1. Охарактеризуйте понятие «социальный институт»

Вопросы контрольной работы.

Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, возникновение которых обусловлено объективной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности. Это – государство, политические партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и др. Каждый оформленный институт имеет свою цель, т.е. круг групповых или общественных потребностей, на которые направлена деятельность института. Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией социальной деятельности на различные виды: экономическую, политическую, идеологическую, культурную и др. В зависимости от их социально-функциональной роли все социальные институты подразделяются на несколько типов.

2. Особенность социальных институтов состоит в том, что они, будучи сформированными на основе социальных связей, отношений и взаимодействия конкретных людей и конкретных социальных общностей, носят индивидуальный и надгрупповой характер. Социальный институт представляет собой относительно самостоятельное социальное образование, которое имеет свою внутреннюю логику развития. С этой точки зрения, социальный институт следует рассматривать как организованную социальную подсистему, характеризующуюся устойчивостью структуры, интегрированностью ее элементов и функций.

Кроме социальных институтов в обществе выделяют также социальные организации , которые выступают одной из форм упорядочения связей, отношений и взаимодействий индивидов и социальных групп. Характерным признаком большинства социальных организаций является их иерархическая структура, в которой довольно четко выделяются управляющая и управляемая подсистемы, что обеспечивает ее устойчивость и эффективность функционирования. В результате соединения различных элементов социальной организации в единое целое возникает особый организационный, или кооперативный эффект.

3. Из каких элементов состоит социальный институт?

Каждый институт включает в себя:

— определённую сферу деятельности;

— группу лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных общественных, организационных или управленческих функций на основе установленных прав и обязанностей;

— организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель–подчинённый, преподаватель–студент);

— материальные средства (общественные здания, оборудование и т.п.), необходимые для решения поставленных задач.

27 стр., 13298 слов

Деятельность, структурные элементы деятельности.

... профессиональной или адекватной ей социальной деятельности происходит понимание сущности профессии   Деятельность, структурные элементы деятельности. Деятельность — это специфически человеческая ... это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов. Характеристика деятельности Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к ...

4. Виды соц.Институтов.

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами :

1. Экономико-социальные институты – собственность, обмен, деньги, банки, различные хозяйственные объединения – обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя вместе с тем экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2. Политические институты – государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определённой формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

3. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определённую субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определённых ценностей и норм.

4. Нормативно-ориентирующие – механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель – придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу.

5. Нормативно-санкционирующие – осуществляют социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закреплённых в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.

6. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты внутригруппового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., ход собраний, деятельность каких-то объединений.

5. Функции соц. Институтов

Для каждого конкретного института можно выделить явные функции, латентные функции и дисфункции.

Явные функции социального института — те функции, для выполнения которых и создавался данный социальный институт, то есть функции, соответствующие его цели. (Так, явная функция социального института семьи — воспроизводство потомства, его воспитание и приобщение к социальной жизни).

Латентные (скрытые) функции социального института — положительные следствия выполнения явных функций, которые возникают в процессе жизнедеятельности социального института, не обусловлены целью данного института. (Так, латентная функция института семьи — социально-статусная, или передача определенного социального статуса от одного поколения другому в рамках семьи).

Дисфункции социального института — явления несоответствия деятельности социального института имеющимся социальным потребностям.

Основные функции социального института как такового:

  • Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений в определенной области.
  • Функция интеграции и сплочения общества.
  • Функция регулирования и социального контроля.
  • Коммуникативная функция или включение людей в деятельность.

6. Условия эффективного функционирования соц.Институтов по я. Щепаньскому.

Польский социолог Ян Щепаньский указывает на следующие основные условия эффективного функционирования социальных институтов:

1. Чёткое определение цели и круга выполняемых действий или же объёма функций. Если функции института определены нечётко, он не может без конфликтов включиться в глобальную систему институтов данного общества и наталкивается на различные противодействия.

2. Рациональное разделение труда и рациональная его организация.

3. Деперсонализация действий. Предполагается, что официальные лица будут выполнять свои функции в строгом соответствии с предписаниями, а не в зависимости от индивидуальных интересов и представлений своих прав и обязанностей. В противном случае институт утрачивает общественный характер, престиж и доверие со стороны общества, превращается в учреждение, зависимое от частных интересов. Конечно, ни один институт не может избавиться от влияния личных интересов и вообще от индивидуальных особенностей чиновников, но такое влияние должно контролироваться обществом и сводиться к минимуму. Использование ресурсов общественных институтов в эгоистических интересах работающих в них людей – очень распространённое явление, которое социологи называют “бюрократизацией”.

