Диалектический метод и идеалистическая система Г. Гегеля

Министерство образования и науки

Одесский национальный политехнических университет

Кафедра философии и методологии науки

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Из курса «ФИЛОСОФИИ»

Вариант 17

 

Студентка 2-го курса, заочного факультета, гр.ЗОА-151

Коверник Анастасии Олеговны

 

Шифр 017317

Вариант 17

 

 

Одесса 2016

План:

 

Вступление 3

 

1. Диалектический метод и идеалистическая система Г. Гегеля 4-7

 

2. Сознание как форма отражения действительности и регуляции человеческой деятельности 8-9

3. Природа как предмет философского осмысления 10-12

 

Вывод 13

Словарь 14

Список использованной литературы 15

 

 

Вступление:

Диалектический метод был нечто больше чем абстрактно-аналитический метод. Сам Гегель не признавал его, он вывел диалектический метод и представил его, как более совершенный метод для трансформации одного определения в другое. Этот метод носил в себе принцип приносящий в саму суть науки внутреннюю связь и незаменимость. Так же метод диалектики представлял собой теорию развития, в основе которой стоит единство и борьба противоположностей. В довершение всего он включает в себя принципы изучения сущности как восхождения от абстрактного к конкретному, соответствия исторического и логического, всестороннего.

В идеалистической системе Гегель исключил любое проявления произвольной деятельности. Считал, что в его системе определена абсолютная истина. Свою систему он разделил на три ступени развития познающей силы: 1-ая- логика, изображающая разум или идею в её бытии в себе; 2-ая- философия природы, изображающая ту же идею в её инобытии; 3-ья философия духа, изображающая идею в её бытии в себе и для себя.

Высшей формой отражения действительного мира есть сознание, а отражение свою очередь есть результат взаимодействия объектов. Сознание- это внутренний мир человека, это его чувства, прихоти, вопросы. То, что помогает человеку существовать в этом мире как личность.

Природа окружает человека повсюду. Она предстает нам как натуральное, существующие осознание мира. Природа -наш мир, наш «Бог», которого мы видим. Она раскрывает нашу душу и не удивительно, что она стала предметом философского изучения. Она полностью открыта, так как видна нам, мы можем увидеть её, но она очень таинственна.

 

6 стр., 2512 слов

Методология и методы педагогической науки 2

... диалектического материализма, считает личность объектом и субъектом общественных отношений, предполагает, что ее развитие определено внешними социальными обстоятельствами и природой ... методов. Абсолютизируя методы естественных наук, ... сознание ... методы их приобретения?. Основной недостаток педагогики этого философского направления видят в том, что в ней доминируют бесполезные (с их точки зрения) идеи ...

 

Диалектический метод и идеалистическая система Г. Гегеля

 

Диалектический метод Г. Гегеля

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831)- немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии.

 

В учениях Гегеля значительную роль играет понятие диалектики. В его понимании диалектика представляет собой трансформацию одного определения в иное, в котором обнаруживается, что они содержат в себе отрицания самих себя. Гегель заявил, что его диалектический метод не просто односторонняя игра в доказательство и опровержение, что его метод может без всякого сомнения оспаривать всякую «школьную метафизику, какая руководствуется лишь формальными, показушными определениями». Так же что именное его метод вносит ценную внутреннюю связь в содержание науки и его несгибаемая, стойкая сила собирается во внутренне противоречивом входящем движении и развитии. Этот метод был для Гегеля как принцип вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость.

Считал, что абстрактно-аналитический метод совершенно неприменим для философии. К применению конкретного предмета, а именно- сознания, философия не нашла своего истинного метода философской науки. Движение сознания — это восхождение от абстрактного к конкретному. Каждая последующая ступень заключает в себе предыдущие, воспроизведя их на новом, более высоком уровне.

Диалектика так же представляется как теория развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей. Но противоречие ступеней между друг-другом не исключает их единства.

Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).

Все стадии гармонизируют в единстве.

Источник всякого развития – как природы, так и общества, и человеческого мышления – заключен в самосовершенствовании понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. Диалектика понятий излагает собой диалектику вещей – процессов в природе и обществе. Диалектика вещей есть лишь отрешенный, «отчужденная», форма подлинной диалектики, присущей только жизни понятия, как он существует сам по себе, как бы в мышлении Бога.

