Лекция №4.
Проблема этноса и наций в этнопсихологии.
Цель изучения: представить исторически-стадиальную типологию этнических общностей; описать информационную модель этноса, психологическую характеристику этноса; охарактеризовать социальные нормы (ценности) этноса, психологические нормы (ценности) этноса; представить этногенез украинского народа; описать способы существования этносов, этнические процессы; дать определение этническому самосознанию. Социально-психологическая сущность понятия «нация»; этнические и культурологические признаки нации; национальная идентификация.
Психологические особенности этнонациональной политики в Украине на современном этапе. Состояние языковой проблемы в начале XXI века. Пути и формы возрождения украинской культуры и культуры этнических меньшинств, проживающих в Украине. Популяризация народных обычаев – психологическая предпосылка утверждения их как духовной самоценности. Основные проблемы и задачи, стоящие перед Украинским государством в процессе осуществления толерантной этнонациональной политики.
План:
1. Исторически-стадиальная типология этнических общностей. Информационная модель этноса. Психологическая характеристика этноса.
2. Социальные нормы (ценности) этноса. Психологические нормы (ценности) этноса.
3. Этногенез украинского народа. Способы существования этносов. Этнические процессы. Этническое самосознание.
4. Социально-психологическая сущность понятия «нация». Этнические и культурологические признаки нации. Национальная идентификация.
5. Психологические особенности этнонациональной политики в Украине на современном этапе. Состояние языковой проблемы в начале XXI века. Пути и формы возрождения украинской культуры и культуры этнических меньшинств, проживающих в Украине.
Основная литература:
1. Баронин А.С. Этническая психология: Учеб. пособие. – К.: ПК ООО “Тандем”, 2000. – 264 с.
2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект пресс, 2006. – 208 с.
3. Галустова О.В. Этнопсихология: Конспект лекций. — М.: Приор-издат, 2005. — 160 с.
Дополнительная литература:
1. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. — М., 1989.
2. Бороноев А. О., Павленко В. Н. Этническая психология. — СПб., 1994.
3. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. — М.: Наука, 1984.
1. Теоретические знания: теория поведения личности в организации. ...
... т.п. Методы влияния на поведение людей в организации - административные, экономические, социально-психологические. 9. Теория человеческого капитала А. Смита, Дж. Минсера определяет людей в организации ... Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. - Л., 2011. – 184 с. 11. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В.Петровского. - М.:, 2009. – 312 с. 12. Хохлова ...
4. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 242.
5. Пірен М. Основи етнопсихології: Підручник. — К., 1996.
6. Пірен М. Етнополітичні процеси в сучасній Україні. — К., 1999.
7. Хрущ В. Етнопсихологічні аспекти вивчення української ментальності // Ментальність. Духовність. Саморозвиток особистості: Тези доп. та матеріали Міжнар. наук.-практ. конф. — К.: Луцьк, 1994. — С. 161–163.
8. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы. Расы. Культуры. — М., 1985.
9. Этническая история народов Севера. / Гурвич И.С., отв. Редактор. – М.: Наука, 1982. – 273 с.
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Пути и формы возрождения украинской культуры и культуры этнических меньшинств, проживающих в Украине.
2. Популяризация народных обычаев – психологическая предпосылка утверждения их как духовной самоценности.
3. Основные проблемы и задачи, стоящие перед Украинским государством в процессе осуществления толерантной этнонациональной политики.
4. Психологические особенности этнонациональной политики в Украине на современном этапе. Состояние языковой проблемы в начале XXI века. Пути и формы возрождения украинской культуры и культуры этнических меньшинств, проживающих в Украине.
Исторически-стадиальная типология этнических общностей. Информационная модель этноса. Психологическая характеристика этноса.
В отечественной науке долгое время было принято выделять стадиально-исторические разновидности этноса, связывая их с общественно-историческими формациями. В настоящее время эта типология дополняется новыми подходами, но в целом сохраняет свою значимость. Рассмотрим с этих позиций основные виды этноса.
История глобальных этнических общностей начинается с первобытного человеческого стада.Это было сообщество индивидов, равных в правах и обязанностях. Естественные различия — возрастные, половые — не учитывались. В рамках этой общности происходили все жизненные процессы, начиная от размножения и кончая жизнеобеспечением и социализацией потомков. Первобытное человеческое стадо имело свою территорию, на которой велось первобытное хозяйство, свой уклад жизни, свои средство общения самосознание, формы выражения духовных переживаний.
