Физическое воспитание в секции настольного тенниса

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ВОСТОЧНОУКРАИНСЬКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени ВЛАДИМИРА ДАЛЯ

Институт философии и психологии

Кафедра: Здоровья человека и физического воспитания

ЗАДАНИЯ

по дисциплине: «»физическое воспитание» И «РАБОТА В СЕКЦИЯХ» (специализация Настольный теннис)»

Выполнила:

студентка группы УП-131

Бондаренко Марина Николаевна

Преподаватель:

Лицоева Н. В.

Северодонецк 2015

Оглавление

I. БЛОК — ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ-ТЕСТЫ

1.ПРОБА РУФЬЕ.

2. ОРТОСТАТИЧЕСКАЯ ПРОБА.

3. ПРОБА С ЗАДЕРЖКОЙ ДЫХАНИЯ НА ВДОХЕ (ПРОБА ШТАНГЕ).

Выводы

II. БЛОК — ВОПРОСЫ ПО ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС.

Раскройте понятие «здоровье», его содержание и критерии. Факторы здоровья?

Назовите психологические факторы в н. теннисе? Перечислите факторы, влияющие на эмоциональное состояние спортсмена?

III. БЛОК — МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

3. Является ли долгожительство предельной ценностью человеческой жизни? Поясните, при любом Вашем ответе, почему Вы так считаете?

9. Опишите, пожалуйста, Ваши личные аргументы в пользу того, что ФВ и ФК влияют на духовное, умственное, психологическое развитие личности.

IV. БЛОК — ТЕСТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Список использованной литературы

I. БЛОК — ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ-ТЕСТЫ

1. ПРОБА РУФЬЕ

Р1 — 17;

Р2 — 24;

Р3 — 18;

Индекс Руфье = (4x(Р1 + Р2 + Р3) — 200)/10 = (4х917+24+18) — 200)/10 = 3,6 — результат в пределах от 3 до 6 оценивается как средний.

Индекс Руфье—Диксона = ((Р2-70) + (Р3-Р1))/10 = ((24-70)+(18-17))/10= -4,5 — Результат расценивается как хороший.

19 стр., 9493 слов

Психологические факторы семейного воспитания

Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка» Кафедра психологии Психологические факторы семейного воспитания работу выполнила: студентка зо, группы № 211 Гончарова Екатерина Юрьевна Преподаватель кафедры психологии: Богданова Татьяна Михайловна Минск, 2008 г. Содержание Цели и задачи работы Введение 1. ...

2. ОРТОСТАТИЧЕСКАЯ ПРОБА

Пульс, в положении лежа — 63 уд/мин.

Пульс, в положении стоя — 77 уд/мин.

77-63=14 — разница от 13 до 18 уд/мин. характеризует удовлетворительное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы.

3. ПРОБА С ЗАДЕРЖКОЙ ДЫХАНИЯ НА ВДОХЕ (ПРОБА ШТАНГЕ)

1 проба

2 проба

Пульс за 30 сек. в положении стоя

42 удара

36 ударов

38 ударов

36 ударов

Время задержки дыхания

30 секунд

26 секунд

Пульс за 30 сек. в положении стоя после возобновления дыхания

36 ударов

40 ударов

Мой показатель оказался плохим, в связи с отсутствием тренировок и наличием небольшого простудного насморка.

Выводы

спортсмен личность здоровье эмоциональный

Из выше проделанных проб видно, что сердечно-сосудистая система находится в норме и адаптируется к физическим нагрузкам, но есть проблемы с адаптацией к недостатку кислорода. Общее состояние организма характеризую как удовлетворительное, на лицо недостаток тренировок дыхательной системы.

II БЛОК — ВОПРОСЫ ПО ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС

Вопрос №4. Раскройте понятие «здоровье», его содержание и критерии. Факторы здоровья?

