- ССР, ВД и ОН в период младенчества.
- Особенности физического развития младенца.
- Особенности сенсомоторного развития.
- Развитие других психических функций: мышление, память и речь.
- Кризис 1 года
Вопрос 1: сср, вд и он в период младенчества.
Социальная ситуация развития: это по-прежнему ситуация объективно необходимых отношений, эмоционально-непосредственного общения со взрослым. По Л.С. Выготскому – ситуация «Мы».
«Вся жизнь и поведение младенца опосредуются взрослым либо реализуются в сотрудничестве с ним» (Л.С. Выготский).
В силу своей возрастной беспомощности ребенок оказывается максимально социальным существом. Поскольку все приспособления к действительности осуществляются младенцем при помощи взрослого, то взрослый человек является для младенца всегда «психологическим центром» всякой ситуации. Это означает, что отношение ребенка к миру является зависимой производной величиной от самих непосредственных его отношений к взрослому человеку. Отсюда понятно, почему любая потребность младенца, в чем бы эта потребность ни заключалась, постепенно в процессе развития становится для него потребностью в другом человеке, в контакте с человеком, в общении с ним (Л.И. Божович, Л.С. Выготский).
Младенец стремится к особым личностным контактам со взрослым, добивается его внимания и одобрения. Дети ищут оценки взрослыми их успехов в выполнении игровых, предметных действий. Положительное отношение взрослого к действиям ребенка вызывает у него радостное переживание (М.И. Лисина).
Как показывают многочисленные и печальные факты развития детей первого года жизни, отсутствие любви и внимания взрослых, улыбок, взглядов и разговоров с младенцами ведет к серьезному отставанию многих сторон психики.
Зависимость младенца от взрослых приводит к тому, что отношение ребенка к действительности и к самому себе всегда преломляется через призму отношений с другим человеком. Отношение ребенка к действительности с самого начала оказывается социальным, общественным отношением.
Общаясь со старшими детьми и взрослыми, ребенок действует на уровне, превышающем его возрастную норму. Сотрудничество с превосходящими его по опыту и знанием партнерами помогает ребенку выходить за рамки своих актуальных возможностей и выходить в «зону ближайшего развития», позволяя ему реализовывать и наращивать свой потенциал с каждой новой встречей.
Развитие произвольности поведения ребенка дошкольного возраста ...
... специфические этапы развития произвольности ребенка от ... 1.3 «Формирование произвольных движений младенца»………………… 1.4 «Слово как ... отношении. Проблема воли и произвольности является основной для психологии личности и её развития ... ребенка, которая заключается в преодолении сложившихся стереотипов поведения. В связи с этим основным предметом наших исследований были переходные формы действия в ситуации ...
Действия, которыми овладевает ребенок под руководством взрослого, создают основу для психического развития. Таким образом, уже в младенческом возрасте обнаруживается общая закономерность психического развития – психические процессы и качества складываются под решающим влиянием условий жизни, воспитания и обучения.
Ведущая деятельность: эмоционально-непосредственное общение ребенка со взрослым (Д.Б. Эльконин).
Роль этой деятельности в развитии велика. С одной стороны, именно в этой деятельности закладывается потребность, которую, по мнению детских психологов, необходимо развивать – потребность в другом человеке. С другой стороны, взрослый, являясь эталоном, образцом для развивающегося человека, формирует модель всех систем психики, которые закладываются и развиваются на данном этапе. Кроме того, внимание и доброжелательность взрослых вызывает у ребенка яркие радостные переживания, которые, в свою очередь, повышают жизненный тонус ребенка, стимулируют все его функции. Эксперименты с младенцами 2 и 4,5 месяцев показали, что насыщенное (ласковое, доброжелательное) эмоциональное общение со взрослым приводит к мощному скачку не только в эмоциональном развитии (что само по себе ценно), но и в развитии манипулятивных действий – дети раньше овладевают хватанием, дольше и разнообразнее действуют с игрушками, быстрее овладевают более точными и регулируемыми действиями.
Уже в комплексе оживления обнаруживается положительное отношение ребенка к взрослому, и оно нарастает во всем периоде младенчества. Если малыш капризничает, то взрослый, подошедший к ребенку, может поднять его настроение, и далее ребенок может опять заниматься своими погремушками, которые его перестали было интересовать.
