Контрольная работа
по дисциплине:
«Экономика и социология труда»
1.Дифференциация различных профессий
Профессия (лат. professio) — род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом спец. теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате спец. подготовки, опыта работы.
Нередко наряду с понятия «профессия» как синонимичное используется понятие «специальность», которое определяется как род занятий в рамках одной профессии.
В самом широком смысле профессии — это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.
С точки зрения, общества профессия — это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта.
С точки зрения конкретного человека, профессия — это деятельность, которая является источником его существования и средством личностной самореализации. Для осуществления профессиональной деятельности человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности, профессионально важные качества личности. Уровень развития этих составляющих во многом определяют темпы становления человека как профессионала и степень успешности его профессиональной деятельности.
Существующее сегодня многообразие профессий является следствием исторически сложившегося разделения труда.
Для более ясного и системного представления о современных типах профессий вообще и конкретных профессиях в частности обратимся к вариантам классификации их по различным основаниям.
В зависимости от основания классификации профессии объединяются в разные группы. Наиболее общие основания классификации вытекают из структуры самой профессиональной деятельности, которая характеризуется особенностями конкретного вида труда и требованиями к тому, кто его осуществляет. Поэтому общими классификационными основаниями являются характеристика объекта труда и характеристика его субъекта.
При характеристике объекта труда профессии делят на группы в соответствии с наиболее частными основаниями: по предмету, целям, средствам, условиям, характеру и составу действий. Рассматривая субъекта труда, профессии также делят на группы в зависимости от психофизиологических особенностей и степени необходимой квалификации.
Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение
... что обусловлено сложностью системы мотивирующих её источников. По этому при классификации совокупности деятельностей, характерных для человека, исходят из разных признаков: видов и параметров потребностей, ... - сам процесс и определенный результат в условной сфере деятельности; предметом учения - система конкретных знаний; труда - создаваемый материальный или творческий результат. Глава 2. Общение ...
Разнообразие характеристик трудовой деятельности определяют возможности многофакторной систематизации (классификации) ее видов по различным классификационным признакам. В качестве примера можно привести один из фрагментов такой классификации.
. По характеру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач выделяют физический и умственный труд.
. По характеристикам цели труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса умственный труд подразделяется на:
оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (стандартный — преподавание, лечебная работа и др., нестандартный — научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство);
динамический и статический;
однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т.п.);
. В зависимости от условий деятельности выделяют труд в комфортных условиях (гигиенические параметры среды в пределах нормативных значений), в необычных условиях при постоянном воздействии неблагоприятных факторов (повышенное давление — водолазные работы, низкие температуры — полярники, информационные перегрузки — диспетчерская работа и т.д.), в экспериментальных условиях (при повышенной ответственности за успех в работе, здоровье людей и сохранность техники, а также при опасности для жизни, вредности для здоровья и т.д.).
. По форме организации деятельности выделяют следующие виды труда:
регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком), смешанный (пересменка, вахта);
индивидуальный и коллективный (совместный).
Совместная деятельность — это организованная система трудовой активности совокупности субъектов труда, объединенных единством мотивов и целей деятельности, ее пространственно-временных условий, управлением и согласованием составляющих ее индивидуальных деятельностей. В современном обществе фактически любая трудовая деятельность по содержанию и форме организации объективно становится все более совместной. Индивидуальную деятельность можно только условно рассматривать как изолированную и замкнутую систему, так как реально она всегда включена в структуру совместной деятельности. Психологическая структура совместной деятельности включает такие ее компоненты, как общая цель и конкретные задачи, общий мотив, совместные действия и общий результат.
Основные признаки совместной деятельности и свойства ее субъекта тесно взаимосвязаны. Среди основных характеристик субъекта совместной деятельности необходимо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности условий жизнедеятельности коллективного субъекта (группы).
