Ядловская Г.А. Консультации по дошкольной педагогике
Преподаватель педагогики Ядловская Г.А.
План темы:
- Актуальность проблемы дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек в условиях ДОУ и семьи.
- Понятийный аппарат темы.
- Полоролевые различия девочек и мальчиков.
- Особенности полоролевого развития детей в дошкольном возрасте.
- Методика полового воспитания дошкольников.
- Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек в условиях семьи и ДОУ.
Литература:
- Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. – М. – Линка- Пресс, 1998.
- Два пола: зачем и почему? / сост. Е.Н.Соколова. – СПб. – 1992.
- Растим здоровых, умных, добрых: воспитание младших школьников…/ сост. Л.В.Ковинько. – М., Академия, 1997, с. 247 – 267.
- Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. СПб, Детство-Пресс, 2001.
- Фуряева Т. Детский сад: проблемы полового воспитания // Дошкольное воспитание – 1993. – №11.
- Тарнавский Ю. Начинать надо с детства // Дошкольное воспитание – 1989. – №7.
- Актуальность проблемы дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек.
Анатомические признаки пола при рождении еще не определяют будущее ребенка, ему еще предстоит сформироваться как личности определенного пола /мальчика или девочки/.
Половое воспитание – это часть нравственного воспитания, осуществляемого в семье и в дошкольном учреждении. В настоящее время отмечаются определенные проблемы в половом воспитании детей, которые обусловлены следующими причинами:
- Распространенность в общественных образовательных учреждениях бесполого воспитания, ориентированного на усредненные показатели того или иного возраста.
- Преобладание женщин в педагогическом составе образовательных учреждений.
- Искажение многих нравственных норм, связанных с отношением между полами и отношения к людям разных полов (благодаря многолетней идеологии советского общества, борьбы за «равноправие полов», понятия «равный» и «одинаковый» стали восприниматься как синонимы)
Все это привело к тому, что почти исчезли робкие, мягкие, нежные девочки и возник новый тип мальчиков, отличающихся от прежних ровесников трусоватостью, плаксивостью, неповоротливостью. Мальчиков и девочек (юношей и девушек) стало порой трудно различить /ни по прическе, ни по одежде, ни по манерам поведения/. Появился новый бесполый стиль поведения, общения.
Актуальные проблемы воспитания и обучения мальчиков в начальной школе
... бы направлен, на усреднённое ОНО, что-то между мальчиком и девочкой. 1. Актуальные проблемы воспитания и обучения мальчиков в начальной школе В беседах с родителями младших школьников, ... как правило, вопросы дифференцированного воспитания детей разного пола специально не ...
Все это стало провоцировать возникновение проблем в области семейных отношений, социально-демографические проблемы, проблемы самой личности /т.к. ребенок, воспитанный без ориентации на его пол – несчастное существо, которое не может найти себе место среди других людей, что приносит душевные и физические страдания личности/.
Бесполая педагогика – это абстракция! Представители мужского и женского пола наделены одними и теми же качествами, но в разной степени. Ни один пол нельзя считать совершеннее другого, но нельзя и уравновешивать их. Поэтому методы, подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть РАЗЛИЧНЫМИ!
- Понятийный аппарат темы
Психосексуальная культура общества – система средств и традиции, регулирующих взаимоотношения между мужчинами и женщинами. /Психосексуальные культуры разных стран и исторических периодов развития человеческого общества различны/.
Психосексуальное развитие – это приобретение опыта и знаний психосексуальной культуры ребенком в процессе стихийной и специально организованной социализации.
Пол – это комплекс репродуктивных, общесоматических, поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивида как мальчика или девочку, мужчину или женщину.
Номинативный /гражданский, акушерский, аскриптивный, конвенциональный, паспортный/ пол – это официально регистрируемый пол, устанавливаемый по строению наружных половых органов при рождении ребенка.
Сексология – наука о половом развитии и отношении полов.
Гениталии – наружные половые органы.
