Речевая куммуникация

№2Формы и типы речевой коммуникации

Различают устную и письменную формы вербальной речевой коммуникации. Типы речевой коммуникации определяются по ряду признаков.

1. Условия общения:

а) прямое, или непосредственное, общение с активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение и т.п.);

б) опосредованное общение (например, выступление по радио, телевидению, в средствах массовой информации).

2. Количество участников:

а) монолог (речь одного человека);

б) диалог (речь двух людей);

в) полилог (речь нескольких человек).

3. Цель общения:

а) информирование;

б) убеждение (включая побуждение, объяснение и т.п.);

в) развлечение.

4. Характер ситуации:

а) деловое общение (доклад, лекция, дискуссия и т.п.);

б) бытовое общение (разговоры с близкими людьми и т.д.).

Любая речевая ситуация может быть отнесена к определенному типу. Например, если человек звонит приятелю, чтобы пригласить его в гости, их разговор можно охарактеризовать так: устная форма, непосредственное общение, диалог с целью убеждения, бытовая беседа.

Для каждого типа коммуникации существуют специфические языковые средства (слова, грамматические конструкции и т.д.), тактики поведения, умение применять которые на практике является необходимым условием достижения успеха в процессе речевой коммуникации.

№1Речевое взаимодействие представляет собойочень сложное явление. Чтобы понять его суть, прежде всего, следует уяснить, что такое речевая деятельность, как она протекает, при каких условиях возможна, что необходимо для ее осуществления.

От природы человек наделен речемыслительным аппаратом, без которого невозможна была бы речевая деятельность. Чтобы заниматься речевой деятельностью, человек должен обладать способностью мыслить и говорить, должен испытывать желание реализовать свою мысль, передать ее другому.

Речевой процесс начинается в коре головного мозга в двух его центрах, акустическом (сенсорном) центре Вернике (по имени физиолога, открывшего этот центр в 1874 г.) и двигательном (моторном) центре Брока (по имени анатома и хирурга, открывшего этот центр в 1861 г.), который находится в левом полушарии. Центр Вернике помогает слушающему различать звуки речи и отличать их от других возможных звуков. Кроме того, этот центр — своеобразная «кладовая» памяти, в нем хранятся все известные нам слова. Второй центр руководит органами речи, заставляет их совершать артикуляцию, необходимую для образования того или иного звука.

4 стр., 1680 слов

Этические нормы. Этические ошибки. Постулаты речевого общения

Этические нормы. Этические ошибки. Постулаты речевого общения Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адресата. В диалогах и ...

Речемыслительный процесс не ограничивается работой названных центров, в нем участвуют и другие области коры головного мозга. Механизм речевой деятельности человека необыкновенно сложен и до настоящего времени не до конца изучен.

Речевая деятельность носит социальный характер, поскольку она является частью общественной деятельности человека. Социальный характер речевой деятельности проявляется и в том, что для ее осуществления требуется коллектив (самое меньшее два человека).

В процессе речевого (вербального) взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память — речемыслителъная, модальная (волевая), эмоциональная, интеницальная (намеренческая), когнитивная (понятийная) сферы.

Речевая деятельность есть процесс, который складывается, формируется из деятельностных актов. Их характер, содержание зависят от различных ситуаций, в которые попадает человек. Например, необходимо устроиться на работу, реализовать изготовленную продукцию, принять участие в конференции. Эти и другие обстоятельства определяют характер речевой ситуации. В первом случае необходимо подготовиться к собеседованию, во втором — продумать агитационную речь (диалог), в третьем — написать доклад.

Речевые ситуации бывают разнообразными, но этапы осуществления речевой деятельности в основном одни и те же. В какой бы речевой ситуации ни оказался человек, если он стремится добиться успеха, достичь цели, обратить на себя внимание, то должен прежде всего сориентироваться в сложившейся обстановке, осознать, что может привести к успеху, чем следует руководствоваться. В русском языке есть глаголы обдумывать, продумывать, рассуждать, обмозговывать, соображать. Все они называют действие, характерное для начального этапа любой деятельности, в том числе и речевой. В результате обдумывания, рассуждений рождается внутренний план высказывания. Это первый этап речевой деятельности. На втором этапе происходит порождение, структурирование высказывания. Из памяти извлекаются нужные слова, по синтаксическим моделям строятся предложения. Механизм порождения речи, к сожалению, еще недостаточно изучен. Третий этап — самый ответственный. Начинается говорение. Субъект речевого действия повествует, докладывает, рассуждает, иными словами, творит звучащую речь, использует вербальные средства общения.