9 Труд как вид деятельности. Психологические признаки труда
... и при овладении человеком разли-ми видами д-ости. В процессе освоения любой деятельности .он осваивает ... профдиагностику, профотбор, профподбор, помощь в окончательном выборе профессии (принятии решения), морально-эмоциональную поддержку клиента и ... оптимизации этих взаимоотношений в целях повышения производительности труда, личностного развития работников и трудовых коллективов. 4.Профориентация ...
В настоящее время классификация профессий наиболее интересно представлена в «Информационно-поисковой системе. Профессиография», разработанной в НИИ профтехобразования в Ленинграде под руководством Е.А. Климова. Она имеет очень большое значение в решении вопросов профориентации и профконсультации молодежи. Она построена на основе многофакторного принципа.
Первый ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объектных систем:
«Человек — природа»
К нему можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар).
Человек, работающий в области этих профессий, должен любить природу, живых существ, быть спокойным и уравновешенным, обладать хорошей наблюдательностью, выносливостью и терпимостью к недостатку комфорта.
«Человек — техника»
Он включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, ремонтом техники (каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь, швея, слесарь-ремонтник, электромонтер и др.).
Этот тип профессий требует высокого уровня развития наглядно-образного и практического мышления, пространственных представлений, сообразительности, ловкости, хороших двигательных навыков.
«Человек — человек»
Предметом труда являются люди, которые в процессе своей деятельности непосредственно общаются с другими людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой (врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор).
Данный тип предъявляет высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, иметь хорошую память, проявлять выдержку, терпение, спокойствие и доброжелательность, обладать развитыми речевыми способностями.
«Человек — знаковые системы»
Этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой информацией: с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, с картами, схемами, со звуковыми сигналами (переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, кассир, штурман, радист).
Чтобы успешно работать в какой-либо профессии данного типа, необходимо уметь сосредотачиваться, обладать длительным вниманием и усидчивостью, оперировать числами.
«Человек — художественный образ»
К данному типу можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений. Это профессии — художник, журналист, композитор, ювелир, актер, закройщик, реставратор. Важнейшее требование к профессиям этого типа — это наличии способности к искусствам, творческое, богатое и яркое воображение, развитый художественный вкус, талант, образное мышление.
Психологическая совместимость людей в коллективе
... как единый неразрывно связанный организм. Наличие высокой психологической совместимости коллектива способствует их лучшей срабатываемости, а итоге – высокой эффективности труда. Выделяются следующие ... совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Темперамент характеризует динамичность личности, но не ...
На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда:
) гностические (от греч. — знание) профессии (Г) — дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Т), социолог (Ч-Ч), корректор (Ч-З), искусствовед (Ч-Х) и т.п.;
) преобразующие профессии (П) — мастер-животновод (Ч-П), токарь (Ч-З), учитель (Ч-Ч), бухгалтер (Ч-З), цветовод-декоратор (Ч-Х) и т.п.;
) изыскательские профессии (И) — летчик-наблюдатель (Ч-П), инженер-конструктор (Ч-Т), воспитатель (Ч-Ч), программист (Ч-З), композитор (Ч-Х) и т.п.
На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда:
) профессии ручного труда (Р) — контролер слесарных работ (Г — Ч-Т), лаборант химического анализа (Г — Ч-П), ветеринар (П — Ч-П), слесарь (П — Ч-Т) и т.п.;
) профессии машинно-ручного труда (М) — токарь, водитель автомобиля, машинист экскаватора и т.п.;
) профессии, связанные с применением автоматических и автоматизированных систем (А) — оператор станков с программным управлением, авиадиспетчер, сменный оператор АЭС и т.п.;
) профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф), — актер, акробат и т.п.
На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда (У):
) работа в помещении с нормальным микроклиматом (М) — лаборанты, бухгалтеры и т.п.;
) работа на открытом воздухе (О) — агроном, монтажник, инспектор ГАИ и т.п.;
) работа в необычных условиях (Н) — водолаз, высотник, шахтер, пожарный и т.п.;
) работа в условиях повышенной ответственности (М) — воспитатель детсада, учитель, следователь и т.п.