4. Признание и престиж, какими институт должен обладать в глазах всей группы или её преобладающей части.

5. Бесконфликтное включение в общую систему институтов. Невозможен, например, механический перенос политических институтов западной демократии в общество с сохраняющимися сильными родовыми или клановыми социальными связями.

Институты любого общества представляют собой сложную интегрированную систему, обладающую собственной социальной инерцией. Именно поэтому глубокие институциональные реформы, как правило, сталкиваются с серьёзными трудностями и часто терпят неудачу. История знает не так уж много примеров эффективного и безболезненного реформирования общественных институтов. Чаще такие реформы завершались бурными революционными событиями. Таким образом, внутренняя согласованность в деятельности институтов является необходимым условием нормального функционирования всего общества.

7. Функции семьи

Функции семьи

Сфера семейной деятельности

Типы функций

Общественные

Индивидуальные

1. Репродуктивная

Биологическое воспроизводство населения

Удовлетворение потребности в детях

2. Воспитательная

Социализация молодого поколения. Поддержание культурного воспроизводства общества

Удовлетворения потребности в родительстве, контактах с детьми, самореализация в детях

3. Хозяйственно-бытовая

Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми

Оказание хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи другим

4. Экономическая

Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества

Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен на услуги)

5. Сфера первичного социального контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизни

Формирование и поддержание правовых и моральных санкций при нарушении норм членами семьи

6. Духовного общения

Развитие личности членов семьи

Духовное взаимообогащение. Поддержание дружеских отношений в браке

7. Социально-статусная

Предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры

Удовлетворение потребностей в социальном продвижении

8. Досуговая

Организация рационального досуга. Социальный контроль

Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение интересов.

9. Эмоциональная

Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия

Получение психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в счастье и любви

10. Сексуальная

Сексуальный контроль

Удовлетворение сексуальных потребностей, снятие сексуального напряжения

8. Виды семьи.

По типу семейной структуры семьи бывают:

  • Нуклеарные (простые) — состоят из супругов и зависимых от них детей.
  • Расширенные — состоят из нескольких нуклеарных семей или из нуклеарной семьи и других родственников.
  • Неполные — отсутствует один из супругов.

По типу властной структуры семьи бывают:

  • Патриархальные.
  • Матриархальные.
  • Эгалитарные (равноправные).

По количеству детей семьи бывают:

  • Бездетные.
  • Малодетные (1-2 ребенка).
  • Многодетные (3 и больше).

В зависимости от возрастных характеристик супругов выделяется:

  • Молодежная семья (возраст супругов до 30 лет);
  • Семья среднего супружеского возраста;
  • Пожилая супружеская пара

9. Основные проблемы совр. Семьи.

Проблемы современной российской семьи в целом совпадают с общемировыми. Среди них:

  • рост числа разводов и увеличение семей-одиночек (преимущественно с «матерью-одиночкой»);
  • снижение числа регистрируемых браков и увеличение числа гражданских браков;
  • сокращение рождаемости;
  • увеличение числа детей, родившихся вне брака;
  • изменения в распределении семейных обязанностей, обусловленные растущим вовлечением женщин в трудовую деятельность, требующие совместного участия в обоих родителей в воспитании детей и организации быта;
  • рост числа неблагополучных семей.

Наиболее острой проблемой являются неблагополучные семьи, возникающие по социально-экономическим, психолого-педагогическим или биологическим (например, инвалидность) причинам.

10. Образование как социальный институт

Образование — это профессионально организованный процесс приобщения личности к нормам и ценностям господствующей в обществе культуры.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить следующие элементы:

1) сеть образовательных учреждений;

2) социальные общности (педагоги и учащиеся);

3) учебный процесс.

Образование выполняет в обществе важнейшие функции:

1) гуманистическую — выявление и развитие интеллектуального, нравственного и физического потенциала личности;

2) профессионально-экономическую — подготовка квалифицированных специалистов;

3) социально-политическую — приобретение определенного социального статуса;

4) культурную — усвоение индивидом культуры общества, развитие его творческих способностей;

5) адаптационную — подготовка личности к жизни и труду в обществе.

Диктант на объяснение понятий и знание их содержательных характеристик.

