Таблица 3 – Теоретический курс по Психологии на 2012-13 уч.г. для Мбд-11, Мкбд-11
Раздел, тема учебной дисциплины, содержание темы |
Номер лекции |
Количество часов |
|
лекции |
СРС |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР Раздел 1. Общеметодологические основы психологии Тема 1.1. Психология как наука. 1.1.1.Душа и психика. 1.1.2.Объект, предмет, задачи психологии. 1.1.3.Законы, принципы, эффекты и феномены в психологии. Эффекты активации страха, аудитории, Барнума, бумеранга, первичности, вторичности, ложного консенсуса, ложной информированности, ложной уникальности, однородности чужой группы, плацебо, простого нахождения поле зрения, спящего, фасада, хорошего настроения. Феномены: вера в справедливый мир, нога-в-дверях, прямо-в-лоб, самонадеянности, «я знал это!», нереалистичного оптимизма. |
1 |
0,5 0,5 1 |
|
Тема 1.1. Психология как наука (продолжение). 1.1.4.Место психологии в системе наук – естественных, социальных, философских. 1.1.5.Основные отрасли психологии: общая психология, психология личности, возрастная психология, инженерная, историческая, космическая, медицинская, педагогическая, юридическая, науки, половых различий, спорта, труда, социальная, экономическая, экспериментальная, управления и др. Акмеология, психотерапия, сексология, эргономика и т. д. (для самостоятельного изучения). 1.1.6.Методы эмпирических исследований психологии: наблюдение, эксперимент, опрос (устный и письменный – анкетирование; стандартизованный и свободный; интервью) и беседа, тестирование психологическое, моделирование. Виды вопросов: закрытые и открытые. Виды психологических тестов: тест-опросник, тест-задание, тест проективный. Раздел 2. История развития психологического знания Тема 2.1. Развитие психологии в различные эпохи. 2.1.1.Античная психология. Анимизм и гилозоизм. Учения о душе и человеке Гераклита, Демокрита, Гиппократа, Анаксагора, Сократа, Платона, Аристотеля. Ключевые объяснительные принципы психологии: системности, развития, детерминизма. |
2 |
0,5
0,5
1
|
2 |
Тема 2.1. Развитие психологии в различные эпохи (продолжение). 2.1.2.Психология в эпоху раннего феодализма (для самостоятельного изучения). 2.1.3.Арабоязычная наука в средние века (для самостоятельного изучения). 2.1.4.Психология эпохи средневековья в Европе. Психологические идеи средневековой Европы (для самостоятельного изучения). 2.1.5.Психология эпохи Возрождения (для самостоятельного изучения). 2.1.6.Психология эпохи Просвещения. Открытия эпохи Просвещения (для самостоятельного изучения). Тема 2.2. Основные направления и школы в психологии. 2.2.2.1.Структуралистское направление (структурная школа). 2.2.2.Функционалистский подход (функционализм). 2.2.3.Бихевиористский подход (бихевиоризм). 2.2.4.Психоанализ (фрейдизм). Основные разработки З. Фрейда: структура личности, толкование сновидений, учение о фазах психосексуального развития, учение о психологической защите. Бессознательное и его роль в регуляции поведения. Принцип удовольствия и принцип реальности. 2.2.5.Психологическая защита. Виды психологической защиты: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, регрессия, сублимация, отрицание, реактивное образование, идентификация (с агрессором и авторитетом), обращение ролей, девальвация, комплекс Ионы, перцептивная защита, компенсация, гиперкомпенсация. |
3 |
0,5
0,5
0,5
0,5
|
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
|
Тема 2.2. Основные направления и школы в психологии (продолжение). 2.2.6.Неофрейдизм. 2.2.7.Индивидуальная психология А. Адлера. Комплекс неполноценности, компенсация, гиперкомпенсация. Стремление к власти и превосходству. 2.2.8.Аналитическая психология К. Г. Юнга. Коллективное бессознательное, архетипы, экстраверсия и интроверсия. Тест словесных ассоциаций. 2.2.9.Гештальтпсихология. Понятие фигуры и фона. Гештальттерапия Ф. Перлза. 2.2.10.Гуманистическая психология как «третья сила». Самостоятельность, ответственность, самодетерминация и самоактуализация человека (для самостоятельного изучения). |
4 |
0,5 0,5
0,5
0,5
|
0,5 |
Тема 2.3. Развитие российской психологии. 2.3.1.Зарождение и развитие отечественной психологии. 2.3.2.Российская психология в советский период. Представления К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина о сущности человека, детерминантах его качеств, мотивах, причинах проблем. Две волны репрессий и их причины. Раздел 3. Психика, мозг, организм, сознание, поведение и деятельность Тема 3.1. Психика и организм. 3.1.1.Основные функции психики: 1) отражение окружающего мира; 2) понимание мира; 3) регуляция поведения и деятельности. 3.1.2.Развитие психики в онтогенезе и филогенезе. Стадия элементарной сенсорной психики: раздражимость, чувствительность, условные рефлексы и инстинкты. Стадия перцептивной психики: двигательные навыки, элементарное мышление. Стадия интеллекта. Социализация личности. 3.1.3.Периодизация психического развития в онтогенезе (для самостоятельного изучения). |
5 |
0,5 0,5
0,5
0,5
|
0,5 |
Тема 3.1. Психика и организм (продолжение). 3.1.4.Структура психики: сознание и бессознательное (подсознание, предсознание, сверхсознание). Соотношение сознания и бессознательного. Тема 3.2. Мозг и психика. 3.2.1.Головной мозг и локализация психических функций. Локализационизм и антилокализационизм. Высшая нервная деятельность – физиологическая основа психики. Нервные процессы в коре больших полушарий: возбуждение и торможение. 3.2.2.Анализатор: рецептор, нервы (афферентное и эфферентное волокна) (для самостоятельного изучения). 3.2.3.Структура нервной системы: центральная нервная система (головной и спинной мозг), периферическая нервная система (черепно- и спиномозговые нервы), нервы. Свойства нервной системы: сила, слабость, уравновешенность, инертность, лабильность, подвижность, динамичность. Первая и вторая сигнальные системы. Дуга рефлекса и обратная связь. Механизм доминанты (для самостоятельного изучения). 3.2.4.Основные психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые (для самостоятельного изучения). 3.2.5.Психика, поведение и деятельность. Действие, поступок, деятельность. Деятельностный подход в психологии: теория деятельности А. Н. Леонтьева. Последовательность и состав деятельности: операция – действие – деятельность. 3.2.6.Психическая регуляция поведения и деятельности: психические процессы, состояния, свойства личности как регуляторы поведения и деятельности (для самостоятельного изучения). Тема 3.3. Сознание человека как высшая форма развития психики. 3.3.1.Сознание и его функции: 1) отражение действительности, 2) оценка; 3) регуляция поведения, 3) рефлексия (самоанализ), 4) творчество; 5) планирование, 6) предвидение последствий. 3.3.2.Структура сознания: знания, представления, образы, опыт, значения и смыслы, чувства, ценности – философские, научные, политические, нравственные, эстетические, политические, религиозные и др.; самосознание. 3.3.3.Нарушения сознания: помрачённое сознание, оглушённое состояние сознания, делириозное помрачение сознания, сновидное состояние сознания, сумеречное состояние сознания, псевдодеменция, деперсонализация. |
6 |
0,5
0,5
0,5
0,2
0,2
0,1
|
0,5 0,5
0,5
0,5 |
Раздел 4. Познавательные психические процессы Тема 4.1.Ощущения (сенсорика). 4.1.1.Виды ощущений по модальности: зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и др. 4.1.2.Три основных вида ощущений по нервно-физиологическому субстрату: экстерорецептивные (расположены на поверхности тела), проприорецептивные (расположены в мышцах, сухожилиях и суставных сумках), интерорецептивные (внутри организма). Характеристики ощущений: абсолютный нижний порог ощущений, абсолютный верхний порог ощущений, дифференциальный разностный порог. 4.1.3.Законы Бугера–Вебера, Вебера–Фехнера, закон Стивенса (для самостоятельного изучения). 4.1.4.Явления, сопровождающие ощущения: инерция ощущений, сенсибилизация, синестезия, адаптация. Сенсорная депривация (для самостоятельного изучения). Тема 4.2. Восприятие (перцепция) и его свойства. 4.2.1.Классификация основных видов восприятия по ведущему анализатору: зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные. 4.2.2.Физиологические основы восприятия. Виды восприятия в зависимости от объекта отражения: восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов; времени, движения (для самостоятельного изучения). 4.2.3.Расстройства восприятия: парэйдолические и аффективные иллюзии, галлюцинации, дереализация. 4.2.4.Характеристики восприятия: объём, скорость, точность. 4.2.5.Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, обобщённость, избирательность. Апперцепция (для самостоятельного изучения). 4.2.6.Установка, аттитюд, доминанта. 4.2.7.Иллюзии восприятия. 4.2.8.Феномены социального восприятия: эффекты первичности, новизны, ореола и др. (для самостоятельного изучения). 4.2.9. Экстрасенсорное восприятие: телепатия, ясновидение, предвидение: реальность или мифы (для самостоятельного изучения). Тема 4.3. Внимание. 4.3.1.Функции внимания: отбор информации, игнорирование информации, удержание в поле зрения. 4.3.2.Характеристики (свойства) внимания: избирательность, объём, распределяемость, переключаемость, концентрация, устойчивость. Формула (или модель) рекламного воздействия AIDA (для самостоятельного изучения). 4.3.3.Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Рассеянность (для самостоятельного изучения). 4.3.4.Управление вниманием (для самостоятельного изучения). Тема 4.4. Память. 4.4.1.Физиологические основы памяти. Мнемические процессы. 4.4.2.Виды памяти. По объекту запоминания: образная, словесно-логическая, двигательная и эмоциональная. По степени волевой регуляции памяти: произвольная и непроизвольная. По длительности сохранения в памяти: мгновенная, кратковременная, оперативная и долговременная. По источнику информации: генетическая и прижизненная. По методу заучивания: механическая, смысловая (словесно-логическая), образная. «Ментальная химия». 4.4.3.Характеристики памяти: скорость, прочность, длительность, точность, объём запоминания. Развитие памяти (для самостоятельного изучения). 4.4.4.Законы памяти: осмысленности, интереса, установки, яркости впечатления, контекста, исходного объёма знаний, оптимальной длины ряда, торможения, края, повторения, связности (для самостоятельного изучения). |
7 |
0,1
0,4
0,3
0,1
0,1
0,1 0,2
0,2
0,1 0,4
|
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5 0,5
0,5
0,5
|
Тема 4.4. Память (продолжение). 4.4.5. Мнемотехнические приёмы (приёмы запоминания): методы ассоциаций, ритма и рифмы, связок, мест, посредников, выделения (для самостоятельного изучения). 4.4.6.Нарушения памяти: гипомнезия, амнезия, парамнезии, гипермнезии (для самостоятельного изучения). Тема 4.5. Мышление. 4.5.1.Стадии мышления: допонятийная и понятийная. Виды мышления: теоретическое, практическое, эмпирическое; аналитическое и интуитивное, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное. Инструменты логического мышления (формы мысли): понятия, суждения, умозаключения. Операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, категоризация. 4.5.2.Качества мышления: широта, глубина, самостоятельность, гибкость, быстрота, торопливость, критичность (для самостоятельного изучения). 4.5.3Экономический образ мышления. Компоненты экономического мышления: альтернативность, гибкость, способность составить точный прогноз о развитии объекта или ситуации, экономичность, критичность, системность и самостоятельность мышления. 4.5.4.Мышление и интеллект. Тема 4.6. Воображение и представление. 4.6.1.Функции воображения: воссоздающая, регуляционная, компенсаторная, планирующая, управляющая, творческая. Виды воображения: произвольное, непроизвольное, продуктивное, репродуктивное, антиципирующее, творческое. 4.6.2.Сновидения, галлюцинации, грезы, мечты, фантазии (для самостоятельного изучения). 4.6.3.Приёмы воображения: агглютинация, акцентирование, гиперболизация, схематизация, типизация (для самостоятельного изучения). 4.6.4.Творчество. Два условия рождения идей. 4.6.5.Представление. Идеомоторные акты. |
8 |
0,5
0,5
0,3
0,2
0,5
|
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
|
ИТОГО за первый семестр |
|
16 |
15,5 |
ВТОРОЙ СЕМЕСТР Раздел 5. Психология личности. Тема 5.1.Человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект, объект. 5.1.1.Личность и индивидуальность. 5.1.2.Психологическая структура личности. Тема 5.2. Темперамент. 5.2.1.История учений о типах темперамента. Конституционные типологии. Типология Э. Кречмера: астеник, пикник, атлетик, диспластик. Типология темперамента У. Шелдона: висцеротоники, церебротоники, соматотоники (для самостоятельного изучения). 5.2.2.Типы темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик и их особенности, влияющие на поведение и деятельность. |
9 |
1
1 |
1
|
Тема 5.3. Характер. 5.3.1.История учений о характере: гороскопы, физиогномика, хиромантия, дерматоглифика, френология, хирогномия, графология. 5.3.2.Формирование характера человека и его черт. Сферы проявления характера: отношение к вещам, людям, социальным группам, собственности, себе, семье, труду, долгу, государству, религии, выбору целей, достижению целей природе и животным, нравственности, противоположному полу. 5.3.3. Психопатии и акцентуации характера у подростков. 5.3.4.Характер и темперамент (для самостоятельного изучения). |
10 |
1
0,5
0,5 |
0,5 |
Тема 5.4. Воля. 5.4.1.Волевые качества. Функции воли: побудительная и тормозная. Структура волевого акта. 5.4.2.Расстройства воли: абулия, гипобулия, гипербулия. Нарушения волевой деятельности: навязчивые сомнения, ригидность решения, импульсивная деятельность. 5.4.3. Самовоспитание силы воли (для самостоятельного изучения). Тема 5.5. Эмоции и чувства. 5.5.1.Классификация К. Изарда. Стенические и астенические эмоции. Эмоции и телесные (физиологические) состояния. 5.5.2.Функции эмоций: приспособительная, сигнальная, оценочная, подкрепляющая, переключательная, коммуникативная, регуляторная. 5.5.3.Эмоциональные процессы и состояния. Чувства нравственные (моральные), аморальные, эстетические, интеллектуальные. Эмпатия, аффект, настроение, фрустрация, страсть, любовь.
|
11 |
0,5
0,2
0,3 1 |
0,5
|
5.5.4.Общие закономерности эмоций и чувств: обобщённость, притупляемость, контраст чувств, суммация, замещение, перенос, амбивалентность. 5.5.5.Симптомы расстройств настроения: апатия, эмоциональная монотонность, эмоциональное огрубение, эмоциональная тупость, гипермимия, гипомимия, парамимия. 5.5.6. Стресс и его виды: эустресс и дистресс. Стадии стресса и соответствующие им изменения в психическом функционировании. Стрессы: физиологический и психологический, информационный и эмоциональный. Влияние стрессов на деятельность и здоровье. Объективные характеристики стресса. Методы совладания со стрессом.
|
12 |
0,5
0,2
1,3
|
|
Тема 5.6. Способности и их природа. 5.6.1. Общие и специальные способности, теоретические и практические, учебные и творческие и др. Задатки как природные предпосылки способностей. Одарённость. 5.6.2.Качественная и количественная характеристики способностей (для самостоятельного изучения). 5.6.3.Развитие способностей. Зона ближайшего развития Л. С. Выготского. Сензитивный период. Талант и гениальность. 5.6.4.Интеллект и его виды. Структура интеллекта. Коэффициент интеллекта.
|
13 |
0,5
0,5
1 |
0,5
|
Тема 5.7. Потребность, мотив, мотивация. 5.7.1.Классификация потребностей по различным признакам. 5.7.2.Классификации человеческих потребностей Г. Маррея, МакДауголла, А. Маслоу. 5.7.3.Схема рождения мотива поведения и действия. 5.7.4. Убеждения, стремления, намерения (для самостоятельного изучения). |
14 |
0,5
1,5
0,5 |
0,5 |
Раздел 6. Основы социальной психологии Тема 6.1. Теории межличностных отношений и взаимодействия 6.1.1.Теории обмена, символического интеракционизма, аттракции, балансные, драматургического подхода Трансакциионная теория, теория конфликтов. |
15 |
2
|
0,5 |
Тема 6.2. Психология малых групп. 6.2.1.Классификации видов групп 6.2.2.Групповые процессы (коммуникации, интеракции, перцепции, аттракции); групповые ценности; групповые нормы. Статус и роль. Конформизм, нонконформизм, конвенциализм. 6.2.3.Этапы развития группы: притирка, ближний бой, совершенствование и экспериментирование, эффективная работа, зрелость. Другие классификации этапов развития.
|
16 |
0,5 1,5
|
|
6.2.4.Коллектив и характеристики его развития. Команда. 6.2.5.Межгрупповые отношения и взаимодействия: сотрудничество, нейтралитет, соперничество, вражда (для самостоятельного изучения). Тема 6.3. Общение и межличностные отношения. 6.3.1.Приёмы конструктивного общения: позитивирование, диссоциирование, авансирование, Я-высказывания. 6.3.Трансактный анализ общения.
|
17 |
0,5
1 0,5 |
0,5 |
ИТОГО за второй семестр |
|
18 |
4 |