Вариант 2
«Развитие воображения у детей дошкольного возраста»
1. Раскройте основные понятия по теме «Воображение»»
— дайте определение воображение,
— раскройте значение воображение;
— раскройте виды воображения;
— раскройте пути создания творческого воображения.
2. Развитие воображения у дошкольников.
а/ развитие видов воображения у детей дошкольного возраста;
б/ особенности воображения у детей 4-4 лет;
в/ особенности воображения старшего дошкольника.
3. Использование различных видов деятельности дошкольника для развития воображения: изобразительной деятельности, конструирования, чтения художественных произведений, творческое рассказывание.
4. . Характеристика развитиявоображения у детей конкретной возрастной группы. Для определения особенностей воображения у детей конкретной возрастной группы рекомендуется провести эксперименты с детьми дошкольного возраста (не менее 5).
Методика 1. Изучение творческого воображения.
Прочитать рассказ «Что случилось с Костей».
Бабушка Кости жила в деревне в маленьком городе. Домик стоял у опушки леса. Костя с мамой , братом Володей и собачкой Шариком приехали к бабушке в гости. Володя и Костя подружились с ребятами. Уговорились они пойти в лес за грибами. Вот пошли ребятишки в лес, и Шарик тоже с ними увязался. Хорошо было в лесу! Стали ребята собирать грибы. Нашел Костя сыроежку, масленок. Отошел немного — видит белый гриб стоит, а за эти грибом еще гриб. От грибочка к грибочку ушел Костя далеко от детей. Оглянулся, а никого с ним нет. Стал кричать: «Ребята, ребята!», — а никто не отзывается. И вдруг стало в лесу темно. Это туча большая нашла. Засверкала молния, загремел гром, пошел дождь. Испугался Костя, но не заплакал. Все ходил и ребят звал. Вот прошел дождик, настал вечер, совсем стемнело. И увидел Кости впереди себя огонек…»
Предложить ребенку продолжить данный рассказ и записать ответы. Сравнить рассказы разных детей.
Методика 2.
Дать ребенку для рассматривания несколько незаконченных изображений (например: квадрат, круг, палка).
Предложить определить, что они напоминают и попросить дорисовать так, чтобы получился законченный и понятный рисунок. Рисунки детей приложить к контрольной работе, ответы записать.
Особенности звукопроизношения у детей с задержкой психического развития
... психического статуса, не сопровождающегося грубым нарушением интеллекта. С возникновением генетической концепции психического развития ребенка психика стала рассматриваться как реконструируемая иерархическая структура, интегрирующая возникающие функции в новые ...
Анализируя полученные данные, необходимо отметить полноту образов воображения, степень проявления самостоятельности в деятельности ребенка, умении придумывать оригинальные ответы к рассказу и оформлении рисунка, определить вид воображения.
Список используемой литературы
1. Волков, Б. С.,Возрастная психология. В 2-х ч. Ч. 1: От рождения до поступления в школу [Текст]: учеб. пос. для студ.высш.пед.учеб.заведений: реком-но УМО по специальностям пед.образования /Б. С. Волков, Н. В. Волкова; под ред. Б. С. Волкова -М.: ВЛАДОС, 2008. — 466 с.
2. Маклаков, А. Г.,Общая психология [Текст]: учебное пособие для студ.вузов: реком-но УМС /А. Г. Маклаков — СПб.: Питер, 2008.-583 с.
3. Дубровина, И.В., Психология [Текст]: учебник для студ.образ.учреждений средн. проф. образования: Допущено Мин. образования РФ /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной,9-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2011. — 464 с.
4. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника [Текст] /О.М.Дьченко.- М.: Знание, 1986. – 96 с.
5. Дьяченко, О.М.Психологические особенности развития дошкольников [Текст] /О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева — М.: Эксмо, 2009.-176 с.
6. Кравцова, Е. Развитие воображения [Текст] /Е.Кравцова // Дошкольное воспитание. — 1989. — №12. — С.37-41.
7. Общая психология [Текст]: учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений: рек-но МО РФ /под общ. ред. Е.Н. Рогова: 4-е изд., испр. и доп..- М.: МарТ, 2008.-560 с.
8. Пороцкая, Е.Ребенок: слово и его роль в развитии воображения [Текст] /Е.Пороцкая //Дошкольное воспитание — 1989. — №12. — С.70-72.
9. Психология детства [Текст] /под ред. Реана А.А. – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. — С.92-110, 179-198.
10. Развивающие игры с дидактическим материалом для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] /под. ред. Л. М. Шипицыной — СПб.: Речь, 2004. — 105 с.
11. Светлова, И. Е.,Развиваем воображение и фантазию: программа интеллектуальных занятий с ребенком от трех лет [Текст] /И. Светлова — М.: ЭКСМО — Пресс, 2002. — 104 с.
12. Смирнова, Е.О., Детская психология [Текст]: учебник для студ. пед. вузов /Е.О. Смирнова -М.: ВЛАДОС, 2003.-368 с.
13. Стрелкова, Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок [Текст] /Л.Стрелкова // Обруч. — 1996.-№4. – С.24-27
14. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей [Текст] /Л.Ю.Субботина.- Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
15. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников [Текст] /Л.Ф.Тихомирова. — Ярославль: Академия развития, 2002. – 240 с.
16. Урунтаева, Г.А.Психология дошкольного возраста [Текст]: учебник для студентов учреждений высш. проф.образования /Г.А. Урунтаева. — М.: Академия, 2011. — 272 с.
17. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст]: учеб.пос. для студ.высш. учеб.заведений /Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин, 4-е изд., стереотип..- М.: Академия, 2006. — 484 с.
Доклад по психологии. Воображение
... в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Специализация различных видов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько ... память, мышление, восприятие, внимание. А ведь именно они определяют успешность учебы ребенка. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные ...
18. Юрченко, Е.М.,Я иду играть…: развивающие игры и упражнения для детей двух лет [Текст] /Е.М. Юрченко — Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2007. — 144 с.
Интернет-ресурсы
http://www.twirpx.com/ – сайт виртуальной библиотеки книг, рефератов, авторефератов, курсовых, дипломных работ по психологии.
http://www.ht.ru – сайт лаборатории «Гуманитарных технологий», на данном сайте даны инструментальные диагностики, применяемые в психологии.
http:// www.psytest.ru – сайт психологического центра «ПСИХхрон», содержащий различные платные психологические методики.
http://koob.ru – сайт электронной библиотеки. Книги по всем отраслям психологии.
http://elibrary.ru – сайт научной электронной библиотеки, электронный каталог книг, статей журналов.