучение и улучшение профессиональной ...

¦ общительный: вполне — средне — умеренно — вовсе нет;

¦ пунктуальный: всегда — обыкновенно — средне — иногда — ни-когда.

Применяется и графическая форма шкалы, при которой оценка выражается величиной части отрезка прямой, крайние точки которого отмечают нижний и верхний баллы.

Как видно, метод наблюдения не так примитивен, как кажется на первый взгляд, и, несомненно, может с успехом быть применен в ряде социально-психологических исследований.[1]

12

Список использованой литературы:

1. Акимова М.К, Гуревич К.М, Психологическая диагностика 3-е издание. Спб: Питер, 2008

2. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005.

3. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002

4. Маклаков А.Г. Общая психология. 2001 г

5 . Никандров В.В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2003

6. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. — М.: Наука, 2006