Эмоциональное общение со взрослым проходит несколько стадий (М.В. Попова):
- непосредственное общение (общение ради общения);
- общение по поводу предметов;
- общение как совместная деятельность.
Общение ради общения, в основе которого лежит обмен выражением нежности и ласки, так называемая ситуативно-личностная форма общения, длится короткое время – от 2 до 6 месяцев, но играет очень важную роль в развитии. В общении со взрослыми малыш начинает интересоваться предметами, сначала теми, которые принадлежат взрослому, а затем и другими. Возникает стремление поделиться со взрослым своими переживаниями.
В конце первого полугодия, когда ребенок осваивает манипуляции с предметами, характер общения со взрослым преобразуется. Общение ради общения уступает место общению по поводу предметов, игрушек. Наступает этап ситуативно-делового общения (М.И. Лисина), которое обслуживает «деловые» интересы малыша: ребенку надо достать, выдвинуть, вложить – все это ребенок затрудняется делать без помощи взрослого и обращается к нему.
Обращение ребенка к взрослому в этот период очень специфично. Ребенок использует доступные ему формы общения – экспрессивные действия (улыбка, вокализация, активные двигательные реакции).
Но вскоре сотрудничество со взрослым по поводу предмета становится контекстом для появления активной речи и создает условия для развития предметной деятельности, которая будет ведущей на следующем возрастном этапе.
Разрешения конфликтов: дети — взрослые
... и другие формы девиантного поведения среди подростков. Разрешения конфликтов: дети — взрослые Во взаимоотношениях взрослых друг с другом общество устанавливает, как можно выражать ненависть и ... традиций, развитие взаимопомощи, взаимной ответственности, доверия и уважения; • формирование культуры общения. Разрешение семейных конфликтов может быть обеспечено достижением согласия по спорным ...
Значение «делового» сотрудничества для развития ребенка зафиксировано в исследовании В.В. Ветровой. Экспериментатор показывает ребенку привлекательную игрушку, затем отодвигает ее подальше, чтобы ребенок не мог до нее дотянуться. Ребенок пытается достать игрушку, взрослый помогает ему только в том случае, если он активно произносит название игрушки, повторяя за экспериментатором. В этих условиях между ребенком и взрослым разворачивается общение по поводу предмета. Когда ребенок решает задачу на активное называние игрушки, он овладевает новым классом задач: учится строить поведение по образцу, задаваемому взрослым. Переориентировавшись на взрослого, ребенок отказывается от прежнего способа действия и, опираясь на поддержку старшего, осваивает новый прием, приводящий его к цели. В последующем ребенок лишь символически обозначает овладение игрушкой, коснувшись ее пальчиком, а потом жестами просит взрослого вернуть ее на прежнее место, после чего возобновляет совместную с взрослым деятельность с предметом, включаясь в своеобразную «игру в называние».
Наконец, третья ступень в развитии общения – общение как совместная деятельность. Состоит оно в том, что
- взрослый руководит действиями ребенка;
- ребенок обращается к взрослому за помощью и содействием.
В 4-5 месяцев общение приобретает избирательный характер: ребенок отличает своих от чужих, незнакомый человек может вызвать испуг.
Огромную роль в развитии психики на этапе младенчества играет ярко выраженная подражательная способность ребенка. Через подражание действиям взрослого ребенок осваивает способы обращения с предметами быта, что способствует лучшей ориентировке ребенка в окружающей его среде.
В 7-9 месяцев ребенок внимательно следит за движениями и речью взрослого. Действие он воспроизводит не сразу, спустя несколько часов, иногда подражание возникает после многократного показа. Эти приобретения начинают затем использоваться и для знакомства с предметным миром, что приводит к общему значительному прогрессу когнитивных процессов у детей.
Центральные новообразования младенческого периода – потребность во впечатлениях (Л.И. Божович) и потребность в общении со взрослым (В.С. Мухина), становление ходьбы и появление автономной речи.
Именно эти новообразования к концу первого года создают условия для постепенного разрушения сложившейся социальной ситуации развития (ситуации «Мы»).
