Эффективность психологического консультирования.Приемы консультирования клиентов с различными особенностями

Содержание

1. Эффективность психологического консультирования 2

2. Приемы консультирования клиентов с различными особенностями 3

3. Стадии психологического консультирования 5

4. Виды психологического консультирования, их специфика 6

5. Возможности и особенности профессионального консультирования 7

6. Управленческое консультирование 8

7. Специфика возрастно-психологического консультирования 9

8. Требования к деятельности психолога-консультанта 10

9. Гендерный аспект в конфликтном поведении 11

10. Темперамент как причина непонимания 13

11. Доминантность полушарий и ее влияние на специфику конфликта 15

12. Национальный характер и трудности взаимодействия 17

13. Особенности взаимоотношения группы и личности 19

14. Проблема социальной власти и внутригруппового фаворитизма 20

1. Эффективность психологического консультирования

Объективно оценить эффективность консультирования крайне трудно, т.к.: 1) Консультанты исходят в своей работе из разных предпосылок и используют различные методы. 2) Результаты в значительной степени зависят от самих клиентов (если они не соблюдают требования консультанта и отказываются принимать на себя ответственность за решение своих проблем, то последствия будут отрицательны независимо от усилий консультанта).

3) На результаты консультирования оказывают влияние неопределенные факторы окружения клиента. 4) Отсутствие общепринятых конкретных целей работы (очень трудно конкретно оценить реализацию таких целей, как повышение самовыражения, самооценки, перестройка структуры самости и пр.).

5) Многие консультанты боятся оценки результатов их работы, как процедуры, угрожающей их профессиональному достоинству.

Основные критерии для оценки эффективности консультирования конкретного клиента: 1) социальная приспособленность; 2) личностные особенности; 3) профессиональная приспособленность; 4) успешность учебы. Улучшение социальной приспособленности способен оценить сам клиент, но к оценке можно привлечь друзей клиента, членов семьи, учителей (если мы консультируем ребенка).

Личностные критерии охватывают изменение самооценки и множество других параметров, обычно измеряемых тестами. Профессиональная приспособленность включает профессиональные планы, удовлетворенность работой и т. п. Критерии учебной деятельности используются в консультировании учащихся и отражают динамику успеваемости.

Обычно основным источником информации об эффективности консультирования является сам клиент, представляемая им оценка своего состояния. Такая оценка имеет определенные ограничения, но все же объективнее всего отражает истинное положение. Важно, чтобы оценка результатов самим клиентом была достаточно конкретна. Поэтому одна из важнейших задач консультанта – помочь клиенту конкретизировать свои достижения в ходе консультирования.

7 стр., 3232 слов

Критерии и способы оценки профессиональной эффективности работника

... оценки профессиональной эффективности работника К способам оценки профессиональной эффективности работников могут быть отнесены следующие: - оценка ... превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, завышенная самооценка, психологическая герметизация, нарциссизм и др.); • ...   Проявления эмоционального сгорания среди телефонных консультантов: - астенизация - переживание состояния чувства ...

Окончание консультирования и сводится к обсуждению и согласованию оценок достигнутого эффекта, представленных клиентом и консультантом.

2. Приемы консультирования клиентов с различными особенностями

1. Тревожные клиенты: позволить клиенту выговориться и выразить свою тревожность; обсуждать его состояние; проявлять понимание и терпимость; не поддаваться искушению рассуждать о стрессах, свойственных нашему времени.

2. Консультирование при реакциях страха и фобиях: разобраться, какую вторичную выгоду извлекает клиент из своего «трусливого» поведения в семейных отношениях, на работе или в каких-либо других областях. Шансы понять клиента увеличиваются, если смотреть на его симптомы в более широком контексте.

3. Враждебно настроенные и агрессивные клиенты: выяснить происхождение озлобленности; оставаться спокойным при столкновении с озлобленностью клиента и выслушивать неприятные вещи о себе; но – следует различать озлобленность клиента и прямые оскорбления в адрес консультанта; при скрытой враждебности у клиента следует помочь ему открыто выразить свои переживания.

4. «Немотивированные» клиенты. Если «немотивированный» клиент вынужден посещать консультанта, но не желает поддерживать консультативный контакт, следует его принять его таким, каков он есть и отнестись с пониманием, объяснить клиенту суть и возможности консультирования, но одновременно показать, что и консультант не заинтересован насильно работать на благо клиента.