Наследием Гегеля, что вошло в сокровищницу мировой философской мысли, было то что он дал диалектический анализ всех важнейших классов философии и сформировал 3 основных закона. Вдобавок диалектический метод включает в себя принципы изучения сущности как восхождения от абстрактного к конкретному, соответствия исторического и логического, всестороннего.

Гегель требовал переосмыслить природу понятия.

«В понятии до сих пор видели некоторое субъективное образование, тогда как в действительности «абсолютное понятие» есть абсолютное тождество субъекта и объекта — то самое тождество, которое, согласно Фихте, является никогда не осуществимым, хотя и всегда желанным идеалом

Он сопоставляет «чистое понятие» («Понятие» с большой буквы) с самой сущностью вещей, отличая его от субъективно данных понятий, которые существуют в человеческой голове. Поскольку понятие с самого начала предстает как тождество противоположностей, то саморазвитие понятия подчиняется законам диалектики. Логика, таким образом, совпадает у Гегеля с диалектикой, а последняя мыслится как теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей. Диалектика развития «чистого понятия» составляет общий закон развития как природы, так и человеческого мышления. По мнению Гегеля, следует говорить: «Бог созидается», а не «Бог существует».

4 стр., 1709 слов

Развитие понятия идентичности в отечественной психологии

... изменения (переход от командно-административной системы к демократической), появилось данное понятие и стало активно разрабатываться. РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ В связи с этим представляется важным ...

Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития — утверждения, отрицания и отрицания-отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез.

 

«Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и

составляет жизнь целого»

Идеалистическая система Г. Гегеля

 

В своей системе Гегель принял три ступени развития познающий силы, но устранил любое проявление произвольной деятельности.

Необходимый процесс саморазвития совершается, по Гегелю, в чистом или абсолютном разуме (идее), вследствие чего разум (мышление) оказывается единственным и действительно сущим, а все действительное необходимо разумным. Разум в этой системе есть, следовательно, единственная субстанция, но не реальная, а чисто идеальная и логическая.

Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, поскольку в ней обретена абсолютная истина; тем самым и история как бы приобретала свое завершение и достигнутое ею состояние, то есть состояние современной Гегелю Германии, объявлялось высшей точкой исторического движения человечества.

Части системы Гегеля:

1) логика, изображающая разум или идею в её бытии в себе.

Разработал учение о Бытии, о Сущности и о Понятии. Здесь Гегель определяет основные категории своей системы: бытие (тезис), ничто (антитезис), становление (синтез), а также сопутствующие категории: качества, количества, меры (единство качества и количества), скачка, сущности и явления, тождества и различия, основания, формы и содержания, необходимости и случайности, причины и действия, взаимодействия и т.д., понятия, суждения, умозаключения, единичного, особенного, всеобщего, абстрактного, конкретного и т.д.

2) философия природы, изображающая ту же идею в её инобытии.

Природа служит внешним проявлением саморазвития логических категорий. Философия природы распадается на механику, физику и органическую физику. В рамках этого отдела Гегелем были разработаны категории материи, движения, пространства, времени и т.д.

Природа, по Гегелю, это необходимое в процессе развития «Абсолютной идеи», но все же вспомогательное средство. Создавая природу, или, точнее, превращаясь в природу, «Абсолютная идея» опредмечивает себя, и, тем самым, отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде конечных чувственных, телесных единичностей.

4 стр., 1576 слов

Мотив — это то, что отражается в сознании человека , побуждает ...

...   Я-психическое – это представление человека о своих особенностях познавательной деятельности (восприятие, память, мышление и т.д.), о ... саморегулирующаяся система (И.П. Павлов). Это такой уровень развития человека, когда он сам осуществляет управление своими действиями, поступками, ... Мотивы подразделяют по степени участия в них сознания. Потому мотивы могут быть осознанными и неосознанными, ...

3) философия духа, изображающая идею в её бытии в себе и для себя.

Самопостижение Абсолютной идеи через человеческое сознание и деятельность. Если «Логика» — это тезис, «Природа» — это антитезис, то синтезом является Абсолютный Дух. В рамках этого раздела своей системы рассматривает субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух.

Субъективный дух рассматривается Гегелем на трех уровнях: антропологии, феноменологии и психологии. Антропология раскрывает душу как чувствующую субстанцию, феноменология исследует превращение души в сознание по ступеням: сознание — самосознание — разум, психология показывает теоретические и практические способности духа.

