Предметом этнопсихологии как самостоятельной отрасли знаний является изучение своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей.
Таким образом, этнопсихология — это наука, изучающая закономерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей и отличающих их друг от друга.Она в свою очередь является отраслью социальной психологии и базируется на исследованиях, осуществляемых не только учеными-психологами, но и социологами, этнографами, философами. Национально-психологические особенности людей — реально существующие, активно функционирующие и четко осознаваемые исследователями явления общественного сознания, имеющие свои специфически свойства, своеобразные механизмы проявления и оказывающие большое воздействие на поведение и деятельность людей.
Принцип детерминизмапоказывает причинную обусловленность национально-психологических особенностей социальными и иными, в том числе общепсихологическими факторами, влиявшими на процесс формирования той или иной этнической общности, которые и определяют специфику их функционирования и проявления.
Методологический принцип единства сознанияидеятельностивооружает этнопсихологию правильным пониманием сущности проявления этнопсихологических феноменов в зависимости от закономерностей того или иного вида деятельности, в которую вовлечен представитель национальной общности.
Принцип личностного подходатребует при изучение любых национально-психологических особенностей учитывать, что их носителем всегда выступает, во-первых, конкретная личность и, во-вторых, представитель определенной этнической общности с характерными для них чувствами, мыслями, переживаниями и т.д.
Можно говорить и о наличии у этнической психологии и своих собственных методологических принципов, каким, например, выступает принцип гносеологического подхода к анализу национально-психологических особенностей людей, который ориентирует на тщательное изучение и сопоставление социально-исторического своеобразия процессов развития одной нации или народа в отличие от других, учит видеть проявление специфического в их психологии как результат закономерного сочетания воздействия известных экономических, политических, социальных, культурных и психологических факторов.
Психологический эксперимент над людьми
После этих слов, я предоставляла фотографию человека Х и испытуемый давал своё мнение о человеке Х, создавая психологический портрет. 1)Антон, 18лет - «Нормальный мужик, солидный, серьезный, взрослый, но вс ... мнением детей, то вы глубоко ошибаетесь. Мы видим то, что хотим увидеть. Психологическая установка - это неосознанная настроенность, готовность что-то воспринять определенным образом, а мы ...
Кроме того, необходимо принимать во внимание и принцип учета этнологических факторов. Последние произведем от материальной жизни и материального бытия людей. При их осмыслении важно руководствоваться демографическими и статистическими закономерностями, которым они подчиняются в своем развитии, влияя тем самым и на психологию человека.
Следует помнить и о принципе относительности всех психологических характеристик наций, равноправии и взаимоуважении их представителей в вопросах духовного развития каждого этноса, который ориентирует ученых на достаточно осторожное обращение с результатами своих исследований, предполагает отказ от противопоставления и абсолютизации конкретных черт этнической психики конкретных народов.
Задачи этнопсихологии как науки
Этническая психология как отрасль научных исследований имеет свои конкретные задачи, которые включают:
- Всестороннее осмысление и обобщение данных о факторах и источниках формирования национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей; выявление на этой основе специфики социально-политического, экономического, исторического и культурного развития наций и народов, определившей в окончательном итоге своеобразие зарождения, развития и функционирования их психологии.
- Изучение специфики мотивационно-фоновой сферы национальной психики людей с целью анализа и обобщения своеобразия проявления и соотношения мотивационных и других подобных качеств (например, деловитости, инициативности, степени усердия и т.д.), определяющих важнейшие показатели их эффективной деятельности и специфики поведения как представителей конкретных этнических общностей.
- Исследование национально дифференцированных характеристик интеллектуально-познавательной активности людей конкретной национальности, проявляющихся в своеобразно функционирующих выходе трудовой и другой деятельности степени приверженности к логике, глубине абстрагирования, скорости мыслительных операций, организации интеллектуальных процессов, глубине восприятий, полноте и оперативности представлений, концентрации и устойчивости внимания и других качествах.
- Анализ и выявление закономерностей функционирования и протекания национальных чувств, их динамики и содержания; организация исследований специфики выражения эмоций и эмоционального поведения представителей конкретных этнических общностей и обобщение полученных результатов с целью констатации закономерностей их эмоциональной жизни.
- Изучение специфики своеобразных установок на волевую активность, функционирующих в национальной психике того или иного народа или нации; выявление на этой основе устойчивости и специфики протекания волевых процессов, своеобразия проявления волевых усилий, которые оказывают влияние на поведение, действия и поступки ее представителей.
- Исследование своеобразия проявления коммуникативной сферы национального психического склада людей, функционирующей в форме специфических для них форм взаимодействия, общения и взаимоотношений и оказывающих влияние на характер протекания социально-психологических процессов в группах и коллективах, их иерархию, традиции и нормы поведения представителей конкретных этнических общностей.
- Сравнительное (кросскультурное) изучение этнопсихологических особенностей различных народов мира с целью выявления наиболее общих закономерностей функционирования и проявления национальной психики в межнациональных отношениях, а также разработки содержания и методик составления психологических характеристик их представителей.
- Выявление отличительных национальных черт психологии различных классов, слоев и конфессиональных групп общества в конкретных государствах с целью изучения и обобщения закономерностей (национальных, политических социологических, культурных и др.) их развития и функционирования.
- Изучение влияния этнического сознания и самосознания на национально-психологические особенности людей, на их миропонимание, социальные позиции и ценностные ориентации, отношение к представителям других общностей.
- Обоснование важнейших направлений учета и использования национально-психологических особенностей людей в интересах повышения эффективности политической, воспитательной, просветительской, социальной, культурно-массовой и консультативно-коррекционной работы с ними, регулирования межэтнических отношений.
- Исследование национально-психологических предпосылок совершенствования содержания и качества организации и осуществления трудовой, учебной, воинской и других видов деятельности представителей конкретных этнических общностей, а также межнациональных отношений.
- Выработка практических рекомендаций для руководителей предприятий, представителей других административно-хозяйственных кадров, педагогических работников с целью совершенствования ими управления и руководства многонациональными трудовыми, производственными и учебными коллективами, межнациональными отношениями в целом.
- Всестороннее изучение специфики психологии многочисленных наций и народностей нашей страны, социально-психологических условий и своеобразия межнациональных отношений в различных ее регионах, форм экономического, политического и культурного сотрудничества между ними.
- Социальное и психологическое прогнозирование развития политических, национальных и других процессов в разных регионах страны и в других государствах на основе учета специфики проявления психологии представителей различных этнических общностей, ее влияния на характер, содержание и специфику общественной жизни.
Психологическая основа нации
Каждая нация существует за счет системы устойчивых внутренних связей и отношений составляющих ее людей, которая формируется в процессе этнического развития, регулируется традициями и нормами поведения, принятыми в их среде и совершенствуется по мере становления и развития самобытной национальной культуры, языка и психологии.
Закономерности развития этносоциальных общностей
... развития и функционирования этнических общностей, взаимоотношения между ними и разрабатывающее методологические основы исследования этнических общностей. ... институтов культуры и этнического самосознания фактически сводили изучение этносов представители функционалистического направления ... осуществляет познание этнографических реальностей, формирует конкретное знание этнической картины мира в различные ...
Нация как социальная общность
... место в общественной жизни занимают этнические общности - этнос. Этнос (этническая общность) - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими ... нацию как социальную общность. Объектом данного исследования является нация, Предмет - нация, как социальная общность Целью настоящей курсовой работы является изучение нации как социальной общности, ...
