Консультация для групп заочного отделения Тема «Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек»

Ядловская Г.А. Консультации по дошкольной педагогике

Преподаватель педагогики Ядловская Г.А.

План темы:

  1. Актуальность проблемы дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек в условиях ДОУ и семьи.
  2. Понятийный аппарат темы.
  3. Полоролевые различия девочек и мальчиков.
  4. Особенности полоролевого развития детей в дошкольном возрасте.
  5. Методика полового воспитания дошкольников.
  6. Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек в условиях семьи и ДОУ.

Литература:

  • Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. – М. – Линка- Пресс, 1998.
  • Два пола: зачем и почему? / сост. Е.Н.Соколова. – СПб. – 1992.
  • Растим здоровых, умных, добрых: воспитание младших школьников…/ сост. Л.В.Ковинько. – М., Академия, 1997, с. 247 – 267.
  • Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. СПб, Детство-Пресс, 2001.
  • Фуряева Т. Детский сад: проблемы полового воспитания // Дошкольное воспитание – 1993. – №11.
  • Тарнавский Ю. Начинать надо с детства // Дошкольное воспитание – 1989. – №7.
  1. Актуальность проблемы дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек.

Анатомические признаки пола при рождении еще не определяют будущее ребенка, ему еще предстоит сформироваться как личности определенного пола /мальчика или девочки/.

Половое воспитание – это часть нравственного воспитания, осуществляемого в семье и в дошкольном учреждении. В настоящее время отмечаются определенные проблемы в половом воспитании детей, которые обусловлены следующими причинами:

  • Распространенность в общественных образовательных учреждениях бесполого воспитания, ориентированного на усредненные показатели того или иного возраста.
  • Преобладание женщин в педагогическом составе образовательных учреждений.
  • Искажение многих нравственных норм, связанных с отношением между полами и отношения к людям разных полов (благодаря многолетней идеологии советского общества, борьбы за «равноправие полов», понятия «равный» и «одинаковый» стали восприниматься как синонимы)

Все это привело к тому, что почти исчезли робкие, мягкие, нежные девочки и возник новый тип мальчиков, отличающихся от прежних ровесников трусоватостью, плаксивостью, неповоротливостью. Мальчиков и девочек (юношей и девушек) стало порой трудно различить /ни по прическе, ни по одежде, ни по манерам поведения/. Появился новый бесполый стиль поведения, общения.

10 стр., 4853 слов

Актуальные проблемы воспитания и обучения мальчиков в начальной школе

... бы направлен, на усреднённое ОНО, что-то между мальчиком и девочкой. 1. Актуальные проблемы воспитания и обучения мальчиков в начальной школе В беседах с родителями младших школьников, ... как правило, вопросы дифференцированного воспитания детей разного пола специально не ...

Все это стало провоцировать возникновение проблем в области семейных отношений, социально-демографические проблемы, проблемы самой личности /т.к. ребенок, воспитанный без ориентации на его пол – несчастное существо, которое не может найти себе место среди других людей, что приносит душевные и физические страдания личности/.

Бесполая педагогика – это абстракция! Представители мужского и женского пола наделены одними и теми же качествами, но в разной степени. Ни один пол нельзя считать совершеннее другого, но нельзя и уравновешивать их. Поэтому методы, подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть РАЗЛИЧНЫМИ!

  1. Понятийный аппарат темы

Психосексуальная культура общества – система средств и традиции, регулирующих взаимоотношения между мужчинами и женщинами. /Психосексуальные культуры разных стран и исторических периодов развития человеческого общества различны/.

Психосексуальное развитие – это приобретение опыта и знаний психосексуальной культуры ребенком в процессе стихийной и специально организованной социализации.

Пол – это комплекс репродуктивных, общесоматических, поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивида как мальчика или девочку, мужчину или женщину.

Номинативный /гражданский, акушерский, аскриптивный, конвенциональный, паспортный/ пол – это официально регистрируемый пол, устанавливаемый по строению наружных половых органов при рождении ребенка.

Сексология – наука о половом развитии и отношении полов.

Гениталии – наружные половые органы.

Гермафродизм – врожденная двойственность репродуктивных органов, когда по строению гениталий нельзя однозначно определить пол индивида.

Половая идентификация – соотнесение себя с каким–либо полом.

