Контрольная работа по курсу «психология социального взаимодействия»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра гуманитарных и социальных наук

Дерябин Ю.И., Дерябина В.А.

.

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Методические рекомендации к самостоятельной работе

для студентов заочной формы обучения

Тюмень, 2011

ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ И ОФОРМЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, прочитайте внимательно требования к ее выполнению.

1) Вариант своей контрольной работы выбирается свободно.

2) Каждый вариант содержит 3 задания.

3) Работа должна быть аккуратно оформлена, выполнена на листах формата А 4, напечатана на компьютере или написана от руки разборчивым почерком.

4) Титульный лист выполняется в соответствии с предлагаемым образцом. ПРИЛОЖЕНИЕ А.

5) В конце работы указывается использованная литература, ставится подпись студента и дата выполнения контрольной работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ а.

оБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО листа

——————————————————————————————————————

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра гуманитарных и социальных наук

.

ВАРИАНТ № 1

Выполнил:

Лапаев В.П

ЭУП 09 – 01

№ зач. книжки

Проверил:

Дерябин Ю.И.

Тюмень, 2011

Вариант 1

Задание 1. (Работа с учебником).

При выполнении задания необходимо, используя материалы лекций и дополнительную учебную литературу, раскрыть следующие вопросы темы: «Основные свойства психики человека».

  1. Понятие психики. Психологические факты и их особенности. Чем психологические факты отличаются от объективных?
  2. Свойства психики человека. В чем заключается образный характер психики?
  3. Классы психических явлений. По каким критериям можно классифицировать психические явления?

Задание 2. (Работа с понятиями).

Раскройте содержание предлагаемых понятий, покажите к какой теме курса они относятся и исключите лишнее из логического ряда. Докажите своё мнение.

Апперцепция. Восприятие. Интроспекция. Рефлексия. Психика.

Задание 3. (Практического характера).

Психологические задачи, упражнения, творческие задания, проблемные ситуации.

Необходимо ответить письменно на предлагаемые вопросы, опираясь на литературу. (Ссылки на литературу обязательно).

Тема. Личность руководителя.

  1. С чего начинается личность?
  2. Любой ли человек представляет собой личность?
  3. Какова роль личности руководителя в управленческой деятельности?

Вариант 2

Задание 1. (Работа с учебником).

При выполнении задания необходимо, используя материалы лекций и дополнительную учебную литературу, раскрыть следующие вопросы темы: «Сознание и бессознательное»

  1. Что такое сознание? Содержание сознания. Как соотносятся значения и смыслы в содержании сознания?
  2. Самосознание и его уровни. Какова сущность центральной характеристики самосознания?
  3. Бессознательное. Основные формы бессознательных психических явлений.
  4. В чем заключается сущность психологической защиты личности?

Задание 2. (Работа с понятиями).

Раскройте содержание предлагаемых понятий, покажите к какой теме курса они относятся и исключите лишнее из логического ряда. Докажите своё мнение.

Соперничество. Рефлексия. Самоутверждение. Конфликт внутриличностный. Направленность личности.

Задание 3. (Практического характера).

Психологические задачи, упражнения, творческие задания, проблемные ситуации. Вопросы для размышления.

Необходимо ответить письменно на предлагаемые вопросы, опираясь на литературу. (Ссылки на литературу обязательно).

Тема. Социально-психологический климат группы.

  1. Понятие команды в управлении. Каковы типичные признаки и состав команды?
  2. Всегда ли референтная группа является для личности образцом положительного поведения?
  3. Возможна ли ошибка? «Социально-психологический климат – сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и развития личности работника». Обоснуйте своё мнение.

Вариант 3

Задание 1. (Работа с учебником).

При выполнении задания необходимо, используя материалы лекций и дополнительную учебную литературу, раскрыть следующие вопросы темы: «Психические познавательные процессы: Ощущения. Восприятие. Внимание»

  1. Психологическая характеристика ощущений: понятие, основные виды и свойства. Как определяется величина абсолютного порога ощущений?
  2. Психологическое определение восприятия и его основные свойства. Чем избирательность как свойство восприятия отличается от его осмысленности?
  3. Внимание, его виды и свойства. В какой зависимости находятся концентрация внимания и его объём?

