Изучение происхождения и развития морали

Содержание

мораль нравственный ценность общество

Введение

. Понятие и сущность морали. Основные концепции ее происхождения

. Развитие морали в истории. Закономерности развития морали

Заключение

Список литературы

Введение

Мораль отражает объективно сложившиеся в обществе нормы поведения людей, т.е. мораль каждого общества и народа отличается своеобразием норм и правил. Далее мораль характеризуется добровольным следованием ее нормам. И, наконец, мораль существует в моральном сознании народа и передается от поколения к поколению.

Мораль есть продукт общественного развития, это сложное и противоречивое общественное явление, которое выступает как единство нравственного сознания, нравственных отношений, нравственной практики.

Особенность морали заключается в том, что ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы в самых различных жизненных ситуациях. Практически везде, где живет и действует человек. Последнего не скажешь, например, о нормах права, в компетенцию которых не входит довольно широкий спектр поступков (например, опоздание на лекцию, бестактность и др.).

Во-вторых, моральные нормы опираются на авторитет общественного мнения и на нравственные убеждения отдельного человека.

Актуальность темы контрольной работы: изучение происхождения и развития морали позволяет выявить направления и закономерности ее динамики.

Цель исследования: изучить историю морали от древности до наших дней.

Задачи исследования:

описать происхождение морали;

рассмотреть основные концепции происхождения морали;

изучить историческое развитие морали и закономерности ее развития.

Методы исследования: анализ, сравнение, исторический.

1. Понятие и сущность морали. Основные концепции ее происхождения

Мораль — это убеждения о добре и зле, посредством которых мы управляем нашим поведением. Этика — это рефлексивное осознание наших моральных убеждений и правил поведения [2, с. 4].

Мораль — совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к окружающей среде. Смысл морали воплощен в её «золотом правиле»: поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе (или: не делай другому того, чего себе не желаешь).

13 стр., 6174 слов

Развитие ребенка 2

Что же такое развитие? Чем оно характеризуется? В чем принципиальное различие развития от всяких других изменений объекта? Как известно, объект может изменяться, но не развиваться. Рост, например, это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Есть процессы, которые колеблются в пределах "меньше-больше". Это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова. ...

Этика — наука о морали.

Принципы морали — исходные положения, на основе которых строится вся мораль, все моральное поведение человека (гуманность, справедливость, милосердие, терпимость и др.)

Нормы — правила поведения, строго и конкретно предписывающие человеку, какие поступки он должен (или не должен) совершать (уважай старших, не убивай, не лги, не воруй, не завидуй, не клевещи и др.).

Моральный идеал — все самое лучшее, что выработано моралью, — человеколюбие.

Моральные ценности — нечто важное, необходимое, полезное для жизни (смысл жизни, свобода, счастье и др.).

Требования морали распространяются на всех людей и не допускают никаких исключений. Однако нормы морали являются лишь образцом должного поведения. Реальное же воплощение моральных правил в жизнь требует от человека больших личных усилий, особой душевной энергии, мужества. Только собственные сознательные действия, позволяют человеку без всякого внешнего принуждения, самостоятельно и свободно применять моральные нормы в любой жизненной ситуации

Функции морали включают следующие:

регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни;

является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию;

формирует нравственный облик личности;

обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах, поскольку соблюдение людьми всеобщих моральных принципов делает их поведение предсказуемым.

В вопросе о происхождении и развитии морали наиболее распространенными являются три подхода:

религиозный;

натуралистический;

социальный [7, с. 223].

Религиозный подход. Кант как-то заметил, что «моральный закон открывает мне жизнь, независимую от живой природы и даже от всего чувственно воспринимаемого мира». Похоже, подобные представления были присущи людям с древнейших времен, когда правила, нормы общения между людьми рассматривались в качестве установления высших существ (духов, позже богов).

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... поведенческой среде, создаваемой ожиданиями других людей, правилами и нормами общественной жизни, а также возможностью безнаказанного нарушения государственных законов. Асоциальное поведение Поведение человека в широком смысле – это ... . То есть существует веер представлений о нравственных нормах, и их может быть столько, сколько носителей этих представлений. Мораль – это некое совмещение «Я» и ...

Последние к тому же поощряли добродетельное поведение и наказывали пороки. О том, сколь широко было распространено это мнение, свидетельствует то обстоятельство, что его придерживались даже те, религиозность которых порой ставилась под сомнение. Так, древнегреческий философ Демокрит (460-370 гг. до н.э.) утверждал: «Боги дают людям все доброе как в древние времена, так и теперь». По его словам, только те люди «любезны богам, которым ненавистна несправедливость». Аналогичные суждения нетрудно обнаружить и у многих других мыслителей античности.

Христианские богословы традиционно говорят о божественной природе морали. Индивид ее получает как в виде «естественного нравственного закона» (внутренний закон), так и в виде богооткровенного (внешнего) закона. Нравственный закон, как писал известный православный богослов И. Янышев, «есть нечто, данное нам, данное хотя и вместе с нашею природой, но не ею самой». Таким образом, говоря словами отечественного религиозного философа С. Франка, любая религия сводится к сознанию «космического, сверхъестественного значения высших ценностей», к стремлению «сблизить человеческую жизнь со сверхъестественным и абсолютным началом».

Разумеется, в основе подобных суждений лежит вера в Бога, в нравственный миропорядок, им установленный. Однако богословы пытаются и аргументировать свою точку зрения. Возвышенные нравственные принципы, заявляют религиозные идеологи, говорящие не о том, что есть, а о том, что должно быть, не могут быть созданы грешным по своей природе человеком. Нравственный закон нельзя считать и следствием опыта, воспитания, привычки, ибо он не считается с тем, что происходит в земной жизни, а указывает лишь то, что должно происходить. Также и природа человека не является источником морали, ибо человеческие естественные влечения нередко противоречат велениям нравственности, и благовоспитанные люди вынуждены их подавлять. Если человек был бы творцом своей морали, говорят богословы, то он установил бы такие правила, которые легко было бы выполнять. А на самом деле добродетельное поведение нередко требует значительных усилий, а иногда и самопожертвования. Отсюда само собой якобы напрашивается заключение: «Нравственный закон по природе своей есть закон божий, а не человеческий» [5, с. 104].

4 стр., 1912 слов

Формирование морали, нравственное самоопределение

Волевые процессы. По сравнению с подростковым возрастом, возрастает уровень сознательного самоконтроля, хотя именно старшеклассники наиболее часто жалуются на слабость воли, зависимость от внешних воздействий, а также капризность, обидчивость и т.д. Речь Наблюдается взаимопроникновение мышления и речи. В старших классах школьники уже способны составлять план речи на определённую тему и следовать ...

Религиозная трактовка происхождения морали обладает целым рядом достоинств. Прежде всего, она подчеркивает универсальный, общечеловеческий характер морали. Божественные предписания распространяются на всех людей без исключения. Перед моралью, как перед Богом, все равны — и богатый, и бедный, и царь, и президент, и последний холоп. Религиозное учение в определенной мере предохраняет от упрощенно-утилитарного подхода к морали, возвышает нравственные искания до высоких смысложизненных вопросов. В известных границах религия способна ограничить сферу действия субъективизма, произвола в моральных оценках и суждениях: сам Бог предписал уважать старших, не воровать, не убивать и т.д. Наконец, нельзя не отметить, что религиозная трактовка происхождения морали свободна от сухого рационализма, насыщена эмоционально-чувственными компонентами. Даже более того, акцент делается нередко на чувстве совести, чувстве добра и т.д. Иначе говоря, нравственное чувство подкрепляется религиозными переживаниями.

Однако нельзя не признать, что подобное понимание возникновения нравственности приемлемо, главным образом, для верующих и может вызвать сомнения у атеистов, скептиков, колеблющихся. Стоит обратить внимание и на то, что явно занижена роль человека в процессе становления морального сознания. По сути дела, оно преподносится как нечто готовое, совершенное, которое человек обязан принять без особых сомнений.

Трудным для религиозного сознания остается и следующий вопрос. Уже мыслители античности размышляли над следующим: «Творит ли Бог по законам Добра или же Добро устанавливает сам Бог?». Если Бог руководствуется нравственными принципами, то, выходит, эти принципы как бы возвышаются над Богом. Если же сам Бог произвольно определяет те или иные принципы, заповеди, то они являются результатом произвола, пусть и божественного. В последнем случае возникает не очень удобный для христианства вопрос о том, почему первая заповедь состоит в следующем: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душой твоей, и всем разумом твоим».

4 стр., 1915 слов

Трудные люди: 4 варианта поведения

Ничего не делать Вам придется терпеть трудных людей, и тогда «вред» от них не уменьшится. Обиды и огорчения будут накапливаться, и очень скоро ваше состояние оставит желать лучшего. «Проголосовать ногами» Бывает, что лучше взять и уйти! Не из всяких ситуаций есть выход прямо сейчас, поэтому за разрешение некоторых из них, браться просто бесполезно. ! «голосовать ногами» стоит тогда, когда уже нет ...

Словом, поставленный еще Сократом вопрос: «Будет ли свято то, что любезно богам, или, наоборот, богам любезно святое?» и ныне создает определенные трудности для религиозно-нравственного сознания.

Впрочем, древние греки (Гесиод, Гомер и др.) считали, что боги не вольны любить все то, что им понравится. И над людьми, и над богами довлеет вечная Справедливость.

Наконец, отметим еще один момент. Столь тесное увязывание религии и морали может иметь и негативные последствия в наше секуляризованное время, когда религиозные убеждения у значительной части населения если не отсутствуют, то заметно ослаблены. Что же необходимо всех их считать людьми безнравственными?

С религиозными взглядами на природу, происхождение морали во многом пересекаются воззрения представителей объективного идеализма (Платона, Гегеля и др.).

Воззрения Платона были кратко охарактеризованы в первой лекции. Гегель же рассматривал мораль наряду с правом, религией, философией в качестве одного из этапов развития объективного духа. Таким образом, представители данного философского направления, как и богословы, истоки морали выносят за пределы общества и явно недооценивают роль отдельной человеческой личности в становлении морального сознания.

Следующее направление поиска истоков морали можно условно назвать натуралистическим, ибо оно так или иначе выводит мораль из природы человека и из предшествующей эволюции животного мира. Это направление может противостоять религии, если природа берется в качестве самостоятельной, саморазвивающейся субстанции или же, если природа рассматривается в качестве божественного творения, быть согласующейся по сути (но не в деталях) с религиозными воззрениями.

Предысторию натуралистического подхода можно найти еще в первобытном обществе, когда люди поклонялись животным, считали, что у какого-то почитаемого животного (тотема) и данного племени имеется общий предок. В качестве тотемов могли выступать орлы, бобры, коровы, лошади и т.д. В какой-то мере люди подражали этим животным. Во всяком случае, свои обычаи и традиции они освящали именем священного животного.

Свое достаточно четкое оформление натуралистическая теория получила в прошлом веке в трудах Ч. Дарвина, Г. Спенсера, П. Кропоткина и др. В частности, Ч. Дарвин отмечал, что целый ряд чувств и способностей, которыми так гордится человек (память, внимание, любопытство, любовь и др.), нетрудно обнаружить у животных не только в зачатке, но и даже в достаточно развитом состоянии. Он считал, что у собаки есть нечто вроде чувства почтения к своему хозяину. Сторонники этого направления приводят многочисленные факты взаимопомощи у животных, говорят о сильно развитом родительском инстинкте, даже о проявлениях самопожертвования ради спасения молодых особей или стада в целом. П.А. Кропоткин — известный русский мыслитель, общественный деятель — приходил к выводу, что «нравственное начало в человеке есть не что иное, как развитие инстинкта общительности, свойственного почти всем живым существам». По его мнению, нравственный процесс, «начавшись уже в животном мире, перешел к человеку, и здесь благодаря преданию, поэзии и искусству он все более и более развивался и достигал самых высоких ступеней в отдельных «героях» человечества и у некоторых его учителей». Вл. Соловьев, оставаясь религиозным философом, все же признавал наличие чувства жалости, сострадания в зачаточном, разумеется, виде у многих животных. Он отмечал, что животные также ищут своеобразной полноты бытия, удовлетворения своих не только физиологических, но и психических потребностей (радости существования) в играх, в пении и т.д.