Следующая, более высокая, форма этнической общности — род. В своем развитии она прошла три этапа: тотальный род, материнский род, патриархальный род. На первом этапе род представлял собой замкнутую и самодостаточную систему, т.е. был глобальной общностью. На втором и третьем этапах он уже не был замкнутой системой. С запретом половых контактов между ближайшими родственниками возникла система взаимодействия различных родов как условие воспроизводства первобытного общества. С эпохой родовой организации связано возникновение первых социальных институтов -кровное родство, общие предки, культовый ритуал и др. Утверждаются такие объединяющие факторы, как территория, хозяйственная жизнь, язык.
9 стр., 4317 слов
Закономерности развития этносоциальных общностей
... видов энергии и создает этнос - поле биофизических колебаний с определенным ритмом. Поэтому этнические общности отличаются друг от друга не способом производства и культурой, а стереотипами поведения, условными ... методов, фактических данных и т.п но и в виде сообществ и организаций ученых, проводящих научные исследования. Современная мировая прогрессивная этносоциология выполняет следующие главные ...
На основе кровного родства, культурно-языкового единства и общности территории формируется новый тип этнической общности и социальной организации — племя, объединяющее нескольких родов. На ранней стадии у племени отсутствовали какие-либо формы централизованной власти (высшим органом самоуправления было собрание всех взрослых членов рода или общины), единство племени поддерживалось за счет межобщинных браков и обязанностей взаимопомощи. Территориальные и социальные границы племени не были жестко ограничены, нередко племена не имели и самоназваний. С возникновением более сложной социальной организации (возрастные классы, мужские союзы и т.п.), развитой системы лидерства племя стало приобретать и более четкую организацию. Появляются общие формы культуры и идеологии -самосознание, религиозные верования, этногенетические предания и т.п. Власть все больше сосредоточивается в руках старейшин — наиболее авторитетных представителей старшего поколения, наследственных вождей.
Кровнородственная организация достигает своей последней ступени с созданием надплеменных объединений — союзов племен, в которые объединялись, как правило, сопредельно живущие и родственные по языку племена. Главным побудительным мотивом к созданию союза племен являлось чаще всего стремление устранить племенную междоусобицу, объединить силы для борьбы с другими, не родственными племенами.
Впрочем, появление союза племен не означало окончательной ликвидации родовой организации.
Развитие производительных сил, перемещение представителей разных родов и племен в рамках племенных союзов делало, в конечном счете, невозможным осуществление власти по родовой линии. Кровнородственный принцип стал повсеместно заменяться имущественно-классовым. На смену племенной организации приходит новая форма этнической общности — народ, народность.
Примером инструменталистского подхода к этничности в отечественной этнологии может служить информационная концепция этноса Н.Н. Чебоксарова и С.А. Арутюнова. Они предлагают описывать механизм существования всех этнических общностей на основе связей, которые могут быть описаны в рамках понятия информации. Информационные связи существуют в виде различных форм коммуникаций. Любые отношения, в которые вступают люди между собой, сопровождаются потоком информации. Информация передается разными путями — с помощью языковой коммуникации, в форме показа, подражания. В понятие «информация» входят также культурная традиция народа, его творческое наследие.
Информационная модель очень удобна, чтобы объяснить сегодняшний всплеск этничности, взглянуть на этнос не только как на средство достижения экономических и политических целей, но и как на способ удовлетворения фундаментальной потребности людей в определенной психологической стабильности. Исследователи все больше соглашаются с тем, что обращение к глубинным этническим ценностям — это защитная реакция человеческой психики на сложность, обезличенность, суетность и неустойчивость современной жизни. Этнос играет роль как бы информационного фильтра, необходимость в котором возникает в связи с особенностью современной жизни усиливать психологическую потребность в устойчивых жизненных ценностях. Эта потребность объясняется тем, что человек как вид сформировался в принципиально иной информационной ситуации, нежели та, в которой он оказался сейчас.
9 стр., 4372 слов
Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях
... Введение 1. Сущность и содержание психологии поведения в чрезвычайных ситуациях 2. Психологическая готовность людей к чрезвычайным ситуациям 3. Групповое поведение людей в чрезвычайных ситуациях 3.1 Паника ... эти принципы в ситуации экстремальной приобретают некоторое своеобразие в соответствии с особенностями условий оказания помощи. Принцип защиты интересов клиента. Принцип «не навреди». Принцип ...
На протяжении всей истории человек обычно получал социально значимую информацию от достаточно малочисленной, четко определенной по составу группы. Человек привык жить в небольших поселках, обитатели которых знают друг друга в лицо. Стабильность состава группы, наследование принадлежности к ней из поколения в поколение способствовали тому, что среди ее членов преобладали общее видение мира, общее представление о ценностях, нормах поведения, смысле жизни. Вследствие этого социальная информация, поступавшая к человеку, была относительно однородна, циклична, упорядочена и требовала более однозначной реакции, чем сейчас.
