- Международно-правовой режим континентального шельфа и района морского дна. Арктика.
Конвенция 1958 года не устанавливала четкие границы континентального шельфа.
Конвенция 1982 года устанавливает общее правило, что континентальный шельф – 200 морских миль.
Можно продлить шельф до 350 морских миль или 100 миль, отсчитываемых от 2500 изобата.
Был создан международный орган в соответствии с конвенцией 1982 года, Комиссия по Континентальному Шельфу.
Хребты по конвенции делятся на 2 категории:
- Океанические
- Неокеанические
На континентальном шельфе государства обладают исключительными суверенными правами на ресурсы. К ресурсам континентального шельфа относятся «сидячие виды» живых ресурсов.
Понятие континентального шельфа. Согласно Конвенции ООН по
морскому праву 1982 г. под континентальным шельфом понимаются
морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы
территориального моря прибрежного государства на всем протяжении
естественного продолжения его сухопутной территории до внешней гра-
ницы подводной окраины материка или на расстоянии 200 морских
миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориаль-
ного моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не про-
стирается на такое расстояние.
Подводная окраина материка включает в себя находящееся под во-
дой продолжение континентального массива прибрежного государства
и состоит из поверхности и недр шельфа, склона и подъема. Однако она
не включает дно океана на больших глубинах, в том числе его океаниче-
ские хребты или его недра.
Приведенное выше определение шельфа расходится с геоморфоло-
гическим понятием, согласно которому внутренняя граница континен-
тального шельфа проходит по береговой черте, а не по внешней границе
территориальных вод.
На III Конференции ООН по морскому праву государства разработа-
ли критерии определения внешней границы континентального шельфа.
Эти критерии закреплены в ст. 76 Конвенции 1982 г. В соответствии
с этой статьей фиксированные точки, составляющие линию внешних
границ континентального шельфа, должны находиться не далее 350 мор-
ских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина террито-
риального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изоба-
Системный анализ института государства
... относительную самостоятельность. При этом степень самостоятельности государства постоянно меняется и зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия. С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его ...
ты. Последняя представляет собой линию, соединяющую глубины
в 2500 м. В любом случае внешняя граница континентального шельфа не
может простираться за пределы 350 морских миль от исходных линий, от
которых отмеряется ширина территориального моря.
Прибрежное государство может устанавливать внешнюю границу
своего континентального шельфа только в случаях, когда шельф прости-
рается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых
отмеряется ширина территориального моря, прямыми линиями, не пре-
вышающими в длину 60 морских миль и соединяющими фиксированные
точки, определяемые с помощью координат широты и долготы.
Данные о границах континентального шельфа за пределами 200 мор-
ских миль представляются соответствующим прибрежным государством
в Комиссию по границам континентального шельфа. В соответствии со
ст. 4 Статута этой Комиссии1, если прибрежное государство намерено
установить границы своего континентального шельфа за пределами 200
морских миль, оно представляет Комиссии конкретные данные о такой
границе наряду с дополнительными научно-техническими данными
в возможно кратчайшие сроки, но в любом случае в течение десяти лет
со времени вступления в силу для этого государства Конвенции 1982 г.
Комиссия дает прибрежным государствам рекомендации по вопросам,
касающимся установления внешних границ их континентального шель-
Статут Комиссии приложен к Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
§ 5. Понятие и режим континентального шельфа 507
фа. Границы шельфа, установленные прибрежным государством на ос-
нове указанных рекомендаций, являются окончательными и обязатель-
ными для всех.
Конвенция 1982 г. признает за прибрежным государством суверен-
ные права на разведку и разработку естественных богатств шельфа.
Правовой режим использования ресурсов континентального шельфа.
Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом
суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресур-
сов. Эти права прибрежного государства являются исключительными.
Иными словами, если прибрежное государство не производит разведку
континентального шельфа или не разрабатывает его природные ресурсы,
никто не может делать этого без определенно выраженного согласия
прибрежного государства.
В понятие естественных богатств шельфа включаются не только ми-
неральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр, но и живые
организмы ≪сидячих≫ видов, т. е. организмы, которые в надлежащий
с промысловой точки зрения период своего развития либо прикреплены
к морскому дну, либо находятся под ним, либо могут передвигаться
только по морскому дну или в его недрах (крабы, моллюски, иглокожие
и т. д.).
