Литература по курсу «Основы специальной психологии и педагогики»:

  1. Специальная психология / Владимир Иванович Лубовский, Татьяна Всеволодовна Розанова, Людмила Ивановна Солнцева – М., 2006.
  2. Кузнецова Людмила Вениаминовна, Переслени Любовь Израилевна и др. Основы специальной психологии – М., 2003
  3. Мамайчук Ирина Ивановна Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии – СПб., 2004
  4. Неретина Татьяна Геннадьевна – Специальная педагогика и коррекционная психология — М., 2008.
  5. Трофимова Нелли Михайловна, Дуванова Светлана Петровна и др. – Основы специальной педагогики и психологии – СПб., — 2005

Лекция 1

План:

I. Предмет, цели, задачи, принципы специальной психологии.

II. Специальная психология как наука о особенностях развития аномальных детей.

III. Основные термины специальной психологии.

I. Предмет, цели, задачи, принципы специальной психологии

Специальная психология изучает психофизиологические особенности аномальных детей, закономерности их воспитания, обучения, подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с проблемами в развитии.

Предмет специальной психологии изучение психических особенностей детей с серьезными аномалиями развития (т.е. с серьезной патологией).

Это направление изучает возможные пути компенсации, как на уровне организма, так и на уровне психики.

Специальная психология разрабатывает формы, методы, средства, приемы коррекции и компенсации аномального развития детей.

Задачи специальной психологии:

  1. изучение закономерностей и особенностей психического развития детей с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях коррекционного обучения;
  2. психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений;
  3. психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками в развитии;
  4. психологическая коррекция дезадаптации и т. д.

Знание основ специальной психологии поможет педагогу в следующем:

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное и ... эксперимент – применяемый в возрастной и пед-й психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Тестирование ...

  1. правильно организовать систему коррекционной работы с детьми, имеющими трудности обучения в условиях общеобразовательной школы;
  2. приобрести практические навыки, необходимые для самостоятельных исследований с целью совершенствования коррекционно-воспитательной работы.

Коррекционная психология как отрасль психологии тесно взаимодействует со многими науками, такое взаимодействие теоретически можно разделить на несколько блоков, которые в свою очередь состоят из самостоятельных наук и отраслей.

К первому блоку можно отнести педагогические дисциплины — это общая педагогика, методика преподавания предметов детям как с нормальным уровнем развития, так и с отклонениями в развитии и т. д.

Ко второму блоку относится медицина: анатомия, физиология, психиатрия, невропатология и т. д.

Третий блок гуманитарный, который состоит из философии, социологии, психологии всех направлений.

Использование знаний и опыта многих самостоятельных наук и отраслей дает дополнительный шанс специалистам коррекционной психологии подбирать более эффективные методы обучения для каждой категории людей в индивидуальном порядке.

Принципы специальной психологии:

  1. Важное значение для понимания психического развития имеет принцип детерминизма. Он означает, во-первых, что все психические явления, как и психика в целом, понимаются как проявления, причинно обусловленные объективной действительностью, как отражение этой действительности; во-вторых, что все психические явления рассматриваются как обусловленные деятельностью мозга; в-третьих, данный принцип предполагает при изучении психических явлений обязательное установление причин, которые вызвали эти явления.
  2. Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта, объяснение того, продуктом какого изменения предшествующего развития является этот дефект. Этот принцип выражается в том, что все психические явления рассматриваются как постоянно количественно и качественно изменяющиеся и развивающиеся, а правильная характеристика любого психического явления возможна только в том случае, если одномоментно выясняются характерные его особенности в данный момент, причины возникновения изменений и возможные перспективы последующих изменений. Таким образом, принцип развития ориентирует не на статическое описание дефекта, а на выяснение динамики его развития.
  3. Принцип единства сознания и деятельности.