По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: «здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:

— индивидуальное здоровье человека — естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский);

— здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность;

— индивидуальное здоровье человека — это гармоническое единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д. Адо);

— здоровье — это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В. П. Казначеев).

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).

Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Здоровье человека — результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:

. наследственность — 20%;

. окружающая среда — 20%;

. уровень медицинской помощи — 10%;

. образ жизни — 50%.

В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:

. человеческий фактор — 25% (физическое здоровье — 10%, психическое здоровье — 15%);

. экологический фактор — 25% (экзоэкология — 10%, эндоэкология — 15%);

. социально-педагогический фактор — 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта — 15%, поведение, режим жизни, привычки — 25%);

. медицинский фактор — 10%.

Назовите психологические факторы в н. теннисе? Перечислите факторы, влияющие на эмоциональное состояние спортсмена?

В каждом соревновании борьба за победу развертывается в сложной психологической обстановке. В процессе соревнования его участники испытывают самые разнообразные чувства: спортивной злости, бодрости, подъема, уверенности, а также чувства подавленности, неуверенности, растерянности и т. д.

Психологические факторы — условия, воздействующие на морально-волевые качества спортсменов,— имеют большое значение в настольном теннисе, нередко от них зависит исход встречи.

Поэтому для достижения победы наряду с высокой технической подготовкой требуются столь же высокие морально-волевые качества.

Психологическое преимущество достигается обычно спортсменом, захватившим инициативу, т. е. ведущим игру так, как ой считает нужным, как это ему выгодно, а не так, как этого хочет противник. Успешное наступление — лучшее средство захватить инициативу, достигнуть психологического преимущества. Инициативу, как правило, следует стремиться захватить с начала первой партии и не выпускать ее до конца встречи. Даже если выиграны первая и вторая партии, то и в третьей надо настойчиво бороться за каждый мяч, ни в коем случае нельзя успокаиваться на достигнутом. Известно множество случаев, когда игроки, имевшие огромное игровое преимущество, упускали вместе с тем инициативу и проигрывали, казалось бы, наверняка выигранное состязание. Даже, когда игра у соперника явно не ладится и он легко отдает одно очко за другим, нужно стараться действовать в полную силу, ибо противник может в середине или в конце встречи улучшить свою игру, перехватить инициативу, и тогда вновь овладеть инициативой может оказаться не так-то легко.

Устойчивое психологическое преимущество достигается также путем «сбивания» игры противника, применением наиболее неудобных для него ударов, использованием пробелов в его технике. В результате, противник начинает совершать ошибки, теряет точность, играет неуверенно. Но не всегда имеет смысл на протяжении всей встречи использовать слабые стороны противника: он может к такой системе игры приспособиться.

Исключительно большое значение во всяком спортивном соревновании играет воля к победе. Спортсмен должен направлять все свои волевые усилия на осуществление намеченного тактического плана игры, на преодоление чувств подавленности, досады, растерянности, неуверенности, возникающих во время спортивного единоборства. Спортсмен должен максимально сосредоточить внимание на игре, упорно стремиться к победе.

Подлинно волевой спортсмен от первого до последнего мяча ведет игру с большим упорством, настойчивостью, в самых трудных условиях действует уверенно, целеустремленно, сохраняет спокойствие, выдержку, в наиболее ответственные моменты встречи максимально усиливает игру.

Направлять свои волевые усилия на осуществление выработанного инициативно-наступательного тактического плана — это не значит без предварительной подготовки, безрассудно, нерасчетливо, со всей силой наносить удар по каждому мячу. В нападении, как правило, нельзя торопиться, хотя нет ничего более ценного в игре, чем неожиданный сильный удар. Надо уметь подготавливать завершающую комбинацию с помощью наводящих ударов, тонкой плассировки. Особенно не следует торопиться, имея перед собой по преимуществу защищающегося игрока. Раз противник не нападает, вы можете спокойно, хладнокровно выбрать момент для проведения завершающего удара.

Бывает, что после двух-трех досадных промахов или вследствие других обстоятельств у игрока появляется неуверенность, удары становятся неточными, вялыми, и игрок не может «убить» даже легкий мяч. В этом случае надо уметь мгновенно дать оценку своему состоянию и направить все силы на то, чтобы мобилизовать себя, быстро перестроиться, не упускать инициативы в игре.

Играя на соревнованиях, надо очень внимательно следить за счетом. Не всякое очко имеет одинаковую ценность. В самом деле — разве можно сравнивать первое очко — «один — ноль» с последним «партия и соревнование». Если выигрывается последнее очко, оно приносит вам выигрыш партии или окончательную победу, и оно, конечна, много важнее первых очков.

Из этого не следует, что не надо добиваться перевеса в несколько очков уже в начале партии, особенно в решающей. Наоборот, необходимо создать разрыв в счете (это укрепляет уверенность); в решающей партии этот разрыв часто предрешает выигрыш всей встречи.

Если поведет сначала противник, надо стараться не позволять ему в ходе партии отрываться более чем на 4—5 очков. Большое значение имеет исход борьбы при счете 17 : 16, 18 : 17, 19 : 18, когда выигрыш очка создает столь важное преимущество в 2 очка—18:16, 19:17, 20:18, а проигрыш уравнивает счет—17:17, 18:18, 19 : 19. В эти моменты важно быть особенно внимательным, хладнокровным, расчетливым, иметь средства, чтобы усилить игру и суметь заставить себя это сделать.

К таким средствам относится максимальное использование слабых сторон противника, сильная крученая подача, сильные резаные или крученые мячи, неожиданный сильный нападающий удар, в котором вы наиболее уверены. Все эти технические приемы и волевые качества нужно умело использовать для выигрыша важных очков, для завоевания победы.

Даже если очко в этом случае будет проиграно в результате активных действий, у спортсмена не будет такого чувства досады и растерянности, как в случае проигрыша решающего очка в результате излишне осторожной защитной игры.

Ни при каких обстоятельствах не должен унывать и проигрывающий. Нередко счет 16:20 или даже 13 : 20 еще не решает исхода партии. При упорном сопротивлении, при неуклонном стремлении выиграть очко, отражать каждый мяч, каким бы безнадежным он ни казался, можно достичь перелома в ходе борьбы, особенно в том случае, если противник преждевременно почил на лаврах. В таких случаях счет выравнивается — 20 : 20, 21 : 21. Это окончательно может сломить волю еще недавнего лидера, и он терпит поражение.

В практике настольного тенниса известно немало побед, достигнутых над сильнейшими противниками благодаря исключительным упорству и выдержке.

При выигрыше ни в коем случае не следует менять тактики. В случае если грозит проигрыш (2:10, 5:15, 10: 18), целесообразно резко изменить тактику. Противник, не умеющий быстро оценить изменившуюся тактическую обстановку, может проиграть несколько очков подряд. Потеряв уверенность, он может упустить инициативу, и вы получите реальные шансы на выигрыш.

В целях борьбы с игрой, строящейся на нудной перекидке мяча, тормозящей класс настольного тенниса, правилами, как известно, введено ограничение продолжительности каждой партии по времени. Одна из партий состязания может продолжаться не более 20 мин., а все последующие за ней партии — не более 10 мин. Какова же должна быть тактика спортсмена в минуты цейтнота? Какой надо придерживаться тактики в короткой, десятиминутной, партии?

Если вы отстали в счете, в момент наступления цейтнота, как в двадцатиминутной, так и в десятиминутной партии, необходимо максимально активизировать свою игру, рисковать при проведении атак, добиваясь сперва уравнения счета, а затем и отрыва в 1—2 очка. Если к моменту наступления цейтнота имеется преимущество в очках, не теряйте инициативы, стремитесь активными, наступательными действиями удержать достигнутый перевес в счете, сковать атакующий порыв соперника.