• Конвенция 1982 г. не затрагивает права прибрежного государства
разрабатывать недра путем прокладки туннелей независимо от глубины
водного покрова недр.
Прибрежное государство не может препятствовать прокладке или
поддержанию в исправности подводных кабелей или трубопроводов на
континентальном шельфе, кроме тех случаев, когда оно осуществляет
свое право применять разумные меры для разведки шельфа и разработки
его естественных богатств. Однако в последнем случае разведка конти-
нентального шельфа и разработка его естественных богатств не должны
Тема: Понятие и сущность государства
... непосредственно связаны с государственно-правовой жизнью общества. 1.Понятие государства. Значение термина "государство" В понятие "государство" с момента его появления вкладывался различный смысл. ... Теперь все эти государственные образования обозначались одним термином. Причины возникновения государства Государство существовало не всегда. Ранние общества согласовывали свои интересы, используя ...
создавать неоправдываемой помехи судоходству, рыболовству или охра-
не живых ресурсов моря, а также океанографическим или иным науч-
ным исследованиям.
Права прибрежного государства на континентальный шельф не за-
трагивают правового статуса покрывающих его вод, которые являются
открытым морем, а также воздушного пространства над ними.
Это означает, что иностранные промысловые суда могут ловить рыбу
и вести автономную промысловую разведку скоплений рыбных стад
в водах, покрывающих континентальный шельф прибрежного государст-
ва, если эти воды не входят в состав объявленной им рыболовной (или
экономической) зоны, прилежащей к территориальным водам.
Прибрежное государство должно производить отчисления или взно-
сы натурой в связи с разработкой неживых ресурсов шельфа за предела-
ми 200 морских миль. Отчисления и взносы должны производиться Ме-
ждународному органу по дну ежегодно в отношении всей продукции на
участке по истечении первых пяти лет добычи на этом участке.
Зоны безопасности вокруг сооружений и установок на шельфе. При-
брежному государству предоставляется право создавать и охранять обя-
зательные для судов всех национальностей зоны безопасности на рас-
стоянии 500 м вокруг сооружений и установок, необходимых для развед-
ки и разработки естественных богатств шельфа. В отличие от островов
508 Глава XVII. Международное морское право
такие сооружения и установки не имеют территориального моря, и их
присутствие не влияет на определение границ территориальных вод при-
брежного государства.
Конвенция устанавливает следующие основные правила возведения
и эксплуатации подобных сооружений и установок: о возведении их
должны даваться надлежащие оповещения и, кроме того, постоянные
предостережения об их существовании. По окончании эксплуатации со-
оружения должны быть полностью убраны.
Эти установки и зоны безопасности вокруг них не должны находиться
в местах, где они могут стать помехой для международного судоходства.
В некоторых случаях иностранные суда и организации могут полу-
чить право вести работы на континентальном шельфе прибрежного госу-
дарства на основании соответствующих соглашений или специальных
разрешений. При этом соглашениями определяются размер и порядок
отчисления компенсации, которая уплачивается прибрежному государ-
ству.
В случае если прибрежное государство ведет разведку или разработку
естественных богатств шельфа, оно обязано принимать в зонах безопас-
ности все надлежащие меры по охране живых морских ресурсов, в том
числе и рыбных запасов, от вредных воздействий. Так, например, при
разработке подводных месторождений нефти прибрежное государство
должно применять меры по предотвращению загрязнения моря.
Иностранные суда могут вести изыскания на континентальном
шельфе только с согласия прибрежного государства, которое, как прави-
ло, не должно отказывать в нем, если просьба исходит от обладающего
надлежащей квалификацией учреждения в связи с проведением им чис-
то научного исследования физических или биологических свойств кон-
Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2
... стороне, обращается в доход Российской Федерации. При невозможности передать имущество в доход государства в натуре взыскивается его стоимость в деньгах. Кроме того, потерпевшему возмещается другой ... покупки эта возможность превратилась в реальность и он стал обладателем субъективного гражданского права — права собственности на автомобиль. Объем правоспособности у всех граждан одинаков. Каждый из ...
