Классный час как форма организации воспитательной работы.
Классный час – одна из важных форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определённый день. Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы.
Классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия, формированию классного коллектива и развитию его членов.
В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:
1. Обогащение сознания учащихся знания о природе, обществе, технике, человеке.
2. Формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности.
3. Развитие эмоционально – чувствительной сферы и ценностно – смыслового ядра личности ребёнка.
4. Содействие становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей.
5. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Классный час выполняет следующие воспитательные функции:
— Просветительная функция –расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т.е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.
Примерные темы: «Как появился этикет», «Наша Конституция», «Проблемы современного общества» и т.д.
— Ориентирующая функция -состоит в формировании у школьников определённого отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая – его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к классической музыке, которую они ни разу не слышали.
6 стр., 2591 слов
План воспитательной работы 2
... план воспитательной работы Месяц Разделы Классные часы, мероприятия Ответственные Работа с учащимися по направлениям воспитательной ... форм и методов воспитательной работы по нравственному образованию и воспитанию. Изучение и внедрение новых воспитательных технологий. Повышение уровня эффективности воспитательной работы через систему контроля. 3. Основные направления воспитательной работы: ...
Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях. Темы таких классных часов: «Как стать счастливым?», «Кем быть», «Каким быть?», «О мужественности и женственности» и т.д.
— Направляющая функция –предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определённая направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения.
Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.
Виды и формы классных часов.
Классный час – это такое же воспитательное мероприятие, как любое другое, но имеется и специфика: классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками, но это не урок (следует уйти от академизма, казёнщины, назидательства).
Это разговор по «душам» и уточнение ценностей, это совместное переживание случившегося, это полезная информация, необходимая воспитанникам для будущей взрослой жизни, которую нельзя получить на уроках, это сбор коллектива для выработки плана участия класса в общешкольном мероприятии, это психологический тренинг по каким-либо проблемам общения и т.д. форм, тем, поводов для сбора классного руководителя со своими детьми может быть бессчётное количество. В этом смысле их невозможно классифицировать. Также невозможно предусмотреть все проблемы класса и включить их заранее в план воспитательной работы.
Учитывая это, классные часы можно систематизировать следующим образом:
— классный час – организационный, как способ коллективного планирования классного или общешкольного дела;
— классный час как разрешение возможного конфликта;
— классный час – плановый, для подведения итогов, например, успеваемости за полугодие;
— классный час – как беседа по психолого-педагогическим проблемам;
— система классных часов для реализации определённой базовой программы.
Тематика классных часов.
Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:
1. Морально – этическим проблемам. На них формируется определённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т.д.
2. Проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учёбе, науке, литературе как источнику духовного развития личности.
Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии
... соответствующие дидактические средства. В связи с этим возникает проблема, связанная с дифференциацией и индивидуализацией обучения и ... отклонений в развитии на уроках и воспитательских часах, в процессе овладения основами наук, заложенная в про ... в специализации обеспечивает условия его осуществления. Специальные часы коррекции, содержание которых направлено на индивидуальную работу ...
3. Эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал.
4. Вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, её успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями.
5. Вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты.
6. Психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения.
7. Проблемам экологии. Необходимо прививать школьникам ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире.
8. Общешкольным проблемам. Значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т.д.
Часы классного руководителя очень разнообразны по содержанию, формам их подготовки и проведения.Тем не менее делаются попытки их типизации. Так, выделяют воспитательные часы, в основе которых лежат:
1) Рассказ, беседа, сообщение самого классного руководителя;
2) Выступление специалиста;
3) Встреча с интересным человеком, политиком, артистом и т.п.;
4) Сообщение самих школьников.
Целесообразным основанием для типизации часовклассного руководителя является характер деятельности детей, степень их самостоятельности и активности, роль педагога в подготовке и проведении воспитательного часа.
В зависимости от этого классные часы можно подразделить на 3 вида:
К первому виду относятся те,подготовка к которым требует широких познаний, жизненного и педагогического опыта. Дети лишь привлекаются в ходе беседы к обсуждению некоторых вопросов, изложению фактов, примеров.
Таковы, например, классные часы на тему: «О самовоспитании», «Что такое самообразование», «Как развивать память», «Художественный вкус и мода», «Об индивидуальности и индивидуализме», «Режим дня и НОТ школьника» и др. Некоторые классные часы данного вида целесообразно проводить, привлекая специалистов – врача, психолога, юриста. Задача классного руководителя – оказать помощь в подготовке выступления.
Второй вид классных часовхарактеризуется совместной деятельностью педагогов и учащихся. Определение содержания главных идей, как правило, принадлежит учителю, а разработка путей, методов их воплощения осуществляется педагогом вместе с детьми.
8 стр., 3816 слов
Сотрудничество классного руководителя и учащихся в подготовке ...
... и методические основы деятельности классного руководителя) позволили определить тему курсовой работы: «Сотрудничество классного руководителя и учащихся в подготовке и проведении классных часов». Объект исследования: процесс подготовки классных часов в начальной школе. Предмет ...
Под руководством учителя, школьники готовят фрагменты воспитательного часа, педагог ведёт классный час, привлекая ребят к обсуждению проблемы, объединяя их выступления в единое целое. Примерные темы подобных классных часов: «О культуре внешнего вида», «О красоте внутренней и внешней», «Твори доброе ради добра», «Дружба в жизни человека» и др.
Третий вид классных часовпредполагает активную самостоятельную работу самих учащихся. Ответственность за их подготовку и проведение возлагается на группу школьников – совет дела. Классный руководитель вместе со школьниками продумывает лишь идеи, общую композицию классного часа, помогает составить творческие задания микро коллективам.
Данный вид классных часов возможен в том случае, если:
— школьники имеют некоторые знания по обсуждаемой проблеме, она близка и доступна им для самостоятельного осмысления;
— значительная часть учащихся владеет навыками и умениями коллективной творческой работы, самостоятельна и активна;
— актив, совет дела способен стать организующим и координирующим центром при подготовке и проведении классного часа.
Выбор вида воспитательного классного часа зависит оттемы, материал, возраста учащихся, уровня их знаний по данной проблеме, опыта коллективной деятельности, а также педагогического мастерства, индивидуальных особенностей классного руководителя, характера его взаимоотношений со школьниками.