5 стр., 2358 слов

Текст как продукт речевой деятельности

... замысел автора и особенности адресата - того, для кого текст предназначается, к кому обращена речь. 3. Текст и речевая деятельность Речь - это конкретное говорение, ... Выделяют ступени речевого акта: подготовка и исполнение высказывания, его восприятие и понимание, обратная связь. Первая ступень состоит из этапов: возникновение ситуации, побуждающей к ...

Речь, высказывание — продукт речевой деятельности, ее порождение. По речи можно определить психологическое состояние говорящего (речь взволнованная, искренняя, льстивая, грубая, ласковая), ее целевое назначение (речь убеждающая, информационная, агитационная), ее коммуникативную значимость (речь содержательная, бессмысленная, пустая, глубокая, осмысленная), отношение говорящего к собеседнику (речь презрительная, ироническая, хвалебная, угрожающая).

Речевая деятельность чаще всего преследует какую-то цель, поэтому важен результат. О нем судят по обратной связи, по тому, как воспринимают сказанное, как на него реагируют.

Чтобы понять значение обратной связи, напомним, что в речевой деятельности принимают участие субъект и адресат, первый порождает речь, а второй ее воспринимает, поэтому следует рассматривать речевое действие не только в генеративном плане, с точки зрения его порождения, воспроизведения, но и в перцептивном, с точки зрения его восприятия.

Для адресата, как и для субъекта, важно, в какую речевую ситуацию он попадает. Например, служащего вызывает начальник, приглашают на лекцию по маркетингу, состоится производственное совещание, присутствие на котором обязательно. В первом случае стараются определить причину вызова, если она неизвестна; обдумывают, как себя вести, о чем будет говорить начальник, какие вопросы задаст, что может предложить. Во втором случае адресат намечает круг вопросов, на которые желал бы получить ответ. В третьей ситуации поведение при­глашенного на совещание определяется его ролью на этом мероприятии. Если он на нем только присутствует, то дает себе установку: слушая выступающих, уяснить, что из сказанного непосредственно относится к его работе, что ему необходимо знать и использовать в своей деятельности.

Как видите, у адресата на первом этапе речевой деятельности, этапе прогнозирования, также рождается внутренний план высказывания (возможные реплики, ответы, вопросы, уточнения, возражения).

На втором этапе адресат воспринимает речь. Восприятие речи состоит из декодирования сказанного субъектом, понимания содержания и оценки полученной информации.Третий этап — реагирование. Оно может быть выражено вербально. Адресат подхватывает разговор и высказывает свое понимание. В таком случае адресат становится субъектом (субъект и адресат меняются ролями).

6 стр., 2936 слов

Роль темперамента и поведения в профессиональной деятельности и управленческом общении

Введение Актуальность данной работы заключается в том, что руководителям и подчиненным в своей работе приходится ежедневно работать друг с другом и при этом каждый обладает своими психологическими особенностями. Для достижения наибольшей эффективности работы с людьми, и, вследствие, организации в целом, важно знать и учитывать особенности деятельности, общения и взаимоотношений, в соответствии с ...

Оно может быть передано мимикой, жестом (выражение на лице удивления, заинтересованности, предельного внимания; кивок головы в знак согласия, при несогласии качание головой влево, вправо; пожимание плечами как выражение сомнения и др.).

Оно может быть выражено поведением адресата/адресатов (аплодисменты как одобрение, благодарность, топанье ногами, свист как неодобрение, демонстративный уход из зала и др.).

Реакция на речь служит ее оценкой. Обратная связь — очень важный компонент любого вида общения.