тинентального шельфа. Однако прибрежное государство имеет право
участвовать или быть представленным в таких исследованиях. В любом
случае результаты исследований подлежат опубликованию для всеобще-
го ознакомления.__
Понятие открытого моря. Открытым морем считаются морские про-
странства, которые не входят ни в исключительную экономическую зону,
ни в территориальные воды или внутренние воды какого-либо государст-
ва, ни в архипелажные воды государства-архипелага (ст. 86 Конвенции
1982 г.).
Оно находится в общем и равном пользовании всех наций. Ника-
кое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части
его своему суверенитету.
В основе международно-правового режима открытого моря лежит
принцип свободы открытого моря, означающий для всех государств сво-
боду судоходства, рыболовства, а также полетов на летательных аппара-
тах, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и свободу научных
исследований. Государства, осуществляющие эти свободы, должны разум-
но учитывать заинтересованность других государств в пользовании свобо-
дой открытого моря.
Понятие открытого моря возникло не сразу. Задолго до возникнове-
ния понятий открытого моря и территориальных вод действовала прак-
тика провозглашения исключительных или преимущественных прав
прибрежного государства на эксплуатацию живых водных ресурсов
500 Глава _00 Tc(・ TXVII. Международное морское право
и плавание в более или менее широких морских зонах, прилегающих
к его берегам1.
Вплоть до XVII в. не было недостатка в претензиях на исключитель-
ную собственность в открытых морях и целых океанах. Объявив то или
иное море под своей властью, государства преследовали и захватывали
иностранные корабли, плавающие в его пределах, требовали от них мор-
ских салютов в знак подчинения, облагали их пошлиной и подчиняли
своей юрисдикции. Такие притязания заявляли: Венецианская респуб-
лика — на Адриатическое море; Генуя — на Лигурийское море; Португа-
лия — на Индийский океан и часть Атлантического океана к югу от Ма-
рокко; испанцы — на Мексиканский залив и Тихий океан; англичане —
на моря, окружающие Соединенное Королевство, и на Северное море;
Дания и Швеция — на Балтийское море; Турция — на Черное море. Как
отмечал Ф. Ф. Мартене, ≪трудно было разрешить на основании како-
го-либо общего бесспорного начала те пререкания государств, которые
возникали из этих притязаний, и нет ничего удивительного, что единст-
венным их судьей был признан папа, который и присуждал моря и части
океанов кому и как находил нужным≫2. Папа Александр VI в серии пап-
ских булл попытался поделить территорию и океаны между Португалией
и Испанией. В папской булле ≪Inter Caetera≫ (1492 г.) проведена вообра-
жаемая пограничная линия с севера на юг в 100 милях западнее Азор-
ских островов и Берега Слоновой Кости и определено, что эти аквато-
рии должны принадлежать Испании3.
Принцип свободы открытого моря не оставался неизменным, за-
стывшим. Этот правовой институт развивался в соответствии с потреб-
Теории происхождения государства 9
... разрастались, возникало все больше новых семей, в результате чего возникло государство. Государство представляет собой разросшуюся семью, Государство это своего рода - большая семья. Власть государя является ... человека, люди заключили договор, в котором передают часть личных естественных прав государству. Государство в свою очередь обязано защищать слабых и бедных, охранять общество от ...
ностями экономики, техники промысла, мореплавания и международ-
ных связей.
Во второй половине XVIII в. этот принцип уже не встречал возраже-
ний в доктрине международного права.
Доктринальное обоснование легитимности принципа свободы от-
крытого моря впервые было дано голландским юристом Г. Гроцием
в труде ≪Маге liberum≫, изданном в 1609 г. Позже швейцарский ученый
Э. Ваттель в книге ≪Право народов≫ (1758 г.) писал: ≪Поскольку право
судоходства и рыболовства в открытом море является общим правом
всех людей, нация, пытающаяся отстранить другую нацию от пользова-
ния этим правом, наносит ей обиду и дает ей справедливый повод к вой-
не, так как природа уполномочивает нацию отражать обиду, то есть со-
противляться силой всякому, кто хочет ее лишить принадлежащего ей
права≫4.
История происхождения, развития и изменения морского международного
права. Сочинение Отфейля. 2-е изд. СПб., 1887. С. 14—30.
Мартене Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных наро-
дов. М., 1966. Т. 1. С. 254-255.
3 O’Brien J. International Law. London / Sydney, 2001. P. 391.
4
Ваттель Э. Право народов. М., 1960. С. 204.