Транссексуализм – половая идентичность, расходящаяся с объективными характеристиками; убежденность в «неправильности» своего пола, стремление изменить свою половую принадлежность.

Маскулинность – совокупность признаков, отличающих мужчину от женщины.

Фемининность – совокупность признаков, отличающих женщину от мужчины.

Маскулиное поведение – поведение мужского типа.

Фемининное поведение – женственное поведение.

Половые различия детей

    Физические различия:

    мальчики

    девочки

    • Имеют несколько большие показатели веса, роста, окружности груди при рождении
    • В первые 6 месяцев жизни растут быстрее девочек
    • Позже /примерно на два месяца/ начинают ходить, чем девочки /исслед. Хризман Т.П. и Еремеевой В.Д./
    • Лучше развиты крупные мышцы
    • Быстрее бегают, дальше прыгают и метают
    • Рождаются на 3-4 недели более зрелыми, чем мальчики
    • Раньше /примерно на 18 мес./ происходит созревание скелета
    • Позвоночник более подвижен, лучше развиты шейный и поясничный отделы
    • Лучше развита мелкая мускулатура
    • Более гибкие и координированные движения

    Физиологические различия:

    мальчики

    девочки

    • Суточный расход энергии больше
    • Пульс реже, чем у девочек
    • Объем крови, пропускаемый через сердце за одно сокращение больше, чем у девочек
    • Жизненная емкость легких больше
    • Острота слуха до 8 лет выше, чем у девочек
    • Лучше развито дальнее зрение
    • Исследования Еремеевой В.Д. и Хризман Т.П. /запись биотоков мозга у новорожденных/ показали, что мозг мальчиков и девочек работает неодинаково!!!
    • Быстрее утомляются, поэтому нуждаются больше в сне и отдыхе
    • Пульс более частый
    • Выше частота дыхания, но меньше его глубина
    • Более чувствительны к шуму
    • Выше кожная и обонятельная чувствительность
    • Лучше развитоо ближнее зрение

    Психические различия:

    мальчики

    девочки

    • Невротические расстройства в 1,4 раза чаще, чем у девочек
    • Хуже адаптируются в новой среде
    • Более оптимистичны, простодушны и откровенны, чем девочки
    • Более непоседливы, независимы
    • Часто в своем поведении стремятся казаться хуже, чем есть на самом деле
    • Более активны, настойчивы, агрессивны
    • Позже начинают говорить
    • Словарь беднее, часто используют междометия вместо недостающих слов
    • Игры более динамичные/военные, подвижные, связанные с соревнованиями, соперничеством, победами и поражениями/
    • В игре ориентируются на ход игры, стремятся к результату, к победе и лидерству
    • Лучше развито абстрактное мышление, более склонны анализировать окружающий мир (отчего? почему?)
    • Чаще задают вопросы, чтобы получить информацию
    • Лучше выполняют поисковые задачи
    • Лучше обучаются при визуальном сопровождении /яркие краски, новые или движущиеся предметы/
    • Долго «раскачиваются» на занятии
    • Избирательно реагируют на значимые для них оценки /мальчик должен понять, чем конкретно недоволен взрослый/. Мальчику важно «что» оценивается в его деятельности, его интересует суть оценки.
    • Выше эмоциональная восприимчивость, чем у мальчиков
    • Больше сопротивляемость организма стрессовым ситуациям
    • Уже в 5 лет видят много больше мальчиков, лучше понимают окружающих людей, разбираются в людях. Более избирательны в общении, ревнивы
    • Более послушны
    • Стараются произвести хорошее впечатление на окружающих, рано начинают понимать, какими их хотят видеть и чего от них ждут взрослые
    • Более пассивны в критических ситуациях (плачут, ждут помощи от взрослых)
    • Начинают говорить раньше мальчиков (на 4-6 мес)
    • В речи преобладают существительные и прилагательные. Более детально и подробно пересказывают текст
    • Игры девочек более спокойны, небольшими подгруппами, связаны чаще с бытом, природой, эстетическим оформлением
    • Девочки ориентируются не на ход игры, а на партнера по игре
    • У девочек лучше развито конкретное мышление
    • Более склонны к манипулированию с конкретными предметами, чем к абстрактным суждениям о них /больше интересует «что это?» и «какое?»/
    • Вопросы часто задают не ради информации, а затем, чтобы установить контакт с собеседником
    • Легче выполняют типовые, шаблонные задачи, чем поисковые и проблемные
    • Хорошо обучаются при слуховом восприятии. У девочек быстрее, чем у мальчиков развивается левое полушарие, поэтому они лучше запоминают текст, лучше понимают речь окружающих
    • На занятии быстро включаются в работу, быстро набирают оптимальный уровень работоспособности
    • На оценку взрослого реагируют очень эмоционально. Им важно «кто» и «как» их оценивает
    1. Полоролевое развитие дошкольников

