изучить способности, знания и умения учителя, определяющие успешность педагогической деятельности

Содержание

Введение 3

1. Педагогические способности учителя 4

2. Знания и умения, необходимые для овладения педагогической техникой 6

3. Педагогический такт, его сущность 8

4. Мастерство В.А. Сухомлинского в решении педагогических задач 10

Заключение 12

Литература 13

Введение

В условиях социально-экономической и социально-политической нестабильности профессиональная деятельность педагогов все больше приобретает внешне ориентированную направленность. Вполне закономерно, что у учащихся доминирует пассивное отношение к учению, формируются двойные жизненные стандарты, происходит деформация ценностных ориентации. Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Для успешной профессиональной деятельности человек должен не только овладеть профессиональными знаниями и навыками, но и быть достаточно развитым в культурном, нравственном, психологическом отношениях, он должен в полной мере ощущать себя полноценной личностью, полноправным членом общества, общины, семьи. Достичь всего этого можно путем постоянного повышения своей профессиональной и общекультурной компетенции, развития собственного интеллекта и творческой самостоятельности в процессе самовоспитания и самообразования. В связи с этим актуальной проблемой системы образования является самообразование и самовоспитание учителя, которые выступают как важное условие успеха его профессиональной деятельности.

Цель настоящего исследования – изучить способности, знания и умения учителя, определяющие успешность педагогической деятельности.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить педагогические способности учителя.

2. Проанализировать знания и умения, необходимые для овладения педагогической техникой.

3. Проанализировать понятие «педагогический такт», его сущность.

4. Изучить мастерство В.А. Сухомлинского в решении педагогических задач.

Методы исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

1. Педагогические способности учителя

Педагогическая деятельность является одним из видов деятельности человека. Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в государственных или частных учебно-воспитательных и образовательных учреждениях и требует профессиональной компетентности лиц, ее осуществляющих, определенного уровня специального их образования [8, с. 89].

4 стр., 1928 слов

Психологический анализ профессиональной юридической деятельности

... Юридическая этика обусловлена спецификой профессиональной деятельности юриста, особенностями его нравственного и социального положения. Особенности профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя ... мнения, оценка ими справедливости, нравственности или безнравственности деятельности профессиональных участников судопроизводства. Конституция устанавливает, что разбирательство дел ...

А.И. Щербаков характеризует ее как «искусство, требующее от педагога глубоких знаний, высокой культуры, педагогических способностей и прежде всего понимания психологической структуры и содержания педагогической деятельности, основных ее функций, выполнение которых обеспечивает эффект образования и воспитания учащейся молодежи» [1, с. 112]. Автор выделяет следующие функции педагогической деятельности: информационную, мобилизационную, развивающую, ориентационную, конструктивную, коммуникативную, организаторскую, исследовательскую.

Успешность педагогической деятельности определяется наличием у учителя соответствующих способностей. Педагогические способности – определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей [3]; это индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности воспитуемого [5].

В педагогических способностях выделяют два взаимосвязанных уровня: рефлексивный и проективный.

Рефлексивный уровень педагогических способностей включает:

1) «чувство объекта» – особая чувствительность к тому, какой отклик объекты реальной действительности находят у учащихся и в какой мере интересы и потребности учащихся, выявляемые при этом, «совпадают» с требованиями педагогической системы и с тем, что им предъявляет в учебно-воспитательном процессе сам педагог. В свою очередь, эта чувствительность связана с эмпатиеий проявляющейся в глубоком проникновении в психологию учащегося и эмоциональной идентификации с ним;

2) «чувство, меры или такта» – чувствительность к мере изменений, происходящих в личности и деятельности учащегося под влиянием различных средств педагогического воздействия и особенно системы воздействий самого педагога, меры их вклада в искомый результат;

3) «чувство причастности» – чувствительность к достоинствам и недостаткам собственной деятельности, проявляемых во взаимоотношениях;

Уровень сформированности рефлексивных педагогических способностей обеспечивает формирование педагогической интуиции. Интуиция – это эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода. Интуиция органически входит в присущую мышлению человека способность экстраполяции (пополнения имеющейся информации).

«Хорошая» интуиция проявляется в проявляется в том, что педагог экстраполирует информацию о самых сильных, положительных свойствам личности учащегося, опираясь на которые, педагог принимает решения, продвигающие его к искомому результату. «Плохая» интуиция проявляется в экстраполяции отрицательных качеств учащихся, акцентирование которых уводит от искомых результатов или даже «толкает» к противоположным.

Рефлексивные педагогические способности тесно связаны с проективными, проявляющимися в особой чувствительности к созданию, продуктивных моделей формирования у учащихся гностических (познавательных), проектировочных, конструктивных, коммуникативных и организаторских способностей, позволяющих им сравнительно легко входить в новые педагогические системы или общественное производство……..

9 стр., 4469 слов

Семинарское занятие № 2. Психология личности учителя физической ...

... педагогические задачи и на уроке, рекомендуется использовать специально разработанную систему самостоятельного психологического анализа урока. Эта система соответствует общим для педагогики и психологии ... (их возможностей и способностей), возрастных, половых, индивидуальных ... и идейных взглядов личности школьника. Образовательно- ... «носители" знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое ...

Литература

1. Вербова, К. В. Психология труда и личности учителя [Текст] / К.В. Вербова, С.В. Кондратьева. – Гродно : ГрГУ, 1991. – 431 с.

2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Норма, 2009. – 671 с.

3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Инфра-М, 2009. – 228 с.

4. Лихачев, Б. Т. Педагогика : курс лекций [Текст] / Б.Т. Лихачев. – М. : МПСИ, 2003. – 256 с.

5. Маркова А.К. Психология труда учителя [Текст] / А.К. Маркова. – М. : Академия, 1993. – 320 с

6. Немов, Р. С. Психология [Текст]: в 2 кн. / Р.С. Немов. – М.: Просвещение; Владос, 1994. – Кн. 2: Психология образования. – С. 443-478.

7. Педагогическая психология [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Владос, 2003. – С. 83-174.

8. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие [Текст] / В.А. Сластенин. – М. : Речь, 2003. – 416 с.

9. Слуцкий, В. И. Элементарная педагогика [Текст] / В.И. Слуцкий. – М. : Педагогика, 1992. – 320 с.

10. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю [Текст] / В.А. Сухомлинский // Избранные произведения: в 5 т. – Киев: Радянська школа, 1979. – Т. 2. – С. 447-700.

11. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н.Ф. Талызина. – М. : Инфра-М, 2007. – 288 с.

12. Харламов, И. Ф. Педагогика : учебное пособие [Текст] / И.Ф. Харламов. – Минск : Вышэйшая школа, 1998. – 296 с.

13. Якунин, В. А. Педагогическая психология [Текст] / В.А. Якунин. – СПб. : Образование, 2008. – 639 с.