Психология-педагогика Быкова Светлана Станиславовна 317 кабинет 1 корпус 37−29−92

Литература:

Сластенин В А, Каширин В П. «Психология и педагогика» М 2001

Гамезо М В, Домашенков И, А «Атлас по психологии» М 2001

Гиппенрейтер Ю Б «Введение в общую психологию» М 2002

Коджаспирова Г М «Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах» М

14.02.2012 Ведение в психологию

Предмет и основные принципы психологии

Можно выделить 4 этапа в развитии психологии как науки.

1 этап — до XVII века психология мыслилась как наука о душе. Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистической или идеалистической школе.

Аристотель в своем трактате «О душе» отрицал взгляд на душу как на вещество, но в то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи, как это делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию — «энтелехия», которая означает существование чего-то. Душа по Аристотелю есть сущность живого тела, «осуществление» его бытия, так же как зрение — сущность и «осуществление»" глаза как органа зрения.

Платон, в свою очередь, считает душу самостоятельной субстанцией. Она может существовать наряду с телом и независимо от него. Душа по Платону начало вечного, божественного, в то время как тело — начало материальное, человеческое. Платон говорит о трех частях души — разуме, мужестве и вожделении. В зависимости от того, какая часть души доминирует, то положение человек и занимает в обществе — соответственно мыслитель, воин и простой человек.

2 этап — XVII-2 половина XIX века психология изучала сознание человека. Под сознанием в данный период подразумевалась способность мыслить, чувствовать и желать (cogito ergo sum).

В 1879 году Вильгельм Вундт открыл первую экспериментальную лабораторию по изучению сознания. Он, как и Декарт, делил сознание на мелкие составляющие. Вундт пришел к выводу, что сознание человека это замкнутая среда, поэтому один человек никогда не сможет понять другого.

10 стр., 4945 слов

К вопросу о понятии «душа» в психологии

... . Человеку интересно знать, что движет им самим и окружающими, как возникает сознание, что такое душа. Исследованием именно таких проблем и занимается психология. Слово «психология» было ... научный оборот психологии понятия «душа» позволяет понять влияние духовного начала на душу человека с точки зрения формирования разных типов человека («духовный человек» и «душевный человек»), что имеет ...

3 этап — 2 половине XIX—XX вв.еках психология рассматривалась как наука о поведении. Основоположником этого направления — бихевиаризма стал Джон Уотсон, который считал что основная задача бихевиаризма заключается в накоплении наблюдений за поведением с таким расчетом, чтобы можно было предсказать какая будет реакция человека на соответствующий стимул.

4 этап — XX век — отечественная психология — наука изучающая психику. Произошел союз психологии и обществознании. Появились работы Сеченова, Павлова и его учеников, Чарльза Дарвина.

Психика — это особое свойство высокоорганизованной материи, являющееся формой отражения субъектов объективной реальности.

Основные принципы психологии:

  1. Принцип детерминизма или причинной обусловленности. Психика определяется условиями жизни и меняется с изменением образа жизни.
  2. Принцип единства сознания и деятельности. Сознание человека формирует динамические модели действительности, позволяющие ему ориентироваться в окружающей среде и в соответствии с этим осуществлять деятельность.
  3. Принцип развития психики. Психику можно адекватно интерпретировать, если она рассматривается как продукт развития и как результат деятельности.

Методы исследования в психологии

В психологии принято выделять 4 группы методов изучения психики:

  1. Организационные методы
    1. Сравнительный метод — сопоставление групп испытуемых с целью поиска сходств и различий.
    2. Лонгитюдный метод — многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного отрезка времени.
    3. Комплексный метод — реализация исследовательских программ, в которых принимают участие представители разных наук.
  2. Эмпирические методы.
    1. Наблюдение.
    2. Эксперимент.
    3. Психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросы, беседы, интервью).
    4. Метод анализа процессов и продуктов деятельности.
  3. Методы обработки данных.
    1. Количественный метод — сбор материала.
    2. Качественный метод — анализ и дифференциация материала.
  4. Интерпретационные методы.
    1. Генетический метод — интерпретация обработанного материала исследования в характеристиках развития с выделением фаз, стадий и критических моментов психических новообразований.
    2. Структурный метод — устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности (психологический портрет)

Структура современной психологии

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... Курс «Психология развития человека в образовании» Темы практических занятий 1. Пренатальное ... социального окружения (родственники, друзья), иллюстрирующий проблему в сфере психологии развития. Должен содержать, помимо описания ситуации, личные размышления ... Следует прокомментировать материалы с опорой на знание возрастной психологии. Критерии оценивания: Показательность сюжетов с точки зрения раскрытия ...

Общая психология изучает закономерности, теоретические принципы и основные научные понятия психологии. В нее входят

Психология личности

Индивидуально-психологические особенности личности

Познавательные процессы

Сферы личности, эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная

Понятие личности. Факторы развития, формирования и социализация личности

Личность, структура личности

Человек, более узкое — индивид, ещё уже — личность.

Личность — это человек, взятый в такой системе психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являющихся устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенные значения для него самого и окружающих.

К.К. Платонов. Личность — это конкретный человек как носитель сознания и самосознания.

20 стр., 9519 слов

Социализация человека

... возрасте, на социализацию человека особенно важное влияние оказывает трудовой коллектив и общество в целом. Процесс социализации отдельной личности неразрывно связан с развитием всего общества, а ...

Самосознание — это осознание своего я, которое формируется под влиянием оценок других людей.

Самооценка — как компонент самосознания.

Уровень притязаний — для определения самооценки и самосознания.

Теория Эрика Бёрна. Везде каждый человек играет разные роли (студент, родитель, взрослый, пешеход…).

И каждый человек выбирает себе роль на всю жизнь. Теория ролей.

Роль — социальн норм? Личн. Нормативноодобряем образец поведения ожидаем от каждого занимающего определённое положение. Ожидание зависит от общества, общественного сознания.