Основой общения ребенка со взрослым к концу младенчества становится удовлетворение им потребности во впечатлениях. Потребность во впечатлениях побуждает исследовательскую деятельность ребенка и формирующуюся познавательную потребность, которая толкает ребенка все шире и глубже входить в окружающую среду и овладевать ею.
Однако ребенок не может сам без помощи взрослого овладевать усложняющимися формами познавательной деятельности и тем самым удовлетворять потребность в более новой и сложной информации. Для удовлетворения этой потребности он нуждается в другом человеке. Взрослый вводит ребенка в окружающий мир, организуя его восприятие и его действие.
К 2–2,5 месяцам под влиянием воздействий взрослого и при его помощи складывается коммуникативная потребность, или потребность в общении. Потребность в общении, возникая на основе потребности во внешних впечатлениях, впоследствии приобретает для ребенка самостоятельное значение и имеет самостоятельный путь развития. Потребность в общении характеризуется следующими признаками (А.Г. Рузская):
- интерес к взрослому,
- эмоциональное отношение к нему,
- инициативность в налаживании контактов со взрослым,
- чувствительность к его оценкам.
Потребность в общении со взрослым в это время имеет специфический характер – по своему содержанию это потребность в доброжелательном внимании, обмене положительными эмоциями.
В дальнейшем в процессе игры и обучения одобрение взрослого будет для ребенка основным показателем успешности его поведения и деятельности. Возникнув в жизни ребенка однажды, одобрение взрослого, выраженное в самых разнообразных формах – начиная от улыбки и подбадривания до словесной оценки, становится важнейшим мотивом поведения и деятельности детей, на основе которого будет формироваться притязание на признание.
Помимо потребности во внимании и одобрении, ребенок начинает испытывать необходимость и в сотрудничестве со взрослым – соучастии, одновременной практической деятельности рядом с ним. Удовлетворение именно этой потребности выводит ребенка на новый этап развития. Сочетание внимания, доброжелательности и сотрудничества взрослого характеризует сущность новой потребности ребенка в общении.
Вопрос 2: Особенности физического развития младенца
Рост здорового ребенка за первый год жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес – почти в 2 раза. Но больший интерес представляет другой аспект физического развития – ребенок начинает все более интенсивно и успешно двигаться, и, значит, приобретает большие возможности познания окружающего мира. Основные вехи физического развития младенца и примерные среднестатистические сроки их появления отражены в таблице.
Физическое развитие младенца
Врем появления движений |
Развитие моторики |
1 месяц |
|
2 месяца |
|
3 месяца |
|
4 месяца |
|
5 месяцев |
|
6 месяцев |
|
7 месяцев |
|
8 месяцев |
|
9 месяцев |
|
10 месяцев |
|
11 месяцев |
|
12 месяцев |
|
Вопрос 3: Особенности сенсо-моторного развития. Сенсорно-перцептивное развитие
На протяжении практически всего младенчества в центре развития находится сенсорика. Перцептивные системы еще не сформированы, и ощущения в большей степени определяют поведение ребенка. Поэтому все побуждения ребенка связаны с теми предметами, которые находятся в поле досягаемости, которые он может видеть, трогать или ощущать другими способами.
Развитие сенсорных аппаратов с самого начала включено во взаимодействие ребенка с ухаживающим за ним взрослым и происходит в процессе обучения. Взрослый наклоняется над ребенком, приближает и отдаляет свое лицо, отходит и приближается, подносит ребенку ярко окрашенный предмет и тем самым вызывает фиксацию взора ребенка на лице взрослого или игрушке, конвергенцию глаз и слежение.
Рассмотрим более подробно каждую из сенсорных систем.
Зрительное восприятие. В развитии зрительного восприятия участвуют развитие движений глаз и хватательные движения руки. Развитие движений глаз представляет собой формирование зрительного сосредоточения, следящих движений, конвергенции (согласованности) движений глазных яблок – бинокулярное зрение. У новорожденного глазки практически не фокусируются на внешнем предмете, возникает впечатление, что взгляд направлен внутрь. К 1 месяцу ребенок начинает выделять предмет из фона, останавливая на нем взгляд, замирая и совершая импульсивные движения ручками и ножками. Постепенно увеличивается время фиксации взора. К 2 месяцам сосредоточение становится достаточно длительным – 1,5-3 минуты, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. Становится возможным прослеживание движущихся предметов. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже и смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается, повизгивает.
Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие элементы. Когда младенцу показывают картинку с изображением широкой черной полосы на белом фоне, его взгляд не блуждает по всему полю, а сразу останавливается на границе черного и белого пространства.
Зрительные предпочтения: Если ему одновременно показать две картинки – однотонную и с вертикальными черными линиями, он дольше будут смотреть на второе изображение. Младенец проявляет больше внимания к изогнутым элементам, чем к прямолинейным; к фигурам концентрической формы, к изломам – переходам прямой линии в изогнутую. К 2-3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими ранее. Но реакция на новизну появляется только в узком диапазоне изменений. Не только хорошо знакомые предметы, но и совершенно новые объекты не привлекают надолго внимания ребенка. Более того, значительно отличающиеся от ранее увиденных предметы могут вызвать тревогу, испуг или плач.
Ребенок в этом возрасте различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. На цвет он может реагировать уже в 3-4 месяца: если его кормить только из красной бутылочки, он безошибочно выберет ее среди бутылочек других цветов. Эта реакция вырабатывается по типу условнорефлекторных связей. Активный же интерес к цвету появляется несколько позже – с 6 месяцев.
Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Ψ: Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на специальный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.
Для того чтобы развитие было эффективным, недостаточно только наличия зрительного анализатора, качественно заложенного в пренатальном периоде развития. Зрительная функция требует развития и тренировки. Необходимо, чтобы ребенка окружали предметы, различные по размеру, цвету, объему. Движения глаз лучше тренировать сначала из стороны в сторону по горизонтали, затем по вертикали и, наконец, по кругу. Для стимуляции развития лучше располагать игрушки на расстоянии примерно в 50см от глаз ребенка. Например, подвесив их на резинке в кроватке.
Развитие движений глаз лежит в основе перцепции. Положения ребенка должны быть разнообразными: это необходимо для рассматривания объектов с различных точек. Различный перцептивный опыт стимулирует развитие мозга и познавательных мотивов. Если ребенок находится в сенсорно однообразной среде, возникает эффект привыкания, и ребенок теряет интерес к окружающему миру.
Тактильная чувствительность. Огромную роль для психического и личностного развития имеют тактильные ощущения. Язык тактильных контактов является самым доступным. В процессе ощупывающих движений происходит развитие специфической тактильной чувствительности и превращение ладонной поверхности руки ребенка в упорядоченно работающий рецепторный аппарат.
Развитие зрительно-двигательных координаций завершается актом хватания с последующим удерживанием предметов. Акт хватания – первый организованный акт направленного действия. Это настоящая революция в развитии ребенка первого года жизни. Акт хватания организуется взрослым и рождается как совместная деятельность ребенка со взрослым.
Для того чтобы возникло хватание, необходимо, чтобы рука превратилась в орган осязания, чтобы она «раскрылась». Первоначально кисть ребенка сжата в кулачок. Пока рука не превратилась в орган восприятия, она не может стать органом хватания.
Развитие акта хватания
1-я фаза – период новорожденности: хаотические движения.
2-я фаза – 1-3 месяца: хаотические движения усложняются и координируются.
3-я фаза – 3-4 месяца: удается случайно захватить какой-либо предмет – тактильные ощущения приводят к возбуждению определенного участка в коре головного мозга, возникает удовольствие от успешности совершенного действия, желание повторить действие и удержать впечатление.
4-я фаза – появляется единое сенсомоторное поле: нужно одновременно видеть предмет и руку, которая тянется к предмету – акт хватания сформирован.
5-я фаза – совершенствование акта хватания, формируется тонкая моторика руки: сначала происходит захват предмета всей ладонью, потом участвуют пальцы в таком соотношении: 4-й и 1-й, потом добавляются 3-й и 2-й.
