План лекции:
1. Психология эмоций.
2. Формы эмоциональных состояний.
3. Классификация эмоций.
4. Страдание и горе.
5. Страх и тревожность.
6. Психогигиена медицинского работника.
Основные понятия темы: эмоции, чувства, аффект, фрустрация, стресс, страх.
1. Психология эмоций.
К эмоциональным, в широком смысле, процессам принято относить аффекты, собственно эмоции, чувства и другие формы этих процессов.
При узком понимании эмоций они рассматриваются как реакция на такие специфические условия как успех, невозможность адекватного поведения, конфликтность ситуации, непредвиденное развитие событий. Эмоции в узком понимании имеют отчетливо выраженный ситуативный характер.
Можно констатировать двойную обусловленность эмоций: с одной стороны потребностями (мотивацией), личностными особенностями, с другой — особенностями воздействий (ситуацией).
Эмоции проявляются:
а) во внутренних переживаниях,
б) в поведении,
в) на физиологическом уровне. Закон Йоркса-Додсона констатирует наличие криволинейной, «колоколообразной» связи между силой эмоционального возбуждения и успешностью деятельности человека. Наиболее продуктивной деятельность бывает при умеренном, оптимальном уровне возбуждения.
Функции эмоций:
1.Контрольная или оценочная, если успех деятельности, то возникают положительные эмоции, если неуспех — отрицательные. Все формы поведения, вызывающие положительные эмоции, подкрепляются;
2.Направляющая, побуждающая и предохраняющая;
3.Коммуникативная, экспрессивная;
4.Связь психики с телом, активизация и мобилизация-демобилизация;
5.Отражения.
Эмоциональные особенности и свойства личности.
К эмоциональным особенностям относят: эмоциональную возбудимость, эмоциональную импульсивность и аффективность, эмоциональную устойчивость, силу, темп и ритм эмоциональных реакций, эмоциональный тонус.
Эмоциональные особенности личности в совокупности образуют эмоционально-аффективную сферу, в которой выражается динамическая сторона эмоциональных процессов.
Эмоционально положительная сенсомоторная реакция ребенка двух-трехмесячного ...
... развития, основанной на смене ведущего вида деятельности является Д.Б. Эльконин; Эмоционально положительная сенсомоторная реакция ребенка двух-трехмесячного ребенка на близкого для него ... называется атавизм; 34.Отождествление ребенком себя с человеком определенного и усвоение соответствующих форм полоролевого поведения –полоролевая идентификация; 35.Постепенное превращение какого-либо процесса или ...
Эта динамическая сторона эмоциональных процессов проявляется в непроизвольных выразительных движениях: мимике, пантомимике, жестикуляции, интонационно-выразительных средствах речи. Эмоциональные свойства личности: впечатлительность, отзывчивость и др.
5
.Теории эмоций.
1)Эволюционная теория Ч. Дарвина:
а) существует связь между общностью анатомо-физиологической организацией живых существ и внешним выражением их эмоциональных переживаний,
б) эмоциональные выражения являются остатками когда-то существовавших полноценных, приспособительных, полезных действий,
в)внешнеэмоциональная экспрессия является врожденной и выполняет приспособительную биологическую функцию.
2)Теория Джемса-Ланге: первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются изменения физиологического характера в организме. Сначала в ответ на внешние или внутренние стимулы происходят органические изменения, а потом вследствие их субъективного отражения возникают эмоции. Возражения: а) телесные реакции при разных эмоциях очень похожи и неудовлетворительно объясняют качественное многообразие эмоций человека, б) искусственно вызываемые у человека органические изменения (которые обычно связывают с эмоциональным состоянием) или не сопровождаются эмоциональными переживаниями, или субъективно воспринимаются иначе, чем появляющиеся в естественных условиях.
3)Теория У. Кэннона: эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения порождаются одновременно и возникают из единого мозгового центра — таламуса.