Личность — социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующее в общественном развитии и выполняющее определённую общественную роль.

Личность неповторима в индивидуальности. Индивидуальность — сам узкое понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Структура личности. К.К. Платонов. Выделил 4 подструктуры личности:

  1. Направленность личности — система побуждений, обуславливающая избирательность отношений и активность человека (направленность личности имеет определенные формы и может проявляться как влечение (неосознаваемое стремление), желание (осознанное), идеал (форма направленности, на конкретн… — конкретный «герой»), мировоззрение, убеждение (высшая форма направленности личности)).

Связь с потребностно-мотивационной сферой. Источником активности личности являются её потребности. Именно потребность побуждает человека действовать определённым образом и в определенном направлении. Потребность — это состояние человека, выражающая его зависимость от конкретных условий существования.

Пирамида Масслоу. (снизу-вверх).

Физиологические потребности — в безопасности — в общении — в самоутверждении — интеллектуальные — эстетические — потребность в самоактуализации, самореализации.

С потребностью тесно связ понятие матива. Это конкретное побуждение к деятельности. (более подробно знакомимся сами с данной темой)

  1. Опыт
  2. Индивидуальные особенности психич процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)
  3. Биологические свойства человека.

Факторы формирования и развития личности.

Окружение — соц среда, соц позиция, социализация. Учёба (место учёбы).

Случайно увиденное-услышанное. Личные успехи. Интересы, увлечения. Условия жизни. Воспитание. Состояние здоровья. Деятельность. задатки. Менталитет. Экология. …

Основными факторами развития личности являются:

  1. Биогенетическое развитие личности. Развитие личности определяется преимущественно наследственным фактором, носит самопроизвольный спонтанный характер. Человек от природы имеет предрасположенность к некоторым особенностям протекания эмоциональных реакций, особенностям темпа деятельности, к опред комплексу мативов. В чел-ке от природы запрограммированы и определены этапы человеческого развития. Жан Пиоже «личность чел-ка рассматривается как продукт действия фатальных биологических факторов».
  2. Социогенетическая концепция развития личности. Личн складывается как результат прямых воздействий социума. При этом игнорируется собственная активность чел-ка, ему отводится пассивная роль приспосабливающегося к среде.

Таким образом каждый чел-к неповторим. Он является результатом непрерывного взаимодействия многих разных факторов, генетического наследства, культурной среды, жизненных обстоятельств. Он непрерывно развивается как единое целое, по этому, ни одно из сторон его жизни невозможно понять в отрыве от других. Личность чел-ка состоит из комплекса устойчивых признаков к коим относятся темперамент, мотивация, способности, чувства и т. д., которые определяют свойственные этому человеку мысли и поведения.

Б.Г. Ананьев «Онтогенез и жизненный путь чел-ка»

Социализация личности

Социализация личности — это процесс овладения чел-ком социальными и соц-психологическими нормами, правилами, ценностями и общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс… через освоение чел-ком материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности.

Процесс социализац 2 стороны:

Интериоризация — присвоение опыта других людей.

Экстериоризация — проявляется индивидуальность чел-ка.

Таким образом, процесс социализации личности является ведущим и определяющим в появлении, формировании и развитии личности.

Социализация личн специалиста:

  1. Общая социализация, как становлен личн гражданина, усвоение личности системы общественных норм, прав, ценностей.
  2. Профессионально-ролевая социализация, как овладение профессиональными ролевыми функциями.
  3. Профессионализация, как степень овладения человеком профессиональной деятельностью, профессиональным мастерством.

21.02.2012 Индивидуально-психилогические особенности личности

Темперамент

Понятие темперамента — характеристика индивида и индивидуальности. Темперамент проявляется с первых дней после рождения.

Физиологическая ветвь изучения темперамента уходит в античность и связана с именем Гиппократа, который ввел это понятие и представил уровень жизнедеятельности организма определенным соотношением 4-х жидкостей — кровь (сангвиник), слизь (флегматик), желчь (холерик) и черная желчь (меланхолик).

В дальнейшем теорию Гиппократа развил Гален, который рассматривал темперамент как пропорции смеси нескольких основных «соков». Темперамент с преобладанием «теплого сока» считался энергичным, с преобладанием «холодного сока» — медлительным. Большое внимание Гален уделял аффектам, которые связывал с изменением в организме «соков».

В XVIII веке попытался сделать психологические портреты И. Кант, который писал, что они составлены «по аналогии игры чувств и желания с телесными движущими причинами».

Наиболее серьезные попытки подвести физиологическую базу под темперамент связаны с именами Павлова, Теплова и Небылицына.

Схема типов ВНД у Павлова.

Сильный

Слабый

Уравновешенный

неуравновешенный

Меланхолик

подвижный

инертный

Сангвиник

флегматик

холерик

Павлов назвал темперамент «генотипом», то есть прирожденным типом нервной системы, а психологические аспекты он назвал характером.

Темперамент — совокупность соответствующих динамических свойств поведения, своеобразно сочетающихся в каждом индивиде.

Составляющие темперамента:

  1. Общая активность индивида — тенденция личности к самовыражению или общая энергичность, с которой человек воздействует на внешний мир.
  2. Моторный или двигательный компонент — частное выражение общей активности.
  3. Эмоциональный компонент — особенность возникновения, протекания и прекращения чувств, аффектов, настроений.

Свойства темперамента — врожденные и устойчивые индивидуальные особенности личности, сочетание этих свойств создает палитру особенностей темперамента личности, а при определенной устойчивости могут выступать и соответствующими чертами характера.