Задание 2. (Работа с понятиями).

Каждому понятию из левой колонки подобрать значение из правой, если там нет, найдите содержание в словаре. К какой теме курса относятся данные категории?

Понятие

Содержание

1.

Бессознательное

отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

2.

Нервная система

совокупность психических процессов, свойств состояний и механизмов действительности которые при воздействии на человека им не осознаются и не рефлексируются.

3.

Способности

врожденные, обусловленные анатомо-физиологические и психологические особенности индивида, составляющие основу развития его способностей.

4.

Мечты

фантазии человека рисующие в его воображении приятные, желаемые картины будущей жизни.

5.

Аффект

кратковременный эмоциональный процесс взрывного характера, стремительно овладевающий человеком, бурно протекающий, характеризующийся значительными изменениями сознания, частичным снижением самоконтроля. Обладая свойством доминанты, аффект тормозит не связанные с ним психические процессы

Задание 3. (Практического характера).

Психологические задачи, упражнения, творческие задания, проблемные ситуации. Вопросы для размышления.

Необходимо ответить письменно на предлагаемые вопросы, опираясь на рекомендуемую литературу. (Ссылки на литературу обязательно).

Тема. Психологические и личностные особенности стиля руководства.

  1. Что такое стиль руководства и какими факторами он определяется?
  2. Возможна ли ошибка? «Стиль руководства складывается из двух главных компонентов – личностных качеств руководителя и характеристики поведения руководителя в процессе осуществления основных управленческих функций». Обоснуйте своё мнение.

Вариант 4

Задание 1. (Работа с учебником).

При выполнении задания необходимо, используя материалы лекций и дополнительную учебную литературу, раскрыть следующие вопросы темы: «Психические познавательные процессы: Воображение. Мышление. Память».

  1. Какова специфика проявления основных процессов памяти? Какие существуют основания для классификации видов памяти?
  2. Что включают в себя факторы эффективного запоминания?
  3. В чём проявляется специфика основных видов мышления? Как проявляется связь мышления с языком и речью?
  4. Психологическая характеристика воображения и способы создания новых образов? Как можно использовать аналогию и перемещение для создания новых образов?

Задание 2. (Работа с понятиями).

Каждому понятию из левой колонки подобрать значение из правой, если там нет, найдите содержание в словаре. К какой теме курса относятся данные категории?

Понятие

Содержание

1.

Вера

Способ влияния, основанный на некритическом восприятии человеком поступающей информации.

2.

Абсолютная чувствительность

Наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения ощущения или психической реакции у человека.

3.

Внимание

Наличие в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры, в результате чего и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.

4.

Чувства

Сравнительно продолжительное, более или менее устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни человека.

5.

Аттракция

Процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии.

Задание 3. (Практического характера).

Психологические задачи, упражнения, творческие задания, проблемные ситуации. Вопросы для размышления.

Необходимо ответить письменно на предлагаемые вопросы, опираясь на рекомендуемую литературу. (Ссылки на литературу обязательно).

Тема. Психология управленческого решения.

  1. Какова сущность управленческого решения?
  2. Раскройте психологические факторы, ограничивающие возможности руководителя для принятия эффективных управленческих решений.

Вариант 5

Задание 1. (Работа с учебником).

При выполнении задания необходимо, используя материалы лекций и дополнительную учебную литературу, раскрыть следующие вопросы темы: «Темперамент и его психологические свойства».

  1. Понятие темперамента и его психологические свойства.
  2. Какова сущность «динамической устойчивости» темперамента? Объясните, почему темперамент связан не с динамикой вообще, а с динамической устойчивостью?
  3. Психологическая характеристика типов темперамента и принципы учета темперамента в деятельности.

Задание 2. (Работа с понятиями).

Раскройте содержание предлагаемых понятий, покажите к какой теме курса они относятся и исключите лишнее из логического ряда. Докажите своё мнение.

Ощущение. Восприятие. Внимание. Реминисценция. Аттракция.

Задание 3. (Практического характера).

Психологические задачи, упражнения, творческие задания, проблемные ситуации. Вопросы для размышления.

Необходимо ответить письменно на предлагаемые вопросы, опираясь на рекомендуемую литературу. (Ссылки на литературу обязательно).

Тема. Конфликт в организации. Завершение конфликта.