Хватание осуществляется под контролем зрения: в основе акта хватания лежит зрительное сосредоточение на объекте. При этом ребенок рассматривает и свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету. В процессе хватания формируются связи между изображением предмета на сетчатке глаза и его действительной величиной, формой и удаленностью. Принципиальное значение акта хватания разнообразных предметов на различном расстоянии с последующим удерживанием их, ощупыванием и одновременным рассматриванием заключается в том, что в этом процессе закладываются основы пространственного предметного восприятия. Таким образом, происходит развитие ориентации ребенка в пространстве и самостоятельное управление движениями.
Акт хватания имеет большое значение в развитии ребенка. Благодаря акту хватания возникает пространство – это пространство вытянутой руки, протяженность его невелика, но предмет вырывается из прежней схемы. До этого восприятие предмета осуществлялось через рот, теперь, когда ребенок тянется к предмету, рот закрывается. Благодаря акту хватания развивается рука: возникает противопоставление большого пальца остальным.
На основе акта хватания расширяются возможности манипулирования с предметом.
- Сначала манипуляции направлены на предмет, затем появляется направленность на результат.
- От 4 до 7 месяцев возникают результативные действия: в период от 4 до 7 месяцев, увидев предмет на досягаемом расстоянии, ребенок сразу же протягивает к нему руки и пытается его достать. Кроме того, ребенок перемещает предмет, двигает им, пытается извлечь из него звуки.
- В возрасте 7–10 месяцев формируются соотносимые действия: ребенок может манипулировать с двумя объектами одновременно, отдаляя их от себя и ссотнося их между собой, приближая один объект к другому, чтобы положить, поставить или нанизать на него что-то.
- К концу младенческого возраста – 10-12 месяцев и дальше – возникает этап функциональных действий: это более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, но если раньше ребенок выполнял эти действия одним показанным ему способом и на одних и тех же предметах, то теперь он пытается воспроизвести действия на всех возможных объектах.
Уровень развития манипулирования у детей первого года жизни зависит от ухода за детьми: при отсутствии педагогической работы родителей с детьми развитие движений задерживается. Организация специальной педагогической ситуации требует знания о том, какие игрушки, как и когда вводить в обращение с ребенком. Вывод на этот счет можно сделать на основании следующего исследования (Р.А. Абрамович):
1) слишком знакомые предметы, несмотря на яркость и четкость форм, вызывают отрицательное отношение к себе со стороны ребенка;
2) сложный по форме предмет, совершенно незнакомый ребенку, не вызывает сосредоточения и не замечается ребенком;
3) незнакомые предметы могут привлекать внимание ребенка только в том случае, если они появляются вместе с близким взрослым, который будет манипулировать предметом перед ребенком, сопровождая свои действия речью;
4) полузнакомый предмет больше всего привлекает внимание ребенка, тогда как слишком знакомый не привлекает;
5) совершенно незнакомый и неясный предмет совсем не привлекает ребенка.
Вопрос 4: Развитие других психических функций: мышление, память и речь в младенческом возрасте. Мышление
Восприятие и действия, о которых мы говорили ранее, – это та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. В течение года постепенно усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок. Сначала он решает задачи только в плане восприятия, затем используя двигательную активность. Добиваясь успеха, ребенок действует методом проб и ошибок. Ψ: отыскивая спрятанную под подушкой игрушку, он сначала переворачивает все подушки, попадающиеся ему на глаза.
Решение простейших познавательных задач
Возраст в месяцах |
Успехи |
Неудачи |
0-2 |
|
Когда на глазах у ребенка прячется предмет, не наблюдается никаких определенных действий |
2-4 |
Ребенок прослеживает взглядом движущийся предмет, который перемещается за экраном. Может научиться прослеживать предмет от одного места до другого |
Ребенок продолжает следить за движущимся предметом после его остановки. Ищет предмет на прежнем месте, когда видит его перемещение на новое место |
4-6 |
Ребенок больше не делает ошибок, характерных для 2-4 месяцев. Он находит предмет, частично закрытый платком |
Ребенок не может найти предмет, который полностью закрыт платком |
6-12 |
Ребенок может найти предмет, который полностью закрыт платком |
Ребенок ищет предмет там, где находил его раньше, игнорируя то место, куда этот предмет спрятали у него на глазах |
Согласно Пиаже, ребенок до года находится в I периоде умственного развития – сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через 6 стадий, из которых 4 – до года.
