Психология и педагогика 16

15

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Брянский государственный технический университет

Утверждаю

Ректор университета

__________________А.В.Лагерев

Психология и педагогика

Психические процессы

(психология познавательных процессов)

Методические указания

к практическому занятию № 6

для студентов очной формы обучения всех специальностей

Брянск 2009

ББК 88

Психология и педагогика. Психические процессы (психология познавательных процессов): методические указания к практическому занятию № 6 для студентов очной формы обучения всех специальностей. — Брянск: Изд-во БГТУ, 2009. — 14 с.

Разработали:

Н.С. Пономарева, ст. преп.

Л.И. Васюкова, к.ист.н., доц.

Рекомендовано кафедрой «Инженерная педагогика и психология» БГТУ (протокол № 6 от 09.01.2009 г.)

Темплан 2009 г., п.

Подписано в печать 09.11.06. Формат 60×84 1/16. Бумага офсетная. Офсетная печать. Усл. печ.л. 0,81. Уч.-изд.л. 0,81. Тираж 40 экз. Заказ .

Издательство Брянского государственного технического университета

241 035, Брянск, бульвар им. 50-летия Октября, 7, БГТУ, тел. 58−82−49

Лаборатория оперативной полиграфии БГТУ, ул. Институтская, 16

Предисловие

Цель занятия:

— ознакомиться с характеристикой познавательных психических процессов;

— научиться различать структурные элементы управления психической деятельностью;

— сформировать познавательную активность к изучению данной темы, исследуя уровень развития собственных познавательных процессов при помощи психодиагностических тестов, которые можно найти в методической разработке «Психодиагностические тесты» к практическим занятиям по дисциплине «Психология и педагогика».

Продолжительность занятия — 2 часа.

Методические указания к практическому занятию № 1 дают возможность студентам не только получать и выполнять задания, а также заниматься самостоятельно, пользуясь списком основной и дополнительной литературы.

Студентам предлагается изучить 2 теоретических вопроса, где подробно описываются познавательные психические процессы и их характеристики.

Затем студенты должны основательно изучить ключевые понятия темы, с которыми подробно можно ознакомиться в глоссарии к практическому занятию № 1.

Студентам предлагается 13 вопросов для написания докладов и рефератов. По завершении работы над темами у студентов появится не просто представление о развитии познавательных процессов, а также информация о приемах и средствах их улучшения, о существующих средствах интеллектуального развития и развития способностей человека.

Содержание теоретической подготовки к занятию:

  1. Обучение как способ организации педагогического процесса.
  2. Виды обучения и их характеристика.
  3. Формы организации педагогического процесса.

Вопрос № 1. Обучение как способ организации педагогического процесса

Самым важным и надежным способом получения систематического образования является обучение. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности — это познавательная деятельность. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т. п.).

Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности, или учении.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально — деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности школьников. Оно тесно связано также с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической передаче знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники (учащиеся): преподавание и учение. При этом преподавание должно рассматриваться условно, так как учитель не может ограничиться только изложением знаний — он развивает и воспитывает, т. е. осуществляет целостную педагогическую деятельность.

Успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, активностью. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса. Поскольку развитие ученика происходит только в процессе его собственной деятельности, то основой обучения следует считать не преподавание, а учение.

Вопрос № 2. Виды обучения и их характеристика

Современным видом добывания знаний является программированное обучение. Его методологическую основу составляет теория пооперантного научения животных, вытекающая из общей бихевиористической концепции (Б.Скинер).

Механически перенеся ее на человека, Б. Скинер сформулировал следующие принципы программированного обучения:

1) подача информации небольшими порциями;

2) установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации;

  1. предъявление ответа для самоконтроля;
  2. дача указаний в зависимости от правильности ответа.

При обосновании программированного обучения может быть использован и кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система, управляемая на основе прямой (посылка команд) и обратной связи между управляющим центром (учитель) и управляемым объектом (ученик).

Различаются внутренняя и внешняя обратная связь, где внутренняя — получение информации самим учеником (правильно ли он ответил), а внешняя — получение информации учителем о ходе научения учащихся.

При программированном обучении прямая и обратная связь осуществляются с использованием специальных средств, т. е. программированных пособий разного вида и обучающих машин. К пособиям относятся программированные учебники, программированные сборники упражнений и задач, контрольные задания тестового типа, программированные дополнения к обычному учебнику. К техническим средствам программированного обучения относятся обучающие машины для подачи учебной информации, машины-репетиторы, машины-контролеры.