Завершение конфликта заключается в окончании конфликта по любым причинам.

Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решения проблемы, которая привела к столкновению.

Раскройте основные условия разрешения конфликта:

  • Выбор оптимальной стратегии разрешения конфликтов — ________________________________________________________________
  • Учет статусов друг друга — ______________________________
  • Объективное обсуждение проблемы — _____________________
  • Уменьшение негативных эмоций противоположной стороны — ________________________________________________________________
  • Перестать видеть в оппоненте врага — ______________________
  • Снизить интенсивность негативных эмоций — _______________
  • Поиск общих, или близких по содержанию точек зрения — ________________________________________________________________
  • Прекращение конфликтного взаимодействия — ______________

Вариант 6

Задание 1. (Работа с учебником).

При выполнении задания необходимо, используя материалы лекций и дополнительную учебную литературу, раскрыть следующие вопросы темы: «Характер: его структура и акцентуации».

  1. Что такое характер?
  2. Структура характера. Какие основные свойства определяют структуру характера?
  3. Акцентуации характера. Дайте характеристику одного — двух типов характера.
  4. Каковы основные условия формирования характера?

Задание 2. (Работа с понятиями).

Раскройте содержание предлагаемых понятий, покажите к какой теме курса они относятся и исключите лишнее из логического ряда. Докажите своё мнение.

Общение. Малая группа. Референтная группа. Стиль руководства. Каузальная атрибуция.

Задание 3. (Практического характера).

Психологические задачи, упражнения, творческие задания, проблемные ситуации. Вопросы для размышления.

Необходимо ответить письменно на предлагаемые вопросы, опираясь на рекомендуемую литературу. (Ссылки на литературу обязательно).

Тема. Психология процесса управления.

  1. Каковы основные задачи руководителя?
  2. Каковы общие функции руководства?
  3. Представьте, что вы стали директором фирмы. С чего бы вы начали свою деятельность?

а) с изучения людей, с которыми предстоит работать;

б) с определения основных направлений работы фирмы;

в) с подбора надежных помощников.

Обоснуйте своё мнение.

Вариант 7

Задание 1. (Работа с учебником).

При выполнении задания необходимо, используя материалы лекций и дополнительную учебную литературу, раскрыть следующие вопросы темы: «Эмоции, их функции и свойства».

  1. Основные функции эмоции.
  2. Свойства эмоций.
  3. Какова особенность основных базовых эмоций человека?

Задание 2. (Работа с понятиями).

Каждому понятию из левой колонки подобрать значение из правой, если там нет, найдите содержание в словаре. К какой теме курса относятся данные категории?

Понятие

Содержание

1.

Конфликт

целенаправленное деструктивное поведение, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический или психологический вред, ущерб человеку или группе людей.

2.

Внушение

особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком фактов внутреннего и внешнего существования; фиксируясь в идеях и образах, которые могут стимулировать и направлять последующие деяния человека.

3.

Рефлексивное управление

процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок в ходе взаимодействия с ним.

4.

Лабильность

способ влияния, основанный на некритическом восприятии человеком поступающей информации.

5.

Мотивация

внутренняя, устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека, то что побуждает человека к деятельности и придаёт его деятельности осмысленность.

Задание 3. (Практического характера).

Психологические задачи, упражнения, творческие задания, проблемные ситуации. Вопросы для размышления.

Необходимо ответить письменно на предлагаемые вопросы, опираясь на рекомендуемую литературу. (Ссылки на литературу обязательно).

Тема. Роль руководителя в управлении конфликтом.

  1. Что такое конфликт, и какова его социальная роль в жизни коллектива?
  2. Раскройте положение: « конфликт является необходимым и естественным элементом, нормой жизни организации, он не рассматривается только как негативное явление». Обоснуйте своё мнение.
  3. Найдите и исправьте три ошибки, обоснуйте своё мнение: Основные социально-психологические причины конфликтов в коллективе заключаются:
  • Возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации;
  • Несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей;
  • Поведение психологически неустойчивой и устойчивой личности в трудной ситуации;
  • Непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы несовпадение позиций может быть вызвано не принципиальными расхождениями во взглядах, а подходом к проблеме с различных сторон;
  • Недостаточная сбалансированность социального взаимодействия социальных ролей партнеров в конфликте;
  • Различия в способах оценки результатов деятельности и личности друг друга;
  • Индивидуальная психологическая несовместимость;
  • Предупреждение конфликтов посредством изменения отношения к ситуации;
  • Напряженные межличностные отношения;
  • Внутригрупповой фаворитизм;
  • Стремление к власти.
  • Особенности управления конфликтом в сложной ситуации.