    Биологически унаследованные свойства составляют одно из условий формирования психических функций. Для человека необходимо овладение миром предметов и явлений, созданных человечеством. Именно деятельность является условием возникновения, фактором формирования и объектом приложения сознания человека. Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание — это регулятор поведения и действий человека. Однако главное, по словам А. Н. Леонтьева, состоит вовсе не в том, чтобы указать на активную управляющую роль сознания. Главная проблема заключается в том, чтобы понять сознание как субъективный продукт, как преобразованную форму проявления тех общественных по своей природе отношений, которые осуществляются деятельностью человека в предметном мире. При изучении аномальных детей реализация принципа единства сознания и деятельности находит свое выражение в том, что деятельность аномального ребенка является одним из важных параметров оценки уровня его развития.

II. Специальная психология как наука о особенностях развития аномальных детей

Термин «аномалия» (от греч. anomalos — «неправильный») обозначает нарушение нормы, общей закономерности организации, является всеобъемлющим по отношению к любым ошибками развития -анатомическим, биохимическим, функциональным.

18 стр., 8530 слов

Глава I. Проблема речевого развития детей в психологии

... изложен на 39 страницах, включает 3таблицы . Глава I. Проблема речевого развития детей в психологии 1.1.Развитие речи детей в онтогенезе. Возникновение языка относится к глубокой древности и связано с ... формироваться грамматический строй речи. На дошкольном этапе у большинства детей ещё отмечается неправильное произношение звуков. Можно обнаружить дефекты свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л. С ...

В отечественной специальной психологии термин «аномальные дети» обозначает категорию детей с врожденными или приобретенными нарушениями психического и физического развития, нуждающихся в обучении в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

В соответствии с принятой в дефектологии классификацией аномалий развития выделяют группы детей с нарушениями: интеллекта; зрения; речи; слуха; опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с комбинированными дефектами.

Развитие аномальных детей подчинено тем же физическим и психическим закономерностям развития, что и у здоровых детей. Но развитие аномальных детей имеет своеобразие, в результате естественной компенсации за счет использования сохранных функций организма и психики. И чтобы развитие аномального ребенка приблизилось к развитию здорового ребенка требуется система психолого-педагогический воздействий, коррекции, и индивидуальный подход к каждому ребенку. Для этого создаются специальные коррекционные учреждения (школы-интернаты), где дети получают возможность максимально компенсировать и корректировать свой недостаток и получить образование.

Все детские аномалии бывают:

  • Врожденные аномалии – наследственные (болезнь Дауна, глухота, слепота и т. д.).
  • Приобретенные аномалии – возникают в момент рождения или постродовой период (в течение жизни).

В отечественной психологии первым, кто пытался целенаправленно рассмотреть вопрос о наличии закономерностей психического развития, проявляющихся при разных типах нарушений, и выделить некоторые из них, был Л.С. Выготский. Л.С. Выготский разработал теорию об аномальном развитии ребенка, где учел все наработки отечественных и зарубежных исследователей в этой области исследования. Центральное положение в его теории имеет закон компенсации — всякий дефект создает стимулы для выработки компенсации, для усиленного движения вперед. Динамическое изучение дефекта ребенка не может ограничиваться установлением степени тяжести недостатка, оно непременно включает учет компенсаторных, замещающих, надстраивающихся, выравнивающих процессов в развитии и поведении ребенка. Согласно закону компенсации дефект создает стимулы у ребенка для выработки компенсации, для усиленного движения вперед.

8 стр., 3804 слов

1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача

... реактивность – быстрота эмоционального отреагирования, скорость «ответа». Нарушение эмоциональных реакций Физиологический аффект- состояние выраженного ... сексуальное насилие в детстве создает риск для развития расстройств личности. Типы расстройства личности : Параноидное ... до безучастности. Встречается в рамках шизофренического дефекта. Апатия – безразличие, полное отсутствие чувств, при ...