§ 4. Понятие и режим открытого моря 501
Далее этот крупнейший специалист в области международного пуб-
личного права справедливо указывал на то, что ≪ни одна нация не имеет
права овладевать открытым морем и присваивать себе пользование им,
исключая другие нации≫1.
Расширение морского рыболовства требовало признания за всеми
странами права на свободу промысла в открытом море и отказа отдель-
ных стран от претензий на монопольное право использования его живых
ресурсов. ≪По международному праву рыболовство в открытом море
признается свободным, — отмечал В. И. Вешняков. — Этот принцип
свободы морских промыслов существовал уже в римском праве, на осно-
вании которого, в силу естественного права, воздух, проточные воды,
море и берега его считались общим достоянием всех≫2.
Одновременно с признанием свободы рыболовства в открытом море
государства пытались обеспечить себе исключительное право добычи
рыбы и морепродуктов в прилежащих к ним водах.
Согласно ст. 90 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. никакое
государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части от-
крытого моря своему суверенитету. Открытое море резервируется для
мирных целей. Военные корабли пользуются в открытом море полным
иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме
государства флага.
Охрана живых ресурсов открытого моря и управление ими. Под пра-
вовой охраной живых ресурсов понимается совокупность мер, направ-
ленных на обеспечение оптимально устойчивой добычи ресурсов. Про-
граммы ограничительных мер должны составляться таким образом, что-
бы в первую очередь обеспечивать снабжение человека пищей3.
Вопрос 2. Теории происхождения государства
... (Рим, Греция) и феодальному (страны Европы) типам государства. Так, античным государствам в отличие от восточных не благоприятствовали природные климатические ... образом, требуется новая организация власти1, Марксистско-ленинская доктрина вычерчивала четкую схему возникновения государств: общественное разделение труда -- совершенствование орудий труда -- рост производительности труда ...
Принцип охраны живых ресурсов моря стал общепризнанным прин-
ципом международного морского права, имеющим императивный ха-
рактер. Иными словами, государства, занимающиеся промыслом живых
ресурсов в открытом море, должны руководствоваться этим принципом
и непременно выполнять все рыбоохранные мероприятия.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. обязывает все государст-
ва принимать такие меры или сотрудничать с другими государствами
в принятии в отношении своих граждан таких мер, какие окажутся
необходимы для сохранения живых ресурсов открытого моря.
В соответствии со ст. 116 Конвенции 1982 г. все государства имеют
право на то, чтобы их граждане занимались рыболовством в открытом
море при условии соблюдения ими договорных обязательств, а также
прав, обязанностей и интересов прибрежных государств.
В соответствии со ст. 119 Конвенции 1982 г. при определении разме-
ра допустимого улова и установления других мер охраны живых ресурсов
Ваттель Э. Право народов. М., 1960. С. 205.
Вешняков В. И. Рыболовство и законодательство. СПб., 1894. С. 688.
3 Бекяшев К. А., Сапронов В. Д. Мировое рыболовство: вопросы международ-
ного сотрудничества. М., 1990; Burke W. The New International Law of Fisheries.
Oxford, 1994.
502 Глава XVII. Международное морское право
открытого моря государства принимают вес необходимые научно обос-
нованные меры в целях поддержания или восстановления популяций
вылавливаемых видов на уровне, обеспечивающем максимально устой-
чивые уловы. Соответствующие государства принимают также во внима-
ние воздействие на виды, ассоциированные с вылавливаемыми видами
или зависимые от них, в целях поддержания или восстановления попу-
ляций таких видов выше тех уровней, при которых их воспроизводство
может быть подвергнуто серьезной опасности.
Однако любые меры по сохранению живых ресурсов и осуществле-
ние их на практике не должны быть ни по форме, ни по существу дис-
криминационными в отношении рыбаков любого другого государства.
Данное положение Конвенции 1982 г. базируется на общепризнанных
принципах международного права: суверенного равенства государств,
недискриминации, невмешательства во внутренние дела государств.
На практике сложной проблемой в области регулирования рыболов-
ства был поиск сбалансированного режима, при котором сочетался бы
принцип свободы открытого моря с теми ограничениями, которые явля-
ются необходимыми для сохранения живых ресурсов моря в интересах
всех государств.
Как показывает многолетний опыт международного рыболовства,
в существующей обстановке лучшим решением проблемы является со-
трудничество заинтересованных государств в региональных организаци-
ях по рыболовству, занимающихся изучением рыбных ресурсов и выра-
боткой согласованных международных правил регулирования промысла.