Вариант 8

Задание 1. (Работа с учебником).

При выполнении задания необходимо, используя материалы лекций и дополнительную учебную литературу, раскрыть следующие вопросы темы: «Межличностное познание и восприятие».

  1. Что включает в себя межличностное познание?
  2. Межличностное восприятие и его механизмы.
  3. Межличностное взаимопонимание, его способы и механизмы.

Задание 2. (Работа с понятиями).

Каждому понятию из левой колонки подобрать значение из правой, если там нет, найдите содержание в словаре. К какой теме курса относятся данные категории?

Понятие

Содержание

1.

Агрессия

столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными переживаниями.

2.

Лидер

влияние человека, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе. Признание за ним права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности.

3.

Эмоции

сравнительно продолжительное, более или менее устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни человека.

4.

Восприятие

отражение человеком отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

5.

Стрессор

внутреннее состояние нужды, недостаток в чем-то или нужда ликвидировать избыток чего-то вредного, выражающееся в зависимости от конкретных условий существования.

Задание 3. (Практического характера).

Психологические задачи, упражнения, творческие задания, проблемные ситуации. Вопросы для размышления.

Необходимо ответить письменно на предлагаемые вопросы, опираясь на рекомендуемую литературу. (Ссылки на литературу обязательно).

Тема. Поведение человека в конфликте. Конфликтоустойчивость личности.

Конфликтоустойчивость личности – характеристика личности состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогонного воздействия трудных ситуаций. Способность человека оптимально организовать своё поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия.

Раскройте основные компоненты конфликтоустойчивости:

  • Эмоциональный — ______________________________________
  • Волевой — _____________________________________________
  • Познавательный — ______________________________________
  • Мотивационный — ______________________________________
  • Психомоторный — ______________________________________

Вариант 9

Задание 1. (Работа с учебником).

При выполнении задания необходимо, используя материалы лекций и дополнительную учебную литературу, раскрыть следующие вопросы темы: «Межличностные отношения».

  1. Содержание и основные признаки межличностных отношений.
  2. Межличностная аттракция.
  3. Стадии развития межличностных отошений.

Задание 2. (Работа с понятиями).

Раскройте содержание предлагаемых понятий, покажите к какой теме курса они относятся и исключите лишнее из логического ряда. Докажите своё мнение.

Темперамент. Сензитивность. Характер. Фрустрация. Способности.

Задание 3. (Практического характера).

Психологические задачи, упражнения, творческие задания, проблемные ситуации. Вопросы для размышления.

Необходимо ответить письменно на предлагаемые вопросы, опираясь на рекомендуемую литературу. (Ссылки на литературу обязательно).

Тема: Конфликт в управленческой деятельности.

  1. Каковы основные структурные элементы конфликта?
  2. Каковы могут быть основные причины конфликтов?
  3. Основные особенности управления конфликтами.

Вариант 10

Задание 1. (Работа с учебником).

При выполнении задания необходимо, используя материалы лекций и дополнительную учебную литературу, раскрыть следующие вопросы темы: «Психологические особенности общения»

  1. Содержание, цель и средства общения. Может ли общение иметь свои цели?
  2. Каковы основные функции межличностного общения?
  3. Какие существуют барьеры общения?

Задание 2. (Работа с понятиями).

Раскройте содержание предлагаемых понятий, покажите к какой теме курса они относятся и исключите лишнее из логического ряда. Докажите своё мнение.

Я-концепция. Экстраверсия. Локус контроля. Мотивировка. Статус личности.

Задание 3. (Практического характера).

Психологические задачи, упражнения, творческие задания, проблемные ситуации. Вопросы для размышления.

Необходимо ответить письменно на предлагаемые вопросы, опираясь на рекомендуемую литературу. (Ссылки на литературу обязательно).