Одним из главных признаков существования нации является историческая память, представляющая собой заветы старины, предания отцов, чувство единородства, т.е. приобщенности к духовной миссии своего рода, народа, нации, Родины. Человек, обладающий исторической памятью, осознает свое место в духовной эстафете поколений.
Каждая нация имеет свое национальное сознание, выражающееся в сложной совокупности социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации.
В целом национальному сознанию присущи следующие характеристики:
- наличие целостной этнической картины мира, представляющей собой совокупность устойчивых, связных представлений и суждений о общественном бытии, жизни и деятельности, присущих членам конкретной этнической общности;
- «правильная» передача из поколения в поколение в процессе нормально выработанной данной этнической общностью социализации;
- детерминирование им всего целостного и многосложного восприятия жизни этнической общности: общественных институтов; системы личностных и групповых (в том числе и профессиональных) отношений, обрядов и ритуалов, идеологии, искусства и фольклора; автостереотипов (т.е. образа представителей своей нации), обусловливающих внутреннюю политику этноса; гетеростереотипов (т.е. образа соседей); системы межэтнических (в частности, и межгосударственных) отношений, т.е. парадигм «внешней политики» этнической общности (правил поведения с представителями «чужих» этнических общностей) и т.д.;
- корреляция с поведенческими стереотипами, свойственными членам данного этноса;
- соответствие социальным условиям жизни этнической общности, стадии ее общественного развития, структуре жизнеобеспечения (материальной базе), а также соотношение этнической картины мира с нормами и ценностями, доминирующими у других народов, что может выражаться как включение себя в некоторое межэтническое культурное единство, либо как обособление, противопоставление себя другим народам
Национальное самосознание, являясь ядром национального сознания, представляет собой результат осмысления людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и положения последней в системе общественных отношений. Оно может выражать интересы как отдельной группы, этноса (западные и восточные буряты, северные и южные удмурты), так и нации в целом (русские, французы).
В основе проявления национального самосознания лежит феномен этнической идентификации (этничности), т.е. формирования устойчивых представлений человека о себе как о члене конкретной этнической группы.
Национальное самосознание проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации о:
- своей определенной идентичности и отличиях от представителей других общностей;
- национальных ценностях и интересах;
- истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития;
- месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях
Особую роль в жизни нации играют ее национальные интересы, отражающие ценности этнической общности и служащие сохранению ее единства и целостности. Они являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности как отдельных личностей, так и нации, государства в целом.
Этнические общности как предмет социологии. Исторические типы ...
... этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования.[1] Этническая общность. Этнос. Народ. Нация Этническая общность — это группа людей, ... духовный мир нации, объединяющий всех ее представителей. «Нация — это душа», — заявляет Э, Ренан. Духовные признаки нации отмечают ...
В основе национальных интересов лежат ценности нации — совокупность духовных идеалов ее представителей, в которых находит отражение своеобразие их исторического развития и культуры. Специфику национальным интересам придаютнациональные вкусы, представляющие собой исторически сложившееся своеобразие в понимании, оценках и отношении к значимым ценностям, явлениям жизни, прекрасному и плохому у большинства представителей той или иной этнической общности. Национальные вкусы проявляются в нравственном поведении, бытовой культуре, образе жизни, домашнем убранстве, одежде, в отношениях между людьми, в искусстве, литературе, живописи, танцах и музыке представителей конкретных этнических общностей.
Национальная культура — это совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых ею основных способов взаимодействия с природой и представителями других этнических общностей. Она цементирует жизнь нации, обеспечивая функционирование ее социальных институтов, наполняя их полноценным, значимым для всех людей содержанием, проявляясь в специфических интересах, складе ума и образе жизни, традициях и моральных нормах, образцах межличностного и межгруппового поведения и самовыражения.
Национальный язык, будучи действенным средством общения, накопления и выражения опыта членов нации, позволяет придать их культуре и всей жизни специфическое звучание и самовыражение. И конечно же на основе него возникают и постоянно проявляются взаимные симпатии, доверительность межличностных отношений, совместимость всех представителей нации, функционирующих в результате как единый и неделимый организм.
Национальная самооценка, как считает российский социальный психолог А.Д. Карнышев, может быть:
- заниженной, когда человек не знает возможностей и достоинств своего народа, не раскрыл свои и его потенциалы, тяготится мнимой ущербностью своих соплеменников и поэтому по возможности открещивается от них (в этом случае проявляются такие состояния человека, как униженность, подавленность, угнетенность, смирение и т.п., которые нередко трансформируются на состояние этноса в целом);
- адекватно-низкой, когда человек убежден в значимости и ценности своей нации, ее пока что незначительный или не до конца оцененный вклад в межэтническое сотрудничество, но не удручен этим, верит в перспективу, хотя и не выставляет на показ эту убежденность (он вместе со своим народом принимает на себя все тяготы его реального положения);
- адекватно-высокой, когда человек убежден в значимости и ценности своей нации, знает ее исторический и современный вклад в мировое содружество, гордится известными представителями своего народа, боготворит их и стремится следовать их путем (гордость, чувство национального достоинства, самоуважение к себе и своему этносу — вот, что испытывает такой человек);
- завышенной, при которой человек по каким-то причинам переоценивает вес собственной нации среди других, намеренно подчеркивает ее исключительность, постоянно выпячивает ее известные и малоизвестные достоинства, неадекватно завышает значение ее представителей, при этом идентифицируя себя с ними: «Посмотрите, какие мы все» (заносчивость, притязательность, апломб, амбиция, высокомерие, гордыня — эти и другие характеристики хорошо иллюстрируют несоразмерные притязания человека с завышенной самооценкой) Национальная гордость — это патриотические чувства любви к своей родине и народу, осознание своей принадлежности к определенной нации, выражающиеся в понимании общности интересов, национальной культуры, языка и религии.
Национальная гордостьвыражается в стремлении нации способствовать всемерному развитию своих традиций, языка, материальной и духовной культуры; готовности давать отпор тем, кто посягает на свободу и независимость нации, неуважительно относится к ее культуре и представителям.
Психология этнических групп
... Психологические характеристики этнических групп В психологии этнических общностей различаются две стороны: ... человека. Различные социальные блага - богатство, престиж, власть - распределяются в обществе в зависимости от этнической принадлежности индивидов - то есть, у представителей ... этнических групп. Причиной этого являются те многочисленные наслоения, которые имеются в исследованиях проблем наций. ...
Понятие национальной гордости близко по значению понятиям патриотизма и любви к Родине. Патриотизм (греч.patrisродина, отечество) — сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу. Оно проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов. Содержанием патриотизма являются любовь к Отечеству, преданность Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, готовность служить ее интересам и защищать от врагов.
В то же время гипертрофированное чувство национальной гордости ведет к возникновению идей национализма и шовинизма. Национализм — идеология, социальная практика и политика в основе которых лежит идея превосходства одних «высших» наций над другими — «низшими», «неполноценными».
Специфика межнациональных отношений людей
Различают четыре возможных результата межнациональных контактов с представителями других этнических общностей:
- Человек не принимает по каким-то определенным соображениям свою культуру и ориентируется на иные этнические ценности и стереотипы поведения. Этот тип поведения можно назвать конформным, а его носителя в психологии именуют «перебежчиком». Он встречается очень редко, обычно тогда, когда человек конкретной национальности с детства воспитывается в другой этнической общности, а потом отказывается возвращаться к своему народу.
- Человек не воспринимает или отбрасывает чужую культуру, преувеличивая значимость собственной. Этот тип людей носит название «националистов». И хотя в последнем отражается определенный негативный смысл, такое поведение является распространенным и закономерным, поскольку совершенно очевидно, что интересы своей нации и ее культура всегда более предпочтительны.
- Человек колеблется между двумя культурами. Его принято называть «маргиналом». Такого рода тип поведения и личностей довольно часто встречается в местах совместного компактного проживания многих национальных общностей. Иногда к таким людям относятся как к несколько ненормальным, «ущербным». На самом деле они просто результат длительного влияния нескольких культур.
- Человек как бы синтезирует в себе две культуры. Психологи называют этот тип людей «посредниками», каковыми они и являются на самом деле, поскольку в силу длительного проживания в среде двух народов, каждый из них стал для человека одинаково родным и знакомым [102. —49-50].
Межнациональные отношения могут осуществляться на межгрупповом уровне, т.е. между этническими общностями в целом, что обычно приводит к четырем видам последствий:
Психология народов Вильгельма Вундта
... интереснейшей отрасли психологии. Вундт выделял в науке о «национальном духе» две дисциплины: «историческую психологию народов» и « ... только в душе у каждого человека. Психология народов включает в себя психические явления, представляющие ... национальный дух противополагается отдельным душам не в смысле качественного различия, но в смысле измененного предиката ценности; равным образом и представители ...
- геноциду, т.е. уничтожению конкретной нации;
- ассимиляции, когда одна национальная общность постепенно перенимает или принуждается к принятию обычаев, традиций и т.д. другой доминирующей группы, вплоть до полного растворения в ней;
- сегрегации, когда осуществляется раздельное существование групп;
- интеграции, когда группы сохраняют свою этническую идентичность, но объединяются в единое целое на другом, значимом для них о сновании.
Межэтническая напряженность, т.е. состояние неприязни, недоверия, взаимных претензий и неудовлетворенности, возникает или может появляться периодически между любыми нациями, постоянно или временно контактирующими между собой. Она зависит от субъективных факторов:
- истории развития межнациональных отношений, исторической памяти о характере взаимоотношений народов на разных ее этапах (часто они принимают формы постоянной межэтнической напряженности);
- уровня экономического развития сторон, занимаемого представителями различных народов положения в системе производства и собственности (производственной социализации, преобладания представителей определенной национальности в профессиональных и социальных группах, доминирования различных форм собственности, уровня жизни и др.);
- структуры культурного развития нации — преобладания сельского или городского населения, уровня образования и профессиональной квалификации [102. — С. 76].
Особо следует выделить факторы, явления и процессы, существенно влияющие на формирование и усиление межэтнической напряженности.
Лекция 5. Сущность, структура и своеобразие этнопсихологических феноменов
Психология нации как реально существующее явление по содержанию представляет собой компонент общественного сознания, точнее общественной психологии. Она имеет свою материальную базу, своих конкретных носителей и отражает то общее, что есть у представителей этнической общности в мировосприятии, устойчивых формах поведения, чертах психологического облика, в реакциях, речи и языке, отношениях к другим людям и природе. Психология нации является результатом исторического развития, в ходе которого экономические и социально-политические условия жизни и деятельности людей определяли формирование черт их общественной психики [120. — С. 50-51].
Национальная психология
... выражении в таком явлении как национальный эгоизм. 1. Факторы формирования национальной психологии русского народа Прежде всего, важно определиться с ... обеспечивает их единодушие и единомыслие, поскольку все представители данной нации хорошо понимают друг друга. Язык находится в ... хозяйственного освоения огромных территорий, связь между которыми и жизнь на которых была возможна только при сильной ...
Психология нации имеет свою структуру и проявляется в форме национально-психологических особенностей. Структура национальной психологии включает системообразующие (статические) и динамические (функциональные) компоненты (стороны).
Системообразующая сторона психологии нации. В число системообразующих компонентов психологии нации представители многих наук обычно включают национальный характер, национальный темперамент, национальный склад ума, национальные чувства и настроения, национальные традиции и привычки.
Национальный характер, по мнению этнологов и социологов, — это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, окружающему миру, труду, своей и другим этническим общностям.
Национальный темперамент, по мнению большинства ученых, предопределяет эмоционально-экспрессивную специфику поведения и поступков людей как представителей определенной этнической общности, характеризует своеобразие их поведенческой активности.
Национальный склад ума, по мнению, прежде всего философов и социологов, — это особенности мышления большинства представителей той или иной нации.
Национальные чувства и настроения — это эмоционально окрашенное отношение людей как к своей этнической общности, ее интересам, ценностям и формам жизни, так и к другим народам.
Национальные традиции и привычки — это сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, формы общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого.
Специфика системообразующих (статических) элементов психологии нации. Исследование системообразующей стороны психологии нации представляет большие сложности и часто просто невозможно. Во-первых, потому что в их названиях отражены понятия, заимствованные из обыденной жизни, до сих пор не интерпретированные современной наукой (прежде всего психологией) и практически не поддающиеся эффективному и всестороннему экспериментальному изучению.
Во-вторых, в содержании системообразующих компонентов психологии нации присутствуют разноплановые составляющие. Например, в национальном характере людей можно констатировать наличие как эмоциональных и волевых, так и мотивационных черт, которые не могут быть адекватно объяснены на основе одинаковых психологических закономерностей и встречаются также в других составляющих психологии нации, например, в ценностных ориентациях.
В-третьих, главным дифференцирующим признаком при исследовании психологии нации должна быть не статика, а динамика национально-психологических феноменов. Поэтому перспективнее и правильнее исследовать, прежде всего, динамическую сторону психологии нации.
Динамическая сторона психологии нации. Динамические компоненты психологии нации позволяют в отличие от ее системообразующих компонентов осмыслить и с использованием экспериментальных методик наиболее точно и адекватно выявить и объяснить специфику ее проявления. Их обычно называют национально-психологическими особенностями, подразумевая, что они характеризуют своеобразие протекания психических процессов и состояний, специфику взаимодействия, взаимоотношений и общения представителей конкретных этнических общностей [120; 280. — С. 53].
Психология национальной идентичности 2
... необходимо изучение психологического аспекта этническогофактора. Почемуже происходит кризис национальной идентичности, ведущей к пробуждению сознаниянарода? Каковы психологические причины роста ... в осознании принадлежности к которой человек ищет опору в жизни. Средитаких групп можно назвать партии, церковные организации и т.д. Многие ...
Национально-психологические особенности — это единственная форма проявления психологии этнической общности.
Принято считать, что в структуру динамических компонентов национальной психологии входят мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования психики представителей конкретных этнических общностей на воздействия окружающего мира.
Мотивационно-фоновые национально-психологические особенности — это такие характеристики, которые определяют своеобразие побудительных сил в жизни и деятельности представителей конкретной этнической общности, указывают на специфику их мотивации и поведения.
Интеллектуально-познавательные национально-психологические особенности выражают своеобразие восприятия и мышления представителей конкретной этнической общности, проявляющееся в специфическом сочетании познавательных и интеллектуальных качеств, отличных от аналогичных у представителей других народов и дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить и корректировать планы деятельности, реализовывать способы достижения ее результатов.
Эмоционально-волевые национально-психологические особенности отражают своеобразие функционирования у конкретного народа четко выраженных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности.
Коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности характеризуют своеобразие взаимодействия, общения и взаимоотношения представителей различных этнических общностей и групп.