Исследование речевой деятельности органически связано с психологией, психофизиологией, социологией. В речевом общении изучаются различные аспекты, соответствующие поставленной говорящими цели: информативной, прескриптивной (воздействие на адресата), экспрессивной (выражение эмоций, оценок), межличностной (регулирование отношений между собеседниками), игровой (апелляция к эстетическому восприятию, воображению, чувству юмора) и др.

№3Организационные принципы речевой коммуникации

Общение — это очень сложный процесс взаимодействия людей. Как справедливо отмечает А.А. Леонтьев, в современной науке об общении существует огромное количество несовпадающих определений данного понятия. Это объясняется полисистемностью и многогранностью явления. Проблемами общения занимаются представители разных наук — философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Каждый из них рассматривает общение с позиции своей науки, выделяет специфические аспекты для изучения и соответственно формулирует определение. Понятие «общение» приобрело междисциплинарный характер.

Наряду с термином общение широкое распространение получило слово коммуникация. Чаще всего они используются как синонимы. Приведем словарную статью из «Лингвистического энциклопедического словаря»:

Коммуникация (лат. сommunicatio — делаю общим, связываю, общаюсь) — общение, обмен мнениями, сведениями, идеями и т.д. — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

11 стр., 5493 слов

Влияние семейного общения на развитие речи ребенка

... формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи теснейшим образом связано ...

В последнее время в научной литературе делаются попытки развести смысл терминов общением коммуникация (например, теория коммуникации = теория связи = теория передачи информации по каналу связи), однако общепринятого мнения по данному вопросу не существует.

Человеческое общение, по данным исследователей, на две трети состоит из речевого. Именно при помощи речи чаще всего происходит общение между людьми. Речевая деятельность человека является самой сложной и самой распространенной. Без нее невозможна никакая другая деятельность, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу любой другой деятельности человека (производственной, коммерческой, финансовой, научной, управленческой и др.).

Особенность речевой деятельности заключается в том, что она всегда включается в более широкую систему деятельности как необходимый и взаимообусловленный компонент. Так, например, образование, обучение, пропаганда знаний немыслимы без общения, без речевой деятельности.

Предприниматель, управляющий, архитектор, референт, врач, строитель, продавец, выполняя свою основную работу, вынужден что-то обсуждать, советоваться, вести переговоры, задавать вопросы, отвечать. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.

К основным единицам речевого общения исследователи относят:

Речевое событие — протекающий в контексте речевой ситуации дискурс.

Дискурсом при этом называют связный текст в совокупности с экстралингвистическими — прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; текст взятый в событийном аспекте. Дискурс — это различные виды речевой практики, бытовой диалог, интервью, лекция, беседа, переговоры и др., т. е. речь, «погруженная в жизнь». Дискурс включает паралингвистическое сопровождение речи (мимику, жесты)

Речевое событие, как следует из его определения, включает два основных компонента:

1) словесную речь (то, что говорится, сообщается) и то, что ее сопровождает (дискурс);

2) условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, включая самих участников, которые существенно влияют на речевое событие (речевая ситуация).

Таким образом, речевое событие можно представить в виде формулы: «это дискурс плюс речевая ситуация».

№4 Особенности речевого поведения в социально-ориентированном общении

6 стр., 2851 слов

Официальные и неофициальные ситуации общения. Подготовленная и спонтанная речь.

... речи. Эпизодически, в тех особенно острых ситуациях общения, когда влияние на собеседника или успех совместной деятельности зависит от речевых характеристик общения ... разновидностями прямых, ближайших целей общения являются: -передача; -получение информации; -выяснение позиций; -поддержка мнения; ... в структуре неречевого контакта. Речевая ситуация является исходным моментом любого речевого действия в ...

В прагматическом изучении языка сформулирован ряд конкретных правил, выполнение которых позволяет людям действовать совместно. Исходными условиями являются:

* наличие у участников взаимодействия хотя бы кратковременной ближайшей общей цели. Даже если их конечные цели отличаются или противоречат друг другу, всегда должна быть общая цель на период их взаимодействия;

* ожидание, что взаимодействие будет продолжаться до тех пор, пока оба участника не решат его прекратить (мы не отходим от собеседника, не говоря ни слова, и не начинаем ни с того ни с сего заниматься чем-то другим).

Описанные условия получили название «принцип кооперации», т. е. требование к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора.

Отметим основные правила речевой коммуникации, обусловленные этим принципом:

1) высказывание должно содержать ровно столько информации, сколько требуется для выполнения текущих целей общения; излишняя информация иногда вводит в заблуждение, вызывая не относящиеся к делу вопросы и соображения, слушающий может быть сбит с толку из-за того, что предположил наличие какой-то особой цели, особого смысла в передаче этой лишней информации;

2) высказывание должно по возможности быть правдивым; старайтесь не говорить того, что считаете ложным; не говорите того, для чего у вас нет достаточных оснований;

3) высказывание должно быть релевантным, т. е. соответствовать предмету разговора: старайтесь не отклоняться от темы;

4) высказывание должно быть ясным: избегайте непонятных выражений, избегайте неоднозначности; избегайте ненужного многословия.

Наряду с принципом кооперации важное значение для регулирования социальных взаимодействий имеет принцип вежливости. Последний всецело принадлежит речевому этикету (о котором речь пойдет дальше).

Отметим, что такие ключевые максимы принципа вежливости, как тактичность, великодушие, одобрение, скромность, согласие, благожелательность, выраженные (или не выраженные) в речи, самым непосредственным образом определяют характер социальных взаимоотношений.

13 стр., 6484 слов

Невербальные средства общения в речевой деятельности человека 2

... "параллельного" языка, сопровождающего, как правило, речевые выражения человека и охватывающего все ... исследований невербального общения проблема соотношения невербального поведения и невербального общения как такового, ... манера - факт трезвого, целесообразного мышления. Паузы во время коммуникаций. ... Глаза помогают общающимся устанавливать визуальный контакт. Смотреть на говорящего означает ...

Отчетливо осознаваемая отправителем сообщения цель требует продуманной формы сообщения и прогнозируемой реакции аудитории.

Отличительная особенность речевой коммуникации в социальном взаимодействии связана с достаточно определенными ожиданиями со стороны получателей сообщения. Причем эти ожидания обусловлены более или менее устойчивыми ролевыми стереотипами, существующими в представлении адресатов, а именно: как должен говорить представитель той или иной социальной группы, какая речь вызывает или не вызывает доверие, владеет или не владеет выступающий темой и т. п. Чем более официальной является речевая ситуация, тем более формализованы ожидания слушателей.

Естественным следствием описанных особенностей становится своеобразная обезличенность речи в социальном взаимодействии, когда участники речевого общения говорят как бы не от себя, не от своего имени, а «от имени группы», т. е так, как принято говорить в группе, представителями которой в данной ситуации они себя ощущают.

В социальном взаимодействии особое значение приобретают применяемые собеседниками речевые стратегии и тактики.

Под стратегией речевого общения понимают процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов. Стратегия включает в себя планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникаторов, а также реализацию этого плана, т. е. линию беседы. Целью стратегии может являться завоевание авторитета, воздействие на мировоззрение, призыв к поступку, сотрудничеству или воздержанию от какого-либо действия.

Тактика речевого общения понимается как совокупность приемов ведения беседы и линия поведения на определенном этапе в рампах отдельного разговора. Она включает конкретные приемы привлечения внимания, установления и поддержания контакта с партнером и воздействия на него, убеждение или переубеждение адресата, приведение его в определенное эмоциональное состояние и т. д.

Чтобы управлять течением беседы, необходимо заранее продумывать общую картину и возможные варианты развития разговора, научиться распознавать ключевые точки, в которых возможна смена темы, стремиться вычленить применяемые собеседником приемы речевого воздействия, оценить его стратегию и тактику, вырабатывать пути гибкого реагирования-подыгрывания или оказания противодействия. Плохо, когда говорящий имеет в запасе только один вариант разговора, а его речь построена жестко.

№5

Существуют формы вербального(словеного) и невербального общения. Возможны следующие варианты вербального общения :

1. Р е ч ь (или текст, который можно записать).

Поскольку она относится к функциям левого полушария, а, значит, связана с логическим мышлением, особенно у Реалистов и Аналитиков – общении с ними наиболее эффективен язык и письмо — в краткой, четкой форме. Разница в том, что вторых интересуют подробности, а первых — только главное.

2. К о н т е к с т ( в связи с чем это говорится, условия, в которых говорится) — более важен для сенсорных социотипов. Их круг значительно шире: Реалисты, Прагматики, Реалисты в сочетании с Аналитиками или Идеалистами. Для них важен комфорт, время и место беседы, в каком контексте (приятном, полезном) преподносится им информация. Их реакции (как положительные, так и отрицательные) могут сильно зависеть от этого.

3. П о д т е к с т (смысл сказанного, то, что подразумевается).

Тут уже нужна догадка, то есть развитость функции интуиции. Это интригует Синтезаторов-Идеалистов, Аналитиков-Синтезаторов и Прагматиков, а вот Аналитиков и Реалистов часто просто раздражает.

4. И н т о н а ц и и (эмоциональное выражение текста) – к ним наиболее чувствительны люди с этической доминантой мышления. Только они могут понять всю сложную гамму и оттенки интонаций и определить достаточно точно, что за этим стоит. Это Идеалисты в любом сочетании и частично Прагматики, если они этические типы личности. Меньше других на интонации обращают внимание Аналитики. Периодически — Реалисты и Синтезаторы. Это важно учитывать при общении с различными типами личности, имеющими те или иные стили мышления, если мы хотим избежать разочарований, непонимания.

Невербальные уровни общения

До сих пор речь шла о вербальных (словесных) способах общения, но существует также область невербального общения, которую нужно знать и учитывать в интересах развития искусства общения. Невербальное общение происходит на различных уровнях восприятия и является достаточно сложной темой для самообучения. Во время семинара проводятся тренинги, помогающие научиться способам невербального общения и разъясняющие его основные положения.

1. Молчание это интуитивный уровень контакта, доступный всем, но в полной мере только людям с высокой степенью эмпатии, образным мышлением и развитой эмоциональной сферой (интуитам-этикам), которые могут получать информацию, даже не видя человека и их выводы, как правило, верны; реже — конкретно мыслящим (реалистам), с развитой эмоциональной сферой (сенсорикам с этикой), но в том случае если передаваемая молчанием информация не слишком сложна и не требует развитого абстрактного мышления. Логики с образным мышление (логики-интуиты) могут делать догадки путем поиска логических взаимосвязей и сопоставлений, если их выводы не требуют тонкого понимания скрытых чувств другого человека. Труднее внушить молчанием правильные выводы о своих мыслях и чувствах логикам с конкретным мышлением (логикам – сенсорикам).

Это возможно только в том случае, если передаваемая молчанием информация не слишком сложна и не требует развитого абстрактного мышления.

2. Слух, улавливающий любые шорохи и звуки, несущие информацию, это — скорее логический уровень восприятия. Таким путем можно донести информацию до людей с логическим мышлением и невысокой степенью эмпатии. Чаще это конкретно-логические типы личности (сенсорно-логические), а затем конкретно-эмоциональные (сенсорно-этические), которые из-за своей эмоциональной вовлеченности иногда могут принимать желаемое за действительное. Образно мыслящим (интуитам-логикам и интуитам-этикам) в таких случаях их фантазия может оказать иногда плохую службу..

3. Взгляд отражает эмоциональный, этический уровень контакта. Чтобы правильно его расшифровать и не наделать при этом ошибок, нужно обладать самой высокой степенью эмпатии, на которую способны люди с развитым этическим мышлением, особенно в сочетании со способностью к абстрактному мышлению (интуиты-этики), улавливающие суть невидимого. Хорошо расшифровывают взгляд эмоционально-конкретные личности (этики-сенсорики), ощущающие флюиды исходящие от других, настроения и желания, связанные не столько с физическим контактом, сколько со взглядом.

4. П р и к о с н о в е н и е способно нести больше информации на сенсорном уровне контакта — тактильном. Больше всего получают информации через такой вид контакта сенсорные социотипы, особенно, обладающие высокой степенью эмпатии в соединении с развитой сферой ощущений. Далее — по убывающей -, интуиты с этикой и.

4. Прикосновение способно нести больше информации на сенсорном уровне контакта — тактильном. Больше всего получают информации через такой вид контакта люди с развитой сферой ощущений и эмоций (сенсорики-этики), обладающие высокой степенью эмпатии. Труднее – конкретномыслящие логики (сенсорики с логикой), но хуже всего образно мыслящие логики (интуиты с логикой).

К другим способам невербального общения относятся:

· визуальные способы (жесты, мимика, контакт глаз, поза, походка, одежда, косметика).

Важны особенно для эмоциональных личностей с образным мышлением;

· аудиальные способы (интонации, паузы, темп речи, тембр голоса, его высота и сила).

Важны для людей с любыми стилями мышления, но особенно для эмоциональных типов;

тактильно-кинестетические способы (кроме прикосновения, еще и пожатие руки, поцелуй).

Особенно актуальны для эмоционально-конкретных личностей;

· ольфакторная система способов (запах тела и косметики).

Большее влияние оказывает на конкретно мыслящих с развитой сферой ощущений;

пространственно-временная система способов (физическая дистанция между партнерами, расположение их в пространстве, длительность контакта, степень пунктуальности во времени).

Важна для людей с любыми стилями мышления, но больше – для конкретно мыслящих.

Особое значение в общении имеют жесты. Жесты бывают иллюстрирующие или вспомогательные речи, традиционные, ритуальные, регулирующие общение, передающие эмоции, индивидуальные, характерные (раскрывающие качества характера).

Если мужчина при приветствии держит руку ладонью вниз – это подчеркивает его зависимость или недоброжелательность. Скрещенные на груди руки – самозащита или обособленность. Информация хуже усваивается и контакт с собеседником затрудняется при скрещивании рук и ног.

Искусный собеседник говорит медленно, но в меру, не монотонно, варьируя речь паузами и интонациями, смотрит в глаза партнеру. Для комфортного общения нужно спокойно смотреть в глаза собеседнику 60-70% времени (но не индийцам и японцам и пакистанцам — неконтактным народам).

Нужно уметь читать язык глаз (глаза бегающие, опущенные – смущение или робость, прикрытые — высокомерие или равнодушие, прямой взгляд симпатия или доверие, сбоку – недоверие, снизу вверх – агрессия или подчинение, сверху вниз – самоуверенность, презрение, уклонение – страх, скрытность).

Деловой взгляд – на условный треугольник лоб-глаза, социальный – на глаза-нос, интимный – глаза-губы.

Во время беседы нужно следить за тем, чтобы одни собеседники не занимали больше времени, чем другие. Тело должно быть непринужденно расслаблено, плечи опущены, шея прямая, жесты широкие и свободные, легкий наклон туловища в сторону собеседника, взгляд – открытый, живой, доброжелательный, спокойный, твердый, с приятной полуулыбкой. Интонации голоса, высота и тембр, могут варьироваться, но ритмичность мелодии голоса должна быть постоянной.

Культура общения – это не только выбор эффективных стратегий и тактик, в основе которых лежат гуманистические коммуникативные установки, знания и умения. Это также результат использования установленных правил общения, умений говорить и слушать и использовать вербальные и невербальные способы общения с учетом стилей мышления собеседников, это умение увлечь каждого человека, найти к нему подход, продемонстрировать симпатию, поднять уровень самоуважения, вдохновить, замотивировать. Одни люди больше восприимчивы к эмоциям, другие к логическим аргументам. Одни увлекаются перспективами, другие верят только конкретным действиям в ближайшее время. Если люди заинтересованы информацией, самое интересное лучше сказать в конце, а если не очень – вначале. Во время беседы или лекции нужно пробуждать интерес, почаще задавая другим вопросы и выясняя, насколько тема понятна и интересна собеседникам, и т.д.

№6

речевое общение, речевое поведение, речевой акт

Эти три термина, вынесенные в заголовок этого раздела, имеют непосредственное отношение к речевой коммуникации. Первый термин – синоним термина речевая коммуникация. Важно подчеркнуть, что оба синонима обозначают двусторонний процесс, взаимодействие людей в ходе общения. В отличие от этого в термине речевое поведение акцентирована односторонность процесса: им обозначают те свойства и особенности, которыми отличаются речь и речевые реакции одного из участников коммуникативной ситуации – или говорящего (адресанта), или слушающего (адресата).

Термин речевое поведение удобен при описании монологических форм речи, например коммуникативных ситуаций лекции, выступления на собрании, митинге и т. п. Однако он недостаточен при анализе диалога: в этом случае важно вскрыть механизмы взаимных речевых действий, а не только речевое поведение каждой из общающихся сторон. Таким образом, понятие речевое общение включает в себя понятие речевое поведение (о разграничении терминов речевое общение и речевое поведение см. также в книге: [Винокур 1993]).

Термин речевой акт обозначает конкретные речевые действия говорящего в рамках той или иной коммуникативной ситуации.

Делаются попытки разработать правила речевого общения, которые не только учитывали бы закономерности использования языковых средств, но и регламентировали их совмещение друг с другом в зависимости от характера коммуникативной ситуации. Примером могут служить правила речевого общения, предложенные американской исследовательницей С. Эрвин-Трипп [Ervin-Tripp 1971].

Термин правило С. Эрвин-Трипп употребляет для описания, а не для предписания, не для регламентации тех или иных речевых действий, т. е. для констатации некоторых нормальных, типичных актов коммуникации.

С. Эрвин-Трипп различает три типа подобных правил:

Правила выбора языковых средств: а) общие для всех социальных слоев; б) специфичные для разных социальных слоев и групп. Пример: выбор формы обращения, национальные и социальные различия в этом выборе.

Правила следования, т. е. последовательности речевых действий при коммуникации: приветствия, благодарности, прощания и т. п. В рамках этих правил рассматривают ся формулы прощания, приглашений, вызова по телефону, установления коммуникативного контакта.

Правила совместной встречаемости; имеются в виду правила соединения в одном контексте тех или иных лексических, фонетических, интонационных, синтаксических и т. п. единиц и свойств. Типы этих правил: а) горизонтальные, определяющие отношения между единицами беседы во

времени (их временную последовательность), и б) вертикальные, определяющие соотношение в данных коммуникативных условиях единиц разных уровней языковой структуры (например, в такой-то синтаксической конструкции нормально может использоваться только определенная лексика, выбор нормативной лексики должен сочетаться с нормативным произношением и т. д.).

Речевая куммуникация — Стр 2

Особо рассматриваются правила взаимодействия собеседников, когда говорящий стремится к тому, чтобы окружающие или партнер по диалогу, принадлежащие к данной социальной или профессиональной группе, признали его «своим», одобрили его речевое поведение и правила переключения с одного кода на другой при смене ситуации и социальной роли говорящего.

Следует обратить внимание на то, что перечисленные правила достаточно абстрактны. Они легко применимы к относительно простым коммуникативным ситуациям, какими являются этикетные речевые акты (типа приветствий, поздравлений, прощания и т. п.), а при описании более сложных и при этом более естественных, реальных коммуникативных ситуаций использование этих правил сопряжено с рядом неясностей и затруднений. Неясно также, насколько обязательны правила, предлагаемые С. Эрвин-Трипп. Если, например, говорящий, используя сленг, придерживается литературного произношения, означает ли это, что он строит свою речь «не по правилам», отклоняется от стандартов речевого поведения? Всегда ли говорящий должен выбирать те формы общения, которые приняты в данной социальной среде, т. е. социально или профессионально окрашены, или же и его собственная, свойственная ему манера речевого поведения может обеспечить коммуникативный успех?

При всей условности рассмотренных правил идея своеобразных социолингвистических грамматик, содержащих правила социально-языкового поведения людей в различных ситуациях, весьма привлекательна и заслуживает изучения и разработки. Вместе с тем эта идея чрезвычайно трудна для реализации. Для этого необходимы по крайней мере два компонента: 1) разработанные грамматики конкретных языков, которые позволяли бы порождать не только грамматически правильные высказывания, но и разного рода разговорные конструкции, отклоняющиеся от стандарта, принятого в кодифицированном языке; 2) более или менее исчерпывающие описания всех форм социального поведения членов языкового сообщества. На современном этапе развития социолингвистики можно говорить лишь о фрагментах как того, так и другого.