4)Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера: положительные эмоции возникают в результате подтверждения (консонанса) ожиданий, отрицательные эмоции возникают при диссонансе ожиданий и результатов деятельности. Выход из состояния когнитивного диссонанса: а) изменение ожиданий, б) попытка получить новый результат.
5)Когнитивно-физиологическая теория С. Шехтера. На эмоциональное состояние оказывает влияние:
а) воспринимаемые стимулы, б) телесные изменения, вызванные этими стимулами, в) прошлый опыт, г) оценка человеком наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей.
Характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека зависят от того, как эту же ситуацию переживают другие, находящиеся рядом.
6) Информационная теория П. В. Симонова: сила и качество эмоций определяется силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации.
2. Формы эмоциональных состояний
Основные формы эмоциональных состояний:
Объект и предмет социологии. Эволюция общества и теории социальных изменений
... его отношение к общественным изменениям; исследования человека; как члена социальной общности; социальный слоя; социального института; мотивы поведения в конкретной общественной ситуации, его потребности, жизненные ... и процессах. 2) Социология включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других социогуманитарных наук. 3) Все ...
1) Аффект — сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Аффект навязывает субъекту стереотипные действия (агрессию, бегство, оцепенение), возникает в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и порождает аффективные следы (комплексы), которые при определенных условиях могут полностью вытесняться из сознания. Повторение ситуации ведет к аккумуляции аффекта, который разряжается в бурном неуправляемом поведении — «аффективном взрыве». На этом свойстве аффектов основаны различные методы их изживания, канализации.
Особенности аффектов:
- большая интенсивность,
- кратковременность,
- безотчетность,
- диффузный характер,
— воспринимаются субъектом как состояния моего «Я».
Аффективный комплекс — это совокупность образов памяти, прямо или случайно связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание. Актуализация одного из элементов комплекса влечет, даже против воли субъекта, немедленное «введение» в сознание других его элементов (К. Юнг, А. Р. Лурия и др.).
Комплекс это агломерация ассоциаций, болезненного аффективного характера. Этими аффектироваными чувствами трудно управлять, и они связаны с физиологическими реакциями (комплекс «сидит» в теле).
6
2) Собственно эмоции — длительное состояние иногда слабо проявляющееся во внешнем поведении. Выражает оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в ней. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Особенности эмоций:
- относительно длительные состояния, слабо проявляющиеся во внешнем поведении;
- имеют ситуационный характер;
- способны предвосхищать ситуации и события благодаря представлениям о пережитых или воображаемых ситуациях;
- обладают способностью к обобщению и коммуникации (индивидуальный опыт переживаний формируется и в результате эмоциональных сопереживаний);
- воспринимаются как состояния, происходящие «во мне»;
— участвуют в развитии смысловой сферы личности (эту функцию выполняют, например, эстетические эмоции).
Факторы, определяющие эмоции:
а) характер получаемой извне информации, б) неожиданность информации, в) степень достаточности информации, г) вероятность удовлетворения актуализированной потребности, д) уровень активации (если он слишком высок, то остаток активации переносится на последующую эмоцию, которая усиливается), е) особенности восприятия ситуации в целом, ж) уровень умственного развития, з) предшествующий опыт. Интенсивность эмоций связана с уровнем активации организма, а их направленность зависит от восприятия ситуаций в целом. Но само возникновение эмоций и ее положительная или отрицательная окраска определяются, прежде всего, количеством информации, которой располагает человек в данный момент.
Особенности изображения человека в экспрессионизме
... познакомиться с наиболее яркими представителями экспрессионизма; -рассмотреть особенности творчества Эгона Шиле; -исследовать особенности изображения человека, различными выразительными средствами на основе работ Эгона Шиле; ... в которых художественными способами выражены сильные эмоции, и само это выражение эмоций, общение посредством эмоций становится основной целью создания произведения. Полагают, ...
3) Чувства — возникают в результате обобщения эмоций. Имеют отчетливо выраженный предметный характер, связаны с представлением или идеей о некотором объекте (конкретном или обобщенном).