5. Клиенты с чувством вины. Не следует поспешно освобождать клиента от чувства вины; необходимо глубокое знание различных аспектов переживания вины. Иногда надо помочь пережить неизбежную греховность, которая самой природой предназначена человеку. В случае истинной виновности обсудить вопрос об искуплении. При невротической вине помочь клиенту осознать ее «мнимость».

6. Плачущие клиенты. Когда заметно, что клиент сейчас начнет плакать, надо сохранять спокойствие, подождать, позволить ему плакать. Когда клиент выплачется, самое время начинать разговор. Не следует излишне сопереживать плачу.

7. Истерические личности. Постоянно контролировать свои чувства. Знать и учитывать типы их психологической защиты: вытеснение, фантазии, регрессия, отрицание. Часто из-за противоречий между тем, что говорит клиент, и тем, о чем говорят его симптомы, у консультанта может возникать подозрение, что клиент неискренен или симулирует. Разобраться в такой ситуации консультанту помогает его интуиция, которую не следует игнорировать.

8. Обсессивный клиент: 1) помочь выразить побуждения, от которых он защищается; 2) сам консультант должен быть способен к экспериментирования, чтобы клиент мог научиться завязывать свободные от субординации отношения.

6 стр., 2772 слов

Современные проблемы психологии личности

... Эмоции пол и отрицательные, а потребность – есть нехватка. Проблемы в достижении цели могут быть в плане действий или в ... надо представлять, какая поставлена цель. Если цель скрыта от клиента – это уже манипулирование. Возникновение эмоции: зачем, влияние этого ... Чаще касаться человека. Т.к. возникает погруженность в себя, следует находиться во взаимодействии с человеком. Если удалось вызвать ...

9. Шизоидный клиент: понимать степень его изоляции и принимать во внимание противоречие между желанием клиента быть с людьми и страхом перед окружающими. Первый контакт должен быть интеллектуализирован. Поспешность в установлении с клиентом близкого контакта может спровоцировать его бегство. Однако, если консультант будет слишком нейтрален и чрезмерно отдаляться от клиента, тот может почувствовать себя отвергнутым. Оптимальная дистанция во взаимоотношениях – лучший подарок шизоидному клиенту.

10. Параноидальный клиент: быть готовым к его недоверию и враждебности, сохранить самообладание, не прибегать к чрезмерной защите и не стараться «победить» клиента; соблюдать определенную дистанцию, потому что слишком быстрое или чрезмерно глубокое «вторжение» вызывает у него неприязнь.

11. Клиенты с депрессией и суицидными намерениями. Установить, с депрессией какого рода мы столкнулись — с проявлением психотического заболевания, с невротической депрессией или просто с нормальной реакцией на горестные события. Поддержать клиента и помочь ему в психологическом объяснении трудностей. Это уменьшают страдание и переживание вины, помогают восстановить самоуважение. Обращать внимание на сферы, в которых он компетентен, и его бывшие достижения; мобилизовать агрессивные побуждения клиента, чтобы он мог успешнее бороться с жизненными испытаниями. Если клиент высказывает суицидные намерения, очень важно оценить риск их реализации. С лицами, намеревающимися совершить суицид, нужно чаще встречаться; не следует паниковать, пытаться отвлечь его каким-то занятием и прибегать к морализированию; обращать внимание клиента на позитивные аспекты в его жизни; привлечь к работе с клиентом между консультативными встречами значимых для него людей; предоставить клиенту возможность в любое время позвонить консультанту.

3. Стадии психологического консультирования

1) Исследование проблем. Устанавливается контакт с клиентом, достигается обоюдное доверие: внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам; поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем.

2) Двумерное определение проблем. Уточнение проблемы клиента, как эмоциональных, так и когнитивных ее аспектов, — ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания. Это позволяет понять причины проблем, а иногда указывает и способы разрешения.

3) Идентификация альтернатив. Выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, но не навязывает своих решений. Найти такие решения, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

4) Планирование. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их дезорганизующего воздействия.

1 стр., 466 слов

Проблемы женского спорта

... "маскулинность". Подчеркивая важность вышесказанного, можно говорить о том, что сложности в решении многих проблем женского спорта связаны с узкой трактовкой полученных результатов исследования спортсменок. А между ...

5) Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача — еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.

6) Оценка и обратная связь. Клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. Возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к …………