Своеобразие в развитии дефективного ребенка имеет пределы. На основе нарушенного дефектом равновесия в приспособительных функциях перестраивается на новых началах вся система приспособления, которая стремится к новому равновесию. Компенсация, как реакция личности на дефект, дает начало новым, обходным процессам развития, замещает, надстраивает, выравнивает психологические функции. Многое из того, что присуще нормальному развитию, исчезает или свертывается из-за дефекта. Создается новый, особенный тип развития.

Центральный основной фактор – это реакция организма и личности на дефект – это отправная точка развития, главная движущая сила развития, т.к. идет осознание своего дефекта.

Чувство социальной неполноценности заставляет ребенка преодолевать дефект, компенсировать его, или даже сверх компенсировать, т.к. развитие дефекта приобретает социальную обусловленность, которая складывается из двух факторов:

  1. действие дефекта всегда вторично – т.к. сам дефект ребенок не ощущает, он воспринимает только затруднения его, при взаимодействии с другими детьми, взрослыми и т. д. – вот они и формируют чувство социальной неполноценности, что и заставляет ребенка преодолевать его.
  2. Дефект, который формирует чувство неполноценности, заставляет ребенка вырабатывать чувство компенсации либо в положительную либо в отрицательную сторону. Процесс компенсации не всегда заканчивается удачей. Компенсация может иметь два крайних проявления – «+» — ребенок удачлив, талантлив и т.д. или «-» — у ребенка возникает чувство поражения. По какому пути пойдет компенсация у ребенка определяется силой мотива и активности человека, а так же воспитанием и обучением.

Рассматривая такие недостатки, как глухота, слепота, умственная отсталость, Л.С. Выготский отметил, что причины, их вызывающие (в основном это различные заболевания, травмы, иногда — наследственность), ведут к возникновению основного нарушения в сфере психической деятельности, которое определяется как первичное нарушение.

Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы вследствие воздействия патогенных факторов.

Первичное нарушение, если оно возникает в раннем детстве, приводит к своеобразным изменениям всего психического развития ребенка, что проявляется в формировании вторичных и последующего порядка нарушений в сфере психической деятельности.

Вторичные нарушения имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им. Чем дальше имеющиеся нарушение отстоит от биологической основы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции. Вторичные нарушения и все последующие нарушения обусловлены первичным нарушением и зависят от его характера (т.е. от типа первичного недостатка), степени его выраженности и времени возникновения.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций (внимания, памяти, воображения), в зависимости от его интеллектуальных ... Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, кружения). Они болезненно реагируют на смену обстановки, ...

Так, при глухоте первичным нарушением является выключение или грубая недостаточность слухового восприятия. Вторичный дефект — нарушение речевого развития, так как словесная речь при отсутствии у ребенка слуха самостоятельно (как это происходит у слышащего ребенка) не развивается. Нарушение речевого развития отрицательно сказывается на развитии мыслительной деятельности, недостатки в формировании которой выступают как дефекты третьего порядка, ведущие к трудностям общения. При частичном нарушении слуха — у слабослышащих детей — первичный дефект выражен слабее, а нарушения в развитии речи имеют качественно иной характер, т.к. речь может формироваться на основе сниженного слуха, хотя при этом характеризуется целым радом недостатков: дефектами произношения и грамматического строя, ограниченностью словаря, замедленным формированием понятий и их неточностью и т.д. Эти недостатки также приводят к нарушениям в формировании мыслительной деятельности и другим дефектам.

При потере слуха в возрасте, когда словесная речь уже в основном сформирована например после 6 лет вторичные недостатки и дефекты оказываются еще менее выраженными.

Возникновение вторичных дефектов в процессе психического развития ребенка с недостаточностью того или иного типа было выделено Л.С.Выготским в начале 1930-х гг. как общая закономерность аномального развития. Он указал еще на одну закономерность, проявляющуюся в затруднениях взаимодействия с социальной средой и в нарушениях связей с окружающим миром всех детей, имеющих недостатки развития. Рассматривая проблему общности и своеобразия в нарушениях развития, Ж. И. Шиф формулирует эту закономерность следующим образом: «Общим для всех случаев аномального развития является то, что совокупность порождаемых дефектом следствий проявляется в изменениях в развитии личности аномального ребенка в целом». У детей с недостатками развития всех категорий наблюдаются нарушения речевого общения, хотя проявляются они в разной мере и форме; развития объема информации, которая может быть принята в единицу времени, в той или иной мере меньше по сравнению с нормой.