Социальные институты — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей. Это зафиксированная законодательно конкретная система социальных связей и отношений. Процесс и результат такого их закрепления обозначается термином «институционализация» . Так, например, можно говорить об институционализации брака, об институционализации систем образования и др.

Институционализация – процесс и результат закреплениясоциальных связей и отношений в социальный институт . Так, например, можно говорить об институционализации брака, об институционализации систем образования и др.

Этапами процесса институционализации являются

  • возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
  • формирование общих целей;
  • появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
  • появление процедур, связанных с нормами и правилами;
  • институционализация норм и правил, процедур, то есть их принятие, практическое применение;
  • установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
  • создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института;

Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса.

Основные функции соц.институтов, описанные представителями «институциональной школы»:

1. Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

2. Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.

3. Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.

4. Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему санкций.

Все эти функции подчинены одной главной цели — поддерживать общественный организм в состоянии стабильного порядка и высокой жизнеспособности.

Экономические, которые занимаются производством, обменом и распределением материальных благ и услуг (собственность, деньги, банки, хозяйственные объединения разного типа).

Политические, связанные с установлением, поддержанием и исполнением власти (государство, политические партии, прокуратура).

Воспитательные и культурные, которые созданы для укрепления культуры, социализации молодого поколения (образование, наука, семья).

Нормативно-ориентирующие институты. Их цель — создание нравственной основы поведения человека. С их помощью определяются ценности, при­нятые в обществе. В соответствии с ними соверша­ются поступки.

Нормативно-санкционирующие институты. Нормы, предписываемые этими институтами, обязательны для всех членов общества. Эти нормы закрепляются посредством принятия законов, кодексов, правил на государственном уровне. За их несоблюдение нарушителю грозит наказание в соответствии с его проступком.

Церемониальные институты. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность объединений.

По характеру организации институты разделяются на формальные и неформальные.

Формальные институты — это институты, в которых объём функций, средства и методы функционирования регулируются предписаниями законов или иных нормативных правовых актов, формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, уставов и т. д. К формальным социальным институтам относится государство, суд, армия, семья, школа и т. п.

Неформальные институты — это институты, в которых функции, средства и методы деятельности не установлены формальными правилами (то есть четко не определены и не закреплены в специальных законодательных и других нормативных актах).

Несмотря на это, неформальные институты так же, как и формальные, выполняют управленческие и контрольные функции в самом широком социальном спектре, так как являются результатом коллективного творчества, самодеятельности и волеизъявления граждан (объединения по интересам, различные досуговые и др.).

Социальный контроль в таких институтах осуществляется на основе неформальных санкций, То есть с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях. Подобные санкции (общественное мнение, обычаи, традиции) часто бывают более эффективным средством контроля за поведением людей, чем нормы права или другие формальные санкции.

К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право.

К неосновным относят те, которые включены в основные:Институт семьи и брака содержит институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства и др. Институт политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др. Институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др. Институт образования содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и др. Институт религии содержит институт папства, целибата (безбрачия) в католичестве, крещения, исповеди, инквизиции, монашества и др.

Каждый социальный институт включает:

  • социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;
  • совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;
  • система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);
  • идеологические обоснования деятельности социального института;
  • социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция.

(Например) Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п.

Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

Признаками института образования являются:  1. установки и образцы поведения — любовь к знаниям, посещаемость  2. символические культурные признаки — школьная эмблема, школьные песни  3. утилитарные культурные черты — классы, библиотеки, стадионы  4. кодекс устный и письменный — правили учащихся  5. идеология — академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить следующие элементы:

1) сеть образовательных учреждений;

2) социальные общности (педагоги и учащиеся);

3) учебный процесс.

Признаки семьи как социального института;

1. Установки и образцы поведения – привязанность, уважение, ответственность.

2. Культурные символы – брачный ритуал, обручальные кольца.

3. Утилитарные культурные черты – дом, квартира (комната), мебель.

4. Устные и письменные кодексы поведения – Конституция РФ, Семейный кодекс РФ.

5. Идеология – любовь в основе создания семьи, стремление к успешности и стабильности брачных отношений, желание создать, укрепить и сохранить семью.

семья — это основанная на браке и на кровном родстве группа людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Под браком  понимается союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу, к своим родителям и к своим детям.

Моногамия — исторически последняя и наиболее распространенная в настоящее время форма брака, суть которого заключается в устойчивом брачном союзе одного мужчины и одной женщины.

