План-конспект внеклассного воспитательного мероприятия
Тема: Интернет-зависимость. Причины, последствия, рекомендации.
Вид: Кураторский час.
Цель: Профилактика эмоциональных и коммуникативных нарушений студентов.
Задачи:
1. Активизация размышлений о значимости здоровья и здорового образа жизни;
2. Расширение знаний о зависимостях.
3. Знакомство с основными причинами, признаками и последствиями интернет-зависимости.
4. Воспитание ответственного отношения к личному времени
5. Знакомство с правилами безопасного использования интернета.
6. Развитие навыков эффективного использования компьютера, интернета.
План:
I. Вступительная беседа
1. Дискуссия о здоровье
2. Разговор о зависимостях
3. Обсуждение проблемы виртуальной зависимости
Использование интернета для проведения исследований как технологии ...
... лиц старшей возрастной группы, то есть пенсионеров. [2] интернет связь общественность психологический Пример использования интернета для психологического исследования Предположим, существует необходимость провести исследование ... связям с общественностью, поскольку именно они закладывают фундамент использования интернет-технологий в PR-целях. Специалисту по связям с общественностью, применяющему ...
II. Интернет как источник зависимости
1. Рассказ об истории Интернета
2. Признаки виртуальной зависимости
3.Проведение теста с учащимися «Являетесь ли Вы интернет-зависимым?»
4. Причины виртуальной зависимости
5. Расстройства личности как результат интернет-зависимости
6. Дискуссия: «Плюсы» и «минусы» Интернета
III. Правила безопасности
1. Зависимость – отказ от альтернатив
2. Рекомендации подросткам
3. Правила работы в Интернете
IV. Подведение итогов
Конспект кураторского часа
- Вступительная беседа
1. Дискуссия о здоровье
Проблема для обсуждения: «Что такое здоровье? Какие факторы разрушают и сохраняют здоровье?». Ответы школьников фиксируются на доске.
Далее следует обобщающий рассказ учителя о здоровье с показом презентации:
Здоровье – состояние полного физического, душевного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Факторы, разрушающие физическое благополучие:
Информационная зависимость
... Интернет-зависимости Надо отметить, что по сравнению с зависимостями от алкоголя и наркотиков, Интернет-зависимость в меньшей степени вредит здоровью ... социуме. Как наркотик, общение в Интернете может создавать иллюзию благополучия, кажущуюся возможность решения реальных проблем. ... планировать свою деятельность (как следствие возможно отсутствие постоянной работы). Эти люди, часто отказываются от ...
– болезни;
– зависимости;
– лень;
– неправильное питание;
– отсутствие чистоты и др.
Факторы, укрепляющие физическое благополучие:
– отсутствие вредных привычек и зависимостей;
– правильное питание;
– отсутствие болезней;
– гигиена;
– прививки;
– движение и труд и др.
. Факторы, разрушающие психологическое благополучие:
– конфликты;
– нарушения в эмоциональной сфере;
– стрессы;
– плохой характер и др.
Факторы, укрепляющие психологическое благополучие:
– оптимизм;
– навыки бесконфликтного общения;
– умение справляться со стрессами;
– умение находиться «здесь и сейчас» и др.
2. Разговор о зависимостях
– Какие виды зависимостей вы знаете?
Изучение интернет-зависимости у подростков
... ее возникновения. Гипотеза: у детей среднего и старшего школьного возраста существует Интернет-зависимость и игровая зависимость. Интернет, его «патологическое использование» В Чикаго на ежегодном собрании американских психологов был ...
Ответы студентов записываются и обобщаются в таблицу.
Виды зависимостей:
• Игровая (гемблинг).
• Виртуальная.
• Зависимость от внешности.
• Зависимость от пищи.
• Зависимость от работы.
• Потребление (шоппинг).
• Мобильная зависимость.
• Рекламная зависимость.
• TV – зависимость.
• Зависимость от идеологий (религиозные движения).
• Лекарственная.
– Если быть придирчивым к формулировкам, можно сказать, что все мы от чего-то зависимы. Как минимум, в качестве существ, живущих на земле, мы зависимы от силы гравитации, от наличия кислорода, от определенного климата, от воды, еды, от различных факторов, обеспечивающих наше физическое выживание. В определенной мере человек зависит от социума, в котором живет. Он вынужден учитывать и его наличие, потому что «жить в обществе и быть полностью свободным от общества нельзя».
Но это все зависимости, естественные. А есть зависимости, которые часто называют патологическими. Это – зависимости, ограничивающие нашу свободу и негативно влияющие на здоровье (вспомним определение здоровья).
И вот тут проходит очень тонкая грань – где заканчивается, к примеру, привязанность к кому-то или к чему-то, увлечение кем-то или чем-то и начинается болезненная, патологическая зависимость.
О зависимости можно говорить тогда, когда человек ничем другим заниматься не может и не хочет, несмотря на то, что от излишних доз самого занятия тоже испытывает определенный дискомфорт. Основное отличие зависимости от увлечения – она мешает жить, и, в первую очередь, самому человеку, а не только его окружению.
Влияние компьютерных сетей на человека
... момент можно считать официальным началом ARPAnet - сети, которая в итоге мутировала в Интернет. * 1989 - Тим Бернерс-Ли, ученый- ... компьютера, что несравненно легче, можете стать полноправным жителем виртуального мира Internet. Для инвалидов компьютер часто остаётся ... другими людьми. Сегодня сотни тысяч людей видят в своих виртуальных сообществах вполне реальную нить, связующую их с жизнью, ...
3. Обсуждение проблемы виртуальной зависимости
«Киберпространство – это согласованная галлюцинация, которую каждый день испытывают миллиарды» (Уильям Гибсон).
Задание: детям предлагается подобрать ассоциации к слову «компьютер» (необходимость, жизнь, паутина и др.).
Через анализ ассоциаций психолог (или педагог) может выйти на тему виртуальной зависимости, вытесняющей реальную жизнь.
II. Интернет как источник зависимости
1. Рассказ об истории Интернета
Задание: кому-то из студентов предлагается заранее самостоятельно ознакомиться с историей развития Интернета и сделать доклад для всего класса. Другой ученик озвучивает материал об известных людях, внесших свой вклад в развитие компьютерной сети.
Общие сведения: Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая связывает между собой как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей ПК. Интернет постепенно становится основным средством корпоративного общения, уступая пока телефону. Когда два или более компьютеров связывают постоянным соединением для обмена данными, говорят о создании компьютерной сети.
По Интернету происходит поиск информации, рассылаются пресс-релизы, устраиваются конференции, выставки, интервью и т.д. Обычный, «домашний» пользователь имеет все шансы по Интернету не только заказать любой товар с доставкой на дом или узнать погоду, но и познакомиться, пообщаться. Некоторым даже удается вступить в брак в результате знакомства по Интернету.
Сегодня Интернет не охватывает только несколько стран Африки и Восточной Азии. Количество машин в Интернете – около 20 млн., количество пользователей – в 5–10 раз больше.
2. Признаки виртуальной зависимости
Рассказ преподователя:
— От практикующих психиатров все чаще поступают данные об увеличении количества пациентов, основные жалобы которых связаны с влиянием Интернета. В августе 1999 г. примерно 83 млн. американцев были подключены к Интернету, и это число неуклонно растет. В 2000 г. оно выросло уже на 12 млн. Вместе с возрастающей популярностью Интернета должно увеличиться количество больных, что может оказаться серьезной проблемой для общества, тогда как о методах лечения и о природе болезни пока известно очень мало.
Интернет-зависимость 2
... склонности" (КОС) 5. Тест-опросник К. Янг на выявление Интернет-зависимости. После проведения данных методик мною были выявлены следующие результаты: ... опрошенных испытуемых. 45 человек уверены в том, что эта проблема недостаточно хорошо освещена в СМИ. Это действительно так. ... друзьями, нежели проводить это время с друзьями из сети Интернет. Также могу заметить, что во время проведения данной ...
Компьютерная зависимость – это далеко не только навязчивая игра в компьютерные игры («стрелялки» – Doom, Quake, Unreal и др.).
«Интернет-зависимость» – это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями.
. Некоторые признаки виртуальной зависимости:
• Пристрастие к виртуальным знакомствам – избыточность знакомых и друзей в Сети.
• Навязчивая потребность в Сети – игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах.
• Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.
Доктор Маресса Гехт Орзак, директор службы компьютерного привыкания клиники McLean Гарвардского университета (США), выделила ряд психологических и физических симптомов, характерных для интернет-зависимости.
Психологические симптомы:
- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
- невозможность остановиться;
- увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
- пренебрежение семьей и друзьями;
- ощущение пустоты, депрессии, раздражения при нахождении не за компьютером;
- ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
- проблемы с работой или учебой.
Физические симптомы:
- синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
- сухость в глазах;
- головные боли по типу мигрени;
- боли в спине;
- нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
- пренебрежение личной гигиеной;
- расстройства сна, изменение режима сна.
Согласно исследованиям доктора Кимберли С. Янг, профессора психологии Питсрбургского университета в Брэдфорде (США), опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:
Интернет и психологические исследования 2
... от посетителей Сети и ее пользователей можно назвать "жителями" Интернета. Критериями отбора испытуемых служила степень их эмоциональной, финансовой и временной вовлеченности в жизнь Сети. Использовались ... тестирование прошли 2615 пользователей сети, из них 1324 мужчины, женщин - 1291. Столь широкий охват испытуемых позволяет устанавливать достаточно "тонкие" зависимости и влияния, например, ...
- навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
- предвкушение следующего онлайнового сеанса;
- увеличение времени, проводимого в онлайновом сеансе;
- увеличение количества денег, расходуемых на Интернет.
3. Проведение теста с учащимися «Являетесь ли Вы интернет-зависимым?»
Доктор Кимберли С. Янг разработала краткий тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от Интернета:
- Чувствуете ли вы себя озабоченным Интернетом (думаете ли вы о предыдущих онлайновых сеансах и предвкушаете ли последующие)?
- Ощущаете ли вы потребность в увеличении времени, проведенного в Сети?
- Предпринимались ли вами или вашими родственниками безуспешные по пытки контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета?
- Чувствуете ли вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование Интернетом?
- Находитесь ли вы в онлайновом режиме больше, чем предполагали?
- Были ли у вас случаи, когда вы рисковали получить проблемы в учебе или в личной жизни из-за Интернета?
- Случалось ли вам лгать членам семьи, врачам или другим людям, чтобы скрыть время пребывания в Сети?
- Используете ли вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)?
Пациент считается интернет-зависимым в случае пяти или более положительных ответов на эти вопросы.
Стресс в жизни и деятельности человека
... жизни человека. На основе своего исследования они составили шкалу («Шкала жизненных перемен, вызывающих стрессовые воздействия»), в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости ... связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека. Факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс. 1. Перегрузка ...
4. Причины виртуальной зависимости
– Как думаете, в чем причина такого поведения?
Влечение к Интернету развивается благодаря четырем главным факторам:
• доступность разнообразной информации;
• широкая интерактивность, постоянное общение;
• персональный контроль за информацией о себе, позволяющий создавать определенный «образ»;
• анонимность передаваемой информации.
5. Расстройства личности как результат интернет-зависимости
Поглощенность Интернетом влияет на появление расстройств в поведении человека.
Вот некоторые из них:
1. Ложь и даже совершение криминальных действий типа просмотра и скачивания непристойных видеоматериалов (порнография и др.).
2. Уход от реального мира с его эмоциональными проблемами (например, стресс, депрессия, беспокойство) или же от простых жизненных сложностей (обилие работы, проблемы в учебе, расстройства в семье).
Мгновенное бегство в фантастический мир – здесь Интернет служит поддержкой для привыкания, за которым следует:
– ухудшение настроения;
– психологические разногласия с окружающими.
Вначале зависимость проявляется в том, что вместо занятий такими обычными делами, как стирка, стрижка газона или посещение магазинов, люди сидят перед компьютером. Повседневные заботы игнорируются. Виртуальный мир, в котором человек чувствует себя намного комфортнее, чем в реальной жизни, создает угрозу для успешности в реальной жизни.
Здоровый образ жизни и его необходимость в жизни современного человека
... других сторон образа жизни ». Здоровый образ жизни воплощает грань образа жизни, органически присущую обществу и направленную на заботу о людях. Здоровый образ жизни выражает и ... тельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребностей человека. Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации ...
3. Отдаление людей, сужение социальных контактов. Это выражается в усилении стереотипности поведения. Всякая кибер-зависимость негативно влияет на внутрисемейные отношения и стабильность семьи как таковой (у школьников приводит к конфликтам с родителями, у взрослых заканчивается разводом).
4. Возникают серьезные проблемы с учебой, потому что школьники или студенты посещают не относящиеся делу сайты, часами болтают в чатах, беседуют с знакомыми и играют в интерактивные игры вместо занятий. У них появляются проблемы с выполнением домашних заданий, подготовкой к экзаменам.
5. Низкий контроль за количеством времени, проведенного в Сети. В результате нарушается режим, сон.
6. Дискуссия: «Плюсы» и «минусы» Интернета
Задание: группа поделен на микрогруппы, им предлагается самим подумать и перечислить положительные и отрицательные стороны Интернета.
Положительные моменты Интернета:
– развитие технического прогресса;
– доступ к разнообразной информации;
– доступность и легкость покупок.
Отрицательные моменты Интернета:
– широкие знакомства – зависимость;
– теряется навык реального общения;
– портится язык (словарный запас);
– меняются цели человека;
– виртуальная реальность замещает действительную.
III. Правила безопасности
1. Зависимость – отказ от альтернатив
Задание: сначала предлагается самостоятельная работа по группам. Студентам необходимо обозначить «жертвы» виртуальной зависимости и правила работы в Интернете.
Злоупотребление Интернетом ведет к негативным последствиям:
• к социальной изоляции;
• к усиливающейся депрессии;
• к распаду близких отношений, семьи;
• к неудачам в учебе;
• к финансовому неблагополучию и к потере работы (в перспективе).
– Зависимость – это особый путь жизни, связанный с поиском «идеальной» реальности. При помощи зависимости человек убегает от дискомфорта действительности. Однако, будучи найденной, новая искусственная реальность разрушает здоровье и жизнь. Вначале – удовольствие и наслаждение. Однако через некоторое время наслаждение начинает требовать все больше сил, времени и быстро поглощает всю жизнь человека. Это неизбежно заставляет страдать как его самого, так и окружающих его людей.
Противоположностью зависимости является независимость – понятие, тождественное свободе. Свобода для человека – это свобода выбора между самовыражением и рабством зависимости. Свобода выбора присутствует только в случае самовыражения. Поэтому выбор себя и назван свободным. В случае предпочтения зависимости человек лишается любых альтернатив.
2. Рекомендации подросткам
1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путем человек становится совершеннее.
2. Определите свое место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке.
3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!
4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.
5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, – нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!
6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.
7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.
8. Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.
9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.
10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».
11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.
3. Правила работы в Интернете
В конце занятия студентам раздаются памятки, которые они изучают самостоятельно и потом озвучивают в группе:
1. Не разглашать всю личную информацию (имя, адрес, номер телефона, адрес электронной почты, номер школы, ФИО родителей).
2. Использовать трудноопределимые экранные имена.
3. Не оставлять в Интернете информацию о кредитных картах.
4. Не доверять незнакомцам. В Интернете каждый человек может прикинуться не тем, кто он есть на самом деле.
IV. Подведение итогов
— Каковы основные причины и признаки интернет-зависимости?
— Каковы последствия виртуальной зависимости?
— С какими правилами безопасной работы в интернете вы познакомились сегодня?
Литература:
1. Колосова Е., Хромова Ю. Интернет-зависимость – миф или реальность?
http://ruk.1september.ru/article.php?ID=20080
2. Интернет-зависимость в подростковой среде
3. Пережогин Л. О. Интернет-аддикция в подростковой среде.
http://cyberpsy.ru/2011/05/perezhogin-l-o-internet-addikciya-v- podrostkovoj-srede/