Второй стадией развития человеческого духа является объективный дух. Объективный дух охватывает у Гегеля сферу социальной жизни и понимается как сверхиндивидуальная целостность, возвышающаяся над отдельными людьми и проявляющаяся через их различные связи и отношения. Объективный дух разворачивается в праве, морали и нравственности.

Высшей формой самореализации Абсолютной идеи является Абсолютный дух. Под Абсолютным духом Гегель разумеет совокупную духовную деятельность человечества на протяжении тысячелетий развития всемирной истории. Иначе говоря, — это духовная деятельность, сменяющих друг друга человеческих поколений. Таким образом, Абсолютный дух — это та же Абсолютная идея, скрыто работающая в человеческих целях и делах, в деятельности всех чело­веческих поколений, это их внутренняя идеальная сущность, скрытая причина всех деяний и познаний. Абсолютный дух проявляется в религии (в форме представления), искусстве (в форме созерцания) и высшей форме человеческой деятельности — философии (в форме понятия).

Абсолют или логическая идея существует сначала, как система домировых понятий; затем он спускается в бессознательную сферу природы, пробуждается к самосознанию в человеке, выражает свое содержание в общественных установлениях, чтобы в искусстве, религии и философии возвратиться к самому себе, достигнув более высокой и развитой законченности, чем какою он владел. Поэтому логика должна быть «изображением Бога, каков он есть в своем вечном существе, прежде создания природы и конечного духа». Так как разум есть единственно существующее, так как тот же разум становится и природой и потом самосознающим духом, то логика в философской системе Гегеля совпадает с онтологией или метафизикой, она есть не только наука о мышлении, но и о бытии.

«Что разумно, то действительно и что действительно, то разумно».

 

 

Сознание как форма отражения действительности и регуляции человеческой деятельности

«Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей»

Двадцать миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека. Без этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом. Но не меньшим чудом было бы и появление психики у живых организмов без наличия свойства отражения у всей материи.

8 стр., 3811 слов

Происхождение и развитие сознания человека

... различных позиций. С одной точки зрения сознание человека имеет божественное происхождение. С другой точки зрения возникновение сознания у человека рассматривается как закономерный этап эволюции животного ... созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной ...

Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Любое отражение включает информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, одно оставляет о себе память в другом. Информация есть объективная сторона процессов природы и как таковая всеобща, что предполагает ее специфику в различных сферах реального мира — в неорганической природе, живых системах и социальных процессах.

Сознание — высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

В философии, сознание рассматривается как способность соотноситься, осознавать предмет (Гегель).

При этом под «сознанием» понимается не психическая способность тела (как в психологии), но фундаментальный способ, каким человек соотнесен со своим предметом и миром вообще. Об этом говорят, что сознание есть форма или способ данности предмета, форма или способ данности мира вообще. Так понятое сознание есть всегда, не может ни начаться, ни прекратиться, не может исчезнуть, точно также, как не может исчезнуть мир, который сознанием конституирован соотносительно.

“Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

«Но сознание есть не только способность соотношения, но и само отношение. Это явствует из того, что мы не можем отвлечься от сознания, «выйти» за его пределы. По сути, мы тотально охвачены сознанием. Если нет сознания, то для нас нет ничего…»

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Сознание это прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно — осознание природы.

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды.

Самосознание — важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

«Человек, в отличие от животных сам себя познает и сознает, он способен совершенствоваться…»

Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея есть ощущение, мысль, идея конкретного человека.

В потребностях и эмоциях выступает на первый план отношение человека. Эти и подобные им понятия имеют предметное содержание, отражаемое сознанием человека. Умея целенаправленно управлять своим сознанием, человек способен выстроить свою жизнь пошагово, достигая нужного итога.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... задача лишь в том, чтобы это соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не ... земных пут, тягостей вещей и всего, что связывает дух человека. Точно так же ко сну отходя, освобождается сознание от сора земного, чтобы свободным взлететь на крыльях ...

 

Природа как предмет философского осмысления.

Природа это все сущее, весь мир в много­образии его форм. В этом значении понятие природы стоит в одном ряду с понятиями материи, универсума, Вселенной.