Амбивалентность переживаний возникает в результате несовпадения устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию.
Чувства образуют ряд уровней начиная от чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами, относящимися к социальным ценностям и
идеалам.
С. Л. Рубинштейн выделил три сферы (уровня) проявления чувств человека:
1)аффективно-эмоциональная чувствительность: элементарные удовольствия инеудовольствия, связанные с удовлетворением органических потребностей;
2)предметные чувства: материальные, интеллектуальные, эстетические, связанные с обладанием определенными предметами и с конкретными видами деятельности;
3)обобщенные мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.
Особенности чувств:
- интенсивность,
- продолжительность,
- осознанный характер,
- связь с конкретными предметами, действиями, людьми, идеями,
- разноуровневость.
- 4) Эмоциональный стресс.
Стресс — неспецифическая реакция организма на любое требование извне. Г.Селье (1974) изучая общий синдром адаптации, показал, как стресс связан с постепенным истощением организма и выделил три этапа этого синдрома:
7
Iэтап — реакция тревоги (характерны физиологические изменения, подготавливающие организм к встрече с новой ситуацией);
IIэтап — фаза сопротивления (организм, чтобы внешне оставаться в норме, продолжает расходовать имеющиеся у него резервы);
IIIэтап — фаза истощения
Различают физиологический и психологический виды стресса. В зависимости от стрессора и характера его влияния психологический стресс подразделяют на информационный и эмоциональный.
Психологический стресс зависит от: а) значимости ситуации для субъекта, от его отношения к ней; б) оценки угрозы.
В психологическую структуру стресса входят: эмоциональные, мотивационно-личностные, интеллектуальные, перцептивные компоненты. Стресс это система напряжений, функциональное значение которой в мобилизующем, усиливающем влиянии на состав деятельности.
Стрессогенным моментом является не сама по себе ситуация, а соотношение в этой ситуации между мотивами субъекта и его возможностью действовать адекватно им. Одна и та же ситуация вызывает у разных людей разную реакцию. Индивидуальные различия в реакции зависят от особенностей эндокринной системы, типа нервной деятельности, темперамента, от личностных особенностей (потребностно-мотивационной сферы, перцептивных процессов, интеллектуальной оценки).
Отличие эмоций человека от эмоций животного
... деятельность, либо неотлучные спутники инстинктов". Можно было бы найти множество определения эмоций, но самое важное это не прочитать высказывание каких-то выдающихся людей, а самому прочувствовать это состояние эмоций. ... [14, c.1556] Другие называют эмоциями такие чувственные переживания человека, характерными примерами которых являются страх, ужас, радость, горе, типичными для них является наличие ...
Стрессоры это:
а) ситуации, в которых субъект не способен, не умеет или не готов действовать (новизна, необычность, неопределенность, внезапность ситуации);
б) сверхсильная мотивация (вызывает сверхсильное волнение, повышение напряжения и пр.);
в) ожидание оценки своей личности или деятельности;
г) затруднения в деятельности из-за дефицита времени, отвлекающих факторов и др.
5) Настроение — общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Характеризуется безотчетностью и слабой выраженностью, хотя иногда и приобретает значительную интенсивность.
Источники настроения: а) мера удовлетворенности всем ходом жизни (дома, на работе, в обществе и пр.), б) здоровье, в) особенности взаимоотношений с людьми, г) особенности окружающей среды, д) эмоционально окрашенные мысли и представления.
Особенности настроения:
слабая интенсивность,
значительная длительность,
неясность, безотчетность,
влияние на мысли и действия человека.
б) Фрустрация — крайняя неудовлетворенность, блокада стремления, вызывающая стойкое отрицательное эмоциональное переживание, сопровождающееся дезорганизацией сознания и деятельности. Проявляется только тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести. Может ослабевать, исчезать и усиливаться.
7) Страсть — форма эмоциональных состояний человека. Это сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).
