17
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
- Глава 1. Хохломская роспись как вид декоративно-прикладного искусства
-
- 1.1 История возникновения хохломской росписи
- 1.2 Этапы развития хохломской росписи
- 1.3 Технология изготовления хохломских изделий. Особенности росписи
- Глава 2. Методика организации и проведения занятий со школьниками в кружковой работе
-
- 2.1 Учет психологических особенностей развития школьников в 5-7 классе
- 2.2 Тематическое планирование кружковой деятельности на год
- 2.3 Организация кружковых занятий
- Заключение
- Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования. Изобразительное искусство имеет немалое значение в решении задач эстетического воспитания, поскольку по своему характеру является художественной деятельностью. Особенности изобразительной деятельности предоставляют широкий спектр возможностей для познания прекрасного, для развития у школьников эмоционально-эстетического представления окружающей нас действительности.
Любой вид изобразительной деятельности имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Изобразительная деятельность играет большую роль в обучении и воспитании школьников, способствуя формированию и развитию многих личностных качеств ребенка, его психических и эстетических возможностей.
На сегодняшний день, не теряет своего значения в развитии эстетического понимания у школьников и такой вид изобразительной деятельности, как декоративно-прикладное искусство. Немаловажную роль играет изучение народных традиций и промыслов, имевших место в декоративно-прикладном искусстве на протяжении многих веков, конкретнее- обучение детей искусству росписи бытовых и декоративных предметов видами росписи, сформировавшимися на нашей родной земле. Одним из видов такой росписи является знаменитая хохломская роспись.
Цель исследования: Разработать и теоретически обосновать методику проведения кружковых занятий со школьниками по ознакомлению с хохломской росписью.
3741-7 эффективность методического руководства на занятиях изобразительной ...
... занятиях изобразительной деятельностью со старшими дошкольниками. Объект исследования: методическое руководство изобразительной деятельностью со старшими дошкольниками. Предмет исследования: процесс методического руководства на занятиях изобразительной деятельностью со старшими дошкольниками. Гипотеза исследования: методическое руководство на занятиях изобразительной деятельностью ...
Объект исследования: Учебный процесс на кружковых занятиях со школьниками по ознакомлению с хохломской росписью.
Предмет исследования: Способы, приемы, средства и пути эффективного обучения школьников искусству росписи бытовых и декоративных предметов, путем применения к ним хохломы.
Гипотеза исследования: Обучение школьников будет более продуктивным, если:
1. Ознакомить детей с искусством росписи предметов хохломой наглядно, представив им работы их сверстников, а так же работы профессионалов;
2. Обучить школьников техническим приемам хохломской росписи;
3. Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие изображаемого предмета;
4. Разработать тематическое планирование;
5. Выявить специфичность организации кружковых занятий;
6. Разработать обучающую систему заданий и упражнений, способствующих наиболее эффективному усваиванию школьниками знаний и умений, приобретенных на кружковых занятиях.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с историей возникновения и развития хохломской росписи;
2. Изучить материалы и инструменты, используемые при работе с хохломской росписью;
3. Ознакомиться с техникой создания изделий с применением хохломской росписи;
4. Выявить возрастные особенности школьников в данной возрастной группе;
5. Разработать тематический план на год.
Методы исследования: Изучение и анализ литературы о хохломской росписи, о тематическом планировании кружковых занятий. Разработка плана занятий. Общение и работа с детьми.
Глава 1. Хохломская роспись как вид декоративно-прикладного искусства
1.1 История возникновения хохломской росписи
По свидетельству историков и археологов, изготовление деревянной посуды являлось основным промыслом крестьян, чьи земли, например в Заволжье, не отличались плодородием. Дерево было самым удобным и доступным материалом для создания предметов быта. Из древесных стволов выдалбливали, вырезали и вытачивали разнообразные формы посуды: бочата, чаши, блюда, фигурные ковши, украшая их ручки резными силуэтами. Изделия не только находили широкое применение в крестьянском быту, но и являлись предметом торговли, спасая жителей деревень от голода и нужды.
Постепенно посуду из дерева стали украшать (расписывать) для чего, как правило, использовали естественные природные краски, что обеспечивало изделию дешевизну, доступность и особую красочность. Желание умельца украсить росписью немудреную деревянную посуду вполне понятно, ведь роспись не только украшала ее, но и предохраняла от вредных действий влаги.
Роспись по дереву, как один из видов декоративно-прикладного искусства, по праву считается наиболее популярной и в наши дни.
В отношении зарождения хохломской росписи искусствоведы и историки, изучающие народное декоративно-прикладное искусство, не дают однозначных ответов, высказывая различные точки зрения. Например, среди деревянных сосудов XVI века, изготовленных в монастырях и сохранившихся в музеях, находятся изделия, поверхность которых была окрашена в золотистый цвет приемами, близкими Хохломе. Они похожи на хохломские лишь по форме, киноварному фону, а иногда и по украшающим их золотым пояскам, но пояски эти нанесены золотым порошком, который не применяли в Хохломе.
Методы исследования эмоциональной сферы школьников
... с теми требованиями, которые предъявляются к психодиагностическому исследованию. 2. Комплекс методик для исследования эмоциональной сферы школьников Исследованию эмоциональной сферы детей, в отличие от интеллектуальной, ... изучения эмоциональной сферы у глухих (слабослышащих) и школьников со слухом в норме. Задачи: 1. исследование различных диагностических методик; 2. выявление необходимого материала; ...
Приемы, близкие хохломской росписи встречаются и у иконописцев (еще одна из версий зарождения золотой Хохломы).
Мастера древней Руси умели экономить дорогостоящий металл. Чтобы окрасить фон иконы в золотистый цвет, они использовали иногда не золото, а порошок серебра. После выполнения живописи икону покрывали лаком, приготовленным из льняного масла, и подвергали прогреванию в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, а серебряный порошок, просвечивающий сквозь нее, делался похожим на золото. Широкое распространение этот прием получил в XVII-XVIII веках, когда убранство русских храмов становится особенно богатым и пышным. В них создаются высокие золоченые иконостасы с большими иконами. В золотистый цвет окрашиваются киоты и церковная мебель.
О высоком мастерстве художников-иконописцев свидетельствуют два киота конца XVII века, сохранившиеся в коллекциях Нижегородского художественного музея. Их роспись с типичными для XVII века растительными мотивами напоминает покровы из драгоценных золотых тканей. Формы фантастических цветов очерчены контурными линиями и искусно разделаны штрихом. На темно-красном фоне среди зелени блестят золотые стебли и лепестки, выполненные в той самой иконописной технике золочения дерева, которая близка Хохломе.
Заволжские же мастера-умельцы из числа крестьян, по мнению искусствоведов и историков, начали расписывать посуду, используя кисть или штампики, задолго до того, как освоили технику «золотой» окраски. В XIX веке наряду с «золоченой» деревянной посудой здесь изготовляли дешевые чашки и солонки, поверхность которых украшалась только простейшими геометрическими узорами — розетками, ромбиками, спиралевидными завитками и волнистыми линиями, напоминающими хохломские узоры.
Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.
Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нем красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привезти ко двору. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
IV. Литературоведение в XIX веке
... искусства как методологические изъяны школы. Создание историй национальных литератур ("История литературы XVIII века" Г. Гетнера, "История итальянской литературы" Ф. де Санктиса, "История немецкой литературы" В. ... восходящей буржуазии. Вульгарный социологизм работ Меринга и Лафарга. V. Литературоведение в XX веке "Новая критика" в Великобритании и США. "Новая критика" как реакция на психологизм, ...
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера — кисть из солнечных лучей.
Такова легенда. Рассказывают ее всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать ее в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но ее правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с «Хохломой».
Однако наиболее вероятным временем возникновения хохломской росписи считается вторая половина XVII- начало XVIII века. Одно из предположений, относительно места зарождения промысла, связано с названиями таких деревень как: Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи, расположенными на левом берегу реки Волги.
Точно неизвестно, кто и когда придумал способ предохранения росписи посредством закалки красочного верхнего слоя олифы в горячей печи. Этот золотистый оттенок достигался тем, что загустевшая, закалившаяся на жару олифа, нанесенная на серебристую поверхность (раньше на хлористое серебро, затем на олово, теперь — на алюминий), неожиданно превращалась в золотой цвет. С этим золотым цветом контрастно выгодно сочетались черный и красный цвета.
Производство красивой своим внешним видом, золотой по цвету расписной деревянной посуды сосредоточилось в ХУШ-Х1Х веках в окрестностях города Семенова Нижегородского края. Центром по продаже и скупке выточенных на токарном станке изделий, удобных для хранения муки, соли, крупы (чаши, блюда, братины, поставцы, блюда, бочата) и украшенных специфической «золотой» росписью, сделалось село Хохлома Ковернинского района Нижегородской области, по имени которого изготавливающиеся изделия получили название хохломских.
От древних ремесел Хохлома унаследовала классические формы деревянных токарных изделий и четкие ритмы орнамента. Живописное мастерство Древней Руси обогатило ее рисунками растительных мотивов и приемами свободного их исполнения кистью. Оно способствовало и формированию оригинальной техники «золотой» окраски изделий, выделившей Хохлому среди других промыслов (основные принципы хохломской технологии «золочения» дерева сохраняются и в наши дни).
Искусство хохломской росписи по праву называется уникальным промыслом, благодаря применению при отделке деревянных изделий техники получения золотого цвета без использования драгоценного металла.
1.2 Этапы развития хохломской росписи
Сохранившиеся в музеях произведения хохломского искусства позволяют составить представление об отдельных периодах его развития. Так, например, самые ранние произведения народного промысла (рубеж XVIII-XIX веков) украшены росписью отличной от современной, более привычной нам. Они украшены лишь неширокими
золотистыми поясками. Очевидно, для окраски деревянной посуды порошок серебра был дорогим материалом. Мастера золотили лишь горловины и плечики изделий, а тулово закрашивали масляной краской, поверх которой кистью или штампом наносили орнамент.
Показатели качества хлеба и хлебобулочных изделий
... на: 1) показатели экономичности энергопотребления; 2) показатели экономичности потребления изделием материальных ресурсов. Показатели технологичности - характеризуют эффективность технологических ... Показатели трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости характерны только для конструкторских изделий. Показатели транспортабельности - характеризуют приспособленность продукции к транспортированию ...
Большие изменения в искусстве хохломской росписи связаны с первой половиной XIX века. В это время вместо серебра мастера научились применять дешевое олово, превращая его в порошок, удобный для нанесения на поверхность дерева. В истории промысла наступает новый период. Теперь мастера могли почти полностью окрашивать стенки братин, чашек, солониц, поставцов в золотистый цвет. Мастера Хохломы постигают законы росписи на золотистом фоне. В ее орнаменте окончательно утверждаются приемы плоскостной силуэтной трактовки мотивов, наиболее соответствующие живописи по золотому фону. В росписи исчезают разживки белилами, создававшие впечатление объемности формы. Происходит ограничение красочной гаммы (красный, черный и золотой цвета).
Исполнение орнамента по золотистому фону привело к утверждению характерного для травной росписи типа композиции с ажурным узором, покрывающим значительную часть поверхности изделия. Поддельный золотой фон было невыгодно обнажать большими участками гладкой поверхности. Заметив это, мастера стали исполнять рисунки, при которых фон лишь просвечивал сквозь узор и в промежутках между мотивами. Стоит отметить, что ни один мастер Хохломы никогда точно не повторял рисунок. Его творчество основывалось на постоянной импровизации новых вариантов орнамента.
Во второй половине XIX века в Хохломе создавалось довольно много видов изделий. Здесь делали большие плашковые блюда, достигавшие в диаметре метра, известные под названием артельных или бурлацких, чашки и тарелки различных размеров, поставцы, солонки, кандейки, совки для муки и другие изделия. Для себя и по заказу односельчан мастера расписывали дуги, прялки и швейки, лукошки для ягод, грибов и лубяные мочесники для хранения веретен.
В это время промысел представлял собой грандиозное ремесленное производство расписной посуды. Между жителями различных деревень четко сложилось разделение труда. В одних селениях заготавливали древесину, в других занимались токарством, в третьих — вырезали из дерева ложки и другую утварь, в четвертых — расписывали изделия. Управляли всей этой сложной системой производства скупщики. Они покупали полуфабрикаты у одних мастеров и перепродавали его другим, скупали готовую продукцию. Некоторые скупщики содержали свои мастерские, где работали токари, ложкари и красильщики.
В конце XIX- начале XX века Хохлома переживает тяжелые времена. Быстро снижался спрос на деревянную расписную посуду, постепенно вытесняемую фабричной продукцией. Падает значение промысла как поставщика предметов для повседневного крестьянского обихода. Особенно ухудшилась торговля изделиями в годы русско-японской и первой мировой войны. Закрылись многие красильни. Часть мастеров была отправлена на фронт.
Трудное положение в народных промыслах заставило Нижегородское земство принять экстренные меры. Особое внимание оно обратило на Хохлому. Туда были посланы художники, пытавшиеся приспособить ее изделия ко вкусам городских покупателей. В это время в среде русской интеллигенции возникает глубокий интерес к памятникам русской старины. Их начинают изучать, коллекционировать. Это приносит популярность и изделиям народных промыслов. Чтобы обеспечить продажу изделий Хохломы, художники стали изготовлять для нее образцы «под старину». Так появились ковши, причудливые по формам, напоминающие змей и драконов, стулья и диваны с головами лошадей, громоздкие столы и буфеты с тяжелыми токарными ножками, коробки для рукоделия, похожие на чугунные гири. При декорировании этих изделий искажались основные мотивы росписи («под фон» и «кудрины»), появился орнамент «славянской вязи» (неудачное подражание рисункам старинных рукописных заставок).
