Организация работы по профилактике наркомании в школе 2

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ В ШКОЛЕ

Школа – это маленький мир, государство в государстве. В нём свои, порой негласные законы, свои новшества и традиции. И, конечно, ежедневная борьба: борьба за успеваемость, дисциплину, здоровье.

Тематические недели, конкурсы стенгазет, беседы с врачами – наркологами, классные часы, лекции, дискуссия, ролевые игры, театрализованные представления, суды над наркотиками – колоссальный опыт, накопленный школой для профилактики детской наркомании. Но, несмотря на это, проблема по – прежнему существует, а значит, существует и необходимость поиска новых, более эффективных форм и методов её решения.

Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребёнка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, она не воспринимается всерьёз и родители, в большинстве своём, заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.

Возможно, поэтому, большая часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берёт на себя школа, которая ещё со времён Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребёнка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться со взрослой, самостоятельной жизнью.

Иными словами, на хрупкие плечи учителя государство возложило ещё одну, на первый взгляд непосильную ношу – профилактику наркомании.

Более того, в соответствии с приказом Минобразования России от

«05» февраля 2002 года № 330, «при осуществлении инспектирования образовательных учреждений и проведении аттестации руководителей и других работников образовательных учреждений в качестве одного из критериев результатов их деятельности принято рассматривать показатель состояния антинаркотической работы обучающихся, воспитанников.

Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является: создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.

10 стр., 4730 слов

Основы деятельности образовательных учреждений. Организация образовательного ...

... Задание 5 Чем отличаются управление функционированием образовательного учреждения и управление развитием образовательного учреждения? Управленческая деятельность в различных сферах профессионального ... социального управления самостоятельно выбирают субъекты управления на каждом уровне управления образовательным учреждением - "в" ) Любой управленческий цикл начинается и заканчивается педагогическим ...

Исходным в работе является предположение, что выделенная система профилактики наркомании будет более эффективной по сравнению с массовым опытом, если:

  1. подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения;
  2. поток информации, её источники будут строиться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка;
  3. осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво – негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать своё время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
  4. в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.

В соответствии с вышесказанным, можно выделить три основных направления работы школы по профилактике наркомании:

1. Работа с детьми:

  • общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
  • работа с детьми «группы риска»;
  • работа с детьми, употребляющими наркотические вещества;
  • работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.

2. Работа с педагогическим составом:

  • подготовка учителей к ведению профилактической работы;
  • организационно – методическая антинаркотическая работа.

3. Работа с родителями:

  • информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;
  • работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»);
  • психолого – педагогическая поддержка семей, в которых ребёнок начал употреблять наркотические вещества;
  • поддержка семей, в которых ребёнок прошёл лечение по поводу зависимости от наркотических веществ и вернулся к обучению (находится на стадии реабилитации).

4. Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотической профилактики (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).

Основными составляющими системы профилактики наркомании в школе являются: администрация школы, учителя – предметники, классные руководители, медико – психолого – педагогическая служба и т.д.

14 стр., 6742 слов

Особенности работы педагога с детьми, имеющими задержку психического развития

... нашего исследования является работа с детьми, имеющими ЗПР. Предметом: особенности работы педагога с детьми, имеющими ЗПР. Гипотеза: знания о психолого-педагогических особенностях детей с задержкой психического развития ... к преобладанию в общеобразовательной школе детей с проблемами в обучении и в развитии[24; с. 22]. Наиболее многочисленную группу риска школьной дезадаптации составляют школьники ...

Администрация школы: осуществляет контроль и координацию профилактической работы в целом.

Учителя – предметники: обеспечивают организацию профилактической работы на уроке (использование антинаркотических материалов в качестве фрагментов урока, проведение тематических уроков).

Классные руководители: благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико – психолого – педагогической службой и т.д.).

Медико – психолого – педагогическая служба:

Школьный врач обеспечивает активную работу медицинских кабинетов учебных заведений – одного из важных звеньев антинаркотической профилактики, консультативного пункта для педагогов, детей, роителей (источник специальных знаний и сведений, центр производства оригинальных идей по проведению целевых акций разного масштаба).

Школьный психолог обеспечивает:

  • организацию развивающей работы со всеми школьниками, включая тренинги личностного роста и другие виды групповой развивающей работы;
  • психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;
  • психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в процессе учебно – воспитательного процесса, позитивное разрешение различных конфликтных ситуаций);
  • выделение групп риска с помощью ежегодного тренинга;
  • организацию целостной психологической помощи детям группы риска, в том числе направление ребёнка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы.

Социальный педагог несёт ответственность:

  • за привлечение к совместной работе различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;
  • организация досуга учащихся как внутри школы, так и с привлечением организаций дополнительного образования детей и молодёжи;
  • систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями детей группы риска).

Библиотека: обеспечивает информационно – методическую базу профилактической работы.

12 стр., 5788 слов

Гиперактивный ребенок в начальной школе

... является следствием психического нарушений развития ребенка. В группу риска входят дети, которые родились при помощи ... к правонарушениям. Проблема гиперактивности освещена в работах таких ученых как Л.С. Выготский, И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова, ... провести опрос и анализ результатов гиперактивности детей в современной школе. Методы исследования: ? теоретический анализ психолого- ...

Учреждения дополнительного образования и культуры: обеспечивают максимальную занятость в течение дня, отсутствие времени для «ничегонеделывания».

Институт повышения квалификации работников образования организует обучающие семинары для учителей, школьных психологов, социальных педагогов образовательных учреждений, социальных работниковпо вопросам профилактики наркомании в детско – подростковой среде.

Наркомания сегодня – сложная многоаспектная проблема, которая обусловлена социальными, семейными и личностными факторами. Это болезнь, от которой нужно лечить не только наркомана, но и всю его семью. Именно поэтому, одним из ведущих элементов профилактической системы является работа с родителями, которая включает в себя:

  • проведение бесед, чтение лекций специалистами в родительской аудитории;
  • родительские собрания с обсуждением воспитательных, психологических проблем развития и поведения ребёнка;
  • работа с конфликтными семьями, включая данные о случаях социального вмешательства со стороны службы социальной помощи;
  • психологическая поддержка семье со стороны школьного психолога, социального педагога;
  • оказание помощи родителям в проведении в семье тестового контроля вероятных случаев токсико – наркотического опьянения;
  • консультирование родителей по особенностям взаимоотношений с ребёнком, который прошёл лечение и находится на стадии реабилитации.

Значение системы работы школы по профилактике наркомании:

  1. воспитание подрастающего поколения в духе неприятия наркотических веществ;
  2. включение подростков в организованную борьбу против алкоголизма, наркомании, токсикомании и курения;
  3. развитие у детей глубокого понимания опасности и вреда наркотиков, алкоголя, никотина, других дурманящих средств для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом;
  4. формирование у учащихся убеждения в том, что употребление наркотиков, алкоголя, никотина наносит ущерб здоровью, приводит к преждевременному старению организма и психическому распаду, утрате трудоспособности, радости человеческого общения, полноценных духовных и половых отношений между женщиной и мужчиной;
  5. развитие у школьников полезных привычек использования свободного времени, стремление к творчеству и богатому духовному общению с интересными людьми.

Работа по профилактике наркомании перестала быть просто моральным долгом учителя, переросла в его прямую обязанность, выполнить которую на фоне активной пропаганды различных атрибутов элитарного образа жизни, согласитесь, не так – то просто.

13 стр., 6427 слов

Курсовая работа. Дети из неблагополучных семей

... терроризирующий семью, потом наконец-то он уходит из семьи, семья вздыхает с облегчением, в нее воцаряет мир). Встречаются внешне ...  подавляющим  ребенка,  или  с оранпирен- ными  условиями и т.д.  Порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная. Хотя и полная  (скажем отец пьяница, ...

4