XXVI. Паранаука

Теоретический минимум

1. Общее определение и различные оценки паранауки.

2. Генеалогия паранауки.

3. Разновидности «аномальных феноменов».

4. Причины популярности и когнитивные основы паранауки.

5. Паранаучная «тень» над медициной и фармацией.

Литература

В защиту разума. Против агрессии шарлатанства и паранормальных верований в российскую культуру начала XXI века / Материалы международного симпозиума «Наука, паранаука и паранормальные верования». М., 2003.

Кругляков Э.П. «Учёные» с большой дороги. М., 2001.

Леглер В.А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии. 1993. № 2.

Лиственная Е. Маги и целители XXI века. Главные идеи, афоризмы, малоизвестные факты. М., 2008.

Лэйси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание / Пер. с англ. М., 2001.

Мартишина Н.И. Когнитивные основания паранауки. Омск, 1996.

Грант Дж. Отвергнутая наука. Самые невероятные теориии, гипотезы, предположения / Пер. с англ. М., 2012.

Подкорытов Г.А., Щавелёв С.П. Какова же роль скептицизма в познании? // Философские науки. 1979. № 5.

Проблемы борьбы с лженаукой // Вестник РАН. 1999. Т. 69. № 10.

Сердюков Ю.М. Альтернатива паранауке. М., 2005.

Стёпин В.С. Наука и лженаука // Науковедение. 2000. № 1.

Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология» / Пер. с нем. М., 2007.

Эниология как паранаука / Сост. В. Надеждина. Минск, 2012.

Текстологический практикум

Литературные сказки братьев Стругацких 1960-х гг.

о романтике научного поиска

и разных препонах на путях такового

1. Классики советской фантастики братья А.Н. и Б.Н. Стругацкие — учёные и писатели.

2. НИИ, КБ, КПСС, КГБ — советские реалии научно-технического прогресса. Мотивы занятия наукой у персонажей сказочных повестей.

8 стр., 3956 слов

Идеалы научности и паранаука

3. Спор между наукой и паранаукой не есть вопрос критериев, прежде всего ... получила отчетливое выражение у И.Канта. Он делал различия между "наукой" и "наукой в собственном смысле". "Всякое учение, - писал Кант, - ... экономических, культурно-исторических, социально-политических) условий их формирования. Выводы науки должны осуществляться в соответствии с изучаемой реальностью. Указанные основоположения ...

3. Типы ученых и лжеучёных в штатах НИИЧАВО.

4. Наука и практика: «сообщающиеся сосуды» или «железный занавес»?

5. Роль юмора в жизни и работе учёных.

Литература

Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. Понедельник начинается в субботу. Повесть-сказка для научных работников младшего возраста; Сказка о тройке (1-й экз.); Сказка о тройке (2-й экз.).

Фантастические повести. М., 1997 («Миры братьев Стругацких»).

Темы рефератов и докладов

Скептицизм и его мировоззренческое значение.

Мистика в традициях духовной культуры человечества.

Алхимия как феномен средневековой культуры.

Астрология — «блудная дочь мудрой астрономии» — в прошлом и настоящем.

Гомеопатия как направление современной медицины.

Валеология и её научно-практические претензии.

Теософия: божественная мудрость или психоз шарлатанов?

Е.П. Блаватская (1831–1891) и ее «Теософское общество»: проект «универсальной религии» и его итоги.

Парапсихология: претензии и независимая экспертиза.

Хилеры — предел абсурдизации экзотической «медицины».

«Доктор» Мулдашев и его «экспедиции» в новомодную сказку.

Академик РАН математик А.Т. Фоменко и его «новая хронология» истории человечества: возражения историков.

Определение паранауки (от греч. para — около, за пределами, вопреки) предложено мной лет пятнадцать назад 1. Имелись в виду многоразличные «эффекты» во внешнем мире и в психике, отвергаемые современной наукой как принципиально невозможные в теории, отсутствующие в эмпирии, а нередко и крайне вредные на практике. Прошедшие годы укрепили меня в мысли о том, что перед нами своего рода модернизированная мифология, то есть иллюзорные формы человеческого сознания, которые, тем не менее, обслуживают некие реальные вчера, сегодня и завтра потребности личности и социума.

Разумеется, кроме собственно паранаучных, общественное сознание нашего времени демонстрирует множество других типов и видов иррациональности — от вполне канонической религиозности до всяческого мракобесия, от чарующего душу высокого искусства до «зомбирующей» её же фольклорной по типу «попсы». Критерий паранаучности по сравнению со всеми остальными до- и вненаучными формами сознания усматривается в претензиях её адептов на официальное признание со стороны учёных и публики. Цирковой фокусник или жрец какой-то религии не претендуют на лавры академика, у них своя стезя. Представители же паранауки убеждают нас, что их версии тех или иных явлений природы или общества не фантастика, а столь же реальные феномены, как и признанные официальной наукой. Якобы именно эти аномальные явления интереснее всего прочего для исследования и полезнее всего для жизни людей. Итак, перед нами старинное, по крайней мере средневековое мракобесие, приукрашенное новыми словечками; худшего сорта мистицизм, но маскирующийся под настоящее знание, именующий себя наукой.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ... очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... оболочки, ибо градации Материи всех планов Бытия семеричны. Дело науки будущего осветить эти явления путем научных методов и ...

Попытками оправдать паранауку служат такие уловки, каковы:

квазинаучная терминология, камуфлирующая фантастическое содержание в глазах неискушённых образованием лиц (например, не летающий или плавающий дракон, как в добрых старых сказках, а НЛО («пришельцы») или «выживший динозавр» в озере Лох-Несс; не леший или баба Яга, а «снежный человек» (реликтовый антропоид); не фольклорный домовой, а «полтергейст»; не гипноз, а «кодирование»; не гадание на кофейной гуще, а «проскопия»; не магия, а «телекинез»; не нимб святого, но «аура»; не «снятие порчи», а «очищение организма от «шлаков»»; и масса тому подобных пустых словечек);

имитация методических приёмов и логических аргументов — применительно к таким феноменам, абсурдность которых по большей части видна настоящему учёному с первого взгляда и в особом доказательстве не нуждается (поскольку противоречит всему позитивному опыту академического сообщества и не находит ни одного опытно-экспериментального подтверждения).

Известный журнал «Science» публикует своего рода антирейтинг неподтвердившихся «открытий» истекшего года. За 2004 г. среди «худших достижений» неудачливых исследователей разных стран выделяются следующие. Гран-при — за китайцами, предполагавшими вывести помидорный куст с килограммовыми плодами за счет обучения энергией в открытом космосе… Приз «Антизнаменитость» достался знахарю из Ботсваны, заявившему гомеопатическое средство против СПИДа. Доктор Дж. Маккейт из Англии предложила людям есть хлорофилл, дабы насыщать свою кровь кислородом, и была признана самым безграмотным человеком с учёной степенью. «Производители худшего научного товара» двинули на рынок презервативы со специальной мазью для местной анестезии. Вместо обещанного патентом продления оргазма наступали обморожения кожи. И т.д., и т.п. (Российская газета. 8 февраля. 2005. № 24. С. 14).

Эти антипремии присуждаются ежегодно.

 Самоуправное копирование институциональных структур академического типа — самозваные «исследователи» сами себя увенчивают званиями, степенями, премиями; открывают «институты», «академии», «школы»; публикуют свои «труды» и периодические издания; размещают сайты и порталы в Интернете; проводят симпозиумы и конгрессы; регистрируют свои собственные «открытия»; носят мантии; присваивают тому подобные аксессуары кастового знания.

Ярким образцом «мутирования» внешней атрибутики науки служит индустрия присуждения уже не просто общественных, а прямо поддельных «наград» некоторым её представителям. За определённую сумму (от сотни-другой до тысяч долларов) кое-кто разживается бумажкой о том, что он «человек года», «человек десятилетия», «золотой рыцарь», «хрустальный глобус», член «Нью-Йоркской академии наук», «Международного биографического центра в Кембридже»; и т.п. Так, из Мосгорсправки (на Тверской улице нашей столицы) сделали «Международную академию информатизации», куда сегодня завербовано уже более 15000 «членов» (перемножьте их на сумму денежных взносов).

18 стр., 8941 слов

Общая характеристика психологии как науки

... деятельности: мимика, речь, движение, эмоции, физиологические процессы. Наука – сфера человеческой деятельности, функция – выработка знаний о мире. Принципы научного познания: · Принцип детерминизма (причинности) – внешние ... от Кедрова считал что связи психологии с науками должны быть…   Методы психологии. Классификация Ананьева. Метод – путь познания – «как». Методология – путь исследования, ...

Из ленинградской партийной школы вышли «Академия гуманитарных наук», «Петровская академия наук и искусств». Из Московской ВПШ — «социальный университет», из Московской комсомольской школы — «гуманитарный университет». Не попавшие в настоящие — государственные академии наши коллеги довольствуются тем, что за свои собственные деньги покупают дипломы «Академии» «естественных» «наук» или же разных других «академий». Воистину, бесконечны людское тщеславие и хитрости мошенников.

Кроме уже названных, заслуживают упоминания и такие отличительные черты паранауки:

 упорное сопротивление независимой экспериментальной проверке, игнорирование её результатов;

аллергия на критику (наивное сравнение её с давними гонениями инквизиции на передовых учёных; преследованиями генетики в СССР — в действительности, именно академик В.И. Вавилов категорически отрицал теоретически абсурдные претензии «народного академика» Т.Д. Лысенко на «воспитание» полезных растений);

 противоречие фактически доказанным научным теориям, извечная для человечества мечта о невозможном;

агрессивная реклама своей реалистичности и эффективности (вполне по законам рыночной психологии, но отнюдь не академической науки);

 беззастенчивая конкуренция с легитимными способами познания и практики;

 тотальность претензий на истину и пользу; сенсационность заявок на «открытия» и «изобретения».

Отношение к паранауке в обществе раскладывается на несколько вариантов. Отличаясь и от религии (трансцендентального по своей сути восприятия мира), и от искусства (условной по определению имитации жизни), паранаука в тех или иных своих вариантах выглядит популярным суррогатом той или другого. Поэтому в её отношении имеются не только принципиально критическая позиция (представленная, в частности, в настоящей лекции), но и сочувственные (хотя и не прямо апологетические) варианты определения её же.

Романтическая версия объявляет о появлении на наших глазах новой науки, открывающей передовые горизонты познания, преодолевающей консерватизм официальной науки. Будущее познания, якобы, за непризнанными пока «гениями» вроде Фоменки с Мулдашевым…

Либеральный вариант отношения к паранауке отводит ей роль альтернативного горизонта познания, относит её к широкому спектру вненаучных способов восприятия мира, дополнительные к научной картине мира. Дескать, пускай публика развлекается телевизионными да газетными сенсациями о новоявленных «чудесах» — кому от этого плохо? Настоящая наука — удел узкой касты специалистов. А сенсации несут факел знания в массы…

Безразличное игнорирование якобы ученых характерно для большинства ученых настоящих. Им просто нет дела до всевозможных невежд. Зачем отвлекаться от профессиональных занятий на общение по бесполезным поводам?

В каждом из намеченных подходов, как видно, содержится та или иная доля истины по обсуждаемому предмету, которая может повышаться, либо понижаться применительно к тем или иным его сторонам. Ведь мир паранормального исключительно пёстр и сложен. Одни «эффекты» оттуда безусловно безумны, другие вполне невинны, третьи даже любопытны. Соответственно названным позициям может меняться терминология. Тогда паранаука называется то лже-, квази-, антинаукой, то около-, вненаучным знанием.

7 стр., 3315 слов

Гносеология-наука о познании

... и духовные явления. Сознание человека - объект для психолога. Используется также по­нятие «предмет познания», под которым понимается ... то это и доказывает правильность данного учения. Наука базируется на принципе познаваемости сущности яв­лений. Без ... гносеологии выделяются и изучаются основные виды познания: обыденное, научное (как тип рационального), художественное, религиозно-мистическое и др. ...

Некоторые паранаучные увлечения вроде бы безобидны, а убогим людям даже полезны (лучше читать чудака (или расчётливого обманщика?)) Мулдашева о поисках живых циклопов в Гималаях, нежели скучать или пьянствовать).

Но другие акции в принципе того же сорта прямо угрожают социуму и его культуре. Прежде всего это касается оккультной «медицины», усугубляющей страдания множества доверчивых или отчаявшихся пациентов. Но паранаучную «ниву возделывают» не только экзотические знахари. Так называемые «чёрные археологи» всё активнее разоряют культурный слой — невосполнимый источник научной информации о прошлом. Перекраивающие историю разных стран шарлатаны завалили книжный рынок привлекательными обложками своих диких опусов. В общем, поглощение огромных денег спекулянтами на сверхъестественном уводит средства от реального решения жизненных проблем. Немало паранаучных проектов прямо нацелены на получение бюджетных или спонсорских денег (вроде разного рода чудесного «оружия» или чудесного же «лекарства», «контактов» с «пришельцами» или поиска кладов).

Классификация паранаучных заблуждений возможна как по историческим, так и по логическим соображениям. Генеалогия паранауки включает в себя такие широко известные в истории культуры человечества духовно-практиче-ские проекты, каковы:

первобытная мифология (как наивно-антропоморфное восприятие мира) и её практическая часть — магия (колдовство, то есть символическое «воздействие» на мир с помощью придуманных сверхъестественных сил);

мантика (гадания о будущем по типу «самоорганизующегося прогноза»), в том числе по руке — хиромантия; по почерку — графология; френология — диагностика характера по конфигурации черепа; и т.д.), основанные на преувеличении соматической корреляции психологического типа личности;

медицинский оккультизм (знахарское врачевание, где извечно перемешаны шарлатанство и психотерапия, опытные навыки и плацебо-эффект);

алхимия (инструментальные попытки трансмутации вещества и создания панацеи);

астрология (предопределение индивидуальной судьбы по расположению небесных тел) («глупая дочь мудрой астрономии»);

спиритизм (общение с душами умерших людей при посредстве медиумов), теософия (опять же претензии на общение с потусторонним миром);

религиозные секты тоталитарного типа (типа «сайентология» Дж. Рона Хаббарда т.п.), претендующие на теоретическое обоснование своих жизненных доктрин;

прочие варианты мистики, оккультизма и эзотерики.

Сколько бы ни разоблачали эти и им подобные интеллектуальные забавы здравомыслящие эксперты, люди продолжают проявлять к ним массовый интерес, конца которому не видно несмотря ни на какой научно-технический прогресс. В глубинах массового сознания средневековье с его «охотой на ведьм» и услугами колдунов никогда, похоже, не закончится.

6 стр., 2850 слов

Вера и обыденное сознание

... осознает его, накапливает и передает свои знания потомкам. Архаичное сознание развивалось через эмпирический материал многих поколений людей. Опыт формировался ... есть в содержание той идеи или предложения, в которое верят» [2]. Вслед за ним Б. Рассел с некоторыми оговорками ... какого-нибудь магического обряда обескуражила тех, кто в него верит» [9]. Как правило, в подобных случаях тень сомнения ...

С теоретической точки зрения возможен вариант классификации паранормальных «феноменов» по степени их абсурдности:

 те «явления», которых нет в природе и быть не может по её определению официальной наукой (спиритизм и т.п.);

 объекты, может быть существующие, а может быть, и нет с точки зрения настоящей науки, но заведомо преувеличенные паранаукой («экстрасенсорика», «биополя», «реликтовые антропоиды» и т.д.);

реальные явления, искажённо воспринимаемые паранаукой (вроде так называемая «уфологии» отражает целый спектр техногенных эффектов, оптических иллюзий, прямых подлогов);

 события прошлого, от которых почти ничего не сохранилось (погибшие цивилизации, отдельные виды палеоживотных и т.п.);

 прогнозируемые в будущем эффекты, о которых пока слишком мало известно (искусственный интеллект?);

рабочие гипотезы официальной науки, провоцирующие движение научной мысли («параллельные миры» в физике; «полый земной шар»; т.п.);

альтернативные гипотезы, чья цель — усилить аргументацию официальных теорий (отрицание дарвинизма (во имя модной «теории катастроф»), теории относительности и т.п.);

тривиальные повторы некоторых рекомендаций настоящей науки, чаще всего психологии или медицины, но с заявкой на приоритет, открытие чего-то нового («как перестать беспокоиться и начать жить» — как будто до сих пор никто этого не знает, а если узнает, то сразу успокоится…).

По мере появления современных отраслей естественнонаучного и гуманитарного познания практически у каждой из них появляется своя паранаучная «тень»: у астрономииуфология («контакты» с представителями внеземных цивилизаций); у физикителекинез (претензии перемещать материальные предметы силой мысли); у биологии — так и не зафиксированное лабораторно «биополе»; у психологии — парапсихология, то есть экстрасенсорика (передача информации по нематериальным каналам); у истории — «новая хронология» академика (математика) Фоменко; у археологии — наделение реальных памятников далекого прошлого волшебными свойствами (чего стоит «алтайская принцесса» — мумия скифской женщины, повторного погребения которой требуют от археологов «шаманы»); масса т.п. фальсификаций прошлого в националистических или же просто честолюбивых целях; и т.д.

Многие паранаучные авантюры претендуют на междисциплинарность (один из последних примеров связан с «путешествиями» хитрого или психически больного хирурга-офтальмолога из Уфы Мулдашева, который ищет в горах Тибета наших предков-«атлантов» 90-метрового роста и с третьим глазом во лбу…).

Ещё больше ненаучных проектов технического свойства, сулящих чудеса на бытовой практике (какие-то сказочные по своей целебности пирамиды, «структурированная» вода, медные браслеты, ионизаторы воздуха и прочая, и прочая).

Вечная идея чудесного исцеления выглядит так привлекательно в упаковке физических и биологических терминов!..

Заметим, что успехи настоящих наук ни в коей мере не снижают, а скорее активизируют представителей паранауки, расширяют её доверчивую аудиторию среди обывателей. Степень абсурдности и нахальности паранаук варьируется в широких пределах — от экстравагантных, но рабочих гипотез внутри настоящей науки (вроде совсем недавно экспериментально отвергнутых гипотез «параллельных миров» и «суперструн» в физике), через общедоступные имитации человекознания (типа примитивной «дианетики» Рона Хаббарда), вплоть до клинического бреда псевдоцелителей (наподобие печально известных у нас Джуны, Чумака, Кашпировского и иже с ними).

8 стр., 3524 слов

Глава 1. Ментализм: наука или шарлатанство?

... дискретный, там образуются причинно-следственные связи, там мы верим науке и доказательствам.2 Целью данной работы является определение ментализма ... как одной из наиболее необходимых и востребованных наук, а также заверить читателя в необходимости расширения ... безгранично. В ней заключается основание и начало любых наук: физических, социальных, философских, духовных, артистических и т.д. ...

Когда «белый маг» Лонго на экранах телевизоров «оживлял» труп, большинство зрителей поверили в это… С такой массовой аудиторией современным колдунам безработица не грозит.

Предпосылки и причины паранаучных увлечений многообразны, они резонируют и сочетают в себе вечные и обновляемые факторы.

На поверхности чаще всего лежит болезненное тщеславие аутсайдеров профессиональной науки, не находящих в себе физических и нравственных сил для усидчивой многолетней работы и потому пробавляющихся дешёвыми выдумками. За это их ближайшее окружение почитает их «талантами», а им того и надо («эффект павлина»).

За этим небезобидным психозом стоят, им питаются более практичные вещи: большой бизнес в области книготорговли, всех средств массовой информации; «откат» крупных денежных средств из бюджета (мифические «торсионные поля» выдоили из министерства обороны РФ $ миллионы в 1990-е годы) или из карманов доверчивых потребителей парапрактических услуг (бесчисленные врачеватели без диплома, в абсолютном большинстве — шарлатаны).

Благодатную почву для расцвета тех же феноменов предоставляют иррациональные компоненты массового сознания, чей так называемый здравый смысл задан макромиром и эволюцией животных в его условиях. А наука, начиная с Нового времени, работает в совершенно других мирах так или иначе идеализированной реальности. Сюда же добавляются недостатки школьного образования; приток в политику, науку и образование «интеллигентов в первом поколении», то есть по сути малограмотных людей с дипломами о высшем образовании и даже учёными степенями.

Таким образом, причины популярности паранауки хотя и различны, но переплетаются друг с другом. Среди них:

социальные (переходные периоды цивилизационных кризисов, недостатки среднего и высшего образования, элитарность академической науки);

социально-психологические (иррациональные моменты обыденного сознания — вера в чудо, жажда нового; кризис идеологической идентичности; сенсационные достижения официальной науки);

индивидуально-психологические (суррогат духовной активности для интеллектуалов-неудачников);

клинико-психиатрические (навязчивые состояния акцентуированных личностей, психозы, фобии и мании);

экономические (бизнес на газетной, книжной, кино- и телепродукции; др. товарах экзотического назначения; коррупция в области распределения бюджетных средств);

эстетические (модернизированный городской фольклор — былички о чудесах, детские страшилки).

13 стр., 6014 слов

Философские проблемы социально-гуманитарных наук

... к повышению производительности труда и техническому совершенствованию, что усиливало роль естественных наук. «Дух капитализма» отвергает претензии философии на истину, поэтому ее значение ... идеях синергетики. Важно выделить специфику социально-гуманитарного познания. К социально-гуманитарным наукам, сфера которых очерчивается духовно-культурной деятельностью человека, относятся история, философия, ...

В целом паранаука маркирует собой пережиточные и кризисные моменты и этапы общественного сознания. Как и всякая болезнь, она помогает организму до какой-то степени преодолеть кризис, но ценой потери тех или иных жизненных перспектив. Вторичные очаги заболевания, в данном случае духовного, социокультурного, обнаруживаются, когда паранаучные взгляды переносятся из СМИ в область средней и даже высшей школы, в среду профессиональной науки по разным каналам. Налицо целый набор факторов (как объективных, так и субъективных) частичной вульгаризации учебного процесса и даже научной деятельности в паранаучном духе:

 усложнение современных научных исследований, всё дальше уходящих от так называемого «здравого смысла», сложившегося в условиях доиндустриальных цивилизаций; с каждым десятилетием всё сложнее становится передавать молодым поколениям всю совокупность главных выводов науки — преподаватели сами не успевают их усваивать, а значительная часть учащихся не готова их воспринять (легче отвергать Дарвина, чем сдать зачет по дарвинизму и экзамен по генетике);

 демократизация образования так или иначе снижает его качественный уровень и, вместе с тем, облегчает доступ в школу, среднюю и высшую, разного рода духовным суррогатам (вроде валеологии или парапсихологии);

 консервация пережиточных слоев массового сознания у значительной части современных школьников и студентов поощряется вполне естественной у молодежи тягой к новизне, экзотичности, новой корпоративности, которую охотно удовлетворяют представители паранауки (зачем напрягаться в анатомическом классе или химической лаборатории как это делали наши отцы и деды, когда можно порассуждать о «тибетской медицине»);

 экспансия конкурирующих с наукой за духовное лидерство среди молодежи форм общественного сознания — традиционных и нетрадиционных религий, похожих на них общественных движений (так называемых толкинистов, исторических реконструкторов и т.п.), искусства фэнтези; фанатиков компьютерных игр; т.п.;

 недооценка опасности, даже игнорирование квазинауки представителями официальной науки (публичному дезавуированию своих интеллектуальных противников уделяют внимания главным образом те представители Академии наук или университетов, кто сам выглядит чудаковато); даже переход на позиции паранауки некоторых представителей науки профессиональной (по клиническим, социальным, иным причинам).

Впрочем, с недавних пор при Российской академии наук работает специальная Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований 2.

Данные социологических опросов ВЦИОМ населения РФ за 1990-е – начало 2000-х гг. свидетельствуют о массовом и устойчивом спросе на паранаучные продукты: среди наших сограждан верят в возможность общения с душами умерших 11 %; верят в телекинез 22 %; верят в возможность «наводить порчу», в колдовство 35 %; верят в передачу мыслей на расстоянии, в гадание о будущем 42 %; верят в приметы 49 %; верят в чудотворные иконы, амулеты, исцеляющие тяжелые недуги 61 %; верят в преимущество экзотической медицины (шаманы, хилеры, другие знахари) 68 %.

21 стр., 10370 слов

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

... Г.Р.       Программа дисциплины   ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ   Рекомендуется для   Направления 44.04.02 Психолого-педагогическое образование Программа:Социальная ... революций, типов научной рациональности; пониманию особенностей современного этапа развития науки; освоению представления о науке как социальном институте, развивающемся в определенном образовательном и ...

Настоящие учёные и специалисты-практики обязаны по мере сил разоблачать шарлатанов от науки, активно формировать у населения научное мировосприятие мира и человека. Особенно актуально такое наступление на самозваных «исследователей» в области медицины и фармации, где претензии «целителей» без дипломов могут принести смертельный вред доверчивым паицентам.

Хотя остановить наступление лженаучных доктрин на общественное сознание никогда не удастся (в силу прежде всего качественной разницы научного и вненаучного типов знания, изменения самих критериев научности), минимизировать вторжение паранауки на общественную арену, прежде всего в академический и университетский миры необходимо для сохранения их работоспособности. Пути отпора новоявленным суевериям представляются зеркально противоположными отмеченным выше причинам постоянной регенерации казалось бы уже опровергнутой вместе с алхимией или астрологией паранауки. Среди «противоядий», которые можно рекомендовать относительно фальсификаторов науки, сочетаются и полное их игнорирование, и юмористическое высмеивание, и обстоятельное опровержение в средствах массовой информации, и юридическое преследование наиболее опасных шарлатанов. Тут как в медицине — всех болезней никогда не вылечить, но бороться с ними врачи не прекращают.

Приложение

А. И б. Стругацкие Сказка о тройке

История непримиримой борьбы за повышение трудовой дисциплины,

против бюрократизма, за высокий моральный уровень,

против обезлички, за здоровую критику и здоровую самокритику,

за личную ответственность каждого, за образцовое содержание отчётности

и против недооценки собственных сил

… Перекосившись набок под тяжестью огромного чёрного футляра, вкатился сухопарый старичок в толстовке и в военных галифе с оранжевым кантом. … Я сразу узнал этого старичка — он неоднократно бывал в нашем институте, и во многих других институтах он тоже бывал, а однажды я видел его в приёмной заместителя министра тяжёлого машиностроения, где он сидел первым в очереди, терпеливый, чистенький, пылающий энтузиазмом. Старичок он был неплохой, безвредный, но, к сожалению, не мыслил себя вне научно-технического творчества. …

Он снял с футляра крышку, под которой оказалась громоздкая старинная пишущая машинка, извлёк из кармана моток провода, воткнул один конец куда-то в недра машинки, затем огляделся в поисках розетки и, обнаружив, размотал провод и воткнул вилку.

— Вот, извольте видеть, так называемая эвристическая машина, — сказал старичок. — Точный электронномеханический прибор для отвечания на любые вопросы, а именно — на научные и хозяйственные. Как она у меня работает? Не имея достаточно средств и будучи отфутболиваем различными бюрократами, она у меня пока не полностью автоматизирована. Вопросы задаются устным образом, я их печатаю и ввожу таким образом к ей внутрь, довожу, так сказать, до ейного сведения. Отвечание ейное, опять через неполную автоматизацию, печатаю снова я. В некотором роде посредник, хе-хе! Так что, ежели угодно, прошу.

Он встал за машинку и шикарным жестом перекинул тумблер. В недрах машины загорелась неоновая лампочка.

… — А что это там у вас за лампа? — подозрительно спросил Фарфуркис.

Старичок ударил по клавишам, потом быстро вырвал из машинки листок бумаги и рысцой поднёс его Фарфуркис. Фарфуркис прочитал вслух:

— «Вопрос: что у нея… гм… у нея внутре за лпч…?» Лэпэчэ… Кэпэдэ, наверное? Что ещё за лэпэчэ?

— Лампочка, значит, — сказал старичок, хихикая и потирая руки. — Кодируем помаленьку. — Он вырвал у Фарфуркиса листок и побежал обратно к своей машинке. — Это, значит, был вопрос, — произнёс он, загоняя листок под валик. — А сейчас посмотрим, что она ответит…

Члены Тройки с интересом следили за его действиями. …

— Вот, извольте, ответ.

Фарфуркис прочитал: — У мене внутре… гм… не… неонка». Гм. Что это такое — неонка?

— Айн секунд! — воскликнул изобретатель, выхватив листок и вновь побежал к машинке.

Дело пошло. Машина дала безграмотное объяснение, что такое неонка, затем она ответила Фарфуркису, что пишет «внутре» согласно правилам грамматики, а затем…

Фарфуркис: Какой такой грамматики?

Машина: А нашей русской грмтк.

Лавр Федотович: Грррм… Какие будут предложения?

Машина: Признать мене за научный факт.

Старичок бегал и печатал с неимоверной быстротой. …

Хлебовводов (раздражённо). Я так работать не могу. Чего он взад-вперёд мотается, как жесть на ветру?

Машина. Ввиду стремления.

Хлебовводов. Да уберите вы от меня ваш листок! Я вас ни про чего не спрашиваю, можете вы это понять?

Машина. Так точно. Могу.

До Тройки наконец дошло, что если они хотят кончить когда-нибудь сегодняшнее заседание, им надлежит воздержаться от вопросов, в том числе и риторических. …

— Есть предложение, — тщательно подбирая слова, сказал Фарфуркис. — Пусть научный консультант произведёт экспертизу и доложит своё мнение.

Лавр Федотович поглядел на Выбегаллу и величественно наклонил голову. Выбегало встал. Выбегало любезно осклабился. Выбегало прижал правую руку к сердцу. Выбегало заговорил.

— Эта… — сказал он, — неудобно, Лавр Федотович, может получиться. Как-никак, а же суизан рекомендатель сет нобль вё 3. Пойдут разговоры … эта… кумовство, мол, протексион… А между тем случай очевидный, достоинства налицо, рационализация … эта… осуществлена в ходе эксперимента… Не хотелось бы подставлять под удар доброе начинание, гасить инициативу народа. Лучше будет что? Лучше будет, если экспертизу произведёт лицо незаинтересованное… эта… постороннее. Вот тут среди представителей наблюдается Привалов Александр Иванович… (Я вздрогнул).

Компетентный товарищ по электронным машинам. И незаинтересованный. Пусть он. …

Я осмотрел агрегат и сказал:

— Ну, хорошо… Имеет место пишущая машинка «ремингтон» выпуска тысяча девятьсот шестого года в сравнительно хорошем состоянии. … — Я поймал умоляющий взгляд старикашки, вздохнул и пощёлкал тумблером. — Короче говоря, ничего нового данная печатающая конструкция, к сожалению, не содержит. Содержит только очень старое…

— Внутре! — прошелестел старичок. — Внутре смотрите, где у неё анализатор и думатель…

— Анализатор… — сказал я. — Нет здесь анализатора. Серийный выпрямитель — есть, тоже старинный. Неоновая лампочка обыкновенная. Тумблер. Хороший тумблер, новый. Та-ак… Ещё имеет место шнур. Очень хороший шнур, совсем новый… Вот, пожалуй, и всё. … Описанная машинка «ремингтон» в соединении с выпрямителем, неоновой лампочкой, тумблером и шнуром не содержит ничего необъяснённого.

— А я? — вскричал старичок. …

— Нет, конечно… — промямлил я. — Проделана большая работа… … Ну пусть человек работает, раз ему интересно… Я только говорю, что необъяснённого ничего нет… А вообще-то даже остроумно…».

1967

Вопросы для повторения раздела VI

Когда, где и почему возникает наука типа современного типа?

Ко всем ли типам человеческого знания применим термин «наука»?

Насколько применим в медицине «метод» проб и ошибок?

Из истории физики, химии или биологии приведите образцы учёных-экспериментаторов и учёных-теоретиков.

Чем наблюдение как научный метод отличается от повседневного восприятия; скажем, от созерцания окрестностей туристом?

Насколько непредсказуемы результаты научного эксперимента?

Каких гарантий требует эксперимент в фармакологии и медицине?

Дайте определение следующих понятий, базовых для заключительного раздела этого курса философии:

 наука;

 метод;

 методология;

 наблюдение;

 аналогия;

 моделирование;

 абстрагирование;

 идеализация;

 формализация;

 факт;

 идея;

 гипотеза;

 теория;

 фальсификация;

 закон;

 принцип;

 паранормальное;

Об авторе

Сергей Павлович Щавелёв — доктор философских наук (1994), доктор исторических наук (2002), профессор (1994), заведующий кафедрой философии (с 1992 г.) Курского государственного медицинского университета.

Автор монографий:

· Практическое познание. Философско-методологические очерки. Воронеж, изд-во Воронеж-ского ун-та, 1994. 232 с.;

· Метод практики: природа и структура. Курск, изд-во Курского гос. мед. ун-та, 1996. 133 с.;

· Профессиональное мышление провизора. Курск, изд-во Курского гос. мед. ун-та, 1999 (в соавторстве с И.М. Раздорской);

· «Синяя птица» повседневности. Этюды к антропологии обыденного сознания. Курск, изд-во Курского гос. мед. ун-та, 2002. 125 с.;

· Анализ повседневности. М., Канон +, 2004. 432 с. (в соавторстве с И.Т. Касавиным);

· Первооткрыватели курских древностей. Очерки истории археологического изучения южнорусского края. Вып. 1. Предпосылки и становление региональной историографии. 136 с.; Вып. 2. «Золотой век» губернского краеведения: 1860-е – 1910-е гг. Курск, изд-во Курского гос. мед. ун-та, 1997. 141 с.; Вып. 3. Советское краеведение в провинции: взлёт и разгром (1920-е – 1950-е гг.).

Курск, изд-во Курского гос. мед. ун-та, 2002. 217 с.;

· Историки Курского края. Биографический словарь. Курск, изд-во Курского гос. пед. ун-та, 1998. 121 с., илл. (В соавторстве); Изд. 2-е, испр. и доп. (в печати);

· Историк Русской земли. Жизнь и труды Д.Я. Самоквасова. Курск, изд-во Курского гос. мед. ун-та, 1998. 281 с., илл.;

· Курские тетради. Курск и куряне глазами ученых. Вып. 1–7. Курск, 1997–2005 (В соавторстве с А.Т. Хроленко и др.);

· Курск. История города от Средневековья к Новому времени: X – XVII вв. Курск, изд-во «Учитель», 1999. 291 с., илл. (В соавторстве и А.В. Зориным, А.И. Раздорским);

· Феодосий Печерский – курянин // Преподобный Феодосий Печерский. Жизнеописание. М.–Курск, «Союз», 2002. С. 72–155, 173–182.

Учебного пособия для высшей медицинской школы:

Очерки истории фармации. Вып. 1. Рождение целителя и его аптеки: древние цивилизации. Курск, изд-во Курского гос. мед. ун-та, 2006. 200 с. (В соавторстве с И.М. Раздорской).

Автор статей в журналах и альманахах: Проблемы студенческого научного движения (Варшава); Философские науки, Вопросы философии, Эпистемология и философия науки; Вопросы истории, Российская археология, Государство и право, Московский журнал, Архив русской истории (Москва); Археология, Ruthenica (Киев); Сумская старина (Сумы); Деснинские древности, Проблемы славяноведения, Русский сборник (Брянск); Летопись, Сеймские берега, Архивная находка, Курск. Краеведческий словарь-справочник, Порубежье, Большая курская энциклопедия (Курск).

Разделов в сборниках научных трудов Санкт-Петербургского, Минского, Белгородского, Воронежского, Мордовского, Новгородского, Омского, Ставропольского, Ярославского университетов; Брянского, Курского, Липецкого, Сумского, Черниговского педагогических университетов; Государственного Исторического музея; Институтов РАН — Археологии; Славяноведения.

Участник многих научных конференций, в том числе: VI Международного конгресса славянской археологии (Новгород Великий, 1996); I и IV Российских Философских конгрессов (Санкт-Петербург, 1997; Москва, 2005); «60 лет кафедре археологии МГУ им. М.В. Ломоносова» (Москва, 1999); «125 лет археологического исследования Гнёздова» (Москва, Государственный Исторический музей)»; «Философия XX века: школы и концепции. К 60-летию философского факультета СПбГУ» (Санкт-Петербург, 2000); «Ритуальное пространство культуры» (Санкт-Петербург, 2001); «Иерархия и власть в истории цивилизаций» (Санкт-Петербург, 2002); I Кондаковских чтений (Белгород, 2004); Международного полевого археологического семинара (Чернигов – Шестовица, 2003, 2006); Международной научной конференции «Археологическое изучение Центральной России» (Липецк, 2006).

См. о нём: Алексеев П.В. Философы России XIX–XX столетий. Биографии, идеи, труды. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2002. С. 111.

ПРОСПЕКТ СЛЕДУЮЩИХ ТОМОВ

ТОМ ВТОРОЙ

VII. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ……………………………………………………

27. Древняя мудрость …………………………………………………………..

28. Дух Средневековья …………………………………………………………

29. Мыслители Нового времени …………………………………………..

30. Заветы Просвещения ……………………………………………………..

31. Метафизика Германии …………………………………………………..

32. Русская мысль ……………………………………………………………….

33. Духовные традиции Востока …………………………………………..

34. Властители дум XX столетия …………………………………………..

ТОМ ТРЕТИЙ

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

МЕДИЦИНЫ И ФАРМАЦИИ

35. Теории болезней и практики врачевания ………………………….

36. Здоровье, лекарство, аптека …………………………………………….

1 См.: Щавелёв С.П. Практическое познание. Философско-методологические очерки. Воронеж, 1994. С. 198–213 («Практический разум против заблуждений»).

С тех пор увидели свет новые специальные исследования данного феномена, выполненные с научно-философских позиций: Мартишина Н.И. Когнитивные основания паранауки. Автореф. дисс. … докт. филос. н. Екатеринбург, 1997; Её же. Когнитивные основания паранауки. Омск, изд-во ОмГУ, 1996; Её же. Наука и паранаука в духовной жизни современного человека. Омск, 1997; Дубровский Д.И. Паранаука, парапрактика и измененные состояния массового сознания // Здравый смысл. 1997. № 2; Пружинин Б.И. Ratio servus // Вопросы философии. 2004. № 12; некоторые другие.

2 См. полезнейший труд председателя этой комиссии: Кругляков Э.П. «Учёные» с большой дороги. М., «Наука», 2001. 320 с.

3 Я — рекомендатель этого благородного старика.

14