Проблема интерпретации романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
... - сатирическим*.Последнее время возрос интерес к роману. Вновь разгорелись споры вокруг «Мастера и Маргариты». Недавняя постановка на российском телевидении имела огромный успех, и каждый ... романа. Цель:· выявить причины возникновения различных, часто противоположных интерпретаций романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».Исходя из нашей цели, мы поставили для себя следующие задачи:1. Познакомиться ...
Ему были свойственны сухие стилизованные формы и грубая пестрая раскраска. Приемами, привычными для Хохломы, писать его было нельзя, поэтому в работе мастеров появились трафареты.
Возрождение хохломского промысла происходит в 20-е годы ХХ столетия. Мастера объединяются в артели, создают цеха. В 1916 году в городе Семенове открылась «Школа художественной обработки дерева». Основатель ее — художник Г.П. Матвеев посвятил более 50-ти лет жизни развитию росписи, резьбы и инкрустации по дереву. По его инициативе были приглашены потомственные мастера П.Ф. Распопин, И.Д. Смирнов, С.С. Юзиков.
В ХХ веке выросло новое поколение художников. В 1923 году в деревне Шабаши образовалось товарищество «Красильщик» на артельных началах. Мастера Подоговы и Красильниковы (династия хохломичей Красильниковых прославилась еще во второй половине XIX века) оказали большую помощь в подготовке молодых художников. Из их учеников вышли выдающиеся художники хохломской росписи ХХ века — Ф.А. Бедин, А.С. Тюкалов, И.Д. Смирнов и другие. В 1937 году на выставке «Народное творчество», состоявшейся в залах Государственной Третьяковской галереи, работы молодых семеновских мастеров получили призвание. Творческий поиск народных мастеров художественного промысла позволил найти современные орнаментальные решения в создании многопредметных столовых наборов (для ухи и кваса, ягод и меда, чая и кофе).
Во время Великой Отечественной войны промысел потерял значительную часть художников, ярко проявивших себя в искусстве предшествующих лет. В боях на Днепре погиб талантливый орнаменталист А.Г. Подогов, не стало С.С. Юзикова, И.Е. Тюкалова — многие мастера не вернулись с фронта. В первые послевоенные годы главнейшей задачей промысла стало восстановление его творческого коллектива и обучение молодежи. Большую работу в этом направлении провели опытные мастера Семеновской художественной школы.
На выставках прикладного декоративного искусства, проводившихся в 19451946 годах, было представлено много работ художников Хохломы. Как и мастера других промыслов, они стремились к созданию произведений, проникнутых духом патриотизма. Растительный орнамент приобретает для них новое значение. Он становится средством особого орнаментального рассказа о богатстве и красоте родной природы.
Многие произведения в это время выполняются на красном киноварном фоне. Складывается новое понимание рисунков с золотым узором и радостным звучным сочетанием киновари и золота, связанное с представлениями о природных богатствах русской земли. Мастеров особенно привлекают мотивы спелых колосьев, веток, отягощенных плодами, гроздей винограда и пышных цветочных гирлянд, символизирующих изобилие. При изображении их повышается роль штриховой разживки, усиливающей ощущение объемности формы. Это был некоторый отход от традиционной для Хохломы плоскостной трактовки.
Среди наиболее знаменитых мастеров Хохломы ХХ века можно назвать заслуженных художников РСФСР, лауреатов Государственной премии РСФСР имени И. Репина: Е.Н. Доспалову, Н.П. Сальникову, Н.И. Иванову, Лушину О.П., Веселову О.Н., Бусову и др. Творчество мастеров «Хохломской росписи» заслужено отмечено наградами на многочисленных отечественных и зарубежных выставках.
В наше время хохломские изделия из сугубо утилитарных превратились в декоративные. Традиции искусства Хохломы продолжают успешно развивать два центра уникального промысла: город Семенов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись», и село Семино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Семино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Семино, в других же деревнях — филиалы).
1.3 Технология изготовления хохломских изделий. Особенности росписи
Технология создания изделий с хохломской росписью в современном ее виде окончательно сложилось в XIX веке. Она достаточно трудоемка и проходит в несколько этапов. Сначала мастер вытачивает токарную форму из липы, березы или осины — так называемое «белье», т. е. неокрашенное изделие. После чего форму необходимо выдержать 12-15 суток при комнатной температуре (ведь вытачивалась она из сырой древесины).
Затем всю поверхность предмета покрывают «вапой» — жидкой глиной с мелом, отчего и сам процесс пропитки изделий называется ваплением. Для приготовления смеси глину растворяют в теплой воде, разминают кусочки и размешивают, добавляя мел, получая раствор определенной густоты. Провапленное лоскутком овечьей шкуры изделие с образовавшейся на нем глиняной коркой ставят на доски, где оно должно высохнуть.