В современном обществе человек одновременно входит во множество слабо связанных друг с другом групп, каждая из которых предъявляет свои требования к его поведению, не только не согласующиеся, но и зачастую находящиеся в противоречии друг с другом. Поэтому психологические механизмы реакции, сформировавшиеся в процессе становления человека как вида, не соответствуют новой информационной ситуации. Как известно из результатов исследований психологов, информационные возможности человека лимитированы и не могут развиваться беспредельно без нанесения непоправимого урона личности. В силу этого обстоятельства его стремление к стабильности становится значимым мотивом поведения. И здесь этнические ценности с их стабильностью, наследуемым статусом имеют неоспоримое преимущество перед другими. Чем больше расхождение между информационными возможностями среднего человека и сложностью информационной ситуации, тем сильнее эмоциональная сторона этнического самосознания — чувства принадлежности к своему народу, стремление к использованию национального языка, к возрождению моральных ценностей, традиционных трудовых навыков.
Этнос как социальная и психологическая общность людей устойчива во времени, является для каждого человека надежной группой поддержки, выполняет функции защиты своих членов, функции формирования единых общих жизненных ценностей и норм поведения для своих членов.
Немецкий исследователь В. Вундт в конце XIX — начале XX века явился создателем десятитомного научного труда «Психология народов». Вундт в качестве содержания «души народа» рассматривает общие представления, чувства и стремления многих индивидов, которые проявляются, прежде всего, в языке, мифах, обычаях народа. Изучая язык, мифы, обычаи народа, можно проанализировать народный дух, выявить общие законы его духовного развития. Вундт считает, что наука о «душе народа» или этнопсихология, призвана объяснять общие законы развития этой души.
В 20-е годы XX века в России философ Г.Г. Шпет предпринял попытку создать этническую психологию как отрасль психологии, изучающей такие проявления духовной жизни человека, как язык, мифы, верования, искусство.
Язык, мифы, нравы, искусство, религия, наука вызывают у носителей культуры определенные переживания, которые являются типическими коллективными переживаниями. И этническая психология должна изучать эти типические коллективные переживания, эту эмоционально окрашенную систему представления, миропонимания, присущую той или иной общности людей, т. е. ответить на вопросы: «Что народ любит? Чего боится? Чему поклоняется?».
Этнические общности как предмет социологии. Исторические типы ...
... общностей. Предмет и объект этнической социологии Этносоциологию определили как пограничную научную дисциплину, изучающую социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Народы-этносы ... К числу таких признаков относятся язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа или этноса (в различных языках и в научной ...
Шпет подчеркивал, что принадлежность человека к определенному народу определяется не биологической наследственностью, а сознательным приобщением к тем культурным ценностям и святыням, которые образуют содержание истории народа.
Психология нации (национальная этническая психология) как явление по содержанию представляет собой компонент общественного сознания и включает в себя «психические черты и свойства, совокупность которых обозначается понятиями психического склада нации или национального характера».
Национальная психология отражает то общее, что есть у представителей целой нации в мировосприятии, устойчивых формах поведения, чертах психологического облика, в речи и языке, отношениях к другим людям и природе, в стереотипах поведения в экстремальных ситуациях.
Национальная психология существует в виде специфических качеств национального характера, национального самосознания, национальных чувств и настроений, национальных интересов, ориентации, традиций, привычек, проявляющихся в форме национальных особенностей той или иной этнической общности.
Можно выделить следующие национально-психологические особенности:
1) мотивационно-фоновые особенности — степень выраженности и специфики сочетания и проявления таких качеств, как работоспособность, деловитость и осмотрительность;
2) интеллектуальные особенности (характер организации мыслительной деятельности, скорость мыслительных операций, степень изобретательности, гибкости, степень логичности, абстрактности мышления; например, мышление англичан часто характеризуют как прагматичное, с «нелюбовью к абстрактным теориям»);
3) познавательные особенности (глубина, активность восприятия, яркость воображения, концентрации внимания, например французам свойственны богатство воображения, смелость в познании окружающего мира);
4) эмоциональные особенности (динамика протекания чувств, особенности выражения эмоций и чувств, например немцы и англичане выдержаны и флегматичны, а французам и итальянцам присущи возбудимость, горячность);
5) волевые особенности (устойчивость, длительность волевых усилий);
6) коммуникативные особенности (характер взаимодействия и общения между людьми, степень сплоченности или отчужденности).
В национальной психологии как явлении общественного сознания можно выделить 4 сферы. Мотивационно-фоновая сфера характеризует своеобразие мотивов и целей национальной общности. Интеллектуально-познавательная сфера определяет своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, выражающееся в наличии у них специфических познавательных и интеллектуальных качеств, дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить планы деятельности.
Эмоционально-волевая сфера обусловливает функционирование у народа своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности. Коммуникативно-поведенческая сфера свидетельствует, что у каждого народа есть свои установившиеся нормы взаимоотношений и обмена необходимыми сведениями, свои стереотипы поведения, свои формы руководства.
Особенности процесса медиаторской деятельности при разрешении ...
... не касающемуся делу при условии, если это может поднять законные вопросы целостности процесса медиации. . Конфиденциальность: Медиатор должен обеспечить разумные ожидания сторон в отношении ... к статистическим данным и, с разрешения сторон, к зарегистрированным делам, присутствие на процессе медиации, интервью участников медиации. . Добровольность: Процедура медиации является сугубо добровольной. ...
Каждый народ имеет специфику в функционировании врожденных особенностей нервной системы и мозга, что обусловливает своеобразие эмоционально-волевой и интеллектуально-познавательной сфер национального характера, привычные формы реагирования национальной общности.
Этногенез украинского народа.
Формирование этнического самосознания украинского народа неразрывно связано с формированием самого народа (этногенезом).
Поэтому, рассматривая украинскую культуру, нельзя не остановиться на проблемах этногенеза украинцев. Напомним основные взгляды:
1) теория «исконности» – украинцы существуют столько, сколько вообще существует человек современного типа, то есть от 30–40 тысяч до 2–3 млн. лет;
2) теория автохтонности (М.Грушевский), согласно с которой этническую основу украинцев составляло население позднего палеолита, которое проживало на территории Украины, а россияне и белорусы имели свою отдельную этническую основу и территорию проживания;
3) теория «единственной колыбели» (которая была общепринятой в СССР в 1950–80-ые годы): зарождение и развитие трех близких славянских народов из единственной древнерусской народности;
4) теория «независимого развития отдельных восточнославянских народов», то есть украинцев, россиян, белорусов, которая получила распространение в последнее время.
Проведем общий экскурс в украинскую историю, чтобы сформировать представление о том, как формировался украинский этнос.
Сегодня подчеркивается, что Киевская Русь была полиэтничным, то есть многонациональным государством. В основном в современной литературе началом нациогенезиса украинцев считается период Киевской Руси, хоть он и не достиг тогда завершения. Впоследствии в результате неблагоприятных исторических обстоятельств этот процесс был прерван и возобновился в полную силу в XV–XVII столетиях. В этом, вероятно, и заключается специфика этногенеза украинцев.
Украинский этнос окончательно сформировался на рубеже XVI–XVII веков, причем катализаторами этого процесса стали угроза физического уничтожения со стороны Степи (образование Крымского ханства – вассала османской империи), национальный гнет польской шляхты и внутренняя измена элиты – переход аристократии к католичеству и заключению церковной унии. На волне национальной борьбы рослое национальное самосознание. Последняя оказалась на бытовом уровне в осознании своей принадлежности к «русскому народу», а на высшем, идеологическом уровне – в борьбе за национальные права, за православие, за создание национальных государственных институтов и атрибутов.
Сложность этнической истории украинцев отразилась и в разнообразии самоназваний (этнонимов), названий со стороны других народов, а также названий страны и государства. С момента зарождения украинского этноса ключевым было понятие Русь. Причем в разные периоды доминировали такие его варианты: VI–XI ст. – Русь; с 1395 г. – Малая Русь; в XVII–XVIII ст. – Малороссия; XIX ст.-начало ХХ ст. – Украина-Русь. Признание названия «Украина» (впервые упомянуто в 1187 г.) состоялось в XVII веке, но тогда оно сосуществовало с другим – «Малороссия», которое приобрело широкое распространение после присоединения Украины к Московскому государству. Только с начала ХХ века этноним «Украина» стал доминирующим.
Нация, её признаки и свойства
... что существуют три последовательно сменившиеся в процессе исторического развития формы этнической общности: племя, народность, нация. И даже годы спустя после XX съезда КПСС многие советские ... К общностям социально-этнического типа относятся племя, народность, нация, этническая группа и другие этнические образования людей, возникшие в результате естественно-исторического процесса.Чтобы раскрыть ...
Следует выделить и такую особенность: сначала Русью, а затем Украиной называли центральную область, то есть Киевскую землю, а затем отсюда наименование «Русь» распространилось на все восточное славянство, а «Украина» позже на все украинство. То есть название «Русь» сформировалось как общеславянский термин, и именно поэтому Московское государство взяло его себе в название для утверждения концепции «Третьего Рима». Что касается названия «Украина», то есть несколько объяснений его происхождения: либо от «края» – границы со Степью, либо от слова «страна» другая версия – «край» как родина, отчизна, и др.
Что касается самоназвания «украинец», то оно долго было малораспространенным. Это во многом можно объяснить трудностями этносоциального развития. Синонимами выступали термины «казак», «казацкий народ», одновременно продолжали существовать и старые самоназвания «русськи», «русины». Только в условиях национального возрождения во второй половине XIX века окончательно утвердилось самоназвание «украинец». Таким образом, в этнической истории украинцев можно выделить три ключевые этнообъединяющие самоназвания:
Сегодня украинцы составляют основное население государства Украина. Это один из наибольших народов Европы и второй по численности в славянском мире. Согласно с последней переписью (В 1989 г.) украинцы в своей стране составляли почти две трети населения (72,7%).
Здесь проживало 84,8% украинцев, какие жили в тогдашнем СССР – 37,4 млн. В основном украинцы равномерно распределены по всей территории государства за исключением Крыма и юго-востока. В сельской местности они составляют до 90% населения, в городах – до 70%.
В мировом контексте украинцы принадлежат к славянской группе индоевропейской этнолингвистической семье.
Способы существования этносов.
Этническое развитие в отличие от социального дискретно, то есть прерывисто. Это связано с внутренними и внешними процессами, влияющими на функционирование этносов, а следовательно и на их существование. В специальной литературе выделяются следующие способы существования этносов:
• зарождение;
• расширение;
• снижение уровня активности, или распад;
• переход в гомеостаз, то есть статическое состояние этноса.
Под зарождениемпонимается процесс образования этноса в ходе сецессии, или ассимиляции. Это первичный этап образования этнической общности, если рассматривать его во временном плане.
Вторым этапом существования и развития этноса является расширение. Под ним подразумевается укрепление связей внутри этноса, а также увеличение количества его членов за счет ассимиляции соседних этнических групп. В ходе расширения этническая группа постоянно прогрессирует, так как внутри данного этноса происходят внутренние психологические процессы, обусловливающие его непрерывное развитие. На этом этапе растет уровень этнического (и национального) самосознания, результатом чего является гармонизация этноса и его развитие. Однако этот процесс происходит до тех пор, пока члены этнической общности не станут выделяться по отдельным признакам в новые этнические группы. Стремление к выделению может быть обусловлено тем, что в результате ассимиляции соседних этносов происходит дифференциация в пределах данной этнической общности по каким-либо критериям (экономическим, культурным, социальным, религиозным).
Тема 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ
... этнопсихологии - - Психологическая характеристика этнических общностей - Сущность, структура и своеобразие психологии нации Раздел II. Психология ... 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ Лекции - 2 часа Практические занятия – 4 часа Содержание темы.Человечество, общность людей, группа, этнос, нация. Социально-психологическая сущность ...
Появление дискриминационных процессов внутри этноса способствует соответственно падению уровня этнического самосознания, обесцениваются национальные идеи, так как личные мотивы начинают превалировать над национальными. Как результат мы наблюдаем снижение уровня активности этноса. На таком этапе этнос становится наиболее уязвимым, что может привести к внешней агрессии со стороны других этнических общностей либо к его ассимиляции соседними общностями и к последующему распадувследствие утраты территории, культуры, языка и единства.
Процесс распада либо снижения активности этноса может трансформироваться в гомеостаз, при котором этнос находится в статическом состоянии. Гомеостаз представляет собой подвижное равновесное состояние этнической общности, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим равновесие внешним и внутренним факторам. Понятие гомеостаза сложилось первоначально в физиологии для объяснения постоянства внутренней среды организма и устойчивости его основных физиологических функций. Эта идея была развита американским физиологом У. Кенноном в учении о «мудрости тела как открытой системы, непрерывно поддерживающей стабильность». Принцип гомеостаза перешел из физиологии в этнопсихологию, приобретя более общее значение принципа системного подхода и саморегуляции на основе обратной связи. Представление о том, что каждая система стремится к сохранению стабильности, было перенесено и в этнопсихологию. Каждая этническая общность стремится к стабильности, однако на определенном этапе эта стабильность перестает сопровождать прогрессивное развитие этноса, что приводит к состоянию гомеостаза. Примером этнических общностей, находящихся в состоянии гомеостаза, являются индейские племена Северной Америки, сохранившие развитие и культуру конца XIX — начала XX века, которые, однако, не распались, так как сохранили сильное этническое самосознание.
Это типичное энергетическое состояние системы, обменивающейся информацией и энергией с окружающей средой. Общественные же институты этносов различны. Это значит, что социальная форма движения материи и этногенез — два различных процесса, хотя и соотносимых и даже пересекающихся.
Этнические процессы
Для каждой этнической группы характерны определенные процессы, действующие изнутри или извне на ход развития этой группы. Этнические процессы подразделяются на процессы этнического объединения, включающие консолидацию, ассимиляцию и интеграцию, и процессы этнического разъединения, когда единая общность распадается на несколько самостоятельных частей. Однако одни исследователи трактуют их широко, полагая, что они охватывают социально-экономические и социально-культурные процессы. Другие понимают этнические процессы узко и не включают в них экономические, политические и культурные преобразования, бесспорно влияющие на этническое развитие. Так, И.С. Гурвич, сторонник первой точки зрения, утверждает, что этнические процессы — это «различные виды взаимодействия этносов, приводящие к изменению старых и возникновению новых этнических образовании. Основные из них:
Формы этнической общности. Этнос и нация
... называть “национальным характером”, “ментальностью”.. Но, в отличие от других видов этнических общностей, нация невозможна без государства или без автономии в рамках какого-либо государства. ... коммуникации и социальные институты. Этническое — определенный каркас нации, ее “начало”, а нация — это вся совокупность развившегося и накопленного конкретной этнической или межэтнической общностью в ходе ее ...
• консолидация народностей из близкородственных племен и этнографических групп;
• консолидация наций из близких по языку и культуре народностей, этнографических групп, национальных меньшинств и т.д.;
• сближение и постоянное слияние между собой различных народностей и наций;
• ассимиляция отдельных племен, этнических групп, народностей и наций в ходе консолидационных процессов».
По мнению же В.И. Козлова, основным критерием для выделения этнических процессов является изменение главного этнического детерминанта — этнического самосознания, выражающееся в постепенной замене чувства принадлежности к одной этнической общности чувством принадлежности к другой общности. До сих пор в литературе еще нет установившейся типологии этнических процессов. Большинство этнографов различают два основных типа: консолидацию и ассимиляцию. Но и в определении этих понятий нет единого мнения. Одни понимают под консолидацией слияние нескольких самостоятельных народов, родственных в языковом и культурном отношении, в единую этническую общность, тогда как другие применяют термин «консолидация» и для обозначения процесса внутреннего сплочения уже в основном сформировавшихся народов. Иногда консолидационные процессы рассматриваются и как поглощение каким-либо народом других (неблизких) этнических групп, хотя в этом случае было бы правильнее говорить об ассимиляции. Под ассимиляцией понимают «процесс этнического взаимодействия уже сформировавшихся народов, обычно значительно отличающихся своим происхождением, языком и культурой и имеющих четкое этническое самосознание. Сущность процесса ассимиляции заключается в том, что отдельные группы людей и индивидуумы, принадлежащие к одному народу, вступая в соприкосновение с другим народом (и оказываясь в сфере этого народа), в результате общения с ним утрачивают свои особенности в области культуры и быта, усваивают культуру данного народа, воспринимают его язык и перестают считать себя принадлежащими к прежней этнической общности». Различают естественную ассимиляцию, которая обусловлена расширяющимися межэтническими контактами в результате происходящих социально-экономических сдвигов, и насильственную ассимиляцию, которая связана с определенной политикой официальных кругов той или иной страны. Помимо общеупотребительных типов этнических процессов консолидации и ассимиляции В.И. Козлов предлагает ввести еще один — «этническое разделение», понимая под ним процесс, при котором от прежней единой этнической общности отделяется другая общность, или когда первая целиком делится на две или больше частей, каждая из которых становится самостоятельным народом. В иностранной специальной литературе этническим процессам уделяется незначительное внимание, и авторы зачастую ограничиваются лишь их констатацией.
Этническое самосознание
Этническое самосознание– это идентификация, т. е. отнесение человеком себя к той или иной национальности, его представление о своем народе, его характерных чертах, культуре, языке, территории проживания, историческом прошлом, т. е. образ «мы».
Все эти представления эмоционально отражены, к ним вырабатывается определенное отношение, например, чувство гордости, сопереживания, способные стимулировать поступки людей.
Некоторые исследователи выделяют 4 «этнических источника», питающих национальное самосознание: «родовой», «психологический», «культурный» и «социальный».
Этническое самосознание выражается в познавательной, эмоциональной и прочих формах.
Познавательная сторона включает в себя, во-первых, осознание человеком этнической принадлежности; во-вторых, осознание им своего социального положения; в-третьих, осознание санкционированных этнической общностью традиций, норм – моделей поведения, осознание своих жизненных интересов и насущных потребностей. Эмоциональная сторона этнического самосознания включает чувство национальной гордости, чувство собственного достоинства за вклад в приумножение богатства своей страны.
Структура этнического самосознания не до конца определена.
Туда входят:
— национальная идентификация;
— представления о типичных чертах своей общности, ее свойствах как целого;
— представления об общности исторического прошлого народа;
— представления о территориальной общности («родной земле»);
— представления о государственной общности при определенных конкретно-исторических условиях.
Самостоятельным элементом является отношение к материальным и духовным ценностям нации, ее достижениям. Понятие этнокультурной идентификации включает в себя владение родным языком.
Но данное явление происходило не только с языком. То же было с религией, обычаями, правилами повседневной жизни. Шаг за шагом, с разной скоростью для разных социальных, этнических, лингвистических или конфессиональных групп, общество вытеснялось в мучительные поиски нового «мы» и нового «они». При этом власть сыграла огромную, решающую роль в развитии данных процессов в том или другом направлении.
Социально-психологическая сущность понятия «нация». Этнические и культурологические признаки нации. Национальная идентификация.
Высшей формой этнической общности является нация. Главное, что отличает нацию от обычной этнической общности — это не только уровень социально-экономического развития, но и ее внутренняя структура, основанная не на кровном родстве, а на социальном принципе. Для нации характерны большая внутренняя сплоченность и высокий уровень национального самосознания. В русском языке слово «нация» имеет более узкое значение, чем в западноевропейских языках. В английском языке, например, под «нацией» понимается: племя и его этническая территория; народ; этническая общность; независимое государство — иными словами, «нация» обозначает и этническую общность, и страну, где живут эти люди. В украинском и русском языках понятие «нация» употребляется для обозначения устойчивой этнической общности. Нация обладает определенными признаками — общностью территории, экономической жизни, языка, материальной и духовной культуры, этнического самосознания. В литературе нередко можно встретить такие сочетания: «народ и нация», или «народ и народность». Здесь спутаны два различных понятия. Народность и нация — это типы этнической общности, в то время как слово «народ» охватывает и племя, и народность, и нацию, — иными словами, все виды этнических общностей. По поводу понятия «нация» в последние годы теоретиками велась оживленная дискуссия. При большом многообразии определений нации, данных западными учеными, можно выделить несколько наиболее типичных. Большинство исследователей считают основой для формирования нации коллективное сознание чувства общности, которое проявляется в стремлении жить вместе. Высшей формой этого стремления является желание иметь свое государство.
Общность языка является одной из характерных черт нации, так как не всякая устойчивая общность создает нацию. Швейцарцы составляют устойчивую общность, однако их никто не называет нацией. В данном случае общность национальная не тождественна общности государственной. Национальная общность немыслима без общего языка, в то время как для государства общий язык необязателен. Следует отметить, что речь в данном случае идет о разговорных языках, а не об официально-канцелярских. Однако если бы язык был настолько решающим признаком, то тех лиц, которые одинаково хорошо и с детства владеют несколькими языками, пришлось бы признать денационализированными, в результате чего, например, венгры, владеющие и венгерским и немецким языками, не могли бы считать себя по национальности венграми. То же относилось бы и ко всем «многоязычным» лицам и народам. В связи с этим, если принять этот признак единственным, то остается целый ряд противоречий и сомнений. Первое сомнение может быть сформулировано следующим образом: насколько расходящимися должны быть языки или наречия, чтобы язык, а соответственно и народ, говорящий на нем, могли быть признанными в качестве самостоятельных национальных единиц. Общий язык присущ определенной нации, однако это не исключает использование того же языка другой нацией. В данном случае должно соблюдаться правило, предусматривающее наличие одного языка для одной нации. Например, англичане и американцы говорят на одном языке, однако не принадлежат одной нации, и прежде всего в силу того, что они проживают на разных территориях, и именно проживание на разной территории обусловило разделение англичан и американцев на две нации с XVIII века.
Таким образом, общность территории является одной из характерных черт нации. Однако нации могут существовать даже тогда, когда они лишены собственной государственной организации, как, например, Польша в период разделов. Но следует подчеркнуть, что политические функции выполняли тогда институты государств-завоевателей, а поляки сохраняли некоторые суррогаты собственных политических институтов или их замену в виде объединений и добровольных организаций, решавших существенные политические задачи. Столь же очевидно, что существуют многонациональные государства, образующие, однако, характерный национальный тип, например, Соединенные Штаты Америки, в которых нация идентифицируется с государством, и термин «nation» относится здесь как к государству, так и к совокупности его граждан.