Полига́мия  — форма брака, при котором супруг одного пола имеет более одного супруга противоположного пола. Имеет две формы — многожёнство и многомужество

Полиа́ндрия — редкая форма полигамии, при которой женщина состоит в нескольких брачных союзах с разными мужчинами. Противопоставляется термину моноандрия.

полигини́я — одна из исторических форм полигамного брака, при которой мужчина состоит в брачном союзе одновременно с несколькими жёнами.

Семья как социальный институт призвана выполнять следующие функции.

Первая функция — половое регулирование

Семья выступает как главный социальный институт, через который общество упорядочивает, регулирует естественные сексуальные потребности людей. Конечно, в обществе имеются и другие возможности удовлетворения упомянутых потребностей. В патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайне мере для женщин).

Пуританские нравы, связанные с религиозными запретами и широко распространенные в европейской культуре в прошлые века (вспомним трагедию И.В. Гёте «Фауст» и страдания юной неопытной Гретхен), в современном обществе сменились новой «философией брака». Сегодня вступление в брак девственников многими считается абсурдным, а к добрачным сексуальным связям относятся более чем терпимо.

Вторая функция — воспроизводство населения, которое осуществляет семья

Естественная убыль населения должна постоянно воспроизводиться новыми поколениями, причем предпочтительны физически и психически здоровые дети. Выполнение этой важной функции, без которой общество перестанет существовать, возложено главным образом на семью. При этом для общества важно регулировать рождаемость, с тем чтобы избежать демографических взрывов или спадов.

Третья функция — социализация

Семья является основным носителем культурных образцов, транслируемых из поколения в поколение. Именно в семье ребенок приобщается к культуре общества и его традициям, приобретает знания о правилах поведения в обществе, нормах морали, понятиях чести, добра, справедливости. Можно сказать, в семье закладываются основы формирования человека как личности, выясняются способности, осуществляется выбор профессии будущего работника. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.

Четвертая функция — удовлетворение потребностей человека в эмоциональном, духовном общении, любви и интимной поддержке, сопереживании и сострадании

Психиатры, социологи, юристы, педагоги свидетельствуют, что люди, лишенные в детстве ласки в семье, воспитанные в детских домах без отца и матери, чаще других подвержены соматическим заболеваниям, психическим расстройствам, девиантному поведению. Забота и любовь близких, доверительные эмоциональные контакты с отцом, матерыо, братьями, сестрами — жизненно необходимый элемент существования каждого, залог его психического и душевного здоровья, оптимистического настроя и успехов в жизни. Особенно важна поддержка семьи в трудную для человека минуту, в жизненных испытаниях и невзгодах, когда весь мир кажется ему враждебным и только семья становится опорой и помогает справиться с ситуацией. Вину, стыд или гордость за человека, как правило, разделяют все члены его семьи. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.

Пятая функция — экономическая, бытовая

Семья, как правило, удовлетворяет первичные потребности человека — кормит, одевает, обувает, дает крышу над головой. Вследствие этого члены семьи ведут общее хозяйство. В семье не только складываются определенный быт, образ жизни, но и накапливаются материальные блага, которые дети получают от родителей в наследство, а затем передают своим детям и т.д. Принадлежность семьи к определенному социальному слою во многом определяет его судьбу человека.

функцию социального контроля  ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ори­ентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

Кризисная семья – это семья, переживающая внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документы, средств к существованию и т.д.)

     Асоциальная семья —  семья, в которой имеется наличие  таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе) К педагогически несостоятельным семьям, как правило, относятся те семьи, в которых отмечаются дефекты воспитания в семье, нарушены внутрисемейные отношения, что приводит к серьезным деформациям личности ребенка, его социализации. В основу классификации таких семей положен принцип нарушения внутрисемейных отношений, семейных ценностных ориентаций.

     Аморальная семья – это семья, полностью утратившая семейные ценности, характеризующаяся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающаяся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающая необходимых безопасных условий жизни.

  • Социальный институт семьи” подразумевает

Семья как любой социальный институт выполняет определенные функции.

Репродуктивная функция призвана опеспечивать воспроизводство новых членов общества.

Воспитательная функция должна социализировать ребенка, то есть подготовить его к жизни в обществе, обеспечить его нормальное и полноценное развитие.

Рекреационная функция. Семья становится «оазисом» спокойствия, уверенности и безопасности. она обеспечивает психологический комфорт и эмоциональное удовлетворение.

Экономическая функция охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, рпоблему распределения домашнего труда. . Ведение членами семьи общего хозяй-ства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними, поэтому семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества.