Региональные организации по рыболовству объединяют усилия уче-
ных в изучении и оценке состояния запасов тех или иных видов рыб
в отдельных районах и вырабатывают рекомендации о мерах рациональ-
ного ведения промысла и сохранения ресурсов, в том числе и в отноше-
На море синее вечерний пал туман
... субъективны. В период пребывания на Юге в лирике Пушкина выделился образ моря как многозначный, открытый художественным сознанием и интуицией поэта. С ним связано его первое значительное ... что прологом романтической лирики поэта является элегия: Погасло дневное светило, На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый ...
нии допустимого уровня уловов на каждый год, так как природные фак-
торы и условия промысла живых ресурсов в отличие от добычи мине-
ральных ресурсов ежегодно изменяются.
Практика показывает, что любое прибрежное государство в одиноч-
ку не может дать объективной оценки запасов рыбы и определить меры
по их рациональному использованию, так как стада рыб мигрируют
в очень широких пределах прибрежной полосы различных государств
в зависимости от естественных сезонных условий. Важно, чтобы наблю-
дения за этими запасами велись систематически и по возможности на
всей акватории обитания тех или иных стад рыб, зачастую не совпадаю-
щей с установленными государствами границами зон их рыболовной
юрисдикции. Немаловажным фактором является и экономическая сто-
рона дела, поскольку охват всей акватории обитания требует участия
в исследованиях сравнительно большого количества научно-поисковых
судов, содержание которых дорого стоит и было бы обременительным
для одного государства. Страны предоставляют свои суда для исследова-
ний по скоординированным программам, предусматривающим сбор, об-
работку на стандартной основе полученных данных и обмен материала-
ми, которые становятся наиболее объективной базой для выработки мер
регулирования промысла, в том числе размера допустимого улова и квот
вылова.
§ 4. Понятие и режим открытого моря 503
Учитывая позитивную роль сотрудничества государств в рамках меж-
правительственных рыбохозяйственных организаций, III Конференция
ООН по морскому праву разработала и включила в Конвенцию 1982 г.
ряд положений о месте таких организаций в системе международно-пра-
вовой охраны живых ресурсов Мирового океана. Так, в ст. 61 Конвен-
ции предусмотрена возможность сотрудничества прибрежных государств
и компетентных международных организаций в целях сохранения живых
ресурсов моря. Далее в этой статье закреплена целесообразность переда-
чи научной информации, статистических данных об уловах, о промысло-
вом усилии и других данных, относящихся к сохранению рыбных запа-
сов и обмену их, через компетентные международные организации.
В соответствии со ст. 65 Конвенции 1982 г. компетентная международ-
ная организация вправе запрещать, ограничивать или регулировать про-
мысел морских млекопитающих1.
Уголовная и гражданская юрисдикция в открытом море. В соответст-
вии с Конвенцией об открытом море 1958 г. и Конвенцией ООН по мор-
скому праву 1982 г. суда в открытом море подчиняются юрисдикции
только государства своего флага и, как правило, не могут задерживаться
и подвергаться осмотру какими-либо судами или военными кораблями,
плавающими под флагом другого государства. В случае столкновения
или другого происшествия с судном в открытом море, вызывающего уго-
ловную или дисциплинарную ответственность должностного лица, нахо-
дящегося на судне, уголовное или дисциплинарное преследование может
быть возбуждено только властями государства, под флагом которого пла-
вает судно, или того государства, гражданином которого является это
должностное лицо. Ни арест, ни задержание судна не могут быть произ-
Теории происхождения государства 10
... с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, ... нравственных, этнических и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства. Тем не менее, считает Шершеневич, огромная заслуга экономического материализма состоит ...
ведены даже в качестве меры расследований никем, кроме властей госу-
дарства флага судна.
Отобрать диплом судоводителя или квалификационное свидетельст-
во у своего гражданина или иностранца могут только власти государства,
выдавшего эти документы.
Государства вменяют в обязанность капитанам судов оказание помо-
щи любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, обя-
зывают их следовать со всей возможной скоростью на помощь, а также
оказывать после столкновения помощь другому судну, его экипажу
и пассажирам и, насколько это возможно, сообщить этому другому суд-
ну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт,
в который оно зайдет.
Конвенция 1982 г. возлагает на каждое государство обязанность из-
давать правила для предупреждения загрязнения морской воды нефтью
с судов или из трубопроводов, а также в результате разработки или раз-
ведки поверхности морского дна и недр континентального шельфа.
Каждое государство обязано принимать меры для предупреждения
загрязнения моря от погружения радиоактивных отходов с учетом всех
норм и правил, которые могут быть выработаны компетентными между-
народными организациями, а также сотрудничать с другими государства-
Бекяшев К. А., Сапронов В. Д-. Межправительственные рыбохозяйственные
организации. М., 1984. С. 87 и далее.
504 Глава XVII. Международное морское право
ми в международных организациях по предупреждению загрязнения
моря или воздушного пространства над ними в результате применения
радиоактивных материалов или других вредоносных веществ.
Борьба с пиратством. В настоящее время борьба с пиратством приоб-
рела особую актуальность. Например, разгул пиратства приобретает для
стран Юго-Восточной Азии, района Малаккского пролива и побережья
Африки характер подлинного бедствия. Морские разбойники грабят су-
хогрузы, небольшие пассажирские суда, нападают на яхтсменов. Излюб-
ленным объектом нападения стали транспортные рыболовные суда.
Конвенция ООН по морскому праву возлагает на все государства обя-
занность содействовать полному уничтожению пиратства на море1.
Конвенция 1982 г. включает в понятие пиратства:
а) любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, со-
вершаемый в личных целях экипажем или пассажирами какого-либо ча-
стновладельческого судна или частновладельческого летательного аппа-
рата и направленный в открытом море против какого-либо другого судна
или летательного аппарата, лиц или против лип или имущества, находя-
щегося на их борту, или вне юрисдикции какого бы то ни было государ-
ства;
б) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо
судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятель-
ств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским
судном или летательным аппаратом;
в) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознатель-
ным содействием совершению действия, указанного выше.
Пиратские действия, совершаемые военным или государственным
судном (или летательным аппаратом), Конвенция считает таковыми
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
... на личные и имущественные. Соблюдение и защита перечисленных личных прав ребенка гарантируется государством, которое исходит из интересов и потребностей каждого ребенка. Одним из важнейших прав ... смертности, заболеваемости детей, достижение высокого уровня здоровья в различные периоды их развития. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин Принята резолюцией 34/180 Генеральной ...
только в том случае, если их экипаж поднял мятеж и захватил власть.
Пиратское морское или воздушное судно, если иное не определено
национальными законами, может сохранять свою национальность. Од-
нако любому государству предоставляется право захватить в открытом
море пиратское судно, находящееся на нем имущество, а также аресто-
вать экипаж и пассажиров. Вопрос о наказании пиратов и судьбе этого
имущества и судов решается судами государства, совершившего захват,
при этом не должны нарушаться права добросовестных третьих лиц.
За любой ущерб и убытки, причиненные захватом по подозрению
в пиратстве без достаточных оснований, отвечает государство, совер-
шившее захват.
Захват за пиратство может совершаться только военными или нахо-
дящимися на правительственной службе морскими и воздушными суда-
ми, специально на то уполномоченными.
Определение пиратства в Конвенции ООН по морскому праву
1982 г. не является исчерпывающим и сводится только к действиям, со-
вершаемым в грабительских целях частновладельческими судами.
По российскому законодательству пиратство является уголовно на-
казуемым деянием. Согласно ст. 227 УК РФ нападение на морское или
Подробнее см.: Piracy at Sea. Ed. by E. Ellen. International Maritime Bureau.
1989; Dubner.B. The Law of International See Piracy. The Hague, 1980; Todd P.
Maritime Fraud. London, 2003.
§ 4. Понятие и режим открытого моря 505
речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное
с применением насилия либо с угрозой его применения, наказывается
лишением свободы на срок от 5 до 10 лет. То же деяние, совершенное
неоднократно либо с применением оружия или предметов, используе-
мых в качестве оружия, наказывается лишением свободы на срок от 8 до
12 лет с конфискацией имущества. Если пиратство совершено организо-
ванной группой либо повлекло по неосторожности смерть человека или
иные тяжкие последствия, то виновные лица наказываются лишением
свободы на срок от 10 до 15 лет с конфискацией имущества. В целом
деяние, предусмотренное ст. 227 УК РФ, является умышленным.