III. Основные термины специальной психологии

  1. Аграфия – нарушения письма, при котором ребенок не может овладеть навыком соединения буквы в слога.
  2. Адаптация – приспособление человека к окружающим условиям. Адаптация человека имеет два аспекта – биологический и психологический.
  3. Алалия – нарушение речи у детей при сохраненном слухе и отсутствии органического поражения интеллекта.
  4. Алексия – нарушение способности читать, возникает вследствие органического поражения речевых зон коры мозга.
  5. Аномальное развитие – развитие на дефектной основе.
  6. Аномальные дети – дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами.
  7. Асинхрония, как искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие (Ковалев), характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом.
  8. Аутизм – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.Впервые описан Каннером.
  9. Афазия – нарушение речи.
  10. Вторичный дефект – психическое недоразвитие и нарушение социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих).
  11. Дебильность – легкая степень умственной отсталости.
  12. Девиантное поведение – отклоняющиеся поведение.
  13. Деменция – слабоумие, стойкое ослабление познавательной деятельности, наступает после периода нормального развития ребенка вследствие органического поражения мозга.
  14. Депривация – психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения основных психических потребностей. Характеризуется выраженным отклонениями в интеллектуальном и эмоциональном развитии, нарушением социальных контактов.
  15. Дети с проблемами в развитии – группа детей с сенсорными, интеллектуальными, эмоционально-волевыми, физическими и другими отклонениями в психофизическом развитии.
  16. Дефект – физический или психический недостаток вызывающий нарушение нормального развития.
  17. Дизонтогенез – это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза.В 1927 г. Швальбе впервые употребил термин «дизонтогения», обозначая с его помощью отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Впоследствии под этим термином стали понимать различные формы нарушений онтогенеза.
  18. Дисграфия – нарушение письма, выражающиеся в замене букв и их пропуске.
  19. Дисфункция созревания – морфофункциональная возрастная незрелость центральной нервной системы и взаимодействие ее с неблагоприятными факторами внешней среды.
  20. Задержка психического развития – нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, в интеллектуальной недостаточности.Синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма.
  21. Идиотия – самая глубокая степень умственной отсталости, при которой практически отсутствует речь.
  22. Имбицильность — средняя степень умственной отсталости.
  23. Инфантилизм – сохранение в психике человека особенностей и черт характера, присущих более ранней детской стадии развития.
  24. Компенсация – возмещение, выравнивание или замещение функций, недоразвитых, нарушенных или утраченных вследствие дефектов развития, перенесенных заболеваний и травм.
  25. Коррекционно-воспитательная работа – система спец. Приемов и мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей.
  26. Коррекция – это преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития посредством различных психолого-педагогических воздействий.
  27. Культурная депривация — неблагоприятные условия воспитания, создающие значительный дефицит информации и эмоционального опыта на ранних этапах развития
  28. Олигофрения – общее недоразвитие психики с преобладанием интеллектуальной недостаточности и познавательной деятельности как следствие задержки или приостановки развития познавательных процессов в раннем постнатальном периоде.
  29. Первичный дефект – возник в результате органического повреждения или недоразвития како-либо биологической системы.
  30. Психопатия — аномалия характера, неправильное, патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах.
  31. Психический дизонтогенез — патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций.
  32. Психическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать.
  33. Психокоррекция – направление реабилитационной и коррекционно-воспитательной работы с детьми, целью которой является предупреждение и преодоление отклонений в психическом развитии.
  34. Распад — при котором происходит не возврат функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стоек регресс и более вероятен распад.
  35. Регрессия (регресс) — возврат функций на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального характера (временная регрессия), так и стойкого, связанного с повреждением функции (стойкая регрессия).
  36. Ретардация (задержанное развитие) – запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных компонентов. Различают общую (тотальную) и частичную (парциальную) психическую ретардацию. В последнем случае речь идет о запаздывании или приостановке развития отдельных психических функций, отдельных свойств личности.
  37. Слабоумие – стойкое и малообратимое снижение психической деятельности вследствии органического поражения головного мозга.
  38. Умственная отсталость — это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы; такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера
  39. Факторы риска – это условия, которые предшествуют негативному результату и повышают вероятность наступления этого результата.