Тема. Психология процесса управления. Мотивация трудовой активности подчиненных.

  1. Как соотносятся между собой мотивы и мотивация работников?
  2. Раскройте содержание основных средств мотивации подчиненных в коллективе:
  • поддержание соответствующего социально-психологического климата в коллективе — ___________________________________________
  • вовлечение сотрудников в командную работу, возможности для профессионального роста -_____________________________________
  • эффективная система материального вознаграждения в коллективе — _____________________________________________________

Глоссарий

(ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ)

А

Абсолютный порог ощущений – минимальная величина раздражителя дающая заметное ощущение.

Абсолютная чувствительность – способность ощущать едва заметные, слабые раздражения (определяется величиной стимула, при котором начинается ощущение).

Авторитет (лат. autoritas – влияние, власть) — влияние человека, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе. Признание за ним права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности.

Агрессия – целенаправленное деструктивное поведение, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический или психологический вред, ущерб человеку или группе людей.

Акселерация – ускоренное физическое и только частично психическое развитие в детском и подростковом возрасте.

Акцентуация черт характера – чрезмерное усиление отдельных черт характера или их сочетаний, проявляемое в избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определенного рода.

Крайний вариант нормы, как результат усиления отдельных черт, приводящее к уязвимости человека в отношении определенного рода психогенных воздействий при достаточной устойчивости по отношению к

Апперцепция — зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности и её прошлого опыта.

Атрибуция – приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в виде восприятия.

Аттракция — процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии.

Аффект — кратковременный эмоциональный процесс взрывного характера, стремительно овладевающий человеком, бурно протекающий, характеризующийся значительными изменениями сознания, частичным снижением самоконтроля. Обладая свойством доминанты, аффект тормозит не связанные с ним психические процессы

Б

Бессознательное – совокупность психических процессов, свойств состояний и механизмов действительности которые при воздействии на человека им не осознаются и не рефлексируются.

В

Вера – особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком фактов внутреннего и внешнего существования; фиксируясь в идеях и образах, которые могут стимулировать и направлять последующие деяния человека.

Верхний абсолютный порог чувствительности величина раздражителя при котором ощущение либо исчезает, либо качественно меняется (например, превращается в болевое, как это бывает при увеличении громкости звука или яркости света).

Максимальная величина раздражителя, которую анализатор способен воспринимать адекватно.

Взаимодействие – совокупность процессов воздействия различных объектов друг на друга, их взаимообусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а так же порождение одним объектом другого.

Свойства объекта могут проявиться и быть познанными толь во взаимодействии с другими объектами. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности в структуру. Взаимодействие носит объективный и универсальный характер. Взаимодействие определяет отношение причины и следствия.

Власть – выражение господства и подчинения в отношениях между людьми, способность определенного индивида, социальной группы, проводить свою волю в политике, морали и правовых нормах.

Влияние – процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок в ходе взаимодействия с ним.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах, при одновременном отвлечении от других имеющих для человека определенную значимость.

предметах и явлениях.

Внушение – способ влияния, основанный на некритическом восприятии человеком поступающей информации.

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, выражающееся в умении преодолевать трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Воспитание — целенаправленное воздействие на формирующегося человека с целью выработки у него определенных личностных качеств, взглядов и убеждений, а также социально приемлемых и социально одобряемых форм поведения.

Воспитательное пространство – целесообразно организованная среда, окружающая отдельную формирующуюся личность, группу или сообщество и оказывающая определенное влияние на них.

Восприятие — отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

Воображение — универсальная человеческая способность представлять отсутствующий или реально не существующий образ, удерживать его в памяти и мысленно манипулировать им.

Г

Гордость – моральное чувство, в котором выражается внутреннее достоинство и самостоятельность личности.

Грезы — фантазии человека рисующие в его воображении приятные, желаемые картины будущей жизни.

Д

Доминанта внимания (Алексей Алексеевич Ухтомский 1875 – 1942) наличие в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры, в результате чего и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.

З

Задатки – врожденные, обусловленные анатомо-физиологические и психологические особенности индивида, составляющие основу развития его способностей.