Семья как малая социальная группа. Как малая социальная группа семья чаще всего рассматривается в тех случаях, когда изучаются отношения между индивидами, составляющими семью, или внутренние связи семьи. Благодаря этому можно установить динамику супружеских отношений, характер отношений между родителями и детьми, а также мотивы и причины разводов. Рассматривая проблемы межличностного взаимодействия, необходимо не забывать, что они тесно связаны с существующими в обществе нормами, ценностями и образцами поведения. Исследователей интересуют цели, структура, состав, характер группового взаимодействия, структура власти, семейные нормы, ценности, удовлетворенность пребыванием в семье и т.д.

Каждый из этих подходов имеет свою специфику, если исследование семьи как социального института ориентировано в основном на исследование внешних связей семьи, то исследование семьи как социальной группы — на внутренние связи. Итак, в качестве основных социологических подходов к исследованию семьи выступают социальный институт и малая группа.

Из вышеприведенного видно, что понятие социальный институт следует отличать от понятия социальная группа. Если понятие «социальный институт семьи» подразумевает комплекс норм, социальных ролей, реализующихся в бесчисленном множестве существующих семей определенного типа, то понятие «семья как малая группа» — отдельную семью как малую социальную группу, в которой существует целый спектр различных отношений.

  • Выделите общее и особенное в понятиях « социальный инстут» и « социальная организация».

Социальные организации — это семьи и поселения, заводы и министерства, банки и страховые кампании, государственные органы, партии, профсоюзы, церковь, академия наук, творческие союзы и т. д.

Социальные институты — менее формальные и более свободные способы социальной связи, характерные для демократических обществ. Социальные организации — более формальные и несвободные способы социальной связи, присущие авторитарным обществам. 

Социальный институт и организация как формы социальной связи имеют свои достоинства и недостатки. Поэтому каждая из этих форм имеет свое место и время для применения. Социальные институты — более свободные (неформальные) формы связи, дающие людям и социальным общностям большую гибкость для удовлетворения общественных потребностей. Социальные организации — менее свободные и более формализованные формы социальной связи, они ставят удовлетворение общественных потребностей в жестко установленные рамки разумных или минимальных потребностей.

Укажите три системы органов (учреждений) , действующих в рамках социальных институтов по Г.Спенсеру

В рамках социальных институтов, по Спенсеру, действуют три системы органов (учреждений) — производительная, распределительная и регулятивная, которые выполняют дифференцирующие и интегрирующие социальные функции применительно к развитию общества. Сами социальные институты рассматриваются социологом в шести основных их разновидностях. Это домашние, обрядовые, политические, церковные, промышленные, профессиональные институты, каждый из которых находится в состоянии изменения и развития

  • Перечислите социальные институты, выделенные Г.Спенсером.

Г. Спенсер различал такие виды социальных институтов, как институты родства (брак, семья), экономические (распределительные), регулирующие (религия, политические организации).

  • Какой подход использовал Г.Спенсер при изучении социальных институтов?

Учение о социальных институтах разработано английским социологом в рамках системного описания общества. Все институты составляют единое, причем взаимосвязанное, целое. Каждый из них удовлетворяет определенную общественную потребность и не подменяет другие институты. Так же, как и общество, институты существуют для блага людей, а не наоборот.

Явные функции социального института ( приведите примеры)- Те функции, которые открыто определяются, записываются в законах, программах, уставах, официально заявляются, называются явными.      Поскольку явные функции социальных институтов всегда оглашены, они оказываются более формализованными и подконтрольными обществу. Если институт не справляется с выполнением своих явных функций, ему грозит дезорганизация и изменения.      Явные функции социальных институтов:

     1) функция социализации;

     2) регулятивная;

     3) интегративная;     4) коммуникативная. К явным функциям школы относится получение знаний, подготовка к вузу, усвоение базисных ценностей общества

Латентные функции социального института( приведите примеры) –– скрытый, внешне не проявляющийся. . Латентные функции школы: возникновение прочных дружеских связей, приобретение определённого социального статуса.  

Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных процесса:

а) жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения;

б) функционирование зрелого института, т.е. выполнение явных и латентных

функций, появление и продолжение дисфункций;

в) эволюция института – изменение вида, формы и содержания в историческом

времени, возникновение новых и отмирание старых функций.

Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той же

сферы общества, между родственными институтами.

