12Сознание

4

Лекция № 11. Проблема сознания в философии

Проблема сознания и характер его отношения к бытию находится в неразрывной связи с исходными мировоззренческими и методологическими установками любого философского направления. Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении мышления к бытию или вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир и о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание.

Сознание как высшая форма отражения действительности

В философии исторически сложились два основных подхода к решению проблемы сознания: идеалистический и материалистический. Идеализм полагает мышление и сознание субстанциальной основой бытия и утверждает приоритет сознания над материей. Диалектический материализм исходит из положения о первичности материи и рассматривает бытие как более широкую систему, внутри которой сознание является особым условием, средством вписывания человека в целостную систему бытия. При любых подходах к проблеме сознания оно остается особой, специфически человеческой реальностью и выступает как форма регуляции взаимодействий человека с миром, включая и управление им.

Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношениями человека к миру, которые возникают на основе предметно-практической деятельности. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в процессе общения и совместной деятельности людей. Вступая в отношения общения и деятельности, люди усваивают соответствующие установки и представления, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания. В процессе общения и деятельности люди не только усваивают общепринятые образцы и нормы поведения, но и вырабатывают свои собственные способы решения задач, в связи с чем сознание не только отражает, но и творит мир.

Исходя из принципа материального единства мира, диалектический материализм рассматривает сознание как неотъемлемый атрибут материи и высшую форму отражения действительности в форме идеальных образов. По выражению Ф.Энгельса, “материя во всех своих превращениях остается вечно одной и той же, ни один из ее атрибутов никогда не может быть утрачен”. Поэтому сознание является необходимым признаком материи, без обладания которым материя была бы неполной, незавершенной. Иными словами, в процессе восходящего развития своих форм материя вырабатывает такие свойства и способности, вершиной которых является “мыслящий дух”. Вопрос о генезисе (происхождении) сознания решается в диалектическом материализме при помощи концепции отражения.

4 стр., 1588 слов

Проблема сознания. Эволюция форм отражения как генетическая предпосылка сознания

... уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) ... наиболее сложных ступенях форму психики и ее высшего уровня - сознания. Отражению присущи три основные закономерности. Изменение, которое претерпевает тело под ...

Всеобщность отражения как свойства, лежащего в фундаменте всей материи, определяется универсальностью материального взаимодействия. Все явления и объекты материального мира постоянно взаимодействуют между собой и в ходе этого взаимодействия претерпевают определенные изменения. Результатом взаимодействия материальных объектов является определенный след, отпечаток другого объекта, влияющий на определенные свойства первого. Отражение при этом понимается как способность материальных явлений и систем в процессе взаимодействия воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений и систем. Как всеобщее свойство материи отражение принимает различные формы соответственно различным уровням организации и движения материи. По мере усложнения организации материи возрастает активность отражения. В неживой природе материя просто воспринимает взаимодействие (камень нагревается на солнце), в живой природе возникает эффект ощущения или ответной реакции на взаимодействие. Так, растение само тянется к солнцу, т.е. проявляет известную активность.

Отражение, связанное с активным использованием результатов внешних взаимодействий, называется информационным. Оно возникает на стадии живой природы. Информация при этом понимается как выработанное объектом свойство активно строить свое движение во внешней среде. Следы, отпечатки устойчивого материального взаимодействия с течением времени превращаются во внутреннюю программу объекта, содержащую ориентиры его самодвижения. Этими программами или возможностями самодвижения обладают лишь некоторые классы материальных систем, в частности растения, животные, человек. Внутренняя программа приводится в действие в результате получения сигнала из внешней Среды, который также рассматривается как информационное воздействие.

2 стр., 978 слов

38. Отражение как атрибут материи

38. Отражение как атрибут материи. Теория отражения в материалистической философии. Сознание как высшая и наиболее развитая форма отражения, отражение и информация. Ощущение как субъективный образ объективного мира. Сущность ... нее вещи. В основе этого соответствия лежат некие законы взаимодействия вещей. Вследствие этого взаимодействия отношение между ними носит характер взаимоотображения: любая из ...

Система, использующая информационное отражение, относится к миру избирательно, т.е. она не просто испытывает внешние воздействия, но и активно использует факторы, которые могут служить ее самосохранению и развитию, и избегает воздействий, способных привести ее к дестабилизации и разрушению. В информационном отражении выделяют такие виды, как раздражимость простейших одноклеточных, возбудимость нервных тканей, психическое отражение и отражение на социальном уровне. Возникновение и развитие сознания связано с усложнением форм отражения.

Опр.Сознание — это свойство высокоорганизованной материи, или человеческого мозга, отражать объективную действительность в форме идеальных образов. Сознание бывает индивидуальным и коллективным. Индивидуальное сознание возникает на базе человеческого организма под воздействием процессов труда и общения.

Происхождение и сущность сознания. Проблема идеального.

Определяющим фактором в возникновении сознания является социальность или специфически человеческий способ бытия в мире. Сознание возникает на основе предметно-практического отношения человека к миру. В процессе практики вырабатываются определенные способы воздействия человека на мир, его навыки и умения. Опыт этого созидания принадлежит не отдельно взятому человеку, а всему обществу в целом, и закрепляется прежде всего в формах культуры. Культура выступает в качестве хранителя и носителя основных программ человеческого поведения.

Основной формой объективации сознания выступает язык. “Язык также древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также для меня самого действительное сознание…”1. Язык выполняет знаковую функцию по отношению к сознанию, т.е. в словах языка выражается определенное содержание сознания, и слова выступают как знаки, символы, обозначающие явления и процессы материального мира. Знаково-символическая функция языка может быть выполнена только в условиях культуры, которая наделяет слова языка конкретными смыслами и значениями. Эти смыслы и значения культуры имеют идеальный характер. Понятие идеальности выступает прежде всего как некоторый проект, план действия. Так, по словам К.Маркса, самый плохой архитектор отличается от самой лучшей пчелы тем, что в его голове уже перед началом строительства существует некоторый проект, план здания.

7 стр., 3438 слов

Сознание человека 2

... другими людьми и с окружающей социальной средой. Общественное сознание – духовное, психическое отражение социально-исторического процесса, прежде всего материальных условий жизни людей, в ... 1) индивидуально-личностную, или индивидуальное сознание; 2) социально-культурную, или общественное сознание. Индивидуальное сознание – это сознание конкретного человека, где идеальное составляет ядро его ...

Понятие идеальности неразрывно связано с субъективной или субъектной реальностью, которая характеризуется прежде всего выделением себя из мира, осознанием себя как некой особой, отличной от окружающего мира реальности. Специфика идеальности образов и норм состоит в том, что они создаются объективно в процессе практической деятельности, а существуют только посредством сознания и деятельности субъектов в формах культуры. Понятие идеальности неразрывно связано с субъективной или субъектной реальностью, т.е. с внутренним индивидуальным миром человека — его сознанием. Идеальные образы в отличие от материальных предметов не имеют ни плотности, ни массы, ни протяженности — они существуют в человеческих мыслях как отражения объектов окружающего мира. Существование идеальных образов зависит с одной стороны от ощущений человека при взаимодействии с каким-то материальным предметом, а с другой стороны — от накопленных в культуре значений и смыслов, полученных в результате использования данного предмета. Эти значения и смыслы имеют идеальный характер и отражают в основном функциональную целесообразность предмета.

Рассмотрим, например, как формируется у ребенка идеальный образ солнца. Прежде всего ребенок испытывает на себе воздействие солнечных лучей и у него возникают ощущения света и тепла (его индивидуальные ощущения).

Затем он указывает на солнце и задает взрослым вопрос — что это?, и в ответ получает знак (слово), обозначающее данное небесное тело. Ребенок как и все остальные люди со временем замечает, что солнце находится только на небе и бывает там только днем, а не ночью. Поэтому к ощущению света и тепла добавляются пространственно-временные определения светила. Кроме того, ребенок узнает, что солнце необходимо для жизни растений и животных, и эти значения также встраиваются в идеальный образ солнца, который хранится и в индивидуальной памяти отдельного человека и в культуре. Идеальный мир — это мир ценностей и значений, необходимых человеку в его сознательной жизни. Благодаря идеальным образам человек способен познавать мир, устанавливать целесообразные связи между предметами и понимать, как устроен этот мир.

3 стр., 1284 слов

Восстановление сознания и психической деятельности после травмы мозга: междисциплинарный подход»

НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н.Бурденко РАМН Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова Всемирная Федерация Нейрохирургических Обществ   Международная конференция     Восстановление сознания и психической деятельности после травмы мозга: междисциплинарный подход»   ПЕРВОЕ ОПОВЕЩЕНИЕ Июля 2008 г. г. Москва, Россия ГЕНЕРАЛЬНЫЕ СПОНСОРЫ: ООО «ЭКСТЕН МЕДИКАЛ» ОАО « ...

Структура сознания. Сознание и бессознательное.

Как субъективная реальность сознание непосредственно дано человеку в его уже сформированном, “ставшем” виде. Для человека, который есть прежде всего субъект общения и деятельности, сознание выступает как внутренний мир субъективной реальности. Субъективная реальность может быть обозначена понятием психики. Психика — это более широкое понятие по сравнению с сознанием, психика состоит из сознания и бессознательного. В структуре сознания выделяют три основные сферы: когнитивную (познавательную), эмоциональную и мотивационно-волевую.

1. Когнитивную сферу составляют познавательные способности, процесс познания и результаты познавательной деятельности. К познавательным способностям относят: чувственно-сенситивную, состоящую из способностей к ощущениям, восприятиям и представлениям; абстрактно-мыслительную, складывающуюся из способностей к формированию понятий; интуицию, уходящую корнями в сферу бессознательного. На основе этих способностей создаются чувственные и рациональные образы, составляющие содержание мышления. Под мышлением понимается процесс оперирования чувственными и рациональными образами с целью выработки новой информации. Понятийное мышление составляет стержень сознания и придает ему предметный, осмысленный характер.

К познавательным способностям относятся также внимание и память. Внимание понимается как сосредоточенность деятельности субъекта на каком-либо объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.).

12 стр., 5894 слов

Понимание эмоций другого человека

... отражения в сознании и возникшая эмоциональная реакция кажется субъекту беспричинной (Костандов, 1983)” (с. 80).        Считается, что произвольное воспроизведение эмоциональных переживаний дается человеку ... с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Эмоции чаще всего не имеют определенного внешнего проявления, а чувства ...

Внимание всегда фокусирует сознание на отдельном предмете и направляет деятельность сознания на максимально глубокое отражение этого предмета. Память представляет собой способность к хранению информации и воспроизведению прошлого опыта. Память приводит все элементы сознания к единству и определяет тождественность сознания самому себе в данный момент времени.

2. Эмоциональную сферу составляют эмоции и чувства человека. Эмоции — это непосредственная ответная реакция человека на внешнее воздействие. Эмоции выступают как переживание субъектом смысла и значения событий, касающихся его интересов и потребностей. Эмоции представляют собой как бы моментальную, сиюминутную реакцию на раздражитель, выражающую отношение человека к этому раздражителю. К эмоциям относят улыбку, смех, слезы, волнение, нервозность и др. психические переживания. Эмоции оказывают большое влияние на самочувствие и настроение человека. При этом особое место занимают аффекты (ярость, ужас, отчаяние, гнев, эйфория и т.д. ).

Комплексы эмоций образуют чувства — устойчивые эмоциональные состояния (радость, горе, страх, любовь, ненависть, злость).

В эмоциональной сфере снимается противоположность субъективного и объективного, субъект и объект переживаются как нечто единое.

3. Мотивационно-волевая сфера сознания содержит мотивы, интересы и потребности субъекта, объединенные его способностью к достижению цели. Воля есть решимость, готовность совершать те или иные действия. Волевые действия выполняют две взаимосвязанные функции — побудительную, обеспечивающую активность субъекта, и тормозную, проявляющуюся в сдерживании этой активности. Мотивационно-волевая сфера играет важную роль в ситуации выбора, когда из равных возможностей приходится выбирать лишь одну.

4. Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума и не поддающихся контролю со стороны сознания. Бессознательное — наиболее глубокий уровень сознания, непосредственно связанный с высокой возбудимостью нервных центров. К сфере бессознательного относятся инстинкты и запороговое отражение. Запороговое отражение связано с автоматической переработкой сознанием внешней информации. При этом скорость бессознательных операций составляет где-то 10 в 9-й ст. бит/с, а скорость понятийного мышления — 10 во 2-1 ст. бит/с. Результатом запорогового отражения может быть интуиция как предвосхищение, настроенность на тот или иной вариант развития событий.

2 стр., 740 слов

Презентация на тему: ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ В течение длительного времени психологи пытались решить вопрос о природе эмоций. В ХVIII-ХIХвв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой распространенной была интеллектуалистическая позиция, которая строилась на утверждении о том, что органические проявления эмоций — это следствие психических явлений. Наиболее четкую формулировку этой ...

Контрольные вопросы

  1. Что такое отражение?
  2. Что такое информационное отражение? Что делают со следами отражения живые организмы?
  3. Какие виды информационного отражения Вам известны?
  4. Что такое сознание?
  5. Сознание материально или идеально?
  6. Что человек воспринимает через ощущения – материальные вещи или идеи?

1 Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. В 9-ти т. Т.2. С.27.