Высохшее изделие пропитывают льняным маслом при помощи кусочков шерсти. Затем шлифуют, протирая всю поверхность изделия лычным мочалом. Все это проделывается для того, чтобы вогнать в поры дерева промасленную массу и удалить песчинки. После шлифования посуда ставится в печь на 4-5 часов.
Следующий этап — шпаклевка, т.е. замазка изделия смесью глины с олифой. Прошпаклеванную посуду снова ставят на просушку. Далее — обработка олифой для создания на изделии масляной пленки. Олифой изделие промазывается три раза, каждый раз в промежутках снова и снова просушивается и лишь после этого ставится в печь при температуре 80-90°.
Только теперь прошлифованное изделие лудят — обмазывают оловянным порошком, чтобы оно стало сначала серебряным, а потом, под олифой, золотым. Луженое изделие готово к расписыванию красками. Его покрывают слоями олифы и лака (с промежуточной сушкой каждого слоя) и, наконец, закаливают в печи при температуре 100-120° до образования масляно-лаковой пленки золотистого цвета. Олифа от печного жара желтеет, под ее пленкой металлизированная поверхность (серебро) начинает светиться золотом.
Далее посуду расписывают, нанося масляной краской при помощи кисти орнамент (без предварительного рисунка).
Колорит хохломских изделий — золото, киноварь и черный цвет. Однако классическое сочетание трех цветов дополняют иногда коричневым, оранжевым, желтым, зеленым цветами. В хохломской окраске употребляются только те красители, которые выдерживают высокую температуру: голландская сажа, ртутная киноварь, изумрудная зелень, лимонный или светло-желтый крон, светло-коричневая мумия и охра.
Роспись, нанесенная масляными красками, закрепляется сушкой. Вынутые из печи изделия прочные, легкие, не боятся, по выражению хохломских мастеров, «ни жару, ни стужи».
Существует две традиционные разновидности письма хохломской росписью:
— верховая роспись — создается мазками кисти на поверхности фона, образуя ажурный узор из красных, черных росчерков, сквозь которые мелькает «золото» фона. Разновидностью верхового «травного» письма является роспись «под листок» с зелеными, желтыми или коричневыми округлыми листьями и красными кружочками ягод;
— роспись под фон начинается с нанесения контурных мотивов орнамента. Фон между ними закрашивается черной и красной краской, а сами мотивы тонко прорисовываются штрихом. Заканчивая роспись, мастер «разживляет» штрихами силуэтные формы листьев, цветов и плодов, обогащает их цветовой разделкой и выполняет вокруг стеблей по поверхности фона легкие травные «приписки». «Золото» просвечивается в силуэтах листьев. Рисунок «кудрина» является разновидностью росписи «под фон». Для него также характерны золотые силуэты, окруженные цветным фоном. Он отличается своеобразным узором, в котором рисунок листьев, цветов и плодов составлен из округлых кудреватых завитков. Выделяют основные элементы орнамента хохломской росписи:
— «деревко» — все элементы располагаются вокруг вертикального стебля («дерево жизни»);
— «кудрина» — декоративное изображение листьев, выгнутых дугой;
— «кустик» — наиболее сложный элемент «травки»; состоит из симметрично расположенных более простых элементов («осочек», «травинок», «завитков» и др.);
— «кустик» («подлисток») — яркие листья и ягоды на стебельках;
— «лапочка» — напоминает круглую лапку;
— «осочка» — самый простой элемент узора; выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
— «пряник» — декоративная композиция из розетки, вписанной в ромб или квадрат;
— «рыжик» — орнамент изображающий подобие гриба;
— «сестрички» — парные или тройные лепестки;
— «травка» или «травинка» — традиционный травяной орнамент, наиболее характерный элемент; мазки с небольшим плавным утолщением и др.
«Травка», создаваемая ритмичным движением кисти, является неизменным элементом узора в хохломской росписи. Это, как правило, легкие, небольшие штрихи красного или черного цвета. Порой весь узор состоит только из травки, расположенной на извилистой линии. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки или декоративные цветы.
В композиционном отношении рисунок строится по типу розетты, располагаясь отдельными группами на поверхности предмета или в виде ленточной волнообразной линии, вьющейся по всей форме и богато украшенной листьями, цветами, ягодами, травкой.
В последнее время мастера усложняют композицию узора — весь узор строится вокруг центра, включающего более крупные элементы (например, птицу или цветок, окруженные завитками с растительным орнаментом).
Глава 2. Методика организации и проведения занятий со школьниками в кружковой работе
2.1 Учет психологических особенностей развития школьников в 5-7 классе
хохломская роспись школьник
Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.
Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков — несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле, Однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.
Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.
Поэтому учитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним.
