Контрольная СПЭ 2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «АмГПГУ»)

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Мучичко Анжелики Богдановны

Специальность: 44.03.03 «Специальная психология»

Контрольная работа № 2 по судебно-психологической экспертизе

1. Раскройте сущность основных методологических принципов судебно-психологической экспертизы.

Методологическими принципами выступают:

  • Системный подход;

Термин «системный подход» охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов.

Общими задачами системных исследований являются анализ и синтез систем.

  1. В процессе анализа система выделяется из среды, определяются ее состав,

структуры, функции, интегральные характеристики, а также системообразующие факторы и взаимосвязи со средой.

  1. В процессе синтеза создается модель реальной системы, повышается

уровень абстрактного описания системы, определяется полнота ее состава и структур, базисы описания, закономерности динамики и поведения. Системный подход применяется к множествам объектов, отдельным объектам и их компонентам, а также к свойствам или интегральным характеристикам объектов.

Типы системного подхода:

1. Комплесный (изучается только состав системы, нет отношений между элементами, элементами и целым);

2. Структурный (состав, отношения между элементами, нет отношения элементов и целого);

3. Целостный (рассматриваются все отношения).

Системный подход — применение системных методов для решения задач систематики, планирования и организации комплексного и систематического эксперимента.

4 стр., 1720 слов

Системный подход в исследованиях личности

... системы отношений, как, например, «привлекательный», «милый», «авторитетный», «властный» и т.д. Следовательно, системный подход несет с собой специфический способ определения свойств личности. Взаимодействуя с элементами разных систем, ... смысле этого слова. Значит, внешняя система человека является системой межличностных отношений. Таким образом, системный подход к изучению личности можно определить ...

Примеры применения системного подхода в психологии: выделение низших и высших психических функций, поведенческого и гностического компонентов интеллекта, различных сторон личности, тенденций и потенций, рассмотрение психики как подсистемы «человек-среда».

  • Уровневый анализ поведения и деятельности;

Конечная цель судебно-психологического исследования — анализ регуляции поведения и деятельности подэкспертного лица (обвиняемого, свидетеля, потерпевшего) -требует системного рассмотрения иерархической структуры регуляции поведения и деятельности. В современной психологии существует множество подходов к изучению мотивации поведения, но в качестве наиболее обобщенной схемы можно взять схему поведения, разработанную в рамках криминальной психологии и отражающую наиболее значимые звенья генеза поведения.

  1. Первым этапом и одновременно высшим звеном мотивации поведения является формирование личности с определенной социальной ориентацией;
  2. формирование у человека конкретной мотивации;
  3. планирование и принятие решения;
  4. процесс реализации принятого решения, выбор способа достижения цели.
  • Принцип единства сознания и деятельности;

Введение этого принципа ставило теоретические и методологические задачи раскрытия состава и структуры деятельности. Необходимо было преодолеть идущую от психологии сознания точку зрения, что психика — это внутреннее, а деятельность — внешнее. В действительности психика, сознание не является чем-то внутренним. Точно так же деятельность никоим образом не сводится только к внешнему: она имеет внешнюю сторону, но эта сторона не характеризует деятельность однозначно. Единство сознания и деятельности выражается в том, что сознание и все психические свойства индивида в деятельности не только проявляются, но и формируются: психические свойства личности — и предпосылка и результат ее поведения.

Важно учитывать, что если способность к адекватному осознанию себя и окружающего в интересующей следствие или суд ситуации нарушена, то нарушена бывает и произвольная регуляция своих действий, поскольку действие всегда реализует цель — а цель является осознанным образом предвосхищаемого результата действия.

  • Принцип развития.

Психологу, чтобы полноценно ответить на вопросы судебно-следственных органов, необходимо изучать не только актуальную психическую деятельность человека в юридически значимой ситуации, но и проанализировать становление психических особенностей человека в его динамике.

Изучение психики подэкспертного лица в его динамике позволяет понять становление его ценностных ориентации, мотивационного строения личности, его характера и темперамента, дает возможность выявить уровень развития и особенности отдельных психических процессов — смыслового восприятия, памяти, внимания, мышления и т.п.

5 стр., 2254 слов

Методы стимулирования и мотивации деятельности поведения учащихся

... развития, хороших начал в их поведении, в учебной деятельности. В учебном процессе — ... Методы формирования познавательного интереса: Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, ... в человеческих отношениях, уважение к личности и её достоинству. С содержательной ... т.д. Для неверующих людей, секулярного сознания за общечеловеческими ценностями стоит многовековой ...

2. В чём заключается сущность системно-структурного подхода в судебно-психологической экспертизе?

Системно-структурный подход раскрывается посредством ряда методологических принципов.

Системный подход;

Уровневый анализ поведения и деятельности;

Принцип единства сознания и деятельности;

Принцип развития.

Наиболее общим принципом психодиагностического исследования судебного эксперта-психолога является системно структурно-динамический подход. Они учитывают единство сознания и деятельности, а также тесное взаимодействие личностных и ситуационных факторов.

3. От каких факторов зависит выбор конкретных методов судебно-психологической экспертного исследования?

Каждая судебно-психологическая экспертиза — это монографическое исследование конкретной личности, психологических механизмов поведения человека в строго определенных условиях. Поэтому выбор экспертом-психологом методов исследования определяется прежде всего общими задачами, поставленными перед ним представителями правоохранительных органов и сформулированными в постановлении или определении о проведении судебно-психологической экспертизы. (Если, например, исследуется вопрос о наличии или отсутствии у обвиняемого в момент совершения преступления состояния физиологического аффекта, эксперту в первую очередь необходимо обратиться к изучению материалов уголовного дела, сбору и анализу биографических сведений о подэкспертном, провести с ним беседу. В случаях определения состояния психического развития несовершеннолетних обвиняемых, кроме уже названных методов, важное место в исследовании должны занять методы лабораторных экспериментов.)

4. Как влияют половозрастные факторы на выбор методов судебно-психологического исследования?

Психодиагностические методы, как правило, валидизируются на определенных возрастных группах и с учетом половой дифференциации. Валидные и надежные методики обычно имеют различные нормативы обработки и интерпретации данных для определенных возрастных интервалов, содержат мужские и женские варианты. Некоторые методы можно применять только для определенного возрастного контингента испытуемых. Другие, такие как тест Векслера, тест Розенцвейга, опросник Кеттелла и др., имеют варианты для каждого определенного возраста. Только точное знание половозрастной адресации психодиагностического метода позволяет избежать ошибки при комплектовании набора методик в отношении конкретного подэкспертного.