Предложенная классификация позволяет, во-первых, дать обзорную схему карты мира профессий и, во-вторых, составить (используя условные литерные обозначения) примерную формулу определенной профессии.
Изложенная классификация предназначена не для того, чтобы разложить все профессии по своим клеточкам, — это невозможно и не нужно. Надо помнить, что большинство профессий характеризуется множеством разнотипных признаков. Но в любом сложном множестве полезно проводить некоторые хотя бы ориентировочные различения.
2.Работник и коллектив. Организация как процесс
Работник и коллектив
Каждую фирму, предприятие можно рассматривать как социальную организацию, которая характеризуется своей территорией, населением, экономикой, целями, социальными условиями, руководством.
Организация — система из двух и более человек, деятельность которых координируется в соответствии с целями данной системы или системы, частью которой является данная система.
Основными признаками организации являются распределение членов организации по ролям и статусам; разделение труда и его специализация; построение по вертикальному иерархическому принципу с назначением руководителей и подчиненных; наличие управляющих принципов и норм; целостность системы.
Совершенствования организации труда
... и качественными характеристиками; повышение престижности тех или иных профессий и сфер деятельности. Организация труда на предприятии основана на осуществлении процесса производства. ... выражают направленность организации труда на создание такой системы взаимосвязи человека со средствами производства, которая обеспечивает максимальную производительность труда, минимальную себестоимость производства ...
Организацию следует рассматривать с двух позиций: структурной и поведенческой. С точки зрения структурной позиции это способы распределения обязанностей, полномочий, ответственности, организационные структуры управления по горизонтали и вертикали. С точки зрения поведенческой позиции центром исследования является человек с его потребностями, способностями, мотивацией к труду. Обе позиции взаимосвязаны, но поведенческий аспект организации на конкретном предприятии является объектом изучения теории трудового коллектива — высшей формы социальной группы.
Принадлежность к социальной группе — важнейший фактор, определяющий поведение человека.
Классификация социальных групп по их видам приведена на рис. 1.
Трудовой коллектив проходит несколько стадий:
стадию формирования и социально-психологической напряженности, на которой происходят подбор и расстановка членов коллектива по рабочим местам с учетом социально-психологической совместимости работников. На этой стадии повышается роль руководителя в достижении технологического взаимодействия в коллективе между всеми его членами.
Рисунок 1
Стадию нормализации, на которой создается общая заинтересованность в достижении цели, формируются групповые нормы и ценности, определяются ролевые ожидания, образуются микрогруппы и актив, группы добросовестных исполнителей, меняется тактика руководства.
стадию деятельности, на которой члены коллектива готовы приступить к деятельности, поскольку сформировались нормальный социально-психологический климат и психологическая совместимость работников в коллективе, распределены социальные роли, утверждены нравственные эталоны коллектива, все члены коллектива учитывают интересы и потребности друг друга, в группе вырабатываются единство воли, отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи.
Указанным стадиям соответствуют уровни развития трудовых коллективов: низший, средний и высший.
Существуют другие признаки различий трудовых коллективов. В зависимости от их места в системе общественного разделения труда различают коллективы производства, обслуживания, науки, народного образования, управления, культуры и т.п. кроме того, трудовые коллективы различаются по численности, составу, структуре, производственным функциям и др.
Трудовой коллектив как социальный организм имеет определенную социальную структуру как совокупность принципов взаиморасположения, взаимосвязей и взаимоотношений составных элементов, составляющих целостную систему.
Производственно-функциональная включает в себя производственные подразделения, осуществляющие выпуск продукции, ее реализацию, управление, планирование, стимулирование и др. В этой социальной структуре различают три уровня коллективов: высший (основной), средний (вторичные) и низший (первичные).
Весь трудовой коллектив организаций делится на две группы: промышленно-производственный персонал (ППП) и непромышленный персонал (НП).
Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности ...