    Полоролевое развитие человека включает в себя:

    • Половую идентификацию
    • Полоролевое поведение
    • Сексуальное поведение

    А) Половая идентификация дошкольников

    Пол – это первая категория, в которой ребенок осмысливает себя как индивидуальность.

    На 1 –2-м году жизни ребенок не выделяет себя из окружения, не называет местоимением «Я». Интуитивно он чувствует на кого похож, а от взрослых знает, что он мальчик или девочка, но не может объяснить, почему. Мальчиков и девочек различают по одежде и игрушкам. Даже на 2-м году жизни не могут различать пол на изображении обнаженных людей («потому что они голенькие»).

    2,5 – 3 года- начало интенсивного усвоения половых ролей. Дети начинают обследовать свои половые органы. Это простое проявление познавательного интереса к различию строения мальчиков и девочек. Чем раньше дети удовлетворят этот интерес, тем меньше негативной окраски будет в восприятии этих знаний. К концу дошкольного возраста этот интерес у большинства детей затухает. Пока дети не воспринимают свой пол как нечто постоянное.

    5-6 лет.У детей четко сформирована половая идентичность. Они понимают, что пол – это постоянная их характеристика. Основными признаками пола выделяют различие одежды, волос, лиц и голоса мальчиков и девочек, силу мальчиков (мужчин) и слабость девочек (женщин).

    Б) Полоролевое поведение

    Пол – это своеобразная социальная роль человека, а не только биологическое явление.

    Личность от рождения в различной степени биологически бисексуальна, а психологически всегда нейтральна, т.е. все младенцы появляются на свет с одинаковыми возможностями усвоить мужской или женский стиль поведения /исслед. А.Белкина/

    Мужской или женский стиль поведения программируются родителями, навязывается ребенку окружающими людьми и СМИ. Различные типы мужского и женского поведения складывались столетиями. Об этом можно судить по материалам этнографических исследований, сказкам, былинам, художественным произведениям.

    Исторически сложились следующие генотипы:

    • Мужчина – физически крепок, спортивен, умен, отважен, хорошо владеет разными инструментами, оружием, надежный защитник слабых и женщин…
    • Женщина – красивая, трудолюбивая, добрая, верная, ловко и грациозно выполняет разную работу /вкусно готовит, шьет, вяжет, вышивает/, чистоплотна…

    Главное в формировании полоролевого поведения – это отношение к ребенку родителей, характер общения с ним окружающих людей. Исследования Мосиных А.Е. и Р.Р., Хризман Т.П. и Еремеевой В.Д. показали, что родители по-разному общаются с сыновьями и дочерьми: с девочками общаются в 1, 5 – 3 раза чаще, чем с мальчиками; различен сам стиль общения /с девочками более нежный, участливый; с мальчиками более требовательный, лаконичный/; мамы больше общаются с дочерьми, а отцы с сыновьями. Однако, матери более снисходительны к сыновьям, а отцы к дочерям.

    Важно, общаясь с ребенком учитывать его полоролевое предназначение и правильно формировать у него образ его собственного «Я». Девочка, которую принимают за мальчика из-за одежды, и обращаются с ней как с мальчиком, требуя маскулинного поведения, начинает и сама воспринимать и чувствовать себя как мальчик. Это может привести к трансформации психосексуальной сферы ребенка, что в дальнейшем может привести к транссексуализму или гомосексуализму. И, наоборот, чрезмерные гиперакценты в половом воспитании /формирование гипермаскулиного поведения у мальчиков и гиперфемининного поведения у девочек/ может привести к формированию у мальчиков садистских наклонностей и мазохизма у девочек.

    Особенно опасно нарушение полоролевого поведения в период развития самосознания ребенка (в 2,5 – 3 года).

    /Существует точка зрения, что уже после 6 лет изменить половую идентичность одними воспитательными действиями практически невозможно/.