В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам.
Подростки-мальчики склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне реальные местные хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость — подлостью, любовь к себе — насилием над другими.
Девочки-подростки отличаются тем, что они физически отличаются от мальчиков ранним взрослением и хотят общаться с мальчиками более старшего возраста. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки-подростки считают идеальной работу проститутки, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.
Многие подростки, как мальчики, так и девочки, не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще.
Учителю необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
— формирование нравственных качеств личности;
— знакомство с примерами положительных идеалов.
Педагогу нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность не только преодолеть отчуждение, но и наладить хорошие отношения в системе: школа>семья>общество>ребенок.
Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог и полилог, принимать самостоятельные решения. Организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс».
У многих учащихся в этом возрасте возникают проблемы с учителями. Ученик, который имеет все пятерки по многим предметам, получает лишь «2» и «3» по другим. И это порой вовсе не связано с его работоспособностью или интеллектуальными возможностями. Зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации.
Классный руководитель должен вовремя исследовать причины учебных проблем ученика и использовать полученные результаты в работе с классом.
2.2 Тематическое планирование кружковой деятельности на год
Календарно-тематическое планирование кружка «Роспись по дереву» в 5-7 классах:
№ |
Дата |
Содержание |
Выставки |
|
1. |
2. 09 |
Вводное занятие. Правила техники безопасности. |
||
2. |
6. 09 |
Виды росписи по дереву. История хохломской росписи. |
||
3. |
9. 09 |
История хохломской росписи. |
||
4. |
13. 09 |
Элементы верхового письма «Травка». |
||
5. |
16. 09 |
Элементы верхового письма. |
||
6. |
20. 09 |
Элементы верхового письма. |
||
7. |
23. 09 |
Элементы верхового письма. |
||
8. |
27. 09 |
Составление эскизов на бумаге. |
||
9. |
4. 10 |
Продолжение работы над композиции. |
||
10. |
7. 10 |
Элементы фонового письма. |
||
11. |
11. 10 |
Элементы фонового письма. |
||
12. |
14. 10 |
Составление композиции верхового письма на бумаге. |
||
13. |
18. 10 |
Работа над композицией. |
||
14. |
21. 10 |
Работа над композицией. |
||
15. |
25. 10 |
Работа над композицией. |
||
16. |
28. 10 |
Работа над композицией. |
Выставка. |
|
17. |
1. 11 |
Составление композиции фонового письма на бумаге. |
||
18. |
4. 11 |
Работа над композицией. |
||
19. |
8. 11 |
Работа над композицией. |
||
20. |
11. 11 |
Работа над композицией. |
||
21. |
15. 11 |
Роспись изделия из дерева (росись по выбору) |
||
22. |
18. 11 |
Роспись изделия из дерева. |
||
23. |
22. 11 |
Роспись изделия из дерева. |
||
24. |
25. 11 |
Роспись изделия из дерева. |
||
25. |
29. 11 |
Роспись изделия из дерева. |
||
26. |
2. 12 |
Роспись изделия из дерева. |
||
27. |
6. 12 |
Выставка работ. |
Выставка. |
|
28. |
9. 12 |
История Городецкой росписи. |
||
29. |
13. 12 |
Основы Городецкой росписи. |
||
30. |
16. 12 |
Основы Городецкой росписи. |
||
31. |
20. 12 |
Эскизы цветов купавки. |
||
32. |
23. 12 |
Эскизы цветов розан. |
||
33. |
27. 12 |
Составление композиции. |
||
34. |
30. 12 |
Работа над композиции. |
||
35. |
10. 01 |
Работа над композиции. |
||
36. |
13. 01 |
Работа над композиции. |
Выставка. |
|
37. |
17. 01 |
Эскизы птиц и животных. |
||
38. |
20. 01 |
Эскизы птиц и животных. |
||
39. |
24. 01 |
Составление симметричной композиции. |
||
40. |
27. 01 |
Эскизы людей в Городецкой росписи. |
||
41. |
31. 01 |
Эскизы людей в Городецкой росписи. |
||
42. |
3. 02 |
Эскизы людей. |
||
43. |
7. 02 |
Составление сложной композиции. |
||
44. |
10. 02 |
Работа над композицией. |
||
45. |
14. 02 |
Работа над композицией. |
||
2.3 Организация кружковых занятий
Основные задачи учебного занятия кружка
— развитие познавательных интересов учащихся;
— развитие интеллектуальных способностей;
— обучение самообразованию;
— овладение методами и приемами самостоятельной работы;
— обучение методам научной, исследовательской, экспериментальной работы;
— развитие изобретательских и конструкторских способностей;
— развитие творческих способностей;
— овладение практическими умениями и навыками;
— формирование умений работать в коллективе, выполнять коллективные работы (задания);
— содействие в профессиональном самоопределении учащихся;
— формирование умения передавать свои знания другим;
— выявление уровня знаний и умений учащихся.