Лекция 6. Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов
Социальная установка является специфическим видом фиксированной установки и имеет следующие характерные признаки:
- является одной из главных характеристик личности;
- имеет оценочную и валентную природу;
- направлена на личностно и социально значимые объекты (ценности);
- сформирована в процессе социализации и является осознанной;
- за ней стоит стереотип социального поведения, аккумулирующий в себе некий стандартизированный опыт — обобщенные традиционные суждения, мнения, ожидания, внушаемые индивиду той или иной общностью.
Когнитивный компонент социальной установки представляет собой определенные знания — истинные или ложные — об окружающей действительности или других людях, полученные при восприятии информации о них. Эти знания могут туманными или четкими в зависимости от количества и качества получаемой информации и опыта людей, от их личной способности к селекции и обобщению информации (получаемой часто и из конкретной социальной среды), специфики их познавательных процессов.
Аффективный компонент социальной установки представляет собой эмоциональное отношение ее носителя к другим людям на основе знаний о них. Эти отношения являются выражением субъективной (но социально обусловленной) оценки субъектом объекта как «положительного» или «отрицательного».
Поведенческий компонент социальной установки представляет собой готовность людей действовать в отношении субъекта с соответствующими знаниями о нем, т.е. на основе имеющегося образа и эмоционального отношения к другим людям.
Национальная установка, как и установка любого другого вида, закрепляется в ходе исторического развития психического склада этнической общности. В результате образуются целые системы фиксированных национальных установок, которые постоянно актуализируются и инициируют своеобразное протекание психических процессов личности, характер поведения, взаимодействия, общения представителей определенных этнических общностей, обеспечивая внутреннюю готовность к определенной форме их реагирования на возникающие ситуации. Системы этих установок обеспечивают внутреннюю цельность поведения личности и групп людей, устойчивость их деятельности, облегчают выбор и принятие решений. В них аккумулируются крупицы опыта того или иного народа, примеры действия его представителей в аналогичных ситуациях.
Национальный стереотипы— особый вид стереотипов социальных.
Национальные стереотипы образуются в результате функционирования национальных обычаев, традиций и нравов.
Национальные стереотипы восприятия — это устойчивые образы, сложившиеся у представителей тех или иных этнических общностей и проявляющиеся в тесной взаимосвязи своих когнитивных и эмоционально-оценочных компонентов.
Национальные предрассудки представляют собой неадекватные и искажающие действительность установки, вырабатываемые этнической (национальной) общностью по отношению к другим группам и отличающиеся большой живучестью и консервативностью.
Стереотипизация становится «плохой» в том случае, когда имеет под собой не объективную основу, а предвзятость, предубежденность по отношению к этносу и его конкретным представителям, искажает какие-то особенности и черты людей, и поэтому выступает серьезным препятствием для взаимопонимания между представителями различных наций.
Национальные стереотипы принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы — это мнения, суждения, оценки, относимые к своей этнической общности ее представителями. Как правило, автостереотипы содержат комплекс положительных оценок. При формировании автостереотипов большую роль играют факты истории, широко известные представителям своей этнической группы.
Гетеростереотипы представляют собой совокупность оценочных суждений о других народах. Обычно они скудны по содержанию и выражают лишь мнение о наиболее отчетливо проявляющихся чертах той нации, о которой идет речь, не претендуя на исчерпывающую их характеристику.
Гетеростереотипы могут быть как положительными, так и отрицательными в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. То, что применительно к собственному народу, называется разумной экономией, применительно к другим, может именоваться скупостью. То, что у себя характеризуется настойчивостью, твердостью характера, у «чужака» называется упрямством. Один и тот же психологический комплекс в зависимости от отношения к его носителю может называться и непосредственностью, и безответственностью. Здесь сказывается все, вплоть до политической конъюнктуры.
Лекция 8. Национально-психологические особенности представителей различных народов России
Россия — государство, на территории которого проживает более 170 народов. Большинство из них существенно различается по своей численности: 82 млн. (83% населения) — русские, свыше 5 млн. — татары, свыше 3 млн. — украинцы, 1,7 миллионов — составляют чуваши. Всего 10 народов нашей страны имеют численность больше 1 млн. человек, еще 15 — более 100 тыс. человек. Есть этнические общности, которые насчитывают менее тысячи человек. История одних наций России измеряется многими веками, другие окончательно сложились лишь в XXв. По-разному у них складывались и отношения друг с другом.
Рассматривая национально-психологические особенности представителей разных регионов нашей страны и предполагая, что на этой основе можно строить стратегию и тактику межнациональных отношений, целесообразно объединить их (с определенной долей условности) в несколько этнорегиональных групп:
- славянские национальности: русские, украинцы, белорусы;
- тюркские и алтайские группы народов: татары, чуваши, башкиры, кумыки, тувинцы, хакасы, ногайцы, алтайцы;
- финно-угорская группа народов: мордва, удмурты, марийцы, коми и коми-пермяки, карелы, финны, ханты, манси, вепсы, саамы;
- монгольская группа народов: буряты, калмыки;
- тунгусо-маньчжурская группа народов: якуты, ненцы, коряки, ительмены, нанайцы, чукчи, эвенки, эвены, эскимосы, ульчи, удыгейцы, орочи;
- народы Северного Кавказа: адыгейцы, черкесы, карачаевцы, абазины, ингуши, балкарцы, кабардинцы, чеченцы, осетины, лезгины, аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, табасараны, рутульцы и др.
Русские как представители славянского этноса
Изучение разнообразных источников, отражающих жизнь, культуру и быт представителей славянских национальностей, обобщение результатов специальных социально-психологические исследований свидетельствует, что в целом большинству из них в настоящее время присущи:
- высокая степень осмысления окружающей действительности, хотя и несколько отсроченного по времени от конкретной ситуации;
- достаточно высокие общеобразовательный уровень и подготовленность к жизни и труду;
- уравновешенность в решениях, поступках и трудовой деятельности, реакциях на сложности и трудности жизни;
- общительность, дружелюбие без навязчивости, постоянная готовность оказать поддержку другим людям;
- достаточно ровное и доброжелательное отношение к представителям других национальностей;
- отсутствие в обычных условиях повседневной жизни стремления к образованию изолированных от других микрогрупп по национальному признаку;
- в экстремальных условиях жизни и деятельности, требующих предельного напряжения духовных и физических сил, у них неизменно проявляются стойкость, самоотверженность, готовность к самопожертвованию во имя других людей.
Тюркские и алтайские народы России
Наиболее общими национально-психологическими особенностями их представителей, влияющими на межнациональные отношения, являются:
- острое национальное самолюбие, особое чувство осознания своей национальной принадлежности;
- неприхотливость и непритязательность в быту и при выполнении профессиональных и повседневных обязанностей;
- высокое чувство ответственности перед коллективом, руководителем и сослуживцами;
- дисциплинированность, исполнительность и настойчивость при выполнении любых видов деятельности;
- резкая прямота суждений, открытость во взаимодействии и общении с представителями своей и других этнических общностей, стремление к равноправным отношениям с ними;
- групповая, национальная и родовая сплоченность;
- при слабом знании русского языка у них присутствует определенная стеснительность и скованность при общении с представителями других этнических общностей, некоторая пассивность, стремление удовлетвориться общением в своем национальном окружении.
Татары — одна из наиболее многочисленных наций нашей страны. Обычно они делятся на волго-уральских, сибирских, астраханских и крымских татар.