Страсть выражается в порыве, увлеченности, сосредоточенности, собранности помыслов и сил, направленных на цель (С. Л. Рубинштейн).
3. Классификация эмоций
Эмоции различаются: по модальности (качеству), интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм (стенические — астенические), форме, по уровням проявления в строении психического (высшие — низшие), по психическим процессам с которыми они связаны, потребностям (инстинктам), по предметному содержанию и направленности (например, на себя и других, на прошлое, настоящее и будущее), по особенностям их выражения, нервному субстрату и др.
8
Модальность как составное свойство эмоций определяется соотношением трех двуполюсных компонентов: удовольствие — неудовольствие, возбуждение -успокоение, напряжение — разряжение (В. Вундт).
На основании комплексного критерия, охватывающего нервный субстрат эмоций, экспрессию и их субъективное качество, выделяют десять фундаментальных эмоций (Изард, 1980): интерес-возбуждение, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.
Роль эмоций и чувств в жизни человека
... человека 1.1 Определение эмоционального состояния 1.2 Виды эмоций 1.3 Факторы, вызывающие эмоции 2. Эмоции и чувства в жизни человека 2.1 Положительное влияние эмоций и чувств на человека 2.2 Отрицательное влияние эмоций ... высокий уровень его осознания. Беспредметная тревога сменяется страхом перед чем-то. Человеку может быть "вообще" тревожно, но боятся люди всегда чего-то, удивляются чему-то и ...
Основные фундаментальные эмоции:
Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.
Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось вероятным. Чаще протекает в форме эмоционального стресса. Имеет характер астенической (ослабляющей человека) эмоции.
Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, протекает чаще в форме аффекта, вызывается внезапными серьезными препятствиями на пути важной для субъекта потребности. Гнев имеет стенический (вызывает хотя и кратковременный подъем жизненных сил) характер.
Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
Страх — отрицательное эмоциональное состояние при вероятностном прогнозе возможного неблагополучия. Может иметь как стенический, так и астенический характер. Протекает в форме стрессовых состояний, настроения, в форме аффекта.
Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике. Имеются и другие эмоциональные состояния, которые К. Изард называет «фундаментальными эмоциями».
Динамика эмоций.
Подавляющее большинство обычных эмоциональных переживаний не являются автономными, так как с момента своего возникновения вливаются в общий поток других переживаний, вступая с ними во взаимодействие, видоизменяясь. Отсюда и положение о соединении, слиянии, суммации отдельных эмоций в более сложные эмоциональные образования (В. Бунд).
Например:
Сострадание — соединение печали и любви (Х.Вольф).
Ревность — состоит из любви и ненависти к любимому лицу и зависти к тому, кого он любит (Б. Спиноза).
Способность эмоций порождать и обусловливать друг друга — еще одно важное свойство их динамики. Так субъект, охваченный любовью, сопереживает аффектам того, кого он любит. Вследствии этого любовь может распространиться на другое лицо (того, кто причиняет предмету нашей любви удовольствие, мы будем тоже любить, а того, кто причиняет ему неудовольствие, мы будем ненавидеть).
Любовь порождает желание взаимности, неудовлетворение которой вызывает неудовольствие. Если человек считает, что его не любят по его вине, то у него аффект приниженности, если причина в другом, то он будет испытывать к нему ненависть. Таким другим (такой причиной нелюбви) — может быть как предмет любви (тогда эмоция амбивалентности) или тот, кого он любит (тогда особый вид ненависти — ревность).
Таким образом, в полном виде эмоциональная реакция является как бы разветвленной и каждая из таких ветвей означает потенциальную возможность ее дальнейшего развития, отвечающего тому или иному варианту изменения ситуации. Такая организация эмоциональных реакций является важным эволюционным приобретением, существенно повысившим возможность гибкого адаптивного поведения.
9
4. Страдание и горе
Страдание — одна из фундаментальных эмоций, испытывая которую человек падает духом, чувствует одиночество, отсутствие контактов с людьми, жалость к себе.
Страдание — наиболее часто встречающаяся отрицательная эмоция, имеет важные биологические и психологические функции. Страдание — неотъемлемая часть нашей жизни.
Психологические функции страдания: 1) сообщение себе и другим, что мне плохо, 2) побуждение предпринять действия для уменьшения страдания, 3)обеспечение умеренной, негативной мотивации, 4) облегчение сплочения людей внутри группы. Как причинами, так и следствиями страдания являются чувства, мысли, действия.
Следствием взаимодействия страдания с другими эмоциями и аффективно-когнитивных взаимодействий является переживание горя.
Главной причиной горя является утрата. Факторы, определяющие горе, условно могут быть разделены на биологические, культурные и психологические.
Горе — биологическая реакция, эволюционное значение которой в обеспечении групповой сплоченности у тех видов, для которых общественная форма существования необходима для выживания. Горе более значимая сила социального сплочения, чем положительные мотивы.
В то же время социокультурные факторы влияют на переживания и мотивационные явления, связанные с горем (горе и чувство вины коррелируют у членов американской выборки и не коррелируют у испытуемых-норвежцев), на интенсивность и продолжительность горя (так в культуре Микронезии переживание горя в связи со смертью близкого интенсивно, но кратковременно, как и у приматов).
Одной из наиболее значимой культурной детерминантой горя является утрата роли из-за нарушения Функциональных связей в результате потери значимого человека.
Психологические причины горя связаны с аффективными привязанностями к людям, предметам или идеалам. Разлука или утрата объекта привязанности означает: утрату радости и возбуждения, и в зависимости от возраста человека и природы объекта, утрату любви, уверенности и чувства благополучия.
Функции горя.
Горе заразительно и вызывает сочувствие, усиливает связь между теми, кто понес утрату. Обладает приспособительным значением для индивида (дает возможность превозмочь себя и приспособиться к потере).
Способствует восстановлению личностной автономии. Горе является адаптивным, поскольку действует как мотивация к обретению утраченного объекта вновь. Переживание горя комбинируется со следующими эмоциями: страданием, страхом, гневом, виной, стыдом.
Синдром острого горя.
Одна из первых работ по этой проблематике это статья Эриха Линдеманна (1944), немецко-американского психиатра. Основные положения его работы:
а) острое горе — определенный синдром с психологической и соматической симптоматикой;
б) этот синдром может возникнуть сразу после кризиса, может быть отсроченным, может явным образом не проявляться или наоборот, проявляться в чрезмерно подчеркнутом виде;
в) вместо типичного синдрома могут наблюдаться искаженные картины, каждая из которых представляет какой-нибудь аспект синдрома горя;
г) эти искаженные картины соответствующими методами могут быть трансформированы в нормальную реакцию горя, сопровождающуюся разрешением.
5. Страх и тревожность
Страх — наиболее опасная из всех эмоций. Он изменяет направление мыслей и поведение. Страх также может служить предупреждающим сигналом, усиливать социальные связи, включая «бегство за помощью» и коллективную защиту (Eibl-Eibesfeldt, 1971).
Существуют как врожденные (природные), так и приобретенные (культурные) причины или стимулы для страха. Врожденные пусковые механизмы (естественные причины) страха:
одиночество, незнакомость, высота, неожиданное приближение, изменение стимула, боль.
Социокультурные факторы страха:
а) присутствие чего-то угрожающего, отсутствие того, что обеспечивает безопасность,
10
б) события, которые не происходят в ожидаемом месте или в ожидаемое время, контекст события,
в) индивидуальные различия в темпераменте и предрасположенностях,
г) опыт и возраст индивида, страдание.
Причинами страха могут быть человек, события, условия или ситуация, являющиеся сигналом опасности.
Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как предметные. Порог возникновения страха находится под влиянием: а) индивидуальных различий, имеющих биологическую основу, б) индивидуального опыта и в) общего социокультурного контекста происходящего.
Субъективное переживание страха.
По сравнению с другими эмоциями страх оказывает наиболее сдерживающее влияние:
а) ограничивается восприятие,
б) мышление замедляется, становится более узким по объему и более ригидным по форме,
в) мускулы напрягаются,
г) сокращается число степеней свободы в поведении.
Страх в зависимости от своей интенсивности переживается как предчувствие, неуверенность, полная незащищенность. Появляется чувство недостаточной надежности, чувство опасности и надвигающегося несчастья. Человек ощущает угрозу своему существованию, которая переживается как угроза телу, своему психическому «Я».
Развитие и социализация страха. Страхи, вызываемые социокультурными причинами, могут быть приобретены в процессе травматического обусловливания или же путем подражания взрослому, который выступает в качестве модели страха. Одним из наиболее часто применяемых родителями способов социализации эмоций является использование одной эмоции для воздействия на другую. Страх может социализироваться с использованием чувства стыда.
Способы социализации, используемые родителями, очень широко варьируют и обычно включают в себя как гуманистические так и нормативные элементы.
Гуманистическая социализация страха: а) ощущение страха сводится к минимуму, б) вторичный эффект от стеснения за свой страх снимается, в) страх компенсируется, г) обучение терпимости страху, д) обучение противодействию источнику страха.
Необходимо заботиться, чтобы у ребенка не было хронического страха, который рассматривается как симптом, чуждый здоровью.
Взаимодействие страха с другими эмоциями. Субъективные составляющие в ситуации страха: напряженность, импульсивность. Профиль эмоций для ситуации страха: страх, интерес, удивление, страдание.
Страх имеет двойственную природу, которая обусловлена:
а) избеганием, мотивируемым страхом,
б) приближением, мотивируемым интересом.
Терапия страха.
Терапевтические приемы управления и контроля над страхом, основывающиеся на теории научения:
а) релаксация, сопровождающаяся повторным предъявлением ряда стимулов, возрастающих по своей пугающей силе,
б) представление пациентами в состоянии расслабленности высокотравматических событий,отобранных на основе психодинамических исследований, проведенных терапевтом,
в) классический метод моделирования (терапевт моделирует желаемое смелое поведение по отношению к пугающим человека объектам).
Тревожность. В отличие от страха (эмоциональная реакция связана с антиципацией определенного ущерба, вследствие реальной объективной опасности) тревога — «беспредметна», так как стимулы или условия, порождающие ее, индивиду неизвестны. В состоянии тревоги интенсивность эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию непропорционально выше величины объективной опасности. Тревога — функция уровня стресса.
11
Тревога как процесс это последовательность когнитивных, аффективных, поведенческих реакций. Состояние тревоги сопровождается когнитивной переоценкой ситуации, включением механизмов избегания, психической защиты с целью минимизации возникшего дискомфорта.
Тревога как состояние — это неприятное эмоциональное состояние, которое характеризуется ощущением напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий.
Тревожность как черта личности — это склонность индивида испытывать состояние тревоги. Эта черта личности непосредственно не проявляется в поведении, ее уровень можно определить по тому, как часто и интенсивно возникает состояние тревоги.
6. Психогигиена медицинского работника
Поведение человека полимотивировано, он является субъектом сразу многих деятельностей, поэтому его эмоциональная жизнь характеризуется динамичностью и сложностью. Разные эмоции и чувства могут создавать внутренние и внешние конфликты.
Подавление или сдерживание внешних проявлений эмоций не является эффективным способом контроля своей эмоциональной жизни, т. к. отрицательно сказывается на здоровье, лишает человека сил для активной внешней деятельности.
Выплескивание эмоций (отрицательных) на других негативно влияет на здоровье других, нарушает социальные контакты. Более эффективными способами контроля эмоций являются следующие:
- переключение на другие виды деятельности («канализация» эмоций, сублимация),
- рационализация (попытка понять и объяснить сложившуюся ситуацию),
- психогенная тренировка (поскольку чувства могут закрепляться за объектами, то эта связь в процессе терапии разрывается),
- нормальное протекание процесса переживания (человек должен пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие кризис; это особый вид внутренней деятельности, внутренней работы), изживание эмоций.