Положительная сторона программированного обучения в том, что оно позволяет установить прочную внешнюю и внутреннюю обратную связь, т. е. получать информацию о результатах усвоения знаний; оно развивает самостоятельность, открывает возможность каждому ученику работать в присущем ему темпе и ритме. В то же время оно не вскрывает самого хода научения, не стимулирует творчество, имеет ограничения применения, в том числе из-за сложностей материального обеспечения.

С программированным обучением тесно связана алгоритмизация процесса обучения, имеющая своей основой, как и программирование, кибернетический подход (Л.Н.Ланда).

Алгоритмизация обучения предполагает выявление алгоритмов деятельности учителя и умственной деятельности учащихся. Алгоритм — это общепринятое предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных операций для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу, например, как решать задачу, как произвести грамматический разбор предложения, как найти НОД, НОК в математике и т. п. Научно обоснованный алгоритм характеризуют следующие черты: детерминированность (решение по алгоритму строго направленно, полностью управляемо, не допускает произвольных действий); массовость (в качестве исходных данных берется большое количество заданий); результативность (направлены на получение фиксированного результата).

Деятельность учителя по алгоритмизации деятельности учащихся, т. е. разделения ее на ряд взаимосвязанных элементов, состоит из следующих операций:

  • выделить условия, необходимые для осуществления обучающих действий;
  • выделить сами обучающие действия;
  • определить способ связи обучающих и учебных действий.

Алгоритмизация обучения увеличивает удельный вес самостоятельной работы учащихся и способствует совершенствованию управления учебным процессом, вооружает учащихся средствами управления своими мыслительными и практическими действиями.

Вопрос № 3. Формы организации педагогического процесса

Рассмотрим основные организационные формы педагогической деятельности, используемые для реализации совместных образовательных программ дистанционного обучения.

Лекции. Главное назначение лекции — обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом. Традиционная лекция имеет несомненные преимущества не только как способ доставки информации, но и как метод эмоционального воздействия преподавателя на обучающихся, повышающий их познавательную активность. Достигается это за счет педагогического мастерства лектора, его высокой речевой культуры и ораторского искусства. Высокая эффективность деятельности преподавателя во время чтения лекции будет достигнута только тогда, когда он учитывает психологию аудитории, закономерности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных процессов учащихся.

Педагоги выделяют три основных типа лекций, применяемых при очном обучении для передачи теоретического материала: вводная лекция, информационная лекция и обзорная лекция. В зависимости от предмета изучаемой дисциплины и дидактических целей могут быть использованы такие лекционные формы, как проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, лекция с заранее запланированными ошибками и др.

Видеолекции. В этом случае лекция преподавателя записывается на видеопленку. Методом нелинейного монтажа она может быть дополнена мультимедиа приложениями, иллюстрирующими изложение лекции. Такие дополнения не только обогащают содержание лекции, но и делают ее изложение более живым и привлекательным для студентов. Несомненным достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам. Видео-лекции могут быть доставлены в учебные центры на видеокассетах или компакт-дисках.

Видео-лекция может транслироваться через телекоммуникации в учебные центры непосредственно из вуза. Такие лекции ничем не отличаются от традиционных, читаемых в аудитории. Недостатком этой технологии является ее дороговизна. Кроме того, вуз, осуществляющий учебный процесс, и периферийные учебные центры могут быть территориально сильно разнесены по часовым поясам. Поэтому такие лекции целесообразно использовать при отсутствии учебно-методического материала по новым курсам или в том случае, когда какие-либо разделы курса, изложенные в методических пособиях, безнадежно устарели, либо отдельные особо трудные разделы курса требуют методической переработки преподавателем.

Мультимедиа лекции. Для самостоятельной работы над лекционным материалом студенты используют интерактивные компьютерные обучающие программы. Это учебные пособия, в которых теоретический материал благодаря использованию мультимедиа средств структурирован так, что каждый обучающийся может выбрать для себя оптимальную траекторию изучения материала, удобный темп работы над курсом и способ изучения, максимально соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия. Обучающий эффект в таких программах достигается не только за счет содержательной части и дружеского интерфейса, но и за счет использования, например, тестирующих программ, позволяющих обучающемуся оценить степень усвоения им теоретического учебного материала.

Традиционных лекций при дистанционном обучении может и не быть, если учебная дисциплина хорошо обеспечена учебно-методическими материалами. В этом случае основной задачей преподавателя становится поддержка процесса самостоятельного усвоения первичных знаний студентами, для чего могут быть задействованы все известные формы учебной деятельности: обязательные тематические консультации, самоконтроль, работа с мультимедиа курсами и др.

Практические занятия. Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. На этих занятиях идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности. Разнообразные формы проведения практических занятий: занятия по изучению иностранного языка, решение задач по физико-математическим и естественнонаучным дисциплинам, семинары, лабораторные практикумы, — могут быть использованы и при дистанционном обучении. В этом случае они приобретают некоторую специфику, связанную с использованием информационных технологий.

Лабораторные работы позволяют объединить теоретико-методологические знания и практические навыки учащихся в процессе научно-исследовательской деятельности. Лабораторные работы при дистанционном обучении разумно проводить во время выездов преподавателей или под руководством тьюторов непосредственно в филиале, используя материальную базу и кадровый потенциал регионального вуза, на базе которого создан филиал. Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику для различных специальностей и учебных дисциплин, поэтому по каждой специальности и дисциплине должны быть разработаны особые рекомендации.

Семинарские занятия. Одной из основных организационных форм учебной деятельности являются семинарские занятия, которые формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение наиболее сложных теоретических вопросов курса, их методологическая и методическая проработка.

В системе дистанционного образования реализуются все три уровня семинарских занятий: просеминары, семинары, спецсеминары. Часть семинаров проводится в филиале в форме традиционных аудиторных занятий под руководством тьютора, поскольку организация выездов преподавателей в филиал для проведения семинарских занятий нецелесообразна.

Необходимость проведения традиционных аудиторных семинарских занятий определяется спецификой преподаваемой дисциплины. Но, в отличие от других видов практических занятий, где остается значительным объем аудиторной работы, теоретическое начало семинарских занятий позволяет эффективно реализовывать их и на основе информационных технологий. Большая часть семинаров может быть проведена с использованием on-line технологий: Chat, Audio Conferencing, Internet Video Conferencing.

Наиболее важным отличием сетевого семинара от традиционного занятия в аудитории является возможность проведения как индивидуальной, так и групповой рефлексии, основанной на анализе зафиксированного (сохраненного) текста семинара. Это позволяет руководителю семинара осмыслить проблемы, с которыми сталкиваются студенты, и избежать их в дальнейшем, усиливает основания для обновления тематики семинара, а также для усиления обратной связи и корректировки траектории изучения учебной дисциплины или научной проблемы.

Вместе с тем, работа с письменным текстом требует от студентов и особенно от преподавателя, которому приходится параллельно вести несколько учебных диалогов и в то же время поддерживать общую сюжетную линию коллективного обсуждения проблем, высокого уровня работы на компьютере, хорошего владения клавиатурой, умения быстро оценивать ситуацию и принимать конструктивные решения.

Консультации. При дистанционном обучении, предполагающем увеличение объема самостоятельной работы студентов, возрастает необходимость организации постоянной поддержки учебного процесса со стороны преподавателей. Важное место в системе поддержки занимает проведение консультаций, которые теперь усложняются с точки зрения дидактических целей: они сохраняются как самостоятельные формы организации учебного процесса, и, вместе с тем, оказываются включенными в другие формы учебной деятельности (лекции, практики, семинары, лабораторные практикумы и т. д.).

На первый взгляд, личный контакт учащихся с преподавателями при дистанционном обучении ограничен, но реально использование информационных технологий расширяет возможности для проведения консультаций. Оперативная обратная связь может быть заложена как в текст учебного материала, так и в возможности оперативного обращения к преподавателю или консультанту в процессе изучения курса.

Контроль качества знаний. Педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный или итоговый.

Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение. Текущий контроль может быть организован с помощью устного опроса, контрольных заданий, проверки данных самоконтроля. При дистанционном обучении возможности текущего контроля расширяются. Здесь может осуществляться традиционный контроль преподавателем курса или тьютором, а также самоконтроль на основе специально разработанных тестирующих программ или баз данных, содержащих тестовые задания. Функцию проверки при этом выполняет сама программа, высылающая обработанные результаты проверки преподавателю или тьютору.

Тематический контроль предполагает оценку результатов определенной темы или раздела программы. Он может быть организован с помощью тех же педагогических средств, что и текущий контроль — с помощью тестов, контрольных работ, а также рефератов и др. Проверку рефератов можно осуществить в режиме on line (Chat, Audio Conferencing, Internet Video Conferencing).

Рубежный и итоговый контроль может быть организован в виде тестов, рефератов, творческих работ, решения задач, итогового экзамена и др. Экзамены и зачеты могут быть реализованы с помощью электронной почты или on-line диалога.

Урок. Урок — это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного времени.

К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:

  • формирование развития у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
  • изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»;
  • проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии;
  • прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.

Кроме перечисленных требований к уроку выделяют и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и т. д.

Воспитательные требования к уроку включают:

  • определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;
  • постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
  • воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях;
  • внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

Различают следующие типы уроков:

  • комбинированные (смешанные);
  • уроки изучения новых знаний;
  • уроки формирования новых умений;
  • уроки обобщения и систематизации изученного;
  • уроки контроля и коррекции знаний, умений;

уроки практического применения знаний, умений

Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, выглядят так:

Организация работы

Повторение изученного (актуализация знаний)

Изучение новых знаний, формирование новых умений

Закрепление, систематизация, применение

Задание

на дом

Этапы

1

2

3

4

Наиболее распространенными нестандартными уроками являются:

  1. Уроки-«Погружения»
  2. Уроки — деловые игры
  3. Уроки — пресс-конференции
  4. Уроки-соревнования
  5. Уроки типа КВН
  6. Театрализованные уроки
  7. Уроки-консультации
  8. Компьютерные уроки
  9. Уроки с групповыми формами работы

10.Уроки взаимообучения учащихся

11.Уроки творчества

12.Уроки-аукционы

13.Уроки, которые ведут учащиеся

14.Уроки-зачеты

15.Уроки-сомнения

16.Уроки — творческие отчеты

17.Уроки-формулы

18.Уроки-конкурсы

19.Бинарные уроки

20. Уроки-общения

21.Уроки-фантазии 22. Уроки-игры

23.Уроки-«суды»

24.Уроки поиска истины

25.Уроки-лекции «Парадоксы»

26.Уроки-концерты

27 .Уроки-диалоги

28.Уроки «Следствия ведут

знатоки"

29.Уроки — ролевые игры

30.Уроки-конференции

31.Уроки-семинары

32.Интегральные уроки

33.Уроки — «круговая тренировка»

34.Межпредметные уроки

35.Уроки-экскурсии

36.Уроки

Ключевые понятия темы: обучение, познавательная деятельность, преподавание, учение, программированное обучение, алгоритмизация процесса обучения, урок, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, конференция, диспут, зачёт, экзамен, факультативное занятие, консультация, лекция.

Список рекомендуемой литературы Основная

  1. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. [и др.]. — М.: Школа-пресс. 2005.
  2. Сластенин, В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин. — М.: Академия, 2004.
  3. Столяренко, A.M. Психология и педагогика / А.М. Столяренко — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  4. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для техн. вузов / Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д.: ФЕНИКС, 2004.
  5. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов / И.П.Подласый:учеб.пособиедляВУЗов.-М.:ВЛАДОС, 2004.-364с.

Дополнительная

  1. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская [и др.]. — М.: Питер, 2003.
  2. Гуревич, П.С. Психология и педагогика / П.С. Гуревич. — М.: Проект, 2004.
  3. Кроль, В.М. Психология и педагогика / В.М. Кроль. — М.: Высш. шк., 2003.
  4. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. — М.: Юрайт, 2003.
  5. Педагогический энциклопедический словарь / Редкол.: М.М. Безруких и др. — М.: БРЭ, 2003.
  6. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. — М.: ВЛАДОС, 2003.
  7. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: В 2 кн. Кн. 2. Процесс воспитания / И.П. Подласый. — М.: ВЛАДОС, 2003.
  8. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. — М.: Гардарики, 2003.

Примерная тематика докладов и рефератов

  1. Тождество и различие отношений между наукой и учебным предметом.
  2. Роль полемики в обучении: дискуссии, диспуты, диалоговая форма обучения.
  3. Метод Сократа в обучении.
  4. Индивидуальный подход в обучении.
  5. Дистанционное обучение.
  6. Технические средства обучения.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector