Профессиональная деятельность и личность педагога (2 часа)

Лекция № 2

Профессиональная деятельность и личность педагога (2 часа).

План лекции:

1.Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность.

2. Основные виды педагогической деятельности.

3. Структура педагогической деятельности.

4. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности.

5. Социальная (личностная) и профессиональная позиции педагога.

6. Общая культура педагога.

В обыденном значении к слову «деятельность»мы можем подобрать следующие синонимы:труд, дело, занятие.

В науке деятельность рассматривается в связи с бытием человека и изучается многими областями знания: философией, историей, психологией, культурологией, педагогикой и т.д. В деятельности проявляется одно из главныхсвойств человека – быть активным.

Человек, мало знакомый с деятельностью учителя, традиционно представляя её, чётко очертит место педагога в его профессии следующим образом: класс за партами, учительский стол, доска и мел.

На самом деле, педагогическая деятельность– явление чрезвычайно широкое.

Педагогическая деятельностьохватывает многие сферы человеческой жизни. Она, по сути своей, многогранна. В орбиту такой деятельности каждый из нас с вами в течение жизни попадает многократно. На жизненном пути каждого человека встречаются люди, которые его и учат, и воспитывают.

Но всегда ли учат и воспитывают профессионалы?

Известный отечественный философ М.С. Кагансчитал, что у человечества есть два самых главных его изобретения – этосемья и школа.Именно благодаря семье и школе человек становится культурным существом.

Именно в семье начинается процесс «очеловечивания» ребёнка, взращивания в нём человека.

Можно ли родителей ребёнка назвать его первыми учителями?

Да, можно.Об этом свидетельствует и народная педагогика, такого мнения придерживаются и многие выдающиеся люди, и современные исследователи в педагогике.

Платон, Жан Жак Руссо, В. Гегель, В.Г.Белинскийи многие другие правомерно считают, что воспитание человека начинается вместе с его рождением, вместе с освоением первого человеческого опыта. Именносемья использует впервые возможности, предоставляемые культурой, для формирования и развития ребёнка.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

В семейном воспитании нет специальных уроков, бесед о нравственности, специально запланированных экскурсий. Вся семейная жизнь со всеми её повседневными событиями, заботами, отношениями, драмами и радостями – это и есть те уроки, которые мы, взрослые, преподносим детям. И эти уроки, как правило, остаются с нами на всю жизнь. Не случайно сегодня мы очень часто говорим: «Всенаши проблемы – из детства».Родителям в детстве мы прощаем всё, что никогда не простили бы профессиональному педагогу.

Раскрытие в родителях педагогического таланта зависит от становления их личности, от их культуры, от отношения к отцовству и материнству.

На становление педагогических способностей родителей влияет и то, какой у них ребёнок – слабый или здоровый, красивый или некрасивый, «удобный» или капризный, активный или пассивный и т. д.

Стать педагогом – родителем достаточно трудно.И многие учёные в истории образования и педагогической мысли считали, что родители должны получать определённые педагогические знания, чтобы без ошибок заниматься воспитанием ребёнка.

Подтверждение тому – развитие современной теории и практики семейного воспитания. История педагогики немыслима сегодня без книг, предназначенных для родителей:

– «Материнская школа» Я.А. Коменского;

– «Мысли о воспитании» Д. Локка;

– «Семейное воспитание ребёнка и его значение» П.Ф. Лесгафта;

– «Родительская педагогика» В.А.Сухомлинского;

– «Книга для родителей» А.С.Макаренко.

История культуры знает немало поучительных историй, когда родители сознательно пытались стать для своего ребёнка профессиональными воспитателями, но опыт их практически всегда заканчивался крахом…

Может быть кому — то из вас известно имя графа Филиппа Честерфилда,известного государственного деятеля, философа, историка, оратора?

В 19 веке огромной популярностью пользовалась его книга » Письма к сыну»,опубликованная после его смерти. Он писал эти письма своему незаконнорожденному сыну, который должен был по правилам того времени воспитываться вне его семьи: мать этого ребёнка была гувернанткой.

Биографы Честерфилда считают, что он был любящим отцом, его чувство к ребёнку было сильным и страстным, он максимально старался, чтобы его ребёнок получил достойное воспитание и занял соответствующее положение в обществе.

В течение многих лет отец ежедневно писал письма сыну, создав практически своебразную родительскуюпедагогическую системувоспитания.

Отец писал письма на трёх языках, чтобы, читая их, сын упражнялся в переводах. Письма были наполнены учебным материалом по географии, истории, мифологии. Чем старше становился сын, тем больше письма приобретали поучительный характер: это были советы, поучения, наставления, рекомендации и т.д.

Однако, тщательно разработанный эксперимент по воспитанию сына не оправдал себя…

Сын оказался вполне заурядным, совершенно не честолюбивым человеком. Ему было не интересно дипломатическое поприще, к которому его готовил отец. Ему было интересно разведение аквариумных рыбок, но он скрывал это от отца, как скрывал и свой обычный брак, свои болезни. Интересы отца и сына не совпадали, они вели раздельное существование.

27 стр., 13204 слов

Подготовка к обучению письму детей с речевыми нарушениями

... детей и оказания им качественной психолого-педагогической и логопедической помощи. Сейчас достаточно остро встает вопрос, связанный с обучением и воспитанием детей с речевыми нарушениями в условиях ... (моторный центр речи) больше всего связаны с сохранением замысла при письме. Процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга человека. К школьному возрасту у ребенка ...

Таким образом,сознательно поставленныепедагогические цели,но при этом– незнание своего ребёнка, отсутствие доверительных отношений привели графа к воспитательной родительской неудаче.

Помимо семьи такую же педагогическую деятельность осуществляют по отношению к человеку общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и дружеские группы и коллективы, а также средства массовой информации и каждый человек по отношению к самому себе – занимаясь самовоспитанием.

К числу неформальных педагогов также могут быть отнесены лидеры малых групп, разного рода наставники, лидеры научных школ.

Такую деятельность мы вправе назвать общепедагогической непрофессиональной деятельностью.

Основными её характеристиками являются:

– естественность, непреднамеренность воспитания и обучения;

– слитность воспитания и обучения с повседневной жизнью;

– неявность педагогических действий, поступков и отношений;

– отсутствие опоры на научные педагогические теории;

– отсутствие специально организованных воспитательных учреждений.

Что же тогда есть ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ педагогическая деятельность и чем она отличается от непрофессиональной?

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ педагогическая деятельность это деятельность по обучению, воспитанию и развитию детей в специально организованных обществом образовательных учреждениях.

Далее, ведя речь о профессиональной педагогической деятельности, мы будем называть её педагогической деятельностью– осознавая, что она нас будет интересовать именно как профессиональная.

Для проникновения в сущностьпрофессиональной педагогической деятельности нам необходимо обратится к еёхарактеристикам.

1.Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности – еёсовместный характер:она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит, воспитывает, развивает. Эта деятельность не может быть деятельностью только «для себя». Её сущность – в переходе деятельности «для себя» в деятельность «для другого».

2.В этой деятельности соединяются самореализация педагога и егоцеленаправленное участиев изменение обучаемого. Системообразующей характеристикой любой деятельности, в том числе и педагогической, являетсяналичие цели.

Цель педагогической деятельности связана с достижением цели воспитания человека как гармонично развитой личности. Цель педагогической деятельности – явление историческое и динамическое. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития.

3.Свойства педагогической деятельности проявляются черезпедагогическое действие как основную функциональную единицу, соединяющую цель и содержание в деятельности педагога.

4.Профессиональная педагогическая деятельность требует специального образования, т. е. овладения системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с этой профессией.

11 стр., 5329 слов

Сущность и особенности профессиональной деятельности педагога-психолога

... основы изучения сущности профессиональной деятельности педагога-психолога .1 Цели, задачи и направления деятельности педагога-психолога профессиональный педагог документация психолог Целью деятельности педагога-психолога образовательного учреждения является: осуществление психолого-педагогического сопровождения участников образовательного ...

5. От любой другой профессиональной производственной деятельности педагогическая деятельность отличается своимдуховным характером.

6. Педагогическая деятельность – это деятельность необычайно нужная в любом обществе. Она востребована всем ходом социокультурного, цивилизационного развития человечества. Вне педагогической деятельности трудно представит себе развитие общества и отдельного человека.

Таковы основные характеристики профессиональной педагогическойдеятельности.Именно они отличают её от деятельности общепедагогической, непрофессиональной.

Как мы с вами уже говорили, педагогическая деятельность есть деятельность многогранная: она направлена не только на усвоение учениками знаний, умений и навыков, но и на развитие и становление личности, на построение отношений в классе, на организацию внеклассной воспитательной деятельности, на создание в школе развивающей и образовательной среды.

Такое содержание педагогической деятельностипозволяет выделить в ней несколькоосновных видов деятельности.

К традиционным видам педагогической деятельности относят преподавание и воспитательную работу.

• Воспитательная работа это вид педагогической деятельности. включающий в себя два направления – организацию воспитательной среды и управление внеурочными видами деятельности детей.

Успешное решение задач этого вида педагогической деятельности связано с благоприятным психологическим климатом в школе. с организацией общения и различных видов деятельности детей: спортивной, художественной, интеллектуальной, общественно – полезной и т. д.

• Преподавание это такой вид педагогической деятельности, который направлен преимущественно на управление и организацию познавательной деятельности школьников.

Ведущей целью преподавательской деятельности является обеспечение такого уровня подготовки обучающихся, который бы соответствовал основным требованиям государственного образовательного стандарта и предусматривал личностное развитие и становление ребёнка.

По большому счёту, воспитательная работа и преподавание – понятия тождественные.Невозможно обучать не воспитывая, а воспитывать не обучая – что, собственно и отражено в тезисе о единстве обучения и воспитания.

Отличаются эти два вида педагогической деятельности только тем, что преподавание имеет более жёсткие временные ограничения, строго определённую цель и варианты её достижения.

Воспитаниезначительно труднее по способам его организации и реализации, по степени определения результатов воспитательной деятельности.

Преподавание и воспитательная работа имеют место в деятельности педагога любой специальности.

Такова точка зрения В.А. Сластёнинапо поводу определения видов педагогической деятельности.

Помимо этих двух традиционных видов педагогической деятельности – преподавания и воспитательной работы– сегодня учёные – исследователи выделяют и другие виды.

3 стр., 1259 слов

К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

... подхода к оценке педагогической деятельности лежит анализ ее соответствия, имеющимся в науке схемам профессиональной деятельности. По Е. А. Климову, педагогическая профессия относится к профессиям типа «Человек ... последние годы, требует пересмотра и сложившихся методов оценивания эффективности деятельности педагогов. Если оценка деятельности проводится регулярно и объективно, то она превращается в ...

Так, Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. выделяют ещё

• социально – педагогическую деятельность. Как вид педагогической деятельности она направлена насоциализацию и социальную защиту ребёнка.Осуществляется социально – педагогическая деятельность, как в условиях школы, так и через взаимодействие педагога с родителями учащихся, с другими общественными организациями, занимающимися социальным воспитанием детей и подростков.

• культурно – просветительную деятельность педагога. Как отдельный вид педагогической деятельности она направлена на приобщение к культуре не только учеников, но и взрослых людей – родителей, жителей микрорайона, города. села.

Учитель исторически всегда воспринимался как носитель культуры, просветитель, сеятель разумного, доброго. вечного. Сегодня эта часть миссии педагога частично утрачена и имеет ещё определённое значение, пожалуй, только в сельской местности.

• Коррекционно – развивающую деятельность.Её назначение состоит в выявлении и исправлении недостатков в развитии личности ребёнка, в оказании ему помощи в адекватной интеграции в социум. Содержанием такой деятельности является дифференциация обучения и воспитания детей с недостатками в развитии поведении.

• научно – методическую деятельность.Она направлена на освоение учителем современных теорий и технологий обучения и воспитания, на разработку собственных подходов к педагогической деятельности (авторские программы, педагогические системы, учебные пособия, разработки занятий и т. д.).

• управленческую деятельность.Выделяя этот вид педагогической деятельности, авторы подчёркивают, что педагог должен уметь организовать различные виды деятельности ребёнка.

Такова вторая точка зренияпо поводу выделения видов педагогической деятельности. Она тоже имеет право на существование, хотя не во всём с ней можно согласиться.

НАПРИМЕР, по поводу выделенияуправленческой деятельностикак вида: вся педагогическая деятельность есть управленческая, ибо основана на взаимодействии с другими людьми и направлена на организацию их собственных действий.

Рассмотрев виды педагогической деятельности, давайте определимся теперь с её структурой.

СТРУКТУРА педагогической деятельности представляет собой совокупность компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога.

По отношению к структуре педагогической деятельности в педагогике тоже существует несколько точек зрения.

Так, Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельноститри основныхкомпонента:

– конструктивный;

− организаторский;

– коммуникативный.

Конструктивная деятельность,по мнению Н.В.Кузьминой, предполагает отбор учебного материала, планирование и построение учебного процесса, организацию своих действий и действий учащихся, проектирование учебно = материальной базы педагогического процесса.

Организаторский компонент предполагает организацию учащихся на выполнение различных видов деятельности.

12 стр., 5696 слов

Педагогическая ситуация как составная часть педагогического процесса ...

... педагогического процесса и единица педагогической деятельности. Алгоритм моделирования педагогических ситуаций. Педагогическая ситуация: 1)-в широком смысле- совокупность условий и обстоятельств специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом ... педситуаций внешне проста. В неё входят: два субъекта деятельности (педагог и учащийся), и способы их взаимодействия. Но эта ...

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений учителя с детьми, с педагогическим коллективом, с родителями.

А.И.Щербаков, соглашаясь с выделением данных компонентов в структуре педагогической деятельности, дополнительно выделяетисследовательский компонент.Его назначение – ориентация учителя на научный подход к педагогическим явлениям, на овладение методами научно – педагогического исследования.

Кроме того, организаторский компонентпедагогической деятельности он представляет какединство информационной, ориентационной, мобилизационной и развивающей функций.

Все компоненты структуры педагогической деятельности, представленные и в одной, и в другой точках зрения, проявляются в работе педагога любой специальности.

Педагогическая деятельность действительно имеет всепроникающийхарактер.

Каковы же причины этого?

1.Взаимоотношения»учительство – ученичество»имеют онтологический характер, без них невозможно существование человека и развитие культуры. В любом самом обыденном деле необходимонаучениечеловека действиям, операциям, порядку их выполнения. Практически в любом деле должны присутствоватьтот, кто учит, и тот, кого учат.

2. Интегративныйхарактер педагогической профессии. Он позволяет ей иметь почти безграничные возможности, ибо профессия учителя объединяет в себе практически все профессии в группе «человек – человек «.

3. Высокий уровень образования, развитая способность к самосовершенствованию, стремления к познанию – всё это позволяет учителю легко осваивать новые профессии и другие виды труда.

Какие же виды труда доступны учителю, помимо его основной профессии?

1. Педагог – психолог. Это самая востребованная сегодня в образовании специальность, она проходит практически через всю жизнь учителя и овладение ей необходимо каждому преподавателю. Педагог – психолог необходим каждой школе, он входит в состав Психологической службы образовательного учреждения.

В его обязанности входит создание гармоничной атмосферы в школе, забота о взаимопонимании учителей, учеников, родителей и администрации школы. Он должен предотвращать возникновение конфликтов в школе, разрабатывать систему поддержки «трудных» учеников в школе, работать с детьми из неблагополучных семей и т. д.

В школе педагог – психолог должен быть открыт и доступен для всех.

2. Педагог – исследователь.Профессиональный педагог постоянно обращён кисследованию:он обязан вникать в глубины того предмета, который он преподаёт, обязан быть в курсе последних научных достижений. Кроме того, он погружен в процесс изучения школьников, с которыми он работает.

Учитель, погруженный в процесс исследования, не ограничивается в деле познания лишь практикой, он постоянно пытается разобраться в причинах педагогических явлений, исходя из их глубинной сущности.

21 стр., 10003 слов

Влияние стилей общения педагога на развитие эмоциональной сферы ...

... позиции учителя в педагогическом общении», «Оценки эмоционального состояния детей младшего школьного возраста» Е.А. Зинченко. Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования влияния стилей общения педагога ... атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная. Ролевая позиция этих педагогов объектна. Личность и индивидуальность учащегося оказываются вне стратегии взаимодействия ...

В традиционном представлении, учёный – исследователь – это человек, изучающий те или иные явления в кабинете, отделённом от внешнего мира толстыми стенами.

Безусловно, труд учёного требует уединения, внутренней сосредоточенности, но всё это не значит, что исследователь полностью оторван от внешнего мира. Именно из жизни он черпает материал для своих научных исследований, а результаты своих изысканий он отдаёт людям – выступая на конференциях, создавая научные книги и статьи.

Для всего этого необходимо владеть словом, уметь выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, уметь ставить перед собой вопросы.

Все эти умения, так или иначе, развиваются в ходе освоения педагогической профессии.

3. Журналист, писатель.В этих профессиях также важно умение владеть словом, общаться с людьми, понимать их.

Корреспондентами многих педагогических газет и журналов сегодня являются сами учителя. На страницах педагогических изданий они обмениваются опытом, ищут ответы спорные вопросы в своей профессии.

Иногда случается так, что педагог уходит из школы и находит своё призвание в журналистике (например, корреспондент одной из петербургских газет – Н.Н.Волочаенко – в прошлом учитель информатики).

А А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский — ведь мы их знаем не только как педагогов, но и как писателей!

И наоборот, Л.Н.Толстой – его мы знаем не только как писателя, но и как педагога. И примеров таких судеб мы можем приводить достаточно много.

4. Переводчик. Это ещё одна профессия, освоение которой не представляет труда для учителя.

Учителю лишь достаточно в совершенстве знать иностранный язык и иметь знания о национальных особенностях той культуры, с людьми которой ему предстоит общаться. А умение общаться и направлять разговор в нужное русло ему даёт педагогическая профессия.

5. Менеджер в сфере образования. Сегодня эта профессия пользуется большой популярностью и активным спросом на рынке образовательных услуг.

Менеджер – это, прежде всего, специалист по вопросам управления, как на производстве, так и в других областях.

А любой педагог, как мы с вами уже неоднократно говорили, в силу специфики своей профессии, обязательно выполняет функции управления педагогическим процессом.

Менеджер в сфере образования – это специалист, профессионально организующий чёткую, скоординированную работу всей школы. Именно он разрабатывает стратегию поведения школы на рынке современных образовательных услуг, стремится сделать учебное заведение престижным, привлекательным для учеников и родителей.

Безусловно, для успешной работы менеджеру требуются особые личностные качества: быть настойчивым в достижении цели, уметь планировать и организовывать свою деятельность, регулировать психоэмоциональное состояние – как своё, так и окружающих. Владение профессией учителя даёт возможность развить в себе все эти качества.

18 стр., 8823 слов

Исследование образа современного педагога

... исследования выступил сравнительный анализ образа педагога в представлении учителей, учащихся и их родителей. Цель: сравнительное изучение образа педагога в представлении учителей, учащихся и их родителей. ... 2. Определить состояние проблемы. 3. Провести сравнительный анализ образа педагога в представлении учителей, учащихся и их родителей. Исследовательские: 1. Подобрать диагностику исследования ...

Итак, мы рассмотрели с вами лишь некоторые профессиональные направления, в основе которых лежит педагогическая деятельность.Неограниченные возможности учительской профессии открывают бесконечную перспективу изменения и развития, что должны понимать и вы, как студенты педагогического вуза.

Особенностью педагогической деятельности,как мы с вами уже говорили, являетсятесная взаимосвязь личностного и профессионального: качество деятельности педагога неразрывно связано с его человеческими качествами, с миром его ценностей, с его личностной позицией.

Личностная позиция- это добровольно выбранный человеком способ собственной жизни, совокупность способов социальных взаимоотношений, ценностей, идеалов и найденный характер их реализации.

Для зрелой личности характерна целостность жизненной позиции.

Личностная позиция обеспечивает становление человека в любой профессии и дальнейший ход его жизни.

Отражается это и в профессиональной позиции педагога.

Как справедливо заметил В.И.Слободчиков,один из видных психологов нашего времени,уникальность педагогической позициизаключается в том, что она одновременно является и личностной, и профессиональной, и культурно – деятельностной позицией.

Профессиональная позиция педагога представляет собой сложное личностное образование, выражающее систему его отношений к своему месту, к своей роли, к своим ученикам и коллегам как к субъектам совместной деятельности.

В профессиональной позиции педагога отражается то личностное, что определяет собственно профессиональное. Педагогическая позиция – это система осознанных отношений человека – профессионала.

Сегодня исследователи выделяют 5 основных видовпрофессиональной позиции педагога.

1. Учитель – методист, учитель – источник информации.

Занимая такую позицию, педагог выстраивает подачу информации в определённой логике, красочно оформляет её изложение, использует ТСО, наглядные пособия.

НО,при этом учитель может часто увлекаться процессом подачи информации, забывая, что она не всегда может восприниматься учеником.

2. Учитель – надзиратель.

Занимая такую позицию, педагог с первых минут урока применяет дисциплинарные моменты. Основной заботой такого учителя на уроке является дисциплина. Любые дисциплинарные отклонения вызывают гнев учителя, его раздражение и недовольство. Такой учитель работает, прежде всего, на себя, а не на учеников. Он отводит учащимся пассивную роль, в рамках которой они должны послушно реагировать на его действия. Инициатива детей, как правило, им не приветствуется, так как может нарушить привычный ход урока, создать помехи дисциплине.

3. Учитель – «заботливая наседка».

Он направляет свои действия на опеку и защиту своих «деток»: подробно объясняет им новый материал, тщательно растолковывает трудные места, при опросе внимательно следит за ответом ученика и в случае затруднения помогает ему быстро исправить ошибку.

Ошибочность такой позициизаключается в том, что педагог создаёт для детей, по сути, «тепличные условия» и, попадая к другому учителю, такие дети испытывают дискомфорт.

12 стр., 5843 слов

Психологические особенности труда учителя

... осуществлению; - динамикой образовательной политики и стремлением учителя занимать чёткую и последовательную позицию; -личностной потребностью учителя в творческой самореализации и возможностью её ... профессия имеет свои отличительные признаки: - По содержанию: профессиональная деятельность педагога представляет собой преобразовательную деятельность, направленную на изменение учебного плана, ...

4. Позиция невмешательства.

Занимая такую позицию, учитель старается не обременять себя никакими лишними заботами: при подготовке к урокам он не старается использовать дополнительные материалы, пользуется конспектами уроков прошлых лет, не любит дополнительных занятий со школьниками и т. д.

5.Учитель – старший товарищ, наставник и друг.

Такой учитель видит своё назначение в том, чтобы понять каждого ученика, максимально учесть особенности его развития, оказать ему необходимую помощь и поддержку.

Занимая такую позицию, учитель не позволяет себе унижать учеников, но, и, не допускает панибратства с ними. Он нацеливает себя на организацию сотрудничества с детьми, на включение их в совместный поиск и диалог.

Таковы основные виды профессиональной позиции педагога.

Так как профессиональная позиция педагогаформируется в течение всей его жизни, то она непременноотражает его мировоззрение, систему нравственных ценностей, его жизненный и профессиональный опыт.

Следовательно, профессиональная позиция для педагога – это тот фундамент, на котором он выстраивает свои отношения с каждым учеником.

Профессиональная позиция педагога тесно связана с таким понятием как «дистанция общения».

Дистанция общения– это не только расстояние между участниками общения, но и те отношения, которые между ними складываются.

Используя это понятие, Н.Е.Щурковапредлагаетсвой вариантвиденияпрофессиональной позиции педагога.

Она выделяет три видапрофессиональной позиции педагога:

− дистанционная позиция;

− уровневая позиция;

− кинетическая позиция.

Дистанционная позиция отражает то расстояниепо горизонтали,на котором могут находиться учитель и ученик. Эта позиция может быть «далёкой», «близкой» и «рядом».

При «далёкой» позицииучитель обращается к ученикам достаточно официально, выдерживая деловой тон.

При «близкой»– он использует более тёплые обращения, более личностный тон.

При позиции «рядом»педагог работает с детьми, стараясь быть им другом.

Уровневая позиция отражает положение педагога и воспитанникапо вертикали.

При такой позиции учитель может находиться «сверху», «снизу» и «наравне» с учеником.

Лекция 2 — Стр 2

Позиция «сверху»уместна в начале урока, когда педагог ставит цель урока и намечает его задачи: здесь он владеет инициативой и задаёт темп урока.

Позиция «снизу»возможна в ходе урока, когда педагог предоставляет инициативу детям, позволяет им раскрыть свои способности.

Позиция «наравне»уместна, когда педагог анализирует отдельные моменты общей работы и использует выражения: «мы с вами».

Кинетическая позиция характеризует местонахождение педагога в различные моменты совместного движения со своими воспитанниками.

На этой позиции педагог может находиться » впереди», «сзади» или «вместе» с воспитанниками.

Например,в походе. Учитель, когда ведёт детей в поход, в начале пути и на самых ответственных его участках находится впереди детей.

В ходе движения учитель может выдвинуть на роль лидера кого — либо из детей, а сам занять позицию «сзади», для наблюдения за детьми.

На привале, у костра, педагог занимает позицию «вместе» с детьми.

Такова вторая точка зренияна профессиональную позицию педагога.

Таким образом, позиция педагога – это не что — то раз и навсегда установленное и неизменное. Напротив, она – динамична и подвижна.

Задача педагога – научиться занимать ту позицию, которая наиболее целесообразна в конкретной ситуации общения с детьми.

Характер общения педагога с детьми зависит также от стиля педагогического руководства.

Под стилем руководства понимаетсяспецифическая система способов воздействия на школьников со стороны учителя или воспитателя.

В стиле отражаютсяхарактерная для педагога манера обращения к ученикам, особенности предъявления им своих требований, отношение к учащимся со стороны учителя.

Чем же отличается стиль педагогического руководства от профессиональной позиции педагога?

Профессиональная позиция педагога лишь ориентирует его на выбор тех или иных действий или операций, а стиль педагогического руководства — это уженепосредственное использование конкретных способов воздействия в общении с детьми.

Стиль педагогического руководствахарактеризуется различнымипараметрами:

− тон речевого обращения (доброжелательный, официальный, безразличный):

− форма обращения (приказ, требование, совет, просьба):

− особенности использования поощрений и наказаний;

− установление определённой дистанции общения.

В совокупности все эти параметры оказывают неодинаковое воздействие на характер эмоциональных переживаний детей, на их поведение на уроке и в школе.

В.Н.Сорока – Росинский, известный отечественный педагог 20 века, характеризуя стили педагогов, выделял»породы» педагогов (типы учителей), классифицируя их похарактеру ценностных ориентаций.

Он считал, что каждый педагог должен определить, какой он «породы», чтобы знать и сильные, и слабые свои стороны и учитывать их в своей педагогической деятельности.

В своей классификации он подразделял педагогов на две большие группы:

1. обладающие индивидуальностью– «породой»;

2.. аморфные, безличные, беспородные учителя.

Его интересовала именно первая группа. Здесь он выделял следующие типы учителей:

а) учителя – теоретисты. У них теория, идея всегда преобладает в ущерб реальному миру вещей и практике жизни.

Сильная сторонатакого учителя в том, что он хорошо знает методику своего предмета, постоянно готовится к своим урокам. Такой педагог обычно очень принципиален и глубоко убеждён в правильности исповедуемых им идей.

Их слабость в том, что они не всегда могут выстраивать свои отношения с детьми, они плохо чувствуют детей, им не достаёт такта в общении с ними.

б) учителя – реалисты. Они хорошо разбираются в мире людей и вещей, тонко чувствуют настроение детей, умеют с ними и радоваться и горевать. Очень хороши такие педагоги в работе с отстающими, слабыми учениками.

Дисциплина у таких педагогов строится на сознательности ребят, на знании их особенностей. Они умеют не подавлять самостоятельность ребёнка своим авторитетом.

Слабым местомтаких педагогов является их неумение теоретически обосновать свой практический опыт, выделить главное в материале урока. Иногда близкие отношения с детьми приводят к некоторой фамильярности отношений.

в) учителя – утилитаристы. Они так же, как и реалисты, хорошо ориентируются в вещах и людях.

Сильная сторонатаких педагогов заключается в том, что они являются мастерами закрепления и повторения пройденного материала: их ученики хорошо знают различные формулы, определения и правила. Они также мастера всякого рода оформления – документация у них всегда в порядке.

Слабостью таких педагогов является объяснение нового материала – здесь они могут просто пересказать текст учебника, педагогической теорией они себя не затрудняют.

г) учителя – артисты (интуитивисты).

По мнению В.Н. Сорока – Росинского, такие учителя в чистом виде – редки. Они встречаются с различными посторонними «примесями».

Главным их свойствомон считает способность действовать по вдохновению, по наитию, по интуиции.В этом их и сила, и слабость.

Такие педагоги тонко чувствуют других людей, с большим подъёмом ведут уроки: история на их уроках кажется серией увлекательных фильмов, география – путешествием по странам. Особенно хороши такие учителя на уроках литературы.

Дети любят таких педагогов, относятся к ним с симпатией.

Отрицательные сторонытаких педагогов проявляются в том, что они могут зависеть от своего настроения, могут плохо готовиться к уроку, надеясь на импровизацию.

Таковы четыре основные «породы» педагогов, выделенные В.Н.Сорока – Росинским.

Свою классификацию педагогов предложил и Э. Г. Костяшкин – известный отечественный педагог — практик и теоретик 20 века.

За основу её он взял специфику интеллектуально – волевой сферы человека. Он

выделил следующие типы педагогов —

− интеллектуальный: характеризуется склонностью к научно – аналитической деятельности, глубокой эрудированностью, самостоятельностью оценок.