Защита психологическая – защитный механизм представляющий собой особого рода психологическую активность, реализуемую в форме специфических приёмов переработки информации которые помогают предотвратить потерю самоуважения, сохранить самооценку личности и избежать разрушения единства «Я-образа»

Знания – это итог познавательной деятельности в форме фактов, представлений, понятий, законов науки.

И

Интерференция – явления её собственного субъективного мира.

психический процесс, при котором новые воспоминания ослабляют восстановление более старых воспоминаний и наоборот.

Интроверсия – индивидуально-психологическая характеристика человека, отражающая преимущественную направленность личности на явления её собственного субъективного внутреннего мира, на собственные переживания.

Интроспекция – самонаблюдение, исследование собственных мыслей, чувств и ощущений.

К

Каузальная атрибуция — процесс приписывания причин и мотивов поведения другим людям на основе обыденного анализа их личностных качеств или особенностей ситуации, в которой они действуют.

Коллектив – устойчивая во времени организованная группа людей со специальными органами управления объединенных общими целями, задачами, ценностями совместной деятельности.

Команда (в управлении) – объединенная общими деловыми и нравственными связями группа людей, выступающая как основа эффективной организации, имеющая общие цели взаимодополняющие способности и обладающая развитым чувством ответственности за достижение поставленных целей.

Конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными переживаниями.

Конфликт внутриличностный – острое, негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающего противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решений.

Л

Лабильность – эмоциональная неустойчивость, быстрая реакция на смену ситуаций.

Личность – совокупность качеств индивида обусловленная генетическим кодом (наследственностью), включенностью данных качеств в социальные отношения, определяющих стиль мышления и поведения, которые формируются и проявляющиеся в совместной деятельности и общении.

Личностный конструкт — способ, при помощи которого человек конструирует свой взгляд на окружающий мир. Могут изменяться, если человек сталкивается с противоречивой информацией, либо оставаться стабильными в течение длительного времени, становясь частью личности.

Личностный смысл – субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности.

Локус контроля – (локус – место расположения чего-то; локус контроля — область ответственности за свои действия) – качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности: внешним факторам – экстернальный; собственным способностям и усилиям – интернальный, внутренний.

М

Малая группа – совокупность людей, взаимодействие которых выступает в форме непосредственных личных контактов и эмоциональном взаимодействии. Члены группы объединены общей целью, совместной деятельностью, они осознают свою принадлежность к данной группе и считаются её членами с точки зрения других людей.

Мечта – планы человека на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы.

Мнемическая деятельность – это деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала.

Мотив – внутренняя, устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека, то что побуждает человека к деятельности и придаёт его деятельности осмысленность.

Мотивация – совокупность мотивов, направляющая деятельность и сам внутренний процесс побуждения, процесс психической регуляции влияющий на направленность деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности.

Мотивировка – логическое объяснение причин поведения личности.

Мышление

Н

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Установки, ставшие свойствами личности, и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желания, интерес, убеждения.

Настроение – сравнительно продолжительное, более или менее устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни человека.

Навыки – компоненты практической деятельности , проявляющиеся при выполнении необходимых для работы действий, доведенных до совершенства путем многократных повторений.

Начальник – должностное лицо, руководящее, заведующее чем-либо.

Нервная система — совокупность нервных образований, с помощью которых осуществляется восприятие действующих на организм раздражителей, обработка возникающих при этом импульсов возбуждения, формирование ответных реакций.

Нижний порог чувствительности минимальная величина раздражителя, впервые вызывающая едва заметные ощущения.

О

Образование — систематизированная сумма знаний, умений, навыков и особых способов мышления которыми овладел обучаемый.

Общение – социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем включающий в себя обмен информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера, а также выработку единой стратегии взаимодействия.

Ощущение — отражение человеком отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

П

Память — психический процесс запоминания, сохранения, закрепления и последующего воспроизведения информации связанной с прошлым опытом.

Порог ощущений – психологическая зависимость между интенсивностью ощущений и силой вызывающего раздражителя.

Потребность – внутреннее состояние нужды, недостаток в чем-то или нужда ликвидировать избыток чего-то вредного, выражающееся в зависимости от конкретных условий существования.

Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Р

Резюме – документ содержащий основные биографические, личностные и профессиональные данные о соискателе на вакантную должность.