    Данные исследований Л.Е.Семеновой, Л.В.Градусовой, Т.А.Репиной, Т.Г.Кукулите и др. подтверждают, что более сложный характер полоролевой социализации наблюдается у мальчиков, т.к. фемининная педагогическая среда (мама, няня, воспитательница, учительница) полностью дезориентируют их: они знают, что им делать нельзя (драться, кричать, бегать…), но не понимают, как следует себя вести как мальчикам. Их маскулиные качества не поощряются, а фемининные – осуждаются.

    3. Сексуальное поведение

    З.Фрейд и Анна Фрейд, определяя фазы психосексуального развития личности, разделили дошкольный возраст на три периода:

    • От роджения до 2-х лет – оральная фаза
    • От 2-х до 4-х – анальная фаза
    • От 4-х до 6 лет и далее – генитальная фаза

    Современные отечественные ученые все же склонны считать, что дошкольный возраст – это самый нейтральный в сексуальном смысле возраст человека. Однако многих взрослых шокирует проявление у части дошкольников такого поведения, как онанизм, которому приписывается сексуальная направленность.

    Онанизм – проявление психомоторной возбудимости, расторможенности (проявляется и в других сферах поведения).

    Примерно 10 % детей дошкольного возраста занимаются онанизмом.

    Онанизм – это не болезнь, а симптом проявления других болезней невротического характера или следствие эмоциональной неудовлетворенности.

    Причины онанизма:

    • заброшенность, одиночество, недостаток внимания, словесного и тактильного общения с родителями
    • Развращающее влияние взрослых (телевидение)
    • В детском саду онанизм может распространяться путем подражания (при условии отсутствия внимания к данным проявлениям в поведении некоторых детей со стороны воспитателей)
    • Опасная предметная среда (качалки, ходунки в которых опора ребенка приходится на его промежность)

    ! При возникновении необходимости коррекции полоролевого или психосексуального поведения ребенка важно быть осторожным в беседах с родителями ребенка, чтобы не напугать их и не спровоцировать репрессий по отношению к самому ребенку или детскому саду. При возможности, к данной работе необходимо подключить психолога детского сада.

    1. Методика полового воспитания дошкольников.

    Т.к. половое воспитание является частью нравственного воспитания, то в его реализации можно выделить типичные для формирования нравственности ребенка три основных направления работы:

    Задачи полового воспитания дошкольников:

    • Формирование положительных чувств и отношений, связанных со своей половой принадлежностью
    • Формирование системы знаний и представлений о поле и своей половой принадлежности, о строении человеческого тела, о зарождении человеческой жизни, о нормах этикета общения людей разных полов.
    • Формирование полоролевого стиля поведения /мужского или женского типа, навыков взаимоотношений с людьми противоположного пола/

    Методы полового воспитания

    1 группа методовметоды формирования положительного ощущения от принадлежности к своему полу, ощущение «правильности» своего пола.

    Самыми главными в этой группе методов являются методы поощрения проявления женственности у девочек и мужественности у мальчиков; порицание несоответствия поведения половой принадлежности ребенка.

    Поощрение и порицание действуют только тогда, когда вызывают определенные эмоции (Нр., чувство стыда).стыд – наиболее значимое чувство в половом воспитании. Но восклицания: «Как тебе не стыдно!» не подействуют, если способность чувствовать стыд не развита. Однако, взрослым надо быть предельно внимательными к индивидуальным особенностям детей, т.к. чрезмерная стыдливость, применение физических наказаний порождают унижение и блокируют сексуальность ребенка. Это печальным образом отражается на сексуальном поведении этого ребенка в его взрослой жизни.

    Очень большое влияние на формирования своего полового самоощущения оказывают отношения родителей с детьми и к детям. Для формирования чувства женственности у девочки очень важно правильное отношение к ней отца (отец – первый значимый мужчина в её жизни), а на формирование мужественности у мальчика существенное влияние оказывает отношение к нему матери, способность её с детских лет видеть в нем будущего мужчину.

    2 группа методовметоды формирования знаний и представлений о полоролевом поведении.

    Этому способствует использование таких методов, как

    • рассматривание иллюстраций, картин, скульптур в музеях
    • чтение художественных произведений, знакомящих с моделями поведения мальчиков: (Н.Носов «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Фантазеры», М.Драгунский, Э.Успенский , А.Гайдар «Чук и Гек» и др.), и произведений, знакомящих с моделями поведения девочек: А.Барто, Е.Благинина, С.Капутикян и др.
    • показ инсценировок, воспроизводящих ситуации общения мальчиков и девочек
    • этические беседы, знакомящие с правилами этикета, которые вводит воспитатель в группе и обсуждает с детьми («Что значит быть настоящим мальчиком (девочкой)», «Как должны вести себя в той или иной ситуации мальчики (девочки)»)
    • ответы на вопросы детей
    • индивидуальные беседы с отдельными детьми

    ! ведущую роль в формировании знаний о полоролевом поведении играют родители, семья.

    3 группа методовметоды формирования полоролевого поведения, формирование взаимоотношений между мальчиками и девочками:

    • упражнения детей в полоролевом поведении через сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, проигрывание этюдов,
    • создание специальных ситуаций для упражнения детей в полоролевом поведении.

    Литература для самостоятельного изучения:

    1. Азбука общения / под ред. Шипициной Л. и др. СПб, 1998.
    2. В.Клайн. Как подготовить ребенка к жизни. М.-Л., 1991.
    3. Левшин А. Мальчик – мужчина – отец //Семья и школа. – 1996. – №11 –12.
    4. Здравомыслова О. Мужчина: роль написанная наново. //Семья и школа – 1997.№ – 1 .
    1. Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек.

    Дифференцированный подход предполагает учет половых и полоролевых особенностей детей в процессе их воспитания.

    В настоящее время обсуждаются разные варианты осуществления дифференцированного подхода в полоролевом воспитании детей – дошкольников. В частности предлагаются модели раздельного воспитания детей разных полов в детском саду и в школе (классы для мальчиков – классы для девочек).

    Данный опыт раздельного воспитания и обучения детей апробировался в нескольких ДОУ Петербурга (№ 131, 109 Невского района и др.), в ДОУ и школах Сыктывкара и в других регионах страны. /советуем прочитать:

    • ж «Обруч» !998. — №6 : стр.- 6.«Раздельное обучение: за и против»; стр. 18 – «Раздельное обучение: траектория полета»; стр. 42 – «Калейдоскоп»
    • учительская газета № 50 от 16.12.97 статья Сычевой Л. «Девочки и мальчики: стратегия развития»
    • газета «Школьный психолог» № 25 июль 1998. статья Е.Чиковой и Е.Олешко. В классе только мальчики
    • Филиппова С. Мир движений мальчиков и девочек. СПб, 2001, с. 51 – 53./

    Анализ публикаций на данную тему позволил сделать следующие вывод – раздельное воспитание имеет ряд преимуществ, но также имеет и ряд существенных недостатков.

    Раздельное воспитание: за и против

    За раздельное воспитание

    Против

    • легче осуществлять дифференцированный подход в воспитании, если группа или класс однополый
    • легче объяснять информацию, опираясь на определенный тип мышления мальчиков /девочек/
    • легче создать развивающую среду в группе, ориентируясь на особенности и потребности определенного пола
    • у мальчиков и девочек разные интересы, разные проблемы, поэтому подход к их решению должен быть разным
    • в однополых группах детям комфортнее и легче общаться /не наблюдается большого числа конфликтов/
    • большинство девочек не нуждаются в присутствии мальчиков как стимуляторов их мышления
    • темп работы в классе мальчиков выше, чем в классе девочек, поэтому легче строить программу обучения ориентируясь на их особенности
    • нет программ, методических пособий и рекомендаций по дифференцированному и раздельному воспитанию и обучению мальчиков и девочек.
    • Возникает проблема подбора педагогов для группы мальчиков /желательно для такой группы иметь в штате ДОУ педагога мужчину/
    • В группе девочек работать спокойнее, но скучно, т.к. преобладают стереотипные ситуации, сказывается стереотипное женское мышление …
    • у детей, воспитывавшихся и обучавшихся в раздельных классах отсутствует опыт обращения с людьми противоположного пола и как следствие этого, возникает застенчивость, закомплексованность.
    • в чисто мужской среде у мальчиков больше проявляется агрессия /девочки являются для них дисциплинирующим стимулом/
    • мальчики развиваются медленнее в однополых группах, чем в смешанных

    Имеет ли смысл раздельное воспитание по половому признаку детей дошкольного возраста?

    Исторически сложилось так, что в дошкольном образовании всегда доминировало совместное воспитание детей разного пола.

    Опыт ДОУ № 113 г. Сыктывкар. Были организованы три экспериментальные группы: группа мальчиков, группа девочек и смешанная группа. Исследователи Микушева Т.В., Пономарева Л.М., Райхерт Л.М. получили в ходе исследования интересные факты:

    • выяснилось при сравнении, что почти все показатели развития детей за год экспериментальной работы оказались выше у детей смешанной группы
    • в группе девочек уровень развития оказался чуть ниже, чем в смешанной группе
    • в группе мальчиков показатели оказались самые слабые.

    Исследователи сделали выводы, что мальчики и девочки требуют разного подхода в воспитании и обучении, но их нельзя лишать контактов друг с другом в процессе игр, занятий и бытовой деятельности.

    Известный исследователь/врач, психолог/ Гарбузов В.И. убежден, что для нормального развития детей необходимы совместные игры мальчиков и девочек, чтобы они могли быть разными, выполняя «мужские» и «женские» роли, наблюдая друг за другом. /мужчину делает мужчиной слабая женщина, а её женственной делает сильный настоящий мужчина/.

    ВЫВОД: лучше разработать дифференцированные методики воспитания детей в смешанных группах, чем делить детей по половому признаку на группы и классы.

    Варианты дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек в группах ДОУ:

    • разные требования к результатам деятельности мальчиков и девочек /для девочек акцент в требованиях на аккуратность, эстетичность выполнения; для мальчиков акцент на слаженности работы, скорости, проявленном творчестве, объеме выполненного задания/
    • при оценке деятельности для мальчиков конкретнее выделять критерии – что хорошо, что плохо, как устранить недостатки; при оценке девочек, сначала хвалить за старания, а потом тактично указывать, что получилось так, что не так, как это нужно исправить. /помните, для мальчика важно, «что конкретно требуется и оценивается», а для девочки «кто оценивает и как говорит»/
    • при распределении трудовых обязанностей между мальчиками и девочками в группе /в процессе коллективного труда, поручений/, учитывать исторически сложившиеся традиции «мужская работы» и «женская работа». Однако, следует формировать жизненно важные навыки у детей обоих полов /самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд/.
    • Организация в ДОУ и школе секционной и кружковой работы: для девочек – «художественная гимнастика», «хореография», «фигурное катание», «рукоделие», «домоводство»; для мальчиков – «Тренажерные залы», «легкая атлетика», «техническое моделирование» и т.д.
    • Дифференциация на занятиях по изобразительной деятельности – Нр. Лепка. Одинаковое программное содержание, но разные темы работ: для мальчиков – «Мячики», для девочек – клубочки для бабушки и др.
    • Дифференциация на физкультурных занятиях:
    • разная физкультурная форма (у мальчиков – шорты и футболки, у девочек – купальники, лосины…)
    • планирование и проведение занятий по подгруппам /отдельно мальчики, отдельно девочки/ Н. Ефименко /см. «Обруч». – 1999. — № 5/ рекомендует разрабатывать «мальчиковые» и «девчачьи» тематические игры и целые физкультурные занятия. / для мальчиков – «Охотники», «Спасатели», «Космонавты»… для девочек «В гости к феям», «Кукольный магазин», «Из жизни цветов»…/
    • подбор разных основных движений для мальчиков и для девочек при одновременном проведении занятия в смешанной группе
    • разная дозировка нагрузки для мальчиков и девочек на одном и том же занятии
    • предъявление разных требований к выполнению одних и тех же движений /для девочек – требования красоты и грации, для мальчиков – точности и четкости/

    Литература для самостоятельного изучения:

    1.Филлипова С Мир движений мальчиков и девочек. СПб., Детство-Пресс, 2001.

    1. Ефименко Н. Театр физического воспитания. // Обруч – 1999. — № 5.
    2. Кабачек О. Как они читают: заметки библиотечного психолога // Обруч – 1998. — № 6.

    Задание для подготовки к экзамену:

    1. Разработать сценарий вечера развлечения «Мальчики и девочки»
    2. Разработать проект оформления развивающей среды для группы мальчиков /девочек/, для детского сада с раздельной системой воспитания.
    3. Продумать собственные варианты дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек в семье / Разработать текст ширмы-рекомендации для педагогического просвещения родителей/