Контрольные вопросы.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

4 стр., 1731 слов

Развитие психических функций в дошкольном возрасте

... в которой дети воспроизводят различные социальные роли и отношения между людьми. Развитие психических функций в дошкольном возрасте Дошкольный возраст - период расцвета детской познавательной ... является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре - память, мышление, воображение.Существенным показателем развития ребёнка является овладения знаниями, представления об ...

1. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается возврат функции на более ранний возрастной уровень, как временного, так и стойкого характера:

8 стр., 3552 слов

Патологические характеры (психопатии)

... убеждений, человек с этой формой пато­логического характера обычен, его воспринимают как глубоко убежденного человека. Но это психопатия, и притом опасная. Энергия, непоколебимость, мощная эмоциональность ... агрессивность, враждебность или чрезвычайно рев­нивая привязанность. Люди с эксплозивной формой психопатии педантичны, пунктуальны и корыстолю­бивы, у них чрезвычайно выражено скопидомство, они ...

1) ретардация;

2) регрессия;

3) распад;

4) асинхрония.

2. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается грубая дезорганизация либо выпадение функции:

1) распад;

2) регрессия;

3) асинхрония;

4) ретардация.

3. Вид психического дизонтогенеза, при котором отмечается запаздывание или приостановка психического развития:

1) асинхрония;

2) распад;

3) ретардация;

4) регрессия.

4. Форма психического дизонтогенеза, при котором отмечается выраженное опережение развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительное отставание темпа и сроков созревания других функций и свойств:

1) асинхрония;

2) регрессия;

3) распад;

4) ретардация.

5. Социально обусловленный вид непатологических отклонений в психическом развитии:

1) социальная депривация;

2) патохарактерологическое формирование личности;

3) педагогическая запущенность;

4) краевая психопатия.

6. К социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза относится:

1) педагогическая запущенность;

2) патохарактерологическое формирование личности;

3) акцентуация характера;

4) краевая психопатия.

7. Общее психическое недоразвитие, это:

1) психопатия;

2) олигофрения;

3) акцентуация характера;

4) педагогическая запущенность.

8. Отличительная черта мышления умственно отсталых детей:

1) искажение процесса обобщения;

2) некритичность;

3) амбивалентность;

4) амбитендентность.

9. Эмоции умственно отсталых детей:

1) недифференцированы;

2) амбивалентны;

3) ригидны;

4) лабильны.

10. Тотальность поражения психических функций характерна для:

1) олигофрении;

2) педагогической запущенности;

3) задержки психического развития;

4) психопатии.

11. Синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций обозначаются термином:

1) педагогическая запущенность;

2) психопатия;

3) задержка психического развития;

14 стр., 6822 слов

Нарушение связной речи у дошкольников с задержкой психического развития

... причин и следствий. Так что же такое -- задержка психического развития? Это слабовыраженное отклонение в психическом развитии находиться где-то посередине между нормой и патологией. Приравнивать ... индивидуализацию и вариативность образования, в том числе и образования дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). При этом значимость качества образования, а именно качества педагогической ...

4) олигофрения.

12. Аномалия характера, неправильное, патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах, это:

1) задержка психического развития;

2) олигофрения;

3) психопатия;

4) акцентуация характера.

10