Незаконная торговля наркотиками или психотропными веществами.
Согласно международному праву незаконная торговля наркотическими
средствами или психотропными веществами или перевозка их являются
международными преступлениями. В связи с этим в ст. 108 Конвенции
ООН по морскому праву 1982 г. предусмотрено, чтобы все государства
сотрудничали в пресечении незаконной торговли наркотиками и психо-
тропными веществами, осуществляемой судами в открытом море в нару-
шение международных конвенций. Правовое регулирование производст-
ва, применения и распространения наркотических средств и психотроп-
ных веществ осуществляется в соответствии с Единой конвенцией
о наркотических средствах от 30 мая 1961 г. (СССР присоединился
20 февраля 1964 г.), Конвенцией о психотропных веществах от 21 февра-
ля 1971 г. (СССР присоединился 1 февраля 1979 г.), Конвенцией ООН
о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психо-
тропных веществ от 19 декабря 1988 г. (Россия участвует с 17 декабря
1990 г.).
Любое государство, которое имеет разумное основание считать, что
судно, плавающее под его флагом, занимается незаконной торговлей
наркотиками или психотропными веществами, может обратиться к дру-
гим государствам с просьбой о сотрудничестве в пресечении такой неза-
конной торговли.
Несанкционированное вещание из открытого моря. Несанкциониро-
ванное вещание означает передачу в нарушение международных правил
звуковых радио- или телевизионных программ с судна или расположен-
ной в открытом море установки, предназначенных для приема населени-
ем, за исключением передачи сигналов бедствия.
В Конвенции 1982 г. закреплена обязанность всех государств сотруд-
ничать в пресечении несанкционированного вещания из открытого моря.
Любое лицо, занимающееся несанкционированным вещанием, может
быть привлечено к ответственности в суде: а) государства флага судна;
б) государства регистрации установки; в) государства, гражданином кото-
рого является это лицо; г) любого государства, где могут приниматься пе-
редачи; д) любого государства, санкционированной радиосвязи которого
чинятся помехи.
В открытом море государство, в отношении которого ведется не-
санкционированное вещание, может арестовать любое лицо или судно,
занимающееся таким противоправным деянием, и конфисковать пере-
дающую аппаратуру.__
Антарктика
Россия – первооткрыватели Антарктики.
В начале 20 века суверенитет Антарктики первой провозгласила ВБ.
Франция, Новая Зеландия, Чили, Австралия, Норвегия выдвинули территориальные претензии на Антарктику.
В 1958 году СССР сделали заявление о том, что Антарктика должна получить международно-правовой режим, однако СССР на правах первооткрывателя имеет право заявить о своих притязаниях.
США сначала поддерживались политики интернационализации. Потом заявили о притязаниях. Пытались обойти СССР в решении этого вопроса.
В 1959 году 12 государств приняли участия в конференции по Антарктике. Вопрос о территориальных претензиях был решен. Все претензии решили заморозить, т.е. никакое государство с момента заключения договора не будет предъявлять новые претензии.
Все претензии и контрпретензии по сути стали заморожены. Если этот бессрочный договор прекратится, претензии будут в состоянии на 1959 год.
Международно-правовой режим
Антарктика – демилитаризованная и ненатурализованная зона. Это означает, что на ее территории не могут проводится военные действия, маневры, учения и т.п. Это не исключает использование военной техники в мирных целях. Антарктика является безъядерной зоной. Запрещено захоронение радиоактивных отходов. (Франция построила АЭС на территории Антарктики)
Принцип свободы научных исследований.
Конференция сторон была создана для регулирования вопросов по Антарктике (12 государств + государства ведущие научную деятельность в Антарктике).
Система договора по Антарктике (1959 + более поздние):
- Живые ресурсы Антарктики
- 1985 – конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики. Комитет по живым ресурсам Антарктики. ( нельзя нарушать экосистему)
- Минеральные ресурсы Антарктики (вопрос будущего) 1988 год – конвенция об эксплуатации минеральных ресурсов Антарктики. Она вызвала широкую дискуссию и протест природоохранных сообществ по всему свету. В 1991 году – протокол об охране окружающей среды в Антарктике. Срок протокола – возможен пересмотр через 50 лет (2048 год).