10. Методы социально-психологического воздействия. Социально-психологический тренинг

Комментарий: Насколько я смогла разобраться, к методам воздействия в социальной психологии относят групповую дискуссию (как метод принятия групповых решений, к ней же относится и мозговой штурм), игровые методы и социально-психологический тренинг. Причем, в тренинге, очевидно, применяется и групповая дискуссия (но уже как обсуждение), и различные игровые упражнения. Надо сказать, что какой-то единодушной классификации этого всего не существует, каждый автор волен в интерпретациях, в этом варианте ответа я в основном опиралась на структуру курса Прихидько и лекции, слайды Гулевич (что касается групповой дискуссии и мозгового штурма).

На экзамене могут начать спрашивать про цели и задачи каждого метода, про специфику и прочее, обратите на это внимание и подумайте над этим на досуге).

Кроме того, как сказала Белинская, к методам воздействия можно отнести всю массовую коммуникацию, но это я уже не стала писать, смотрите соответствующие вопросы.

План ответа

  1. Групповая дискуссия.
  2. Игровые методы.
  3. Социально-психологический тренинг (СПТ).

3.1. Исторические предпосылки возникновения тренинговых групп.

3.2. Понятие СПТ.

3.3. Основные цели и задачи СПТ

3.4. Виды тренинговых групп.

3.5. Организация и проведение СПТ.

3.6. Структура групп СПТ.

3.7. Требования к ведущему.

3.8. Основные стадии развития тренинговой группы.

3.9. Основные принципы конструирования программы СПТ.

3.10. Оценка эффективности СПТ.

1.Групповая дискуссия.

Групповая дискуссия – способ организации совместной деятельности, цель которого — интенсивное и продуктивное решение групповой задачи.

Функции групповой дискуссии:

1) Изменение мнения.

Социально-психологическое изучение групповой дискуссии связано с работами К.Левина, появившимися в 1940-е г. Цель экспериментальной работы — заставить американских домохозяек покупать субпродукты. После обычной лекции о пользе субпродуктов – только 3% слушателей лекции изменили свое отношение к субпродуктам, а после группового обсуждения – 32%.

Члены группы искренне соглашаются с групповым решением и изменяют поведение в соответствии с ним.

2) Качество решения.

  • Повышение активности членов группы

  • всестороннее обсуждение проблемы
  • принятие более качественных решений по сравнению с индивидуальными

Причины некачественных решений:

12 стр., 5573 слов

Лекция-консультация

... диалог с аудиторией, лекция-дискуссия, лекция с применением техники обратной связи, лекция с применением элементов «мозговой атаки», лекция с разбором микроситуаций, лекция-консультация, групповая консультация («пресс-конференция»), программированная лекция-консультация и т.д. ...

  • Нормативное влияние
  • Информационное влияние
  • Иллюзия продуктивности
  • Распределение ответственности
  • Неспособность скоординировать усилия, обсуждение только той информации, которая известна всем

Далее см. вопрос 33 – про виды групповых задач и феномены группового принятия решений.

Стадии групповой дискуссии (подробнее — см. слайды Гулевич по психологии коммуникаций, тема 9)

  • Стадия подготовки
  • Стадия сбора информации
  • Стадия интерпретация информации
  • Стадия оценки принятого решения

Мозговой штурм (А. Осборн).

— На этапе выработке идей запрещается критика, что способствует выработке максимально креативных решений.

Виды мозгового штурма:

  1. Обратный – узкий, несколько человек;
  2. Коллективный – 200-250 участников делятся на подгруппы, а потом пленарное заседание;

Упрощенные процедуры:

  1. Совет пиратов – участники высказывают решение по иерархии, в итоге решает капитан.
  2. Каскадное решение — сначала одни люди, потом другие.
  3. Синектика (У.Гордон) – использование аналогий, метафор. Участники представляют, что бы они почувствовали, если бы были элементом проблемы.

Условия эффективности мозгового штурма:

Процедура проведения:

  • инкубационный период
  • узнавание высказавшего идею
  • ориентация на оценку личности
  • знакомство с другими идеями
  • фиксация решений

Особенности задачи: важность

Особенности участников:

  • конкурентная ориентация
  • знания и опыт

Стадия оценки принятого решения:

  • экспертная оценка
  • метод усредненного мнения группы
  • правило большинства
  • метод единодушного решения
  • метод консенсуса

2.Игровые методы.

Подразделяются на операционные и ролевые. Операционные (деловые) игры имеют сценарий и очень четко ориентируются на инструментальный аспект деятельности. Определяются как метод имитации принятия управленческих решений в различных ситуациях по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Часто их называют имитационными управленческими играми. Ролевые игры направлены на изменение установок, мешающих эффективному взаимодействию людей с окружением. Одна из форм ролевой игры – техника психодрамы, разработанная Дж. Морено. На практике сеанс психодрамы заключается в разыгрывании ситуации конкретного человека, чьи проблемы и конфликты предстоит решать группе, и других действующих лиц.

  • Ролевая игра создает участникам условия для того, чтобы они смогли:
  • Уяснить нормы поведения и общения, а также собственные представления, чувства и мысли, связанные с той или иной ролью.
  • Развить умение входить в положение других людей, лучше понимать их позиции и чувства, что непосредственно связано с социально-психологическими явлениями идентификации и эмпатии;
  • Опробовать новые роли и формы общения в ситуациях, моделирующих реальную жизнь.

3. Социально-психологический тренинг (спт)

3.1. Исторические предпосылки возникновения тренинговых групп.

4 стр., 1909 слов

Руководство сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах ...

... к игровому опыту, приобретенному детьми в предыдущей группе. В этот период важно поддерживать воплощение замыслов путем реализации в игре нескольких игровых задач и комбинирования разных эпизодов ... простор для индивидуальных замыслов детей. В старшей группе совершенно недопустимо как прямое навязывание детям готовых, идущих от воспитателя игр для тем, так и разучивание определенных сюжетов ...

Тот факт, что воздействовать на группу – в целях лечения, в частности – бывает иногда эффективнее, чем на одного человека, знали еще наши пещерные предки. Шаманская практика также показала успешность публичного применения обрядовых и ритуальных процедур для излечения больных. Первой попыткой дать научно-теоретическое объяснение происходящим в группе процессам излечения следует считать теорию «животного магнетизма» Франца Антона Месмера австрийского врача, практиковавшего в Париже в конце XVIII века. Первыми социологами, предпринявшими изучение групповых методов, их функций и механизмов на рубеже XIX и XX веков были Э. Дюркгейм и Г. Зиммель.

Считается, что первые тренинговые группы, направленные на повышение компетентности в общении, были проведены учениками К. Левина в Бетеле (США) и получили название Т-групп. На Левина оказали влияние работы социолога Георга Зиммеля (Simmel, 1950), который рассматривал общество как систему функциональных взаимоотношений, объединяющих индивидуумов в сообщества. Он заметил, что, будучи членами общества, все люди принадлежат к группам, лидеры и члены групп постоянно воздействуют друг на друга. Левин начал применять динамические концепции Зиммеля по мере того, как переносил свои психологические исследования из лаборатории в полевые условия, то есть в нормальные естественные условия общественных процессов. Левин пришел к твердому убеждению, что большинство эффективных изменений в установках личности происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте. Он утверждал, что для того, чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие. Работы Левина (Lewin, 1948, 1951), в области групповой динамики стали классическими. Его идея создания групп и изучения их деятельности на основе научно обоснованных фактов стала краеугольным камнем движения Т-групп. Подход Левина к изучению Т-групп получил название «действенного исследования».

Первая Т-группа возникла случайно. В 1946 г. несколько специалистов в области общественных наук во главе с Лилендом Брэдфордом, Рональдом Липпиттом и Куртом Левином участвовали в работе мастерской межгрупповых отношений, названной Коннектикутским проектом и призванной помочь бизнесменам и общественным лидерам успешно применять принятый незадолго до этого Закон (акт) о справедливом найме на работу. После одного из рабочих занятий специалисты собрались вечером для обсуждения своих наблюдений. На обсуждении пожелали присутствовать несколько участников группы. Вскоре стало ясно, что наблюдения специалистов не всегда совпадают с восприятием участников группы. Эти вечерние встречи оказались столь привлекательными для специалистов и участников, что превратились в эффективный метод обучения. Это был первый пример анализа участниками группы своего опыта с помощью получаемой от других обратной связи.