- Упражнение рефлексов.
Дети «упражняют» все навыки, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого новорожденные еще умеют смотреть и слушать.
- Первичные круговые реакции
(1–4-й месяц жизни).
Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию (приспособление старых схем к новой информации).
Возникает взаимодействие между рефлексами. Ψ: голодный младенец может сосать свой палец – это действие не является врожденным рефлексом.
3. Вторичные круговые реакции
(4–8 месяцев).
Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие, ориентируясь при этом на внешние цели: ребенок может стучать по погремушке, чтобы услышать, как она гремит. У детей развивается способность восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление в 7-8 месяцев первых страхов (страх «чужого»), а также восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям.
- Координация вторичных схем
(8–12 месяцев).
Дети могут координировать свои сенсомоторные схемы для достижения внешних целей. Ψ: Малыш старается открыть крышку коробки, чтобы достать игрушку, которую у него на глазах положил туда отец. На этой же стадии малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода).
Память
Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов.
Первым появляется узнавание: дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами. Ψ: ребенок, получив новую куклу, какое-то время рассматривает ее, и на следующий день он может ее узнать. В 3-4 месяца зафиксировано узнавание в сфере зрения и слуха: ребенок узнает лицо и голос матери, различает предметы, связанные с кормлением. Он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле зрения. В 5-6 месяцев ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого, узнает близких и отличает их от чужих.
После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта. Ψ: если яркую игрушку спрятать под одним из двух одинаковых платков, немногие 8-месячные дети могут вспомнить через 1 секунду, где она лежит. К 1 году все дети находят игрушку через 1-3 секунды. Большинство из них вспоминает, под каким платком она находится, даже через 7 секунд после того, как ее спрятали.
Во II полугодии жизни у младенца начинают образовываться связи слова и предмета. В 7-8 месяцев при назывании взрослым предмета ребенок поворачивается к нему и смотрит на него. В 10-11 месяцев он может выбрать предмет по указанию взрослых. В конце первого года жизни появляется новая форма реакции на название предмета – указательный жест.
С процессом развития памяти тесно связан феномен детских страхов в этом возрасте. Неопределенность и детские страхи.
Примерно в возрасте 8–12 месяцев у младенцев начинают возникать определенные страхи, что, возможно, связано с развитием активной памяти и другими познавательными процессами. Обычно знакомое, но несколько видоизмененное явление вызывает у малыша особый интерес и улыбку. Но оно может также вызвать и состояние, называемое психологами чувством неопределенности, если малышу не удается сопоставить явление ни с одной из сложившихся у него схем. Например, ребенок может расплакаться, если мама наденет новую шляпу, в которой выгладит совсем по-иному, или впервые услышав голос, записанный на магнитофон. Если к тому же в это время ничто не отвлекает младенца от чувства неопределенности, беспокойство может усугубиться. Неопределенность, неспособность разобраться в отличающемся от знакомого явлении часто предшествует возникновению страха.
Самым распространенным в конце первого года жизни является страх перед незнакомыми людьми. При приближении незнакомцев восьмимесячный ребенок морщит лицо, переводит взгляд с него на мать и через несколько секунд начинает плакать. Если незнакомец подойдет к малышу медленно, заговорит с ним мягко, начнет с ним играть, возможно, малыш и не проявит никакого беспокойства, но почти наверняка ребенок испугается, если человек, которого он видит впервые, подойдет к нему быстрым шагом, будет вести себя слишком шумно или неприветливо, попытается взять ребенка на руки.
Страх этот можно объяснить, например, тем, что ребенок, сравнивая схемы знакомых ему лиц с впечатлением о незнакомце, не может соотнести их. Чем старше ребенок, тем он быстрее распознает отличия. Более того, младенцы постарше, сравнивая лицо незнакомца с восстановленным в памяти образом знакомого лица, не найдя сходства, теряются и могут расплакаться.
Еще один страх – страх перед расставанием с близкими проявляется наиболее ярко, когда младенца оставляют в незнакомой комнате или с незнакомым человеком. Реже страх проявляется, когда ребенка оставляют дома или с кем-то из знакомых ему людей. Увлеченному игрой годовалому малышу мать говорит, что она уходит, но скоро вернется, и исчезает за дверью. Малыш пристально смотрит ей вслед и через несколько секунд начинает плакать. Слепые годовалые дети тоже расстраиваются, когда мать уходит. Они этого не видят, но могут услышать по звуку шагов. Страх расставания обычно появляется между 7 и 11 месяцами, обостряется между 15 и 18 месяцами, затем постепенно ослабевает. Механизм: огорчение малыша при расставании можно, очевидно, рассматривать также как страх при виде незнакомца. После ухода матери у малыша сохраняется в памяти образ ее прежнего присутствия, и он сравнивает его с настоящим положением. И если младенец не может справиться с различением образов настоящего и прошлого, он теряется и может расплакаться.
Некоторые дети начинают плакать, как только мать направляется к двери. Возможно, что у более развитого малыша возросшая способность восстанавливать в памяти и сравнивать сопровождается умением прогнозировать – мысленно представлять возможные события. Способность к предвидению ближайших последствий устойчиво обнаруживается у детей после 8 месяцев.
Возникновение перечисленных страхов предположительно не зависит от условий жизни ребенка. У младенцев в различных регионах мира неожиданно между 8 и 12 месяцами возрастает ожидание неприятных событий после ухода матери (рисунок).
Более того, у детей, которых матери каждое утро оставляют в однодневных яслях, боязнь разлуки не появляется раньше и не менее сильна, чем у тех, за кем мать ухаживает постоянно.
Развитие речи
По мере развития слуховых и зрительных ощущений речевое общение со взрослым становится все более привлекательным и ребенок начинает отдавать предпочтение не тем, кто его только кормит и за ним ухаживает, а тем, кто с ним общается. Взрослый может гораздо дольше удерживать внимание ребенка системой воздействий, дающей все новые и новые впечатления.
Нарастающая потребность в общении со взрослым вступает в противоречие с возможностями общения. Это противоречие находит свое разрешение в развитии понимания речи другого человека, а затем и в овладении речью.
В первый год жизни осуществляется так называемое предречевое развитие: интенсивное развитие интонаций и появление псевдослов. Первые интонации появляются с первыми попытками привлечь внимание взрослого с помощью голоса. Интонация недовольства – появляется на самых ранних этапах и не меняется в течение жизни. Недовольство, когда ребенок ощущает дискомфорт от мокрых пеленок, голода, недостатка внимания. Интонация спокойного гуления – аналог повествовательной интонации у взрослых – появляется в состоянии удовлетворения, когда ребенок сыт, ощущает себя комфортно в окружающей обстановке и имеет время для бодрствования. К 3-м месяцам в арсенале ребенка появляются интонации радости и смеха; к 7 месяцам – эмоциональная интонация просьбы; к концу года – интонация вопроса. К 2 годам – интонации выпрашивания.
Стадии развития речи
Период невербального общения ребенка со взрослым проходит несколько этапов.
До 3-х месяцев в речевом развитии наибольшее значение имеет экспрессивная сторона общения.
После 3 месяцев появляется гуканье, гуление (гу, гх, кк). Ребенок прислушивается, подражает звукам.
После 6 месяцев появляется лепет (ма-ба), которым сопровождается все время бодрствования ребенка. Лепетным интонациям ребенка учит взрослый, который произносит так называемые детские слова, состоящие из ритмически повторяющихся слогов: «тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота». При достаточном эмоциональном общении взрослого с ребенком фонематический состав детского лепета соответствует составу взрослой речи. Здесь немалую роль играют подражательные способности ребенка. Подражание – одна из ярких потребностей и способностей ребенка. Эта способность открывает возможность обучения. Ребенок внимательно вглядывается в лицо взрослого, эмоционально произносящего над ним слова, и пытается воспроизвести движения артикуляционного аппарата. Часто при этом можно наблюдать, как ребенок старательно открывает рот, не произнося при этом звуков.
К концу года появляются псевдослова– сначала это окончания слов или ударные слоги, и, основное новообразование периода младенчества – автономная речь. К одному году младенец произносит от 4 до 15 слов. Пассивный багаж значительно богаче. Усвоение речи постепенно приобретает активный характер.
Автономная речь
Автономная речь представляет собой переходную форму речи – между пассивной и активной речью. АР называют иногда детским жаргоном или языком нянь (непосвященному эту речь понять невозможно).
По форме она является средством общения, а по содержанию не совпадает с языком взрослых.
Отличительные особенности ар:
- Артикуляционно и фонетически «слова» не совпадают с речью взрослого
- Одни и те же слова могут обозначать разные предметы
- Речь эмоционально окрашена, напоминает восклицания, сопровождается выразительными движениями головы, рук, ног и всего тела
- Общение эффективно только с людьми, посвященными в значение слов ребенка
Для адекватного развития речи очень важно благожелательное отношение к речевой активности ребенка, необходимо его стимулировать и поддерживать в этой активности. Однако взрослому не следует употреблять детских слов, речь взрослого должна быть образцом, и от того, насколько разнообразна лексика и правильна грамматика речи взрослого, зависит уровень освоения речи ребенком.
Речевое общение со звуконосящими предметами (телевизором, радио, магнитофоном) в отсутствии взрослого не способствует развитию речи ребенка. Известно, что, если родители оставляют малыша регулярно одного, и чтобы он не скучал, включают радио, ребенок может вообще перестать воспринимать звуки, и даже потерять слух, защищая себя тем самым от непонятного ему шума, не умея анализировать громкие и ненужные еще звуки.
Следовательно, восприятие ребенком речи необходимо специальным образом организовывать. Например, слушать вместе с малышом в течение 5–10 минут детскую сказку. При совместном прослушивании сосредоточенность взрослого передается ребенку, он учится наблюдать за тем, как слушает взрослый, и затем учится слушать сам.
Вопрос 5. Кризис 1 года
Кризис 1 года не является острым. Два противоречия лежат в его основе:
- к концу младенчества сформирован сенсорный уровень регулирования психики, но есть необходимость перехода на перцептивный уровень
- имеется невербальный уровень общения с миром, но есть необходимость перехода на вербальный
Это противоречие намечается к концу 1 года. Начинает разрушаться сложившаяся ситуация необходимого эмоционально-непосредственного взаимодействия ребенка с взрослым, который обеспечивал удовлетворение всех потребностей ребенка. До этого периода поведение ребенка определялось биологическими ритмами, психическая жизнь управлялась и направлялась взрослым. С расширением возможностей в когнитивной сфере, в открывшимися перспективами вербальных коммуникаций, с освоением способов самостоятельного передвижения у ребенка актуализируются новые потребности. Теперь он может вызвать в памяти образы предметов, и возникает желание немедленно их заполучить. Однако помешать осуществлению желаний могут ограничения со стороны взрослого, границы, установленные нормами и правилами, не доступными пока для понимания малыша. Все это фрустрирует ребенка, и он реагирует бурно и непосредственно. Возникают следующие реакции:
- гипобулические реакции – яркие эмоциональные взрывы истерического характера. Отмечаются проявления – крик, плач, топанье ногами, ребенок может броситься на пол и в истерике биться головой об пол, требуя желаемого.
- Капризы, угрюмость, плаксивость и т.д.
- Иногда возникают соматические реакции: повышение температуры, нарушение ритмов сна и отдыха, потеря аппетита и т.д.
Все перечисленные реакции отмечаются взрослыми как симптом трудновоспитуемости, однако являются по своему содержанию тренировкой ребенка в действии и определении границ собственного Я.
Кризис разрушает прежнюю ситуацию развития, в которой сформировались новые потребности, но не стали еще достоянием способы их удовлетворения. Освоение ребенком способности действовать с предметами и появление активной речи открывают новую ситуацию дальнейшего развития ребенка – ситуацию, опосредованную предметной деятельностью.
Таким образом, новообразованиями кризиса одного года являются – овладение ходьбой; появление автономной речи.
Ходьба становится основным средством передвижения в пространстве. В процессе овладения ходьбой отражается стремление к собственно человеческим; культурным формам передвижения.
Автономная речь, перерастая в активную речь – способствует установлению и поддержанию коммуникаций со взрослым.