Тема: Понятие и сущность государства

1.Понятие и общая характеристика теорий происхождения государства.

2. Признаки государства.

3. Правовое государство и его признаки.

Дисциплина «Правоведение» достаточно емкая, где уделяется внимание изучению такой дисциплины, как теория государства и права, а также основам таких важнейших отраслей российского права как конституционное право, гражданское, уголовное, административное, трудовое. Потребность в юридических знаниях все чаще осознается людьми, особенно когда они становятся участниками тех или иных правоотношений и от правильно оцененной ситуации зависит решение вопросов семейного благополучия, жилья, трудоустройства, управления собственностью. Предлагаемые для вашего изучения лекции не преследуют цели дать ответы на конкретные правовые вопросы. Они содержат информацию об основах различных отраслей права и помогают ориентироваться в действующем законодательстве.

Дисциплина «Теория государства и права» прежде всего играет роль теоретического введения в правоведение. Не случайно в дореволюционный период теория государства и права изучалась как «Энциклопедия права». В целом наука изучает закономерности развития природы и общества, предметом науки являются общие закономерности возникновения, становления и развития права и государства; их характерные признаки, формы, сущность, содержание; место и роль права и государства в жизни общества и его политической системы; правосознание; законность, законодательный процесс; правомерное поведение; юридическую ответственность и др. блоки вопросов непосредственно связаны с государственно-правовой жизнью общества.

1.Понятие государства.

Значение термина «государство»

В понятие «государство» с момента его появления вкладывался различный смысл.

Примеры:

Когда-то французский король Людовик XIV, которого придворные льстецы прозвали «король-солнце», изрек: «Государство — это я». Это соответствовало истине, поскольку за 72 года царствования (1643 — 1715) он превратил королевскую власть в абсолютную монархию, а Францию — в самую могущественную европейскую державу. Однако это было далеко не бесспорное рассуждение о государстве, поскольку каждая историческая эпоха вносила в него свой смысл.

Древнегреческий философ Аристотель считал государство олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага. По его мнению, оно является отражением родовой сущности человека как «политического животного», стремящегося к «совместному сожительству». «Человек — нашедший свое завершение в государстве, — замечал Аристотель, — совершеннейшее из творений, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее место в мире».

10 стр., 4727 слов

Теория и практика управления Программа курса

... управления. Свойство системности государственного управления. Понятие системы. Конкретные проявления системности в структурном облике государства и общества. Государство как организационная система. Нереальность ... обеспечение управления». Цель курса – ознакомить студентов с отечественной теорией государственного управления, комплексно представленной в разной литературе последнего десятилетия, ...

Английский мыслитель Т.Гоббс сравнивает государство с «Левиафаном — чудовищем, описанным в Библии: «Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, ‘ как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, а из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас».

Создание государства было великой пользой для всех, но отдельно взятую личность эта опека тяготила и всячески пыталась ограничить власть государства над собой.

Как показывает исторический опыт, государство не может быть ни добрым, ни злым. Оно является особой организацией власти, призванной согласовывать несовпадающие интересы людей, групп и выражать их общезначимые потребности, опираясь на принуждение и нормы права.

Не менее парадоксальным является и появление термина «государство» в его временном значении. Дело том, что первые государственные образования появились около 5 тыс. лет назад. Это были государства Древнего Востока: Древний Египет, Древний Вавилон и т. п.

Однако само понятие «государство» в современном значении возникло лишь в начале XVIв. В науку его ввел итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469 — 1527).

Он использовал для обозначения государства термин «stato» (от лат. status — положение, статус).

До этого все государственные образования обозначались различными терминами: «республика», «городская община», «княжеское господство», «земля», «полис», «единовластное правление», «тирания», «олигархия» и т.п. Теперь все эти государственные образования обозначались одним термином.

Причины возникновения государства

Государство существовало не всегда. Ранние общества согласовывали свои интересы, используя нормы морали, религиозных верований, традиций, обычаев. При этом функции управления не закреплялись.

Потребность в государстве была обусловлена различными причинами, т.к. в обществе возникали конфликты, вызванные естественным, имущественным, социальным неравенством между людьми.

Можно выделить основные причины: экономические, социальные, географические, культурные.

Пути формирования государства

Очевидно, что при своем возникновении государства у различных народов имели особенности. Они были обусловлены историческим развитием конкретной страны, ее национальными традициями, культурой, религией, географическим положением.

Условно можно выделить группы стран, которые имели некоторые общие предпосылки формирования государства, что позволяет выделить три пути возникновения государства: 1) восточный; 2) западный и 3) синтезный. Различия между ними состоят в том, как происходил процесс слома органов родоплеменной организации и возникновения институтов государства.

11 стр., 5151 слов

Предпосылки возникновения психологической теории права

... им оказалось достаточно, чтобы не утратить внимания мировой юриспруденции.[5] В формировании теории права и государства Л.И. Петражицкого можно выявить несколько этапов. Первый период (с 1897 г. ... российским правоведом и общественным деятелем Л.И. Петражицким психологическая теория права.[2] В то же время возникновение психологических теории права было связано с процессом становления психологии как ...

Восточный путь формирования государства характеризуется тем, что государственный аппарат возникает из аппарата управления родоплеменными объединениями путем закрепления управленческих функций за определенными лицами и передачей их по наследству. Государства Древнего Востока возникали в силу необходимости организации трудоемких ирригационных работ, которые обеспечивали пропитание всем общинникам.

Образование государства на Западе происходило иначе. Разрушение родоплеменной организации здесь осуществлялось вследствие развития частной собственности. В основе процесса деления общества на классы лежал переход от присваивающей экономики к производящей, когда человек сам стал создавать орудия труда и предметы первой необходимости.

Синтезный путь формирования государства был свойственен тем народам, которые переходили от родоплеменных отношений сразу к феодальным. Для этого варианта образования государства характерно длительное сохранение общинной организации и одновременное складывание имущественного неравенства.

Общая характеристика теорий происхождения государства

Стремление понять природу государства, его место и роль в жизни человека заставляло ученых искать причины и условия его возникновения. Выявление истоков государственности, особенностей ее формирования у различных народов во многом позволяет понять причины различий в функционировании современных государств. Однако единство мнений по проблемам возникновения государства отсутствует. Существует несколько теорий происхождения государства.

Теологическая теория. Одной из самых ранних теорий, объясняющих процесс возникновения государства, была теократическая теория. Ее создатели (Аврелий Августин, Фома Аквинскии, Тертулиан) рассматривали государство как божий промысел, основываясь на тезисе, что «вся власть от бога». Бог является творцом всего сущего на земле, в том числе и государства Проникнуть в тайну божественного замысла, а следовательно, постичь природу государства невозможно.

Теократическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства — обязательность.

Например:

Так, в законах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми».

Следует отметить, что во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например в послании, апостола Павла римлянам говорится: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены».

Патриархальная теория. Эта теория также возникла в древности. Ее основателем был Аристотель (III в. до н.э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др.).

10 стр., 4504 слов

Часть первая. Основополагающие социологические теории общества

... Дать описание перспектив развития социологии. Часть первая. Основополагающие социологические теории общества. «Теория», в переводе с греческого означает «наблюдение, рассмотрение, исследование, умозрение». ... и историческим подходами к проблеме возникновения государства, права и социальных институтов. Основная работа: «Общность и общество». Тённис разработал формальную социологию, анализирующую ...

Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства — монархом. Его власть, таким образом, — это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти.

Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются.

Например:

Государство, по мнению одного из основателей патриархальной теории китайского философа Конфуция (551 — 479 гг. до н. э.), должно опираться не на безликий и всеохватывающий закон, не на произвол тирана, а на мудрость добродетельного правителя и его талантливых и достойных помощников.

Органическая теория. Эта теория возникла в XIXв в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV-III вв. до н.э.), сравнивали государство с организмом, а законы государства — с процессами человеческой психики.

В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм — государство.

Теория насилия. Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович, К.Каутский, Е.Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создается государственный аппарат, принимаются законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. По мнению сторонников теории насилия, государство является результатом прямого политического действия — внутреннего или внешнего насилия, завоевания. Следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителем государства. Оно становится органом управления побежденными. В результате завоевания возникает не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность.

Пример:

Как отмечал один из авторов теории насилия австрийский правовед Л. Гумплович (1838 — 1909), «история не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения»

9 стр., 4412 слов

Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

... Культурная политика – это деятельность государства, цели которой основаны на общественном согласии и концептуальном представлении о месте и роли культуры в жизни общества, а содержание предполагает: а) ... культурология, педагогика, психология, экономика, искусствоведение, право и др. В последнее время в теории социально-культурной деятельности мы наблюдаем переход от традиционных дефиниций к новой ...

Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей в XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и др. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр. Психологическая теория происхождения государства обращает внимание на роль и значение биологических и психологических особенностей человека.

Пример:

Как результат психологических взаимодействий людей, один из основоположников психологической теории русский юрист Л.И. Петражицкий (1867 — 1931) полагал, что государство является закономерным итогом психологической потребности человека в общении.

Договорная теория. В XVII — XVIII вв. появляется договорная теория происхождения государства. Согласно ей государство понималось как общественный договор, по которому люди в целях надежного обеспечения своих естественных прав, свободы, защиты личности и собственности соглашаются создать государство.

Например:

По замечанию французского мыслителя Д. Дидро, «люди быстро догадались, что если они будут продолжать пользоваться своей свободой, своей независимостью и безудержно предаваться своим страстям, то положение каждого отдельного человека станет более несчастным, чем если бы он жил отдельно; они осознали, что каждому человеку нужно поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы, так сказать, общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил. Таково происхождение государей».

Расовая теория. В значительно большей мере роль биологических факторов учитывают авторы расовой теории происхождения государства. Одним из основателей расово-антропологической школы в социологии был французский писатель Жозеф Артур де Гобино (1816 — 1882).

Согласно его теории в мире существуют «высшие» расы призванные господствовать, и «низшие» расы, которым по своей природе предназначено находиться в подчинении у «высших».

Пример:

В период своего создания расовая теория обосновывала правомерность колониальных захватов развитыми странами отсталых народов Азии, Африки, Латинской Америки. Затем она стала теоретической основой построения расового государства в Германии в 30-е гг., в Южно-Африканской Республике. Сущность расового государства — арийского государства — выразил один из его создателей Адольф Гитлер: «Мы хотим произвести отбор слоя новых господ, слоя, который будет сознавать, что он имеет право на основе своей лучшей расы господствовать, слоя, который сумеет установить и сохранить без колебаний свое господство над широкой массой».

Историко-материалистическая теория. Возникновение этой теории обычно связывают с именами К.Маркса и Ф.Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л.Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права. Марксистская теория (XIX в.) объясняет происхождение государства расколом общества на антагонистические классы, которое было следствием разделения труда и появления частной собственности. Экономически господствующий класс создает государство для подчинения себе неимущих.

11 стр., 5393 слов

Объект и предмет социологии. Эволюция общества и теории социальных изменений

... явлениях и процессах. 2) Социология включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других социогуманитарных наук. 3) Все социальные и ... претендует на роль философии в отношении социогуманитарных наук. Она дает научно обоснованную теорию общества, его структуры, дает понимание законов и закономерности развития и функционирования этих ...

Например:

«Государство, — подчеркивал В.И. Ленин, — есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконяет и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов».

В рассмотренных теориях отмечается один из аспектов социальной сущности государства: либо государство служит интересам общества и личности, либо выступает средством подавления имущими классами неимущих и «низших». На определенных этапах исторического развития преобладала классовая природа государства, однако определяющим всегда было его общесоциальное значение. Если партии, движения выражают групповые потребности, то государство призвано представлять всеобщий интерес. Государство выступает важнейшим фактором социально-экономического и духовного развития общества, интеграции различных групп вокруг общепризнанных целей.

Т.о. в узком смысле термин «государство» служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним.

В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично-властными структурами и отношениями публично властного характера.

2. Признаки государства:

  1. Территория—это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя может изменяться во времени (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии).

    Территория государства занята его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

2. Население, т. е. человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) — понятия не тождественные. Народ (нация) — это социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным.

5 стр., 2143 слов

Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2

... стороне, обращается в доход Российской Федерации. При невозможности передать имущество в доход государства в натуре взыскивается его стоимость в деньгах. Кроме того, потерпевшему возмещается другой ... покупки эта возможность превратилась в реальность и он стал обладателем субъективного гражданского права — права собственности на автомобиль. Объем правоспособности у всех граждан одинаков. Каждый из ...

3. Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство.

Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы и общеобязательность ее указаний.

Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь, зависит от ее легитимности.

Легитимность власти означает:

а) ее законность, т.е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными;

б) ее поддержка населением;

в) ее международное признание. Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.

4. Право как система обязательных правил поведения является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет правотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои решения общеобязательными для населения всей страны с тем, чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не выполняется в полной мере.

5. Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвленная и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству в связи с тем, что власть правителей осуществляется посредством норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются предусмотренные правовой системой санкции.

6. Армия. Одна из главных целей правящей элиты заключается в гарантировании территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Современное вооружение делает возможным захват территории не только смежных государств. Вот поэтому вооруженные силы до сих пор остаются необходимым атрибутом любого государства. Но не только для защиты территориальной целостности они применяются. Армия также может использоваться и в критических внутренних конфликтах, хотя это и не является прямой ее задачей.

7. Налоги, т. е. обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенные сроки, необходимы для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для выполнения других общих дел. В основном налоги взимаются принудительно, однако развитые формы государственности переходят постепенно к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.

14 стр., 6624 слов

Государство и гражданское общество

... власти, подчинить её деятельность стоящему выше праву была облечена в достаточно строгие формулировки и стала теорией в XVII - XIX вв. Она получила название «государство права» («правление права»), или «правовое государство». ... не согласен с тем, что право стоит вообще над государством и что идея правового государства заключается именно в этом. Он считает, что право государством и создаётся, во ...

8. Государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе — как самостоятельная. Иначе государственная власть юридически стоит над властью других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически выполнять приказы других государств.

На основании вышеуказанных признаков можно дать определение государства.

Государство — это организации суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

3. Правовое государство и его признаки

Правовое государство можно определить как государство, в котором господствует право. По своей сути правовое государство — это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.

Правовое государство — не только одна из социальных ценностей, призванных утверждать гуманистическое начало, справедливость, но и практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности. Формирование и в конечном счете завершение создания правового государства связываются с реальным воплощением следующих его признаков:

Признаки правового государства:

1) верховенство правового закона, особенно верховенство и прямое действие конституционного закона;;

2) “разделение властей”;

3) обеспечение прав и свобод человека, а также единство прав и обязанностей граждан;

4) взаимная ответственность государства и личности;

5)формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах;

6) соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

7) правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решений кого бы то ни было;

8) возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности.

Правовое государство можно определить как государство, в котором господствует право. По своей сути правовое государство — это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.