... педагогическому руководству игрой в дошкольном возрасте, недостаточно внимания уделяется организации игровой деятельности ребенка дошкольного возраста. В наше время игры как таковой становиться ... личности дошкольника. 3.На основе констатирующего эксперимента, разработать рекомендации воспитателю по организации игровой деятельности в дошкольном учреждении. Воспитатель должен запустить игру и приучить ...
Целевая социальная структура рассматривается как совокупность всех уровней социальной структуры (высшего, среднего, низшего), связанных между собой общей целью и задачами как производственного, так и социально-психологического характера, выражающих одинаковые интересы, общие ценностные ориентации.
Профессионально-квалификационная социальная структура — это социальная форма профессионального разделения труда. Она предполагает деление групп по уровню образования, профессиям, а внутри профессий — по квалификации, общему производственному стажу, стажу работы в данной профессии, в данной организации.
Социально-демографическая социальная структура характеризует трудовой коллектив, распределяя его на группы по полу, возрасту, семейному положению, уровню доходов и т.п.
Общественно-организационная социальная структура выражает систему отношений в трудовом коллективе. Несовпадение интересов формальных и неформальных групп часто приводит к конфликтным ситуациям.
Социально-психологическая структура определяется системой взаимосвязи позиций и ролей отдельных работников и малых групп.
Развиваясь, она воздействует на социально-психологический климат в коллективе, трудовую мотивацию, адаптацию новых членов коллектива, разрешение конфликтов и в итоге — на эффективность деятельности.
Национальная социальная структура — это национальный состав трудового коллектива.
Все виды социальных структур в совокупности определяют содержание внутриколлективных социальных отношений. Изучение особенностей этих отношений применительно к различным группам имеет важное значение для совершенствования управления трудовым коллективом, укрепления его социального статуса, привлечения в коллектив молодых, высококвалифицированных специалистов.
Основу регулирования социальных процессов составляет трудовое поведение людей в коллективе, которое определяется внутренними и внешними побудительными силами.
Внутренние побудительные силы — это потребности, интересы, ценности, мотивы, которые в совокупности представляют собой структуру сложного процесса мотивации — побуждения себя и других членов организации к деятельности для достижения личных целей и целей трудового коллектива.
Внешние побудительные силы — это стимулы, санкции, используемые с целью склонить человека к определенному трудовому поведению. Важно четко представлять, на какое место в организации претендует человек, какие роли он может и готов выполнять и, какую роль ему собирается предложить организация. Часто именно несоответствие этой роли возможностям человека является основой конфликта между ним и организационным окружением.
Регулирование соответствия роли и места человека в организации происходит при его вхождении в организацию, в процессе обучения и в процессе взаимодействия с ним в ходе трудовой деятельности (рис. 2).
Общее понятие о психике человека, ее структуре и функциях
... тивной деятельности человека; психическое отражение углубляется и совершенствуется; обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; преломляется через индивидуальность человека; носит опережающий характер. Структура психики человека ... активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только ...
В процессе вхождения работника в организационное окружение организация должна решать три задачи: разрушить старые поведенческие стереотипы; заинтересовать его работой организации; привить работнику новые нормы поведения в конкретных организационных условиях.
Взаимодействие человека и организации предполагает ролевой аспект. С одной стороны, это роль человека в коллективе, т.е. связь его деятельности с целями и задачами организации, содержание его работы и способы ее выполнения, с другой стороны, это готовность человека осознанно выполнять свою роль, что приведет к получению положительного результата не обязательно материального характера и принесет ему удовлетворение.
Конфликтные ситуации, которые порождаются организационными и эмоциональными факторами, можно устранить, используя корректировку роли работника; повышение квалификации, умение распознавать и предупреждать возникающие проблемы, перестановку работников с одной роли на другую в зависимости от их способностей справляться с конфликтными ситуациями и др.
Для разрешения большинства конфликтов достаточно устранить
их материальную основу; улучшить организацию труда, наладить бесперебойное снабжение сырьем и материалами, изменить порядок материального стимулирования или произвести структурные изменения в коллективе. Разрешению конфликта способствует его открытое обсуждение.