В жизненном цикле института как социальной организации выделяют следующие стадии (или фазы), которые качественно отличаются друг от друга:

1.зарождение организации, период эффективности, период формализации, ознаменованный обюрокрачиванием, период дезорганизации

2.зарождение организации, становление и укрепление, стадия расцвета, стадия загнивания и гибели

3.зарождение организации, расцвет организации, кризис организации, дезорганизация и гибель

4.стадия осмысления организации, рождение организации, расцвет организации, переформатирование организации, кризис организации, упадок организации

 

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:

1. Экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;

2. Политический — институт власти;

3. Семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей;

4. Военный – институт, организующий законное наследие;

5. Религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.

Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение — удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом

Раскройте функции социальных институтов. Приведите примеры:

  1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт располагает набором норм и правил поведения, закрепленных, стандартизирующих поведение своих участников и делающих это поведение предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость структуры общества. Кодекс института семьи предполагает, что члены общества делятся на устойчивые малые группы — семьи. Социальный контроль обеспечивает состояние стабильности каждой семьи, ограничивает возможность её распада.
  2. Регулятивная функция. Она обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов и шаблонов поведения. Вся жизнь человека протекает при участии разных социальных институтов, но каждый социальный институт регламентирует деятельность. Следовательно, человек с помощью социальных институтов демонстрирует предсказуемость и стандартное поведение, выполняет ролевые требования и ожидания.
  3. Интегративная функция. Эта функция обеспечивает сплоченность, взаимозависимость и взаимную ответственность членов. Это происходит под воздействием институализированных норм, ценностей, правил, системы ролей и санкций. Она упорядочивает систему взаимодействий, что приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры.
  4. Транслирующая функция. Общество не может развиваться без передачи социального опыта. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей, усвоивших его правила. Это происходит путем изменения социальных границ института и смены поколений. Следовательно, в каждом институте предусмотрен механизм социализации к его ценностям, нормам, ролям.
  5. Коммуникативные функции. Информация, произведенная институтом должна распространяться как внутри института (с целью управления и контроля за соблюдением социальных норм), так и во взаимодействии между институтами. Эта функция имеет свою специфику — формальные связи. У института средств массовой информации — это основная функция. Научные учреждения активно воспринимают информацию. Коммутативные возможности институтов неодинаковы: одним они присущи в большей степени, другим — в меньшей.

 интегративные институты, «увековечивающие партикуляристские (частные. — Н.С.) ценности, поддерживают социальную солидарность и сохраняют четкий характер и идентичность социальной структуры», Т.е. их деятельность направлена на поддержку солидарности и существующих партикулярных ценностей в обществе.

2) Диструбутивные институты воплощают в себе и реализуют универсальные ценности, которые выступают средством «сохранения социальных соглашений, выработанных для производства и распределения необходимых социальных льгот, вложений и различного рода вознаграждений

3) организационные институты используют ценности для достижения цели, они служат «увековечению авторитета и организации, необходимых для мобилизации ресурсов и координации коллективных усилий, направленных на достижение социальных целей»

  • Формальные институты — это институты, в которых объём функций, средства и методы функционирования регулируются предписаниями законов или иных нормативных правовых актов, формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, уставов и т. д. К формальным социальным институтам относится государство, суд, армия, семья, школа и т. п. Свои управленческие и контрольные функции они осуществляют на основе строго установленных формальных регламентов, негативных и позитивных санкций. Формальные институты играют важную роль в стабилизации и консолидации современного общества. «Если социальные институты — могучие канаты системы социальных связей, то формальные социальные институты — это достаточно прочный и гибкий металлический каркас, определяющий прочность общества»[21]
  • Неформальные институты — это институты, в которых функции, средства и методы деятельности не установлены формальными правилами (то есть четко не определены и не закреплены в специальных законодательных и других нормативных актах).

    Несмотря на это, неформальные институты так же, как и формальные, выполняют управленческие и контрольные функции в самом широком социальном спектре, так как являются результатом коллективного творчества, самодеятельности и волеизъявления граждан (объединения по интересам, различные досуговые и др.).

    Социальный контроль в таких институтах осуществляется на основе неформальных санкций, То есть с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях. Подобные санкции (общественное мнение, обычаи, традиции) часто бывают более эффективным средством контроля за поведением людей, чем нормы права или другие формальные санкции. Порой люди предпочитают наказание со стороны представителей власти или официального руководства, чем негласное осуждение друзей, коллег по работе, родных и близких.[22]