Кроме общей территории, необходима еще и внутренняя экономическая связь, объединяющая отдельные части нации в одно целое. Возвратимся к примеру народов Англии и США — между ними нет такой связи, вот почему они составляют две различные нации. Но сами американцы не являлись бы нацией, если бы отдельные уголки США не были связаны между собой в экономическое целое благодаря разделению труда между ними, развитию путей сообщения. Другой особенностью нации выступает общность экономической жизни и экономическая связность. Однако и это не является единственно правильным признаком нации, так как, например, экономические интересы украинского инженера не схожи с интересами его немецкого коллеги. Не единственно решающим, однако имеющим право на существование, является признак осознания своей принадлежности к определенному политическому образованию, вызванного различными причинами — религиозными, экономическими, правовыми, единством языка, исторической традицией и т.д. Если рассмотреть это определение, то очевидно, что центр тяжести лежит на психологическом отнесении себя к тому или иному обществу или группе.
Ни один из указанных выше признаков, взятый в отдельности, не достаточен для определения нации. Однако достаточно отсутствия одного из этих признаков, чтобы нация перестала быть нацией. Возможно представить себе людей с общим национальным характером, но не являющихся нацией по причине экономической разобщенности, проживания на разных территориях, употребления разных языков в общении. Таким образом, только наличие всех признаков, взятых вместе, образует понятие «нация». Нация, как и всякое историческое явление, подлежит закону изменения, то есть имеет свою историю, начало и конец.
Значение наций основано на том, что:
1) нации — это очень устойчивая форма общности, нередко существующая тысячелетиями;
2) они создают устойчивое культурное наследие;
3) они формируют сильное чувство идентификации индивидов с общностями. Принадлежность к нации, которая дает индивиду язык, связь с родной землей, место в истории и место в цепи поколений, — это основа самоопределения индивидов;
4) они создают очень сильное чувство солидарности между членами общности и антагонизм по отношению к чужим. Эти черты приводят к тому, что нации становятся источником сильных общественных движений и крайних идеологий. Среди них особого внимания этнопсихологов заслуживает национализм.
Население Украины полностью соответствует понятию нации. Оно имеет территорию, государственный язык, представляет собой экономическую общность и осознает свою принадлежность к единому политическому образованию.
Здесь необходимо отметить то, что несмотря на существование, по крайней мере, двух значительных по количеству этнических групп — русских и украинцев, а также фактического двуязычия, вопрос о том, является ли украинский народ нацией, имеет лишь один ответ. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что признаки, определяющие нацию, могут быть и не столь ярко выраженными. В связи с этим определение нации требует тщательного анализа ее этнического состава и социальной среды существования.
С вопросом понятия нации непосредственно связана проблема отождествления человека с определенной нацией. Этот процесс называется национальной идентификацией.
Национальная идентификация — это процесс самоотождествления с нацией на основании какой-либо связи, а также включения в свой собственный мир и принятия норм, ценностей и образцов этой нации.
Большое значение в наследовании черт национального характера имеет его социально-психологический механизм, который называется «традиционным».
Традиции — это синхронизированные, подчиненные национальному идеалу верования, способы мышления, стремления, нормы поведения предыдущих поколений, которые разделяет и воспроизводит поколение живущих. Придерживаясь традиций той или иной социальной среды, человек выражает свою солидарность и принадлежность к ней, за что получает одобрение и поддержку — источник позитивно окрашенного эмоционального состояния, которое можно назвать «чувством защищенности», и в результате — внутренний душевный комфорт.
Практически все психологические теории нации так или иначе отрицают объективную действительность нации. Это особенно хорошо видно на примере теории «национальной идентификации». Основные идеи этой теории таковы: национальные отношения — это одна из форм проявления фундаментальной психологической закономерности, называемой «отождествлением» («идентификацией»); существует как позитивное, так и негативное отождествление. Приведем пример, взятый из одного французского журнала по социальной психологии. «Индивидуум «Р» негативно отождествляется с объектом «У» в той мере, в которой «Р» склонен радоваться всему, что плохо для «У», или быть недовольным тем, что хорошо для «У». Различаются два типа «национальной идентификации»: идентификация индивидуума либо с совокупностью своих сограждан, либо с символами, представляющими национальное единство и национальный суверенитет. Первый тип — это идентификация с «национальной общностью», второй тип — идентификация с «нацией-властью». На этом основании делается вывод о наличии «демократической личности» и «авторитарной личности». Нетрудно заметить, что теория «национальной идентификации» может быть легко направлена против любого национально-освободительного движения, против легитимного стремления народов к национальной независимости и национальному суверенитету.