Важную роль в регулировании социальных отношений и процессов в организации выполняют групповые нормы, которые направлены на достижение цели и задач организации, поощрение поведения работников, достижение целей организации, и санкции, побуждающие членов группы соблюдать групповые нормы.
Организация как процесс.
Организация труда — это определённый порядок, система трудовой деятельности человека.
Организация труда основывается на достижениях науки и передовом опыте, позволяет наиболее эффективно соединить технику и людей в едином производственном процессе и обеспечивает повышение производительности труда, сохранение здоровья человека.
В индустриальном обществе существовали свои представления об организации трудовой деятельности на предприятии.
Ф. Тейлор и Г. Форд сформировали систему организации труда на крупных промышленных предприятиях индустриальной эпохи, которая получила название тейлористско-фордистской.
Ее основу составляет жесткое разделение труда на творчески-организаторский и исполнительный. Оно основывается на специфических представлениях о «человеческой натуре», разделении всех людей на две касты.
Становление постиндустриального общества характеризуется активным поиском новых форм организации трудового процесса.
Тема 1. Коррекционная ритмика как научная и учебная дисциплина. ...
... во взаимодействии с музыкой и движением, а также разрабатывались и раскрывалась методика организации и проведения праздников в специальных детских садах (И.Н. Мусатов, Е.Ф. Рау, Е.Ф. ...
Сегодня внимание управленцев сосредоточено не только на развитии материально-технических компонентов производства, но и на организационных изменениях, позволяющих лучше использовать потенциал современного работника. Перестройка корпоративного менеджмента идёт по пути децентрализации — расширения и углубления участия персонала в функционировании предприятия, делегирования прав и ответственности на низовые уровни организации.
Основные направления организации труда:
разработка и внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда;
улучшение организации подбора, подготовки и повышения квалификации кадров;
совершенствование организации и обслуживания рабочих мест;
рационализация трудового процесса, внедрение передовых приёмов и методов труда;
совершенствование нормирования труда;
внедрение эффективных форм и методов материального и морального стимулирования;
улучшение условий труда;
укрепление дисциплины труда.
Максимальный эффект от мероприятий по научной организации труда можно получить если их разработка и внедрение будут происходить по всем направлениям в комплексе с мероприятиями по совершенствованию техники, организации производства и управления, т.е. при условии взаимосвязанной работы всех служб и звеньев предприятия.
В целом новые методы организации труда открывают более широкие возможности для трудового самовыражения работников, связывают их активность с конечными результатами работы предприятия, сообщают предпринимательскую мотивацию их деятельности. Это способствует интенсификации инновационных процессов, улучшению качества продукции, росту производительности труда и т.п. На предприятии уменьшается текучесть рабочей силы, количество жалоб, прогулов и конфликтов.
Список литературы
профессия организация социальный группа
1.Дружинин В. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. — М., 2008
2.Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда: Учебное пособие. — М., 2006
.Моргунов В.П. Экономика и социология труда: тексты лекций / В.П. Моргунов, М.В. Яковлева. — Оренбург: ОГИМ, 2009.
.Масленников П.В. Экономика и социология труда: Комплексное учебное пособие / П.В. Масленников, Г.Д. Антонов, С.А. Жиронкин / Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. — Кемерово, 2002
.Попов Ю.Н., Современная экономика и социология труда. Учебное пособие / Ю.Н. Попов, А.В. Шевчук — М., 2003.
.Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда в вопросах и ответах: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2001.
.Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник для вузов, 7-е изд., доп. — М.: Норма, 2007.
Тесты по социологии 2015 – 2016 учебный год
... по мнению Э.Дюркгейма ,является: кризисное состояние общества* 41.Кто из классиков социологии считал, что социология – это «социальная физика», которая призвана изучать общество как целое: ... Разделы социологии « социальная статика» и «социальная динамика» разработаны: О. Контом* 24. Идея социальной солидарности принадлежит: Э. Дюркгейму* 25. Первый специальный труд по социологии:.«Политика» ...