Реминисценция – отсроченное воспроизведение ранее воспринятого и казавшегося забытым, в результате чего более давние события вспоминаются легче и точнее, чем происшедшие в недалеком прошлом.

Решение управленческое (в психологии) – формирование направлений и последовательности действий для достижения цели, выбор целенаправленного воздействия на объект управления, который базируется на анализе ситуаций и содержит программу достижения цели.

Речь — совокупность произносимых или воспринимаемых кодов (звуков) имеющих определенный смысл, значение и соответствующая им система письменных знаков.

Референтная группа – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своём поведении и в самооценке.

Рефлексия – самопознание субъектом внутренних психических актов и состояний. Механизм взаимопонимания, осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.

Руководитель – официально назначенный член группы имеющий специальные полномочия управления людьми, права и ответственность за конечный результат.

С

Самовоспитание – сознательная и целенаправленная деятельность на формирование у себя определенных социально значимых качеств и преодолению негативных.

этих групп.

Самоутверждение – стремление человека к достижению и поддержанию определенного общественного статуса, часто выступающего как доминирующая потребность.

Сензитивность – наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения ощущения или психической реакции у человека.

Соперничество – стратегия поведения оппонентов в конфликте, состоящая в ориентации на свои интересы, на навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения, открытой борьбе по реализации своих интересов.

Сознание – форма освоения реальности, формирование внутренней модели внешнего и внутреннего мира при помощи абстрактных образов, понятий, символов.

Самосознание — способность человека выделять самого себя как некоторую самостоятельную и отличную от всего окружающего реальность, как определенный образ и символ «собственного Я», позволяющую оценивать свои достижения и психические характеристики не только с точки зрения настоящего, но и будущего времени

Стиль руководства – устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приёмов, навыков, методов, способов личной работы руководителя, особенностей его взаимоотношений с окружающими в процессе руководства.

Статус личности – положение человека в структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями.

Стрессор – фактор, вызывающий состояние стресса.

Социализация – процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизведения индивидом социального опыта.

преодолению негативных.

Социальная психология – отрасль психологической науки, изучающая психические явления (процессы, состояния, свойства) характеризующие поведение человека в группе, а так же психические характеристики самих этих групп.

Социальная роль личности – стереотипная модель поведения человека, которая определяется нормативными обязанностями в системе общественных или личных отношений.

Способности — навыки, позволяющие человеку выполнять определённые задачи, быстро и качественно достигая запланированные результаты.

Страсть – сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание; сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

Стресс — состояние психической напряженности, обусловленное адаптацией психики человека, его организма в целом к сложным, изменяющимся условиям его жизнедеятельности.

Т

Творчество – самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценностных продуктах деятельности.

Темперамент — индивидуальные особенности психики, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Типы черт характера – выделяют: а) эмоциональные – уравновешенность, бодрость, эмпатичность, страстность, впечатлительность; б) волевые – целеустремленность, решительность, самообладание; в) интеллектуальные – вдумчивость, наблюдательность, осмотрительность; г) нравственные – честность, принципиальность, справедливость и т.д.

У

Умения – готовность самостоятельно выполнять теоретические и практические действия.

Управление социальное – целенаправленное воздействие на социальную общность для упорядочения, сохранения, совершенствования и развития её определенную качественную специфику.

Учение – процесс, в ходе которого на основе познания и приобретенного опыта возникают новые формы мышления и деятельности, изменяются

Ф

Фрустрация — психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями, тревогой, отчаянием и др. Возникновение фрустрации обусловлено не только не только объективной ситуацией, но и зависит от особенностей личности.

Х

Характер — совокупность устойчивых индивидуальных психических особенностей человека, обусловленная типичным для неё способом поведения, эмоционально реагирования и проявляющаяся в стиле деятельности и общения.

Ц

Ценности – система отношений личности к социально-политическим и нравственным нормам общества.

Ч

Чувство — устойчивое субъективное отношение человека к явлениям действительности, отражающее значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.

Ш

Шантаж – один из способов воздействия на противника в конфликте, под угрозой разоблачения или разоблачения компрометирующих сведений с целью добиться от шантажируемого лица определенных поступков.

Э

Экстраверсия – индивидуально-психологическая характеристика человека, отражающая преимущественную направленность личности на мир внешних объектов.