Гермафродизм – врожденная двойственность репродуктивных органов, когда по строению гениталий нельзя однозначно определить пол индивида.
Половая идентификация – соотнесение себя с каким–либо полом.
Транссексуализм – половая идентичность, расходящаяся с объективными характеристиками; убежденность в «неправильности» своего пола, стремление изменить свою половую принадлежность.
Маскулинность – совокупность признаков, отличающих мужчину от женщины.
Фемининность – совокупность признаков, отличающих женщину от мужчины.
Маскулиное поведение – поведение мужского типа.
Фемининное поведение – женственное поведение.
Половые различия детей
Физические различия:
мальчики |
девочки |
|
|
Физиологические различия:
мальчики |
девочки |
|
|
Психические различия:
мальчики |
девочки |
|
|
- Полоролевое развитие дошкольников
Полоролевое развитие человека включает в себя:
- Половую идентификацию
- Полоролевое поведение
- Сексуальное поведение
А) Половая идентификация дошкольников
Пол – это первая категория, в которой ребенок осмысливает себя как индивидуальность.
На 1 –2-м году жизни ребенок не выделяет себя из окружения, не называет местоимением «Я». Интуитивно он чувствует на кого похож, а от взрослых знает, что он мальчик или девочка, но не может объяснить, почему. Мальчиков и девочек различают по одежде и игрушкам. Даже на 2-м году жизни не могут различать пол на изображении обнаженных людей («потому что они голенькие»).
2,5 – 3 года- начало интенсивного усвоения половых ролей. Дети начинают обследовать свои половые органы. Это простое проявление познавательного интереса к различию строения мальчиков и девочек. Чем раньше дети удовлетворят этот интерес, тем меньше негативной окраски будет в восприятии этих знаний. К концу дошкольного возраста этот интерес у большинства детей затухает. Пока дети не воспринимают свой пол как нечто постоянное.
5-6 лет.У детей четко сформирована половая идентичность. Они понимают, что пол – это постоянная их характеристика. Основными признаками пола выделяют различие одежды, волос, лиц и голоса мальчиков и девочек, силу мальчиков (мужчин) и слабость девочек (женщин).
Б) Полоролевое поведение
Пол – это своеобразная социальная роль человека, а не только биологическое явление.
Личность от рождения в различной степени биологически бисексуальна, а психологически всегда нейтральна, т.е. все младенцы появляются на свет с одинаковыми возможностями усвоить мужской или женский стиль поведения /исслед. А.Белкина/
Мужской или женский стиль поведения программируются родителями, навязывается ребенку окружающими людьми и СМИ. Различные типы мужского и женского поведения складывались столетиями. Об этом можно судить по материалам этнографических исследований, сказкам, былинам, художественным произведениям.
Исторически сложились следующие генотипы:
- Мужчина – физически крепок, спортивен, умен, отважен, хорошо владеет разными инструментами, оружием, надежный защитник слабых и женщин…
- Женщина – красивая, трудолюбивая, добрая, верная, ловко и грациозно выполняет разную работу /вкусно готовит, шьет, вяжет, вышивает/, чистоплотна…
Главное в формировании полоролевого поведения – это отношение к ребенку родителей, характер общения с ним окружающих людей. Исследования Мосиных А.Е. и Р.Р., Хризман Т.П. и Еремеевой В.Д. показали, что родители по-разному общаются с сыновьями и дочерьми: с девочками общаются в 1, 5 – 3 раза чаще, чем с мальчиками; различен сам стиль общения /с девочками более нежный, участливый; с мальчиками более требовательный, лаконичный/; мамы больше общаются с дочерьми, а отцы с сыновьями. Однако, матери более снисходительны к сыновьям, а отцы к дочерям.
Важно, общаясь с ребенком учитывать его полоролевое предназначение и правильно формировать у него образ его собственного «Я». Девочка, которую принимают за мальчика из-за одежды, и обращаются с ней как с мальчиком, требуя маскулинного поведения, начинает и сама воспринимать и чувствовать себя как мальчик. Это может привести к трансформации психосексуальной сферы ребенка, что в дальнейшем может привести к транссексуализму или гомосексуализму. И, наоборот, чрезмерные гиперакценты в половом воспитании /формирование гипермаскулиного поведения у мальчиков и гиперфемининного поведения у девочек/ может привести к формированию у мальчиков садистских наклонностей и мазохизма у девочек.
Особенно опасно нарушение полоролевого поведения в период развития самосознания ребенка (в 2,5 – 3 года).
/Существует точка зрения, что уже после 6 лет изменить половую идентичность одними воспитательными действиями практически невозможно/.
Данные исследований Л.Е.Семеновой, Л.В.Градусовой, Т.А.Репиной, Т.Г.Кукулите и др. подтверждают, что более сложный характер полоролевой социализации наблюдается у мальчиков, т.к. фемининная педагогическая среда (мама, няня, воспитательница, учительница) полностью дезориентируют их: они знают, что им делать нельзя (драться, кричать, бегать…), но не понимают, как следует себя вести как мальчикам. Их маскулиные качества не поощряются, а фемининные – осуждаются.
3. Сексуальное поведение
З.Фрейд и Анна Фрейд, определяя фазы психосексуального развития личности, разделили дошкольный возраст на три периода:
- От роджения до 2-х лет – оральная фаза
- От 2-х до 4-х – анальная фаза
- От 4-х до 6 лет и далее – генитальная фаза
Современные отечественные ученые все же склонны считать, что дошкольный возраст – это самый нейтральный в сексуальном смысле возраст человека. Однако многих взрослых шокирует проявление у части дошкольников такого поведения, как онанизм, которому приписывается сексуальная направленность.
Онанизм – проявление психомоторной возбудимости, расторможенности (проявляется и в других сферах поведения).
Примерно 10 % детей дошкольного возраста занимаются онанизмом.
Онанизм – это не болезнь, а симптом проявления других болезней невротического характера или следствие эмоциональной неудовлетворенности.
Причины онанизма:
- заброшенность, одиночество, недостаток внимания, словесного и тактильного общения с родителями
- Развращающее влияние взрослых (телевидение)
- В детском саду онанизм может распространяться путем подражания (при условии отсутствия внимания к данным проявлениям в поведении некоторых детей со стороны воспитателей)
- Опасная предметная среда (качалки, ходунки в которых опора ребенка приходится на его промежность)
! При возникновении необходимости коррекции полоролевого или психосексуального поведения ребенка важно быть осторожным в беседах с родителями ребенка, чтобы не напугать их и не спровоцировать репрессий по отношению к самому ребенку или детскому саду. При возможности, к данной работе необходимо подключить психолога детского сада.
- Методика полового воспитания дошкольников.
Т.к. половое воспитание является частью нравственного воспитания, то в его реализации можно выделить типичные для формирования нравственности ребенка три основных направления работы:
Задачи полового воспитания дошкольников:
- Формирование положительных чувств и отношений, связанных со своей половой принадлежностью
- Формирование системы знаний и представлений о поле и своей половой принадлежности, о строении человеческого тела, о зарождении человеческой жизни, о нормах этикета общения людей разных полов.
- Формирование полоролевого стиля поведения /мужского или женского типа, навыков взаимоотношений с людьми противоположного пола/
Методы полового воспитания
1 группа методов – методы формирования положительного ощущения от принадлежности к своему полу, ощущение «правильности» своего пола.
Самыми главными в этой группе методов являются методы поощрения проявления женственности у девочек и мужественности у мальчиков; порицание несоответствия поведения половой принадлежности ребенка.
Поощрение и порицание действуют только тогда, когда вызывают определенные эмоции (Нр., чувство стыда).стыд – наиболее значимое чувство в половом воспитании. Но восклицания: «Как тебе не стыдно!» не подействуют, если способность чувствовать стыд не развита. Однако, взрослым надо быть предельно внимательными к индивидуальным особенностям детей, т.к. чрезмерная стыдливость, применение физических наказаний порождают унижение и блокируют сексуальность ребенка. Это печальным образом отражается на сексуальном поведении этого ребенка в его взрослой жизни.
Очень большое влияние на формирования своего полового самоощущения оказывают отношения родителей с детьми и к детям. Для формирования чувства женственности у девочки очень важно правильное отношение к ней отца (отец – первый значимый мужчина в её жизни), а на формирование мужественности у мальчика существенное влияние оказывает отношение к нему матери, способность её с детских лет видеть в нем будущего мужчину.
2 группа методов – методы формирования знаний и представлений о полоролевом поведении.
Этому способствует использование таких методов, как
- рассматривание иллюстраций, картин, скульптур в музеях
- чтение художественных произведений, знакомящих с моделями поведения мальчиков: (Н.Носов «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Фантазеры», М.Драгунский, Э.Успенский , А.Гайдар «Чук и Гек» и др.), и произведений, знакомящих с моделями поведения девочек: А.Барто, Е.Благинина, С.Капутикян и др.
- показ инсценировок, воспроизводящих ситуации общения мальчиков и девочек
- этические беседы, знакомящие с правилами этикета, которые вводит воспитатель в группе и обсуждает с детьми («Что значит быть настоящим мальчиком (девочкой)», «Как должны вести себя в той или иной ситуации мальчики (девочки)»)
- ответы на вопросы детей
- индивидуальные беседы с отдельными детьми
! ведущую роль в формировании знаний о полоролевом поведении играют родители, семья.
3 группа методов – методы формирования полоролевого поведения, формирование взаимоотношений между мальчиками и девочками:
- упражнения детей в полоролевом поведении через сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, проигрывание этюдов,
- создание специальных ситуаций для упражнения детей в полоролевом поведении.
Литература для самостоятельного изучения:
- Азбука общения / под ред. Шипициной Л. и др. СПб, 1998.
- В.Клайн. Как подготовить ребенка к жизни. М.-Л., 1991.
- Левшин А. Мальчик – мужчина – отец //Семья и школа. – 1996. – №11 –12.
- Здравомыслова О. Мужчина: роль написанная наново. //Семья и школа – 1997.№ – 1 .
- Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек.
Дифференцированный подход предполагает учет половых и полоролевых особенностей детей в процессе их воспитания.
В настоящее время обсуждаются разные варианты осуществления дифференцированного подхода в полоролевом воспитании детей – дошкольников. В частности предлагаются модели раздельного воспитания детей разных полов в детском саду и в школе (классы для мальчиков – классы для девочек).
Данный опыт раздельного воспитания и обучения детей апробировался в нескольких ДОУ Петербурга (№ 131, 109 Невского района и др.), в ДОУ и школах Сыктывкара и в других регионах страны. /советуем прочитать:
- ж «Обруч» !998. — №6 : стр.- 6.«Раздельное обучение: за и против»; стр. 18 – «Раздельное обучение: траектория полета»; стр. 42 – «Калейдоскоп»
- учительская газета № 50 от 16.12.97 статья Сычевой Л. «Девочки и мальчики: стратегия развития»
- газета «Школьный психолог» № 25 июль 1998. статья Е.Чиковой и Е.Олешко. В классе только мальчики
- Филиппова С. Мир движений мальчиков и девочек. СПб, 2001, с. 51 – 53./
Анализ публикаций на данную тему позволил сделать следующие вывод – раздельное воспитание имеет ряд преимуществ, но также имеет и ряд существенных недостатков.
Раздельное воспитание: за и против
За раздельное воспитание |
Против |
|
|
Имеет ли смысл раздельное воспитание по половому признаку детей дошкольного возраста?
Исторически сложилось так, что в дошкольном образовании всегда доминировало совместное воспитание детей разного пола.
Опыт ДОУ № 113 г. Сыктывкар. Были организованы три экспериментальные группы: группа мальчиков, группа девочек и смешанная группа. Исследователи Микушева Т.В., Пономарева Л.М., Райхерт Л.М. получили в ходе исследования интересные факты:
- выяснилось при сравнении, что почти все показатели развития детей за год экспериментальной работы оказались выше у детей смешанной группы
- в группе девочек уровень развития оказался чуть ниже, чем в смешанной группе
- в группе мальчиков показатели оказались самые слабые.
Исследователи сделали выводы, что мальчики и девочки требуют разного подхода в воспитании и обучении, но их нельзя лишать контактов друг с другом в процессе игр, занятий и бытовой деятельности.
Известный исследователь/врач, психолог/ Гарбузов В.И. убежден, что для нормального развития детей необходимы совместные игры мальчиков и девочек, чтобы они могли быть разными, выполняя «мужские» и «женские» роли, наблюдая друг за другом. /мужчину делает мужчиной слабая женщина, а её женственной делает сильный настоящий мужчина/.
ВЫВОД: лучше разработать дифференцированные методики воспитания детей в смешанных группах, чем делить детей по половому признаку на группы и классы.
Варианты дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек в группах ДОУ:
- разные требования к результатам деятельности мальчиков и девочек /для девочек акцент в требованиях на аккуратность, эстетичность выполнения; для мальчиков акцент на слаженности работы, скорости, проявленном творчестве, объеме выполненного задания/
- при оценке деятельности для мальчиков конкретнее выделять критерии – что хорошо, что плохо, как устранить недостатки; при оценке девочек, сначала хвалить за старания, а потом тактично указывать, что получилось так, что не так, как это нужно исправить. /помните, для мальчика важно, «что конкретно требуется и оценивается», а для девочки «кто оценивает и как говорит»/
- при распределении трудовых обязанностей между мальчиками и девочками в группе /в процессе коллективного труда, поручений/, учитывать исторически сложившиеся традиции «мужская работы» и «женская работа». Однако, следует формировать жизненно важные навыки у детей обоих полов /самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд/.
- Организация в ДОУ и школе секционной и кружковой работы: для девочек – «художественная гимнастика», «хореография», «фигурное катание», «рукоделие», «домоводство»; для мальчиков – «Тренажерные залы», «легкая атлетика», «техническое моделирование» и т.д.
- Дифференциация на занятиях по изобразительной деятельности – Нр. Лепка. Одинаковое программное содержание, но разные темы работ: для мальчиков – «Мячики», для девочек – клубочки для бабушки и др.
- Дифференциация на физкультурных занятиях:
- разная физкультурная форма (у мальчиков – шорты и футболки, у девочек – купальники, лосины…)
- планирование и проведение занятий по подгруппам /отдельно мальчики, отдельно девочки/ Н. Ефименко /см. «Обруч». – 1999. — № 5/ рекомендует разрабатывать «мальчиковые» и «девчачьи» тематические игры и целые физкультурные занятия. / для мальчиков – «Охотники», «Спасатели», «Космонавты»… для девочек «В гости к феям», «Кукольный магазин», «Из жизни цветов»…/
- подбор разных основных движений для мальчиков и для девочек при одновременном проведении занятия в смешанной группе
- разная дозировка нагрузки для мальчиков и девочек на одном и том же занятии
- предъявление разных требований к выполнению одних и тех же движений /для девочек – требования красоты и грации, для мальчиков – точности и четкости/
Литература для самостоятельного изучения:
1.Филлипова С Мир движений мальчиков и девочек. СПб., Детство-Пресс, 2001.
- Ефименко Н. Театр физического воспитания. // Обруч – 1999. — № 5.
- Кабачек О. Как они читают: заметки библиотечного психолога // Обруч – 1998. — № 6.
Задание для подготовки к экзамену:
- Разработать сценарий вечера развлечения «Мальчики и девочки»
- Разработать проект оформления развивающей среды для группы мальчиков /девочек/, для детского сада с раздельной системой воспитания.
- Продумать собственные варианты дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек в семье / Разработать текст ширмы-рекомендации для педагогического просвещения родителей/