В системе античного мышления природа понималась как подвижное, изменяющееся целое, и в этом смысле человек не столько противопоставлялся природе, сколько, мыслился как одна из ее частей. У античных философов понятием космоса, по существу, охватывалась вся доступная человеческому разумению природа. При этом космос противопоставлялся хаосу – он трактовался как нечто не только всеобъемлющее, но и организованное, закономерное и совершенное. Идеалом, достойным мудреца, считалась жизнь в согласии с природой.
Иное понимание природы сложилось в средневековой христианской культуре. Здесь окружающая человека природа рассматривалась как нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам человек, поскольку только он в процессе творения был наделен божественным началом — душой. Более того, природа нередко мыслилась как источник зла, которое нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как борение божественного начала — души с греховным природным началом — телом. И это служило оправданием для негативного отношения к природе и даже обоснованием применяемого к ней насилия. Природа понималась как нечто неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому обществу.

Природа ассоциируется двумя значениями:

1) природа в смысле естественной среды обитания человека

2) природа как объект специального научного исследования в рамках целой совокупности так называемых естественных наук (естествознания)

Термин «природа» восходит к латинскому слову «natura» (материальный мир, всё, что существует), которое было воспринято и усвоено практически всеми народами и языками христианского мира.

С момента своего формирования совокупность философских знаний о природе оформляется в виде специального раздела философских знаний — натурфилософии. Натурфилософия как умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, зародилась и развивалась в рамках онтологической парадигмы. Ее соотношение с естествознанием и место в контексте собственно философского знания исторически менялось. Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древности (учения «ранних физиков», атомистическая доктрина), представляя собой целостное знание о природе, не дифференцированное на отдельные дисциплины.

Перечень существенно важных значений термина «природа»:

1) Природа в смысле внутренних особенностей, сущности той или иной вещи (явления, системы и пр.).

Наличие и специфика этого значения становятся особенно очевидными при сопоставлении таких выражений, как «красота природы» и «природа красоты»; «явление природы» и «природа явления» и т.д.

2) Природа в смысле сущего в целом, во всем многообразии его существования в мире. В этом своем значении термин «природа» соотносителен с такими понятиями (а иногда и синонимичен им), как материя, Вселенная, космос, универсум и т.д.

4 стр., 1974 слов

Учение Декарта о природе человека

... были захоронены в Париже, в церкви Св. Женевьевы. Учение Декарта о человеке Рассматривая человеческую природу, Декарт выделяет в нём две самостоятельные субстанции, начала – мыслящая ... создателем научной психофизиологии и первым физиологическим психологом. Мыслящая субстанция. Душа человека Рассмотрев тело человека с точки зрения искусственного механизма, Декарт возвращается к описанию души. ...

3) Природа как материальное начало в самом человеке. В этом смысле «природа», «природное» противопоставляется «духу», «духовному» в человеке как основе его нравственной свободы.

Эти значения выработаны задолго до отмеченных выше двух привычных нам сегодня значений термина «природа», которые появились на достаточно позднем этапе развития культуры и имеют свои конкретно-исторические и философские основания. Выпишем теперь эти отмеченные ранее два значения в общем перечне и в более точной формулировке:

4) Природа как совокупность естественных условий существования человека, человеческого общества и человеческой культуры и как источник необходимых ресурсов (материальных, энергетических и пр.) их существования.

5) Природа как объект специального научного познания в рамках целого комплекса дисциплин — «наук о природе» или «естественных наук» (естествознания).

В этом своем значении понятие «природа» формируется лишь в Новое время, в период становления промышленного капитализма и науки в современном ее понимании и носит ярко выраженный нормативный характер.

Природой называется также низшее материальное начало в самом человеке, связанное с внешней материальной средой, но отличаемое от нее; в этом смысле природа противополагается духу и нравственной свободе, Богу и особым Его проявлениям относительно человека — благодати и откровению.

Природа по-разному воспринималась людьми в истории культуры. Иногда как нечто уступающее культуре или превосходящее ее. Преодолевая эти крайние позиции восприятия природы, выдвигались и другие взгляды не нее: в христианстве, например, как книга, восславляющая мудрость творца или в новое время — как мастерская и человек в ней работник. Все эти позиции исходили из того факта, что человек, человеческое общество и культура одновременно и противостоят природе и включены в нее.

Человек, превращая все большую часть природы в среду свое­го обитания, расширяет тем самым границы своей свободы по отно­шению к ней. Это должно порождать в человеке чувство ответствен­ности преобразующее воздействие на природу. Здесь находит свое конкретное выражение общефилософский принцип, связанный с диалектикой свободы и ответственности: чем полнее свобода, тем выше ответственность. Этот принцип имеет глубокий нравственно-эстети­ческий смысл: человеку свойственно не только рациональное, сугубо практическое, но и эмоциональное, нравственно-эстетическое отно­шение к природе.