Волевые усилия теннисиста во время состязания должны быть направлены также на сосредоточение внимания на игре, на решение тактических задач. Игрок должен самым внимательным образом следить за выполняемыми им самим ударами и занимаемой позицией у стола, за действиями противника, когда он готовится произвести удар по мячу, чтобы определить, как и куда он его пошлет, а затем мгновенно решить тактическую задачу, куда и как самому направить мяч; за дальнейшими действиями противника. Все это требует, особенно при нынешнем быстром темпе игры, очень большой сосредоточенности и внимания.

Из своего личного опыта выступлений на соревнованиях каждый игрок знает, что, как только хотя бы немного отвлечешься в процессе игры чем-либо посторонним, ослабишь внимание, тотчас же последуют технические и тактические ошибки. Отвлечься от игры очень легко, а вновь сосредоточиться трудно.

Большинство лучших игроков в настольный теннис умеет полностью сконцентрировать свое внимание на игре. Это значит, что во время игры они не обращают внимания на возгласы зрителей, переходы публики с места на место, на возможные ошибки судей. Они отгоняют от себя всякие посторонние мысли, связанные, например, с возможностью поражения, с тем, как отразится выигрыш или проигрыш на их месте в классификационных списках, кто будет очередным противником в следующей встрече, как с ним играть и т. п.— мысли, отвлекающие внимание от розыгрыша данного очка. Внимательные игроки видят перед собой мяч, противника, слышат голос судьи, а все их мысли направлены в этот момент на выигрыш очка.

Анализ хода спортивной борьбы — своих действий и действий противника, принятие тех или иных тактических решений очень часто совершаются игроком не только в интервалах между розыгрышем очка, после окончания партии, но и мгновенно, непосредственно в момент розыгрыша очка.

Сосредоточенность и нужная направленность внимания, необходимые для успешного ведения игры, не приходят сами собой. Они достигаются с помощью энергичных волевых усилий. Устойчивое внимание во время игры надо постоянно развивать в процессе тренировочных встреч.

III. БЛОК — МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

3. Является ли долгожительство предельной ценностью человеческой жизни? Поясните, при любом Вашем ответе, почему Вы так считаете?

Я не считаю долгожительство предельной ценностью человеческой жизни. Как по мне, в жизни главное ее смысловая наполненность. В жизни должен быть смысл, если его нет, зачем жить 100 лет или более. Обычно желание жить долго люди описывают какими-то планами на будущее, а если этих планов нет, то и нет смысла в долгой, но скучной жизни наполненной пустотой. А под планами я имею в виду, например, окончить проект всей жизни. Пусть это будет космический корабль или благоустройство жизни любимой дочурки.

Жизнь должна быть наполнена смыслом и счастьем, которое зависит от количества моментов создающих ощущение того самого «счастья» и умения ловить эти моменты, и наслаждаться ими, а не от длительности жизненного пути. Только когда твоя жизнь будет полной чашей, когда в ней будет семья, верные друзья, любимое занятие и т. д. Тогда будет смысл, а главное желание жить долго. Долго и счастливо.

Конечно, я не откидываю надобность следить за своим здоровьем и образом жизни. Хорошо когда все факторы создают единое целое, тогда жизнь будет долгой на радость Вам и вашим близким.

9. Опишите, пожалуйста, Ваши личные аргументы в пользу того, что ФВ и ФК влияют на духовное, умственное, психологическое развитие личности

Безусловно, физическое воспитание и физическая культура влияют на духовное умственное и психологическое развитие личности. Прежде всего, спорт — это воспитание силы воли и выносливости, то есть духовное воспитание и развитие. Физическим воспитанием нужно заниматься с первых месяцев рождения и всю жизнь ведь развитие различных групп мышц человеческого тела способствуют развитию способности управления своего тела. Чем больше у ребенка развивается способность управления своим телом, тем быстрее и лучше он усваивает теоретические знания, но чем симметричнее, разнообразнее и точнее движения, тем равномернее развиваются оба полушария головного мозга.

А что касательно психологического развития, то первостепенное значение для нормального течения психических процессов имеет, безусловно, физическая активность в силу того, что между деятельностью центральной нервной системы и работой опорно-двигательного аппарата человека существует очень тесная связь. В скелетной мускулатуре находятся специфические нервные окончания (проприорецепторы), которые при мышечных сокращениях по принципу обратной связи посылают в мозг стимулирующие импульсы. Исследования подтверждают, что многие функции ЦНС зависят от активности мышц. С одной стороны, задача импульсов, идущих от проприо-рецепторов, состоит в том, чтобы сигнализировать мозгу о реализации совершаемых движений. С другой — специфические нервные клетки одновременно повышают общий тонус коры головного мозга, в результате чего возрастает его общая функциональная способность. Общеизвестно, что многие люди думают лучше при ходьбе, чем в сидячем положении, что ораторы склонны сопровождать свою речь жестикуляцией, а актеры предпочитают учить свою роль во время прогулок.

Систематическое вовлечение мышечной системы в двигательную активность, оказывая огромное влияние на весь организм, стимулирует и интеллектуальную деятельность человека, повышает продуктивность умственного труда.

Рассмотрим влияние физических нагрузок на психическую, а не физическую сферу. Однако известно, что эти понятия неотделимы, тем более, что физические нагрузки оказывают не избирательное, а целостное воздействие на организм занимающегося. Органической основой взаимосвязи этих сфер является единство физического и духовного развития человека. Здесь обычно выделяют: биологические, педагогические, психологические и социальные эффекты (здоровье, физическое развитие, физическая подготовленность, особенности психической саморегуляции, социальный статус, стиль поведения).

В процессе тренировок человек учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-двигательных и вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля и способность к саморегуляции психических состояний.

При самоконтроле и саморегуляции двигательных действий принимают участие практически все интеллектуальные процессы. Это связано, во-первых, с тем, что физические упражнения ставят перед человеком множество разнообразных проблем (планирование, контроль, выбор стратегии), а, следовательно, побуждает человека приобретать опыт их решения. Кроме того, можно говорить о влиянии более глубокого и сложного характера, базирующегося на взаимосвязях психомоторного и интеллектуального развития, когда целенаправленные воздействия на двигательную сферу человека вызывают соотносительные (корреляционные) изменения в его интеллектуальной сфере.

Итак, влияние физических нагрузок на психическую сферу имеет огромное значение. Занятия спортом и физкультурой способствуют положительному изменению свойств личности, её гармоничному развитию, служат барьером на пути возникновения вредных привычек. Благодаря физическим нагрузкам у человека развивается двигательная память, мышление, воля и способность к саморегуляции психических состояний.

IV БЛОК — ТЕСТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Тест

Результат

апрель

май

Сгибания-разгибания рук в упоре лежа (муж., жен.)

10

15

Поднимание туловища в сед из положения лежа (ч., ж.).

Пресс.

41

53

Прыжки вверх (муж., жен.)

70

82

Наклоны туловища вперед (муж., жен.).

Гибкость.

8

16

Прыжки через скакалку (жен.)

83

96

Список использованной литературы

1. Амелин А.Н.,Пашнин В.А. Настольный теннис.-М.: Физкультура и спорт, 1980., ил. — (Азбука спорта).

2. Байгулов Ю.П., Романин А.Н. Основы настольного тенниса. М.: Физкультура и спорт, 1979., ил

3. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. — М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 275 с.

4. Вылканова Я.Х. Влияние занятий спортом на развитие личностных предпосылок устойчивости к стрессу в подростковом возрасте. Дис. канд. психол. наук Я.Х. Вылканова.- М., 2006

5. Кретти Дж. Психология в современном спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1978

Размещено на