− волевой: отличается высокой требовательностью к себе и детям, чёткостью и организованностью в работе.

− эмоциональный: отличается повышенным артистизмом, способностью к педагогическому самовыражению, чутко реагирует на изменения внутреннего мира детей, к нему идут дети со своими проблемами.

− организаторский: такой педагог очень хорошо умеет организовать детей и реализовывать их способности в различных видах творчества.

В современной психолого-педагогической литературе наиболее часто, традиционно, выделяется три основных стиля педагогического руководства:

− авторитарный

− демократический

− либеральный.

В каждом из этих стилей есть как позитивные,так инегативныемоменты(рассм.на семинаре).

Характерные для демократического стилякорректность в обращении с детьми, стремление к диалогу с ними, оптимальное сочетание строгости и справедливости наиболее адекватны задачам, стоящим перед современной педагогикой.

Авторитарная системасегодня осуждается и отвергается всеми официальными структурами: Министерством образования, Российской академией образования, администрацией школ и родительской общественностью

Но, тем не менее, значительная часть учителей сегодня ориентируются на авторитарный стильруководства.

Каковы причины этого? С чем это связано?

1. С приметами авторитаризма ребёнок знакомится ещё в раннем детстве, привыкает к ним и усваивает, что его дело – подчиняться, взрослые – сильнее и власть – у них.

Подчинение хорошим правилам, правильные требования в известной степени упрощают жизнь ребёнка.

Но есть ли всегда хорошие, раз и навсегда прописанные правила?

Таких правил практически не существует в человеческом обществе, поскольку жизнь постоянно вносит изменения в любые правила, установленные людьми.

2. Кроме того, любой взрослый человек бывает подвержен различным человеческим факторам: плохому настроению, эмоциям, симпатиям и антипатиям.

3. Сильные средства взрослого довольно часто отражают не его силу, а его слабость. Многочисленные исследования показывают, что довольно часто слабые люди, имея свои проблемы, пытаются защитить себя с помощью силы, за счёт власти, прибегая к авторитаризму.

К сожалению, в современной российской школе идеи демократизации отношений с детьми только декларируются, но не внедряются в массовую практику.

Но, если наше государство строит демократичное общество, то гуманизация и демократизация отношений между педагогами и воспитанниками должна стать магистральной линией в школе.

Главной предпосылкой успешного выполнения этих требований должна стать и общая культура педагога.

Современные исследователи (Е.В.Бондаревская, Н.В.Седова) рассматривают общую культуру педагога как синтез природных и приобретённых личностных качеств, которые обеспечивают высокий уровень педагогической деятельности.

Общая культура педагога служит точкой отсчёта его квалификации и профессионального роста.

Что же входит в содержание понятия «общая культура педагога»?

Прежде всего, это –

а) жизненные установки человека, его жизненные ориентиры;

б) образованность и воспитанность человека;

в) научная эрудиция, специальные знания;

г) степень развитости эмоционально – волевой сферы (чуткость, эмпатия);

д) особенности характера педагога (энергичность, общительность, самостоятельность, чувство юмора).

Педагога, соответствующего понятию «общекультурный педагог» невозможно представить в состоянии покоя – такой человек всегда находится в поиске, ибо овладение культурой предполагает поступательное движение.

Чтобы увлечь детей и взрослых, заинтересовать их, педагог должен обладать яркой индивидуальностью, развивать свои таланты и дарования в различных областях жизнедеятельности.

Примеры реализации в профессиональной работе общенаучного кругозора, проявления творческих способностей дают нам известные педагоги – мастера: А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, В.Ф.Шаталов и др.

Литература:

1. Лобанов А.А. Основы профессионально – педагогического общения: учеб. пособие ∕ А.А.Лобанов. – М.: АКАДЕМИЯ, 2002. – 192с.

2. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие ∕ Н.Н.Никитина, Н.В.Кислинская. – М.: АКАДЕМИЯ, 2004. – 224с.

3. Профессия – учитель: учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации школьников. ∕ Под ред. А.С.Роботовой. – М.: АКАДЕМИЯ, 2005. – 368с.

4. Сластёнин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. уч. зав. ∕ В.А.Сластёнин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. – М.:АКАДЕМИЯ. 2002. – 576с.

5. Сорока – Росинский В.Н. Педагогические сочинения ∕ В.Н.Сорока – Росинский. – М.: ПЕДАГОГИКА, 1991. – 240с.