Успех нового метода исследования групповой динамики привел к созданию в следующем году в г. Бетеле, штат Мэн, Национальной лаборатории тренинга (НЛТ), вслед за которой возник целый ряд аналогичных лабораторий. В основе практики Т-группы- групповая дискуссия. Предметом групповой дискуссии являются реальные межличностные отношения участников, а задачей – изучение самой группой ее динамики через анализ происходящих в ней процессов.

3 стр., 1192 слов

Понятие группы и группового поведения

... • с взаимозависимостью, которая предполагает взаимопомощь, взаимную компенсацию недостатков, значимость каждого участника для группы и выполнения общей задачи; • со своевременным и умелым разрешением конфликта; ... функции. Его развитие происходит в соответствии с социально-психологичес­кими процессами групповой динамики, основными из которых яв­ляются: • общение работников; • сплоченность ...

В теоретическом плане на практику Т-групп несомненно влияние психоаналитической традиции. Это проявляется в акценте на возможности расширения опыта личности путем доведения до осознания и постановки под его контроль тех механизмов поведения, которые функционируют, используются личностью, но не осознаются ею. В целом, теоретическое обоснование практики Т-групп остается недостаточным. Одна из попыток построения теории – теория группового развития Бенниса и Шепарда (см. вопрос про психоаналитический подход).

Большинство школ групповой психотерапии и тренингов возникли в русле основных направлений мировой психологической науки – психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, гуманистической психологии – или в результате причудливого сочетания различных теоретических подходов.

  1. Понятие СПТ.

Существует большое количество определений СПТ. Во всех определениях: 1) отмечается, что в тренинге используются активные методы обучения, под которым понимаются игры, специальные упражнения в подгруппах, групповые обсуждения, отчеты о работе в подгруппах; 2) отсутствует указание четкой целевой отнесенности, конкретизации. Цели могут быть связаны с развитием разных структур.

Одним из наиболее комплексным определением СПТ является следующее:

СПТ – это область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении или коммуникативной компетентности (Жуков Ю.М., Петровская Л.А. и Растянников П.В.).

Под активными методами понимаются игры, специальные упражнения в подгруппах, групповые обсуждения.

Коммуникативная компетентность включает в себя:

  1. Совокупность определенных знаний (в том числе — знания о нормах, правилах поведения в социальных ситуациях);
  2. Коммуникативные умения (определенные техники общения);
  3. Коммуникативные установки (на тот или иной вид общения, н-р, закрытое или открытое общение).

Специфические особенности тренинга:

  1. наличие группы, которая в течение определенного времени находится вместе и ведет работу.
  2. В тренинговой работе соблюдается ряд принципов(тренинговое обучение отличается от традиционного).

Основные правила групповой работы:

  1. «Здесь и теперь»

Предмет анализа — процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.

  1. Искренность и открытость

Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с самим собой настоящим. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.

10 стр., 4869 слов

Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников тренинга

... опыта, дать необходимые рекомендации. Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников тренинга 1. Осознание принадлежности к группе позволяет человеку почувствовать, что он не один со ... поведения. После завершения работы тренинговой группы проводится повторная психодиагностика эмоциональной сферы детей и анкетирование взрослых участников тренинга с целью отследить эффективность работы ...

  1. Принцип Я

Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний.

  1. Активность

В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной.

  1. Конфиденциальность

Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.

  1. Основные цели и задачи СПТ.

Цели могут стоять самые разные, но так как речь идет о тренинге коммуникативной компетентности, то в целом, результатом тренинга должна быть возросшая компетентность личности в отношении собственных мотивов, целей, стратегий поведения партнеров по общению, осмысление помех взаимопонимания, и т.д. На групповом уровне целью является установление валидной коммуникации: 1) каждый член группы способен точно и свободно сообщать о своих чувствах, мотивах, интенциях и т.д. 2) восприятие каждым членом своего места в группе согласуется с восприятием других членов группы (Беннис, Шепард).

  1. Виды тренинговых групп.

Подход Жукова

Существует два «процедурно-технологических» подхода к практике тренинга: компетенциарный (фокусированный на компетенциях) и экспериентальный (основанный на опыте).

В компетенциарном подходе акцент делается на предмете тренинга- на системе компетенций, т.е. в рамках компетенциарного подхода разработана дифференцированная система понятий для описания и оценки того, чтоподлежит формированию, совершенствованию и развитию. Компетенциарный подход популярен в бизнес-среде (отбор, аттестация, оценка, обучение кадров).

Различают понятие компетентности, компетенции и компетенций. Компетентность- преимущественно субъектная характеристика (то, что относится к индивиду как к объекту профессиональной деятельности), компетенция – характеристика позиции (роли, должности),компетенции – то, что индивид должен сделать, когда занимают определенную позицию в соответствии с предписаниями и стандартами, соответствующими этой позиции. На основе компетенциарного подхода выстраивают интегрированные системы оценки и обучения. Плюсы подхода: создание гибкого и дифференцированного концептуального аппарата, способного описывать круг требований, предъявляемых к человеку на рабочем месте и связанных с его функционированием в профессиональной и социальной среде. Критика подхода: невозможность формирования компетентностей высшего порядка, ориентированных не на реагирование на уже свершившееся и устоявшееся, а тех, которые нацелены в будущее. .

Экспериентальный подход сосредоточен на методах обучения, т.е. на том, как учить и учиться. В рамках этого подхода разработана совокупность моделей процесса обучения (процесса приобретения опята).

Предмет тренинга при этом находится на втором месте. Классическая модель экспериентиального обучения – модель Д. Колба: процесс обучения рассматривается как состоящий из четырех последовательных фаз – конкретный опыт, рефлексивное наблюдение, абстрактная концептуализация, активное экспериментирование. Плюсы: разработана внушительная совокупность представлений о процессе научения, осуществляющемся как в «стихийном порядке», так и в ходе участия в специальных образовательных программах. Недостатки: неразработанность центрального понятия концепции — понятия опыта.

  1. Организация и проведение СПТ.

Тренинговые занятия должны проходить в специально подготовленных помещениях. Помещение для занятий должно быть в достаточной степени звукоизолированным и располагаться в месте, обеспечивающем отсутствие случайного постороннего вмешательства и помех работе. Поскольку занятия могут длиться достаточно долго, следует позаботиться о том, чтобы помещение было просторным и периодически проветривалось. Помимо удобных и легких кресел для участников, стоящих в кругу, в помещении для тренингов необходимо иметь планшет с большими листами бумаги, на которых ведущий может что-то записывать или зарисовывать фломастерами, видеомагнитофон и телевизор. Перерывы в работе делаются в среднем через полтора – два часа на 10- 15 минут. Возможен двухчасовой обеденный перерыв. Все зависит от программы тренинга (сколько по времени длится, если целый день, то понятно, что нужен обеденный перерыв и т.п.)

  1. Структура групп СПТ (состав группы).

При рассмотрении структурных элементов тренинговых групп выделяются следующие аспекты: количественный и качественный состав группы, ролевое распределение в группе, цели и нормы групповой работы.

Количественного состав группы. Оптимальное число участников в группе обычно фиксируется в промежутке между 6 и 14. Группа должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить необходимое разнообразие взаимодействий, и достаточно компактной для того, чтобы каждый мог почувствовать себя ее неотъемлемой частью (Рудестам).

В большинстве случаев программы тренинга предусматривают участие лиц, которые ранее не были знакомы друг с другом.

Под качественным составом группы понимается распределение в группе профессионально-демографических, должностных и личностных характеристик участников. Разные авторы приводят свои аргументы, как в пользу однородности, так и разнородности группы, однако в большинстве случаев специалисты склоняются к мнению, что умеренно разнородные группы обладают преимуществом, связанным с наличием разносторонних точек зрения на решаемые в группе проблемы.

Нормы, устанавливаемые в группе, должны соответствовать целям группы. Нормы помогают решать вопросы о том, надо ли выражать свои чувства, как это правильно делать, как строить взаимоотношения с другими участниками группы. Соблюдение норм зависит от целого ряда обстоятельств, например, от группового статуса участника: при низком статусе нормы игнорируются, тогда как при среднем статусе участники склонны придерживаться существующим стандартам. Наибольшая готовность к принятию групповых норм наблюдается в сплоченных группах (придерживаясь норм сплоченной группы, ее члены приобретают в ней большую популярность, что способствует повышению их самооценки).

Ролевой репертуар. На первых этапах развития тренинговой группы функционирование участников задается стереотипными внутренними установками на исполнение той или иной социальной роли, привычной им во внешнем мире. Однако ситуация психологического тренинга такова, что необходима гибкость поведения участников, определяющая отказ от шаблонных ролей и принятие новых, нестандартных игровых ролей. Специалисты описывают большое количество групповых ролей, сами названия которых ярки и метафоричны: «козел отпущения», «эксперт», «аутсайдер», «тряпка», «обвинитель», «хулиган», «жертва» и т. п. Основная задача групповой психотерапии и состоит в расширении репертуара ролей, предоставляющем участникам группы возможность функционировать во внешнем мире на основе новых, опробованных в тренинге и сознательно выбранных ролей.

  1. Требования к ведущему.

Функция руководителя – включить участников в работу и постепенно устраняться от руководящей роли (становясь латентным руководителем), предоставляя участникам свободу для самовыражения. Основные функции ведущего (по Рудестаму):

  1. функция эксперта: комментирует то, что происходит в группе (поведенческий аспект);
  2. катализатор – способствует развитию событий и побуждает к активности, привлекает внимание к текущим задачам и чувствам участников.
  3. Дирижер – регулирует взаимообмен между участниками, облегчает передачу информации, которая касается их эмоционального состояния.
  4. Образец – демонстрирует, как вести себя в группе.

Личностные черты, желательные для руководителя тренинговой группы:

  • концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;
  • открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;
  • эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;
  • аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;
  • энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;
  • уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;
  • уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;
  • богатое воображение, интуиция;
  • высокий уровень интеллекта.

Требования к ведущему (лекции Прихидько):

  • Умение сохранять спокойствие, не поддаваться всеобщему волнению
  • Ролевая гибкость
  • Ведущий должен быть хорошим стратегом и организатором
  • Хорошо, если у ведущего есть свой собственный стиль
  • Ведущий е должен искать в группе социального признания (искушения воздвижения на пьедестал)
  1. Основные стадии развития тренинговой группы.

Выделяют 4 этапа в развитии тренинговой группы: начальную, кризисную, рабочую и завершающую.

Начальная стадия. Наличие тревоги у участников, волнение, страх неизвестности и неопределенности, подчеркнутая доброжелательность, псевдосплоченность. На этой стадии происходит установление норм группы, формирование ролевой структуры.

Кризисная стадия. Возрастание скептицизма и недовольства участников группы. Кризис вызывается, с одной стороны, недостаточно осознаваемым внутренним протестом против необходимости увидеть свой новый психологический портрет, а с другой стороны – вполне понятным страхом открыться перед другими участниками группы и ведущими.

Рабочая стадия.

Преодоление периода кризиса. Критичность и скептицизм уступают место глубочайшему интересу, любопытству, стремлению понять слова ведущих и процессы, происходящие в группе и внутри самих участников. Рефлексия становится более глубокой и содержательной. Участники переосмысливают свое поведение, свою личность, они все более ощущает собственную независимость и способность изменить свою жизнь в чем-то важном, принципиальном. Основным результатом этой стадии является выбор и принятие решения действовать.

Завершающая стадия.

Психологический смысл этой завершающей стадии – закрепление в поведении и поддержание новых способов поведения. Участники группы апробируют новые способы поведения, опирающиеся на изменившуюся Я-концепцию.

Иногда участникам тренинга сложно расставаться, так как для многих людей в группах участники становятся эмоционально более близкими, чем родственники и друзья.

  1. Основные принципы конструирования программы СПТ.

Выбор того или иного методического приема определяется следующими факторами:

1) содержанием тренинга, 2) особенностями группы, 3) особенностями ситуации, 4) возможностями тренера.

В последнее время акцент смещается на всё более «свободное» построение тренинговых программ. Каждое отдельное занятие, каждая встреча представляет собой самостоятельную ценность, отдельный блок в составе целостной программы (модуль) — Жуков.

Три части модуля:

  1. вступительная (увертюра).

    Момент встречи, установление контакта, знакомство, прояснение целей и задач тренинга.

  2. Основная часть. Разогревы, мини-лекции, основные упражнения, дискуссии, анализ и подведение итогов конкретных упражнений. Шерринг.
  3. Подведение итогов (в широком смысле слова).

    Ведущий уточняет какие-либо моменты, отвечает на вопросы, благодарит участников за работу.

В состав каждого модуля также входят отдельные элементы – номера. Каждый номер имеет определённую цель, тему, сюжет, схему позиционирования участников, правила поведения, структуру исходов, критерии оценки и ключи анализа. Цели номера – это те задачи, которые он выполняет в целостной программе тренинга. Два блока целей номера: содержательные или предметные (отражают основное содержание модуля или всей программы тренинга) и функциональные или динамические (обеспечивают более эффективное протекание процессов в группе).

