Раздел II. Психическое развитие воспитанников детского дома
Тема 2.1. Психическая депривация в условиях детского дома.
Лекция № 2
План лекции:
1. Определение понятия «психическая депривация». Виды депривации:
— сенсорная депривация;
— двигательная депривация;
— социальная депривация.
2. Типы депривированного поведения.
3. Выводы.
Литература:
1. Залысина И.А., Смирнова Е.О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи//Вопросы психологии. — 1985. — №4.
2. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. – М.: Педагогика, 1966.
3. Лангмеер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984.
4. Мухина В.С. Психическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях закрытого типа// Вопросы психологии. — 1989. — № 1.
5. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М., 1992
6. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1990.
1. Определение понятия «психическая депривация». Виды депривации: — сенсорная депривация; — двигательная депривация;
Содержание лекции
1. Определение понятия «психическая депривация»
Психическая депривация – это психологическое состояние, в результате лишения / ограничения возможности удовлетворения жизненно важных потребностей. Основными показателями психической депривации являются: тревожность, страхи, интеллектуальные расстройства.
Виды депривации
Сенсорная депривация – сенсорный «голод», когда ребенок не получает достаточного количества зрительных, слуховых, тактильных стимулов в следствие недостаточно организованной предметной среды.
Божович утверждал, что потребность во впечатлениях играет важную роль в развитии ребенка, возникая на 1-2 недели жизни является базой для формирования социальных потребностей, в том числе и потребности в общении с родителями.
Последствиями сенсорной депривации могут быть: низкий самоконтроль, примитивные эмоции, низкий уровень ориентации в окружающем, недостаточно развитое воображение.
Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, воспитывающихся ...
... к эмоциональной депривации, жесткая формальная организация среды детского дома - к когнитивной депривации. Основной формой депривации данной категории детей является депривация детско-родительских отношений, ... виды депривации - двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и другие. Формирование личности ребенка - сироты происходит в состоянии социальной и психической депривации, ...
«Сенсорный голод» на протяжении 7 месяцев (особенно в раннем возрасте), как считали, И.Лангмейер и З.Матейчик приводят к серьезным нарушениям психического развития.
Двигательная депривация – психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения в движениях.
Последствиями двигательной депривации может быть гиподинамия, асоциальное поведение как осознание неудовлетворенности жизненно важной потребности в двигательной активности.
Социальная депривация – неудовлетворение основных социальных потребностей в эмоциональном благополучии, общении.
Социальная изоляция – постоянство и невозможность изменения социального окружения.
Дети, ЛРП испытывают социальную изоляцию, как следствие, у детей возникает спецефический для д/д феномен «мы». Чувство «мы», с одной стороны, является для детей аналогом семьи, с другой – осознание социальной изоляции приводит к возникновению диструктивных форм решения конфликтов.
Но у детей, ЛРП складывается потребительская позиция по отношению к взрослым, выражающаяся в следующем: с одной стороны у детей возникает представление, что общество виновато перед ними, и теперь взрослый заглаживает свою вину, с другой стороны, чем больше человек отдает другим, тем больше он должен получить.
Пытаясь скорректировать последствия социальной депривации, педагоги организуют связь воспитанников с окружающим миром.
В контексте социальной депривации рассматривают эмоциональную и материнскую депривацию.
Эмоциональная депривация – неудовлетворение потребностей ребенка в эмоциональных контактах, заботе, чувстве удовлетворенности, радости и т.д.
Материнская депривация – неудовлетворение потребности в материнской любви, заботе, внимании.
До 18 века материнская любовь была случайным явлением.
Ученые, изучая проявления импритинга у животных утверждали, что:
— импритинг возникает в определенный период, недолговременный на стадии раннего онтогенеза;
— импритинг необратим;
— импритинг возникает в независимости от того, будет стимульная ситуация, связанная с какой-либо функцией организма или нет.
На существование импритинга существует 2 точки зрения:
1. Дж. Боулби. Импритинг являясь врожденным механизмом запечатления имеет ряд особенностей: фиксация образа матери происходит в течение длительного времени; импритинг может быть пластичен и существует возможность замены образа матери; период импритинга всегда сопровождается критическими состояниями.
2. Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев утверждали, что чувство привязанности к взрослому у ребенка формируется прижизненно.
3. Э.Эриксон объясняет проблему материнской депривации потерей ребенком чувства базового доверия к миру.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... который облегчает их адаптацию в коллективе. Им свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают пар‑циально одаренными. В их речи встречается меньше штампов, ... страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Среди детей, страдающих аутизмом, эта группа является самой многочисленной. Прогноз ...
Он выделяет 2 условия возникновения базового доверия к миру:
— отсутствие материнского тепла и заботы;
— постоянство матери.
Отсутствие материнской заботы может привести к тяжелым соматическим расстройствам у детей младенческого возраста. Само по себе физическое отделение ребенка от матери необязательно приводит к нарушению психического развития, все зависит от того, имеет ли ребенок близкие отношения с родителями, любим ли он.
Дж.Боулби отмечал, что если ребенок родился в ситуации материнской депривации, то возможно формирование безэмоционального характера личности ребенка. Возникновение интеллектуального отставания, неумение конструктивно реагировать в конфликтных ситуациях, приводит к возникновению комплекса неполноценности, недостаточному эмоционально-волевому развитию.
Психологи отмечали, что в случае лишения материнской заботы после возникновения между матерью и ребенком эмоциональной связи, разлука сопровождается тяжелыми эмоциональными переживаниями.
Прослеживая это явление на детях 2 половины младенческого возраста ученые отмечали, что:
1 месяц разлуки: ребенок плачет, требует присутствия матери, внимания к себе, ищет возможную замену матери.
2 месяца разлуки: ребенок избегает любых контактов с окружающими, развивается апатия, аутизм.
3 месяца разлуки: возникают реакции избегания, если к ребенку подходят, то он кричит, наблюдается резкое снижение веса, нарушение познавательного развития.
В вышеуказанные периоды последствия психической депривации обратимы, при условии помещения ребенка в семью.
5-6 месяцев: после возвращения в семью последствия психической депривации необратимы.
Развитие личности ребенка, не имеющего мать идет по невротическому типу, на передний план выступают защитные механизмы, проявляющиеся в нежелании видеть мать (чувство недоверия к матери, отказ рисовать семью).
В практике выделяют 2 вида внутреннего конфликта:
1. Ребенок считает отделение от семьи как наказание за то, что он плохой, непослушный, в следствие этого у него рождается чувство вины, что в дальнейшем становится чертой его характера.
2. Ребенок обвиняет семью в том, что виноваты они. Внутреннее состояние ребенка характеризуется агрессивным, эмоционально отрицательно окрашенным. Ребенок не хочет знать своих родных.
Но, следует отметить, что ребенок может испытывать и 1, и 2 конфликт, в зависимости от возраста и имеющегося опыта проживания в семье.
Божович утверждал, что потребность во впечатлениях играет важную роль в развитии ребенка, возникая на 1-2 недели жизни является базой для… Последствиями сенсорной депривации могут быть: низкий самоконтроль,… «Сенсорный голод» на протяжении 7 месяцев (особенно в раннем возрасте), как считали, И.Лангмейер и З.Матейчик приводят…
Типы депривированного поведения
И. Лангмейер и З. Матейчик выделили следующие типы депривированного поведения:
1. Социальная гиперактивность – дети вступают в контакт без затруднений, для них характерны ярко выраженные тенденции к «показным» действиям, но их общественный характер бывает поверхностным и непостоянным. Дети интересуются всем происходящим в окружающем их мире, однако сами принимают лишь косвенное участие. Для них не характерно проявление физической агрессии, отсутствует социальная провокация. Дети тянутся к каждому взрослому, стараются любым способом завоевать его внимание. Дети со всеми ведут себя адекватно, но вместе с тем их отмечает низкий уровень познавательного развития, довольно сниженная концентрация внимания; не заботятся о вещах.
Диагностика музыкальных способностей детей
Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они выполняли их с большим интересом. Светлова Виктория ...
2. Социальная провокация – дети добиваются внимания взрослого посредством провоцирующего поведения, выражающегося в эмоциональных «вспышках»; дети требуют повышенного внимания к себе, относятся с ревностью и агрессией к другим детям. Только в ситуации индивидуального общения агрессия и ревность исчезают.
3. Подавленный тип – ребенок пассивен и апатичен. Склонен к проявлению регрессивных тенденций в поведении. В процессе общения, даже со взрослым, дети молоинициативны, пассивны, часто сомневающиеся в своих действиях. Интерес к материальным объектам преобладает над социальными интересами. Чаще всего, к моменту поступления дети имеют диагноз ЗПР.
4. Приспособленческий тип – дети умеют сосредоточиться на 1 взрослом, снискать его расположение. Дети умеют вступать в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Но в общении со сверстниками все же выступают экстрапунитивные реакции по типу самозащиты.
5. Замещение удовлетворения – дети заменяют социальные потребности аффективными. Данные «защитные» виды активности соответствуют более низкому уровню, приближаясь к биологическим потребностям. Формы замещения: еда, мастурбация, манипулирование с предметами.
1. Социальная гиперактивность – дети вступают в контакт без затруднений, для них характерны ярко выраженные тенденции к «показным» действиям, но их… 2. Социальная провокация – дети добиваются внимания взрослого посредством… 3. Подавленный тип – ребенок пассивен и апатичен. Склонен к проявлению регрессивных тенденций в поведении. В процессе…
Выводы
1. Неблагополучная предметная среда закрытых учреждений приводит к возникновению сенсорной и двигательной депривации у детей младенческого и раннего возраста.
2. Психическая депривация является фактором, вызывающим нарушения психофизического развития детей, ЛРП.
3. Различие форм депривационных последствий при одинаковом количестве условий, обусловлено возрастом детей, опытом жизни в семье, уровнем психического и физического развития.
4. Отклонения в уровне развития познавательных процессов, не всегда является абсолютным во всех случаях.
5. Имеет принципиальное значение отсутствие постоянного личного отношения воспитателя к воспитанникам, к природе его нарушения, к коррекционно-развивающей работе.
6. Специфика психического развития детей, ЛРП не является неизбежной.
7. В практике выделяют 2 пути преодоления проблемы:
— изменение специфики существующих закрытых учреждений – создание «семейных детских домов», увеличение и материальное обеспечение таких форм социальной защиты как патронаж, опека, усыновление;
— реконструкция особенностей организации образовательного процесса в данных учреждениях – увеличение коррекционно-развивающей работы, организация внешних социальных воспитанников, осуществление профессиональной подготовки педагогических кадров.
Стадии и уровни развития психики и поведения животных
... три уровня: низший, высший и наивысший. Таблица 1.1 Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри) Стадии и уровень психического отражения, его ... жестких систем целесообразно устроенных органических и поведенческих реакций. Качественный скачок в развитии психики и поведения животных происходит на следующей, перцептивной стадии. Ощущения здесь объединяются в ...