4 стр., 1548 слов

Мораль – (лат.mores – обычаи, нравы, поведение) – способ нормативной регуляции действий человека в обществе, форма общественного сознания и вид общественны

С л о в а р ь Основных терминов необходимых для изучения курса “Философия”.   А   Абстракция – (лат. abstractio – удаление, отвлечение) – понятие полученное в результате мысленного выделения отдельных свойств и связей предмета. Агностицизм – (греч. agnostos – непозноваемый) – учение о том, что человек не способен познать сущность вещей, получить достоверное знание о них. Алгоритм – ...

Подобная точка зрения находит свое развитие в трудах современных биологов. Например, такие выдающиеся ученые, как Ч. Шеррингтон, Д. Мак-Фарленд, П.В. Симонов говорят о том, что в жизни животных в процессе их эволюции все большую роль играет альтруизм, который способствует сохранению и развитию вида в целом. Хотя современные этологи (этология — наука о поведении животных) признают всю сложность проблемы изучения психической жизни, поведения животных, все же они приходят к выводу: «Создается впечатление, что по мере того, как увеличиваются наши знания о поведении животных, различия между человеком и животными начинают сокращаться». При этом они, конечно, отдают себе отчет в том, что у животных нет языка (в человеческом понимании), нет соответствующего мира культуры. Однако имеется и немало общего в поведении животных и человека.

12 стр., 5729 слов

Человек и общество. Научная деятельность А.Д. Сахарова

... иное, как взаимное трение между Л. и обществом. ЧЕЛОВЕК, общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект ... 2) В психологии -- индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения (установок) к окружающей действительности ... ПРОИЗВОДСТВО материальное, процесс создания материальных благ, услуг. МОРАЛЬ (от лат. moralis -- нравственный), 1) нравственность, ...

Особенно активно в отечественной науке идею о наследственной природе альтруизма, доброты, скромности и других нравственных качеств до недавнего времени отстаивал известный генетик В.П. Эфроимсон. В целом ряде своих публикаций он писал о том, что уже в генотипе человека заложена способность различать добро и зло. Но этический код доброты, альтруизма может быть заглушен средой, воспитанием. «В природе человека заложено много «звериного», но в зверях заложено много «человеческого», — писал В. Эфроимсон [8, с. 43].

Таким образом, натуралистические подходы к морали имеют в своем распоряжении целый ряд серьезных аргументов. Однако все-таки следует признать, что в данном случае мы встречаемся с явным проявлением редукционизма, с низведением высшего к низшему. Предвосхищая этот упрек, В. Эфроимсон утверждает, что поведение животных не сводится к одному лишь полезному, а включает в себя и стремление к возвышенному [8, с. 58]. Но заявления подобного рода, скорее всего, желаемое выдают за действительное. Мораль представляет собой не набор простейших форм поведения, а включает в себя устремленность на высшие ценности, свободу, творчество. Очень трудно все это в полном значении этих слов найти у животных. Кроме того, в животном мире имеется немало и такого, что заставляет возмущаться моральное сознание человека. Еще Гесиод писал, что не следует уподобляться ястребу, нападающему на соловья. Иначе говоря, безнравственно слабому обижать слабого, беззащитного. Конечно, смешно обвинять ястреба в аморальности. Просто животный мир сам по себе довольно жесток, инстинкт часто действует слепо. Известный русский религиозный мыслитель Н. Федоров (1828-1903), выступая против «зооморфистов», т.е. против тех, кто пытался найти истоки морали непосредственно в животном мире, замечал, что для животных естественно оставление родителей, в то же время для человека — это измена.

Но, показывая слабые стороны натуралистического подхода к морали, тем не менее нельзя не заметить, что это направление вполне разумно отмечает биологические предпосылки морали. Совершенно очевидно, что длительный процесс эволюции человека не мог бы начаться, если бы его непосредственные предки не имели бы довольно сложного, развитого поведения, хорошо развитых исследовательских, стадных, родительских рефлексов, если бы у них не было бы основательной способности к подражанию, к научению (многие животные учат своих детенышей азам охоты, поведения в опасных ситуациях и т.д.).

И на первых фазах своего развития человек (или предчеловек) многое унаследовал (не мог не унаследовать) от своего животного предка.

Кроме того, данное направление неизбежно подчеркивает роль биологического фактора в повседневном поведении человека, значимость которого, кстати, не всегда осознается.

Широкое распространение получили и различные направления, которые так или иначе подчеркивают социальную природу морали. Социологический подход к морали был уже известен мыслителям античности (софисты, Аристотель и др.).

Особенно активно его отстаивали марксисты. К этому же направлению необходимо отнести Э. Дюркгейма, Т. Вебера и их последователей. Отмеченная группа мыслителей достаточно неоднородна. Среди них нетрудно найти и материалистов, и идеалистов, и тех, кто объявляет мораль результатом соглашения, и тех, кто выводит ее из экономических отношений, тех, кто говорил о приоритете религиозных и моральных ценностей, и тех, кто подчинял мораль экономике, т.н. «политической целесообразности». Ты не будем сейчас останавливаться на характеристике этических учений отдельных представителей этого направления, ибо это займет много времени. Ты отметили главное — они отмечали социальную природу морали.

Подобный подход имеет свои достоинства. Прежде всего, указанные мыслители старались опираться на конкретные исторические данные — определенные исторические события, факты, обычаи, традиции, нравы. Далее. Они же пытались выявить общественные интересы, осмыслить общество как целое и подчеркивали теснейшую взаимосвязь личности и общества при приоритете, как правило, последнего. Наконец, они подчеркивали человеческий характер моральных ценностей.

Однако в этом случае невольно вспоминается поговорка о том, что наши недостатки есть продолжение наших достоинств. Подчеркивая роль общественных отношений в духовной жизни общества, социологи в той или иной мере умаляли опыт нравственных исканий отдельной человеческой личности, ее попытки соотнести себя с обществом, с Вечностью.

В социологических теориях морали нравственные ценности подменяются интересами общества в целом (в лучшем случае), а чаще и интересами различных социальных групп, которые, конечно же, меняются от века к веку, от народа к народу. В итоге создается почва для этического релятивизма, для пренебрежительного отношения к нравственным принципам.

. Развитие морали в истории. Закономерности развития морали

Морально-психологические свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох, в том числе Нового времени, таких, как нидерландский философ Спиноза и английские философы Гоббс и Локк, а также французские просветители Вольтер, Руссо, Гольбах, Гельвеций и другие [3, с. 32].

Так, Конфуций (551-479 до н. э.) обращал внимание на такие нравственные качества человека, делающие его приятным и полезным в общении, как чувство долга по отношению к другим людям, уважение их, особенно старших по возрасту, выполнение установленных в обществе норм и правил поведения, что позволяет поддерживать порядок и гармонию в обществе.

Древнегреческий философ Сократ (469-399 до н. э.) обосновал учение о нормах морали и моральном сознании людей как главном факторе их общения между собой. Он требовал логического обоснования положений этики, а их понимание рассматривал как основное условие нравственного совершенствования каждого человека.

Ученик Сократа Платон (427-347 до н. э.) считал, что общение между людьми должно строиться на основе таких добродетелей, как справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение нравственных норм. Он обращал внимание на способы ведения беседы, отразил многие тонкости диалогов разных собеседников, показал зависимость направленности мышления людей от характера и содержания их общения. Говоря о том, что душа размышляет и разговаривает сама с собой, Платон, по сути дела, ставит вопрос о внутренней речи людей. Это один из важных вопросов современной психологии, в том числе психологии делового общения. Заслуживают внимания взгляды Платона на осознанные и неосознанные мотивы поведения людей, анализ которых весьма актуален в настоящее время.