  1. Сенситивность — чувствительность воздействия по отношению к внешнему миру.
  2. Реактивность — с какой силой и энергией мы реагируем на то или иное воздействие.
  3. Активность.
  4. Темп реакции — скорость протекания психических реакций.
  5. Пластичность — легкость и быстрота приспособления к меняющимся внешним условиям.
  6. Ригидность — противоположное пластичности понятие.
  7. Эмоциональная возбудимость — уровень воздействия, необходимый для возникновения эмоциональной реакции и скорость возникновения этой реакции.
  8. Экстраверсия и интраверсия — соответственно реакция и поведение человека определяются соответственно преимущественно внешними признаками (экстраверт) и внутренними представлениями о прошлом и будущем (интраверт)

Сегодня темперамент рассматривается с точки зрения психологических особенностей, которые подчиняют себе все другие проявления организма, в том числе и специфику нервной деятельности.

Характер

Характер — индивидуальное сочетание существенных свойств личности, определяющих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении и поступках.

Типология характера

  1. Конституционная теория, связывающая особенности характера личности с его внешними особенностями. Представители данной теории — Чарльз Ломброзо. и Эрик Кречмер, который выделил и описал наиболее часто встречающиеся конституции человека:
    1. Атлетический тип.
    2. Астенический тип.
    3. Пикнический тип.
    4. Диспластичный тип.
  2. Социальная типология характера, в основе которой лежит отношение человека к жизни, обществу и моральным ценностям. Развил эту теорию Эрих Фромм.
    1. «Мазохист-садист»
    2. «Разрушитель» — агрессивность, стремление к устрашению, при социальных катаклизмах выступают в качестве ведущей силы.
    3. «Конформит» — этот тип, сталкиваясь с проблемой, перестает быть собой и принимает тот способ поведения, который свойственен большинству.
  3. Классификация на основе акцентуации. Ее представители Леонгард и Александр Личко. Акцентуация — чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их совокупности, которые представляют крайние варианты психологической нормы, пограничные с психопатией.
    1. Гипертивный тип — склонность все преувеличивать. Характеризуется чрезмерной контактностью, словоохотливостью, конфликтностью, недостаточная серьезность.
    2. Дистивный тип — ипохондрия. Обладает низкой контактностью, немногословны, домоседы, редко конфликтуют, склонны к суицидам.
    3. Циклоидный тип — постоянная смена настроения. Малоконтактны, вербальные и невербальные реакции замедлены, неуживчивость в коллективе.
    4. Застревающий тип — злопамятны. Умеренная общительность, занудливы, склонны к нравоучениям, честолюбивы, чрезмерно самонадеянны.
    5. Педантичный тип — формалисты и бюрократы. Неконфликтны, пунктуальны, требовательны, аккуратны, добросовестны.
    6. Эмотивный тип — эмоциональный человек. Общение предпочитают в узком кругу, носят обиды в себе, доброта, чувство долга, исполнительность, чрезмерная чувствительность и слезливость.
    7. Демонстративный тип — показушник. Эгоистичен, лицемерен, имеет неординарное мышление
    8. Экзальтированный тип — истерик. Обладает высокой контактностью, словоохотлив, часто спорит, но не доводит дело до конфликтов, паникер.

Структура характера — это отдельные черты характера, которые образуют единую целостность, потому характер рассматривается как единство черт или свойств личности.

  1. Черты, выражающие отношения к другим людям (доброта, наглость, деликатность и так далее)
  2. Черты, выражающие отношение человека к обществу (идейный-безыдейный)
  3. Черты, выражающие отношение к труду (лень, трудолюбие, добросовестность, ответственность)
  4. Черты, выражающие отношение к вещам (аккуратность, небрежность)
  5. Черты, выражающие отношение к самому себе (самолюбие, честолюбие, самомнение)

Особо стоит выбелить волевые черты характера. Волевые качества личности — это стержень характера, сила воли — основное качество — обеспечивает формирование таких черт характера как целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, инициативность. Слабоволие формирует внушаемость, нерешительность, упрямство, недоброжелательность.

Характер складывается в сенситивный период — 2−4 года. Такие черты как трудолюбие, ответственность, аккуратность формируются в дошкольном возрасте, общительность — в младшей школе, волевые черты характера — в подростковом возрасте (Ю М Орлов «Восхождение к индивидуальности» М 1991).

Способности

Способности — это, во-первых, индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности и в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, умениям или навыкам, которые уже выработаны у данного человека.

Наследственная обусловленность способностей.

Одна из точек зрения ведет свое начало от Платона, который утверждает, что способности наследуются и их проявление целиком зависит от наследственных характеристик, а обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления. Например талант Моцарта проявился в 3 года, еще до обучения. Своеобразным развитием этой теории является идея о зависимости способностей от размеров головного мозга, но это предположение является несостоятельным. С этим связано учение Ф. Галя — френология. Френологи пытались проследить зависимость психических особенностей человека от наружной формы черепа. Была составлена френологическая карта черепа, в которой череп был разбит на 27 участков, каждый из которых отвечал за разные способности. Однако многочисленные вскрытия доказали, что форма черепа и коры головного мозга различны. Френсис Гальтон объяснял наследование способностей исходя из принципов теории Дарвина. Он анализировал биографии людей и пришел к выводу, что совершенствование человеческой природы возможно только путем выведения на основе законов наследственности расы особо одаренных и физически развитых людей.

Впрочем данные теории не лишены основания — в семье Бахов на протяжении 200 лет было 60 музыкантов, из них 20 выдающихся.

Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности человека, к которым относится преобладающий тип ВНД, особенности развития отдельных структур головного мозга и так далее. Задатки многозначны, на основе одних и тех же задатков в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью, могут развиваться различные способности.

Механизмы формирования и развития способностей:

  1. Устойчивый познавательный интерес к определенной области деятельности
  2. Особенности мотивации, мотивация обеспечивает интенсивную и в то же время «естественно» организующую деятельность, необходимую для развития способностей. Неправильное обращение с мотивацией, излишнее принуждение, может погасить спонтанную активность ребенка и «засушить» способности.
  3. Социальные обстоятельства, которые в определенном смысле имеют решающее значение.

Способности делятся на общие (умственные, точность движений, развитая память, речь) и специальные способности (узыкальные, художественные, математические, литературные, спортивные и так далее).

Различают несколько уровней в развитии способностей: одаренность (совокупность нескольких способностей, обуславливающие успешную деятельность человека в определенной области), талант (совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью) и гениальность (высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности).

Творчество гениального человека имеет историческое и обязательно положительное значение.

«Наши желания — это предчувствия скрытых в нас способностей» (И Гете)

28.02.2012 Общение

Общение в формировании личности

Оющение — первая социальная потребность, в 1,5 месяца это проявл в комплексе оживления, впоследствии общаясь ребенок развивается и формирует стиль общения.

Общение может осуществляться только в группах людей и рассматривается как взаимодействие на основе взаимного психического отражения. Общение — необходимое условие развития и существования личности. Без общения человек уже в течение 6 часов начинает ощущать беспокойство, после чего начинается распад личностных характеристик. Межличностное общение выполняет 3 функции:

  1. Информационно-коммуникативную, в рамках к-рой осущ обмен информацией между людьми
  2. Регулятивно-коммуникативную — осуществляется корректировка поведении я
  3. Аффективно-коммуникативная — регулируется уровень эмоциональной готовности и создает психологическую разрядку.

Три стороны общения: коммуникативная, интерактивная

Коммуникативная сторона, через которую мы обмениваемся информацией. Специфика этой стороны состоит в том, что в процессе общения происходит не простое «движение» информации, а активный обмен ею. Для этого необходимо чтобы информация была понята и осмыслена, поэтому необходимо присутствие единства деятельности, общения и познания. Обмен информацией в процессе общения предполагает воздействие на поведение партнера. В-третьих, результат в обмене информацией возможен лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой системой кодирования и декодирования. В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры, которые носят социальный либо психологический (застенчивость, скрытность, некоммуникабельность, неприязнь) характер. Все это может обуславливать проблемы в общениии. Передача любой информации возможна только посредством знаковых систем. Следует различать вербальную (речь) и невербальную (различные неречевые системы) коммуникацию. К неречевым знаковым системам можно отнести

  1. кинесика (жесты, мимика, пантомимика)
  2. Экстралингвистическая и паралингвистическая системы знаков (систему вокализации, интонаций, пауз, покашливаний, плача, смеза, темпа речи)
  3. Проксемика — наука, изучающая нормы пространственной и временной организации общения.
  4. Визуальное общение, основанное на контакте глаз.

Интерактивная сторона общения в рамках которой происх взаимодействие людей в их совместной деятельности. Уманский предлагает след формы орг-ции совместной деятельности:

  1. Совместная индивидуальная деятельность, когда каждый делает свою часть работы независимо друг от друга.
  2. Совместно-последовательная деятельность, когда задача выполняется последовательно каждым участником
  3. Совместно-взаимодействующая деятельность, когда происходит одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

Кроме форм организации совместной деятельности необходимо проследить, что сстема взимодействия принципиально отличается от простого распределения ф-й. Важным становится осознание каждым участником результатов и его вклалда в в общую деятельность. Именно это помогает личности корректировать индивидуальную стратегию взаимодействия с другими людьми

Перцептивная сторона — процесс восприятия одним человеком другого. Индивид соотносит себя с другими не вообще, а преломляя это отношение в ходе развития отношений. Когда человек познает партнера по общению, то осущ неск процессов:

  1. Эмоциональная оценка другого человека.
  2. Попытка понимания поступков человека, предсказания стратегии его поведения.
  3. Построение стратегии собственного поведения.

Осознание себя через другого включает в себя две стороны: во-первых, идентификацию или эмпатию (проникновение в переживания другого человека, сопереживание или сочувствие), когда мы уподобляемся другому человеку, во-вторых, рефлексию, под которой понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

При этом возникают эффекты, связанные с восприятием другого человека:

  1. Эффект ореола, который возникает при формировании первоначального эффекта о человеке. Это позволяет по первому впечатлению дать оценку человеку.
  2. Эффект первичности (новизны), заключается в том, что последняя информация оказывается особенно значимой
  3. Эффект стереотипизации, как правило стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта (рабочие, этнические и так далее)
  4. Эффект самопроекции, состоит в том, что при оценке познаний другого человека люди часто проецируют на других свои качества и с этих позиций объясняют их поведение.

Познавательные процессы Ощущения

Информации бывает достаточно и недостаточно. Недостаточно — не можем адекватно реагировать на окружающую действительность. Ощущения, как источник знания о мире и самом себе.

Ощущение — отражение отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Физеологической основой ощущения выступают нервно-физеологические потребности протекающие в анализаторах.

Анализатор — нервно-физиологический аппарат, инструмент ощущений, с помощью которого человек отражает ту или иную сторону обл действительности. Анализатор состоит из 3-х частей:

  1. Периферический отдел, представленный рецептором, который принимает на себя раздрожен
  2. Афферентные нервы, которые проводят возбужден от рецептора переферии к нервным центрам
  3. Соответствующий участок головного мозга, кот происходит переработка от рецепторов

Ощущение — следствие работы всего анализатора.

Рефлекторная дуга — не только анализатор, но и аффекты. Афферентная и эфферентная связь — принцип обратной связи. Каждый орган чувств попеременно является и афферентным и эфферентным.

Аристотель выделил 5 ощущение: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

В зависимости от характера отражения и места расположения рецепторов принято выделять 3 группы анализаторов человека:

  1. Экстерорецепторы — Анализаторы, рецепторы которые находятся на внешней поверхности тела — отражают всё, что находится вне человека

А) контактные: осязательный и вкусовой

Б) дистантные — реагируют на раздражение от отдалённых объектов: зрение, слух, обоняние.

  1. Интерорецепторы — те рецепторы, которые дают образы внутреннего мира, находятся внутри тела человека, позволяют судить о своём внутреннем состоянии. (жажда, боль, усталость…)
  2. Проприорецепторы. Расположены в мышцах и дают нам информацию о движении и положении нашего тела (вестибулярный аппарат)

Закономерности ощущений:

  1. Пороги чувствительности. Абсолютная чувствительность (низший и верхний порог абсолютной чувствительности (верхний — максимум, но не боль)).
  2. Адаптация — способность анализатора приспосабливаться к действию раздражителя и изменять свою чувствительность. Она может быть направлена и на повышение и на понижение чувствительности анализатора. Например, высокой адаптацией обладает обонятельные и тактильные анализаторы. Низкой обладает слуховой, вкусовой и, особенно, зрительный анализатор.

Адаптация органов чувств может осуществляться в 3-з направлениях:

  1. Повышен чувствительности органов чувств
  2. Притупление чувствительности
  3. Полное исчезновение ощущений в процессе длительного действия раздражителя (ношение браслета, привыкание к запаху).
  1. Взаимодействие ощущений — изменение чувствительности анализатора при раздражении других органов чувств
  1. Сенсибилизация — повышение чувствительности в результате взаимодействия анализатора (умыться для повышения чувствит зрения)
  2. Синестезия — под влиянием раздражения одного анализатора возникает ощущение, характерное для другого. («запах чистоты», кричащий цвет, бархатный голос).

Главным — взаимодействие с предметами окружающей действительности

Восприятие

Восприятие — отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Физиологическая основа восприятия сложит условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса, нервных связей, обуславливающ целостность и предметность отражаемых явлений.

Свойства восприятия:

  1. Предметность восприятия — свойство восприятия, выражающееся в получении сведений из внешнего мира к этому миру.
  2. Осмысленность восприятия — перцептивные образы всегда имеют для воспринимающего определённое смысловое значение. (В этом восприятие тесно связано с мышлением)
  3. Целостность восприятия — образ в целом. (досоздание до целого (знакомого по телефону представл целиком))
  4. Избирательность восприятия — в преимущественном выделении одних объектов по сравнении с другими, т. е. выделяемый объект как фигура, остальное, как фон.
  5. Апперцепция или установка восприятия — зависимость восприятия от опыта человека, от его интересов, отношения к жизни.

Д.Н.Узнадзе разработана теория установки.

  1. Иллюзии восприятия — ошибки восприятия. (чёрный цвет стройнит, светлый фон увеличивает; светлый круг на тёмном фоне кажется больше чёрного круга на белого фона).
  2. Константность мы воспринимаем окр предм, как относит сопоставленные по форме, цвету и величине.

Внимание, виды внимания

Внимание — направленность и сосредоточенность сознания или определённой деятельности при отвлечении от всего остального.

Т. Рибо считал, что внимание можно отнести к психофизиологическим процессам. Как чисто физиологическое состояние внимание включает в себя комплекс сосудистых, дцхательных, двигательных и ряд других реакций. Кроме того, он доказал связь внимания с эмоциями чел-ка, кот может вызываться ими же.

Гальперин обозначил внимание, как один из моментов ориентировочной исследовательской деятельности. По своей функции внимание представляет контроль за содержанием.

Виды внимания:

  1. Непроизвольное внимание — это внимание, которое возникает без всякого намерения чел-ка, оно не целенаправленно и не требует волевых усилий.
  2. Произвольное внимание — целенаправленно и требует волевых усилий. В этом случае направленность и концентрация зависит не от самих предметов, а от поставленных целей. Осознание долга. Развивается со временем.
  3. Послепроизвольное внимание — отсутствие волевых усилий и целенаправленность (когда интересно).

Основные свойства внимания:

  1. Сосредоточенность внимания — это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Концентрация как степень сосредоточения.
  2. Устойчивость — длительность сохранения интенсивного внимания на предмете или какой-либо деятельности. Объём внимания — это кол-во объектов, которые мы можем одномоментно воспринять с достаточной ясностью. (7±2 объекта внимания одновременно).
  3. Переключение внимания — произвольное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с новой задачей.
  4. Распределение внимания — внимание к 2 или более объектам при одновременном выполнении с ними действий или наблюдений за ними.

06.03.2012 Память

Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Люди могут обладать как чрезвычайно хорошей, так и плохой памятью.

Физиологические основы памяти

Нейроны мозга образуют замкнутые цепи, по которым совершают движение нервных импульсов, при этом повторное прохождение нервных импульсов по тем же самым нервным путям облегчается. Это обеспечивается изменением синапсов — мест контактов нейронов. Чем больше раз нервный импульс пройдет по цепи нейронов, тем легче он сможет пройти по данному пути.

Классификация нервной памяти

  1. По характеру психической активности память делится на:
    1. моторную (двигательную), лежащую в основе выработки навыков
    2. эмоциональную, функционирующую на чувственном уровне
    3. образную — память на представление (образ предмета или явления, не воздействующего в данный момент на органы чувств).

      Выделяют зрительную память, слуховую память, обонятельную, вкусовую и двигательную.

    4. Словесно-логическая память, свойственная только человеку.
  2. По продолжительности хранения информации память делится на:
    1. Кратковременную, которая характеризуется непродолжительным хранением материала после его восприятия.
    2. Оперативную, которая обслуживает непосредственные действия личности, запомненные на время, необходимое для какого-либо дела.
    3. Долговременная, которая хранит весь примененный опыт человека. По мнению ученых, в памяти человека содержится 1020 бит информации.

Процессы памяти

Запоминание — процесс памяти, в результате которого происходит запечатление и закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Важнейшей особенностью запоминания является его избирательность. Экспериментально доказано, что запоминание — продукт действия субъекта с объектом и определяется мотивами человека.

Сохранение — наименее изученный процесс памяти. Процесс сохранения идет непрерывно. Человек его не осознает и почти не способен регулировать и оценивать его.