Необходимым условием успешного формирования тех или иных умений является стремление самого ученика к познанию, поэтому необходимо создать у ребенка положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий.
Как правило, удачно выбранный вид деятельности учащихся в начале занятия настраивает их на плодотворную работу на протяжении всего времени. Поэтому началу занятия следует уделять особое внимание.
Образовательные задачи:
1. Обеспечить нормальную обстановку для работы на занятии.
2. Психологически подготовить учащихся к общению.
Содержание:
1. Приветствие.
2. Проверка подготовленности к учебному занятию.
3. Организация внимания школьников.
4. Раскрытие общих целей учебного занятия и плана его проведения.
Показатели выполнения образовательных задач:
1. Доброжелательный настрой педагога и учащихся.
2. Кратковременность этапа.
3. Готовность группы к учебному занятию.
4. Быстрое включение школьников в деловой ритм.
5. Четкая формулировка целей учебного занятия и элементов плана работы.
Условия выполнения задач:
1. Собранность педагога.
2. Последовательность в предъявлении требований.
3. Использование небольшой психологической паузы и вопросов, пробуждающих внимание учащихся к работе.
4. Спокойная и уверенная манера учителя держаться при появлении в кружке.
На данном этапе следует использовать преимущественно те приемы активизации, которые обеспечивают осознание учащимися необходимости усвоения нового материала или выполнения определенного задания.
Известно, что именно, причем посильные, задания наиболее цепко держат внимание ребят. Сложность, доступная для ребят, и новизна — основные причины интереса.
Новизна, в первую очередь связана с содержанием информации и способами ее передачи. Задания на проявление наблюдательности, внимания, выдумки, фантазии носят соревновательный характер.
Некоторые способы организации начала занятия:
1. Задания с опорой на жизненный опыт, смекалку.
2. Задания на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу уже хорошо усвоенному.
3. Задание на выявление ошибок.
4. «Мозговой штурм» по решению сложного задания.
5. Работа со специальной литературой, справочниками по теме.
6. Исследовательские задания.
7. Составление сказки, кроссворда по предыдущим темам, связанным с новой темой.
8. Выступления «солистов» — учеников, которые заранее подготовили выступления, рефераты по теме.
Одним из основных этапов учебного занятия является изложение нового материала педагогом. От того, насколько материал будет подан интересно и грамотно, зависит эффективность усвоения учащимися данной темы, раздела.
Основными требованиями к изложению материала педагогом являются:
— значительность, содержательность, точность;
— логичность, последовательность;
— краткость;
— аргументированность, убедительность;
— соответствие нормам ораторской речи:
а) выразительность, использование приемов новизны, взаимодействия, соучастия, персонификации, образность, проблемность ситуации, риторический вопрос, пауза;
б) артистизм, эмоциональность, дикция, оптимальный темп речи, соответствие интонации содержанию, умелое использование мимики, жестов;
в) соразмерность композиционных частей материала: вступления, основной части, заключения.
Основные ошибки педагогов в изложении нового материала:
1. Недостаточная последовательность.
2. Отвлечение от темы.
3. Многословие.
4. Нечеткие формулировки основных положений и вопросов учащимся.
5. Нарушения в логике изложения; неумение отделить исходное положение от следствия, недостаточно четкое расчленение постулата и аргумента.
Заключение
Хохломская роспись — это вид художественной обработки дерева. Возникло это искусство в конце 18 века в Заволжье (село Хохлома Горьковской области).
Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII века. Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея» (Ухожея — место, расчищенное от леса под пашню).
Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще X-XIII веков. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями.
Хохломская роспись в своей повседневной работе использует технологический процесс по изготовлению продукции с хохломскими узорами или орнаментом, защищенный более 60 патентами на изобретения, промышленными образцами и товарными знаками. Запатентованная хохломская технология по изготовлению изделий с хохломским сюжетом из фарфора, металла и стекла почти не требует введения новых технологических операций.
Хохломские изделия (Хохлома) отличает форма, которая, обладая декоративно-художественной выразительностью, отвечает их назначению и вместе с тем выгодно подчеркивает достоинство и оригинальность с традиционным хохломским письмом. В хохломской росписи применяется оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Ручная хохломская роспись изделий упомянутым письмом показывает обилие золотого фона, утонченность формы, легкий четко выполненный орнамент, виртуозность и свободу кистевого мазка. При нанесении растительно — цветочного орнамента на изделия применяют в основном три вида росписи (хохлома): травка, фон и кудрина.