Медицинский работник, чтобы успешно работать, должен быть дифференцированной личностью, полезно заниматься личностным ростом, проходить психотерапию в группе профессиональной поддержки. Медицинскому работнику надо научиться заботиться о себе, находиться в хорошей психологической форме, беря на себя ответственность за свое эмоциональное состояние.
12 Терминологический словарь по теме: «Эмоциональные процессы и состояния»:
Аффект — сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.
Эмоции — длительное состояние, слабо проявляющееся во внешнем поведении, выражающее оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в ней.
Чувства — возникают в результате обобщения эмоций, имеют отчетливо выраженный предметный характер, характеризуются устойчивостью, выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.
Страдание — одна из фундаментальных эмоций, испытывая которую человек падает духом, чувствует одиночество, жалость к себе.
Горе — сложное психологическое образование, включающее фундаментальные эмоции и эмоционально-когнитивные взаимодействия. Это реакция на любую потерю.
Стресс — общая реакция организма на такие факторы как боль, опасность, душевное потрясение, препятствие к достижению желаемого и т. п.
Дистресс — патологический стресс, характеризующийся отрицательным влиянием стрессовой ситуации на деятельность человека, вплоть до ее разрушения.
Психическая напряженность — субъективное восприятие состояния дистресса, возникающего в сложных и экстремальных условиях деятельности.
Интерес — эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению. Катарсис — очищение. Психоаналитический термин, обозначающий душевное облегчение, наступающее у человека после сильных эмоциональных переживаний типа аффекта или стресса.
Конфликт внутриличностный — состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы.
Настроение — общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека.
Переживание — ощущение, сопровождаемое эмоциями.
Симпатия — чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему.
Сопереживание — испытывание человеком тех же чувств и эмоций, которые характерны для находящихся рядом с ним людей.
Фобия — иррациональный страх перед определенными объектами и ситуациями, не представляющими реальной угрозы.
Эмпатия — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.
14
Приложение №1
Задания для самостоятельной работы, для проверки знаний:
1.Терминологический диктант:
Дать определение понятиям:
- Эмоции –
- Стресс –
- Аффект-
- Фрустрация –
- Чувства –
- Страсть –
- Настроение-
- Какое влияние на человека оказывают астенические эмоции –
- Объясните коммуникативную функцию эмоций –
- Какое влияние на человека оказывают стенические эмоции –
2.Заполните таблицу:
Эмоциональное состояние |
Основные характеристики |
||
интенсивность |
Длительность протекания |
Ситуативный характер |
|
Аффект |
|
|
|
Страсть |
|
|
|
Настроение |
|
|
|
Стресс |
|
|
|
Фрустрация |
|
|
|
Чувства |
|
|
|
16
Приложение №3
Методика «Несуществующее животное» Автор: м.З.Дукаревич
Цель проводимой методики: выявление личностных особенностей, состояние эмоциональной сферы на момент исследования;
Задача: помочь студенту научиться определять своё эмоциональное состояние, а впоследствии умению контролировать свои эмоции, не нанося вреда ни себе, ни окружающим.
Инструкция:
Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было, и которого до вас никто не придумал – ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах. От вас не требуется , чтобы вы были художником, совершенно всё равно каким оно получиться.
Когда вы нарисуете животное, ответьте на следующие вопросы:
- Как его зовут?
- Где оно живёт?
- Чем питается?
- Чем обычно занимается?
- Что любит делать?
- Есть ли у него друзья, враги?
- Чего оно боится, или ничего не боится?
- Какого оно размера?
Теперь представьте, что это животное встретил волшебника, который готов выполнить любые три желания. Какими могли ли быть эти желания?
19