«Природа — это то, что мы наблюдаем в восприятии с помощью чувств. С помощью такого чувственного восприятия нам становится известным нечто, что не есть мысль и что независимо от мысли. Свойство природы быть независимой от мысли лежит в основе естественных наук. Это означает, что природу можно понимать, как замкнутую систему, внутренние отношения которой не требуют выражения того факта, что о них мыслят… Мы можем мыслить о природе, не мысля самого мышления»

А. Уайтхед

 

«Природа всегда и везде остается одной и той же… законы и правила природы, по которым все происходит и изменяется из одних форм в другие, везде и всегда одни и те же, а, следовательно, и способ познания природы вещей, каковы бы они ни были, должен быть один и тот же, а именно — это должно быть познанием из универсальных законов и правил природы»

10 стр., 4634 слов

Принцип системности, его значение в познании мира

... стала наука (подробнее о науке как форме общественного сознания речь пойдет в VIII главе). Это, в свою ... раздражителей – в геометрической. В ходе эволюции живой природы у растений и животных развились специфические анализаторы, позволяющие ... его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная ...

Б. Спиноза

«Природа есть существование вещей, поскольку оно определено по общим законам»

И. Кант

 

 

Вывод:

По диалектическому методу можно сделать вывод, что пропуская каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит тройственный цикл развития — утверждения, отрицания и отрицания-отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне. Так будет до тех пор, пока не будет получен высший синтез.

Не было бы сознания мы бы просто существовали. Нам не было бы дела до философских рассуждений на примере: «есть ли этот горшок прекрасен или нет?». Так же оно(сознание) помогает нам отличить, что реально, а что нет. Это происходит на основе нашего опыта, если я увижу на столе кружку я не буду сомневаться в её реальности, так как сознание мне подскажет. Отличие реального от недействительного помогает нам в нашем мире. Сознание так же помогает нам в решение проблем, мы задаём себе вопрос и обдумываем его, даём ответ.

По моему мнению природа стала предметом философского осмысления, потому что она есть началом всего. Она была до нас и с нами, всю жизнь человек то борется с ней, то примыкает к её истокам. Так как природа есть что-то большее чем просто леса и поля, она есть что-то живое, как организм, мы существуем в её среде. Природа есть частью нашего мира, нашей души, люди стараясь понять себя приходят к ней, так как она есть истоком жизни.

 

Словарь:

1. Диалектика (искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, исследующего противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления.

2. Субъективный дух- по Гегелю, дух, находящийся в непосредственной связи с самим собой (в ощущении, чувстве, мышлении, воле индивида).

3. Объективный дух- категория гегелевской философии, означающая «подлежащий порождению духом и порожденный им мир»: дух полагает объективность мира как действительность самого себя, как наличное бытие своей свободы.

4. Абсолютный дух- высшая категория философской системы Гегеля, означающая наиболее развитую форму бытия абсолютной идеи, высшую конкретность – это сознающая себя абсолютная идея. Формами абсолютного духа как самосознания абсолютной идеи являются в системе Гегеля искусство, религия и философия, в которой абсолютная идея полностью завершает процесс своего самопознания и достигает «абсолютного знания».

5. Сознание — высшая форма отражения действительного мира.

6. Самосознание — важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

7. Природа — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

9 стр., 4211 слов

Аналитическая философия сознания

... минимум, в той мере, в какой философия сознания сформировалась под влиянием аналитической философии, ее деятели именно так понимают ... неоднозначности. Иногда его ставят как вопрос о природе феноменального сознания, т.е. как вопрос о том, что есть; ... концепцией научного познания окружающего мира как существенная часть его методологии. Феноменальное сознание, существование которого мы склонны обычно ...

 

Список использованной литературы:

1. И. Фролов «Введение в философию». Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2003

2. Борисов С.В. Основы философии. М. : Флинта : Наука, 2010.

3. Канке В.А. «Философия. Исторический и систематический курс». Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. — М: Издателъско-книготорговый дом «Логос», 2002.

4. Кармин А. С., Бернацкий Г. Г. Лекции по философии. И46 Философия для студентов технических вузов: Краткий курс. — СПб.: Питер, 2004.

5. Карпинская Р. С, Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Тамбов: Грамота, 2011.