Эмоции — психическое отражение окружающего мира в форме пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленное отношением их объективных свойств к потребностям личности. Переживание личной значимости действующих на индивида явлений и ситуаций.

Эмоции базальные – совокупность первичных эмоций, на базе которых формируются все другие эмоциональные процессы и состояния; (гнев, страх, радость, горе, эротика, нежность).

Эффект Зейгарник – лучшее воспроизведение в памяти незавершенных действий по сравнению с завершенными.

Эффект генерации – лучшее запоминание того, что сделано и придумано самой личностью (собственные идеи сохраняются в памяти без усилий).

Я

Язык — система кодов (символов), обозначающих объекты и их отношения и имеющих для людей определённый смысл.

Я-концепция — обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности.

Литература

Основная литература

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб. Питер. 2010. – 291 с.
  2. Дерябин Ю.И., Дерябина В.А. Основы курса «Психология и педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов заочного обучения / Ю.И.Дерябин, В.А.Дерябина – Тюмень, ТюмГАСУ, 2007. – 334 с.
  3. Дерябин Ю.И., Дерябина В.А. Психология и педагогика : учебно-методическое пособие для подготовки к Интернет-экзамену/ Ю.И.Дерябин, В.А.Дерябина – Тюмень, ТюмГАСУ, 2008. – 308 с.
  4. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. / А.Б. Орлов. – М. Академия, 2010. – 272 с.
  5. Прусова, Н.В. Общая психология : учебное пособие для вузов / Н.В. Прусова, И.А. Пивоварова, Т.В. Ножкина. – М. Академия, 2009. – 384 с.
  6. Психология : учебник для технических вузов / под общ. ред. В.Д. Дружинина. – СПб. : Питер, 2007. – 621 с.
  7. Психофизиология : учебник для вузов / под ред. Ю.И. Александрова. – СПб. : Питер, 2006. – 464 с.
  8. Семечкин, Н.И. Социальная психология : учебник / Н.И. Семечкин. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 608 с.
  9. Столяренко, Л.Д. Основы психологии : учебник для студентов вузов / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 734 с.
  10. Столяренко, Л.Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 448 с.
  11. Трофимова, Н.М. Общая психология: Практикум / Н.М. Трофимова, Н.Б. Полевякина, Н.Б. Трофимова. – СПб. : Питер, 2005. – 320 с.
  12. Штеймец А.Э. Общая психология / – М. Академия, 2009. – 288 с.
  13. Щербатых Ю.В. Общая психология. Завтра экзамен/ Ю.В. Щербатых. – СПб. : Питер, 2010. – 272 с.

Дополнительная литература

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий./ Э.Ф. Зеер. М., Академический проект, 2010, — 336 с.
  2. Еникеева, Д.И. Плохой характер или невроз? / Д.И. Еникеева. – М. : Проспект, 2003,- 263 с.
  3. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб : Питер, 2010. – 752 с.
  4. Кашапов, Р.Р. Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха / Р.Р. Кашапов. – М., 2006. – 297 с.
  5. Киршбаум, Э. Психологическая защита / Э. Киршбаум и др. – СПб. : Питер, 2006. – 248 с.
  6. Мучински, П. Психология, профессия, карьера / П. Мучински. – СПб. : Питер, 2008. – 539 с.
  7. Сикевич, З.В. Социальное бессознательное / З.В. Сикевич, О.К. Крокинская, Ю.А. Поссель. – СПб. : Питер, 2006. – 267 с.
  8. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции/ Ю.В. Щербатых. – СПб. : Питер, 2009. – 266 с.

Справочная и нормативная литература

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов ., А.И. Шипилов – СПб. Питер. 2008. – 528 с.
  2. Бурлачук Л.Ф. Словарь справочник по психодиагностике/ Л.Ф. Бурлачук – СПб. : Питер, 2010. – 389 с.
  3. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь./ М.И.Еникеев — М., Академический проект, 2009, — 536 с.
  4. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник / В.Г. Крысько. – М. : АСТ, 2009. – 688 с.
  5. Обозов, Н.Н. Словарь практического психолога / Н.Н. Обозов. – СПб. : Питер, 2008. – 351 с.
  6. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии / В.В. Юрчук. М., 2007. – 704 с.

27