Травка (хохлома) выполняется в технике так называемого «верхового» письма: цветочный орнамент наносится силуэтом поверх серебряного фона, которым покрыто изделие из древесного и не древесного материала, и которое после нанесения лака и закалки становится золотистым.
При фоновом письме (хохлома) на серебристую поверхность изделия сначала наносят черной краской контуры орнамента — стеблей растений, листьев, различных плодов, цветов и птиц. Образы природы узнаваемы, они навеяны впечатлениями от цветущих садов, лугов, лесов. Сами они — цветок или лист- остаются блестящими, серебристыми. После закраски фона эти части росписи обогащаются дополнительными деталями. В промежутках между листьями, цветами и крупными ягодами, по самому фону, размещаются травинки и гибкие «усики» с мелкими ягодами, гроздьями рябины и т.д. Фоновая роспись выполняется в ограниченной характерной цветовой гамме с использованием алого, черного и золотого тонов с золотым фоном, иногда с добавлением небольшого количества зеленого, желтого, оранжевого, коричневого тонов в рисунке.
Узоры кудрины (хохломы) оконтурены тонкой линией, т.е. сначала создается линейный контур рисунка. Более четко рисунок появляется лишь при закраске фона черной или красной краской. Но в целом за счет незакрытых фоном крупных цветов, стеблей, листьев в орнаменте преобладает золотистый цвет, что, естественно, изделию придает особую торжественность. Внутри золотого орнамента для придания ему большей выразительности нанесены разнообразные тонкие завиточки; необычны и сами цветы, которые наносят часто фантастический образ.
Не случайно искусство Хохломы возникло на русской земле вблизи красавицы Волги. Оно отразило в себе богатство природы этого привольного края.
Список использованных источников
1. Ананьев, Б. Т. Человек на предмет познания / Избр. психол. труды. — М. : Педагогика, 1980. — Т. 1. — 232 с.
2. Асадуллин, P. M. ; Интегративно — модульная технология формирования личности учителя как субъекта профессиональной деятельности. — Уфа : БГПИ, 2013. — 264 с.
3. Асломов, А. Г. Психология личности : Принципы общепсихологического анализа. — М. : Издательство МГУ, 2012. — 367 с.
4. Ахияров, К. Ш. Изучение, обобщение и распространения передового опыта школ по трудовому воспитанию учащихся. / Учитель Башкирии. -1979. — № 5 — 154с.
5. Боголюбов, В. И. Педагогическая технология. Эволюции понятия. / Со -ветская педагогика. — 2014. — № 9. — 128 с.
6. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. Под ред. проф. А. В. Петровского. — М. : Просвещение,1973.-288с.
7. Воробьёв, Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. — М. : Просвещение, 2012. — 284 с.
8. Выготский, Л. С. Психология искусства. — М. : Педагогика, 1987. — 345 с.
9. Горяева, Н. А. Первые шаги в мире искусства : книга для учителя. — М. : Просвещение, 2012. — 159 с.
10. Загвязинекий, В. И. Педагогическое творчество учителя. — М. : Педагогика, 1987. — 159 с.
11. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. В 2-х т. — М. : Просвещение, 1986. — 397 с.
12. Ильина, Е. Н. Искусство общения. / Педагогический поиск. — М., 1989. -223 с.
13. Курина, В. А. Методологические основы неприрывной технологической подготовки в системе «семья — школа — ВУЗ». — Самара, 2013. — 76 с.
14. Маркова, А. К. Психология труда учителя: — М. : Просвещение, 1993. — 190 с.
15. Молотобарова, О. С. Учите детей вышивать : учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. — М. : гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. — 192 с.
16. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития , детство, отрочество : учебник для студентов вузов. — 6-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 456 с.
17. Немов, Р. С. Психология : учебник для студентов высших учебных заведений, в 3 кн. Кн. 2 Психология образования : — 3 изд. / Р. С. Немов — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 608 с.
18. Пидкасистый, П. И. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под общ. ред. П. И. Пидкасистого. — М. : Российское педагогическое агентство, 2012. — 604 с.
19. Радченко, И. В. Педагогическое творчество учителя / Нapодное образование. 1985. — № 7. — с. 78 — 82.
20. Сластёнин, В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под общ. ред. В. А. Сластёнина. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. — Ч. 1. — 288 с.
21. Сластёнин, В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под общ. ред. В. А. Сластёнина. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. — Ч. 2. — 256 с.
22. Теплов, М. Б. Избранные труды. В 2-х т., (т.1.).
— М.: Просвещение.,1971.
23. Филатов Ф. Р. Общая психология : справочник. Ростов-на-Дону : Феникс,2012. — 448 с.
24. Хворостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1981. — 175 с., ил.,16 л. вкл.
Размещено на