Волго-уральские, сибирские и астраханские татары — консолидированная и сплоченная в
Башкиры — коренное население республики Башкортостан, как показывают социологические и социально-психологические исследования, отличаются большим трудолюбием и самостоятельностью. Они исполнительны, аккуратны и прилежны в выполнении своих профессиональных и гражданских обязанностей, но не всегда выдержанны и настойчивы. Вместе с тем для них свойственна достаточно высокая психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях. В ряде случаев можно констатировать пассивность и меланхоличность в восприятии ими событий и явлений окружающего мира. В быту башкиры неприхотливы, несколько замкнуты в общении, могут проявлять вспыльчивость, однако высоко развитое чувство ответственности позволяет им всегда владеть собой. В целом они добродушны, приветливы, радушны и гостеприимны. Иногда чересчур медлительны в работе.
Представители чувашской национальности, проживающие главным образом в республике Чувашия, отличаются большой сплоченностью внутри своей этнической общности и в то же время стремлением строить взаимоприемлемые отношения с представителями других народов, заимствовать у них элементы культуры, миропонимания и образа жизни.
Они ровны в своем поведении, малоконфликтны, исполнительны, старательны в выполнении служебных и общественных обязанностей. Для них характерны высокая работоспособность, настойчивость в достижении поставленных целей. Интересы коллектива и своей группы принадлежности чуваши обычно ставят выше личных.
Тувинцы — представители древних тюркских народов, населявших территории Алтая и Сибири, сохранившие свою национальную самобытность, проявляющуюся в почитании строгих семейно-родовых отношений, вере в духов-хозяев окружающей местности, приверженности скотоводческой деятельности.
Отличаются большой работоспособностью, настойчивостью, старательностью и выносливостью, стремлением к четкой организации труда, выполнением своих обязанностей в строгом соответствии с поставленными задачами и продуманными планами.
Среди тувинцев много людей, склонных к художественной и музыкальной деятельности, профессиональных скульпторов, народных резчиков по камню и дереву.
Хакасы — народ нашей страны, издревле населяющий таежные территории Южной Сибири в долине Среднего Енисея близь городов Абакан, Ачинск и МинусинскВ процессе исторического и социального развития у хакасов сформировались такие национально-психологические особенности, как стойкость в достижении поставленных целей, неприхотливость, умеренность и выносливость, уважение достоинства представителей других этнических общностей, стремление строить с ними взаимовыгодные отношения. Вместе с тем они могут быть и достаточно неуступчивыми, резкими в суждениях и поступках людьми.
Алтайцы — представители коренного населения Алтая, немногочисленная народность, сохранившая свои традиции и обычаи. Для них свойственны неприхотливость, умеренность и простота в обыденной жизни, стремление к сохранению близких кровно-родственных связей в течение жизни многих поколений, высокая степень организованности совместных действий, уважительное отношение к древним традициям и привычкам, беспрекословное следование им [39; 63; 114].
Финно-угорские народы России
Финно-угорские народы нашей страны (мордва, удмурты, мари, коми, ханты, манси, саамы, карелы), проживающие в северной, центральной и южной частях Урала ведут свое происхождение от ананьинской археологической культуры (VII-IIIвв. до н.э.), когда начали формироваться пермские и волжские финны — предки представителей этой этнической общности. Все эти народы, а также еще финнов, карелов и венгров объединяет общее происхождение, сходный язык, некоторые идентичные элементы в культуре и своеобразные национально-психологические особенности.
К последним можно отнести:
- трудолюбие, дисциплинированность, исполнительность и аккуратность во всех видах деятельности;
- неприхотливость в повседневной жизни и в быту;
- твердость, рассудительность, неторопливость и последовательность в действиях и поступках;
- обостренное чутье в выборе средств и способов достижения в любом деле продуктивных положительных результатов;
- стремление к эмоциональной и интеллектуальной близости с другими людьми, пониманию их образа жизни и мышления, уважению их мнений, традиций, обычаев и привычек;
- высокая степень чувствительности в межличностных отношениях, готовность понять и простить заблуждения и ошибки представителей иных этнических общностей.
Мордва. Представители мордовской национальности просты и добродушны в общении с представителями других этносов, обладают живостью ума, хорошей памятью, постоянством и стабильностью поведения, честолюбием. У мордвин высоко развито чувство национально гордости, но они предпочитают, чтобы прежде всего отмечали их индивидуальные заслуги и личное достоинство.
Удмурты — достаточно многочисленный народ России, представители которой в отличие от других финно-угорских народов довольно монолитны и расселены сравнительно компактно на востоке Восточноевропейской равнины в междуречье Камы и Вятки.
Современные психологи и этнографы выделяют в национальном характере удмуртов такие качества, как природную сообразительность, доброжелательность, терпимость, скромность, внутреннюю культуру, тактичность, музыкальность, поэтичность. Особо бросается в глаза их деликатность, которую иногда принимают за пассивность, мнительность, излишнюю стеснительность, замкнутость, некоммуникабельность. Хотя часто это не соответствует действительности.
Кроме того, в системе социальных ценностей удмурты всегда отводили важное место оптимальным отношениям со своими близкими и дальними родственниками, соседями, в целом с добрыми людьми. В семейном быту они необыкновенно уживчивы и ради семейной выгоды приносят в жертву свои личные интересы, терпят известное подчинение, лишают себя в некотором роде самостоятельности. Именно от этого, считают они, во многом зависит социальное благополучие, общая атмосфера жизни, успех или неудача в хозяйственной и прочей совместной деятельности. И по этой причине у них никогда не было в чести нищенство и попрошайничество.
Удмурты чрезвычайно дорожат своей репутацией среди родственников, односельчан, соплеменников. Очень многое, по их мнению, зависит от того, «что говорят другие», «что сказали», «что подумают». Удмурты легко сходятся с людьми и очень трудно расстаются с ними. У них высокая культура межличностных отношений. Издревле самым тяжким преступлением среди них считалось инициирование вражды и ссор между людьми. Вместе с тем по этой причине часто складывается впечатление, что они излишне застенчивы, нерешительны, мнительны, безынициативны.
Марийцы — представители своеобразного народа, проживающего в Волжско-Ветлужско-Вятском междуречьи, Прикамьи и Приуральи и по своей национальной психологии и культуре похожего на чувашей. Они трудолюбивы, гостеприимны, скромны, стремятся к знаниям, терпеливы, расчетливы и экономны, в многонациональном коллективе своим поведением почти ничем не отличаются от чувашей и русских, разве что чуть более замкнуты и сдержанны. Старательно и очень внимательно относятся к выполнению своих профессиональных и общественных обязанностей, дисциплинированны, исполнительны, самолюбивы.
«Сеет, жнет, молотит — а все языком».
Марийская пословица
Представители карельской национальности, коренное население Карелии, как показывают социально-психологические исследования, трудолюбивы, несколько медлительны в мышлении и поведении, малоразговорчивы, но, как правило, тверды в решениях и поступках, рассудительны и последовательны в своих действиях, опрятны и скромны в быту.
Коми и коми-пермяки — родственные удмуртам народы, проживающие на севере Архангельской, Мурманской, Омской, Тюменской и Пермской областей и сходные с ними по своим национально-психологическим особенностям, отличаясь при этом лишь несколько отличной эмоциональностью и чувствительностью, большей способностью к адаптации к жизни в сложных экстремальных условиях. Коми-пермяки, кроме того, более замкнуты и недоверчивы.
Ханты и манси — родственные, смешавшиеся друг с другом народы, населяющие районы Западной Сибири по Оби и ее притокам. Отличаются практическим складом ума, большой сообразительностью, трудолюбием, выдержкой и выносливостью, художественными способностями [105; 156; 161; 168].
Буряты и калмыки
Буряты проживают в Иркутской и Читинской областях в достаточно сложных условиях. Развитие и жизнь бурят с давних пор их существования характеризовались низким уровнем экономических отношений, длительное время определялись патриархально-родовым строем, тесными и устойчивыми связями только внутри узкого круга близких и родственников. Как правило, они вели кочевой образ жизни, были изолированы от внешнего мира, что сформировало их серьезную зависимость от сил природы, способствовало появлению множества связанных со взаимоотношениями с ней традиций и обрядов. Каждое племя, каждый род могли надеяться только на собственные силы и возможности, неоткуда было ждать помощи.
Вот почему в национальной психологии бурят утвердились, с одной стороны, такие качества, как выдержанность, рассудительность, немногословность, слабое выражение эмоций и чувств, внутренняя уравновешенность а с другой, — активно функционировали коллективизм, взаимопомощь, взаимовыручка, исполнительность, устойчивость родственных связей, немногословность и сдержанность в межличностных отношениях, уважительное отношение к старшим, стремление обойти острые углы, конформность, терпеливость во взаимоотношениях [75; 248].
Калмыки — народ, проживающий в степном пространстве юго-востока европейской части России и ведущий свое происхождение от племени ойратов, пришедшего из Монголии.
В результате в психологии калмыков в целом сформировались такие черты, как ровное и равное отношение практически ко всем другим людям, независимо от их пола и социального положения, стремление мирно решать спорные проблемы в общении и взаимодействии с партнерами и даже оппонентами, ориентация на бесконфликтное поведение, достижение согласия ненасильственными средствами.
Кроме того, оказывал серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности калмыков буддизм, в качестве религии перешедший к ним по наследству от монголов, что не могло не найти отражения в их психологии. По этой причине в ней закреплялись проповедуемые им такие социальные ценности, как довольство тем, что есть в жизни в настоящее время, самоограничение себя в желаниях и мечтах, стремление не задумываться о трудностях жизни, умение легко и быстро их преодолевать, безразличие к чужим страданиям. У калмыков формировались и такие качества, как трезвость мысли и рационализм, стойкость к страданиям, неприхотливость, непритязательность, настойчивость при достижении реально существующих целей [20].
Калмыки — достаточно своеобразный народ, знание психологии которого позволяет строить с его представителями устойчивые взаимовыгодные и равноправные отношения.
Представители тунгусо-маньчжурской группы народов России
Представители этих народов (якуты, ненцы, коряки, ительмены, нанайцы, орочи, чукчи, эвенки, эвены, эскимосы), проживая в тяжелых условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, отличаются дисциплинированностью, исполнительностью, неприхотливостью в быту. Исконный тяжелый труд северянина требует от них специальной выучки, раннего и активного непосредственного включения в трудовой процесс. В этом случае у них в большинстве своем охотников, оленеводов, рыболовов формируется естественная этика отношения к природе, другим людям, с детства развиваются такие качества, как выносливость, воля, товарищество, чувство самоуважения. Они, как правило, хорошо переносят любые тяготы и лишения. В то же время обычно болезненно переживают разлуку с домом, у них присутствует гиперболизированное чувство тоски по исконному месту проживания. Многие из них труднее адаптируются к условиям многонационального коллектива, чем выходцы из других регионов нашей страны.
Якуты — народ, проживающий в Сибири, на берегах рек Лены, Вилюй и Индигирка, очень неприхотливы, выносливы и организованны. Якуты, бесспорно, самые даровитые из всех кочевых инородцев Сибири. Они очень способны к разным искусствам: из них выходят хорошие музыканты и живописцы» [цит. по: 106. — С. 105].
Современные якуты унаследовали лучшие черты национального характера своего народа.
Ненцы — коренной народ Европейского Севера и севера Западной Сибири — обычно имеют достаточно высокий интеллектуальный уровень развития, физически хорошо подготовлены, в основном занимаются оленеводством. Им свойственны аккуратность, старательность и выносливость в трудовой деятельности. Забота об оленях закрепила многие привычки бережного отношения к природе. Кочевой образ жизни позволил ненцам выработать черты, исключающие потребительское отношение к природе и ее дарам. Немногословность, сдержанность — характерные качества в межличностных отношениях ненцев
Чукчи и коряки — два родственных народа, населяющие территорию Чукотского полуострова и побережье Охотского моря, отличаются патриархально-родовым укладом жизни, добросовестным отношением к труду, настойчивостью и аккуратностью в выполнении своих обязанностей, организованностью и сплоченностью в трудовых коллективах, доброжелательностью в отношениях с представителями других национальностей [156; 161; 171].
Эвенки и эвены — родственные народы, проживающие от побережья Охотского моря на востоке до рек Оби и Иртыша на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и реки Амур на юге и занимающиеся в основном оленеводством.
Они отличаются высокой степенью национального самолюбия, добросовестностью, старательностью и ответственностью во всех сферах своей профессиональной деятельности, стремлением завоевать доверие представителей других этнических общностей. В условиях трудной жизни на севере они больше, чем многие другие его обитатели, стремятся максимально интенсифицировать свой труд, научно его организовать и достичь нужных результатов [156; 161; 171].
Эскимосы и ительмены — коренные народы, населяющие два полуострова, Чукотку и Камчатку, отличаются большой неприхотливостью, старательностью, силой воли и выдержкой.
Они доброжелательны и снисходительны в отношениях с представителями других этнических общностей, всегда готовы прийти на помощь, отдать последнее, если это требуется [156; 161; 171].
Народы Северного Кавказа
Определенные общность и своеобразие социально-экономических, политических и исторических условий развития, образа жизни, культуры привели к формированию типичных черт социального и национально-психологического облика представителей Северного Кавказа. Данные этнографических, социально-психологических и социологических исследований показывают, что они наделены:
- высоко развитым обостренным чувством национальной гордости, самолюбия и самоуважения, большой приверженностью национальным традициям и привычкам, способствующим поддержанию родовой сплоченности и ответственности;
- главным образом, чертами холерического и сангвинического типов темперамента, взрывной эмоциональностью, повышенной чувствительностью к чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением к самовыражению и самопрезентации;
- большой самостоятельностью, активностью и инициативностью, упорством и настойчивостью в достижении поставленных целей во всех видах деятельности, особенно в тех, которые индивидуально предпочтительны и выгодны;
- подчеркнутым вниманием и уважением к старшим по возрасту, социальному положению и должности;
- достаточно высоким образовательным уровнем, хорошей физической подготовкой, относительно слабым знанием русского языка;
- стремлением к лидерству среди представителей других этнических общностей и в многонациональных коллективах, а также образованию многочисленных микрогрупп по земляческому признаку.
Адыгейцы и черкесы — коренные жители Адыгеи и Карачаево-Черкессии, как показывают исследования, отличаются твердым характером, верностью слову, настойчивостью, терпеливостью в достижении поставленных целей, неприхотливостью в быту. Они впечатлительны, кажутся несколько легкомысленными, но вместе с тем энергичны и упорны. В межнациональных отношениях с адыгейцами и черкесами необходимы такт, выдержанность, равноправие во взаимодействии и доверительность в общении.
Кабардинцы и балкарцы, жители Кабардино-Балкарии, имеют в своей психологии и культуре много общего и много особенного. Общее объясняется длительностью совместного проживания на одной территории, непосредственного общения и взаимодействия во всех сферах материальной и духовной жизни. Особенное объясняется разным этническим происхождением.
Потребность в общении у кабардинцев реализуется свободнее и конкретнее. У балкарцев же прослеживается более высокая потребность в достижениях, что можно связать с такими их психологическими качествами, как упорство, отчетливое стремление к успеху, самоуверенность.
Представители дагестанских народов очень самобытны, впечатлительны, смелы, обладают хорошими организаторскими способностями, с лучшей стороны зарекомендовали себя, по свидетельству социологов и социальных психологов, в деятельности в экстремальных условиях. Большинство из них достаточно слабо знают русский язык, в многонациональных коллективах держатся независимо, в их среде очень сильны родоплеменные связи.
На первых порах для них характерны замкнутость, скованность в общении с сослуживцами, настороженность в поведении.
Чеченцы — жители Ичкерии, традиционно проживали в горных районах северного склона восточной части Большого Кавказского хребта, а сXIXв. также в долине реки Терек. В своем историческом развитии чеченцы вместе с ингушами перешагнули феодальный этап развития общественной жизни и почти не знали рабства, поэтому клановые и родовые отношения, составляющие основу их общества, до сих пор находятся в полном расцвете. Историю Чечни вXIX-XXвв. можно охарактеризовать как период постоянной борьбу против колонизации ее Россией.
У чеченского народа ярко выражено чувство родового коллективизма. Его представители всегда ощущают себя частью семьи, рода (тэйпа).
Причем внутриродовые связи здесь часто более тесны, чем у других этнических общностей. Они поддерживают отношения с родственниками до пятого колена. При этом чувство принадлежности к тэйпу преобладает над национальной принадлежностью. Члены рода связаны кровным родством по отцовской линии, пользуются одинаковыми личными правами. Свобода, равенство и братство в нем составляют главный смысл существования.
У чеченцев множество стереотипов поведения во всех областях жизнедеятельности. Эти стереотипы базируются на строгом соблюдении национальных традиций и обычаев. Для основной части чеченцев приверженность традициям носит гипертрофированно преувеличенный характер, что объясняется и их своеобразным воспитанием.
Ребенка-чеченца с самых ранних лет приучают к правилам горского этикета, незнание которых строго карается старшими. Обучение происходит не в форме нотации, что для ребенка не приемлемо, а в форме наглядных примеров. Осуждение или одобрение поступка, совершенного юношей, молодым человеком или мужчиной, осуществляется непосредственно в присутствии ребенка, чтобы тот слышал и запоминал, за что могут публично наказать или, наоборот, похвалить. Ребенку как бы самому приходится оценивать различные ситуации. Таким образом, у него вырабатывается чувство такта, поведенческого чутья, понятие этикета, а не бездумное его заучивание.
Одной из древнейших черт национального характера чеченцев является патриотизм. Для них любовь к родному краю — это чувство, которое должно быть присуще настоящему горцу. Часто патриотические чувства переходят в национализм, шовинизм. Радикальных националистов больше среди представителей горных (более бедных) тэйпов, так как там среди них более сильны национальные традиции. Принадлежность же ко всей чеченской нации в целом осознается слабо, поскольку сильнее доминирует чувство ответственности за свой определенный род. После депортации 40-х годов XXв. у чеченцев появляется более острая психологическая привязанность к мусульманскому миру.
Национальной особенностью чеченцев стало гостеприимство. «Куда не заглянет гость — туда не заглянет добро». В этой пословице выражается все отношение народа к этой традиции. Прихода гостя ждут постоянно, и ничто не должно отпугнуть его от дома. Ему уделяется особое внимание — все что есть лучшего в доме — для гостя. Пока человек в гостях, он под защитой принявшей его семьи. Нанести оскорбление гостю равнозначно оскорблению хозяину. Однако некоторые преступники в Чечне таким образом скрывались от правосудия.
Среди чеченцев широко распространено куначество-побратимство. Чувство это чрезвычайно сильно. Побратимы всегда верны дружбе, вместе делят радость и горе. Они готовы всегда прийти на помощь друг другу, чего бы это не стоило. Это чувство сравнимо с традицией кровной мести и переходит из поколения в поколение.
В многонациональных коллективах чеченцы держатся независимо. Как правило, они стараются группироваться по этническому признаку. На первых порах в общении для них характерны замкнутость и настороженность. Но, освоившись, чеченцы могут занимать в группе лидирующие положение [45; 47; 123; 220].
Ингуши — родственный чеченцам вайнахский народ, представителям которого свойственны неспешность в действиях и поступках; проницательность и сообразительность; большая, чем у чеченцев, выдержанность и умение контролировать свое поведение, общение.
Ингуши предпочитают улаживать свои отношения с представителями других этнических общностей на основе взаимопонимания и сотрудничества, корректного отношения к обычаям и привычкам других народов [45; 47; 123; 220].
Нормы поведения ингуша-мужчины:
- выдержка и простота в действиях и поступках, отсутствие зазнайства, спокойствие;
- мужество, но разумное, без драк и ссор, так как за смерть противника будет отвечать весь род;
- немногословие, стремление не проговориться, неспешность, осторожность в высказываниях и оценках других людей;
- должное поведение дома, сдержанность в оценке жены, детей, отстранение жены от мужских дел и обязанностей.
Осетины — представители одного из самобытных кавказских народов, для которого свойственны такие национально-психологические особенности, как высокая национальная гордость и самолюбие; честность и добросовестность в отношениях со своими близкими и единомышленниками, преданность начатому делу, стремление всегда достигать своей цели, чего бы это им не стоило.
В их среде сильны патронимические (кровнородственные) связи и отношения, которые восходят своим содержанием к строгому соблюдению своих обязанностей, долга перед близкими, своими единоверцами, ради поддержания которых осетины никогда не поступятся своими принципами и идеалами [45; 47; 123; 220].
Своеобразие психологии народов ближнего зарубежья Украинцы и белорусы
Украинцы и белорусы — древнейшие славянские нации, некогда составлявшие с русскими единое целое, имеющие много общего в психологии и культуре.
Украинцы — славянский народ, проживающий достаточно компактно. На Украине в настоящее время проживает 73,6% коренного населения, 21,1% русских, 1,8% евреев, 0,8% белорусов, 0,6% молдаван. Оставшиеся 2,1% приходятся на представителей других национальностей.
Украинцам присущи высокое трудолюбие, напористость, интерес к выполняемому делу, умение показать себя и свою работу, аккуратность, исполнительность, жизнерадостность, деловитость, самостоятельность. Они гордятся своими древними традициями борьбы против иноземных захватчиков, когда украинские воины проявляли решительность, настойчивость, непримиримость к врагам, показывали хорошую организованность, легкость в управлении.
Украинцы подвижны и жизнерадостны, хотя в общении с новыми для них людьми в непривычной обстановке могут казаться замкнутыми. У них хорошо развито чувство юмора. Из всех славян украинцы наиболее музыкальны. Для сельских жителей характерны высокая нравственность, редкость пороков (в украинском языке нет, например, слова «вор»).
Известна любовь украинцев к законности и порядку. Они обожают природу, общение, коллективную работу.
Белорусы — третий по численности славянский народ (9,5 млн. человек, из них 7,7 млн. проживают непосредственно в республике Беларусь).
Как название народности, так и само слово «белорусы» имеет свои древние корни, хотя белорусская нация сформировалась окончательно довольно поздно — в конце XIX— началеXXв. Причем процесс этот проходил трудно и многосложно.
Самобытность и своеобразная психология белорусского народа — результат многовекового развития. Бесчисленное количество раз приходилось ему браться за оружие. И после каждого нашествия завоевателей начинал этот народ строить жизнь почти заново — поднимая свою землю из разрухи, возрождая свой народ из пепла. По этой причине упорство является одной из наиболее характерных черт белорусов. И еще они отличаются большим трудолюбием, надежностью, скромностью и уважительным отношением к старшим, сослуживцам, а также выносливостью, неприхотливостью в любых условиях, верностью в дружбе.
Специальные прикладные исследования свидетельствуют: большинству белорусов присущи такие национальные качества, как стремление добросовестно относиться к любому делу, упорно добиваться поставленных целей, деловитость, уважение к порядку, дисциплинированность, доверительное отношение к людям, коммуникабельность, обстоятельность, честность, порядочность, совестливость.
Народы Прибалтики
Латыши, литовцы и эстонцы в силу специфики исторического развития обладают общими национально-психологическими характеристиками, отличающими их от других народов. Они имеют:
- сравнительно высокую образовательную и техническую подготовленность, любовь к технике;
- уравновешенный темперамент, высокую эмоциональную устойчивость, невозмутимость, хладнокровие в сложных ситуациях, терпеливость и обстоятельность во всех видах деятельности, способность выдерживать большие нагрузки, стойко переносить трудности и лишения повседневной жизни;
- приверженность к строгой логике в мышлении, тщательное осмысление явлений, событий, фактов;
- трудолюбие, добросовестное отношение к выполнению трудовых обязанностей, пунктуальность, аккуратность, исполнительность, высокое чувство ответственности за порученное дело, умение доводить начатое до конца;
- некоторую замкнутость и слабую общительность во взаимоотношениях с представителями других национальностей.
Как правило, представители этой группы народов внешне спокойны, внутренне уравновешенны, в
Народы Средней Азии
Исследования ученых разных стран показывают, что Средняя Азия была одним из центров, где проходило становление мировой цивилизации. Вместе с тем всего каких-то 100 лет назад ее народы жили в большинстве своем в условиях патриархально-феодальных отношений, пронизанных средневековыми традициями, обычаями, религиозными нормами права и суда, межплеменной враждой.
Представители народов Средней Азии наделены:
- практическим складом ума, рациональным образом мышления, для которых не свойственны отвлеченные суждения, оперирование абстрактными понятиями;
- слабо выраженной внешней эмоциональностью, сдержанным темпераментом, спокойствием и рассудительностью;
- способностью стойко переносить физические страдания, неблагоприятные погодные и климатические условия;
- высокой исполнительностью, честностью, уважением к старшим;
- определенной степенью замкнутости в своих национальных группах, особенно в начальный период знакомства, общения и взаимодействия с другими людьми, настороженным отношением к представителям других национальностей.
Народы Закавказья
Республики Закавказья — Грузия, Армения, Азербайджан — длительное время были в составе России, вместе с ее народами прошли длительный путь совместных преобразований и лишений. Их жители наделены:
- высоко развитым, обостренным чувством национальной гордости, самолюбия и самоуважения, большой приверженностью национальным традициям и привычкам, этнородовой сплоченностью и ответственностью;
- главным образом, чертами холерического и сангвинического типов темперамента, взрывной эмоциональностью, повышенной чувствительностью к чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением к самопрезентации;
- большой самостоятельностью, активностью и инициативностью, упорством и настойчивостью в достижении поставленных целей во всех видах деятельности, особенно в тех, которые индивидуально или национально предпочтительны и выгодны для них;
- подчеркнутым вниманием и уважением к старшим по возрасту, социальному положению и должности;
- достаточно высоким образовательным уровнем, хорошей физической подготовкой, относительно слабым знанием русского языка;
- стремлением к лидерству среди представителей других этнических общностей и в многонациональных коллективах, а также образованию многочисленных микрогрупп по земляческому признаку.
Лекция 10. Сравнительная характеристика психологии некоторых народов дальнего зарубежья Американцы
Национально-психологическими особенностями американцев являются и их деловитость и практичность.
Американцам присущи самоуверенность, пренебрежение всем неамериканским, завышенная самооценка своих сил и способностей
Страсть к совершенствованию, изобретательству является характерной чертой американского образа жизни. Темперамент американцев в отличие от английского — живой, даже вспыльчивый. В обычной жизни они бодры и жизнерадостны, особенно на работе. Американцы несколько простодушны и легковерны.
Англичане
Отличительной психологической характеристикой жителей Великобритании является их высокий практицизм. Если высокий практицизм, трудолюбие и деловитость, бесспорно, являются положительными качествами национального характера англичан, то пренебрежение к теории, слабое воображение и неумение абстрагироваться лишь усиливают их склонность к компромиссу
В жизни англичан особую роль играют традиции. Они слепо преклоняются перед любыми традициями, имеют привычку решать любые дела только «согласно обычаю».
Англичанам вместе с тем присуще большое чувство юмора, беззлобно-насмешливое, ироническое и критически-снисходительное отношение к окружающим событиям и людям, в том числе и к самим себе.
Немцы
Аккуратность, практичность, добросовестность, предусмотрительность, пунктуальность, точность, трудолюбие — эти лучшие национальные качества немцев известны всему миру. Они наделены техническим складом ума, любят спорт, музыку, набожны. Они исповедуют и поощряют нравственность в семейной жизни и быту.
Их мышление отличается способностью к отвлеченным построениям, глубиной абстрагирования, философской широтой. В известном смысле эта их национально-психологическая особенность явилась следствием ухода от немецкой действительности с ее мелочной ограниченностью, традиционным гнетом строгого порядка и отсутствием стремления познать внутренний мир других людей.
По темпераменту немцев можно отнести к флегматикам. Им присуща холодная рассудительность и выдержка в достижении поставленных целей, а также способность переносить связанные с этим трудности и лишения
Немцы дисциплинированны, пунктуальны. В этих качествах заключено и положительное, и слабость. Малейшее нарушение в каких-либо звеньях плана ведет к сбою всей системы, к смятению и дезорганизации их деятельности.
Французы
Французская нация — одна из старейших и самобытнейших на европейском континенте, имеющая длительную и богатую историю. Жители Франции отличаются аналитическим умом, широтой воображения, настойчивой пытливостью и смелостью в познании жизни. Склад ума французов испытывает влияние их подвижного темперамента: стремясь быстрее достигнуть цели и доверяя своей природной гибкости, французский ум судит слишком быстро — заниматься проверкой ему утомительно.
Французы — оптимистичный, веселый, общительный народ, любящий шутку. Они остроумны и язвительны, жизнерадостны и искренни, откровенны и хвастливы, нежны и галантны.
Чувствительность, легкая эмоциональная возбудимость — главные характеристики французского национального темперамента. Подвижный темперамент «накладывает» свои отпечатки на склад ума, волю, моторику, он проявляется во всех сферах деятельности французов — хозяйственной, политической, военной, научной и т.д.
Испанцы
Важнейшими особенностями национальной психологии испанцев являются их неприхотливость относительно материальных условий жизни, ориентированная на приоритет духовных и идеальных ценностей в противовес материальным и дополнявшаяся во все времена культивированием в обществе набожности, религиозности, духа благородства, чести и доблести.
Японцы
у японцев своеобразные особенности национальной психологии — подчинение слабого сильному, преклонение перед авторитетом, конформизм, замкнутость в группах принадлежности, жесткость по отношению к слабому, равнодушие к чужим страданиям, отсутствие принципиальности.
Китайцы
Своеобразие его исторического, социально-политического, экономического и культурного развития оказало большое влияние на формирование психологии населения, к числу основных черт которой можно отнести трудолюбие, терпеливость, выносливость, упорство, настойчивость, хладнокровие, выдержку, спокойствие, самоотверженность. По этой причине никакой вид деятельности не оскорбляет, не угнетает китайцев и в каждом из них они способны добиться высоких результатов.
27