Воспроизведение — процесс памяти, в результате которого в сознании появляются образы и представления о ранее воспринятом. В результате воспроизведения информация из долговременной памяти переходит в оперативную. Этот процесс имеет свои разновидности:

  1. Узнавание.
  2. Собственно воспроизведение.
  3. Припоминание.

Забывание. Забывание может обуславливаться запредельным торможением (перегрузкой информации) либо отрицательной индукцией (помехами в запоминании).

Считается, что за 3 дня после прочтения человек способен осознать информацию.

Данные процессы

  1. Память делится на:
    1. Произвольную
    2. непроизвольную

Мышление

«Мышление и речь» М 1982

Мышление — социально обусловленный неразрывно связанный с речью психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира.

Виды мышления:

  1. предметно-действенное — вид мышления, связанный с практическими действиями на предмет и характерно для 1−3 лет.
  2. Наглядно-образное — вид мышления, которое опирается на восприятие и представление и характерно для возраста 4−8 лет.
  3. Словесно-логическое или абстрактное — мышление понятиями.

Мыслительные операции.

К мыслительным операциям относятся:

  1. Сравнение.
  2. Анализ.
  3. Синтез.
  4. Абстрагирование — мысленное отвлечение от несущественных особенностей и выделение существенных особенностей группы предметов.
  5. Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию.
  6. Обобщение.
  7. Классификация.
  8. Систематизация.

Результатом мышления после обобщения являются формы мышления. Формы мышления:

  1. Понятия — мысли, в которых отражается общие, существенный и отличительные признаки предмета.
  2. Суждение — отражение связи между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения бывают общими и частными, истинными и ложными.
  3. Умозаключение — связь между мыслями, в результате которой из одного или нескольких суждений получается другое суждение, извлеченное из содержания исходного суждения. Умозаключения бывают индуктивными (от частного к общему) и дедуктивными (от общего к частному).

Диагностика мышления

Матрицы Робена для определения невербального мышления.

Педагогика

11.03.2012 Общие основы педагогики

Название от педос — ребенок и ойгос — вести. Всякий человек приобретает определенные знания в педагогике. Народная педагогика возникла как ответ на социальную потребность в воспитании и не может заменить педагогику как науку. Основателем научно йпедагогики был К. Д. Ушинский, который заложил основу русской народной педагогики, и связал практику народной педагогики и теорию.

Сейчас педагогика — относительно самостоятельная наука, имеющая свой объект и предмет изучения. Объектом педагогики являются явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида, в процессе целенаправленной деятельности общества. Предмет педагогики — образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах.

Таким образом, педагогика сегодня представляет собой науку, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации, формы и методы совершенствования педагогической деятельности.

Образование.

Под образованием мы понимаем единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированной на некоторые идеальные образы, исторически обусловленный и закрепленный в сознании социальный эталон. Советская школа старалась воспитать всесторонне и гармонически развитую личность.

Образование как социальное явление — это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется уровнем развития общества.

Основным законом в области образования является ФЗ «об образовании» принятый в 1992 году.

Система образования в РФ сложилась из следующих компонентов:

  1. Образовательных программ
  2. Образовательных учреждений
  3. Органов управления в сфере образования
  4. Общественных и государственно-общественных объединений и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области образования.

Образовательные программы определяют содержание образования определенного уровня и направленности. Программы бывают общеобразовательными (школьными) и профессиональными (начальными, средними и высшими).

Все программы имеют основную и дополнительную части.

В РФ образовательные учреждения бывают:

  1. Дошколные.
  2. Начального общего, основного общего, среднего полного образования
  3. Начального специального (училище), среднего (техникум), высшего (Университет) образования.
  4. Послевузовского образования
  5. Учреждения дополнительного образования взрослых и детей.
  6. Учебные заведения для детей с отклонениями в развитии.
  7. Учреждения для детей-сирот, детей без попечения родителей.
  8. Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Образовательные учреждения делятся на бюджетные, автономные и казенные. Бюджетные учреждения финансируются на основе государственного задания в форме субсидий и могут заключать крупные сделки могут только с согласия учредителя — государства или региональных властей и не могут распоряжаться своим имуществом. Автономные учреждения, согласно закону, избавлены от необходимости отчитываться перед государством по заработанным средствам, и распоряжается всем своим имуществом, но и государство не несет за такое учреждение ответственности. Казенные учреждения — государственные или муниципальные учреждения нового типа, которые будут перечислять все доходы в бюджет (спецшколы и исправительные колонии).

Органы управления образованием — федеральные органы государственной власти (МинОбрНауки), органы государственной власти в субъектах РФ, органы местного самоуправления в муниципальных районах.

В 2003 году Россия присоединилась к болонской системе (бакалавр — 4 года, магистр — 6 лет, доктор — 8−9 лет обучения; система зачетных (кредитных) единиц; европейское приложение к диплому; транснациональное образование).

Педагогический процесс

Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Целостный педагогический процесс — ЦПП — интеграция процесса обучения и процесса воспитания.

Цель образования должна учитывать потребности общества и потребности личности. Если они совпадают, то получается результат. Цель в педагогическом процессе разделяется на задачи — образовательную, воспитательную и развивающуюся.

Содержание образования — знания, умения и навыки по каждой учебной дисциплине.

Формы обучения —

Методы обучения — формы взаимодействия педагога и воспитанника. Может происходить в форме монолога, со стороны учителя или ученика, либо диалога.

Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. ПВ представляет собой преднамеренный контакт педагога и воспитанника, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Способами функционирования педагогической системы в педагогическом процессе является обучение и воспитание. От них зависят внутренние изменения, которые происходят как в самой педагогической системе, так и в субъектах, коими являются педагоги и воспитанники. Отсюда воспитание — это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации цели образования в условиях педагогического процесса. Обучение — специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Обучение является составной частью воспитания и отличается от воспитания степенью регламентированности педагогического процесса, нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического характера. Таким образом, процессы обучения и воспитания обуславливают качественную характеристику образования, то есть результаты педагогического процесса.

Закономерности и принципы педагогического процесса.

В закономерностях отражаются объективные, необходимые и повторяющиеся связи.

  1. Эффективность педагогического процесса зависит от тех условий, в которых он протекает.
  2. Содержание, формы и методы педагогического процесса должны соответствовать возрастным особенностям воспитанников.
  3. Содержание воспитательно-образовательного процесса обусловлено поставленными задачами.

И так далее.

Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в принципах. Принципы педагогического процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, в конечно итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса.

  1. Принципы организации педагогического процесса (ПП)
    1. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса. Этот принцип выражает необходимость сочетать цели общества и личности.
    2. Принцип связи с жизнью и производственной практикой. Предполагается, что все содержание образования должно соотноситься с жизнью.
    3. Принцип соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу. Предполагается вовлечение воспитанников в посильную трудовую деятельность.
    4. Принцип научности. Является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники.
    5. Принцип ориентированности на формирование единства знаний и умений, сознания и поведения.
    6. Принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Данный принцип также предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.
    7. Принцип преемственности, последовательности и систематичности. Принцип направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, умений и навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование.
    8. Принцип наглядности. «Золотое правило дидактики» — к обучению необходимо привлекать все органы чувств (иллюстрации, демонстрации, лабораторно-практические работы, использование ярких примеров из жизни).
    9. Принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего, обучения и воспитания. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений и своей деятельности.
  2. Принципы руководства деятельностью воспитанников.
    1. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников. Школьные и студенческие советы, клубы и так далее.
    2. Принцип сознательности и активности учащихся в педагогическом процессе. Принцип отражает активную роль воспитанников в педагогическом процессе.
    3. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью. В этом случае требовательность является своеобразной мерой уважения к личности.
    4. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные его стороны.
    5. Принцип согласованности требований школы, семьи и общественности.
    6. Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Этот принцип сформулировал Макаренко. Есть три уровня развития коллектива. Первый уровень — первые три месяца на 1 курсе, требования задает педагог. Второй уровень — параллельное действие старосты и преподавателя. Третий уровень — самоорганизация коллектива.
    7. Принцип доступности и посильности в обучении и воспитании. При предъявлении недоступного в усвоении материала резко снижается мотивационный настрой на учение, ослабевает волевое усилие, падает работоспособность и быстро наступает утомление. С другой стороны, чрезмерное упрощение материала также снижает интерес к учебе, не способствует формированию учебных навыков и не содействует развитию учащихся.
    8. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации деятельности.
    9. Принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития. Реализация этого принципа связывается с деятельностью памяти и прочными, как правило, становятся те знания, которые добываются самостоятельно.

16.03.2012 Обучение

Предмет и объект изучения дидактики. Современные дидактические концепции

Дидактика — термин был введен в 1613 году в Германии, означает «изучающий». Дидактика представляет собой искусство обучения и воспитания всех всему. Это искусство — необходимое условие «формирования нравов в направлении всесторонней моральности. Такая трактовка сохранялась до XIX столетия, Иоганн Гербард (1776−1841) разработал теоретические основы дидактики и выделил основную задачу дидактики как анализ действий учителя при ознакомлении учащихся с новым материалом. Джон Дьюи в своих работах критиковал теорию Гербарда и ставил основной задачей дидактики анализ действий не учителя, а ученика.

Отечественная дидактика в 20-е годы развивала идеи экспериментальной педагогики, что способствовало становлению педологии — науки о детях. Они предлагают такую организацию учебной деятельности, в центре которой находится ребенок и особенности его личности. В 1930 году научные разработки в этом направлении были прерваны, но в 50-х годах исследования были продолжены.

В настоящее время дидактика — наука об образовании и обучении, их закономерностях, принципах, формах и методах организации. Объектом дидактики становится целенаправленная деятельность учителя, ориентированная на развитие личности ученика в соответствии с социально принятыми нормами и идеалами. Предметом дидактики выдвигается преподавание со стороны преподавателя и учение со стороны ученика как планомерно организуемый систематический процесс, реализуемый как в учебном заведении, так и за его пределами.

Выделены четыре дидактические концепции:

  1. Традиционная, ее основатель — Иоганн Гербард. Воспитание ведется для воспитания характера, для чего необходимо руководство учителя. Гербард вводит понятие «воспитывающее обучение». Именно оно передает учащимся знания, объединяет эти знания и связывает их с развитием чувств и воли. Одна из важнейших задач образования состоит в возбуждении многостороннего интереса путем изучения различных предметов. Особое внимание Гербард уделял истории, математику он считал «гимнастикой для ума». «То, что изучается с удовольствием — изучается скоро и основательно». Была разработана теория ступеней обучения — созданы 4 ступени обучения:
    1. Ясность или углубления в состояние покоя. Изложение материала.
    2. Ассоциация, когда новый материал вступает в связь с уже имеющимся. Беседа, построенная по методике вопрос-ответ.
    3. Система или осознание в состоянии покоя. Формулировка вывода.
    4. Сознание в состоянии движения, когда новые знания применяются на практике.
  2. Прогрессивистская концепция, ее основатель — джон Дьюи.

Традиционная концепция

Прогрессивистская концепция.

Интересы школы

Анализирует деятельность только учителя

Самостоятельная работа учащихся

Объект

Учитель

Ученик

Методы обучения

Книжная учеба

Естественный метод, когда ученик непосредственно контактирует с изучаемым объектом.