На многие психологические свойства личности указывал Аристотель (384-322 до н. э.).

Он характеризовал человеческие способности как функции души, рассуждал о психологических чертах характера человека, его мыслительных ассоциациях, о целесообразном характере его поведения и деятельности [3, с. 33].

Философ Нового времени нидерландец Бенедикт Спиноза (1632-1677) в своей «Этике» подчеркивает роль человеческой индивидуальности, характеризующей прежде всего внутренний мир человека, проявляющийся в тех или иных его психологических состояниях — аффектах. Таковыми являются, например, любовь, радость, сострадание, гнев, ревность, ненависть, побуждение к чему-либо и т.д.

Вместе с тем Спиноза указывал на причинную обусловленность человеческого поведения объективной необходимостью, что, однако, не снимает ответственности с человека за то, что он делает. Все это также весьма актуально и в наши дни.

Английские философы Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704) пытались показать, что общественная мораль и мораль личности взаимосвязаны и определяются обстоятельствами жизни людей и их интересами. Интересы людей определяют характер и содержание общения между ними, — писали они.

Эти идеи получили подробное обоснование в работах французских просветителей XVIII в. Поля Анри Гольбаха (1723-1789) и Клода Адриана Гельвеция (1715-1771).

На обусловленность морали людей их жизненным опытом указывал Вольтер (1694-1778), отмечая, что критерием нравственности поступков является их полезность для общества.

Весьма актуальны сегодня высказывания Жан-Жака Руссо (1712-1778) о роли чувств и естественных инстинктов человека в его поведении. Это же можно сказать об учении немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804) о долге как основании нравственности и о нравственном законе.

Многие идеи мыслителей прошлых эпох имеют прямое отношение к проблеме межличностного общения людей, в том числе их делового общения. Так, одно из фундаментальных положений теории межличностного общения указывает, что разного рода психические состояния людей во многом определяются содержанием их нравственного сознания и как бы заключают его в себе. Поэтому изучение дисциплины психологии и этики делового общения предполагает осмысление с позиций сегодняшнего дня того теоретического наследия из области психологии и этики, которое может способствовать более глубокому пониманию относящихся к ней проблем и их более содержательному анализу [3, с. 34].

Талион и «золотое правило» обычно рассматривают как выражение исторически последовательных ступеней в развитии морали.

В раннеклассовом обществе талион сменился «золотым правилом нравственности»: (не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе. Средневековая христианская этика рассматривает золотое правило нравственности в контексте Нагорной проповеди: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки». Долг, диктуемый в этом случае, это уже нравственный закон. Л.Н. Толстой рассматривал золотое правило нравственности как этический вариант, присущий всем религиям, наиболее последовательно сформулированный в учении Иисуса Христа.

И. Кант развил идею золотого правила. Категорический императив вменяет человеку поступать так, чтобы максима (краткое изречение нравственного, этического характера; правило поведения, которым человек руководствуется в своих поступках) его воли могла послужить основой всеобщего законодательства. Это означает, что нравственным является такое поведение, которое обеспечит гармонию между людьми.

Человек, исполняя долг:

выполняет его требования без внешнего принуждения;

относится к требованиям долга таким образом, как будто он сам их установил;

убеждён в правильности требований;

выполняет долг бескорыстно.

Моральный долг человека предполагает:

содействовать благу других людей;

противостоять злу;

добродетельность;

не допускать в себе порочности.

Рассмотрим особенности морали индустриального и постиндустриального общества. Индустриальную мораль называют рациональной моралью, далее идет прагматизм морали постиндустриальной. Отличия от морали традиционного общества проявляются в следующем:

. Мораль индустриального общества основана на ином отношении: личность — общество, в отличие от непосредственной зависимости, здесь опосредованный тип связи (вещная зависимость или экономическая зависимость).

Суть этой новой зависимости в том, что человек не является собственностью владельца предприятия, отношения развиваются товарно-денежные.

. Мораль традиционного общества — есть мораль, основанная на социальном неравенстве. Принцип сословной чести является системообразующими. В индустриальном обществе рождается мораль псевдо равенства и псевдо свободы, псевдо братства (свобода, равенство и братство).

На деле же происходит абсолютное закабаление рабочего. Буржуазная мораль носит двойственный характер, она делится на две части: одна называется «нормы-цели», которые конкретизируются через материальные богатства, через жизненную свободу, через возможность доступу ко всем материальным благам (образованию, отдыху и т.д.).

Богатство становится основным благом, оно открывает путь к остальным благам. Другая сторона: «нормы-рамки». Конкуренция на первом этапе «первоначального накопления капитала» существовала реальная опасность взаимоуничтожения. Нормы-рамки были направлены на сдерживание конкуренции, они выступали как собственно моральные нормы. К этим нормам относятся: долг и ответственность перед обществом, достойная конкуренция. Чтобы избежать риска, нужно чтобы конкуренты также имели выгоду (Б. Франклин).

. К постиндустриальному относится не только капитализм, но и социализм, в отличие от рабовладения и феодализма. Капитализм и социализм представляют собой разные типы общества. Человек, работающий на капиталистическом предприятии, продает свой труд частному предпринимателю. На социалистическом предприятии — государству (это разные типы собственности, разные политический строй).

Отсюда и существенные различия в морали. Можно выделить мораль буржуазную (капиталистическую) и мораль социализма.

Проблема направленности развития морали и нравственности относится к числу самых дискуссионных в этическом знании. Существуют различные гипотезы на этот счет. Они связаны с общими представлениями о направленности социально-исторического развития. Так, например, ранее были выдвинуты теории циклического и регрессивного развития. Тем не менее, человеческая история не дает пока возможности сделать какие-либо однозначные выводы относительно ее смысла и направленности.

Заключение

Таким образом, существует несколько концепций, объясняющих происхождение морали. В известной мере они дополняют друг друга, создают в культуре объемное, многогранное видение морали. Так, религиозные и биологические воззрения фактически отмечают ограниченности чисто социологического анализа разнообразных явлений нравственности. В то же время социологические учения подчеркивают, говоря словами Вл. Соловьева, что осуществление идеи добра, «действительное развитие человеческой нравственности возможно для лица только в общественной среде чрез взаимодействие с нею».

В заключение нельзя не отметить, что философские системы субъективно идеалистического направления практически отказываются от решения проблемы возникновения морали. Так, Ж.-П. Сартр пишет, что «нет никакой всеобщей нравственности, которая показала бы нам, что следует делать». По его мнению, индивид каждый раз сам выбирает свои нравственные ценности, является единственным законодателем своих поступков.

Талион и «золотое правило» обычно рассматривают как выражение исторически последовательных ступеней в развитии морали.

Исследователи выделяют три ступени развития морали:

традиционная;

индустриальная;

постиндустриальная.

Сегодня существуют различные гипотезы на счет тенденций развития морали. Они связаны с общими представлениями о направленности социально-исторического развития.

Список литературы

1.Гусейнов А.А. Этика [Текст]: Учебник / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. — Москва: Гардарики, 2000. — 472 с.

2.Ермолаева С.Г. Этика деловых отношений [Текст] / С.Г. Ермолаева. — Екатеринбург, 2006. — 96с.

.Психология и этика делового общения [Текст]: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 415 с.

.Разин А.В. Этика [Текст]: учебник для вузов / А.В. Разин. — Москва: Академический Проект, 2006. — 624 с.

.Савина Л.В. Этика [Текст]: Учебное пособие / Л.В. Савина. — Тула: Селена, 2005. — 192 с.

.Скворцов А.А. Этика [Текст]: учебник / А.А. Скворцов / под общей ред. А.А. Гусейнова. — Москва: Издательство Юрайт, 2011. — 306 с.

.Этика [Текст]: учебник для бакалавров / А.А. Гусейнов, А.Г. Гаджикурбанов [и др.]; под общ. ред. А.А. Гусейнова. — Москва: Издательство Юрайт, 2013. — 569 с.

.Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики [Текст] / В.П. Эфроимсон. — Санкт-Петербург: Питер, 1995. — 418 с.