Участники тренинга перед началом номера получают информацию о его содержании, необходимую для его проведения (инструкцию).

Также проводится позиционирование участников – распределение ролей, комплектование подгрупп, установка очерёдности. Она может производится как тренером, так и самими участниками. Важнейшим компонентом проведения номера является обратная связь, которую участники могут получать как во время, так и после упражнений.

2. Правила обратной связи

Одна из задач тренинга- интенсификация обратной связи. Требования к обратной связи:

  • Описательный характер (безоценочный);
  • Неотсроченность, высказывание непосредственно по «горячему» следу;
  • Специфичность, а не обобщенность (т.е. обратная связь должна иметь отношение к конкретному частному проявлению участника, а не к поведению в целом)
  • Релевантность потребностям и получающего, и отправляющего;
  • Реализация обратной связи в контексте группы – феномен группы как зеркала;
  • Высказывание по поводу таких свойств, которые могут быть реально изменены.

3.10. Оценка эффективности спт.

Вопрос эффективности тренинга остро стоит при заказе и проведении бизнес-тренингов. Для оценки эффективности таких тренингов активно используется четырехуровневую модель Дональда Киркпатрика (он ее описал еще в 1950-х, потом она, видимо, дорабатывалась):

Уровень оценки

Тип результата

Способы и методы оценки

1.Уровень реакции

Реакция участников Мнение участников, понравилось или не понравилось

  1. Оценочная анкета в конце тренинга
  2. Опросы участников тренинга, сделанные руководством компании

2. Уровень усвоенных знаний

Изменения участников Любые изменения персонала, способствующие эффективной работе:

 позитивный настрой

 повышение профессиональной мотивации

 изменение мыслей (преодоление устойчивых стереотипов мышления)

 повышение сплоченности команды

 получение конкретных знаний (т.н. учебный результат)

  1. Самоанализ, самооценка участников тренинга об изменениях в настрое, мыслях в их комментариях, изложенных в оценочных анкетах
  2. Наблюдения тренера-консультанта во время обучения, анализ изменений участников тренинга к концу обучения и их описание в Отчете по результатам проведения тренинга
  3. Контрольные упражнения в конце или во время тренинга на усвоение и использование полученных знаний (групповые и индивидуальные, письменные, устные, в виде ролевых игр)
  4. Наблюдения руководства компании за изменениями участников тренинга после обучения
  5. Цифровые замеры

3. Уровень поведения.

Изменения поведения на рабочем месте Системное применение полученных на тренинге знаний.

  1. Наблюдения руководства компании за работой сотрудника, прошедшего обучение, «в поле» (на рабочем месте).

    Сбор материала для аттестации содержащего описание примеров эффективного и неэффективного поведения при исполнении должностных обязанностей, описание хранится в личном деле сотрудника.

  2. Анализ Анкеты клиента или анализ изменившегося характера записей в Книге жалоб и предложений
  3. Использованием формулы R = M — I (R — Requirement M — Must, I — Inventory) для заполнения Контракта на обучение, заполненного до обучения. Контроль за выполнением Контракта.
  4. Контроль за применением знаний
  5. Регулярная Аттестация

4. Уровень эффекта

Изменение результатов деятельности компании Изменение качественных показателей:

 возросшая степень удовлетворенности клиентов

 известность компании (имидж)

 улучшение психологического климата

 уменьшение текучести кадров Изменение количественных показателей:

 объема продаж

 доли рынка

 массы прибыли

 коэффициента рентабельности

  1. Анкета клиента
  2. Заказное исследование об имидже компании.
  3. Личные наблюдения руководства компании.
  4. Отслеживание процента текучести кадров.

Недостатки модели:

  1. не учитываются возможные негативные эффекты тренинга;

2) сугубо прагматичный подход, направленный на предоставление информации для принятия управленческих решений.

Источники: Жуков («Коммуникативный тренинг») – там подробно про подходы к тренингам, очень много про обратную связь, Социальная психология: практикум (2006) – там есть про групповую дискуссию, тренинги и проч., Зарубежная социальная психология 20 века – описание Т-групп и психоаналитическая традиция, лекции Прихидько, слайды Гулевич по психологии коммуникации – групповая дискуссия, интернет – модель Кирпатрика.