Содержание материала

Производится деление материала на предметы

Целостное обучение с выделением научных областей или направлений

Учительская роль ограничивается обозначением практических заданий для ученика

  1. Концепция развивающего обучения. В основе лежат разработки Л. С. Выгодского. Обучение не должно ориентироваться на уже созревшие особенности детского мышления, а должно вести за собой развитие ребенка. Развитие предполагает сотрудничество, то есть предполагается организация совместного поиска решений. В последствии эти наработки развивали Эльхонин и Давыдов. Ими был организован эксперимент — они организовывали дискуссионные формы работы, при этом учащиеся сами изучали предмет. В отличие от традиционной системы в основу изучения была положена система научных понятий. Л. В. Замков предложил целенаправленную работу на развитие личности, ума, воли и чувств. Он предложил ведущую роль отдать теоретическим знаниям, изучение должно происходить быстрым темпом на высоком уровне трудности.
  2. Личностно ориентированное обучение. Эта концепция зародилась в 80-е — 90-е годы, ее представителем является И. С. Якиманская. Роль учителя не в передаче суммы знаний, а в организации соответствующей образовательной среды, обучаясь в которой, ученик опирается на личностный потенциал и соответствующие технологии обучения.

Понятие и сущность содержания образования

Существует два подхода к образованию — знание ориентированный и личностно ориентированный (смотри Википедию).

Содержание образования — педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению, сохранению и развитию материальной и духовной культуры в обществе.

Содержание образования определяется целями и задачами образования.

Теории формирования содержания образования сложились в конце XVIII-начале XIX века и получили названия

  1. Материальная теория содержания образования (дидактический материализм, энциклопедизм).

    Цель образования — передача учащимся большого объема знаний из различных областей науки.

  2. Формальная теория содержания образования (дидактический формализм).

    Цель образования — развитие способностей и познавательный интерес учащихся. При отборе содержания образования руководствуются развивающей ценностью учебных предметов — математика и языки, особенно классические. Эту теорию разделяли Бесталоцци и Джон Локк.

Обе эти теории были подвергнуты научной критике Ушинским. По его мнению, школа должна развивать интеллектуальные силы человек, обогащать его знаниями и приучать пользоваться ими. Он заложил основы единства обоих теорий.

Существует также теория дидактического прагматизма, ее представителем был Дьюи. Источник содержания образования заключен в общественной и индивидуальной деятельности ученика.

Документы, регламентирующие содержание образования:

  1. Стандарт образования. Под стандартом образования понимается система основных параметров, понимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающие общественный идеал и учитывающие возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. В стандарте общего среднего образования выделяют три компонента:
    1. Обязательный федеральный компонент.
    2. Национально-региональный компонент.
    3. Школьный компонент, отражающий специфику отдельно го учебного заведения.

Стандарт образования отражается в учебных планах. Нормативный документ, который определяет состав учебных предметов, порядок и последовательность их изучения, недельное и годовое количество учебных часов, отводимых для изучения каждого предмета.

  1. Учебная программа — нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных идей, с указанием изучения последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.
  2. Учебная литература.

Основные модели организации обучения

В педагогике сложились три основных формы обучения:

  1. Индивидуальное обучение. Это первая сложившаяся форма обучения. Ее главное достоинство — позволяет максимально индивидуализировать содержание, методы и темп учебной деятельности, контролировать усвоение ребенком учебного материала. В эпоху средневековья наиболее распространенной становится индивидуально-групповая форма обучения, в силу того, что уровень подготовки и способности у всех учеников были разными, то педагог работал с каждым учеником отдельно. В XVI
  2. Классно-урочная система — появляется в XVI веке, ее обосновал Ян Амос Каменский. Ее отличительные характеристики:
    1. Учащиеся одного возраста и уровня подготовленности составляют единую группу (класс)
    2. Класс работает по годовому плану и программе, занятия проводятся строго по расписанию, единицей занятий является урок, урок посвящен изучению только одного учебного предмета, работой на уроках руководит учитель.

Альтернативами ее были:

  1. Сложившаяся в Англии Белль-Ланкастерская система. Ее сущность: учитель находился с учащимися разного возраста и уровня подготовки в одном зале — более 600 человек. У Учителя учились наиболее старшие, которые, в свою очередь, учили более младших.
  2. В начале XX века в США была разработана система индивидуализированного обучения, названная Дальтон-Ламм. Учащиеся получали письменные задания и после консультации с учителем работали индивидуально.
  3. В 20-е годы в СССР сложилась бригадно-лабораторная форма обучения, полностью вытеснившая уроки. Эта форма предполагала сочетание коллективной и бригадной работы. Учитель только давал задания.

Достоинства классно-урочной системы

Недостатки классно-урочной системы.

Равномерное прохождение учебного материала.

Сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся.

Четкая организация работы (связь учебной и внеучебной работы).

Ориентация учителя на средний уровень подготовки ученика.

Планомерно осуществляется руководство учителя образованием, воспитанием и развитием всех учеников.

Трудность получения своевременной обратной связи об уровне усвоения материала.

Производится чередование труда и отдыха.

Усредненный темп работы.

Появляется взаимодействие учителя с учениками и ученика с коллективом.

Урок — динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава учителе и учащихся с учетом особенностей каждого из школьников, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и воспитания, систематически применяемая в одинаковые отрезки времени для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения.

Сегодня есть уроки ознакомления с новым материалом, урок закрепления знаний, урок выработки и закрепления умений и навыков, обобщающий урок, контрольный урок, смешанные уроки (решается несколько задач).

Дополнительными формами обучения являются: школьная лекция, семинар, практикум, экскурсия, консультация, домашние задания, учебные конференции.

Вспомогательные формы обучения: факультатив, кружок.

  1. Лекционно-семинарская система. Она зародилась в университетах, в чистом варианте используется только при профессиональной подготовке.

Основные формы обучения — семинары, лекции, практикумы, лабораторные занятия.

В 60-е годы XX века профессор Ллойд Крамп пришел к выводу, что занятия с большой группой студентов — 100−150 человек должны занимать 40% времени, занятия с группой в 10−15 человек — 20% времени, индивидуальная работа студентов — 40% времени.

20.03.2012

Воспитание в целостном педагогическом процессе

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector